Дополнительные образовательные программы в Приморском крае

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    879,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дополнительные образовательные программы в Приморском крае

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА






Курсовая работа

по дисциплине «Технология и организация операторских и агентских услуг»

Тема: Дополнительные образовательные программы кафедры ТГРБ на рынке образовательных услуг









Владивосток 2014

Введение

Образование - бюджетная сфера, основной источник его существования - бюджетное финансирование, которое, в последние десятилетия - в период реформирования социально-экономических отношений государства и регионов, значительно сокращен.

Этих средств явно не достаточно для того, чтобы помочь педагогическим коллективам образовательных учреждений не только сохранить свои профессиональные достижения, но и заниматься постоянным

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями развитием и совершенствованием.

Тема текущего состояния и модернизации дополнительного образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных и, действительно, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых.

Она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, практически не сходит со страниц специализированных научных изданий, широко дискутируется на многочисленных конференциях, семинарах, "круглых столах", в блогах в сети Интернет и т.д.

Предоставление платных дополнительных образовательных услуг - новый и перспективный вид деятельности для любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.

Дополнительное платное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Предметом исследования является рынок дополнительных образовательных услуг Приморского края.

Объектом исследования является дополнительные образовательные программы на кафедре ТГРБ во ВГУЭС.

Целью выполнения курсовой работы является характеристика дополнительных образовательных программ, процесс становления и развития рынка образовательных услуг в нашей стране, анализ рынка дополнительных образовательных услуг в Приморском крае, также перспективы развития дополнительного образования на кафедре ТГРБ во ВГУЭС.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

обозначить роль и значение дополнительного образования в современных условиях;

охарактеризовать приморский рынок дополнительных образовательных услуг;

рассмотреть особенности спроса на дополнительные образовательные услуги в Приморском крае;

проанализировать процесс реализации программ дополнительного образования на кафедре ТГРБ во ВГУЭС.

Структура работы состоит из трех глав, введения и заключения, где в первой главе рассмотрены теоритические аспекты дополнительного образования: понятие «образовательной услуги», этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации, так же место и роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования.

Во второй главе проведен анализ дополнительных образовательных программ в Приморском крае, в третьей главе проведен анализ дополнительных образовательных программ на кафедре ТГРБ во ВГУЭС, также предложены перспективы развития дополнительных образовательных программ.

Глава 1. Теоритические аспекты дополнительного образования

.1 Понятие «образовательная услуга»

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Платные дополнительные услуги - хороший источник привлечения дополнительных средств.

В связи с расширением дополнительных образовательных услуг, как бесплатных, так и платных, каждому руководителю образовательного учреждения следует дифференцировать эти виды образовательной деятельности.

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста [4].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1].

В то же время образование как отрасль, по мнению Е.Н. Попова, представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»[5].

Специфика образовательной услуги представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика услуги

Описание услуги

Неосязаемость

Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения

Неотделимость от источника

Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя. Отсюда вытекает зависимость качества услуг от эмоционального и физического состояния человека, если он становится таким непосредственным источником

Непостоянство качества

Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания. В ходе анализа данное свойство проявляется в усложнении градации одной и той же услуги по параметрам качества

Несохраняемость

Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных запасов. С одной стороны, это свойство стимулирует производителя к постоянному их оказанию, с другой стороны, услуги невозможно перепродать, ими нельзя спекулировать


Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина. В этом большую помощь оказывают образовательные услуги образовательных учреждений.

«Товарным продуктом» образовательного учреждения, по мнению Ю.В. Кириллиной, являются образовательные программы, которые разрабатываются учебным заведением для того, чтобы удовлетворить потребность в более углубленном изучении различных предметов, методик, т.е. для активизации развивающего эффекта обучения и воспитания.

Автор объясняет свое мнение следующим образом: «Образовательное учреждение, даже располагая высококлассными ресурсами, не должен предлагать клиентам разрозненные занятия. Ему необходимо выходить на рынок с образовательными программами разной направленности (оздоровительными, воспитательными, развивающими и др.), включающими определенное содержание, организацию учебного процесса, систему управления этим процессом и систему его методического, материального и кадрового обеспечения» [7, 62].

В связи с этим, образовательную программу можно рассматривать как комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Разные подходы к определению образовательных услуг, тем не менее, сходятся в едином определении их специфичности, отличительных особенностей.

Отличительными чертами образовательных услуг являются:

общественная направленность.. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории «общественных благ (товаров)», которые призванны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.

Как правило, предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но, как отмечает Ю.В. Кириллина, забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса [2].

Другими словами, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:

) общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;

) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ «Об образовании»;

отсутствие критериев для материальной оценки. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей [2];

многозначность целей. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. В Законе «Об образовании» само образование понимается как «...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства …». Но, с другой стороны, эти же интересы связаны и с ростом благосостояния реализаторов образовательных услуг, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему;

сочетание образовательных, развивающих и воспитательных задач. Образовательные услуги оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности детей. Эти услуги обеспечивают реализацию их познавательных интересов, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала;

наличие позитивного взаимодействия и сотворчества педагога и ребенка. В сфере образования, где преобразуется личность ребенка, не должно быть месте непрофессионалам. Ребенок, получая образовательную услугу, получает от педагога и уроки культуры общения, навыки творческого взаимодействия, которые должны способствовать его дальнейшему творческому росту и развитию творческих и личностных способностей;

Образовательные услуги обладают еще рядом специфических особенностей, отличающих их от других видов услуг:

сезонность;

высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);

относительная длительность оказания (в педагогической практике любые образовательные программы, как правило, рассчитаны на несколько лет обучения);

зависимость результатов от условий будущей работы и жизни

необходимость дальнейшего сопровождения услуг;

зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;

невозможность перепродажи;

относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны детей и родителей и их предложение различными образовательными учреждениями [3].

Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, ассоциации образовательных учреждений, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных учреждений;

гарантирование гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;

применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;

лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;

информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

1.2 Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации

Актуальность изучения дополнительного образования студентов вызвана тем, что в условиях ускорения темпов общественных изменений появляются принципиально новые требования к обучению и воспитанию нового поколения. Еще сравнительно недавно главной задачей было обеспечение успешного овладения культурой, которая была создана за многие тысячелетия существования человечества. Требовалось воспроизвести актуальную для данного времени культуру материальной и духовной деятельности человека. Так как темпы социальных преобразований были незначительны, то из поколения в поколение воспроизводись устойчивые знания о природе, общественных отношениях, методах использования орудий труда. Родители, учителя требовали от детей полного усвоения тех ценностей, которыми руководствовались деды и прадеды. Воспитание строилось на воспроизводстве давно выработанных человечеством, конкретным этносом норм и правил взаимодействия с природным и искусственно созданным людьми миром. Такая система воспитания не требовала учета индивидуальных особенностей детей, не ориентировала их на приобретение навыков самостоятельного развития на основе имеющихся базовых знаний и навыков [6, с. 201]. Господствовало представление о необходимости, как отмечал поэт, «жить законами, данными Адамом и Евой». Всякие нововведения вызывали опасение, страх перед неизвестным и внедрялись медленно.

Только с середины XIX века началась модернизация технических устройств на основе использования электрической энергии, новых двигателей. К взрослым людям, занятым на производстве, стали предъявляться новые требования. Тогда впервые возникла необходимость дополнительного образования. Оно было направлено на формирование у взрослых людей тех знаний и умений, которые позволяли им освоить методы работы на новых машинах, механизмах, применяемых не только на заводах, но и в быту. Дополнительное образование компенсировало то, что человек позапрошлого века не получил во время первичной социализации. Шло обучение грамотному письму, чтению чертежей, пониманию основных законов механики, действия электрических устройств и т. п.

Социологический аспект этого образования заключался, прежде всего, в изучении новых потребностей социума. Взаимодействие индивидов с обществом происходит на основе противоречивого сочетания групповых и личных интересов [7, с. 72]. Общности не могут меняться, если в этот процесс не будут включены конкретные индивиды. Социум стремится различными способами побудить личность к тем преобразованиям сознания и поведения, которые обеспечат совершенствование жизни большой массы людей. Возникает особое социальное взаимодействие между отдельными индивидами и обществом. Оно заключается в формировании системы стимулов и мотивов изменений трудовой, бытовой деятельности конкретных личностей.

Каждый человек может по-своему относиться к предъявляемым к нему новым требованиям. Выделяется три основных варианта поведения. Один из них заключается в наличии у индивида готовности принять необходимость приобрести новые знания, умения. В этом случае не возникает конфликта между обществом и личностью. Другой вариант взаимодействия характеризуется тем, что индивид не готов активно включиться в процесс изменения привычных форм поведения. Социуму приходится экономическими и иными методами заставлять овладевать другими методами работы. Конфликт существует, но он постепенно разрешается в результате преодоления личностью собственной ограниченности. Третий вариант социального взаимодействия выражается в активном сопротивлении каким-либо инновациям со стороны определенной части работников. Конфликт проявляется в виде протестов, отказа от переобучения, попытки найти другое место самореализации.

Во второй половине XIX века наиболее развитые в экономическом плане страны впервые в истории столкнулись с необходимостью заниматься переобучением большой массы взрослых, которые не были ориентированы на включение в образовательный процесс. Эти люди привыкли работать на основе давно устоявшихся привычек. У них был выработан тот автоматизм, который обеспечивает успешное выполнение производственных обязанностей.

Появление новой техники ставит работника в ситуацию неполного соответствия предъявляемым к нему требованиям. В связи с этим требуется социологическими методами изучить степень готовности личности к отказу от устойчивых форм поведения и приобретению новых знаний и умений. Уровень ориентаций на овладение ими определяет эффективность работы системы дополнительного образования взрослых. Важно исследовать степень собственной учебной активности человека, которому нужно переучиваться. С одной стороны, сама жизненная ситуация заставляет его учиться, независимо от собственной воли. С другой стороны, своей заинтересованностью в новых знаниях он определяет качество обучения. Возникает такой аспект социологического изучения дополнительного образования, как выявление содержания потребностей и интересов взрослых людей в развитии себя как работников.

В начале ХХ века общество осознало необходимость обучения всех детей в школе. В противном случае они не могли, став взрослыми, приобрести сложные по содержанию профессиональные знания [8, с. 98]. Было сформировано представление об определенном минимуме знаний по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, получение которых школьниками создает основу для приобретения в дальнейшем профессиональной подготовки. На содержание школьного -образования огромное виляние оказал опыт становления школы в XVIII-XIX веках. Тогда сложилось представление о том, что все дети должны получить совокупность определенных знаний по математике, истории, литературе, родному и иностранному языкам, географии. Содержание школьного материала базировалось на тех достижениях науки, которые существовали в то время и позволяли выпускнику школы в дальнейшем учиться в любом учреждении, дающем профессиональную подготовку.

В начале ХХ века в крупных городах России стали появляться образовательные учреждения, которые предлагали детям заниматься изобразительным искусством, пением, художественной самодеятельностью, различными видами спорта. Особенно активно стали развиваться эти учреждения после революции, когда была поставлена задача охватить всех детей различными формами обучения [9, с. 218].

Следует отметить, что при этом решалась задача не только раскрытия индивидуальных задатков подростков, но и обязательного усвоения ими требований коммунистического воспитания. Идеологическая направленность образования проявлялась не только в школе, но и в системе внешкольных учреждений. Это выражалось в тех целях и задачах, которые ставились перед детьми, занимающимися в кружках эстетического, технического или спортивного профиля. Своим творчеством они должны были доказывать преимущество новой социальной системы над буржуазной.

В первой половине ХХ века требования, предъявляемые машинным производством, были еще не настолько сложны, так что их мог освоить почти любой человек, имевший общее образование. Потребности общества в рабочих, техниках, инженерах определяли профессиональный выбор выпускников школ. Они не всегда задумывались о том, насколько труд, которым они будут заниматься в течение всей жизни, соответствует их задаткам. Нередко человек стихийно выбирал то, что действительно помогало раскрыть его природный потенциал.

Исторический опыт показывает, что нередко талантливые люди, обладая уникальными способностями в одной сфере, в других демонстрируют весьма ограниченные способности. Общество, понимая недостатки школьного образования, пошло на создание дополнительного образования. Оно предполагает, во-первых, работу с небольшой группой детей. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Во-вторых, отсутствует обязательность посещения учреждений дополнительного образования. Ребенок или его родители имеют право выбрать тот кружок, секцию, которые им нравятся. В-третьих, главной задачей педагога учреждения дополнительного образования является максимальное развитие природных задатков его учеников. На различных выставках, конкурсах, соревнованиях обучающиеся должны показать результаты, как собственного труда, так и усилий педагогов.

1.3 Место и роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования

Предназначение дополнительного профессионального образования в компенсации недостатков и упущений предшествующей профессиональной подготовки, с одной стороны, либо в пополнении знаний в связи с новыми достижениями науки и техники, современными требованиями к профессиям - с другой. Дополнительное профессиональное образование представляет собой, во-первых, предмет относительно молодой для России науки «педагогика профессионального образования», во-вторых, элемент системы непрерывного образования.

Современная концепция непрерывного образования как системы, - это новый взгляд на образовательную практику, которая провозглашает учебную, а в некоторых случаях и научную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки «образовательной лестницы» новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни от 25 до 65 лет, как указано в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы. [10]

В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого и профессионально значимого потенциала личности. В центре идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.

В XXI веке концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость «возобновлять» образование, профессиональную подготовку или переподготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной или личной жизни.

Идея непрерывного образования - детище XX века, но ее истоки можно найти у древних философов - Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое и профессиональное обновление знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому все государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку теоретических основ непрерывного образования осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж. [10]

Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования. Разработка теоретических основ непрерывного образования ускорила и актуализировала отраслевые концепции непрерывного образования. [10]

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, собственной программы пополнения знаний, выработки умений, закрепления навыков и приобретения современных профессиональных качеств, причем в течение всей жизни специалиста.

Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования в науке «педагогика профессионального образования». Появление ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным в 1980-е гг. государственными органами к данному вопросу. Разработкой концептуальных основ непрерывного педагогического образования в Советском Союзе занимались научные коллективы в Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной из первых была представлена Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогического института им. Ленина под руководством академика В.А. Сластенина. Данная Концепция, одобренная в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизм, демократизм, мобильность, опережение, открытость, непрерывность. Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования. Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития экономики, юриспруденции, общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз - «Знания на всю жизнь» уступает место новому - «Знания через всю жизнь».

Систему непрерывного образования, можно представить как совокупность нескольких подсистем:

• Самообразование личности дошкольника, школьника, студента, взрослого, например, по модели «Родители (воспитатели) - Детский сад - Школа - Колледж - Вуз - Работодатель - Образовательные учреждения ДПО и ДО». В настоящее время главное место в непрерывном образовании может занимать самообразование. И необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее, становится одной из главных целей системы непрерывного повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, дистанционную, экстернат, семейное образование. Одной из задач, может быть ознакомление обучающихся с методами и приемами самообразования, для того, чтобы указать им верный путь самосовершенствования, вооружить их соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.

• «Народное» образование дошкольника, школьника по модели «Детский сад - Школа».

• Профильное обучение в школе «Профильная, специализированная школа - в некоторых случаях начальное профессиональное образование».

• Профессиональное образование, которое в свою очередь подразделяется на несколько моделей:

. «Школа - Образовательное учреждение начального профессионального образования (далее НПО) - Образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее Колледж) - Образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее ВУЗ) - Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (далее ДПО) - Работодатель»

. «Школа - Колледж - ДПО - Работодатель - ДПО»

. «Школа - ВУЗ - ДПО - Работодатель - ДПО»

. «Школа - «Корпоративный университет» или ДПО - Работодатель - ДПО»

• Последипломное образование (далее Аспирантура) включает подсистемы «бакалавриат», «магистратура», «специалист», «подготовка научных кадров» и подразделяется на несколько моделей:

. «НПО - Колледж - ВУЗ - Аспирантура ВУЗа - Аспирантура ДПО (Академия ДПО) - Работодатель - ДПО»

. «НПО - ВУЗ - Аспирантура ВУЗа - Аспирантура ДПО (Академия ДПО) - Работодатель - ДПО»

. «Колледж - ВУЗ - Аспирантура ВУЗа - Аспирантура ДПО (Академия ДПО) - Работодатель - ДПО»

. «ВУЗ - Аспирантура ВУЗа - Аспирантура ДПО (Академия ДПО) - Работодатель - ДПО»

• Дополнительное образование, также подразделяется на несколько моделей:

. «Дополнительное образование детей»

. «Дополнительное образование подростков и студентов»

. «Дополнительное образование взрослых в возрасте 25 - 65 лет»

. «Дополнительное образование людей «нового возраста»

• Дополнительное профессиональное образование, следует подразделить на две модели:

. Система повышения квалификации в образовательных учреждениях ДПО.

. Дополнительное профессиональное образование, реализуемое в рамках «внутрифирменного» обучения.[8]

Следует отметить, что дополнительное профессиональное образование не являясь ни уровнем, ни ступенью образования. Оно выполняет связующую роль в процессе повышения квалификации специалистов, так как присутствует в той или иной степени в жизни каждого дееспособного и трудоспособного человека в течение всей его жизни.

Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики государства. В процесс обучения в системе непрерывного профессионального образования, являющегося подсистемой профессионального образования, в настоящее время вводится антикоррупционная составляющая.

Непрерывное профессиональное образование и непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это две относительно самостоятельные системы, имеющие специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующееся на собственных идеях и принципах, утвердивших новые функции и, в целом и по-новому решающие многие старые образовательные задачи.

Глава 2. Анализ дополнительных образовательных программ в Приморском крае

.1 Анализ и оценка конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в Приморском крае

Рост востребованности программ дополнительного профессионального образования (ДПО) за последние годы обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, руководители организаций и предприятий заинтересованы в повышении квалификации и профессиональной переподготовке своих сотрудников, так как это обеспечивает конкурентоспособность организации. Во-вторых, сами работники рассматривают повышение своей квалификации как одно из главных условий профессионального роста и построения карьеры. Если раньше, базовое высшее образование было гарантией занятости, то в настоящее время оно воспринимается как основа для последующего совершенствования навыков в процессе повышения квалификации. В-третьих, в условиях сокращения рабочих мест, изменения структуры рынка труда многие люди рассматривают профессиональную переподготовку как единственно возможный способ найти новую нишу в сегменте востребованных профессий [14].

Кроме того, дополнительное образования стало актуально еще и потому, что большое число трудоспособного населения получило свое образование еще в советских вузах, где не было такого понятия как рыночная экономика. До сих пор, многие сотрудники не имеют навыков работы с информационными (компьютерными) технологиями, особенно это касается людей после сорока лет, но именно они уже приобрели достаточный практический опыт. Тенденции развития современной экономики требуют специалистов нового уровня, адаптированных к новым условиям и технологиям, мобильных, постоянно совершенствующих свой профессионализм. В свою очередь, система ДПО всех уровней должна чутко реагировать на потребности населения и работодателей, предлагая разнообразные образовательные услуги по опережающему обучению, формированию востребованных профессиональных компетенций и инновационного мышления. Решению этой задачи призвано активно содействовать комплексное изучение конъюнктуры регионального рынка дополнительного профессионального образования [13]. Дополнительное профессиональное образование в Приморском крае в 2012 году осуществляли 165 образовательных учреждений, которые представлены следующими операторами рынка образовательных услуг [11]:

• в системе начального профессионального образования (НПО) 38 учреждениями;

• в системе среднего профессионального образования (СПО) 30 учреждениями;

• 48 учреждениями высшего профессионального образования (ВПО) (включая 9 учреждений высшего профессионального образования и филиальную сеть).

• 49 специализированными центрами ДПО.

Исследование показало, что в 2012 году образовательные учреждения Приморского края предлагали 1661 программу дополнительного профессионального образования, половина из которых - программы повышения квалификации (информация представлена только по учреждениям НПО, СПО и ВПО) (рисунок 1).

Рис. 1 - Структура рынка дополнительного профессионального образования Приморского края, 2012 г.

Среди программ дополнительного профессионального образования в Приморском крае первое место занимают программы технической направленности (рисунки 2-4). В рамках профессиональной переподготовки большинство учреждений начального профессионального образования осуществляют подготовку по техническим специальностям, а высшие учебные заведения - в сфере экономики и управления (рисунок 4).

Рис. 2 - ТОП-5 укрупненных групп специальностей по частоте предложения программ профессиональной подготовки образовательными учреждениями Приморского края, 2012 г., ед.

Рис 3 - ТОП-5 укрупненных групп специальностей по частоте предложения программ повышения квалификации образовательными учреждениями Приморского края, 2012, ед.

Рис. 4 - ТОП-5 укрупненных групп специальностей по частоте предложения программ профессиональной переподготовке образовательными учреждениями Приморского края, 2012, ед.

В результате проведенного исследования рынка дополнительных образовательных услуг Приморского края становится очевидным, что:

В структуре предложения программ ДПО, реализуемых учреждениями СПО, лидерство принадлежит «Техническим специальностям» - 61,3% , второе место занимает «Здравоохранение» - 19,7%, замыкает тройку лидеров «Сфера обслуживания» с долей 8,9% (рисунок 5).

Рис. 5 - Структура предложения программ дополнительного профессионального образования, реализуемых учреждениями СПО Приморского края, 2012, %

В структуре предложения программ ДПО по повышению квалификации, реализуемых учреждениями ВПО (рисунок 6) значительную долю занимают направления: «Экономика и управление» - 39,1% , «Здравоохранение» - 17,1% и «Гуманитарные науки» - 14,1%.

Рис. 6 - Структура предложения программ дополнительного профессионального образования по повышению квалификации, реализуемых учреждениями ВПО Приморского края, 2012 г,%

В структуре ДПО программ профессиональной переподготовки, реализуемых учреждениями ВПО, существенную долю занимают «Экономика и управления» - 51,5%, «Гуманитарные науки» - 17,6 %, «Сельское и рыбное хозяйство» 16,2 % (рисунок 7).

Рис. 7 - Структура предложения программ дополнительного профессионального образования по профессиональной переподготовке, реализуемых учреждениями ВПО Приморского края, 2012 г,%

В структуре предложения программ дополнительного образования, реализуемых специализированными центрами, преобладают подготовки по техническим специальностям - 31,3%, информационным технологиям - 20,2% и экономике и управлению 18,2% (рисунок 8)

Рис. 8 - Структура предложения программ дополнительного профессионального образования по профессиональной переподготовке, реализуемых учреждениями ВПО Приморского края, 2012 г,%

Таким образом, исходя из ситуации, сложившейся на рынке дополнительного образования Приморского края, ставится очевидным, что практически у всех операторов (за исключением программ подготовки, реализуемых учреждениями ВПО) лидируют в предложении технические направления подготовки. Данные программы имеют достаточно широкий диапазон цен, максимально соответствуя конъюнктуре рынка. По программам, предоставляемым учреждениями ВПО, ведущие позиции принадлежат программам экономической, управленческой, технической направленности.

2.2 Анализ цен на дополнительные образовательные услуги в Приморском крае

В процессе выбора поставщика услуг в области образования большое внимание уделяется ценовому фактору. По некоторым направлениям подготовки наблюдается значительное колебание цен в разрезе отдельных поставщиков рынка высшего профессионального образования в области экономики, однако ВУЗы г. Владивостока достаточно часто пересматривают установленные цены на те или иные специальности, таким образом, уровень цен на отдельные специальности постепенно выравнивается. В целом, цена на рынке образовательных услуг является важным элементом комплекса маркетинга. Ее уровень говорит потенциальным потребителям об имидже образовательного учреждения, а также о престижности той или иной специальности. Так, максимально высокие цены наблюдаются по таким направлениям экономической подготовки, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учет», «мировая экономика».

Подтверждением наличия воспринимаемой потребителями взаимосвязи между уровнем цены и качеством предлагаемой образовательной услуги является высокий набор студентов по высокооплачиваемым специальностям. Вопрос о ценовой политики ВУЗов тесно связан с изучением таких параметров, как количество бюджетных и договорных мест на обучение по той или иной специальности. ВГУЭС предлагает достаточное количество бюджетных и договорных мест на обучение специальностям экономической направленности, при этом ВУЗ, определяя количество доступных мест, не делает различий между отдельными специальностями и устанавливает единый норматив приема студентов. Наиболее жесткие условия приема студентов устанавливает ДВФУ. Шансы на бесплатное обучение у абитуриентов данного ВУЗа крайне малы. В то же время число студентов, принимаемых на платной основе, здесь значительно. Особенно это касается таких популярных и дорогих специальностей, как «финансы и кредит», «мировая экономика», «менеджмент организации». Исходя из этого, можно предположить, что ДВФУ в процессе своей деятельности стремиться извлечь максимальную прибыль от предоставления студентам образовательных услуг, что в целом противоречит основным принципам деятельности некоммерческой организации.

Анализ цен на программы повышения квалификации в Приморском крае показал, что их диапазон предлагаемый учреждениями СПО - от 3500 рублей (1С:Бухгалтерия 8.0, 40 ч., Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж) до 22 400 рублей (Судоводитель маломерного судна, 4 нед., Владивостокский морской рыбопромышленный колледж), учреждениями ВПО - от 600 рублей (Базовая подготовка персонала судна по охране, 1 дн., Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского) до 72 000 рублей (Школа телеведущего, 150 ч., ВГУЭС). Программы профессиональной подготовки учреждения НПО предлагают в среднем по цене 7300 рублей. В учреждениях СПО их стоимость может составить до 59500 рублей. Диапазон цен в вузах изменяется от 3600 рублей (Радиолокационное наблюдение и прокладка и использование средств автоматической радиолокационной прокладки, 5 дн., МГУ им. адм. Невельского) до 280 000 рублей (Мастер делового администрирования, ВГУЭС). [11]

Необходимо отметить, что самыми дорогими программами в вузах Приморского края являются программы по гуманитарным наукам, культуре и искусству, в учреждениях среднего и начального профессионального образования - по культуре и искусству, техническим и гуманитарным наукам. Среди самых доступных в вузах можно выделить программы в рамках таких групп, как сфера обслуживания, информационные технологии и естественные науки. В учреждениях начального и среднего профессионального образования самая низкая стоимость обучения установлена на программы сферы обслуживания и информационных технологий. Относительно стоимости услуг дополнительного профессионального образования опрос экономически активного населения в Приморском крае показал, что за дополнительное образование специалисты готовы платить 20 001-30 000 рублей (6%) и 30 001 - 45 000 (7%). Примерно в одинаковом соотношении распределились мнения специалистов в отношении краткосрочных курсов: 8% готовы платить от 8 до 12 000 руб., 5% - от 12 000 до 20 000 руб., 5% - от 3001 до 8000 руб. За тренинги большинство респондентов готово платить не более 3000 руб. (6%). Отдельные участники опроса рассматривают для себя возможность платить за тренинги от 3000 руб. до 15 000 руб. За семинары и мастер-классы готовы платить не более 3000 руб. (7,6 и 6,3% соответственно). Незначительная часть выборки (не более 3,6%) может позволить себе потратить на данные формы образования большие суммы. [11]

Следует отметить, что данные программы в учреждениях начального и среднего профессионального образования являются одними из самых дорогих, в то время как в вузах самые дорогостоящие программы - в области культуры и искусства. Практически половина из реализуемых программ - программы повышения квалификации. Такая популярность объясняется следующими факторами: краткосрочность, минимальные затраты на реализацию программы, узкая специализация и клиентоориентированность.

2.3 Анализ спроса на дополнительные образовательные услуги в Приморском крае

Одним из важнейших конъюнктурообразующих факторов является спрос на дополнительные образовательные услуги, определяющий то количество услуг, которое желают приобрести потенциальные потребители при сложившихся на рынке условиях [13]. Количественные характеристики спроса могут быть представлены статистической информацией и первичными данными, получаемыми в процессе опроса потенциальных потребителей о готовности приобретать различные дополнительные образовательные программы. Статистическая информация по оказанию услуг в области ДПО является разрозненной и неполной, кроме того, приводится по укрупненным группам направлений подготовки. Для получения первичных данных был проведен опрос трудоспособного населения в возрасте 26-50 лет в Приморском крае на основе квотной детерминированной выборки (количество респондентов составило 385 человек). В результате анализа предпочтений экономически активного населения в Приморском крае выстроены ТОР-листы наиболее популярных программ (рисунок 9).

Рис. 9 - ТОР - листы востребованных программ дополнительного профессионального образования специалистами предприятий и организаций Приморского края,2012 г., %: а) повышение квалификации (ТОР-11)  б) профессиональная переподготовка (ТОР-10)

Необходимо отметить, что в современных условиях активно развивается система корпоративного обучения. Поэтому при выявлении спроса на программы дополнительного профессионального образования важно знать спрос различных предприятий на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С этой же целью проведен опрос работодателей на основе квотной детерминированной выборки (количество респондентов составило 365 человек). На рисунке 10 представлен результат анализа предпочтений работодателей - ТОР-лист наиболее популярных программ.

Рис. 10 - ТОР - листы 15 востребованных работодателями программ дополнительного профессионального образования на рынке образовательных услуг Приморского края, 2012 г., %: а) повышение квалификации б) профессиональная переподготовка

Среди программ повышения квалификации пятерка лидеров по востребованности у работодателей и экономически активного населения Приморского края практически совпадает. Работодатели заинтересованы в программах бухгалтерской направленности: бухгалтерская (финансовая) отчетность, анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же информационном обеспечении экономической деятельности. В связи с чем, достаточно высокую популярность среди руководителей предприятий имеют программы: 1С: Бухгалтерия, 1С: Заработная плата и управление персоналом, 1С: Предприятие. Управление торговлей. Представители второй выборки - экономически активное население - определили схожий перечень наиболее востребованных программ (рисунок 9, а). Исключение составляет только пятая строка ТОР-листа, которую заняла программа внешнеэкономическая деятельность предприятия. Вероятно в силу того, что в перспективе потребность экономики Приморского края в специалистах такого профиля может значительно вырасти. При выборе программ профессиональной переподготовки среди участников опроса не наблюдается такого единодушия как при выборе программ повышения квалификации (рисунки 9,б; 10,б). Исключение составляют только две программы: бухгалтерский учет, анализ и аудит; управление персоналом. Так, работодатели кроме двух уже упомянутых программ выделили еще три важных для их бизнеса: логистика в управлении предприятием, менеджмент организации, финансы и кредит. Респонденты из выборки экономически активного населения считают, что будут востребованы на рынке труда, если получат переподготовку в области экономики и управления, психологии, иностранного языка. Опросы работодателей и экономически активного населения выявили еще одну важную проблему - это плохую осведомленность потенциальных слушателей о возможностях послевузовского образования, слабое представление о характеристиках и особенностях программ, которые предлагают образовательные учреждения.

Таким образом, для анализа конъюнктуры рынка ДПО любого уровня необходимо проводит мониторинг ситуации на рынке образовательных услуг, который даст четкое представление о структуре рынка и выявит его основные конъюнктурообразующие факторы [12,13]. На примере рынка ДПО Приморского края в 2012 году ситуация сложилась следующим образом: по количеству предложений программ дополнительного профессионального образования в ДВФО лидирует Приморский край. Операторы рынка предлагают получить дополнительное профессиональное образование по 1661 программе, 1053 из них реализуют высшие учебные заведения. Спектр программ ДПО вузов Приморского края практически соответствует требованиям рынка труда. По частоте предложения программы технического профиля занимают первое место в Приморском крае.

Глава 3. Анализ и перспективы развития дополнительных образовательных программ на кафедре ТГРБ во ВГУЭС

.1 Анализ дополнительных образовательных программ на кафедре ТГРБ во ВГУЭС

профессиональный образование программа

ВГУЭС является ведущим вузом по подготовке специалистов в области экономики и сервиса для сферы туризма. В 1996 г. был объявлен первый набор на новую для России специальность «Социально-культурный сервис и туризм», и в университет пришли 25 смельчаков, решив посвятить свою жизнь самой динамичной, быстроразвивающейся, ориентированной на потребителя крупнейшей индустрии мира. По оценкам специалистов туризм в XXI веке особенно интенсивно будет развиваться в странах АТР и ЮВА, и одним из главных факторов успешного и устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства в регионе является формирование системы подготовки кадров.

Учитывая, что Приморский край и г. Владивосток обладают уникальными туристскими ресурсами (ландшафты, морские пляжи, заповедники, спортивно-охотничьи хозяйства, историко-культурные памятники и т.п.), а специалистов высшей квалификации, специализирующихся в туризме и индустрии гостеприимства хронически не хватает, востребованность в специалистах растет с каждым годом.

Туризм в региональной экономике признан приоритетным сектором. Понимая это и оценивая потребности туристского рынка Приморья, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса реализует различные дополнительные образовательные программы, как международного характера, так и местного.

На кафедре ТГРБ реализуются престижные международные программы дополнительного образования по подготовки менеджеров высшего уровня для индустрии гостеприимства (HospitalityManagementDiploma), менеджеров ресторанного бизнеса (FoodandBeverageManagementDiploma). При успешном завершении программ студент получает InternationalTravelAgentsDiploma и возможность работать в любой стране мира.

Также на протяжении многих лет кафедра успешно реализует дополнительные образовательные программы.[16]

Одна из таких программ - руководитель туристической группы. Продолжительность дополнительной программы составляет 72 часа. Документ об окончании - свидетельство установленного образца. Программа имеет целью освоение теоретических знаний и получение практических навыков в организации и проведении туристских маршрутов на внутренних и зарубежных направлениях.

Следующая дополнительная образовательная программа, которая также реализуется на кафедре ТГРБ - гид-экскурсовод. Продолжительность данной программы составляет 72 часа. Документ об окончании - свидетельство установленного образца. Данная программа знакомит слушателей с экскурсионными возможностями края, формирует систему знаний и практических навыков подготовки и проведения экскурсий и путевой информации по маршрутам.

Одна из основных дополнительных образовательных программ, реализующихся на кафедре - это менеджер - авиакассир по продаже авиабилетов. В данную программу входит обучающая программа автоматизированной системе "Сейбр" (AS Sabre). Она позволяет освоить базовые навыки работы менеджера по бронированию и продаже авиаперевозок, с использованием GDS SABRE.

Следующая дополнительная образовательная программа, реализующаяся на кафедре туризма и гостинично-ресторанного бизнеса - официант-бармен ресторанной индустрии.

Продолжительность программы - 72 часа. Документ об окончании - свидетельство установленного образца с присвоением квалификации.

Данная программа включает изучение организации процесса производства и обслуживания в ресторанах и барах; техники сервировки столов для различных видов банкетного обслуживания; технологии блюд ресторанного и барного ассортимента, технологии вин, крепкоалкогольных напитков и коктейлей. Кроме аудиторных занятий в специализированной лаборатории с барной стойкой слушатели проходят 100 часовую производственную практику в лучших ресторанах и барах Владивостока. Область применения знаний: рестораны, бары, кафе, праздничные агентства.

Аниматор в туризме. Разработка анимационных программ - особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Следующая дополнительная образовательная программа, которая осуществляется на кафедре - разработка бизнес - плана с использованием программы ProjectExpert. Эта дополнительная программа знакомит студентов с программой ProjectExpert. Аналитическая система ProjectExpert - программа позволяющая «прожить» планируемые инвестиционные решения без потери финансовых средств, предоставить необходимую финансовую отчётность потенциальным инвесторам и кредиторам, обосновать для них эффективность участия в проекте. Незаменим для создания и выбора оптимального плана развития бизнеса, проработки финансовой части бизнес-плана, оценки инвестиционных проектов.

Дополнительная образовательная программа менеджмент туроператорской и турагентской деятельности, включает в себя получение знаний в области организации и управления деятельности туристских предприятий. В этой программе особое внимание уделяется формированию предпринимательских и управленческих навыков студентов для успешной деятельности в сфере организации туризма.

Маркетинговые исследования и планирование с использованием программы MarketingAnalytic. Данная дополнительная образовательная программа, включает в себя знакомство студентов с MarketingAnalytic.

Программа MarketingAnalytic предназначена для анализа статистики продаж по любым аналитическим признакам товаров, покупателей, каналов сбыта и комбинациям этих признаков. При этом программа имеет простой интерфейс обмена с учётными торговыми и бухгалтерскими системами, позволяющий на регулярной основе в автоматическом режиме производить импорт данных о продажах продукции и услуг предприятия. В частности, программа MarketingAnalytic имеет статус 1С - совместимого продукта и обменивается с программой "1С - Торговля" с помощью специальной процедуры, встраивающийся в конфигуратор 1С. Кроме того, MarketingAnalytic решает задачу наполнения системы стратегического и оперативного планирования маркетинга реальными данными управленческого учёта.

Программа «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма «ВГУЭС - Альпийский центр образовательных программ (Швейцария)». Программа позволят студенту обучаться по модульной системе с получением сертификата швейцарского образца- 1-й год, диплома швейцарского образца - 2-й год. Подготовительным этапом к программе является курс «Профессиональный английский язык», рассчитанный на 299 часов.

Все обучение осуществляется на базе ВГУЭС на русском и английском языках преподавателями ALPINE CENTER (Швейцария) и преподавателями ВГУЭС, прошедшими международную сертификацию.

Студент, прошедший регистрацию по программе ALPINE CENTER на базе ВГУЭС, получает автоматическую регистрацию в качестве студента ALPINE CENTER в Швейцарии. При этом ALPINE CENTER предоставляет учебно-методические пособия и проводит ежегодную выездную экспертизу качества образования.

Важным преимуществом программы является гарантированное предоставление оплачиваемых стажировок за рубежом в международной сети представительств ALPINE CENTER. Таким образом, в программе реализуется базовый принцип практико-ориентированного образования при сочетании обучения в России и прохождения практики за рубежом.

Преимущества программы:

Профессиональный английский язык.

Каждый год - документ об образовании (сертификат / диплом).

Оплачиваемые международные стажировки.

Международный и российский дипломы за один срок обучения.

Обучение делится на модули.[16]

Получаемая квалификация является дополнительной к основной квалификации выпускника вуза. Она расширяет сферу его профессиональной занятости, увеличивая тем самым возможности будущего трудоустройства.

Существенным здесь является следующее. Если бы дополнительное содержание образования, необходимое для получения дополнительной квалификации, включалось бы в обязательную программу высшего профессионального образования по специальности или направлению, это приводило бы к увеличению общего срока обучения в вузе. Кроме того, не все студенты могут стремиться к тому роду деятельности, к которому готовит такая программа. Будучи оформленной в виде отдельного блока, она не является обязательной для всех студентов, А поскольку ее освоение требует дополнительных трудозатрат со стороны студента, независимо от трудоемкости основной образовательной программы, то только наиболее способные и быстро работающие студенты могут претендовать на такой вид обучения.

Высокая конкурентоспособность выпускников кафедры базируется на четырех фундаментальных составляющих учебного процесса:

• Базовое экономическое и организационно-управленческое образование

• Глубокие профессиональные знания и умения

• Практические навыки работы на предприятиях туризма и гостеприимства

• Владение современными компьютерными технологиями в сфере туризма и гостеприимства

3.2 Перспективы развития дополнительных образовательных программ на кафедре ТГРБ

Существующий дисбаланс между спросом рабочей силы на рынках труда и предложением на рынке образовательных услуг растет с каждым годом. Работодатели испытывают трудности с подбором кадров нужной квалификации, население сетует на невозможность найти хорошую работу, а кадровые агентства - на излишнюю привередливость клиентов. Проблемы современного российского рынка труда все в большей степени приобретают структурный характер. Экономика одновременно страдает от двух, казалось бы, несовместимых болезней - безработицы и нехватки работников нужной квалификации.

В настоящее время на рынке дополнительного образования в г. Владивостоке наблюдается разрыв между спросом и предложением. Бизнес-структуры готовы платить за квалифицированные кадры, однако не ориентированная на рынок труда система ДПО предлагает устаревшие, неактуальные на сегодняшний момент программы, при этом работодатели не привлекаются к разработке программ дополнительного образования, что снижает их качество и вызывает кадровый голод.

Обозначенные проблемы позволяют определить траекторию, по которой следует развиваться системе ДПО на кафедре ТГРБ. В первую очередь ей необходима самоорганизация. Работодатели и население должны диктовать условия, на которых будет выстраиваться эффективная система повышения знаний или переквалификации, а вузам и другим образовательным учреждениям важно быть посредниками, обеспечивающими плодотворное сотрудничество между бизнесом и кадрами.

Также привлечение работодателей к разработке и аттестации образовательных программ позволит системе ДПО кафедры выйти на новый уровень. Во-первых, слушатели программ, созданных при сотрудничестве с представителями бизнеса, получают исключительно востребованные знания и навыки, необходимые на практике. Во-вторых, система образования становится мобильной, то есть легко подстраиваемой под рыночную конъюнктуру и потребности работодателей. В-третьих, образовательные учреждения, включаясь в процесс создания корпоративных институтов бизнеса, обеспечивают методическую, консультационную и иную поддержку, что приводит к совершенствованию кадрового потенциала предприятий и развитию бизнеса.

Кроме того, тесное сотрудничество бизнеса с образовательными учреждениями позволит разрабатывать профессиональные стандарты и методы аттестации работников. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» требуется разработать единые принципы оценки профессиональной подготовки кадров, что позволит определить заказ бизнеса на подготовку рабочих.

Таким образом, взаимодействие работодателей и кафедры позволяет модернизировать систему дополнительного образования, делая ее мобильной, то есть легко подстраивающейся под потребности рынка, компактной, актуальной и нацеленной на передачу навыков и знаний, необходимых в профессиональной деятельности, наконец, работающей на опережение.

В связи с этим представляется возможным внедрение новой технологии взаимодействия образовательных структур и бизнеса, а именно:

привлечение работодателей и представителей бизнеса для составления технических заданий и профессиональных стандартов, определяющих структуру и состав программ ДПО;

участие ведущих ученых и специалистов отрасли туриндустрии для подготовки программ ДПО и разработки методического обеспечения;

более активное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе;

прохождение общественно-профессиональной аккредитации.

При выполнении этих условий можно получить качественные программы, соответствующие потребностям рынка Приморского края.

Однако стоит отметить, что прохождение общественно-профессиональной аккредитации стоит на последнем месте в списке необходимых действий для модернизации системы дополнительного профобразования. Причина в том, что перед получением признания профессионального сообщества программа должна быть усовершенствована в соответствии с принципами актуальности, мобильности и практической направленности. Образовательная программа, разработанная в соответствии с потребностями рынка и обозначенными принципами, сама привлечет своих слушателей, предъявляющих интерес к качественным образовательным продуктам. При этом общественно-профессиональная аккредитация должна восприниматься как следующий этап, позволяющий программам дополнительного профобразования привлечь слушателей в масштабах страны и мира.

Заключение

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.

Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями.

Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке.

Предоставление платных дополнительных образовательных услуг - новый и перспективный вид деятельности для любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.

Дополнительное платное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

В курсовой работе выполнены следующие задачи: обозначена роль и значение дополнительного образования в современных условиях; охарактеризован приморский рынок дополнительных образовательных услуг; рассмотрен особенности спроса на дополнительные образовательные услуги в Приморском крае; проанализирован процесс реализации программ дополнительного образования на кафедре ТГРБ во ВГУЭС, изучены этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации.

Также предложены перспективы развития дополнительных образовательных услуг на рынке Приморского края.

Список используемой литературы

1.      Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 (в редакции от 17 июля 2009 № 148-ФЗ).

.        Кириллина Ю.В. Маркетинг образовательных услуг// Народное образование. - № 5. - 2005. - С. 59-64.

.        Панкрухин А. Платные образовательные услуги// Аlmamater. - № 3. - 2007. - С. 38-46.

.        Пищулин С. Современные реформы образования: динамика, перспективы», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru

.        Попов Е.Н. Услуги образования и рынок.// Российский экономический журнал. - № 6. - 2002. - С. 41-48.

.        Буйлова Л.Н. Особенности анализа дополнительного образования / Л.Н. Буйлова // Проблемы современного образования. - 2007. - № 51. - С. 200-208.

.        Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования / Т.В. Ильина // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. - С. 71-74.

.        Леднев В.С. Содержания образования: сущность, структура перспективы/ В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 2000. - 224 с.

.        Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. / Отв. ред. акад. РАН А.Г. Гранберг - М.: «Экономика», 2004. - 419 с.

10.    Cтатья [Электронный ресурс]www.edu.meks-info.ru/tezis2/055.doc <http://www.edu.meks-info.ru/tezis2/055.doc>

.        Департамент образования и науки Приморского края. Состояние и развитие системы образования Приморского края. Публичный доклад.

.        Виничук О.Ю. Современные подходы к использованию модели мониторинга вмаркетинговой деятельности учреждений профессионального образования региона //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». - Выпуск 3. Том 19.- Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 - С. 76-83.

.        Овчинникова И.А. Алгоритм реализации комплексного подхода к оценке конъюнктуры регионального рынка рыбопродуктов //Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012 ». - Выпуск 3. Том. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 - С.58-66.

.        Хомутов О.И. Дополнительное профессиональное образование - цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс] О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. - Электрон ст. - Режим доступа к т.:http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa1998_1/pages/11/pap_11.html

.        Сайт. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса [Электронный ресурс] www.vvsu.ru

.        Сайт. Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса.[Электронный ресурс]tourism.vvsu.ru

Похожие работы на - Дополнительные образовательные программы в Приморском крае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!