предполагают встречи с интересными людьми.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.[3, 10]
2.1 Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
В концепции «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»(авторы А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков) показаны цели и задачи духовно - нравственного воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
Таким образом, духовно - нравственное воспитания является актуальных значений современного этапа развития педагогики.
.2 Духовно - нравственное воспитание во внеклассной работе как педагогическая проблема
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать нравственно здоровую душу, наполненную духовной энергией, Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат опыт работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; - глубже понять себя, свое предназначение - в семье, роде, профессии, Отечестве; - найти путь к своему подлинному «я»; - жить, следуя своей природе; - различать пласты человеческой жизни - физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; - внутренне приобщиться к национальной духовной традиции - религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; - осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; - обрести реальную радость бытия.
Так же существует проблема, касающаяся содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
опыт переживания высоких духовных состояний;
опыт определения воспитанником актуальных для него смысл жизненных и нравственных проблем;
опыт разрешения нравственных проблем;
опыт содержательного, духовного общения;
опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Проблема связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.
Исходя, из этого мы видим, что проблема существует и на сегодняшний день.
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что вопросы духовно - нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе рассматривались в трудах педагогов, философов на протяжении многих столетий.
Раскрывая понятие нравственность, проводилась работа с различными словарями и энциклопедиями, а так же с трудами ученых разных столетий. Это позволило прийти к выводу о том, что трактовка понятий зависит от идеологический установок. Так же существуют вечные ценности, такие как Добро, Истина и Красота.
Изучая методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, автор выделил множество методов которые помогут учителю во внеклассной работе.
Таким образом, исследования, проведенное автором данной работы, позволяют сделать вывод: проблема духовно - нравственного воспитания существует и на сегодняшний день. Учителю важно уделять больше времени этому воспитанию, с помощью различных методов и приемов.
Список литературы
1. Аристотель. Сочинение в 4-х томах./ М.: 1984 - т.4.
. Бабаян А.В. Дебольский Н.Г о нравственности и нравственном воспитании. - // «Педагогика». №2.,2005
.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М.: Просвещение 1979
. Булатова. З.А. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на традициях народной педагогики.// «Начальная школа», №7., 2008 -с.19
.Золотая книга педагога/ Е.С. Рапацевич; под общ. Ред. А.П. Астахова - Минск: Современная школа, 2010 - 720 с.
. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. -// «Начальная школа», №1.,2011 - с.46
. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно - нравственное становление личности. -// «Начальная школа», №1., 2007 - с.15
. Кравцова Л.Н. Духовно - нравственное воспитание в системе ДОД. /
Л.Н. Кравцова Дополнительное образование и воспитание 2012. - № 11 С. 31 35.
. Кузнецова Л.И. Духовно - нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности/ URL: #"justify">. Куревина О.А. Воспитание основ духовности и нравственности.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 3-5.
. Лисица В.А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через
приобщение к народной культуре. / В.А. Лисица // Дополнительное
образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22
. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: соч. - т.5 - М.: просвещение, 1976
. Мамарыгин А.А. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности. / А.А. Мамарыгин // Дополнительное образование и воспитание. 2012 г. - № 9. - С. 8 - 10.
.Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Сост. Э.Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1987.- 37с
. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка , - М.: просвещение, 1995. -478 с/ c. 414
. Нравственность в современном мире. / Сост. Крючкова О.В. - Мн.: «Красико - Принт», 2003. - с.7
. Парницына - Курбатова Н.А. Менеджмент дополнительного образования в рамках духовно - нравственного воспитания. / Н.А. Парницына Курбатова Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 6.С. 11 - 15.
. Созонов В.П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания Народное образование. - 2011.- № 4. - С. 195-204.
. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания. //проблемы духовного воспитания: Гуманитарно - целостный подход: материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г./ Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М Борытко. - Волгоград: ТУ «Оптим», 2006. -с.5-10.
. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. -270 с.
. Педагогика начальной школы. / Сост. Подласый И.П. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - с.185 - 214