Различные аппараты для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры и пр.).
Аудиометрия (синоним акуметрия) - исследование остроты слуха <#"justify">2. Применение технических средств в обучении слабослышащих и глухих детей
Использование технических средств обучения (ТСО) в специальных детских садах и школах играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих и слабослышащих детей.
В настоящее время в специальных учреждениях для глухих и слабослышащих используются разнообразные аудиовизуальные учебные материалы, в том числе экранные (кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, транспаранты или кодопозитивы, эпиобъективы) и экранно-звуковые средства обучения (кинофильмы, кинофрагменты, учебные телевизионные передачи, видеозапись). Все большее внимание уделяется использованию звуковых пособий (звукозапись), в частности на занятиях по развитию слухового восприятия. [5]
2.1 Оснащенность техническими средствами
Работа по развитию слухового восприятия может проводиться успешно лишь при использовании разного типа звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования как в школе, так и вне её. Все учебные помещения должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования стационарного типа, таким образом будут созданы условия для одновременной работы со всем классом, с группой учащихся. Аппаратура должна иметь индивидуальную регулировку усиления для каждого ученика на каждое ухо. Детей следует обучить ею пользоваться. В комплект обязательно включаются микрофоны для учителя и учащихся. Один микрофон на одного-двух (не более) учащихся. При проведении работы используется проводная, а также беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, основанная на радио принципе и обеспечивающая нужное усиление.
Каждый ученик и учитель должны иметь экран, позволяющий развивать восприятие речи только на слух.
В школе должна быть также стационарная звукоусиливающая аппаратура, предназначенная только для индивидуальной работы с учащимися. Чаще всего она используется при специальной работе над произносительной стороной устной речи слабослышащего на индивидуальных занятиях по формированию произношения, а в некоторых случаях (например, в начале обучения) - при тяжелой тугоухости и грубом речевом недоразвитии - для слуховой тренировки.
Школа должна располагать аудиометрами для проведения тональной и речевой аудиометрии.
Слуховой кабинет, школьный зал, где проходят выступления учащихся, лекции, концерты, собрания и т. п., следует оборудовать магнитной индукционной петлей.
Школьный зал рекреации, коридор, вестибюль надо радиофицировать, а также оборудовать помещения школы устройствами, позволяющими достичь нужного усиления речи неречевых звучаний.
Помещения для слухового кабинета и для проведения исследования слуха учащихся, а также специальные помещения для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формирования произношения должны быть звукоизолированными.
В школе должна быть определенная фонотека (набор грампластинок, магнитная пленка с записью разнообразного речевого материала, набор записи музыкальных произведений - вокальных, инструментальных, а также различного рода шумов и т.п.).
Чрезвычайно важно создать условия для обучения школьников восприятию речи по телефону. [5]
2.2 Использование технических средств в обучении глухих школьников
Наличие новой современной аппаратуры - видеомагнитофонов, диапроекторов с дистанционным управлением, графопроекторов, компьютеров и т.д. - изменяет традиционные методы проведения урока, формы изложения учебного материала, характер руководства познавательной и практической деятельностью глухих учащихся. Все аудиовизуальные средства в своем воздействии на учащихся взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы.
Статические экранные пособия (диапозитивы, схемы), демонстрируемые с помощью эпидиаскопа и другой проекционной аппаратуры, целесообразно использовать в тех случаях, когда требуется длительное и всестороннее рассмотрение предмета. Сурдопедагог демонстрирует каждую фотографию, иллюстрацию столько времени, сколько это необходимо для рассмотрения, осмысления, обобщения изучаемого объекта или явления, и в такой последовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.
Фотографии, рисунки, чертежи демонстрируются с помощью проекционных аппаратов, позволяющих увеличивать изображение в несколько раз. В этом случае активизируются ощущения и восприятие глухих детей, что способствует формированию четких наглядных образов и представлений.
Широкое применение в школе глухих находит графопроектор, с помощью которого можно проецировать любой материал - не только готовые диапозитивы, но и те рисунки, которые выполняются непосредственно перед уроком или даже в процессе урока на прозрачной пленке, стекле. В этом случае ученики видят процесс решения задачи в динамике. Рисунок можно дополнять по мере объяснения материала, что позволяет наглядно воспринимать части целого, соотношение его частей и т.д. При наложении кадров в нужном порядке становится возможным показать глухим детям последовательное преобразование какого-либо предмета, явления.
Среди статических наглядных пособий в школе глухих широко используются диафильмы, представляющие собой тематически объединенную серию картин. Познавательные задачи, заложенные в диафильме, можно сравнительно просто сочетать с разнообразными формами работы, применяя одновременно слово и текст. Диафильм целесообразно использовать при необходимости подробного анализа ограниченного числа последовательных, наиболее существенных явлений, процессов. Диафильмы промышленного производства можно широко использовать как в младших классах (на уроках развития речи, природоведения), так и в старших (на уроках литературы, истории, биологии, физики и др.).
В учебном процессе школы глухих используются также учебные кинофильмы и телепередачи, более информативные, чем статические пособия.
При использовании ТСО от сурдопедагога требуется тщательная подготовка, которая предполагает знание содержания материала, который будет демонстрироваться, четкую формулировку учебных задач, решению которых служит экранное пособие; определение цели использования пособия (для формирования установки, мотива учебной деятельности или в познавательных целях); четкое планирование урока - определение, в какой части урока и как будет использовано пособие, как оно будет сочетаться с другими методами (со словом, действием); адаптирование титров, подготовку вопросов и заданий для учащихся.[5]
сурдотехнический звукоусиливающий слабослышащий дети
2.3 Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)
Одним из условий эффективной работы по РСВ является использование ЗУА. Поэтому в школах и других общеобразовательных учреждениях используются звукоусиливающие приборы различного назначения (для коллективной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы). [1]
В настоящее время все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.
При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов:
использование ЗУА различного назначения;
условия смены одного типа аппарата на другой;
время использования;
соблюдение правил использования ЗУА. [12]
Вопросу развития слухового восприятия с помощью ЗУА всегда придавалось серьезное значение. Практический опыт и специальные исследования свидетельствуют о положительной роли использования различного рода ЗУА в учебном процессе.
Приступая к занятиям по развитию слухового восприятия, учитель должен определить для себя, какого типа ЗУА следует использовать с группой детей, в индивидуальной работе, в классе.
Существует мнение, что работу по развитию слухового восприятия следует начинать с ЗУА коллективного назначения. Объясняется это тем, что данная аппаратура имеет определенное преимущество перед другими видами ЗУА по своим тактико-техническим данным. Именно этот вид аппаратуры используется в классе начиная с первого года обучения. Исследованиями Кузьмичевой Е.И. (1976, 1981) доказано, что наряду с аппаратурой коллективного пользования целесообразно вводить ЗУА группового назначения. Такая аппаратура чаще всего успешно применяется на индивидуальных занятиях, где осуществляется и развитие слухового восприятия, и коррекция произношения. Исследованиями установлено, что введение индивидуальной ЗУА требует постепенного перехода от аппаратуры коллективного и группового назначения. Смена видов аппаратуры требует строго индивидуализированного подхода. Подготовка учащихся к смене вида ЗУА требует тренировки на другом виде ЗУА, постепенного перехода к параллельному использованию другого аппарата с увеличением времени и доли работы с индивидуальной аппаратурой. Конечной целью использования ЗУА различного назначения является переход к постоянному использованию индивидуальных аппаратов.
На фронтальных занятиях рекомендуется использовать ЗУА коллективного пользования. На групповых и индивидуальных занятиях используется ЗУА в соответствии с требованиями программы.
Правила пользования ЗУА:
правильно надевать телефоны;
научить учащихся снимать и надевать телефоны при выключенном регуляторе громкости;
бережно обращаться с микрофоном, как с самой быстро выходящей из строя частью ЗУА;
познакомить учащихся с правилами береженого отношения к кнопкам на панели управления, к проводам и другим частям ЗУА;
научить учащихся контролировать громкость своей речи, говорить ровным, спокойным тоном, регулировать силу голоса.
В работе с ЗУА учитель тоже должен придерживаться определенных правил:
проверить перед началом урока качество работы аппаратуры, устранить неисправность или сделать вызов технику для устранения дефектов;
включать аппаратуру в сеть только при выключении тумблеров питания усилителя; замену предохранителя в усилителе производить при обязательном отключении вилки из розетки электросети;
за 2-3 минуты до начала занятия включить вилку в розетку электросети, установить тумблер питания на усилителе в положение ВКЛ, проверить работу микрофона учителя, установить регулятором громкости необходимый уровень звукового сигнала в телефонах учащихся, проверить работу микрофонов учащихся; после окончания работы выключить тумблер питания и вынуть вилку из розетки электросети;
располагать микрофон перед ртом говорящего нужно так, чтобы выдыхаемая струя воздуха не попадала в микрофон, т.к. это создает дополнительный шум, который будет затруднять восприятие речи;
учителю нужно знать, что восприятие речи оказывает влияние на расстояние, на которое он удаляется от микрофона;
при использовании ЗУА учитель должен говорить спокойным, ровным, интонационно выдержанным и эмоционально окрашенным, разговорной силы голосом;
при работе со ЗУА следует исключить стук, хлопки, крики, т.к. это может вызвать предубеждение к работе с ЗУА со стороны учащихся;
в работе со ЗУА учитель должен знать, что не следует ею пользоваться при обострении любых хронических заболеваний уха, при появлении признаков утомления, болевых ощущений;
при работе со ЗУА следует помнить о соблюдении правил гигиены, особенно в слуховом кабинете и на индивидуальных занятиях в работе с аппаратурой коллективного или группового назначения, т.е. там, где одним и тем же аппаратом пользуется несколько человек в течение дня;
применение ЗУА расширяет возможности восприятия речи на слух. Звуки речи, ранее не допустимые слуху детей, при использовании ЗУА становятся различимыми. Важным является правильный выбор вида ЗУА на конкретный тип урока или занятия в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. [1]
2.4 Использование компьютеров в обучении детей с нарушениями слуха
Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к глухим детям. С помощью компьютера может быть создана особая (для каждого ученика) личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности. Благодаря компьютеру глухие дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах изучения. Компьютеризация обеспечивает формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы, утверждении глухого школьника как личности.
В настоящее время специальные школы оснащаются компьютерными классами, в НИИ коррекционной педагогики, на дефектологических факультетах педагогических вузов и университетов успешно работают компьютерные центры.
Компьютер в учебном процессе специальной школы применяется в двух аспектах: как объект изучения и как средство обучения. В соответствии с первым аспектом предполагается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют использовать компьютер для решения различных задач, для овладения компьютерной грамотностью.
Основные типы таких знаний и умений сводятся к следующему:
умение включать компьютер в работу; выбирать рабочую программу из библиотеки программ; запускать программу и общаться с компьютерной системой во время работы программы. Этот уровень вполне доступен даже глухим учащимся младших классов;
умение решать учебные задачи с помощью компьютеров; писать и редактировать тексты, создавать чертежи, уметь хранить информацию и осуществлять ее поиск, составлять простые программы с опорой на готовые алгоритмы, сочленять рабочую программу с программным обеспечением; составлять алгоритм решения учебных задач;
знание возможных областей применения ЭВМ, а также общих возможностей различных типов компьютеров.
Второе направление компьютеризации - применение ЭВМ как средства обучения - связано с выполнением как чисто учебных функций, так и функций управления учением. Последнее является более существенной характеристикой использования компьютеров. В специальном обучении ставится задача использовать компьютерные программы для коррекции нарушений и общего развития детей с недостатками слуха.
Создавая программы, необходимо учитывать как специфические, так и возрастные особенности детей. Часть программ, особенно в младших классах, разрабатывается в игровой форме. Эти программы требуют выполнения различных практических преобразований, предварительной поисковой, исследовательской активности ребенка. При этом правила игры лучше оформлять сюжетно, чтобы обеспечить положительные эмоции от игровой ситуации. Необходимо также, чтобы в игровой ситуации сохранились элементы условности, свобода выбора решающих факторов, широкие возможности применения метода проб и ошибок.
При этом необходимо обеспечить эффективную работу младших школьников с изображениями на дисплее. Сама же программа должна позволить ребенку провести управляемое обследование, в частности осматривание и рассматривание представленных на экране объектов. Желательно, чтобы с помощью ЭВМ (работающей в диалоговом режиме) давалась оценка качеству действие обследования (количество выделенных признаков, последовательность их выделения). [5]
В программах, созданных на русском языке, условно можно выделить четыре группы модулей:
группа - для работы над дыханием и голосом (модули: «Наличие звука», «Сила звука», «Громкость звука»)
группа - для работы над звуками речи («Звонкость звука», «Произношение звуков речи», «Построение спектров»)
группа - для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи («Звонкость звука», «Ударение», «Интонация»)
группа - для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля над собственной речью («Речевой ввод-вывод»)
Эти программы созданы для овладения русским языком в соответствии с физическими характеристиками русской речи и учитывающими психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста (красочность, игровой характер, речевой материал, соответствующий возрасту, оценка действий ребенка и др.). Они позволяют широко использовать различные анализаторы (кинестезический, зрительный, слуховой) и их сочетания.
Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих и слабослышащих детей, поэтому они обращены к кинестезическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика, его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели.
Компьютерные программы предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения головных телефонов. Ученик может прослушать не только речь учителя, но и свою собственную речь в момент произношения. Также компьютерные программы обращены к зрительному анализатору. Каждый модуль программы имеет свое цветовое оформление, на экране движутся фигурки людей, животных, сказочных персонажей и т.д. Например, в программе «Речевой калейдоскоп» в модуле «Замок» представлена красочная сценка: средневековый замок на берегу моря, у замка солдаты и пушка, охраняющие его. Если ребенок правильно произносит звук, то корабль разрушает замок.
Компьютерные программы способствуют когнитивному развитию детей. Каждый модуль программы имеет свое содержание: факир заставляет змею подниматься до определенного уровня, марсианин отражает нападение космических кораблей, Знайка собирает слово из букв в соответствии с картинкой и схемой слова. По ходу выполнения основной задачи - достижения чистоты произношения ребенок решает мыслительные задачи.
Таким образом, компьютерные программы содействуют не только формированию произносительных навыков РСВ, но и развитию мыслительной деятельности.
В ходе обучении детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:
сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т.д.);
закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);
самостоятельная работа над звуками реич, произношением и восприятием речи.
Формы оценки деятельности ребенка:
вербальная - в виде надписи «Молодец!», «Ух, наелся!», «Мало поел!» и др.
слуховая - в виде музыкального подарка, сочетающегося с каким-либо рисунком.
Программа помогает формировать произвольное, управляемое внимание и в тех случаях, когда ребенок получает инструкцию для работы с заданием не только перед его выполнением, но и в процессе выполнения. При этом целесообразно давать указания по мере выполнения тех или иных его частей. Важно также постепенно сокращать ситуации, а также время на объяснение заданий. Это позволяет учителю концентрировать внимание учеников.
Однако использование компьютера в обучении младших школьников может дать и отрицательные эффекты. Наиболее существенны среди них: адинамия, нарушение общения и обеднение (формализация) заданий.
Адинамия возникает из-за самого характера работы на ЭВМ. Она может отрицательно сказаться на физическом развитии и координации движений, которые происходят в этом возрасте. Нарушение общения может произойти из-за того, что разрушается социальная ситуация развития и компьютер становится основным партнером для общения. Обеднение знаний является следствием несопоставимости объектов, которыми ребенок оперирует в реальной жизни и на экране дисплея. Материальные предметы, с которыми имеет дело ребенок, осязаемы и наглядны, их элементы вполне конкретны и доступны пониманию, и главное - предметы включены в реальную деятельность. Процессы, лежащие за гранью движения экранных объектов, остаются за пределами понимания детей. Это может представлять серьезную опасность. Однако отрицательные эффекты могут быть сняты за счет специальной организации педагогического процесса. Станет ли компьютер средством интенсификации обучения и интеллектуального развития младших школьников или затормозит и исказит это развитие - зависит целиком от системы обучения.
В настоящее время разработан ряд специализированных программно-методических комплексов для использования в качестве новых средств коррекции и общего развития детей с недостатками слуха. Это специализированные компьютерные программы, разработанные в ИКПРАО (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская). Например, «Мир за твоим окном», комплекс программ, нацеленный на овладение коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различных ситуациях требует как односложных ответов, так и развернутых.
При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом целенаправленной познавательной деятельности и предметом анализа являются:
личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях («Четыре времени года»);
эмоциональная рефлексия на погодные явления, словесное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);
использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач; выделение существенных параметров житейских ситуаций как ориентировочной основы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);
понимание текста и влияние контекста на понимание текста как целого («Рассказы о временах года»).
«Мир за твоим окном» содержит систему компьютерных упражнений, показывающую возможные методические подходы к решению этих задач. Практика использования этого комплекса программ показывает его преимущества перед другими программами аналогичного содержания и традиционными методами изучения ряда тем.
Компьютерная программа «Решение задач на движение» содержит новую педагогическую технологию решения традиционных задач (обучение решению задач на движение). Методическое руководство к ней определяет роль и место данных компьютерных упражнений в общей системе работы учителя математики, т. е. дополняет и развивает существующую методику.
Комплекс «Дельфа-130» («Видимая речь» IBM) содержит новую педагогическую технологию решения задач по коррекции и формированию произношения. Произносимые в микрофон звуки вызывают изменение рисунков на экране компьютера. Отработка элементов речи становится увлекательной игрой. Разнообразные упражнения и игры позволяют развить речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также устранять гнусавый оттенок голоса. Методическое руководство определяет принципы включения новой технологии в общую систему педагогической коррекции произносительной стороны устной речи.
Занятия на компьютере с помощью программы «Видимая речь» можно начинать с трехлетнего возраста, длительность занятий постепенно увеличивается - от 10 мин для трехлетних детей до 20-25 мин для детей 4-5-летнего возраста.
Программа обеспечивает дифференцированный подход к формированию и коррекции речи, реализация которого достигается «закладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения речевого материала ребенком. Запись речи каждого ребенка и прослушивание собственной речи способствуют выработке слухового самоконтроля и стимулируют к работе над произношением.
При работе с детьми дошкольного возраста последовательность применения модулей программы частично варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей, но в целом она может выглядеть следующим образом: «Звук» - «Включение голоса» - «Громкость» - «Гласные» - «Интенсивность и голос» -«Различия гласных». Работая с модулями программы, необходимо учитывать индивидуальные возможности детей и строить занятия с коррекционной направленностью, индивидуальной для каждого ребенка.
В первоначальный период работы над программой необходимо предъявление образца выполнения задания педагогом, в дальнейшем его помощь нужна лишь в случае возникающих затруднений, а также при включении элементов соревнования в процессе выполнения задания.
Работая с компьютером, следует соблюдать полисенсорный путь обучения произношению, используя все сохранные анализаторы ребенка.
Необходимо применять специальные коррекционные приемы работы над произношением: привлечение слухового самоконтроля, подражание артикуляции педагога, использование тактильно-вибрационной чувствительности, элементов фонетической ритмики. При работе с модулями «Громкость», «Интенсивность и голос» следует использовать дополнительный набор наглядного материала - картинок и табличек с речевым материалом в зависимости от темы занятия. Работая над ритмической структурой слова, необходимо подбирать и использовать двух- и трехсложные разноударные слова. В первоначальный период работы целесообразно применение табличек со словами в сочетании с предъявлением картинок. Подбор речевого материала осуществляется с учетом возрастных особенностей и произносительных возможностей неслышащих детей.
Как показывает опыт работы (Н.И. Белова), использование программы «Видимая речь» на индивидуальных занятиях при работе над произношением создает психологический и эмоциональный настрой у ребенка, необходимый для успешной работы.
Разработана специализированная оригинальная методика обучения детей с нарушениями слуха текстовому редактору на уроках языкового цикла. Показано, как можно формировать навыки работы с текстом на компьютере в рамках содержательной учебной деятельности, отвечающей возрастным интересам и задачам определенного этапа обучения ребенка. На примере текстовых редакторов обосновывается необходимость создания специализированных методических подходов к обучению детей с нарушениями слуха использованию общепринятых программных продуктов.
На уроках учащиеся меняют слова местами, вставляют пропущенные буквы и слова, предложения и абзацы, составляют тексты.
Таким образом, в ходе выполнения заданий на языковом материале решаются простейшие аналитические и синтетические задачи, развивается абстрактное мышление.
Новой задачей современного специального обучения является выявление той части неслышащих детей, которая наиболее способна к программированию как особому виду деятельности. ПМК «Играя, учимся "Logo"» реализует методический подход к выявлению этих детей в процессе длительного, целенаправленного обучения языку «Logo», организованного в игровой форме. В ходе выполнения заданий программ «Logo» происходит овладение пространственными понятиями. Наглядное представление пространственных отношений при манипулировании объектами на дисплее позволяет детям прочнее закреплять необходимые навыки. Практика показывает, что овладение пространственными понятиями происходит у детей с нарушениями слуха эффективнее, чем при использовании традиционных методик.
Рациональное применение компьютерных технологий способствует компенсации дефекта слухового анализатора, коррекции нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон психики. [5]
Заключение
Использование технических средств обучения (ТСО), в том числе компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих детей и обеспечивает решение ряда задач:
Повышение качества знаний учащихся. Использование ТСО позволяет познакомить глухих учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии, показать отдельные фазы этого развития, выделить в сложном те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности. В результате создаются условия для обучения глухих учащихся умению анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать; расширяются возможности для формирования научных понятий.
Увеличение плотности уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся.
Обеспечение наглядности обучения. В результате применения ТСО создаются условия для более полного учета психофизиологических особенностей глухих учащихся, возможностей их познавательной деятельности. Характерными дидактическими особенностями ТСО, применяемых в школе, являются выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность. Это способствует лучшему восприятию и усвоению материала.
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения глухих школьников. При просмотре экранных пособий сурдопедагог может ставить перед учащимися проблемные вопросы и задания (например, на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию), активизируя тем самым познавательную деятельность и интерес к приобретению знаний.
Литература:
1. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». М: 2001.
. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.:2001 10
. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. - М.: Знание, 1984
. Потапова О.М. Лекции по истории сурдопедагогики.
. Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004
. Цукерман И. В., Беседы о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973;