Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации

Содержание

Введение

Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей

.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей

.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

2.1. <#"justify">Введение

Предлагаемый вариант программы «Истоки», получившей широкое общественное признание, позволил привести ее содержание в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), основной целью которого является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.

Назначение Программы - научно-методическая поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Генеральной линией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят:

информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание - субъектно);

способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);

способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,

набор определенных личностных качеств. К последним относятся: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т.п.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации».

Цель исследования - выявить и экспериментальным путем по программе «Истоки» определить эффективность влияния педагогических условий на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования - духовно-нравственное развитие детей в условиях ДОУ.

Предмет исследования - Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: возможно, процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективен при использовании следующих педагогических условий:

активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;

разработке и внедрении методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, направленной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивного, предусматривающего формирование представлений о душе, духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения; эмоционально-ценностного, направленного на развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком; поведенческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.


Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей

Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

содержание духовно нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

семейной жизни;

культурно регионального сообщества;

культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

российской гражданской нации;

мирового сообщества.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации[8, c.78].

Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Программы духовно нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества[6, c.56].

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. [2, c. 76]

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

воспитание гуманных чувств и отношений;

формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;

воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

На содержание этой группы задач нравственного воспитания оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Задачи формирования моральных ценностей имеют подвижный характер.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В экспериментах Е.В. Субботского детям предлагалось в отсутствие психолога за награду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали по 3-му типу, старшие - по 1-му, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствие экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда заставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции «контролера».

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни - открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так». [5, c. 38-40]

.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Основные программы определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех ее сторон и с учетом использования следующих форм детской деятельности: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время в течение дня.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные и альтернативные формы дошкольного образования.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) - включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования:

Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Программа «Радуга» Авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева и др.

Программа «Детство» Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

Программа «Истоки» Авторы: Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Программа «Развитие» Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.

Программа «Кроха» Авторы: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.

Подробнее про программу «Истоки». Программа «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)

Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественного дошкольного образования. Цель - разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет. В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1-3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3-5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.

Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.

В основе Программы концепция психологического возраста(четыре психологических возраста - младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст): каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.

Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким.

В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.

Структура программы.

Раннее детство:

младенческий возраст;

ранний возраст.

Дошкольное детство:

младший дошкольный возраст;

старший дошкольный возраст.

Общие условия реализации программы:

организация жизни детей;

планирование;

психолог в дошкольном учреждении;

сотрудничество воспитателя с семьей;

развивающая предметно-пространственная среда детства.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного

образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; - мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.

Таким образом, большое количество образовательных программ дает возможность современному дошкольному учреждению решать задачи не только воспитательные.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.


Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

.1 Констатирующий эксперимент выявление уровня духовно нравственного развития по методике

Целью нашей работы является - повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения программы «Истоки».

Методическая работа в ДОУ должна быть направлена на решение следующих задач: нравственное воспитание дошкольник

. активизировать педагогов на осознание актуальности проблемы;

. повышать профессиональную компетентность педагогов через создание системы работы по внедрению технологии «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина;

. обучить эффективным способам работы с детьми;

. создать предметно-пространственную среду, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

. обучить педагогов эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Наша работа по этому направлению осуществляется в три этапа:

этап - информационно - аналитический

этап - практический

этап - контрольно - оценочный

. Информационно-аналитический этап

Задачи:

. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.

. Анкетирование педагогов.

. Анкетирование родителей.

. Анализ уровня духовно - нравственного развития детей.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.

В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Работа по духовно - нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогическими кадрами;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

Задачи:

. Повысить профессиональный уровень знаний педагогов по данному вопросу.

. Создать условия, благоприятные для работы с детьми.

. Формировать у родителей активную позицию по вопросам духовно - нравственного

воспитания.

. Активизировать взаимодействие с социумом.

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы с детьми.

Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Социокультурные истоки», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.

.2 Формируюшющий эксперимент

Проводится с детьми среднего и низкого уровня, описание методики работы

. Содержательный аспект качества образования

Когнитивные показатели развития детей 5 -6 лет Оценка в баллахСтаршая группа (5-6 лет) 1.3. Категории Вера, Надежда, Любовь, София 1.3.1. Представление об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской. 1.3.2. Представление о качествах характера собирательного образа былинного богатыря. 1.3.3. Знания о необходимости послушания старшим людям. Знания правил жизни в среде сверстников. 1.3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается. 1.3.5. Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни. 1.3.6. Представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. 1.3.7. Представления о добрых делах, их значении. 1.3.8. Знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах. 1.3.9.Представление о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.3 балла - много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомлённость или рассуждает в ответ на вопрос взрослого; сам проявляет интерес к познанию; задаёт вопросы в процессе беседы; приводит примеры из собственного опыта; идентифицирует себя с защитниками Отечества; имеет знания о жизненных ценностях: верности родной Земле; послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам и др.; 2 балла - частично осведомлён, знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого, называет не все параметры; проявляет заинтересованность и активность в разговоре; 1 балл - называть затрудняется, мало осведомлён, отвечает только с помощью взрослого; нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен; 0 баллов - не знает, не осведомлён, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни. Примечание

На основе итоговой суммы баллов, полученной в результате сложения баллов по всем показателям, по каждому аспекту качества образования выводится интегративно-комплексная оценка духовно-нравственного развития ребёнка. Для этого используется пятибалльная система интегративно-комплексной оценки, представленная ниже.

Пять баллов соответствуют высокому уровню,

балла - уровню развития выше среднего,

балла - среднему уровню,

балла - уровню развития ниже среднего,

балл - низкому уровню духовно-нравственного развития ребёнка.

Уровень духовно- нравственного развития ребёнка по содержательному аспекту качества образования на промежуточном этапе диагностики

Количество анализируемых показателей 4 показателяУровни развития по интегративно-комплексной оценкеИтоговая сумма баллов по содержательному аспекту качества образования по возрастным группамСтаршая группа (5-6 лет) Высокий (5 баллов)11-12 балловВыше среднего (4 балла)9-10 балловСредний (3 балла)7-8 балловНиже среднего (2 балла) 4-6 балловНизкий (1 балл) Менее 4 баллов

Диагностическая беседа с детьми 5-6 лет

. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 1).

Вопросы:

О каких защитниках Отечества ты узнал из первой части этой книги для развития? Назови их имена. За что люди благодарны русским богатырям?

Чем бы ты хотел походить на русских богатырей?

Что ты чувствуешь, когда рассказываешь о наших богатырях?

. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 2, «Защитник Отечества»).

Вопросы:

О каких подвигах богатырей (Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича) ты можешь рассказать?

Какие качества нужны защитнику Отечества?

Почему наш народ помнит и любит богатырей?

Хочется ли тебе стать защитником России?

. Тема занятия «Радость послушания».

Вопросы:

Послушный ли ты сын (дочь)?

Что значит «быть послушным»?

Почему нужно слушаться старших?

Кого и в чём ты недавно послушался?

Что ты чувствуешь, когда поступаешь так, как советуют взрослые?

Как в русских народных сказках проявляется радость послушания?

. Тема занятия «Светлая Надежда».

Вопросы:

Какой праздник мы недавно отмечали?

Какие пожелания родным и близким вы подарили в Рождество?

Какие подарки вы подарили и получили на Рождество?

Какое чудо произошло в рождественскую ночь?

Какую добрую Надежду получают люди в Рождество?

. Тема занятия «Доброе согласие».

Вопросы:

В каком деле важно доброе согласие?

Как проявляется согласие в вашей семье?

Легко ли приходить к согласию в жизни?

Что ты чувствуешь, когда соглашаешься со старшими?

Друзьями?

. Тема занятия «Добрые друзья».

Вопросы:

У тебя есть друзья?

Кого можно назвать настоящим другом?

Считаешь ли ты себя настоящим другом?

Почему?

Что нужно делать, чтобы дружба сохранялась и крепла?

. Тема занятия «Добрые дела».

Вопросы:

Какие дела считаются добрыми?

Какие добрые дела ты успел совершить?

Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?

. Тема занятия «Мудрое слово».

Вопросы:

Где можно встретиться с мудрым словом?

Какие мудрые слова ты запомнил?

Чему тебя научили мудрые слова?

Кого можно назвать мудрым и почему?

. Тема занятия «Мудрые люди».

Вопросы:

Кого из твоих близких людей можно назвать мудрым?

Почему?

Какие мудрые советы дали тебе взрослые?

За что мы благодарны мудрым людям?

Какой мудрости научили тебя наши сказки?

Дневник

формирования основ духовно - нравственного развития ребёнка 5-6 лет (старшая группа) в процессе освоения программы «Социокультурные истоки»

. Содержательный аспект качества образования

Содержательный аспект качества оценивается по результатам диагностической беседы с детьми 5-6 лет по темам курса пропедевтики «Истоки».

Когнитивные показатели развития ребёнка старшей группы по освоению духовно-нравственных категорий 1.3. Вера, Надежда, Любовь, СофияДата проведенияЯнварьМай Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)1.3.1. Представление об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 1) 331.3.2. Представление о качествах характера собирательного образа былинного богатыря. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 2, «Защитник Отечества»)321.3.3. Знания о необходимости послушания старшим людям. Знания правил жизни в среде сверстников. Тема занятия «Радость послушания» 231.3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается. Тема занятия «Светлая Надежда» 221.3.5. Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни. Тема занятия «Доброе согласие» 331.3.6. Представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. Тема занятия «Добрые друзья» 331.3.7. Представления о добрых делах, их значении. Тема занятия «Добрые дела» 331.3.8. Знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах. Тема занятия «Мудрое слово». 321.3.9.Представление о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них. Тема занятия «Мудрые люди» 22Итоговая сумма баллов по содержательному аспекту качества образования33Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по содержательному аспекту качества образования31

. Коммуникативный аспект качества образования

Показатели развития коммуникативных умений ребёнка старшей группы Дата проведения Январь МайОценка в баллах (Показатели в прил. № 1)Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1) Ребёнок проявляет 2.1. Речевые умения: 2.1.1.Понятно вести диалог с педагогом.452.1.2.Выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного.452.1.3.Говорить выразительно, эмоционально.352.1.4.Говорить самостоятельно в ресурсном круге.552.1.5.Говорить самостоятельно в паре.542.1.6.Понятно и грамотно формулировать свои мысли.542.1.7.Высказываться экспромтом, без предварительной подготовки.45 2.2. Социально-психологические умения: 2.2.1. Вступать и поддерживать разговор, беседу со сверстниками и взрослыми..452.2.2. Слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят).542.2.3. Считаться с мнением других.442.2.4.Приходить к общему решению (умение согласиться с участниками ресурсного круга).452.2.5. Вступать в общение на нравственные темы.552.2.6. Поддерживать общение.552.2.7. Завершать общение.552.2.8. Приходить в паре к общему решению (умение договориться, согласиться). 55 2.3. Психологические умения: 2.3.1. Проявлять эмоции в общении..542.3.2. Проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь).542.3.3. Снижать излишнее напряжение в общении. 45 2.4. Нормы речевого этикета: 2.4.1.Умение использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения.452.4.2.Умение использовать ситуативные нормы приветствия.452.4.3.Умение высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк. 55 2.5.Умение пользоваться невербальными средствами общения: 2.5.1.Использовать интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность.552.5.2. Использовать смех, шум, аплодисменты.552.5.3.Использовать жест, мимику, взгляд, позы, движения.552.5.4.Выбирать дистанцию общения и пространственное расположение.55Итоговая сумма баллов по коммуникативному аспекту качества образования 5Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по коммуникативному аспекту качества образования55

3. Управленческий аспект качества образования

Показатели развития управленческих способностей ребёнка старшей группы Дата проведения Январь Май Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1) Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1) Ребёнок 3.1.1.Управляет собственной деятельностью..233.1.2.Управляет деятельностью пары.233.2.1.Делает нравственный выбор. 233.2.2.Делает нравственный выбор, принимает решение, за которое отвечает.233.3.1.Управляет знаниями (в том числе знаниями о нравственности).233.4.1. Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогом и родителями, соблюдает правила общения в ресурсном круге.233.4.2. Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогом и родителями, согласовывает свои действия с действиями других людей, соблюдает правила общения в паре и в микрогруппе.333.5.1.Действует по образцу и инструкции педагога в книгах для развития и альбомах для рисования.333.6.1. Представляет собственное решение в ресурсном круге. 133.6.2. Представляет собственное решение и совместное решение пары, группы.333.7.1. Работает с литературной и литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.33 3.8.1.Структурирует время, выделенное для выполнения задания.333.9.1.Проявляет настойчивость и самостоятельность в достижении цели.333.10.1.Соподчиняет собственные мотивы поведения с поставленной целью. 23Итоговая сумма баллов по управленческому аспекту качества образования 2 33 3Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по управленческому аспекту качества образования 33

4.Психологический аспект качества образования

Показатели развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка старшей группы Дата проведения Январь Май Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1) Ребёнок 4.1.1.Распознаёт эмоции других людей (близких, сверстников, работников детского сада)..33 Проявляет: 4.2.1.Внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы.334.2.2. Послушание, правдивость и ответственность.334.3.1. Чувства: - благодарности родным и близким людям, сверстникам, родной природе; - радости от красоты построения окружающего мира..334.4.1.Положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям.. 3 33 4.4.2.Общительность, открытость активность, самостоятельность, терпение.334.5.Мотивационные показатели социального развития личности дошкольника Ребёнок проявляет: 4.5.1.Мотивацию взаимодействовать со сверстниками, педагогом и родителями в АФО: - в ресурсном круге; - в паре.334.5.2.Мотивацию совместно со сверстниками и взрослыми достигать значимых социокультурных результатов, развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия.334.6.Мотивационные показатели психологического развития личности дошкольника Ребёнок проявляет: 4.6.1.Природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всём его многообразии..334.6.2.Интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира в совместной со взрослым деятельности.33Итоговая сумма баллов по психологическому аспекту качества образования 33Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по психологическому аспекту качества образования 33

. Социокультурный аспект качества образования

Показатели социокультурного развития личности ребёнка старшей группы Дата проведения Январь Май Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1)Оценка в баллах (Показатели в прил. № 1) Ребёнок проявляет: 5.1.1.Доброжелательность, заботу, доброту, по отношению к окружающим.335.1.2.Доброжелательное отношение к героям литературных произведений.335.1.3.Внимательное, заботливое отношение к миру природы335.1.4.Уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда.335.1.5. Дружеские чувства. 335.1.6.Чувства доверия, внимания, сострадания, уважения.335.1.7.Послушание, навыки доброжелательного и добродетельного поведения: соучастие, сопереживание, сорадование в радости.335.2.1.В конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.33 Ребёнок 5.3.1.Усвоил первый социокультурный опыт родного народа (присоединён к прошлому опыту, умеет переосмыслить настоящий опыт, способен ориентироваться на будущее; знает об отечественных традициях, поддерживает их соответственно возрасту). 335.3.2.Способен на самоопределение и самоидентификацию.33Итоговая сумма баллов по социокультурному аспекту качества образования 33Уровень духовно - нравственного развития ребёнка по социокультурному аспекту качества образования 33

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на четыре года развития ребёнка дошкольного возраста. Все занятия по программе и работа по книгам для развития позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей 3-7 лет. Итоговые занятия и книги для развития направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных навыков, управленческих способностей, эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Каждый год развития детей является своеобразным этапом формирования духовно-нравственного стержня личности маленького ребёнка. На каждом этапе развития программой предусмотрено решение определённого круга задач по всем пяти аспектам качества, что к концу учебного года позволяет ребёнку достигать определённых результатов в духовно-нравственном становлении.

В таблице, приведённой ниже, представлены обобщённые итоговые результаты формирования основ духовно-нравственного развития детей 4, 5, 6 и 7 лет. Данные показатели позволят педагогу при выполнении мониторинга более грамотно подойти к определению уровня сформированности основ духовно-нравственного развития дошкольников.

Таблица поэтапных достижений формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

№ п/п Аспекты качества образова-ния Первый год развития (Ребёнок 4 лет)Второй год развития (Ребёнок 5 лет)Третий год развития (Ребёнок 6 лет)Четвёртый год развития (Ребёнок 7лет) 1.Содержательный аспект (когнитивные показате-ли развития)1.Ребёнок на первоначальном уровне ознакомлен с социокультурными категориями Слово, Образ, Книга. 1.1. Имеет представления о своём имени, именах родных людей, о том, как ласково они звучат из уст близких людей, употребляет их в общении с другими людьми. 1.2. Знает о добрых словах и их значении в жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и вызвавшего его чувства. 1.3.Поёт самостоятельно в играх с куклами колыбельные песни, исполняет их в совместной со сверстником и взрослым деятельности. 1.4.Знает о праздниках Рождества и Нового года, о добрых делах, совершаемых в праздник для других. 1.5. Имеет представление о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства мамы. Выражает маме и другим близким людям любовь и заботу. 1.6. Знает песенки, потешки, стихотворения о солнышке, читает их наизусть. Знает о том, что солнышко дарит свет, тепло и радость. 1.7. Имеет представление о добром мире, о добрых отношениях с окружающими, рассказывает о маме-защитнице. 1.8. Имеет представление о доброй книге, рассказывает о добрых чувствах к ней. 1.9.Имеет любимую книгу, рассказывает о том, чему доброму научила она ребёнка.2.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил социокультурные категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души 2.1. Имеет представления о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи в жизни человека. Рассказывает о том, что в дружной семье все стремятся как можно чаще быть вместе, все проявляют друг к другу внимание и заботу, каждый находит в ней радость и утешение. 2.2. Имеет представления о родном доме как начале всех добрых путей и дорог. Рассказывает о дорогах добра. 2.3. Имеет представления о родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса, «полного загадок и чудес». Рассказывает о том, что лес согревает, радует, кормит и лечит человека. 2.4. Знает о домашних животных и о добром заботливом отношении к ним. Рассказывает о том, как люди проявляют любовь и заботу к братьям меньшим. 2.5. Имеет представление о значении труда в жизни человека, об уважительном отношении к людям труда. Рассказывает о том, как в его семье и он сам относится к людям труда, какие трудовые поручения имеет. 2.6. Имеет представление о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки. 2.7. Знает о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают. Говорит слова благодарности маме и другим близким людям. 2.8. Имеет представление о Светлом празднике Троицы, о радости людей и природы в праздник. 3.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София 3.1.Имеет представления об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской. 3.2. Имеет представления о качествах характера собирательного образа былинного богатыря. Рассказывает об известных русских богатырях. 3.3. Знает о необходимости послушания старшим людям. Знает и соблюдает правила жизни в среде сверстников. 3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается. 3.5. Имеет представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни. 3.6. Имеет представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. Рассказывает о своих друзьях. 3.7. Имеет представление о добрых делах, их значении в жизни. Рассказывает о своих добрых делах. 3.8. Знает о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых формах фольклора, сказках, былинах, сказах, к «месту» употребляет в речи мудрые слова. 3.9. Имеет представление о мудрых людях, знает мудрые советы, полученных от них. Рассказывает о мудрых людях, которые находятся рядом.4.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил социокультурные категории Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника 4.1. Знает о нравственных уроках родных сказок, о мудрости сказочного слова. 4.2. Имеет представления о силе и значении напутственного слова. Знает слова-напутствия. 4.3.Знает об этапах жизненного пути человека. Рассказывает об этапах своей жизни, родителей, бабушек-дедушек. 4.4.Знает о праведной жизни Преподобного Сергия Радонежского. 4.5. Знает о жизненном пути Преподобного Сергия Радонежского, о его добрых качествах, роли в победе войска Дмитрия Донского на поле Куликовом. 4.6. Имеет представление о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; рассказывает, кем он будет, когда станет взрослым. Знает о мастерах и рукодельницах; рассказывает о том, какими мастерами славится родной край. 4.7. Имеет представление о качествах старания и терпения и их значении для человека в жизни. 4.8. Знает о семейных традициях, о празднике Пасхи, рассказывает о традициях своей семьи. 4.9. Имеет представление о добрых книгах, которые были для ребёнка хорошими учителями в период дошкольного детства. Рассказывает о своих любимых книгах, о том, чему доброму они его научили. 4.10. Знает об употреблении слов благодарности для всех, кто помог детям вырасти добрыми и умными. Употребляет в жизни слова благодарности по отношению к родным и близким людям. 2.Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативных умений)Умеет: - вести диалог с педагогом; - выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного; -говорить выразительно, эмоционально, самостоятельно в ресурсном круге и в процессе общения по книгам для развития; - вступать и поддерживать общение со сверстниками и взрослыми; -слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят); -считаться с мнением других; -приходить к общему решению (умение согласиться с участниками ресурсного круга); -использовать эмоции как средство общения; -проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым; -использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения; - высказать просьбу, предложение, сочувствие; -использовать невербальные средства общения. Умеет: -понятно и грамотно формулировать свою мысль; -выражать свою собственную оценку прочитанного взрослым и услышанного от сверстников и взрослых; -высказываться экспромтом, без предварительной подготовки; -говорить выразительно, эмоционально, самостоятельно в ресурсном круге, в парной работе, в процессе общения по книгам для развития; -вступать в общение (умение присоединяться); -поддерживать общение; -завершать общение; -слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят); -считаться с мнением других; -приходить к общему решению (умение договориться, согласиться); -использовать эмоции как средство общения; -проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым; -использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения; -использовать ситуативные нормы приветствия; -высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк; -использовать невербальные средства общения.Проявляет коммуникативные умения, заложенные в предыдущем возрасте, на более качественном уровне. Новообразования в коммуникации Умеет вести диалог с педагогом, сверстниками и родителями; -проявляет в общении способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей; -адекватно оценивает своё поведение; - проявляет первичную самооценку и идентификацию; -адекватно использует невербальные средства общения; -использует в общении позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий; опыт проживания различных эмоциональных состояний; знает и выполняет правила общения в ресурсном круге, в паре, в микрогруппе с родителями.Проявляет коммуникативные умения, заложенные в предыдущем возраст, на более высоком качественном уровне. Новообразования в коммуникации Овладел технологиями общения в ресурсном круге, в работе в паре, в микрогруппе с родителями, в ресурсном круге с делегированием. Умеет: -присоединяться к партнёру, видеть, слышать, чувствовать каждого; -приходить к согласию; -уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса; - быть терпимым к иному мнению; -слушать и слышать другого; -понять сверстника, взрослого, встать на его точку зрения; -поделиться своими знаниями; -участвовать в общем деле; -преодолевать барьеры в общении; -проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым; -снижать излишнее напряжение в общении; -владеть нормами речевого этикета; -использовать ситуативные нормы приветствия, нормы речевого этикета при высказывании своего мнения; -высказывать пожелание, просьбу, совет, предложение, сочувствие, упрёк; -адекватно использовать разнообразные невербальные средства общения (интонацию, тональность, дикцию, темп, паузы, смех, рабочий шум, аплодисменты; жест, мимику, взгляд; позы, дистанции общения). 3.Управленческий аспект (показатели развития управленческих способностей)Умеет: -управлять собственной деятельностью; -управлять знаниями (в том числе знаниями о нравственности), выделять ценности добра; -сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом и родителями; -соблюдать правила общения в ресурсном круге; -действовать по образцу и инструкции педагога в книгах для развития и альбомах для рисования; -вступать и поддерживать разговор, беседу; -представлять собственное решение в ресурсном круге; -работать с литературной и литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.Умеет: -управлять собственной деятельностью и деятельностью пары; -делать нравственный выбор, принимать решение; -сотрудничать в группе со сверстниками, педагогом и родителями, согласовывать свои действия с действиями других людей, соблюдать правила общения; -действовать по образцу и инструкции педагога; -вступать и поддерживать дискуссию, диалог; -представлять собственное решение и совместное решение пары; -работать с литературной и иной информацией; -проявлять настойчивость и самостоятельность в достижении цели; -соподчинять собственные мотивы поведения с поставленной целью.Проявляет управленческие способности, заложенные в предыдущем возрасте, на более качественном уровне. Новообразования в управленческой деятельности старших дошкольников Умеет: -представлять собственное решение и решение микрогруппы; -структурировать время, выделенное для выполнения задания; -воспринимать значимые социокультурные результаты; -объективно оценивать самого себя; -«рефлексировать» по поводу основополагающих жизненных ценностей; -приобретать знания и управлять ими; -организовывать и вести дискуссию; -принимать решение и быть ответственным.Проявляет управленческие способности, заложенные в предыдущем возрасте, на более высоком качественном уровне. Умеет: -действовать по образцу и инструкции педагога; -проявлять настойчивость и самостоятельность в достижении цели; -соподчинять собственные мотивы поведения с поставленной целью; -согласовывать свои действия с действиями других людей (сверстников и взрослых); -соблюдать правила общения в группе; -проявлять волевые усилия к достижению цели; -ориентироваться по установленным правилам; -делать нравственный выбор; -представлять собственное решение и совместное решение пары, группы; -управлять знаниями (в том числе знаниями о нравственности); - активно вступать и поддерживать дискуссию, диалог; -быть ответственным; -выделять главные ценности жизни. 4.Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации)Умеет: -распознавать эмоции других людей (близких, сверстников, работников детского сада); -проявлять (по ситуации) эмоциональную отзывчивость родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы; -проявлять (по ситуации) чувства благодарности родным и близким людям, сверстникам, родной природе, радость от красоты построения окружающего мира; -положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям. Проявляет мотивацию: -взаимодействовать в ресурсном круге со сверстниками, педагогом и родителями; -совместно достигать значимых социокультурных результатов; развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия; познавать и осваивать отечественное и культурное наследие родного народа; -применять полученные знания в жизни. Проявляет: -в совместной со взрослым деятельности интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира; -природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всём его многообразии.Умеет: - распознавать эмоции других людей (близких, сверстников, работников детского сада, окружающих и незнакомых); -проявлять внимание, отзывчивость и социальную чувствительность к эмоциональному состоянию других людей, сверстников, конкретным поступкам героев литературных произведений, объектам живой и неживой природы. Проявляет: -послушание и правдивость; -чувства благодарности родным и близким людям, родной природе, Творцу за тот добрый мир, в котором живёт ребёнок; -общительность и открытость, жизнерадостность, активность, самостоятельность, терпение, доверие к миру и людям; -природную любознательностьи желание активно познавать окружающий мир во всём его многообразии; -интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира в совместной со взрослым деятельности; -мотивацию взаимодействовать в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями; -совместно достигать значимых социокультурных результатов; -развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия; -познавать и осваивать отечественное и культурное наследие родного народа; -применять полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультур-ный опыт;Проявляет психологические качества, заложенные в предыдущем возрасте, на более высоком уровне. Новообразования старшего дошкольного возраста Проявляет: -послушание, правдивость и ответственность; -чувства благоговения перед Святыми и святынями; -способность к самоанализу и саморегуляции, сдержанность и терпение; -мотивацию взаимодействовать в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями; развиваться дальше; -творить добро; -обучаться; -повторять успешные действия; -достигать совместных значимых социокультурных результатов.Проявляет: -открытость окружающему миру, активность и общительность; -интерес к познанию и освоению отечественного и культурного наследия родного народа; -чувства привязанности и благодарности, любви и бережности в отношениях к людям, начиная с близкого окружения; -самостоятельность в познании предметов и явлений окружающей действительности; -внимание, отзывчивость и социальную чувствительность к состоянию других людей, способность к самооценке, самоконтролю, саморегуляции, идентификации; - милосердие, честность, доброжелательность, совестливость; Применяет полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультурный опыт. Подражает в жизни поведению родителей, положительных сказочных героев, Святых людей, конкретных исторических лиц, былинных богатырей как высокому духовному образцу. В своём поведении руководствуется правилами скромности, правдивости, открытости. 5.Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребёнка)Имеет представления: -о себе (имя, возраст, пол); - о своей семье; -о родном городе, посёлке; -о традициях детского сада; -о родной культуре и изделиях народных мастеров; -о праздниках (Новый год, Рождество, Именины, День защитника Отечества и др.). Знает родные колыбельные, известные русские народные сказки, игры, песни. Проявляет доброжелательное, заботливое отношение к героям литературных произведений, окружающим, миру природы, уважительное отношение к взрослым, людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда. Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.Имеет представления: -о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее и будущее); - о родственных отношениях в своей семье, её истории; -о труде близких людей и труде человека на земле; -о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях; -о людях, прославивших Россию; -о традициях детского сада; -о родной культуре и изделиях народных мастеров; -о праздниках (День знаний, Новый год, Рождество, Именины, День защитника Отечества, День Победы, Троица и др. государственные праздники); -об устном народном творчестве; - о родной природе и заботливом отношении человека к ней. Проявляет интерес и уважение к своей семье, родословной, родному краю, его природе, истории, Святыням, семейным традициям; полученные знания соотносит с реальными действиями и поступками, даёт их оценку с нравственной позиции; осознаёт себя сыном или дочерью своего народа («Я вологжанин, Я россиянин»). Проявляет в жизни навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к соучастию, сопереживанию, сорадованию в радости; чувства доверия, внимания, сочувствия, уважения, послушания, дружелюбия. Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.Имеет представления -о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее и будущее); - о родственных отношениях в своей семье, её истории, семейных праздниках; -о значении труда в обществе и жизни каждого человека; -о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях; -о русских богатырях и героях-защитниках Отечества; -о людях, прославивших Россию; -о традициях детского сада; -о родной культуре и изделиях народных мастеров; -о праздниках (День знаний, Новый год, Рождество, Именины, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства, Троица и др. государственные праздники); -об устном народном творчестве; - о родной природе, бережном и заботливом отношении человека к ней; -о значении устного народного творчества; - об отечественном культурном наследии (знания о родных сказках, сказах, былинах, малых фольклорных формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи. Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом. Проявляет готовность помочь другому, представителям мира природы; сочувствие, сопереживание, сорадование. Анализирует своё поведение и поступки героев литературных произведений; отличиает хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни. Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.Имеет представления: -о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее и будущее); - о родственных отношениях в своей семье, её истории, семейных праздниках и традициях; -о значении труда в обществе и жизни каждого человека; -о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях; -о русских богатырях и героях-защитниках Отечества; -о людях, прославивших Россию; -о родном крае, его достопримечательностях; -о родной культуре и изделиях народных мастеров; -о праздниках (День знаний, Новый год, Рождество, Именины, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства, Благовещение, Пасха, Троица и др. государственные праздники); -об устном народном творчестве; - о родной природе, бережном и заботливом отношении человека к ней; -о значении устного народного творчества; - об отечественном культурном наследии (знания о родных сказках, сказах, былинах, малых фольклорных формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи; -о государстве и принадлежности к нему. Усвоил социокультурный опыт родного народа. Проявляет включённость в отечественные традиции, самоопределение и самоидентификацию. Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам; в совместном облагораживающем труде в мире природы; акциях памяти воинов-защитников; посильных благотворительных акциях помощи нуждающимся; соблюдает нравственные нормы и правила; оказывает посильную помощь родителям и другим людям; использует полученные знания в реальной жизненной ситуации, соотносит их с усвоенной системой ценностей.

Согласно воззрениям современной педагогики, в соответствии с которыми разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной и средней школы и федеральные государственные требования для дошкольного образования, воспитательные результаты и эффективность деятельности обучающихся и воспитанников распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов - приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устройстве семьи, общества, социально - одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребёнка со своими родителями и педагогами как значимыми носителями положительного социокультурного опыта и знания.

Второй уровень результатов - получение и соотнесение детьми главных ценностей жизни с собственным опытом переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Российской цивилизации, ценностному отношению к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов, особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой в дружественной среде в процессе проведения активных занятий, где ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых знаний о нравственности, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение детьми опыта самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа. Только в самостоятельном положительном действии маленький ребёнок действительно становится гражданином своей страны, нравственной личностью, способной в будущем свободно жить и действовать на благо Отечества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет освоение детьми положительного социокультурного опыта предшествующих поколений, традиций родного народа, их взаимодействие в открытой социокультурной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближается к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях, полученные от взрослого;

на втором уровне происходит освоение нравственных категорий - ценностей, осмысленных в контексте определённой социокультурной традиции, получение опыта взаимодействия со сверстниками, переосмысление собственного нравственного опыта;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия детей в нравственно - ориентированной социально значимой деятельности. Выход на третий уровень результатов возможен лишь через внутреннее проживание детьми нравственных норм и понятий, о которых они узнали при освоении программы «Социокультурные истоки».

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются детьми и становятся их личным выбором, духовно - нравственное развитие воспитанников достигает относительной полноты. Задача духовно - нравственного воспитания дошкольников и заключается в том, чтобы добрые инстинкты детской натуры превратить в сознательное стремление к добру и правде.

Переход от одного уровня результатов должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней результатов обеспечивают появление значимых эффектов духовно-нравственного образования дошкольников - формирование основ целостно развитой личности, позитивно относящейся к жизни, людям и обществу; воспитание гражданина России, способного присваивать базовые национальные ценности, сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Программа «Социокультурные истоки» позволяет педагогу выстроить воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы обеспечить поступательное достижение по трём уровням развития дошкольника.


Заключение

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации подчеркивается, что «масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России».

Характерной чертой современного российского общества становится консолидация усилий образовательных учреждений, семьи, церкви, государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Авторы программы «Социокультурные истоки» убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление.

В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство РФ в области образования с 2007 года утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.


Список использованной литературы

1. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира Текст./В.В. Абраменкова. - М.: Эко, 2009. - 224с.

. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учебник для вызов. Текст./А.Г. Асмолов - 2-е изд., перераб. М.: Смысл. 2011.-415с.

. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст./В.И. Андреев Кн. 2. - Казань: Изд-во КПУ, 2008. - 318с.

. Андреев, В.И. Педагогика: учебн. для высш. учебн. учр-ий. Текст./В.И. Андреев -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 578с.

. Бабанский, Ю.К. Оптимизация^ учебно-воспитательного процесса: Метод, основы Текст. /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 2012. 376с.

. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. Текст./ Л.И. Божович - М.: Ин-т практ. психологии. 2011. -532с.

. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л.И. Божович - М.: Просвещение. 2008. - 464с.

. Большой-толковый психологический словарь/ Робер Артур. Том. 1.

. А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2010. - 592с.

. Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие для вузов Текст./Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 428с.

. Всемирная энциклопедия: Философия /Главный научный редактор и составитель Грицанов, А.А. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2011. 1312с.

. Гуревич, П.С. Философский словарь. Текст./П.С. Гуревич - М.: Олимп, 2007.-320с.

. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Пед. с-во. России, 2008. - 336с.

. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики Текст./Л.П. Гримак. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 365с.

. Дженкинс, Пегги Дж. Воспитание духовности у детей / Перев. С англ. -М.: ООО Издательский дом «София», 2014. - 244с.

. Коджаспиров, Г.М., Кождаспирова, А.Ю. Педагогический словарь. Текст./Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 176с.

. Кириленко, F.F., Шевцов, Е.В. Философский словарь: Справочник. Текст./Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов - М.: Аст; Слово, 2012. -704с.

. Краткий словарь по философии / Под ред. Блауберга, И.В., Пантина, И.К. 4-е изд. - М.: Политиздат, 2012. - 431с.

. Константинов, П.А. История педагогики: Учебник / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева 5-е изд., доп. и перераб. - М:: Просвещение, 2012. - 447с.

. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979. - 234с.108: Нелетов, И.З. Философия / И.З. Нелетов. - М.: ИНФРА - М, 2013. -400с.

. Петровский, А.В. Психология: учеб. для вузов Текст. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 7-е изд., стер. - М.: Академия. 2007. - 501с.

. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов. Текст. /И.П. Подласый -М.: Высшее образование, 2013:- 540с.

. Тихоплав, В. Время Бога: голос из далека Текст./ Виталий и Татьяна Тихоплав.- М.: ACT: Артель, 2013. - 255с.


Приложение № 1

В изучении сформированности основ духовно-нравственного строя личности детей группы целесообразно использовать различные методы, в том числе, информацию, полученную от родителей в процессе анкетирования.

Анкетирование родителей проводится в конце каждого учебного года. Данные анкет используются педагогом в составлении индивидуального и группового «портретов» духовно-нравственного развития детей.

Анкета «Ребёнок глазами родителей»

Уважаемые родители! Прошёл ещё один учебный год развития ваших детей по программе «Социокультурные истоки». Каждый месяц мы осваивали с детьми одну из тем программы, размышляли над нравственными ценностями, возрастали духом. Пришло время осмыслить полученные результаты. Просим Вас искренне ответить на вопросы анкеты.

. На формирование каких качеств личности вашего ребёнка повлияла программа «Социокультурные истоки»?

Подчеркните или обведите соответствующие:

А. Сформированность понимания ценностей семьи:

А. 1.- любовь к родителям, оказание им посильной помощи;

А. 2.- проявление уважительного отношения к старшим;

А. 3.- проявление заботливого отношения к младшим;

А. 4.- любовь к своей семье, родному дому (проявление ребёнком доброго, чуткого, заботливого отношения к близким);

А. 5.- участие ребёнка в семейных праздниках, изготовление подарков своими руками;

А. 6.- участие ребёнка в общих семейных делах;

А. 7.- желание следовать традициям своей семьи;

А. 8.- послушание старшим;

А. 9.- другое (указать).____________________________________________

Б. Приобретение ребёнком навыков нравственного поведения:

Б. 1.- милосердное, сострадательное отношение к другим людям, родной природе;

Б. 2.- уважение к людям труда и результатам труда;

Б. 3.- честность, правдивость;

Б. 4.- умение дружить;

Б. 5.- старание и терпение;

Б. 6.- благодарность;

Б. 7.- доброжелательность;

Б. 8.-совестливость;

Б. 9.- другое (указать)._______________________________________________

В. Проявление ребёнком патриотических чувств:

В. 1.- любовь к родному краю, России;

В. 2.- желание и интерес к познанию культуры, истории и природы родного края;

В. 3.- уважение к защитникам Отечества;

В. 4.- уважение к Святым и святыням России;

В. 5.- другое (указать).______________________________________________________

Г. Формирование у ребёнка базового доверия к людям и позитивной картины мира:

Г. 1.- умение всегда быть в хорошем настроении;

Г. 2.- доверять людям;

Г. 3.- понимать чувства другого человека;

Г. 4.- верить в добро, не отчаиваться;

Г. 5.- любить жизнь и людей;

Г. 6.- отличать добро в жизни;

Г. 7.- умение находить общий язык с педагогами, родителями, сверстниками;

Г. 8.- другое (указать)._______________________________________________

. Какие базовые качества личности предстоит сформировать у вашего ребёнка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

. Какие коммуникативные навыки сформированы у вашего ребёнка на сегодняшний день?

Подчеркните или обведите соответствующие:

. 1.- выражать свою собственную оценку прочитанного взрослым и услышанного;

. 2.- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;

. 3.- говорить выразительно, эмоционально;

. 4.- использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;

. 5.- слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят);

. 6.- умение высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк;

.7.- приходить к общему решению (умение соглашаться с другими людьми);

. 8.- понятно, грамотно и самостоятельно формулировать свою мысль;

. 9.- вступать, поддерживать и завершать общение;

. 10.-проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь);

.11.-использовать невербальные средства общения (интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность смех, шум, аплодисменты, жесты, мимику, взгляд);

. 12.-другое (указать).________________________________________________

. Какие коммуникативные навыки предстоит сформировать у вашего ребёнка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

. Какие управленческие способности сформированы у вашего ребёнка?

Подчеркните или обведите соответствующие:

.1.- умение управлять своей деятельностью (внимательно слушать задание, понимать задачу, доводить дело до конца);

. 2. - делать выбор (в жизни, при выполнении заданий в книгах для развития);

.3.- сотрудничать с родителями и близкими людьми (в общих делах, при освоении книг для развития);

.4.- работать с информацией (использовать полученную информацию в жизни, при освоении книг для развития);

.5. - вести беседу с родителями, близкими и окружающими людьми;

.6.- принимать решение и быть ответственным (в жизни, при выполнении заданий в книгах для развития);

.7.- воспринимать значимые социокультурные результаты (проявлять чувства, доброе отношение, проговаривать, делиться мнением);

. 8. - объективно оценивать самого себя;

. 10.-другое (указать)._____________________________________________

. Какие управленческие способности предстоит сформировать у вашего ребёнка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

. Какие эмоционально-чувственные проявления характерны для вашего ребёнка?

Подчеркните или обведите соответствующее

Ваш ребёнок:

.1.- проявляет в жизни навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к соучастию, сопереживанию, сорадованию в радости;

.2.- распознаёт эмоции других людей (близких, сверстников, работников детского сада, окружающих и незнакомых);

.3.- проявляет внимание, отзывчивость и социальную чувствительность к эмоциональному состоянию других людей, сверстников, конкретным поступкам героев литературных произведений, объектам живой и неживой природы;

.4.- проявляет чувства благодарности родным и близким людям, родной природе, Творцу за тот добрый мир, в котором живёт ребёнок, чувства благоговения перед Святыми и святынями;

.5.- проявляет общительность и открытость, жизнерадостность, активность, самостоятельность, терпение;

. 6.- адекватно проявляет чувства доверия, сочувствия, сопереживания, уважения;

.7.- проявляет устойчивое внимание, интерес, привязанность и уважение к близким людям, мотивацию подражать Святым и старшим в добрых взаимоотношениях с людьми, в труде, в отношениях к природе и животным; соблюдает нравственные правила общения и поведения;

.8.- другое (указать).________________________________________________

. Какие чувства предстоит развить у вашего ребёнка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

Уважаемые родители! Благодарим Вас за участие в анкетировании и сотрудничество в реализации программы «Социокультурные истоки». Совместными усилиями за период дошкольного детства мы сумеем заложить основы ценностных ориентиров наших детей, которые позволят им делать правильный жизненный выбор

Похожие работы на - Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!