Использование ИКТ и интернет–ресурсов на уроках английского языка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование ИКТ и интернет–ресурсов на уроках английского языка

Введение

информационный коммуникационный грамматический образование

Актуальность проблемы исследования. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Использование информационных и коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:

Øони позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях,

Øпомогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,

Øсоздавать коммуникативные ситуации,

Øавтоматизировать языковые и речевые действия,

Øа также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы,

ØПомогают реализовать индивидуальный подход и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

ØКомпьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Учителя стараются применять в своей работе новые современные технологии. Учителями используются разные дополнительные электронные пособия и программы, но не всегда это подходит непосредственно к учебнику. Данной проблемой занимались опытные педагоги: Е.С. Полат, Н.А. Колтовая, Е.И. Пасов.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема: «Использование ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка».

Цель исследования: на основе изучения методики ИКТ и интернет - ресурсов на уроках иностранного языка повысить результативность в обучении иностранному языку, а также мотивацию учащихся.

При работе над темой были поставлены следующие задачи:

·отобрать и изучить литературу по проблеме использование ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка.

·сравнить мнения различных педагогов лингвистов на эффективность использования;

·обобщить отобранный материал и факты по проблеме использование ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка.

При исследовании вопроса использовались следующие методы:

.отбор и чтение методической литературы;

.анализ и сравнение;

.систематизация материала;

.обобщение материала.

1. Понятие и возможности ИКТ

В данном разделе необходимо дать определения некоторым терминам.

Информация - все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология - система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.[6]

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»[8, c. 112]

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение задачи - выполнение социального заказа общества - коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно - вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе ИКТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию ИКТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических.

Не менее важна задача обеспечения психолого - педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования ИКТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей ИКТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

незамедлительная обратная связь между пользователем и ИКТ;

компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей ИКТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и информационно - коммуникационными технологиями и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.[3]

. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и

созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Программные средства:

Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.

Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр. Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося. Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью. Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.[5]

Таблица 1. Средства ИКТ в образовании

Аппаратные средстваПрограммные средстваКомпьютерУстройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектамиОбщего назначенияТелекоммуникационный блокИсточники информацииПроекторУстройства для записи визуальной и звуковой информацииТренажёрыПринтерКомплексные обучающие пакетыВнутриклассная и внутришкольная сетиУстройства регистрации данныхВиртуальные конструкторыАудио-видео средстваУправляемые компьютером устройстваЭкспертные системыТестовые среды

3. Понятие об Интернет-ресурсах

Под словом Интернет понимается глобальная компьютерная сеть, "Сеть сетей", как часто говорят о ней. Такое понимание Интернет зафиксировано в определении, данном Федеральным Советом по информационным сетям (Federal Networking Council) 24 октября 1995 г.: " Интернет - глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе InternetProtocol (IP) или его последующих расширениях, способная поддерживать связь с использованием комплекса протоколов Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP), их последующих расширений, или других IP-совместимых протоколов, и которая обеспечивает, использует или делает доступным, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня". Другими словами, Интернет - это взаимосвязь сетей, базирующаяся на едином коммуникационном протоколе - TCP/IP. Если на Интернет смотреть с точки зрения пользователя, то Интернет предстанет как глобальное средство обмена информацией, как "информационная супермагистраль". Она, с одной стороны, дает пользователям возможность общаться между собой, создавать виртуальные сообщества, а с другой - использовать находящуюся в Интернет информацию или представлять ее другим.[11]

Интернет-ресурсы - это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. (В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Наиболее значимым для нас выступает понятие «Интернет-технологии».

Применительно к обучению можно выделить следующие:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
  • обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуниации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.[7]

. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов в образовании

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет нам более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. [9,c. 34]Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка - и достигать хорошего результата. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет-ресурсы: сказки, рассказы, игры, кроссворды: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru газеты: "The Washington Times, www.wastimes.com, "The Times, www.nytimes.com темы для уроков английского языка: «Легко ли быть молодым?», www.teenadvice.org, «Политика страны», www.royal.gov.uk Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - www.study.ru При подготовке проектов - www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com. При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям: - концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей, - системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность), - эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам, - гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности, - динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии, - воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.[9, c. 56] Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся. Глава 2. Использование ИКТ и интернет - ресурсов для формирования грамматического навыка.

.Методика формирования грамматического навыка

  1. Методика формирования грамматического навыка в процессе обучения иностранному языку. Требования программы к грамматической стороне речи.
  2. Содержание обучения грамматики.
  3. Трудности в обучении иностранному языку.
  4. Этапы работы над грамматическим материалом.
  5. Упражнения в обучении грамматики.
  6. Роль грамматики в обучении учащихся велика, так как без грамматики невозможно грамотно организовать речь. При овладении грамматикой велика роль принципа сознательности. Это определяется обобщающими свойствами грамматики, закономерности которой распространяются на ряды слов, благодаря чему она вводит в речевой поток.

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Количество грамматических закономерностей существует много и ученик должен всех их запомнить. Учитель должен научить учащихся обобщить определенные грамматические явления.

Чистая теория и практика без подтверждения конкретными фактами, без осмысления невозможны при обучении учащихся в школьном курсе иностранного языка.

Согласно Госстандарту учащиеся должны знать:

а) в морфологии: существительное, артикль, местоимение, прилагательное, наречие, глагол (времена);

б) в синтаксисе: простые распространенные и нераспространенные предложения, вопросительные, восклицательные, утвердительные, побудительные предложения, порядок слов в предложении, безличные предложения, сложноподчинённые и сложносочинённые, предложения с однородными членами.

Пассивный уровень: сложноподчинённые предложения с придаточными нереального условия, страдательный залог, герундий, инфинитив.

  1. Содержание обучения грамматики включает в себя:
  2. активный и пассивный минимальный уровень;
  3. трудности его усвоения;
  4. психологические характеристики навыков;
  5. грамматические явления, отсутствующие в родном языке.

Грамматический навык - это стабильно правильное, автоматизированное, ситуативно и контекстуально обусловленное использование и понимание грамматических средств во всех видах речевой деятельности. Грамматический навык может быть репродуктивным - для выражения мысли в устной и письменной форме и рецептивным - для понимания речи при чтении и аудировании.

  1. Чтобы правильно организовать ознакомление с грамматической структурой и её тренировку, сократить возможные ошибки, нужно проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять.

Возможные трудности при обучении грамматике можно классифицировать с позиции возникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции.

  1. Межъязыковая интерференция - созвучие родного и иностранного языков неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на второй. Например, порядок слов в предложении, разная система времен.
  2. Внутриязыковая интерференция - внутри языка учащиеся путают в английском языке: Present Simple и Present Continuous; Past Simple и Past Perfect; Past Simple и Present Perfect; when и then; that и what; артикли.
  3. Основные этапы работы над грамматическим материалом:
  4. Введение и первичное закрепление грамматического материала.
  5. Тренировка и автоматизация грамматического материала.
  6. Использование грамматического материала в речевой деятельности.

Презентация грамматического материала может быть различной:

  1. Практическое ознакомление (имплицитный подход) - чаще употребляется на начальном этапе обучения: учащиеся знакомятся с речевым образцом и понимают значение грамматической структуры, самостоятельно осмысливают ее и выполняют упражнения по аналогии. При введении грамматики практическим путем лексика, которая употребляется в ситуации, должна быть знакома детям.

«+»: на начальном этапе обучения этот способ используется легко, наглядно, так как грамматический материал сам по себе очень простой у учащихся формируется готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи. Игровые формы обучения развивают учащихся и поддерживают интерес к изучению иностранного языка.

«-»: не все учащиеся могут догадаться о значении или понять данный материал, недооценивается принцип сознательности. Этот способ не экономичен во времени, так как учитель должен привести много примеров.

  1. Теоретико-практическое ознакомление (эксплицитный подход) - предполагает краткое теоретическое пояснение, касающееся образования и употребления данного грамматического явления, сопоставление с родным языком.

«+»:создает условия для точного понимания грамматического явления, предупреждает возможность появления ошибок, дает возможность формировать речевой навык не путем «проб и ошибок», не по аналогии, а самостоятельно и творчески; экономичен во времени. Для применения данного способа обучения необходимо использование таблиц, схем, карточек. Рекомендуется использовать теоретико-практическое ознакомление с грамматическими явлениями на среднем и старшем этапе обучения.

Второй этап работы над грамматическим материалом - тренировка и автоматизация грамматических навыков. Задачи этапа - предать тренировке грамматического явления речевой характер.

Стадии формирования грамматического навыка:

. Восприятие структуры.

. Имитация.

. Подстановка.

. Трансформация.

. Изолированное употребление структуры.

. Переключение (использование данной структуры наряду с другими грамматическими явлениями).

Правила формирования грамматического навыка:

  1. Урок иностранного языка грамматический только по форме, по сути, он - речевой.
  2. Новая грамматическая структура усваивается на знакомой лексике.
  3. На одном уроке вводится одна грамматическая структура или два-три её варианта.
  4. Упражнения проводятся последовательно - от простых к сложным.
  5. Учащиеся должны знать правила-инструкции образования и употребления грамматических форм.
  6. Грамматические структуры должны периодически появляться в речи учащихся, чтобы не происходило их забывание.
  7. Учителю рекомендуется научить детей записывать грамматические структуры схематично или использовать геометрические фигуры для лучшего их запоминания.
  8. Упражнения - важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. Используя упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий:
  9. упражнения должны содержать одно новое грамматическое явление;
  10. содержать наглядные, простые образцы;
  11. исключать механические приёмы усвоения.

Классификация упражнений

  1. Этап введения и первичного закрепления (упражнения на узнавание грамматических явлений):
  2. объясните употребление грамматического явления;
  3. укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих предложениях;
  4. назовите грамматическую форму, которой нужно передать следующие русские предложения;
  5. прослушайте пары предложений и укажите, которые из них соответствуют данному русскому варианту;
  6. выпишите предложения с;
  7. образуйте грамматическую форму по образцу;
  8. укажите номер ситуации, где грамматическая форма употреблена ошибочно;
  9. определите значение грамматической формы в приведённых ситуациях.
  10. Этап тренировки и автоматизации
  11. имитационные упражнения:
  12. повторите за диктором;
  13. перепишите следующие предложения с грамматическим явлением;
  14. заверьте собеседника, что он ошибся;
  15. выполните команду и скажите, что вы сделали;
  16. повторите слово или словосочетание;
  17. повторите одно и то же предложение иронично, задумчиво …;
  18. повторите для того, кто не расслышал;
  19. скажите, что вы сделали то же, что и диктор (если это соответствует действительности).
  20. подставочные упражнения:
  21. составьте предложения по таблице

I you they hehave got has gota -father sisters brothers family

  • составьте предложение из данных слов;
  • раскройте скобки;
  • составьте предложение по образцу;
  • прослушайте диалог, составьте свой диалог по аналогии;
  • расскажите о себе, используя образец;
  • закончите предложение;
  • ответьте на вопросы по образцу;
  • расскажите о…, используя подстановочную таблицу;
  • заполните таблицу своими примерами;
  • прослушайте реплики товарища и скажите, что вы выполнили только одно из названных действий.
  • трансформационные упражнения:
  • замените выделенные слова;
  • дополните предложения, обращая внимание на…;
  • переведите предложения на иностранный язык;
  • перескажите текст, представляя, что действие совершалось только что;
  • объясните причину, почему вы не можете навестить товарища, употребив …;
  • опровергните высказывание;
  • передайте собеседнику смысл сообщения своими словами;
  • узнайте где, когда произошло событие.
  • упражнения игрового характера:
  • расшифруйте телеграмму;
  • составьте коллективный рассказ («снежный ком»);
  • проведите инвентаризацию мебели в школе;
  • зарифмуйте фразы;
  • «Фома неверующий» - подвергните сомнению высказывания собеседника;
  • «бюро находок» - установите, кому принадлежит вещь.
  • Этап применения
  • посмотрите диафильм;
  • инсценируйте беседу персонажей;
  • прослушайте рассказ и скажите почему …;
  • обсудите факты, изложенные в;
  • представьте, что вас пригласили на …, обсудите приглашение;
  • возьмите интервью у иностранца о происшедших событиях.

Упражнения в овладении пассивной грамматикой, лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе, имеют целью формирование навыков узнавания формы, соотнесите её со значением и на этой основе - проникновение в смысл читаемого. Владение пассивной грамматики обуславливает грамотный подход к чтению и является слагаемым общей культуры чтения.

Объём пассивной грамматики невелик, то есть можно развить прочные навыки узнавания формы и определения значения грамматического явления. Пассивная грамматика усваивается на основе тех же методов, что и активная: ознакомление, тренировка, применение.

  1. Этап ознакомления с новым рецептивным грамматическим материалом.

Сначала вводим признаки грамматической формы, потом раскрываем содержание с опорой на печатный текст; все необходимые значения формы раскрываются сразу, все объяснения строятся с опорой на текст.

Основные приёмы ознакомления:

  • с помощью правил;
  • с помощью алгоритмов;
  • с помощью модели;
  • с помощью и правил, и модели.

Последовательность методических действий:

  • представление нового материала на доске, на карточке, на кодограмме;
  • прочитайте пары предложений и установите различия;
  • установление значения нового грамматического явления на основе контекста (скажите, как образуется…; приведите эквиваленты предложений на родном языке);
  • формулировка правил.
  • Этап тренировки
  • дифференцированные упражнения:
  • распределите грамматические явления по группам;
  • представьте грамматические формы в виде схемы;
  • прочтите текст и укажите, что выражает указанное грамматическое явление.
  • подстановочные упражнения:
  • замените в предложении выделенную грамматическую форму по образцу;
  • дополните предложения по смыслу.
  • трансформационные упражнения:
  • сократите предложения, сохранив смысл;
  • сделайте выборочный перевод;
  • измените время (залог) глагола.
  • Этап применения рецептивного грамматического материала. Это узнавание грамматического материала в текстах:
  • прослушайте два сообщения и скажите, чем они отличаются;
  • прослушайте текст и определите предмет беседы;
  • прочтите текст, найдите ключевые предложения;
  • переведите текст, употребив данные грамматические формы;
  • ответьте на вопросы к тексту, употребив данную грамматическую форму.[1, с.45]

Информационные и коммуникационные технологии на уроках грамматики иностранного языка

Проблема заключается в том, что при всём разнообразии ИКТ для максимизации эффекта при обучении грамматике иностранного языка представляется возможным использовать очень малое их количество. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования. [13]

Что касается обучающих фильмов (мультфильмов), то технология их создания довольно сложна в силу того, что недостаточным будет просто подобрать и систематизировать рабочий материал, необходима работа психологов, которые определят параметры, при использовании которых будет достигнут максимальный эффект от просмотра фильма (цветовая гамма, громкость, продолжительность, герои, образы, качество и др.). Кроме того, подготовка такого фильма требует специалистов в области кинематографа (мультипликации). Таким образом, создать подобный материал со всем имеющимся в наличии оборудованием в школе просто невозможно. Этим занимаются специальные образовательные центры. Так же дело обстоит и с электронными учебниками.

Но использование схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и разных способов их проекции (smart-доска, экраны персональных компьютеров, создание при помощи специальных программ и последующая распечатка на принтере) вполне возможны и в той или иной мере реализуются в обычных школах. [12]

Кроме того, чрезвычайно распространено тестирование, как метод итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей учителя школьникам предлагается пройти тестирование на распечатанных бланках, на персональных компьютерах в домашней сети или в сети Интернет. При работе на компьютере возможна обработка материала с помощью специальных программа для составления тестов (Test Designer).

Предлагаем вариант создания теста на основе компьютера с использованием слайдов (программа-презентация «Microsoft PowerPoint») и тестовых материалов (в компьютерном варианте/ распечатка).

Теоретический материал по теме «Личные местоимения. Объектный падеж личных местоимений»:

Тема урока: «Личные местоимения. Объектный падеж личных местоимений».

Местоимение - часть речи, которая употребляется в предложении вместо имен существительных или прилагательных, реже наречия.

Местоимение замещает имена, не называя их и выполняя все их функции:

oподлежащего,

oсказуемого,

oименной части сказуемого,

oопределения.

В английском языке категория местоимений включает в себя личные местоимения, притяжательные, указательные, вопросительные и др.

Личные местоимения I (я), you (ты, вы), he (он), she (она), it (оно), we (мы), you (вы), they (они) являются показателям лица.

Местоимение 1-го лица I всегда пишется с прописной буквы.

Местоимения 2-го лица единственного числа, соответствующего русскому ты, в современном английском языке нет.

Все, обращаясь, друг к другу, говорят you, поэтому you можно переводить и вы, и ты, в зависимости от того, к кому обращаются.

Для 3-го лица единственного числа, как и в русском языке, три местоимения (he, she, it), а во множественном - одно, общее для трех родов -they.

Личное местоимение it заменяет существительное, обозначающее неодушевленный предмет или животное, если мы не знаем и не интересуемся его полом, а также заменяет существительное child - ребенок, если мы не знаем или не хотим подчеркнуть мальчик это или девочка.

The book is on the shelf. Книга на полке. is on the shelf. Она на полке.

Личные местоимения в именительном и объектном падежах.

Личные местоимения имеют два падежа: именительный и объектный.

Личные местоимения в именительном падеже (Nominative Case)

I - Я,

YOU - ТЫ,

HE, SHE, IT - ОН, ОНА, ОНО,

WE - МЫ,

YOU - ВЫ,

THEY - ОНИ.

Личные местоимения в именительном падеже выполняют функции:

1. подлежащего: I see that picture. Я вижу эту картину.

. именной части составного сказуемого: It is I (he, she) Это я (он, она).Формы английских местоимений в объектном падеже соответствуют формам русских местоимений во всех падежах, кроме именительного, т.е. одна форма английского местоимения передает в переводе значения нескольких русских форм (например: mе => меня / мне / мной / ...).

Формы местоимений в именительном падеже:

I - I like Ann.- We like Ann.- You like Ann.- He likes Ann.- She likes Ann.- They like Ann.

Формы местоимений в объектном падеже:

Практическое задание (тест) по теме «Личные местоимения. Объектный падеж личных местоимений»:

1. Закончите предложения.

Используйте I /me /we /us /you /he /him/she /her/they /them.

. I want to see her, but she doesnt want to see me.

. They want to see me but .............. dont want to see ..........

. We want to see them but ...............dont want to see ..........

. She wants to see him but ............... dont want to see ........

. I want to see him but .....................doesnt want to see .........

. They want to see her but ............... doesnt want to see .........

. I want to see them but ...................dont want to see ............

. He wants to see us but ...................dont want to see ..........

. You want to see her but .................doesnt want to see .........

. Закончите предложения, используя me /us /him /her /it /them.

. Who is that woman? Why are you looking at……….

. Do you know that man? Yes, I work with ...........

. Im talking to you. Please listen to ..........

. These photographs are nice. Do you want to look at ...............

. I like this camera. Im going to buy ................

. Where are the tickets? I cant find .................

. I dont like dogs. Im afraid of ......................

. Where is she? I want to talk to........................

. Those apples are bad. Dont eat...................

Таким образом, мы видим, что использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. А при условии наличия домашних персональных компьютеров у всех учеников, материал можно будет сохранять на цифровом носителе (дискеты, CD-, DVD-диски, flash-карты и пр.) и переносить на ПК - сократится время, за счёт отсутствия необходимости записывания учениками материала. Довольно часто возникает проблема «незнания написания» какого-либо слова. Ученик может стесняться спросить его написание, а при использовании средств ИКТ такая проблема полностью отпадает.[10]

Заключение

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. В перспективе в дипломной работе мы планируем провести апробацию по применению ИКТ и интернет - ресурсов в основной школе.

Список литературы

1.Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. - Челябинск: 2009. - 116с.

.Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 18.

.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ И.Я. Зимняя// Высшее образование России. - 2003. -№ 4. С. 34.

.Зубов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранному языку/ А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Дербент: Academia, 2008. - 144с.

.Игнатова, Н.Ю. Информационные технологии на уроках иностранного языка / Н.Ю. Игнатова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 42.

.Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе/ А.А. Кораблёв // Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39.

.Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку/ Л.А. Подопригорова// Иностранные языки в школе.- 2003. - № 5. - С.23.

.Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М. : Academia, 2007. - 294с.

.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. - М. : Academia, 2005. - 270с.

.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. С.112.

.Сиговцев, Г.С. Интернет для образования - возможность и необходимость / Г.С. Сиговцев. - Петрозаводск: ПГУ , 2003. - 207.

.Тельцина, Т.Н., Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н. Тельцина, ., А.Ф. Сидоренко// Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 41 - 42.

.Цветкова, Л.А. Использование компьютера при обучении грамматике в начальной школе/ Л.А. Цветкова // Иностранные языки в школе.- 2002. - № 2. - С. 43.

.Шампанер, Г. Обучающие компьютерные системы/ Г. Шампанер // Высшее образование в России.- 1998. - № 3. - с. 95-96.

Похожие работы на - Использование ИКТ и интернет–ресурсов на уроках английского языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!