По вертикали:
1. Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, остренькие зубки,
глазки черненькие, хвосты тоненькие, сидят в норке, грызут корки.
4. Черные змейки, желтые шейки ползут, извиваются, мышками питаются.
. Черный, пузатый, дружит с ухватом. В печке был, нам картошку варил.
. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
. Нос - как хобот у слона, на спине - рука одна. Мы с плиты его снимаем,
угощает всех он чаем.
По горизонтали:
. Что за чудо-бегуны одинаковой длины? По снегам к березке тянут две
полоски.
3. Без ног, а стоит, огород сторожит, рукавами машет, с ветром пляшет.
. До чего ж она легка, легче крыльев мотылька. Бросишь - вновь вернется,
дунешь - унесется.
.2 Использование дидактических игр при изучении
орфографии
Через дидактические игры дети последовательно знакомятся с основными
языковыми понятиями: звуками речи и их обозначением на письме, составом слова и
правописанием морфем, предложением, словосочетанием и текстом. Игры помогают в
простой и доступной форме довести до учащихся начальной школы сложные языковые
понятия.
Для развития орфографической зоркости можно использовать следующие игры.
При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне».
Сквозная буква
Учитель и ученики договариваются, какую букву считать сквозной, т. е.
стоящей на определенном месте. Например, сквозная буква е должна стоять на
втором месте: река
Найди родственное слово
На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад,
проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся
первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение «вода»; вторая
команда - слова с корнем, имеющим значение «водить». Корни выделяются, устно
объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет
все слова одного корня и объяснит их.
Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласная
К доске выходят представители от двух рядов, третий ряд судит. Учитель
называет два сочетания. Каждый ученик должен написать по одному словосочетанию,
выделить корень, подобрать родственное слово. Ребята записывают в тетради:
Раск…лоть дрова - раск…лить железо.
Разр…дить посевы - разр…дить ружье.
Скр…петь дверью - скр…пить листы.
Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок. Цель данной игры - закрепить
навык проверки безударных гласных.
Помоги Незнайке.
Дети разбиваются на 3 команды по 5 человек. На доске написаны три
столбика слов с безударными гласными.
Незнайка просит помочь ему выполнить задание по проверке безударных гласных:
каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную, написать
проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и
быстрее других поможет Незнайке выполнить задание.
Игру можно выполнить в форме эстафеты:
моря-… старик-…
дома-…
столы-…
коса-…
роса-…
гора-…
шкафы-…
стена-…
река-…
дела-…
дворы-…
сестра-…
слеза-…
перо-…
Быстрый ответ.
Класс делится на 2 команды. У ведущего список слов с безударной гласной в
корне.
Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать.
Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и
подтверждает ответ проверочным словом, например: «Конец, пишем О , кончить». В
случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко.
Выигрывает команда с наименьшим количеством штрафных очков: ночной, дождливый,
хвостатый, холмистый, глазастый, тяжелый, земной, ходить, возить, варить, часы,
старушка, словарь, тропинка, садовый, стерпеть, платить, косить, денек,
линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, терпеть, смотреть, просить,
грозить, спешить, смешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть, трясти,
везти, вести, спасти.
Что пропущено?
команды по 3 человека. На доске записано начало сказки про козла.
Вставит пропущенные гласные в слова. Сначала работу выполняет 1-я
команда. Каждый игрок вставляет одну пропущенную гласную и называет проверочное
слово. Затем по три гласные с объяснением вставляют члены двух других команд.
Как у нас-то к…зел,
как у нас-то с…дой,
что за умница был,
сам и по воду х…дил,
сам и кашу в…рил,
деда с бабкой к…рмил.
Попр…сился к…з…лок
у бабушки во лесок:
Пусти в поле, во лесок,
на единый на ч…сок.
Семь в…лков я убью,
тебе шубу сошью.
Различай на слух.
Участвуют 3 человека. Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию.
Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся
по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами. Класс оценивает
работу игроков.
. Мама простыни стирала и на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала, дочка кошку поласкала.
2. Гири брат мой поднимает, свою силу развивает.
А на крыше мой флажок развевает ветерок.
. К старости наш дедушка очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел.
При изучении темы «Правописание парных звонких и
глухих согласных».
Почтальон
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору
проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух,
профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.)
приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.
огород
|
парк
|
море
|
школа
|
столовая
|
зоопарк
|
гря-ки реди-ка морко-ка
тра-ка
|
доро- ки бере-ки ли-ки
ду-ки
|
пло-цы ло-ки остро-ки ры-ки
|
тетра-ка кни-ки обло-ки
промока-ка
|
сли-ки хле-цы пиро-ки
голу-цы
|
кле-ка кали-ка марты-ка
реше-ка
|
Задания:
. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
. Составить предложения, используя данные слова.
При изучении темы «Правописание большой буквы в
словах».
Клички
Цель: формирование процесса словоизменения и
словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание
собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались
при составлении кличек (суффикс, окончание).
При изучении любой темы.
Выбери три слова.
(Ее можно использовать на закрепление любых тем по
русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического
навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело,
ручьи, чум, гриб.
-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад,
ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого
первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I
|
рыбка
|
вьюга
|
чулок
|
II
|
подъезд
|
склад
|
ворона
|
|
дубки
|
варенье
|
чучело
|
|
подъем
|
град
|
ворота
|
|
гриб
|
ручьи
|
чум
|
|
съемка
|
клад
|
воробей
|
Я начну, а ты продолжи
Эта игра полезна для общего развития. Она опирается на материал для
внеклассного чтения. Учитель начинает читать известные учащимся стихотворения,
а они по очереди продолжают их. В тетрадях записываются слова с определенной
орфограммой. Отвечающий говорит правило, приводит примеры. Побеждает ряд,
допустивший меньше ошибок.
Шифровальщики
Цель: автоматизация звуков, развитие
фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание
смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса
учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой
- отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие
могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и
выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка,
кружка, звонок)
. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен,
ромашка)
. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда,
орбита, снег)
Указанными играми нельзя злоупотреблять. Разумеется, нужно помнить, что
это не единственный метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В
работе приходится использовать различные методы и приемы.
2.3 Дидактические игры-рифмовки
Большое место среди дидактических игр занимают рифмовки. Их можно
использовать для первичного знакомства с новыми языковыми явлениями, хорового
чтения, письма по памяти, для обогащения словаря учащихся трудными в написании
словами. Некоторые рифмовки и стихи включены в игры в качестве исходного
лингвистического материала. В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки,
их делят на четыре группы:
· рифмовки - «запоминалки»,
· рифмовки - «тренажеры»,
· рифмовки - «контролеры»,
· «орфографические пятиминутки»,
Рифмовки - «запоминалки» служат для выделения орфограммы и запоминания ее
правописания.«Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются задолго до
знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей
подготовки к серьезному изучению языковых явлений.
Вот пример одной из «запоминалок»:
Сочетания ЩА и ЧА
в слове пища и свеча,
чаща, дача и печать -
нужно с буквой А писать,
потому что ЧА и ЩА
пишут только с буквой А.
Рифмовки - «тренажеры» используются для чтения и письма (в начале
преимущественно для чтения) орфографически-насыщенного словарного материала.
Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их
представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством
накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Например:
Кошка Маришка,
котенок Тишка,
щенок Дружок,
цыпленок Пушок,
корова Буренка,
коза Найденка,
поросенок Хрюша
и бычок Гаврюша-
все их клички до одной
пишут с буквы прописной!
Рифмовки-«контролеры» - служат средством контроля и самоконтроля для
учеников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких
упражнений:
Все обдумай, не спеши,
а потом уже пиши:
(Ча\чя)йка, е(жы\жи)ки, чи(жы\жи),
да(ча\чя), (щу\щю)ка, камы(шы\ши).
Знаешь, как писать? Теперь,
так ли думаешь, проверь:
Чайка, ежики, чижи,
дача, щука, камыши.
Всё написал ты правильно?
Молодец! Усвоил правило!
Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая настраивает детей на выбор
правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом, как нужно писать
предложенные слова.
Вторая часть содержит ответ, дает возможность еще раз прочитать слова с
выделенными сочетаниями, поощряет детей за работу.
«Орфографические пятиминутки» выполняются, как правило, по завершении
букварного периода, во втором полугодии. Проводятся они устно в виде
соревнования - кто больше орфограмм найдет:
Жимолость, ландыши, щука, часы,
чудо, машина, огонь, камыши,
девочка Ира и мальчик Илья -
сколько здесь правил нашли вы, друзья?
При выполнении этого упражнения идет отработка навыков правописания на
основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется
орфографическая зоркость первоклассников.
Итак, для работы с рифмованными упражнениями, содержащими
грамматико-орфографический материал, характерны следующие общие особенности:
преимущественно устное выполнение упражнений;
включение орфографического проговаривания на уроках чтения и письма,
обязательное послоговое прочитывание трудных в орфографическом отношении слов;
визуальное предъявление этих упражнений на первых порах обучения, т.е.,
как правило, работа от буквы к звуку.
В дальнейшем работа с рифмовками может быть продолжена. Главная
особенность ее заключается в том, что орфографически-насыщенные рифмованные
упражнения становятся как бы фоном для более сложной грамматической работы
учащихся.
Так по той же самой рифмовке:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
запомни слоги ЖИ и ШИ.
Можно рекомендовать следующие задания:
поставить имена существительные в единственном числе, определив род,
понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие;
выписать в один столбик существительные, а в другой глаголы;
поставить глаголы, данные в рифмовке, в неопределенной форме;
придумать с этими глаголами предложения, поставив их в третьем
единственного числа;
подобрать пословицы с данными глаголами и т.д.
Из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения
заданий к таким простым упражнениям практически безграничны.
Таким образом, дидактические игры, рифмовки помогают учителю оживить
уроки русского языка, способствуют развитию элементов творчества и
самостоятельности.
2.4 Игры для запоминания
словарных слов
О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями
требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые
словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены
программой и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский
язык». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не
решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент
жизни человека может его подвести. Нерешенные проблемы в начальной школе,
естественно, превращаются в проблемы среднего звена. Чтобы разрешить их, учитель
должен поставить перед собой такие вопросы: в чем состоят задачи словарной
работы в начальных классах, и каковы источники этой работы? Одной из
первостепенных задач является обогащение и уточнение словаря школьника.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это
мертвый груз. Сделать работу интересной, занимательной, а значит,
запоминающейся - одна из задач учителя на уроке. Ее решение сделает работу
более продуктивной.
Существует много способов запоминания слов и мы хотим остановиться на
более эффективных, они разнообразят урок, внесут элементы игры, сделают работу
более интересной и привлекательной.
Цепочка слов
Учитель называет первое словарное слово, дети
продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней
буквы предыдущего. Записывают 6-8 слов. Предложивший слово комментирует его.
Например: берёза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
Из каких слов выпали гласные?
Д..Р..ВН..
П..РТР..Т
М..Л..Т..К
С..Л..М
К..НЬК..
Т..Л..Ф..Н
Догадайся, что за слово
..О..О(НА)
..О..О(КА)
..О..О (КО)
..О..О(ВА)
..О..О(МА)Угадай слово
Учитель показывает карточки, на которых написан первый
слог словарного слова.
Учащиеся записывают слово полностью: го(род), го(рох),
го(ризонт) и т. д.
И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся
додумывают начало:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
Ребята восстанавливают слова: ..суда, ..рёза, ..сква и
др.
Волшебные домики
Играют две команды.
На доске в два столбика записаны словарные слова с
пропущенными буквами:
лаг.рь т.традь
к..стёр с.рень
р..бина св..бода
ул..ца с.бака
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками,
закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы.
Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное
слово.
Выигрывает команда, которая быстрее откроет все
окошки.
Собери олово
Из слогов собрать слова и записать их:
пус, ка, та; роз, мо; же, им, нер; тор, трак и др.
Кто быстрее?
Вариант 1. За 3-4 минуты нужно вспомнить и записать
словарные слова на заданную тему: "Одежда", "Птицы",
"Овощи" и др.
Побеждает тот, кто быстрее запишет наибольшее количество
слов.
Вариант 2. Как можно быстрее составить максимальное
число словарных слов из букв, записанных на доске:
л, е, ь, с, и, а, я, р, г, о, т
Замени одним словом
• Надпись на конверте с указанием места назначения
письма и получателя. (Адрес)
• Самое веселое время в течение учебного года.
(Каникулы)
• Тот, кто едет на каком-нибудь виде транспорта, не
являясь его водителем. (Пассажир)
• Самоходная колесная машина для езды по безрельсовым
путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (Автомобиль)
• Таблица или книжка с перечнем всех дней года.
(Календарь)
• Единица веса, 1000 грамм. (Килограмм)
• Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания
пассажиров на станции. (Вокзал)
• Помещение, приспособленное для перевозки пассажиров
и грузов по рельсовым путям. (Вагон)
• Крупное морское судно. (Корабль)
Мы рифмуем
Учитель называет последний слог слова, который нужно
зарифмовать используя словарные слова.
Биль-биль-биль- быстро мчит АВТОМОБИЛЬ.
Лет-лет-лет - я купил себе БИЛЕТ.
Гаж-гаж-гаж - сдали в камеру БАГАЖ.
Бей-бей-бей - скачет шустрый ВОРОБЕЙ. И т. д.
Кто самый внимательный?
1. Петя с вечера собирается в школу. Что он
положит в свой портфель? Запишите только словарные слова. (Тетрадь, пенал,
карандаш, завтрак.)
2. Таня пошла в огород за овощами для борща. Что
она принесет? (Картофель, капусту, морковь, помидор.)
. Выпишите только те слова, которые являются
словарными.
Суббота, спасибо, трава, сапожник, здравствуйте,
льдинка, солома, одежда, молоток, сапоги, росинка.
4. Допишите к словам однокоренные прилагательные,
существительные и фамилии. (Слова записываются в столбик.)
КОРОВА- коровья, коровушка, Коровин.
МОРОЗ - морозный, морозец, Морозов.
РЯБИНА - рябиновая, рябинушка, рябинка, Рябинин.
Кто больше запомнит слов
На доске записано 8-10 слов с непроверяемым
написанием. Дети читают их «орфографически» вслух хором, затем -
самостоятельно. Слова закрываются, ученики записывают их в тетрадь. Затем
написание слов проверяется по записям на доске. Выигрывает тот, кто правильно
записал большее количество слов. Какое слово пропало? На доске записаны слова,
дети их внимательно читают и запоминают. По команде ученики закрывают глаза, а
учитель убирает одно из слое Дети определяют, какое слово пропало, и записывают
его. И так до последнего слова. Побеждает тот, КТО без ошибок записал все
слова.
Хвостоглав
Перед гобою в столбике слова, Хвост одного - другому голова Слова сумейте
точно прочитать, Словарные словечки - записать.
Например:
Газетара (газета, тара)
Нотарелка(нота, тарелка)
Дереворона(дерево, ворона)
Распутай слово
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба
(Берёза, карандаш, молоко, собака.)
Шифровка
Словарное слово, с которым познакомились на уроке,
записывается по буквам в столбик. На каждую букву этого слова дети вспоминают
ранее изученные словарные слова.
- завод
А - адрес
В - вдруг
Т - товарищ
Р - расстояние
А - автобус
Разумеется, прежде чем предложить такую работу детям,
нужно сначала проверить, на все ли буквы они смогут подобрать словарные слова.
Составь слово
На доске записаны слова. Из первых слогов этих слов
нужно составить новое слово и записать его в тетрадь.
Машина, лисица, народ. (Малина)
Ветер, семя, лопата. (Весело)
Колос, рота, ваза. (Корова)
Полсловечка за тобой
Один ученик диктует первый слог слова с непроверяемым
написанием. Сосед должен закончить слово, диктуя другую половину. Тот, кто
замешкался, выбывает из игры. Записывают 6-8 слов.
Найди слово.
Вычеркните буквы, которых нет в русском алфавите. Какие слова у вас
получились?
П W N И H I Z F Г F B G И L I H S
W I Э Y S K V U P F Y A I N H L
A S Z Б P U I И S N K W I V O V C S
N C W И E F K Y I T I S A K W Л D Ь S
К P U Z О V К L I О N Д И W Л S
G W X I Y O F I 3 LYЯ V Й K U Z A UE W T U E F P R И H S A U P NТ W I Р O D Л Л G Е V Й Р Б I У С SY Э D V K И U П G A V Ж S Z
Т W I АY S Р Е Z Л N K U F R A
К W G А S F С Т R Р U Ю Z Л S Я
Кроссворды
. Куст (дерево) с жёлтыми или белыми цветами.
(Акация.)
. Одна тысяча граммов. (Килограмм.)
. Синоним слова занимательный. (Интересный.)
. Конь - шахматная... (фигура).
. Портфель у меня не велик и не мал: Лежит в нём задачник,
тетрадь и... (пенал).
. Струя воды, выбрасываемая вверх под напором.
(Фонтан.)
. Театральное представление. (Спектакль.)
8. Комната для занятий в школе. (Класс.)
9. Сладкое кондитерское изделие в виде плиточки,
шарика, батончика. (Конфета.)
10. Искусственный водоём для плавания. (Бассейн.)
|
|
|
|
|
|
1
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
О
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
К
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
1. Южный фрукт с крупной косточкой. (Абрикос.)
2. Команда корабля, самолёта. (Экипаж.)
. Макака. (Обезьяна.)
. Вид городского транспорта. (Троллейбус.)
. Глава завода. (Директор.)
. На ней пекут блины. (Сковорода.)
. Блюдо из свёклы, капусты, лука, огурцов,
картофеля. (Винегрет.)
. Сумчатое животное. (Кенгуру.)
. Столовая посуда для первых и вторых блюд.
(Тарелка.)
. Спортивное сооружение. (Стадион.)
|
|
|
1
|
П
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
Ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. Изделие из теста с начинкой. (Пирог.)
То же, что страна, республика. (Государство.)
3.Отмечать день рождения - хороший... (обычаи).
4.Врач для животных. (Ветеринар.)
5.На нём играют в футбол. (Стадион.)
6.Плод дерева, румяный и сладкий. (Яблоко.)
7.Макака, шимпанзе, горилла. (Обезьяны.)
8.Напиток из сухофруктов. (Компот.)
9.Починка автомобиля. (Ремонт.)
1) Сосуд для супа. (Тарелка.)
1. Певчая птица. (Иволга.)
2. Собирание грибов - это тихая... (охота).
3. Застёжка в виде твёрдого кружка. (Пуговица.)
4. Отвар из мяса, рыбы, грибов. (Бульон.)
5. Углубление в земле с крутыми склонами и узким дном. (Овраг.)
6. Вскипевшая вода. (Кипяток.)
7. Все воды Земли. (Океан.)
Кто быстрее покорит вершину?
|
|
|
|
|
|
|
ст…дион
|
|
|
|
|
|
|
т…ннис
|
|
|
|
|
|
|
р…монт
|
|
|
|
|
|
|
…бычай
|
|
|
ф…гура
|
|
|
|
к…мпот
|
|
|
…враг
|
|
|
|
буль…н
|
|
|
ябл…ко
|
|
|
|
эк…паж
|
|
|
п…рог
|
|
|
|
ив..лга
|
|
|
к…нгуру
|
|
|
|
|
|
|
х…зяйка
|
|
|
|
|
|
|
…сфальт
|
|
|
|
|
|
|
с…лдат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчёска
Класс делится на 2 или 3 команды. Затем на доске пишется длинное слово 2
или 3 раза (одно для каждой команды), оставляя интервалы между буквами больше,
чем обычно. Например: ХОРОШО ХОРОШО ХОРОШО
Первый член каждой команды выбегает и пишет слово внизу. Слово должно
начинаться с одной из букв, которая входит в слово «хорошо». То же самое делает
номер 2, затем номер 3 и т.д. Все они пишут по одному слову.
Например, после того как выбежали четвертые номера из каждой команды, на
доске должна появиться следующая запись:
Х О Р О Ш О Х О Р О Ш О
А К Е Н А Г И К У Н А Б
Л Н К А Р У Р Е К И П Е
А О А Ф Р У А А К Д
Т Е Р Н А
Ц Г
Засчитывается одно очко за каждую букву в каждом правильно написанном
слове. Даётся дополнительно 3 или 5 очков первой команде, чтобы закончить их
«расчёску», при условии, что они не потратят на это много времени. Они тратят
много времени, потому что пытаются копировать «расчёски» товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и
любить!» Положительное отношение к русскому языку - это положительное отношение
к нему, прежде всего в начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться
и уроки русского языка и формы их проведения. Педагог должен постоянно
совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно
усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы
и игру на уроках. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается
речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес
к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные
качества. И главное - огромный эффект: дети играют, а, играя, непроизвольно
закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка
знания по русскому языку.
Возраст от 6 до 8 лет в психоанализе называется латентным периодом. В
этот период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём
мире. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной
необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним
из этих подходов является игра. Игра помогает общению, она может способствовать
передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке
поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления,
воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность,
дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Систематическая работа
в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся
устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации
внимания детей, повышению орфографической зоркости. Игры и занимательные
упражнения помогают заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость
по русскому языку.
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРы
1. Выготский, Л.С. Педагогическая
психология / Л.С.Выготский, под ред. В. В. Давыдова. - Москва: АСТ Астрель
Хранитель, 2008 - 671с.
2. Агафонов, В.В. Неправильные правила:
Как запоминать словарные слова / В. В. Агафонов Изд. 2-е., перераб., доп. -
Москва: Ювента, 2004 64 с.
3. Леонтьев, А.Н. Психологические основы
дошкольной игры: Избранные психологические произведения в 2-х томах / А. Н.
Леонтьев. Москва: Просвещение, 2003. - Том 1 - 392 с,
4. Русский язык в играх:
учебно-методическое пособие / сост. Т.В.Губанова, Е.А. Нивина. - Тамбов:
Издательство Тамбовского государственного технологического университета, 2007.
- 80 с.
5. Минскин, Е. М. От игры к знаниям:
Пособие для учителя / Е. М. Минскин. - 2-е изд., дораб. - Москва: Просвещение,
1987. - 192 с.
6. Ушаков, Н. Н. Занимательные материалы
к урокам русского языка в начальных классах: Пособие для учителей / Н. Н.
Ушаков. - Москва: Просвещение, 1967. - 207 с.
7. Лагун, Н. Е. Проверить нельзя - запомнить.
Игры со словарными словами / Н. Е. Лагун // Пачатковая школа. - 2009. - №2. -
С. 24-25.
8. Ковалевская, Н. И. Работа со
словарными словами /Н. И. Ковалевская // Пачатковая школа. - 2005. - №10. - С.
37-41.
9. Старжинская, Н. С. Сябруем і гуляем разам. Роля
дыдактычных гульняў у навучанні і выхаванні дзяцей шасці год / Н. С. Старжинская. - Минск: Народная асвета,
1994. - 80 с.
10. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и
занимательные упражнения в первом классе / Ф. Н. Блехер. - Москва: Просвещение,
1964. - 184 с.
11. Семяшкина, Н.И. Значение
дидактических игр и заданий при обучении грамоте / Н. И. Семяшкина // Начальная
школа. - 1997. - №2. - С.27-31
12. Захаров, А. И. Игра как способ
преодоления неврозов у детей / А. И. Захаров. - Москва: КАРО. 2006 - 416 с.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б.
Эльконин. - Москва: Педагогика, 1978. - 301 с.
14. Пидкасистый, П.И. Технология игры в
обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - Москва: Российское
педагогическое агентство, 1996. - 269 с.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и
педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - Москва:
Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.