Использование сказок в воспитании детей в условиях специализированного дома ребенка
Использование сказок в воспитании детей в условиях специализированного дома ребенка
Беликова Татьяна Анатольевна,
старший воспитатель
"От ее слов, - вспоминает Горький о сказках бабушки, - всегда оставалось до сего дня чувство крылатой радости, чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок, возбуждали желание самому творить чудеса". (М. Горький)
Дети, воспитывающиеся в доме ребенка - это дети, лишенные семьи, часто нежеланные. У большинства из них неблагополучный биологический анамнез: патологическое течение беременности и родов, заболевания периода новорожденности, в социальном анамнезе у этих детей всегда отмечаются факторы неблагополучия. Нередко сведения об анамнезе отсутствуют. Дети поступают в основном из стационара. Все они с перинатальным поражением нервной системы, многие имеют сочетанные заболевания. Очень важно, чтобы дети выросли, по возможности не испытывая недостатка ласки, эмоционального общения, чтобы им были обеспечены все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия.
Столкнувшись с проблемой в развитии и воспитании детей в доме ребенка, где, на наш взгляд, недостаточное количество эмоциональных впечатлений и способов их достижений, а также обратив внимание на реакцию наших детей-сирот при прочтении и театрализованном показе сказок, поняли, что именно это направление "сказка" поможет нашим детям ускорить темп развития и реабилитации, так как сказка присутствует в любом виде жизнедеятельности ребенка.
Работать в этом направлении сегодня просто необходимо, так как сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент для полноценного развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
сказка дом ребенок воспитательный
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Мы изучили и обобщили опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми раннего возраста, обеспечивающие детское развитие в целом и творческих способностей в частности и применили его в нашем учреждении.
Сначала мы проанализировали научно-методическую литературу в отношении роли сказки в системе воспитания и образования. Выяснили наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой.
Изучили и разработали собственную коррекционную методику внедрения сказки в жизнь детей, имеющим эмоциональные нарушения, для их правильного формирования и развития, чтобы они через сказки разных типов, научились быть добрыми и честными, умели сопереживать, желали быть похожими на положительных героев.
Для этого мы проводим театрализованные представления с использованием полумасок и элементов костюмов (медведь, заяц, лиса, волк и другие), музыкально-развлекательные досуги в форме сказки, кукольные спектакли (ширма, куклы "би-ба-бо"), используем настольный плоскостной театр "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", театр игрушек-фигурок с персонажами (петрушка, собака, кошка, медведь, заяц, лиса, бабушка, дедушка, внучка, лягушка, мышка), фланелеграф с набором персонажей и декораций.
Разрабатываем свои сказки, переделываем их под возраст и особенности наших детей, чтобы сказка всегда имела положительный конец. Например, в сказке "Колобок", Лиса не может съесть Колобка. Он у нас остается жив и возвращается к бабушке и дедушке. А также разрабатываем конспекты занятий, руководствуясь фольклорными и авторскими сказками.
В своей работе опираемся на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, а также на свой собственный опыт. Используем элементы сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич, А.М. Михайловым Д. Соколов, И. Вачков).
Сказка учит сопереживать героям сказки, дети начинают обращать внимание на настроение окружающих их людей. В них пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения произведений, с которыми его знакомит воспитатель.
Воспитатели несут в себе практическую задачу - привнести в доступной форме сказку в жизнь наших малышей. Дети в домах ребёнка лишены права постоянного контакта со значимым для него человеком - мамой. Ребёнок не дополучает ласки и эмоционального общения. В этом и есть основная причина многих детских комплексов, низкой эмоциональности, депривации. А это причина в отставании развития личности ребёнка.
Не секрет, что сказку дети воспринимают с большим интересом, чем рассказ или просто показ. Сказка социализирует детей, помогает в быту. Использование именно сказки создает условия доступные для понимания и осознания ребёнком его собственного внутреннего мира, развивает самосознание и знакомит с разрешением внутренних проблем в доступной, интересной сказочной форме, помогает осуществлять коррекцию асоциального поведения.
Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение тесно связано с эмоциями и психическими функциями: мышлением, речью, восприятием, вниманием, памятью, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Речь, как известно, у детей, находящихся в домах ребёнка очень отстаёт от сверстников, воспитывающихся в семьях. Сказывается дефицит общения с взрослыми. Поэтому наши детки начинают говорить только к трём годам. И это большая для нас проблема. Сказочные персонажи, игрушки помогают заинтересовывать детей, активизируют их речь. Ребёнок накапливает пассивный и активный словарный запас.
Жизнь малыша в доме ребёнка протекает в чётком соблюдении режима дня. Как и где включать сказку, сказочные элементы? Что же и как мы используем в своей работе? В какой форме? Какие приёмы создают благоприятную обстановку для полноценного развития ребёнка?
Мы непосредственно должны создать условия для эффективного восприятия сказки с учетом индивидуальных психофизиологических особенности детей, а именно, сказка должна соответствовать возрасту (уровню развития), сказка должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, сюжетными картинками, иллюстрациями, изделиями народного творчества, элементами театральных кукольных постановок (куклы би-ба-бо, ширмы и т.д.), музыкальным сопровождением (если оно уместно), создать в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду. Должен соблюдаться принцип "От простого - к сложному".
А включаем мы сказку в любой режимный момент. Помогает нам народный фольклор (поговорки, потешки, короткие стишки, шутки, прибаутки и т.д.), поучительные сказочки, которые придумываем сами, традиционные народные сказки, соответствующие возрасту наших детей и т.д. Остановимся на этом подробнее.
Гигиенические процедуры - неотъемлемая часть распорядка дня малыша. Привитию гигиенических навыков и помогают элементы сказки, короткие стишки, потешки:
Водичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда дети мылят руки, сопровождаем их действия потешками:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Вокруг всем улыбаемся.
Потешки развивают слуховое внимание, понимание речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражание, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.
Помогают потешки и во время кормления и, детки, которые без желания кушают, с удовольствием включаются в процесс кормления:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Оля ела.
Или:
Умница, Танечка,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Когда собираем детей на прогулку, приговариваем:
Мы наденем Сашке
Теплые штанишки,
Мы наденем Сашке
Валенки - малышки.
И другое:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
При пробуждении от сна используем такие слова:
Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
За каждой группой закреплён участок, на котором для общего развития создаются тематические поделки. Летом можно увидеть колодец в виде "журавля", по мотивам сказки "Лиса и Журавль", а зимой "Снеговик", "Колобок", различные красочные пирамиды изо льда. На прогулке дети слышат как народные сказки, так и новые, которые придумали сами воспитатели. Сказки несложные, обязательно с развивающим подтекстом.
Например, "Ребятки, посмотрите кто у нас в гостях. Да это снеговик! Пришёл посмотреть, как мы живем с вами. Какой он красивый! А что это у него вместо глаз? Пуговки! А вместо носа? Морковка! А вместо ротика у него палочка! Ребятки, а снеговик очень добрый и любит, когда его гладят. Давайте его погладим! А ещё снеговик любит снежные конфеты. Давайте угостим снеговика". Дети учатся катать снежки из снега. Угощают снеговика.
С помощью этой сказки дети учатся доброжелательному отношению к окружающим и лепить снежки. Обогащается словарный запас детей, а главное - получают много различных положительных эмоций.
При подборе материала для занятий обязательно используем сказки, элементы народного творчества, иногда выдуманные сами поучительные сказки.
"Жили-были Сапожки у девочки Кати. Катя была ленивая, неаккуратная девочка. Сапожки всегда бросала, не мыла. Домой, в шкафчик, их не ставила. Обиделись Сапожки, ушли жить к мальчику Саше. Саша был мальчиком аккуратным. Сапожки были рады служить Саше".
Такие короткие сказочки учат детей опрятности, аккуратности. Учат хорошему отношению к вещам. Расширяют кругозор и пополняют словарный запас ребёнка.
Необходимо развивать воображение и творчество детей раннего возраста: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.
На творческих занятиях по лепке и рисованию используем сюжеты из сказок. Показываем иллюстрации к сказкам, пересказываем их и на занятиях по лепке лепим сказочных персонажей, а на занятиях по рисованию - рисуем. Занятия лепкой развивают мелкую моторику, что в свою очередь, способствует развитию воображения, мышления, фантазии и, конечно, речи. У деток появляется интерес и свой любимый персонаж. Они очень стараются создать свой персонаж, усердно трудятся, что способствует терпению, усидчивости и аккуратности. Некоторые персонажи приходиться переделывать по нескольку раз.
Приведём пример одного занятия.
Занятие: "Машенькины пирожки"
Программное содержание: Учить слушать сказку и понимать содержание. Учить отрывать маленькие кусочки от большого куска пластилина, скатывать их в ладонях, расплющивать пальцем.
Демонстрационный материал: Книга со сказкой "Маша и Медведь", иллюстрации к сказке.
Раздаточный материал: Дощечка для лепки, пластилин желтого цвета, силуэт из картона "короб".
Ход занятия
Со сказкой "Маша и Медведь" дети знакомятся заранее. В начале занятия воспитатель загадывает загадку В. Степанова:
Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
А несёт её Медведь
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша отдохнуть.
Только маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге съесть.
Провела его малышка
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка.
Это…. (Маша и Медведь).
Дети рассматривают иллюстрации к сказке. Воспитатель напоминает начало сказки. Когда рассказ доходит до слов, где Маша стала готовить пирожки, предлагает малышам помочь Маше испечь пирожки. Иначе придёт Медведь, и Маша не успеет спрятаться в коробе.
Детям раздаются картонные силуэты коробов. Воспитатель показывает, как отрывать маленькие кусочки пластилина и как скатывать их между ладоней. Затем учит надавливать на шарики (получаются пирожки) и прикреплять их к коробу.
"Славный короб получился! Помогли Маше".
Воспитатель подводит итог:
"Теперь Машенька успеет спрятаться, Медведь отнесёт её домой".
Итак, сказка тесно связана с игрой. Используя сказки, элементы сказок, народный фольклор в режимных моментах, на занятиях, мы отмечаем много положительного. Сказки удерживают детский интерес и заостряют внимание на важном материале. Помогают осваивать в игровой форме новый материал. Знакомят с окружающим миром. Расширяют словарный запас детей. Учат доброте, отзывчивости. Помогают формировать культурно-гигиенические навыки.
Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.
Мы и дальше будем работать со сказкой, применять её в жизни наших маленьких воспитанников.
Литература
1.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) ║ Дошкольное воспитание. - 1994. - N1. - С.17-19
2.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание. - 1995 - N10. - С.30-32.
.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб, 1997
.Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.: современное слово, 1998.
.Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1995.
.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. 1994. Т.4.
.Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Учебное пособие. - М. - Воронеж, 2004.
.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО "Речь", 2000. - 310с.
.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов. - Санкт-Петербург, 1998. - 349 с.
.Круглов. Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. - СПб., "Просвещение", 1993г.
.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. - М.: "Мозаика-синтез", 2011г.
.Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев║ Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - N5. - С.57-68.
.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.
.Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.
.Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.
.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2005.
.Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2005.
.Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Материалы V междунар. науч. - практ. конф. (Челябинск, 24-26 июня 2002 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2002. - C.90-91.
.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 160с.
.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
.Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий - М:, Вестник МГУ, серия 14. Психология, 1993.
.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║ журнал практического психолога. - 1999, N10-11. С.27-37.