регуляция и контроль протекания деятельности.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно - исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка [21].
Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний. Все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают не только яркое, броское, громкое, но и необычное - то, чего не было в их опыте.
Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника.
Новый источник развития произвольного внимания - инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка - акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я. Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами.
У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна "подпитка" внимания яркими, необычайными, "непроизвольными" сигналами.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30? 40 минут, то к 5? 6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. [13] Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.
Вывод по главе I
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.
Изучение внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные ученные Л.С. Выготский, Дж. Миль, Т. Рибо, И. Гербарт, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.
Основными видами внимания являются непроизвольное, произвольное, непосредственное, опосредствованное внимание и послепроизвольное внимание. Внимание человека обладает рядом свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих умений и знаний, психических качеств и свойств личности, которые необходимы каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся развитие речи, ориентировки в пространстве и времени, употребление предметов обихода, развитие форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.
В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в будущем именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте.
Неустойчивость внимания в дошкольном возрасте в будущем может сказаться на успеваемости в школе. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы.
внимание дошкольный старший возраст
Глава II. Содержание работы по развитию внимания с помощью дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Структура, функции и виды дидактических игр
Дидaктическaя игрa прeдставляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [2, с 4].
Из понимания значения дидaктических игр вытекают следующие требования к ним:
Каждая дидaктическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидaктической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидaктической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. [13, с.115-124]
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (игровая, обучающая) задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры [10, c.331-333].
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим и т.д.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. [15, с.4-8]
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях: собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию, катать разноцветные шары, разбирать башенку, перекладывать кубики, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т.д.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность [23, c.82].
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т.п.) [14, c.39]
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
словесные [10, с.328-331].
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбирают такое же изображение на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: "Зоологическое лото", "Посуда", "Одежда", "Растения", "Мы считаем" и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т.д.
. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
. Игры типа "Лабиринт" предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Такие игры проводятся в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.
2.2 Роль дидактической игры как средства развития детей старшего дошкольного возраста
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [22, c.6].
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Впервые дидактическое направление было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. Им разработана система дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Это игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач [10, c.325-326].
М. Монтессори тоже считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания [10, c.326].
Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, автора одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания [10, 327].Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.
Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, "жертвовать личными выгодами ради общего блага".Е.И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды образовательных игр.
Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. [10, c.327]
Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переход в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.Л.С. Выготский называл игру "школой произвольного поведения" [5, с.7-8].
Многие авторы подчеркивают, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения [8, с.10], развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
Игра имеет значение для развития личности ребенка-дошкольника в целом. С.Л. Рубинштейн писал: "Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания" [19, с.8].
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте "сообразным природе ребенка". Игра создает "зону ближайшего развития ребенка".Л.С. Выготский писал: "В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения" [5].
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А. Смоленцева, Е.И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога [10, c.328].
Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В немногих исследованиях изучаются вопросы воспитательного значения дидактических игр: показана их роль во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произвольности дошкольника, усвоении правил поведения, создании условий для появления сознательной оценки своих возможностей и умений, обеспечении эмоционального характера деятельности, выявлена возможность их использования с целью коррекции поведения [11, c.63].
Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным воспитанием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира [14, c.7].
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность [23].
Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
2.3 Рекомендации организации дидактических игр способствующих развитию внимания в старшем дошкольном возрасте
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах руководство игрой детей имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями. При организации дидактических игр на внимание необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого:
. Необходимо создавать условия для игр, т.е. подбирать соответствующий дидактический материал, продумывать место расположения дидактического материала и игрушки, чтобы дети могли свободно им пользовать, обеспечить место для игр, следует подобрать игры, которые в теплое время года можно выносить на прогулку, следует учить детей бережному отношению к дидактическим играм.
. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактической игрушкой, организовывать ситуации взаимообучения детей. Желательно постепенно преподносить новые дидактические игры, а после освоения вводить усложненные варианты.
. Педагог должен развивать у детей самостоятельность, навыки самоорганизации, творческого отношения к игре, следует поддерживать интерес ребенка к игре.
. Следует избегать прямого обучения в игре [10, c.334-335].
В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим [6, c.81].
В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре "Наоборот" совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечает только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, одним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно [6, c.85].
Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом [16, c.33].
В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.
Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение, азарт. Не следует допускать этого. Нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры, вызывать желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускать насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы, дать ему возможность исправить ошибку, в другой раз отгадать загадку. Надо научить детей радоваться успехам товарища, приучить их справедливо разрешать споры, которые нередко возникают в игре [6, 83].
В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. [15, с.124-126]
Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации, достаточно ли были активны дети и т.д.
Условно можно разделить дидактическую игру на три этапа.
На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.
На втором этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач [10, 335].
Организация дидактических игр осуществляется педагогом, по мнению Е.И. Удальцовой, в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ [2, с.47].
Именно благодаря правилам дидактические игры открывают большие возможности для воспитания у детей умения жить и действовать в коллективе, умение подчинять свое поведение нормам. Необходимость соблюдать правила в условиях коллективной игры побуждает каждого ребенка соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствует возникновению общих интересов, а потому является важным условием формирования общественных черт в поведении детей.
Таким образом, организация дидактических игр детей старшего дошкольного возраста требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению. Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению и от того как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре. Все эти качества необходимы будущему школьнику.
Вывод по главе II
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.
Таким образом, организация дидактических игр детей старшего дошкольного возраста требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению. Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению и от того как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре. Все эти качества необходимы будущему школьнику.
Заключение
Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, ведь без сосредоточения невозможно выполнить даже самую простую работу.
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. В дошкольном возрасте происходит последовательный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание характеризует умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Смело можно утверждать, что внимание играет важную роль в становлении личности ребенка и развивать его помогают дидактические игры.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000.
. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
. Вайнштейн Л.Д., Поликарпов В.А., Фурманов И.А. Общая психология. - М.: Современная школа, 2009.
. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
. Выготский Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2001.
. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.
. Запорожец А.В. Игра в развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1966
. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2011.
. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1988.
. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2007.
. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2003.
. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013.
. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013.
. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 1998.
. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования // Дополнительное образование №1, 2004.
. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006
. Смирнова Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание №4, 2002.
. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982
. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.
. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.