Группа кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста
Группа
кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного
возраста
Введение
В современном мире проблема социального развития
подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Ранний возраст - период интенсивного освоения
ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и
педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом
возрастном этапе:
развитие предметной деятельности;
развитие общения со взрослыми;
развитие речи;
развитие игры;
приобщение к разным видам
художественно-эстетической деятельности;
развитие общения со сверстниками, физическое
развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку
развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления
пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
Социальное развитие ребенка начинается уже в
первые недели и месяцы его жизни. Беспомощность новорожденного является
безусловной предпосылкой его обращенности к окружающим людям. Благополучие
ребенка в последующие годы, в том числе и в школьные, во многом зависит от
того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Под социализацией понимается процесс развития
биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения,
формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного
поведения. При этом под социализацией принято понимать весь многогранный
процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений.
Ранняя социализация связана преимущественно с первым этапом этого процесса
Социализации в раннем возрасте начинается практически одновременно с тем
моментом, когда ребенок физически отделяется от матери.
Одним из основных показателей социального
взросления маленького ребенка является его согласие ненадолго отпустить мать от
себя. Это означает, что он уже способен на протяжении некоторого, пусть даже
непродолжительного времени, самостоятельно взаимодействовать с другими людьми.
Не менее важным показателем развития социальных
потребностей ребенка становится возникновение интереса к другим детям на улице.
Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у малыша
появляется свой круг интересов, выходящий за рамки семейных контактов.
Владение ребенком основными навыками
самообслуживания также свидетельствует о его готовности обходиться без
посторонней помощи. Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают
именно социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не
испытывающие страха перед новым жизненным опытом.
Следовательно, данный параметр, несмотря на его
внешнюю убедительность, является вторичным, производным от уровня развития
социальных потребностей ребенка.
Объект исследования - социализация детей раннего
дошкольного возраста.
Предмет исследования - группы кратковременного
пребывания.
Цель исследования изучить группы
кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного
возраста.
.рассмотреть особенности социализации детей
дошкольного возраста;
.изучить методы обеспечения ранней социализации
детей дошкольного возраста;
. проанализировать цели и задачи групп
кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации
ребенка;
. анализ социализации ребенка раннего
дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.
1. Теоретические аспекты
социализации детей дошкольного возраста
.1 Особенности социализации детей
дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные
особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.).
Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов
поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием
критичности, акцент делается на усвоении, предполагает формирование предельных
способов действовать, крайних смыслов тех или иных поступков и освоении новых
социальных сфер и способов поведения.
В отечественной социальной психологии в качестве
особенностей социализации детей рассматриваются: перестраивание познавательной
деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание
общения, активность самого ребенка, в процессе развития личности ребенка
происходит формирование ценностных ориентаций (Абраменкова В.В., Андриенкова
Н.В) [14, С.82].
Рядом авторов (Кон И.С., Смирнова Е.О.)
рассматриваются отличительные особенности восприятия социальных явлений детьми
5-6 лет. Наличие именно в 6 лет своеобразного рубежа проявляется, в частности,
в качественном отличии ценностных ориентаций пятилетних детей от шестилетних.
Данные проведенных психологических исследований (Ермоленко Е.И., Смирнова Е.О.)
показывают, что у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным
ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.
Одним из главных результатов социализации
считается социализированность, понимаемая как сформированность черт личности,
требуемая данным обществом, а также усвоение человеком соответствующих
социальных установок, ценностей, способов мышления и других личностных и
социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих стадиях
развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием
вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться
успеха, встав взрослым.
Более подробно хотелось бы остановиться на понятии
«социальная адаптация». Умение ребенка дошкольного возраста адаптироваться к
социальным условиям является важнейшей (наряду с активностью) стороной процесса
социализации личности. Многие исследователи подчеркивают положительную сторону
адаптации как показатель успешной социализации личности ребенка младшего
возраста в обществе [11, С.84].
Отечественные педагоги понимают адаптивность как
умение человека понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не
только с непосредственной ситуацией, но и планами на будущее. Поэтому
адаптивность - это не только «приспособленчество», но и ощущение среды, места и
времени. Если научить ребенка правильно ориентироваться в любых
обстоятельствах, он сможет сделать гораздо больше полезного и избежит многих осложнений».
Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых
позволил выделить следующие положения, которые имеют значение для исследуемой
нами проблемы:
социализация - процесс непрерывный, длящийся всю
жизнь, который распадается на периоды (в детстве ребенок овладевает нормами
социальной жизни, отрочество - время индивидуализации и развития потребности
«быть личностью», в юности идет приобретение черт и свойств личности);
на основе социального опыта складывается
внутренняя позиция личности, что говорит об ее активной позиции в процессе
социализации;
принятие, освоение социального опыта происходит
только в процессе взаимодействия основных институтов социализации (семья,
дошкольное образовательное учреждение, школа и т.д.) [12, С.95].
Традиционный взгляд на семью основан на
следующих положениях:
В социологии семья рассматривается как малая
социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений «доминирования -
подчинения» (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически
участвуют во всех совместных делах».
В психологии семья, семейные взаимоотношения и
взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на
психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной,
постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с
окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических
процессов и развитие личности» [22, С.34].
В педагогике - как «институт воспитания, где
ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным
целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких,
соседей».
Какими бы не были ценностно-целевые концепции
образования, они имеют смысл лишь в том случае, если помогают выйти в сферу
широко понимаемой в педагогической практике повышения роли семьи как
социально-образовательного института. Взаимодействие социумов - семьи и
детского сада объективная необходимость. Это реальность, существующая хотя бы
потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель воспитания
духовно-нравственной личности ребенка.
Основными институтами социализации являются
семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, ВУЗ и другие общности
людей, в которых протекает процесс социализации человека. Недооценка
воспитательной роли того или иного социального института в формировании
личности, влияния тех или иных сфер жизнедеятельности как фактора становления
личности нарушает целостность, системность общественного воспитания.
Объединение воспитательных возможностей среды и различных институтов воспитания
в процессе социализации личности обозначается современной государственной и
общественной ситуацией как императив.
Рассматривая психолого-педагогические основы
установления педагогом контакта с семьей ребенка, В.А. Сластенин выделяет следующие
правила:
. В основе работы школы и классного руководителя
с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на
укрепление и повышение авторитета родителей.
. Необходимо поддерживать максимальное доверие к
воспитательным возможностям родителей, повышать уровень их педагогической
культуры и активности в воспитании.
. Следует соблюдать педагогический такт, не
допускать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
. Приоритет жизнеутверждающего, мажорного
настроя в решении проблем воспитания, опора на сильные стороны семейного
воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Ведь слово учителя
родители слушают с особым вниманием и волнением: им радостно и приятно услышать
похвалу в свой адрес [18, С.44].
В трудах выдающихся педагогов, врачей,
просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в
социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка,
приобщении его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
Ж.-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,
П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, С.Т. Аксаков).
Значительно позже вопросы семейного воспитания
были широко представлены в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского. А.С. Макаренко говорит о семье как естественном человеческом
коллективе, отвечающем за воспитание ребенка. В успехе семейного воспитания, по
утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне
сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение
отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского
авторитета.
Семья в современных условиях становится основным
фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также
обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания
у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка
дошкольного возраста является признание самоценности духовного мира, образа
жизни, культуры народа [12, С.99].
Педагогизация семьи как микросреды социализации
личности ребенка осуществляется на основе применения
личностно-ориентированного, системного, средового подходов.
Значительный интерес в связи с исследуемой нами
проблемой представляет структура процесса социализации, которая позволит нам
выстроить взаимодействие семейного и общественного воспитания. Мы полагаем, что
процесс социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского
сада должен включать в себя, во-первых, познавательную направленность,
ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную
направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в
деятельности; эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения
к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям,
как субъектам совместной деятельности.
1.2 Методы обеспечения ранней
социализации детей дошкольного возраста
социализация
дошкольный возраст
Первые годы жизни ребенка - это критически
важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.
Именно в детском возрасте у человека формируется
самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются
устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В связи с внедрением ФГТ в образовательный
процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной
деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в
обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая
позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию
ребенка, является общение. Развитие общения - актуальная проблема,
исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов и
другие педагоги.
Анализ работы дошкольных учреждений показывает,
что все усилия воспитателей направлены только на формирование морального
сознания, недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных
правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к
внутренней активности ребенка.
Поэтому задача педагогов состоит не только в
том, чтобы дать детям определенную сумму моральных знаний о правилах поведения
среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.
Сознавая необходимость организации работы по
формированию культуры речевого общения дошкольников, были определены цель и
задачи нашей работы.
Поставленные цель и задачи реализовывались
поэтапно.
Воспитание нравственности у детей дошкольного
возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания
своих поступков как хороших или как плохих.
Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка
абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти
понятия? Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша - это выдуманный
персонаж, который наблюдает за поступками детей, оценивает их. Хорплоша
помогает нам в работе по развитию общения. Создан «Уголок Хорплоши2, где в
течение дня отмечается поведение и поступки детей. В конце дня подводится итог.
Его придумала Вера Кулькова.
Для развития общения используется все
пространство группы - ширмы, разные виды театров, макеты, предметы ряжения,
настольные игры, строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр,
игрушки-телефоны, коврик дружбы, «Уголок Хорплоши».
Развивающая предметная среда раскрывает свои
возможности детям благодаря их общению с педагогом и сверстниками в этой среде.
Таким образом, от подготовленности, компетентности, доброжелательности и
заинтересованного отношения к детям педагога зависит, будет ли одухотворённой
предметная среда, захотят и смогут ли дети её освоить в своей деятельности.
Педагог не наставник или учитель, а посредник и партнёр в познании детьми
чего-то нового.
Проведение работы по речевому общению проходит в
непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной
деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом
возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности,
соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что
вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Своё общение с детьми осуществляем с помощью
разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В
работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он
позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные,
раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.
Мы используем различные методы и приемы
воспитания норм поведения и общения у дошкольников.
Объединяем детей вокруг дел, заставляющих их
вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять
доброжелательность.
У детей возникает много поводов для общения.
Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет,
заставляют тянуться к сверстникам. Общение - «ребенок - ребенок», «ребенок -
дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников
ставит ребенка в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься,
советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых - направлять отношения детей
так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма.
Прививаем ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать
контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо
обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться
игрушками.
На практике мы поняли, что обучать дошкольников
хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Поэтому знакомство с правилами
поведения и общения, упражнения в их выполнении, мы решили проводить на
специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы
знакомство с правилами вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и
стали личностно-значимыми, мы используем сказочных персонажей. Так, например,
одним мы подсказываем, как себя вести; другие учат нас тем или иным правилам; а
третьи учатся вместе с нами. Главный персонаж - это Хорплоша, она оценивает
поступки детей во всех видах деятельности.
Познакомив детей с теми или иными правилами на
занятиях, закрепляем их через дидактические игры, коммуникативные игры, игровые
упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для
обучения и закрепления правил. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого
общества, но связи между детьми в ней серьезные. Так, дети учатся общественным
связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети
постепенно вливаются в коллектив. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже
есть у детей, чему ещё нужно научиться.
С целью закрепления навыков и умений мы
используем наглядный материал, который в доступной и образной форме напоминает
детям о правилах общения. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно
обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать
выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о
том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем
различные виды театра. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Нами были разработаны программы кружков для
детей раннего возраста «Росинка» и для детей второй младшей группы «Затейники».
На занятиях дети раннего возраста учились выполнять имитационные движения
различных животных, уметь эмоционально показать свое отношение к произведениям
народного творчества. А на занятиях в кружке «Затейники» закрепляли умения
передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции; умение договариваться,
сотрудничать со сверстниками.
1.3 Цели и задачи групп
кратковременно пребывания для детей раннего возраста как путь социализации
ребенка
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни
человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности,
определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие
ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в
себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная
активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают
автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление
требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и
совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми
сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность,
нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив,
агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.
Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте
представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем
их предотвращение.
В настоящее время у подавляющего большинства
детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно
является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых,
их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и
необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего
эмоционального самочувствия. Однако, далеко не все родители понимают возрастные
особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические
воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте
как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается,
что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание
родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено
гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему
множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности 2-х
летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же как ребёнка 5-7 лет
(учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером
и пр.). В обеих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может
привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем,
связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и
речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и
агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) являются прямым следствием такого
«неумения» родителей. В связи с этим возникает настоятельная необходимость
расширения психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.
Оптимальной формой такой помощи являются группы
кратковременного пребывания. В этом случае ребёнок живёт в семье, сохраняет
эмоционально-личностные связи с мамой, не переживает резкой смены условий
жизни, как это бывает при переходе малыша в детское учреждения полного для
пребывания. В то же время ребёнок получает возможность выйти за пределы своей
квартиры и получить необходимые и соответствующие возрасту
психолого-педагогические воздействия. Родители также получают знания о возрастных
особенностях и возможностях малышей, о развивающих играх и занятиях с
маленькими детьми, о способах общения и преодоления конфликтов и пр. Всё это,
безусловно, повышает родительскую компетентность, что, пожалуй, является
главным условием эмоционального благополучия и развития маленьких детей.
Кроме того в семье, даже при самых образованных
родителях, ребёнок растёт в изоляции от других детей, от сверстников.
Мимолетные встречи во дворе или парке, где гуляет ребёнок, при отсутствии
психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать
благоприятных условий для нормальной социализации ребёнка и становления
доброжелательного отношения к другим детям. Между тем опыт первых отношений со
сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и
во многом определяет особенности самосознания ребёнка, и его самочувствие среди
других людей. Некоторые родители и педагоги считают, что сверстник является
нежелательным партнером для ребенка, поскольку между маленькими детьми преобладают
отрицательные формы взаимодействия - малыши дерутся, ссорятся из-за игрушек,
часто плачут.
Однако, общество сверстников учит ребенка жить
среди людей. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение
видеть и слышать других и отстаивать свои права. Отсутствие у ребенка опыта
общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей. Общение
со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является
источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления
творческого, самобытного начала в ребенке. Кроме того оно подготавливает к
последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к
детскому коллективу. Группа кратковременного пребывания создаёт весьма
благоприятные условия для содержательного общения детей и для формирования их
доброжелательных отношений.
Итак, основные задачи группы кратковременного
пребывания заключаются в следующем:
преодолеть симбиотическую связь ребёнка с
матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;
привлекать внимание малышей к сверстникам и
учить их ориентироваться на действия партнёров, налаживать гуманные,
доброжелательные отношения между детьми;
способствовать развитию познавательных процессов
детей (внимание, память, мышление);
обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и
положительными эмоциями;
повышать психолого-педагогическую компетентность
родителей и предлагать им развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту
детей;
Всё это, естественно подготавливает детей к
новой жизни в детском саду.
Однако, педагогическая работа с детьми раннего
возраста имеет свою специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно
используются для детей дошкольного возраста. Эта специфика определяется
особенностями психологии маленьких детей.
Таким образом, в ходе системного анализа
социализации личности ребенка (в историческом и современном аспектах) нами было
установлено, что в настоящее время недостаточно разработан механизм данного
процесса на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного
учреждения, не определены условия эффективного функционирования системы
социального воспитания дошкольников в условиях национального детского сада.
Социализация - это процесс и результат усвоения
воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова
«социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна
«окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие
со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается,
дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде
определенных индивидуальных достижений.
Каждый период жизни и развития ребенка
характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей
деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные
изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические
процессы и свойства личности, появляются психические новообразования,
характерные именно для данного конкретного возраста.
2. Анализ социализации ребенка
раннего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания
.1 Диагностическое исследование
Анализ социализации ребенка раннего дошкольного
возраста в группах кратковременного пребывания проводился на базе ДОУ города
Сургута в первой и второй подгруппе ясельной группы «Яблонька».
Диагностическое исследование подразумевает
подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне
подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях
ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи
он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.
Работа в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его
соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий
развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического
развития каждого ребенка - его нормативность, наличие опережения либо задержки,
как в целом, так и по отдельным линиям.
Таблица 1. Психолого-педагогические параметры,
определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора
К.Л.)
№
|
Вопросы
к матери ребенка
|
Параметры
|
Оценка
в баллах
|
1
|
Какое
из перечисленных настроений преобладает?
|
Бодрое,
уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное
|
3
2 1
|
2
|
Как
засыпает Ваш ребенок?
|
Быстро
за 10 минут Медленно
|
3
1
|
3
|
Что
Вы делаете чтобы ребенок заснул?
|
Ничего
Укачиваю, лежу рядом и пр.
|
3
1
|
4
|
Какова
длительность сна ребенка?
|
Соответствует
возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен
|
3
2 1
|
5
|
Какой
аппетит у Вашего малыша?
|
Хороший
Неустойчивый, избирательный Плохой
|
3
2 1
|
6
|
Просится
ли на горшок?
|
Просится
Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый
|
3
2 1
|
7
|
Как
относится к высаживанию на горшок?
|
Положительно
Отрицательно
|
3
1
|
8
|
Есть
ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)
|
Нет
Есть (указать какие именно)
|
3
1
|
9
|
Проявляет
ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?
|
Проявляет
всегда Проявляет только в привычной обстановке
|
3
2
|
10
|
Проявляет
ли активность, интерес при обучении?
|
Проявляет
Недостаточно Не проявляет
|
3
2 1
|
11
|
Инициативен
ли в игре?
|
Способен
сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть
|
3
2 1
|
12
|
Инициативен
ли в отношениях с взрослыми?
|
Вступает
в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при
инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми
|
3
2 1
|
13
|
Инициативен
ли в отношениях с детьми?
|
Вступает
в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с
детьми
|
3
2 1
|
14
|
Был
ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?
|
Нет
Да
|
1
2
|
15
|
Как
он перенес разлуку ?
|
Очень
тяжело Спокойно
|
1
3
|
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты,
можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское
дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44
балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям
дошкольного учреждения.
Минимальное количество баллов - 16.
Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по
перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
,0 - 2,6 балла - готов к поступлению в ясли сад;
,5 - 2,1 балла - готов условно;
,0 - 1,6 балла - не готов.
Таблица 2. Результаты опроса родителей по оценке
состояния их детей
№
п/п
|
Вопросы
к матери ребенка
|
Ответы
младшей подгруппы в баллах
|
Ответы
старшей подгруппы в баллах
|
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Какое
из перечисленных настроений преобладает?
|
5
|
3
|
8
|
2
|
4
|
10
|
2
|
Как
зас. Ваш ребенок?
|
8
|
|
8
|
6
|
|
10
|
3
|
Что
Вы делаете чтобы ребенок заснул?
|
14
|
|
2
|
14
|
|
2
|
4
|
Какова
длит. сна ребенка?
|
2
|
5
|
9
|
1
|
5
|
10
|
5
|
Какой
ап. у Вашего мал.?
|
1
|
4
|
11
|
|
5
|
11
|
6
|
Просится
ли на горшок?
|
2
|
4
|
10
|
2
|
3
|
11
|
7
|
Как
относится к высаживанию на горшок?
|
3
|
|
13
|
1
|
|
15
|
8
|
Есть
ли отриц. привычки (сосет палец, рас. и пр.?)
|
1
|
|
15
|
|
|
16
|
9
|
Прояв.
ли интерес к игр., новым предметам дома и в незнакомой обстановке?
|
3
|
2
|
11
|
|
3
|
13
|
10
|
Проявляет
ли активность, интерес при обучении?
|
1
|
3
|
12
|
1
|
2
|
13
|
11
|
Инициативен
ли в игре?
|
2
|
3
|
11
|
1
|
3
|
12
|
12
|
Инициативен
ли в отношениях с взрослыми?
|
7
|
4
|
5
|
3
|
6
|
7
|
13
|
Инициативен
ли в отношениях с детьми?
|
2
|
8
|
6
|
1
|
9
|
6
|
14
|
Был
ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?
|
4
|
12
|
|
3
|
13
|
|
15
|
Как
он перенес разлуку ?
|
3
|
9
|
|
2
|
11
|
|
|
Итого
|
57
|
57
|
122
|
37
|
64
|
136
|
Для проведения в дальнейшем анализа
диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих
подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.
Результаты анкетирования родителей показали, что
дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и
детьми, чем дети первой подгруппы (Табл. 2). Практически одинаковую активность
в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у
детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и
длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй
подгруппы.
Таблица 3. Результаты опроса родителей о степени
взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)
|
Первая
подгруппа
|
Вторая
подгруппа
|
|
Да
|
Нет
|
Зат.
ответить
|
Да
|
Нет
|
Зат.
ответить
|
1.Предпочитает
ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?
|
8
|
8
|
|
10
|
5
|
1
|
2.Замечали
ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником?
(смех, радость, плач, гнев).
|
12
|
4
|
|
14
|
2
|
|
3.Прояв.
ли ваш ребенок иниц. для того, чтобы привлечь внимание сверстника?
|
7
|
7
|
2
|
14
|
|
2
|
4.Есть
ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми
|
10
|
|
6
|
15
|
|
1
|
5.Как
вы думаете, ваш реб. осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?
|
11
|
2
|
3
|
13
|
1
|
2
|
6.Бывает
ли так, что ваш ребенок проявляет признаки "жестокости" к другим
детям? (дергает, щипает других детей)?
|
10
|
4
|
2
|
6
|
7
|
3
|
Итого
|
58
|
25
|
13
|
72
|
15
|
9
|
В таблице 3 приведены результаты опроса
родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения
их ребенка с другими детьми.
Анализ опроса родителей раннего возраста
показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со
сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со
сверстниками.
Опрос родителей также показал, для этой
подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом
свидетельствуют признаки, принимаемые за "жестокость" детей.
Во второй подгруппе также присутствуют признаки
внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся
другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на
установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его
собеседник.
Таким образом, для первой подгруппы более
характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа - субъектный
аспект.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что
дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по
сравнению с детьми первой подгруппы.
Следующим этапом диагностирования является
выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими
параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и
показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу
Печора К.Л.
По этой методике выявляется корреляционная
зависимость привычек, интереса, настроения, активности с эмоциональным
состоянием, его социализацией, уровнем сна и аппетита по результатам
предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3.
Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста
от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой и второй подгруппах.
В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во
вторую 2-3 лет.
Таблица 4. Корреляционная зависимость
психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в
дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической
адаптации детей к условиям детсада
|
Эмоциональное
состояние
|
Социальные
контакты ребенка
|
Сон
ребенка
|
Аппетит
ребенка
|
Какое
из перечисленных настроений преобладает?
|
-0,08
|
0,34
|
-0,26
|
0,52
|
Как
засыпает Ваш ребенок?
|
0,22
|
-0,28
|
0,75
|
0,20
|
Что
Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
|
-0,02
|
-0,39
|
-0,10
|
0,34
|
Какова
длительность сна?
|
-0,20
|
-0,02
|
0,68
|
0,13
|
Какой
аппетит у Вашего ребенка?
|
0,47
|
0,09
|
0,47
|
-0,59
|
Просится
ли на горшок?
|
0,63
|
-0,25
|
-0,04
|
0,05
|
Как
относится к высаживанию на горшок?
|
0,40
|
-0,15
|
0,10
|
-0,13
|
Есть
ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?
|
0,38
|
-0,35
|
0,16
|
-0,12
|
Проявляет
ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
|
0,52
|
-0,19
|
0,22
|
0,17
|
Проявляет
ли интерес, активность при обучении?
|
0,20
|
-0,16
|
-0,43
|
-0,23
|
Инициативен
ли в игре?
|
0,33
|
-0,20
|
0,26
|
-0,32
|
Инициативен
ли во взаимоотношениях со взрослыми?
|
-0,16
|
-0,03
|
0,51
|
-0,35
|
Инициативен
ли в отношении с детьми?
|
-0,07
|
-0,26
|
0,39
|
0,16
|
Был
ли опыт разлуки с близкими?
|
-0,02
|
-0,39
|
-0,10
|
0,34
|
Как
перенес разлуку?
|
-
0,68
|
-0,15
|
0,10
|
-0,13
|
Как видно в таблице 4, были выявлены следующие
значимые корреляционные связи.
Фактор "Как засыпает Ваш ребенок"
имеет положительную корреляционную связь с фактором "Сон ребенка"
(r=0,75).
Фактор "Какова длительность сна" имеет
положительную корреляционную связь с факторами: фактор "Сон ребенка"
(r=0,68).
Фактор "Просится ли на горшок" имеет
положительную корреляционную связь с фактором "Эмоциональное состояние
ребенка" (r=-0,63).
Фактор "Как перенес разлуку" имеет
положительную корреляционную связь с фактором "эмоциональное состояние
ребенка" (r=0,68).
Таким образом, особенности адаптации, детей
раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются
психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста
характерны переживания из-за разлуки с матерью.
Полученные данные по результатам опроса
родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью
корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были
выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами
определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора
К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям
дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл.
5).
По этой методике, анализу подлежали следующие
аспекты:
) Поведение ребенка, связанное с удовлетворением
его органических потребностей.
) Уровень нервно-психического развития.
) Некоторые черты личности.
В таблице 5 корреляционные связи просматриваются
по показателям эмоционального состояния ребенка, его социальных контактов, сна
и аппетита ребенка и психолого-педагогических параметров его состояния в период
адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.
В таблице 5, были выявлены следующие значимые
корреляционные связи:
Фактор "Что Вы делаете, чтобы ребенок
заснул" имеет положительную корреляционную связь с фактором "Сон
ребенка" (r=0,80).
Фактор "Какова длительность сна" имеет
положительную корреляционную связь с факторами: фактор "Сон ребенка" (r=0,68).
Таблица 5. Корреляционная зависимость между
психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления
ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации
детей к условиям ДОУ старшей подгруппы
|
Эмоциональное
состояние
|
Социальные
контакты ребенка
|
Сон
ребенка
|
Аппетит
ребенка
|
Какое
из перечисленных настроений преобладает?
|
0,08
|
-0,17
|
-0,46
|
-0,21
|
Как
засыпает Ваш ребенок?
|
-0,47
|
0,29
|
-0,07
|
0,07
|
Что
Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
|
-0,16
|
-0,03
|
0,80
|
-0,35
|
Какова
длительность сна?
|
-0,16
|
-0,11
|
0,68
|
0,22
|
Какой
аппетит у Вашего ребенка?
|
0,21
|
0,08
|
0,12
|
0,87
|
Просится
ли на горшок?
|
-0,10
|
0,31
|
-0,32
|
-0,35
|
Как
относится к высаживанию на горшок?
|
-0,07
|
-0,26
|
0,39
|
0,16
|
Есть
ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?
|
0,27
|
-0,39
|
0,18
|
-0,25
|
Проявляет
ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
|
0,91
|
-0,55
|
0,37
|
-0,24
|
Проявляет
ли интерес, активность при обучении?
|
-0,41
|
-0,09
|
0,50
|
-0,52
|
Инициативен
ли в игре?
|
0,43
|
0,18
|
0,47
|
0,48
|
Инициативен
ли во взаимоотношениях со взрослыми?
|
0,47
|
0,09
|
0,47
|
-0,59
|
Инициативен
ли в отношениях с детьми?
|
0,63
|
-0,25
|
-0,04
|
0,05
|
Был
ли опыт разлуки с близкими?
|
0,40
|
0,68
|
0,10
|
-0,13
|
Как
перенес разлуку?
|
0,80
|
-0,35
|
0,16
|
-0,12
|
Фактор, "Какой аппетит у Вашего
ребенка" имеет положительную корреляционную связь с фактором "аппетит
ребенка" (r=0,87).
Фактор "Проявляет ли интерес к игрушкам,
новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке" имеет положительную
корреляционную связь с фактором "эмоциональное состояние ребенка"
(r=0,91).
Фактор "Инициативен ли в отношении с
детьми" имеет положительную корреляционную связь с фактором
"эмоциональное состояние ребенка" (r=0,63).
Фактор "Был ли опыт разлуки с
близкими" имеет положительную корреляционную связь с фактором
"Социальные контакты ребенка" (r=0,68).
Фактор "Как перенес разлуку" имеет
положительную корреляционную связь с фактором "эмоциональное состояние
ребенка" (r=0,80).
Таким образом, адаптация детей раннего возраста
старшей подгруппы к условиям детсада определяется не только
психофизиологическими особенностями детей.
Для детей данной подгруппы значимо общение со
сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы.
При этом для детей старшей подгруппы также характерны переживания из-за разлуки
с матерью, как и для детей младшей подгруппы.
2.2 Анализ результатов
диагностического исследования
Исследование проводилось с использование
следующих методик:
Метод наблюдения.
Метод опроса родителей.
После проведенной психодиагностики были
проанализированы результаты опытно - экспериментальной работы исследования
адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в первой и второй
подгруппе ясельной группы «Яблонька».
Проведение мероприятий по адаптации детей к
детскому дошкольному учреждению способствовало повышению степени адаптации
детей первой подгруппы: из 16 человек только у одного степень адаптации
характеризуется, как тяжелая, 6 детей перешли в разряд легкой степени, а 9 в
средней степени адаптации. Для детей второй подгруппы более оптимистичный
результат - ни одного ребенка с тяжелой степенью, и по 8 детей с легкой и
средней степенью адаптации к условиям детсада.
Уровни адаптации детей при поступлении в детский
сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая адаптация. (Табл. 6)
Таблица 6. Уровни адаптации детей при
поступлении в детский сад
Уровень
адаптации
|
Симптоматика
адаптации
|
Легкая
|
Поведение
- нормализуется в течение 1 недели. Аппетит - снижается, к концу первой
недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца. Характерна аффективная разлука и
встреча с близкими взрослыми
|
Средняя
|
Поведение
восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, мал., наб. регрессия навыков. Восстан. до возрастной нормы в
течение полутора месяцев. Сон - восстанавливается до возрастной нормы в
течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими
взрослыми.
|
Тяжелая
|
Поведение
- неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок
апатичен. Аппетит - длит. отказ от еды, снижен, нестабилен, может наб.
неврот. рвота (при кормлении насильно). Сон - нестабилен, неглубок,
невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок
адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится от
6 месяцев до 1,5 лет. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и
разлуке
|
В результате проведенного исследования выявлена
разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй
подгруппе. Характерно, также, изменение состояния детей в этих подгруппах после
проведения адаптационных мероприятий педагогами детсада совместно с родителями.
Более высокий уровень готовности у детей второй подгруппы, они готовы к
поступлению в детский сад. У первой группы условная готовность к детскому саду.
Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей этой подгруппы, так
как в ней дети 1,5 -2 лет.
Диаграмма 1 - Степень адаптации к условиям
детсада детей первой подгруппы.
Диаграмма 2 - Степень адаптации к условиям
детсада детей второй подгруппы
Результаты диагностики показали, что уровень
психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у
детей второй подгруппы, как в момент поступления в детский сад, так и через три
месяца после поступления (Диаграммы 1 и 2).
Анализ показал, что наибольшую роль в периоде
адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со
сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как
инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Выяснено, что
очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и
посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду. Благодаря
такому методу работы воспитатель заранее может узнать об особенностях развития
и поведения малыша - своего будущего воспитанника. При поступлении детей в
группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе
адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает,
это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное
наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Психолог,
педагог могут на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные
назначения, облегчающие процесс адаптации.
Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста
важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при
анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению
в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением
воспитателей, психолога, врача. В результате проведенного анализа было
выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного
учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с
ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 7)
При этом особое внимание необходимо уделять
согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку
в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне. Еще до
поступления в детский сад можно сделать прогноз адаптации ребенка к нему.
Принять решение о возможности посещения ребенком садика. Здесь необходима
работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой,
воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации,
рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного
учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
Таблица 7. Мероприятия, рекомендуемые для
подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода
адаптации
Мероприятие
|
В
семье
|
В
детском саду
|
Ведение
адаптации
|
Поступление
детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в
детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации
|
Ведение
адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога-психолога.
|
Режим
|
По
возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.
|
Соблюдение
гибкого режима
|
Питание
|
Сбалансированное
и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности
|
Привитие
навыков самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить
насильно.
|
Гимнастика
и массаж
|
По
возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.
|
Занятия,
соответствующие возрасту.
|
Закаливание
|
Закаливание
по любой методике
|
Закаливание
по щадящей схеме в учреждении
|
Воспитательное
воздействие
|
Занятия
по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять
себя.
|
На
период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия
|
Только совместными действиями родителей и
педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском
саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и
эмоциональном состоянии ребенка.
Факторы, определяющие успешность адаптации
малыша к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его
здоровья.
Во-первых, это - состояние здоровья и уровень
развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями
системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями.
Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное
созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к
изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно
сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие
правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению,
истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями
адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие
- заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором
малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется
степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро
нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек.
Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне,
теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим,
является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной
деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению
приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком
совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в
состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком,
который может оценить его действия, прийти на помощь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было
максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников
(родителей, воспитанников и педагогов).
Первый этап включает в себя информационное
сопровождение.
Цель первого этапа - заинтересовать родителей,
имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.
На следующем этапе особенно важна информация для
родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка
к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности
ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором
игрушек.
Таким образом, когда процессы социализации в
семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам,
затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его
группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью
его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует
в ожидаемой манере поведения большую часть времени.
Успешное проведение рекомендуемых мероприятий,
также, позволит достичь наилучших результатов в состоянии физического здоровья
ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного учреждения
меньше болеют.
При проведении контрольного этапа анализа
сравниваются результаты по "Картам наблюдений" в начале
адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
На основании первичной диагностики составляется
заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода
каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей
определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Таким образом, адаптация ребенка раннего
возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения
предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива.
А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех
специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского
дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали
свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.
Персонал детского учреждения может
способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое
методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и
проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.
Данные проведенного исследования свидетельствуют
о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение
своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического
воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское
дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение
педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество
пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и
умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации
родителей.
Заключение
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном
возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в
оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным
заведениям в том, что именно там происходит активное формирование личности.
Изучение характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних
и внутренних факторов, ее затрудняющих,-это возможность ответить на основной
вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к полноценной
интеграции в обществе.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая
страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс
социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским
ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности,
формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Влияние институтов социализации выступает
внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления
формирования его социальной компетентности. В специальных социальных
институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности,
относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные
заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним
факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности
самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний
социальных отношений и формировании картины мира.
В педагогике понятие «социализация» связано с
такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак,
социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под
влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным
критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического
развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития
представляет собой исходный момент для всех динамических изменений,
происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те
формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства
личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития,
тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Понятие «социализация» характеризует в
обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм,
ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры,
присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать
индивиду как активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует
сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы.
Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий,
как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных,
возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может
рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации
является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим
социальным совершенствованием.
Список литературы
1. Адаптация
ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика,
рекомендации / Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
. Айсина,
Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е.
Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с.46 -51.
. Белкина,
В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В.
Белкина. - Воронеж: Учитель, 2012. - 236 с.
. Буре,
Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение,
2009. - 226 с.
. Выготский,
Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
. Давыдова,
О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А.
Майер.- М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 128 с.
. Данилина,
Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М.
Степина. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 112 с.
. Диагностика
в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. - Ростов - на -
Дону, Феникс , 2012. - 275 с.
. Доронова,
Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. //
Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. С.
. Евстратова,
Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и
семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. -
СПб., 2009. - 276с.
. Жердева,
Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация,
сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 192 с.
. Заводчикова,
О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват.
учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.:
Просвещение, 2009. - 79 с.
. Зверева,
О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А. И. Ганичева -
М.: Академия, 2010. - 408 с.
. Зубова
Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша
к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №
7. - с.66 - 77.
. Калинина,
Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. //
Дошкольное воспитание. - 2013 - № 4. - С.14-16.
. Кирюхина,
Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие
/ Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 112 с.
. Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Владос, 2011. -
416 с.
. Костина,
В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. -
2009. - №1 - С.34-37.
. Крайг
Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. - 992 с.
. Кроха:
Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева,
Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2012. - 253 с.
. Крюкова,
С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа
адаптации детей к условиям дошкольного учреждения / С.В. Крюкова, Н.П.
Слободняк. - М.: генезис, 2012. - 123с.
. Луговская,
А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. - М.:
Эксмо, 2008. - 352 с.
. Монина,
Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. -
М.: Речь , 2009. - 238 с.
. Морозова,
Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с
родителями / Е.Г. Морозова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 11. -с.10 -
14.
. Немов,
Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - Кн. 2: Психология
образования. - 608 с.
. Обухова,
Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
. Остроухова,
А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. - 2011. - №3. - С.16-18.
. Павлова,
Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова,
Е.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика Синтез, 2012. - 415 с.
. Педагогика
раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. -
М., 2011. - 342с.
. Печора,
К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.:
Просвещение, 2012. - 214 с.
. Роньжина,
А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному
учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2012. - 350 с.
. Самарина,
Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому
саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб., 2009. - 221с.
. Тонкова-Ямпольская,
Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я.
Черток. - М.: просвещение, 2009. - 432с.
. Урунтаева,
Г.А. Дошкольная психология. - М.: "Академия", 2012. - 336 с.
35. социализация дошкольный возраст
Приложение
Социализация ребенка раннего
дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания
При поступлении в дошкольное учреждение у
малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок
попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования,
другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для
ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных
механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются
нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах.
Многолетние исследования показали: существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния
здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая
роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому.
Положительное влияние на течение процесса
адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка.
Важную роль играет формирование таких черт
личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в
игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со
сверстниками.
Одним из путей снижения адаптационного стресса
при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни
ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего
возраста. В данных группах реализуется технология воспитания и обучения детей
раннего возраста, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка
путем формирования у него навыков общения со взрослыми и сверстниками, умения
решать «проблемы» в игре.
Целью технологии является социализация детей
раннего возраста, сокращение сроков адаптации к условиям ДОУ.
Направления работы в группах кратковременного
пребывания:
Работа с детьми:
Формирование предпосылок сюжетно - ролевой игры;
Формирование культурно - гигиенических
навыков;енсорное воспитание;
Музыкальное воспитание;
Развитие изобразительной деятельности.
Работа с родителями:
Передача психологических знаний родителям,
Создание мотивации на сотрудничество с
педагогами ДОУ.
Основные задачи работы с детьми:
. Сохранение, укрепление и формирование здоровья
ребёнка путём создания здоровья - сберегающих условий:
оптимальная организация педагогического
процесса;
создание условий для двигательной активности:
формирование основ здорового образа жизни.
. Формирование положительного отношения к
окружающей действительности, на основе активной познавательной деятельности,
направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.
. Передача социального опыта игры.
. Создание единого образовательного пространства
на основе формирования доверительных партнёрских отношений использованием
оптимальных форм взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями детей раннего
возраста.
На наш взгляд, итогом занятий детей раннего
возраста в такой группе должна стать готовность ребенка к приходу в группы ДОУ,
которая состоит из следующих компонентов:
. Коммуникативная готовность:
контактность;
умение выразить потребности и желания;
адекватное реагирование на оценки взрослых.
. Познавательная готовность:
активность на занятиях и в играх;
умение доводить начатое до конца;
. Самостоятельность в выполнении действий:
игровых;
гигиенических навыков;
навыков самообслуживания.
. Эмоционально-положительное отношение к
детскому саду.
Группу кратковременного пребывания посещают дети
в течение учебного года (сентябрь-май), 3 раза в неделю по 2 часа вместе с
мамой или другими близкими ребенку людьми. Посещение группы организовано
впервой половине дня: с 9.00 до 14.00 или во второй половине дня: с 15.00 до
17.00, питание, сон не предусмотрены. Для реализации технологии необходимы
следующее оборудование и материалы для развития у детей движений, речи,
конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и
предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных способностей,
театрализованной деятельности, ознакомления с природой. Этапы реализации
технологииэтап:
. Организация специальной развивающей среды:
Приемная, где имеются шкафчики для одежды детей
и взрослых, мебель для организации консультаций и семинаров для родителей.
Здесь собрана популярная педагогическая литература, размещены
медико-психолого-педагогические рекомендации.
Умывальная комната.
Игровая, где сосредоточен материал, необходимый
для формирования игровых навыков и умений, предпосылок сюжетно-ролевой игры.
Комната для организованной деятельности ребенка
и взрослого, в которой расположен дидактический материал и пособия (в т.ч. и
монтессори-материал для детей раннего возраста), направленные на развитие
познавательных способностей.этап.
Основной задачей этого этапа является сбор
информации о ребенке от родителей и других близких ему людей, а также выявление
уровня педагогической компетентности родителей. Для этого мы предлагаем
родителям заполнить «Анкету - знакомство», написать сочинения на тему «Мой
ребенок, его индивидуальные особенности». В сочинениях родители рассказывают о
своем ребенке, излагают свой взгляд на проблемы, с которыми сталкиваются. Затем
родители получают подборку «Памяток», в которых раскрыты основные подходы к
вопросам воспитания и развития детей раннего возрастаэтап.
Данная группа, рассчитанная на воспитание детей
в возрасте от 1 до 3 лет, предполагает формирование разновозрастных групп.
Педагогическое воздействие осуществляется с учетом разных темпов развития,
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На данном этапе детей включают в группу
кратковременного пребывания, формируют разновозрастную группу от 1 года до 3
лет, в количестве 10 человек. Первые две недели пребывания в группе с детьми и
родителями одновременно работают два воспитателя. Организуют совместную
деятельность взрослого и ребенка, разные виды игр при этом особое внимание
уделяется играм, направленным на освоение окружающей среды, знакомство с
педагогами ДОУ, другими детьми.
Затем функции воспитателей разделяются:
воспитатель: осуществляет общую организацию
деятельности всех детей и родителей; организует совместную деятельность ребенка
и взрослого по направлениям.
воспитатель: проводит индивидуальные занятия по
развитию речи и сенсорному воспитанию (в специально оборудованной комнате для
занятий).
Учитывая специфику группы занятия по развитию
речи и сенсорному воспитанию, проводятся 3 раза в неделю с целью реализации
принципа повторности и качественного освоения материала.
Занятия, направленные на развитие движений
проводит инструктор по физкультуре 2 раза в неделю в соответствии с
перспективным планом, в индивидуальной форме.
В работе группы участвуют учитель-логопед. Его
деятельность направлена на развитие речевого дыхания, подготовку
артикуляционного аппарата детей к произношению звуков, обучению пальчиковым
играм. Занятия проводятся в индивидуальной форме 1 раз в неделю.
Музыкальные занятия проводит специалист 2 раза в
неделю, участвует вся возрастная подгруппа, т.к. действия детей основаны на
подражании.
Преподаватель по изобразительной деятельности
занимается с детьми лепкой, рисованием. Занятия по изобразительной деятельности
планируются 1 раз в неделю (лепка в чередовании с рисованием).
Длительность занятий зависит от их содержания.
Занятия со сменой видов деятельности (физкультурные, музыкальные) могут
продолжаться до 10-15 минут; требующие сосредоточенного внимания (развитие
речи, сенсорное развитие, лепка, рисование, занятия с логопедом) от 5 до 8
минут.
Основные методы и приемы
На занятиях широко используются наглядные методы
(показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания,
объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности
восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко.
В случае, если у ребенка возникают сложности в
общении с педагогом, педагогическое воздействие осуществляется через маму или
другого близкого ребенку человека, присутствующего на занятии.
Воспитатели постепенно включают родителей в
совместные игры, занятия; учат использовать игрушки, предметы, игровое
пространство, события происходящие в детском коллективе.
Изменение степени участия родителей в
педагогическом процессе происходит по схеме:
Рис.
Параллельно с родителями ведут просветительскую
работу специалисты детского сада. Они организуют семинары-практикумы,
консультации; индивидуальные беседы в «Школе раннего развития» по всем
интересующим вопросам.
Контроль и анализ развития детей - составная
часть воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания
для детей раннего возраста, который имеет целью определение индивидуальной
направленности психолого-педагогического воздействия и выражается в следующем:
наблюдении за поведением и развитием каждого
ребенка;
принятии решения о своевременной коррекции
воспитательных воздействий.
В контроле за развитием и поведением детей
участвуют воспитатели группы. Результаты наблюдении заносят в «Карту развития и
поведения ребенка», которая хранится в группе. Карту заводят на ребенка в день
поступления в группу и ведут в течение всего периода посещения данной группы.
Во время комплектования групп ДОУ возможен
перевод ребенка по инициативе родителей в основную группу ДОУ. При переводе
ребенка из группы кратковременного пребывания в группу на полный день
воспитатели проводят оценку уровня психолого-педагогической готовности к
поступлению ребенка в ДОУ. Перевод осуществляется в случае положительного прогноза
адаптации. Если ребенок «не готов», или «условно готов» родителям рекомендуется
продолжить посещение группы.
Организация воспитательно-образовательной работы
в группе кратковременного пребывания с детьми раннего возраста позволяет решать
вопросы адаптации и удовлетворять потребности родителей детей раннего возраста
в посещении данной группы.
1.