Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

ВВЕДЕНИЕ

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики которые обогащают и дополняют нас.

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявлять себя и развиваться. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Цель исследования - изучить возможности традиций народной педагогики в воспитании младших школьников.

Объект исследования: воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: воспитание младших школьников на традициях народной педагогики.

Задачи исследования:

. Раскрыть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников.

. Выявить виды воспитания младших школьников на традициях народной педагогики.

. Рассмотреть организации работ по воспитанию младших школьников на основе народной педагогики.

. Изучить педагогический опыт учителей по использованию народных традиции в воспитательном процессе младших школьников.

Методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

§ 1. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников

«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».

Г.Н. Волков

Традиции (от лат. tradrtio - передача) - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды [Крысько. 1999, с. 234].

Обычай - традиционно установившиеся правила общественного поведения.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции [Каджаспирова, 2001, с. 176]. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения [Волкову, 2001, с. 68].

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18) [Немов, 2008, с. 103].

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике [Батурина, 2000, с. 106].

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др. [Макаренко, 1955, с. 124].

Приобщение к традициям народа особенно значимо в школьные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей школьного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в школьном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов [Волков, 1998, с. 23].

Особенности развития детей школьного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью в приобщении школьников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей школьного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения школьников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственно касаются всех участников образовательного процесса. В последнее время мы все чаще и чаще обращаемся к своим корням, воспитанию и развитию лучших черт национального характера, приобщению обучающихся к народной культуре и ее традициям.

Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многие другие.

Если принять во внимание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни [Алексеева, 2012, с. 162].

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Исходя из этого меняется и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий в воспитании.

Важность и ценность использования народных традиций народа в воспитании и развитии детей в своих работах подчеркивали И. Я. Яковлев, С. М. Михайлов. Современная начальная школа взяла на вооружение весь опыт трудового воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, который был накоплен отечественной педагогикой (Ф. Ф. Абазов, А. Ф. Амиров, П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, А. Ф. Ахматов, Н. И. Бабкин, Г. Н. Волков, Т. М. Геронимус, С. И. Гореславский, Е. П. Кондратьева, Н. М. Конышева, А. И. Кочетов, А. С. Макаренко, А. Г. Пашков, З. А. Петрова, В. А. Поляков, Т. Н. Проснякова, С. П. Руссков, В. Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, Н. А. Цирулик, И. Д. Чернышенко и др.) [Харина, 2001, с. 234].

Несмотря на многочисленные исследования и понимание общественностью важности народных традиций народа в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы на наш взгляд они используются мало и не эффективно.

Разработка вопроса использования народных традиций в воспитательном процессе в начальной школе предполагает развертывание работы по следующим направлениям:

организация просветительской работы в среде педагогических работников и родителей с целью ознакомления их с культурой и трудовыми традициями различных народов;

создание системы программ и пособий регионального уровня, позволяющих знакомить с традиционной культурой воспитания детей младшего школьного возраста и их использование при организации воспитательного процесса;

постоянный учёт того факта, что система воспитания любого этноса, при всей своей здоровой консервативности, устойчивости развивается, что это не всегда заметно в пределах жизни одного поколения, но ощутимо в рамках длительного исторического процесса;

использование идей традиционной системы воспитания и народной педагогики в целом с учётом неоднородного национального состава населения республики;

широкое вовлечение родителей, СМИ, общественности в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающего поколения;

обеспечение системы в работе с взрослыми и, прежде всего, с родителями по углублению, расширению и систематизации их знаний традиционной культуры, и в частности традиционной культуры воспитания.

обязательное включение в учебно-воспитательный процесс школ таких трудовых традиций народа как: раннее привлечение детей к труду; труд взрослого - главный пример для ребенка; совместная трудовая деятельность людей разного возраста; использование песен, пословиц, загадок, сказок и др. Для привлечения и поддержания интереса к трудовой деятельности; поощрение, скромности, деловитости, трудолюбия; порицание безделья и пустословия [Архарова, 2000, с. 69].

§ 2. Виды воспитания младших школьников на традициях народной педагогики

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры [Оконешникова, 1996, с. 36].

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений [Юдина, 2006, с. 162].

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Младший школьник, обретающий в этом возрасте рефлексию и способность планировать свою деятельность, воспитывается уже не только через разговоры и примеры со стороны взрослых, но и в рамках разных видов собственной активности, которая становится систематической, предметной и целенаправленной. Основные виды деятельности, оказывающие воспитательное влияние на младших школьников, - учение, игра, общение и труд [Батурина, 2003, с. 114].

Учение является мощным средством воспитания в силу того, что оно предполагает общение и взаимодействие ребенка с учителем и товарищами, личности которых оказывают воздействие на личность ученика. Следовательно, в учебной деятельности происходит не только на учение, но и воспитание. В процессе учения приобретаются не только знания, умения и навыки, но и происходят формирование и закрепление определенных качеств личности, склонностей, способностей, интересов, потребностей, черт характера.

В начальный период учения основное содержание воспитательной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересов, желания познать истину, стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

Фундамент этих качеств закладывается еще до школы на основе естественной любознательности детей, которую надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, и учить его самому находить на них ответы. В течение младшего школьного возраста учебная мотивация образует единство двух базовых потребностей: потребности в знаниях и потребности в достижении успехов. Школьники начинают осознавать жизненное значение этих потребностей и динамику их функционирования. В частности, они начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи больше зависят от старания [Суханов, 1998, с. 278].

Собственно успехи школьников оценивает, прежде всего, учитель, и именно его точка зрения является определяющим фактором осознания детьми младшего школьного возраста своих личностных качеств. Школьники 3-4-го классов способны различать, когда оценки заслужены и когда они не соответствуют реальным успехам. Установлено, например, что чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И наоборот, чем труднее задача, неудача, в решении которой вызовет порицание учителя, тем скорее учащийся сделает вывод о высокой оценке педагогом его способностей. Иными словами, ученик понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован стараниями и что при наличии высокоразвитых способностей можно приложить не очень много усилий.

Следующим шагом в понимании сущности усилий и способностей является вывод ученика о том, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия. Осознание этого факта становится сильным стимулом для самосовершенствования и мощной мотивационной основой самовоспитания [Антонова, 1995, с. 108].

Воспитательная работа - это очень широкое поле деятельности, которое включает в себя все виды воспитания

Трудовое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Умственное воспитание

Трудовое воспитание.

Самым важным воспитанием считалось трудовое. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то красивое надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц - физический труд.

Ребенок уже с 5-6 лет начинал трудиться - помогать своей семье.

По записям Г. Н. Волкова, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей 80-90 лет и узнали, какую работу они могли выполнять в 10-12 лет.

Пожилые мужчины назвали 100-110 видов труда (например, колоть дрова, вить веревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т. д.), пожилые женщины -120 -130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, ухаживать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т. п.) [Измайлов, 1991, с. 23].

Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую школу маленький ребенок начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.

Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Любовь к труду у маленьких детей проявлялась с ранних лет, и иногда они, подражая взрослым, могли перестараться в своем усердии и «потрудиться» не так, как надо. Например, взять и выкопать поздний сорт картошки раньше времени, недозревшим, да умудриться спустить его в подпол. Тут взрослые не знали, что делать, то ли хвалить, то ли ругать таких «работничков». Но, конечно, дети были серьезными и важными помощниками во всех делах семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях [Волков, 2001, с. 143].

Нравственное воспитание.

Как приучить ребенка всегда поступать так, чтобы не навредить ни людям, ни себе? Маленький ребенок, появившись на свет, не знает, как надо жить, не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В древности у людей не было телевизоров, Интернета, разных журналов и видеофильмов. И ребенок рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. Он подражал и учился всему у своих родителей, бабушек-дедушек, родственников, соседей. А также смотрел на солнце, звезды, домашних и лесных животных, следил, как растут травы и вьют гнезда птицы. И постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей. Так ребенок и получал нравственное воспитание [Волков, 2001, с. 147].

Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием «мораль».

Мораль в прямом значении - это обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима используют слово этика - привычка обыкновение, обычай. Другое значение этого слова - философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне нравственности.

Как отмечает Баймурзина В.И., в тюркских языках нет возникшего на их собственной основе однозначного понятия «мораль». С приходом арабо-мусульманской культуры ко многим тюркским народам проник термин «эхлак», означающий мораль. В домусульманской период истории башкир вместо термина «эхлак» употреблялось слово «якшылык». В этом же значении употреблялись слова «йола»- обычай, «изгелек» - доброта. Синонимом понятий «яхшы», «якшылык», «изге», «изгелек» выступает и понятие «дан» слава («Дан кеше» - «Славный человек») [Баймурзина, 1996, с. 32].

Одно из главных понятий нравственности - добро. Так, например, добро в эпосе башкирского народа «Урал - батыр» - всесильное [начало, растворенное во всем мироздании.

Добро служит универсальным средством ценностных ориентаций. Универсальность добра нашла отражение и в других произведениях устного поэтического творчества народа, например, в пословицах: «Доброе дело не забывается», «Доброе дело ласкает, худое - коробит», «Доброе дело и на земле не пропадет.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственность и мораль возникли давно и нашли свое отражение в понятиях «добро» и «зло» [Баймурзина, 1996, с. 33].

Основные идеи нравственного воспитания народа заключаются в следующем:

Идея подчинения личного интереса общественным. Например, Урал - батыр последний глоток живой воды использует ради жизни на земле, отказывая тем самым себе в бессмертии.

На добро отвечать добром. Назло отвечать добром. Например, суть этого понятия выражают пословицы: «Хороший прекратит тяжбу, злой скажет: «победил», « Бросившему камень, подай пищу».

Идея самоценности человека. Например, «Урал - батыр» отвергает человеческие жертвоприношения.

Идея любви как нравственно эстетический феномен культуры. Она связана с укреплением моногамного брака как основы семьи [Баймурзина, 1996, с. 39].

Умственное воспитание.

Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». Иметь ум - быть умным, значит быть способным. Одна из важных основ способности - овладение знаниями.

В представлении башкирского народа понятие «способность рассматривается как одно из свойственных качеств человеческой личности, о чем свидетельствует многозначность слова.

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требование к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу.

Позднее требования к одаренным личностям приобретали не только иные направления. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, умный - десятерых».

Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей: «Человек без названия - слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не Пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, развивайся умом», «Знающий спасся от тысячи бед».

Основными средствами умственного воспитания являются загадки. Они развивают смекалку, память скорость мышления логику, догадливость и сообразительность. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок также оказывает влияние на развитие речи детей. Кроме того, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

По мнению профессора Баймурзиной В.И., кроме загадок, к средствам умственного воспитания относятся народные логопедические средства (игра слов, разговор на «секретном языке», определение слова по рифме), а также скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющие определенным правилам [Баймурзина, 1996, с. 58].

Педагогическая эффективность вышеназванных средств определяется комплексным их использованием.

Существенным элементом умственного воспитания, по утверждению профессора Баймурзиной В.И., является соблюдение определенных принципов, которые выработаны веками. Это - принцип последовательности, принцип посильности, принцип своевременности, принцип наглядности и личного опыта, принцип доступности.

Эстетическое воспитание.

У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Ее характерная особенность - в тесной связи эстетического воспитания с трудовым; более того - оно, главным образом, осуществлялось в процессе трудовой деятельности.

Приобщение подрастающего поколения к прекрасному считалось одной из задач воспитания. Оно выступало в тесной связи не только с трудовым, но и с умственным, нравственным и физическим воспитанием.

Материальная и духовная культура, например у чуваш, сложилась на базе булгарской культуры. Это сказывается во всех элементах эстетических традиций чувашского народа - а песнях, вышивках, одежде, в молодежных праздниках, обычаях и обрядах.

Техники вышивок устойчива и передавалась из поколения и поколение. Исследования В.Каховского показывают, что в некоторых элементах узоров чувашских вышивок сохранились знаки булгарской рунической письменности. Старинная женская рубаха чуваш, наиболее архаичная, происхождением связана с волжскими булгарами- Этнографы находят близкое сходство чувашской рубахи с женской одеждой дунайских болгар. Некоторые образцы женских рубах низовых чувашек, вышитые по подолу и исполненные многоцветными шерстяными нитками, имеют почти полное сходство с женской рубахой дунайских болгар. Общие элементы в вышивках, народном искусстве, эстетических традициях дунайских болгар и чуваш установлены и болгарскими этнографами.

Эстетические традиции народа очень содержательны и многогранны. Широтой, глубиной и многообразием отличаются представления чуваш о прекрасном, их идеал красоты.

Производные слова и словосочетания, имеющие отношения к эстетическим традициям, еще более углубляют представления о прекрасном и раскрывают культурные связи и содружество их с соседними народами.

В воспитании чувашской молодежи немалое значение имели эстетические традиции марийского, мордовского, татарского и особенно - русского народа. С.М. Михайлов описал совместные игры и праздники марийцев.

Чуваши положительно отзывались о поведении мордвы, считали, что мордвин не допускает насмешливого отношения к чувашам; охотно проводили с ними праздники, пели их песни.

Широко были распространены совместные игры чувашской и русской молодежи. Они подробно описаны первым чувашским просветителем и педагогом С.Михайловым; им высоко оценено педагогическое значение этих игр. Чувашская молодежь любила русские песни, пела их как на родном, так и па русском языке. Среди чуваш были очень распространены пляски, но в, то, же время немного было чувашских танцев, причем они были однообразны [Волков, 1993, с. 92].

Отдельные средства народной педагогики воздействуют словом, другие действием (игра), третьи формой (изделия народного творчества). Несомненно, наиболее действенными являются словесные средства воспитания. Устное народное творчество оказывает педагогу огромную помощь в воспитании школьников. Педагог использует фольклор, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Сказки, русские народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Русские народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Былины позволяют познакомить школьников со славными подвигами богатырей святорусских защитников земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине [Виноградов, 1998, с.68].

Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии [Найденова, 2000, с. 278].

§3. Организация работы по воспитанию младших школьников на основе традиций народной педагогики

Подготовка урока, беседы - достаточно трудоемкая задача. На педагогическом совете начальной школы можно принять решение не только проводить такие уроки для «своего» класса, но и приглашать на них ребят из параллельных классов или близких по возрасту. Такие открытые уроки стали новой интересной формой, которая позволила, с одной стороны, экономить время и усилия учителей, а с другой - значительно расширить кругозор детей.

В целом, использовались следующие формы работы:

работа в классе, в том числе фрагментарное включение материала программы «Наследие» в уроки по чтению, природоведению, а также использование материала этих уроков для проведения нравственно-ориентированных бесед;

подготовка открытых уроков, в том числе в форме интеллектуальных игр, с приглашением других классов;

творческая работа по теме: сочинение, интервью, рисование, лепка, коллаж;

подготовка фестиваля, праздника для всей начальной школы;

подготовка спектаклей в рамках темы.

Связь со средней школой возможна через создание стенных газет, через школьное радио, а также через приглашение старшеклассников на спектакли и фестивали [Палаткина, 2003, С. 65-72].

На внеклассных часах «Родная страна» у детей формировались представления о том, что наша страна - Россия в ней много городов и сел. Москва - главный город нашей страны. В Москве работает правительство. На здании Конгресс - холла, где работает правительство, развевается синий флаг - Флаг России. Правительство заботится о людях. В Москве много памятников, театров, красивых высотных зданий улиц и площадей.

Дети должны знать: название своего города, поселка, их своеобразие и достопримечательности; названия нескольких улиц, носящих имена известных людей, героев; памятник погибшим воинам, музей писателя или художника. Младшие школьники должны проявлять интерес к городам нашей страны, у них должно возникать желание больше узнать о Родине. Для этого детям дают представления о многонациональности России, формируют представления о национальностях автономных республиках.

Дети должны знать название своей республики и ее столицы. Младшим школьникам дают элементарные сведения об истории государства, рассказывают о своем городе, поселке, крае; формируют представления о растительном и животном мире разных районов страны, показывают разнообразие, красоту и богатство природы, расширяют представления детей о природе и закрепляют знание правил поведения в ней. Детей младшего школьного возраста знакомят с жизнью великих национальных поэтов, композиторов, художников, с их произведениями. В доступной форме у детей формируют представления о творческом содружестве народов страны [Козлова, 2001, с. 58].

Детей знакомят с Флагом и Гербом, с Гимном. Они «должны узнавать мелодию Государственного гимна, знать, что гимн исполняют во время праздника или другого торжественного события. Знать, что, когда звучит гимн, нужно вставать, а мальчикам снимать головные уборы».

У младших школьников воспитывают доброжелательное отношение к окружающим людям разных национальностей, дружеские, товарищеские отношения со сверстниками разных национальностей. В связи с этим можно провести анкетирование на выявление уровня знаний о традициях народной педагогики (см. Приложение 1).

Детей младшего школьного возраста, особенно первоклассников, следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно - разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: в процессе ознакомления детей с народным фольклором, дети заводили альбом и записывали туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку (см. Приложение 2).

В работе учили детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняли детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" - значит запомнить. Или такое выражение - "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

Для работы в начальной школе нами были выбраны ценности, которые соответствуют сферам интересов и возможностям осмысления детей младшего школьного возраста. Они сформулированы в афористическом виде в пословицах и поговорках, высказываниях классиков отечественной культуры следующим образом:

отношение к учению - «Ученье - свет, а неученье - тьма»;

отношение к труду - «Человек славен трудом»;

отношение к семье - «Не нужен и клад, коли в семье лад»;

отношение к защите Отечества - «Родина наша - колыбель героев».

Один из видов посильного детям этого возраста труда - труд учения. Многие учителя помнят, что существовала раньше оценка «за прилежание». Учение требует таких важных качеств, как терпение, послушание учителю в выполнении его требований, настойчивость в преодолении трудностей. Деятельность учения формирует характер ребенка. Многие дети сегодня приходят в школу без необходимого настроя на учение, на ежедневную работу, на уважение к учителю. Ценность учения нужно снова и снова обсуждать и подчеркивать в общении с детьми. Это тем более важно, что стиль учения формируется в школьном возрасте, а учиться современный человек должен быть готов всю жизнь [Соловьева, 2006, С. 32-38].

С давних времен пословицы и поговорки существуют бок обок с другими произведениями народного творчества, такими, как сказки, анекдоты, легенды, притчи, предания, героические и лирические песни, обрядовая поэзия.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу [Харина, 2001, с. 54].

Из множества народных пословиц и поговорок мы выбрали те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Мы говорим: "От скуки бери дело в руки" и даем какое-то поручение. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалим и спрашиваем, почему так говориться. Таким образом, помогаем осмыслить пословицу и результат своего труда.

Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают народные игры - забавы. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, - они являются неотъемлемой частью воспитания ребенка. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и культуре других народов.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно - игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины; диалоги непосредственно характеризуют персепатией и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной деятельности.

Итак, использование этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе младших школьников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них [Мельникова, 2006, с. 82].

§4. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников

Одним из первых педагогов, обративших внимание на ценные стороны народного воспитания, был Я.А. Коменский. Он теоретически обосновал и развил сложившееся народное воспитание у «чешских братьев», у славянских народов Чехии, Польши, Украины, Белоруссии. Коменский собирал произведения устного народного творчества, используя их в своих учебниках и пособиях. Им был составлен сборник пословиц и поговорок Чешского народа, где сосредоточено все педагогически ценное из народной воспитательной мудрости.

Коменский всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию.

Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиции воспитания и их творческому использованию в создании научной педагогики.

Теоретическое обоснование народного воспитания развил, великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он перекинул мост от Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX и начала ХХ века. Опыт Коменского по просвещению народов Европы он развил и применил в духовном сплочении народов России.

Основательно изучив характер образования народов Европы, Ушинский пришел к выводу, что у каждого народа существует своя система воспитания. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило на себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества». Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностям и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий педагог он был энциклопедистом - философом, фольклористом, литературоведом. Многие народы, населяющие Россию, он знал как свой род- ной народ, хорошо понимал общность их исторических судеб.

Опора на совершенные знания существенных черт духовно, ««они многих народов - один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского, свободной от национальной ограниченности.

Другой выдающийся русский педагог А.С.Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций.

Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, была предметом особого внимания ученого, и нередко - его опорой.

Одной из центральных проблем в педагогике всех народов был проблема родного языка. Для А.С. Макаренко родной язык - проблема не только дидактическая, но и общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая.

В книгах А.С. Макаренко образы раскрываются через педагогическое действие или педагогическую идею. Его герои воспитывают. Многообразие форм сохранения и передачи педагогической информации посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуации, конфликтов, имен и прозвищ, намеков, упреков, клятв в определенной мере заимствовано педагогом из народной педагогики.

Трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции.

Для А.С. Макаренко, как и для Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, народ - величайший педагог.

Продолжателем идеи К.Д.Ушинского о принципе народности в воспитании был В.А.Сухомлинский. В его книгах подчеркивается мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиции народа, о широком внедрении их в семью и школу. В.А. Сухомлинский рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его ученики сани придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные загадки - задачи. Элементы народного творчества используются в оформлении школы, классов, кабинетов. Он культивирует трудовые традиции, пропагандирует народное искусство, обрядность.

Из всех средств воспитания наиболее значимым В.А.Сухомлинский считает родное слово. По его мнению, речевая культура человека - зеркало его духовной культуры. «Школа становится очагом культуры лишь тогда, - говорил Сухомлинский В.А., когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

Принцип народности воспитания В.А. Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. Педагог устанавливает духовное общение своих воспитанников с детьми других национальностей. Основными формами этой работы были рассказы, беседы, чтение заочные путешествия по Родине. Знания, полученные учащимися, являются компонентом, формирующим культуру межнациональных отношении.

Единые цели, общность интересов всех народов были предметом постоянного внимания В.А.Сухомлинского.

Г.Н. Волков - академик РАО, автор монографии Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика», «Педагогика жизни» и многих других.

В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа. воспитание традиция народная педагогика

Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.

Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую и многогранную уникальную культуру. В наши годы, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие, принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации (см. Приложение 3).

В Аргаяшском районе с 1994 года работает центр - возрождения национальной культуры, традиций, обычаев и языка. Стержнем работы в данном направлении является районная программа «Национальное возрождение и развитие башкирского народа Аргаяшского района Челябинской области», утвержденная в 1994 году. В 17 школах района есть заместители директоров по возрождению. Они наряду с учителями башкирского языка и литературы вносят свой вклад в организацию мероприятий, подготовке уроков, а также ведут школьные музеи.

Во многих музеях школ организованы уголки из предметов быта и труда башкир, родословное дерево, утварь, история деревень, история башкирского народа. Учителя башкирского языка и литературы на своих уроках пользуются экспонатами музея, организовывают посещение в другие школьные и районные музеи. Учащиеся очень заинтересованы историей, бытом, культурой своего народа, родословным своих предков. Они с огромным желанием собирают информацию для музея, узнают от жителей про своих предков, а также приносят в школьный музей найденные экспонаты.

На основе народных традиций воспитания можно помочь учащимся выработать современные идеалы. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к его обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в детских учреждениях, учебных заведениях, сочетание национальной и общечеловеческой культур дает хорошие результаты в воспитании и обучении учащихся.

Базой для воспитания детей является народный опыт воспитания и национальные традиции, общение на родном языке. Обучение башкирского языка в Аргаяшском районе ведется в 47 школах. Башкирский язык изучается по 2-х, 3-х, 4-х часовой программе. В процессе обучения школьники узнают особенности обычаев, традиций башкирского языка и охотно участвуют в таких мероприятиях как детский сабантуй, проводы зимы (нардуган), встреча весны (науруз), кукушкин чай, воронья каша и другие.

Использование близкого и понятного для конкретного народа воспитательного опыта способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, сближает взгляды участников педагогического процесса, укрепляет связь между образовательными учреждениями и социокультурной средой, в целом, повышает педагогический результат.

Содержание воспитания в дошкольных учреждениях составляет национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, учатся исполнять башкирские песни и танцы, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

Средняя общеобразовательная школа прививает учащимся практические умения импровизации в жанрах фольклора, умения в национальной резьбе, шитье, вышивании, продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства. Учащиеся осваивают национальные игры и виды спорта, получают представления о народных обычаях и ритуалах. Также средняя школа углубляет познания учащихся в различных видах национальной культуры, развивает художественные особенности, эстетический вкус учащихся. Знакомит с традиционной культурой жизни, труда и быта народа. Совершенствуются знания учащихся по философии, истории, литературе народа.

Важным фактором сохранения развития национальной культуры является сохранение и развитие традиций народной педагогики. Национальное возрождение невозможно без возрождения традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение старости, любовь ко всему живому.

В библиотеках школ с учебниками башкирского языка и литературы есть учебники как «История Башкортостана», «Уроки жизни». Учителя с удовольствием пользуются этими учебниками и пособиями, так как они способствуют расширению кругозора учащихся, формированию у них высоких патриотических, нравственных и эстетических чувств, а также показывают, что национальная культура любого народа является частью мировой культуры и способствует возрождению и развитию национальных культур. Разнообразие материала дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки.

Использование башкирских народных традиций в воспитании и обучении учащихся формирует художественный вкус, способствует духовному развитию личности, сохранению преемственности поколений.

Этнокультурное воспитание основывается на идеях патриотизма и родной культуры. Воспитание детей на народных традициях проникнуто высоконравственным национальным идеалом. Содержание идей народной педагогики глубинно заложены в таких широко известных воспитательных средствах, как пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры, песни. Для повышения уровня знаний младших школьников о традициях народной педагогики можно повести внеклассный урок на тему: «Культура и традиции русского народа» (см. Приложение 4).

Аргаяшские башкиры - самая большая компактная группа этноса в пределах Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Благодаря своей численности и компактности, они сохранили нормальное языковое общение, национальные традиции, помогающие приобщаться более или менее плодотворно к этнокультуре. Но этого явно недостаточно, ибо необходимо приобщение людей к современной профессиональной культуре. Для этого в районе необходимо создать при районном доме культуры выездную группу артистической молодежи для обслуживания культурных потребностей населения и пропагандирования современного искусства.

Педагоги школы должны и обязаны в совершенстве владеть родным и русским литературным языками, обладать знаниями по родной, русской и мировой культуре, обучать детей с учетом принципов этнопсихологии и этнопедагогики, готовить их как продолжателей национальных традиций, воспитывать у них терпимость и уважительное отношение к людям любой национальности, любого вероисповедания и культуры.

Нужно учитывать, что использование материалов народной педагогики не должно ограничиваться только программами учебных занятий, так и во внеурочное время.

Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому то одним из главных занятий человека с тех пор как он существует, было создание сети традиций.

Таким образом, воздействие и влияние народной педагогики в воспитательный процесс в образовательных учреждениях, а также использование народных традиций огромны.

Построение образовательного процесса на принципах народной педагогики, или, по крайней мере, использования материалов народной педагогики в учебных программах, решает одну из важнейших проблем современной школы - интернациональное воспитание, воспитание в духе терпимости к другим культурам, народам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы рассмотрели использование народных традиций в воспитании младших школьников. Через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Мы выявили, что ознакомление ребенка в школе с народными традициями помогает ребенку намного лучше развиваться как личность. Тем более воспитательное значение этих социальных явлений вызывают горячее стремление следовать примерам установившихся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Мы определили основную цель воспитания младших школьников, что является заботой о сохранении, укреплении и развитии народных традиций, забота о передаче подрастающем поколении житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? - М.: Речь, Сфера, 2012. - 288 с.

Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. - Якутск: Просвещение, 1995. - 218 с.

Архарова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. - Уфа: Баш ГПУ, 2000. - 328 с.

Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. - Уфа, 1996. - 154 с.

Батурина Г. И. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания // Педагогика. 2000. № 3. - С. 120.

Батурина Т. И., Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная пресса, 2003. -144 с.

Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. С-Пб: "Респекс", 1997. - 267 с.

Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников. - М.: Наука, 1998. - 278 с.

Виноградов Г.С. Народная педагогика. - Иркутск: Прогресс, 1998. - 89.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

Волков Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник Российского государственного научного фонда. - М.: Народное образование, 1998 . - С. 168.

Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары: Чувашия, 1993. - 230 с.

Измайлов А.Э. Народная педагогика. - М.: Педагогика, 1991. - 83 с.

Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2001. - 237 с.

Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Школьное воспитание. 2001. № 9. - С. 98-101.

Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М.: Когито-Центр, 1999. - 343 с. Латышина Д.И. Традиции, воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.

Макаренко А.С. О воспитании в семье. - М.: Учпедгиз. - 1955. - 320 с.

Мельникова Н. Школьный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Школьное воспитание. 2006. №10. - С. 82-93.

Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность. - М.: РУДН, 2003. - 406 с.

Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2008. - 225 с.

Найденова Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких. - М.: Просвещение, 2000. - 434 с.

Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. - Пермь: Просвещение, 1996. - 143 с.

Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников // Начальная школа. 2003. №11. - С. 65-72.

Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

Самитдинова Г., Шарипова, З.А, Нагаева Я.Т. Родной Башкортостан // Башкортостан Уфа, 1993. - С. 65-69.

Соловьева Е.В. Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционным ценностям отечественной культуры // Методист. 2006. №1. - С. 32-38.

Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений. - М.: Просвещение, 1998. - 173 с.

Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1999. № 4. - С. 29-37.

Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы // Воспитание школьников. 2001. №1. С. 84-101.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для младших школьников на выявление уровня знаний о традициях народной педагогики.

. Какие традиции вы знаете?

. Назовите блюда русской народной кухни

. Назовите русские народные имена (два женских, два мужских)

. назовите элементы русского народного костюма:

а) женщины

б) мужчины.

. Какие русские народные инструменты вы знаете, а также можете играть?

. Напишите одну русскую пословицу

. Назовите 1-2 русских народных игр;

. Каких героев народной сказки вы знаете?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарные праздники и обряды русского народа

В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением друг к другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде (помочи, толока).

Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ в объединившихся хозяйствах; в выполнении срочных работ по приглашению одного хозяина. Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помочь собиралась для перевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились.

На большом подъеме, с участием всех жителей, а иногда и гостей из соседних деревень, проводились народные праздники и гуляния.

Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.

Обязательным элементом святок было напряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями.

Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы, прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.

После долгого изнурительного поста праздновали Пасху - церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь, ходили, друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

В осенне-зимний период устраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Летним развлечением молодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице деревни, на берегу реки или у леса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Вплоть до последнего времени процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пласт занимали легенды и предания, в том числе на исторические темы. В горно-лесных селениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаружена редкая - балладная-песенная традиция с очень старыми сюжетами. Специфическую направленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это было заметно в песенном репертуаре [Брудная, 1997, с. 146].

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обычаи и обряды народов Башкортостана

(Башкирского народа)

Курбан-байрам

Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста - Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый правоверный мусульманин обязан принести жертву (курбан) всевышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда...

Месяц рамадан

Священный для мусульман месяц поста Рамадан - девятый месяц мусульманского лунного календаря, месяц поста. Во время него правоверным запрещено есть, пить, курить, "принимать внутрь иную субстанцию" и т.п. в светлое время суток. С наступлением темноты все ограничения снимаются. От поста освобождаются маленькие дети, престарелые люди, тяжело больные, беременные женщины.… По окончании поста мусульмане отмечают праздник Ураза-Байрам...[Самитдинова, 1993, С. 65-69].

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Для повышения уровня знаний младших школьников о традициях народной педагогики можно провести внеклассный урок на тему:

«Культура и традиции русского народа»

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа;

познакомить с творчеством Б. Кустодиева;

познакомить с русскими народными праздниками;

Зрительный ряд:

наглядно иллюстрированный материал «Русские народные праздники»;

репродукции картин Б. Кустодиев «Автопортрет».

Праздник в деревне:

«Ярмарка»;

Ф. Малявин «Вихрь»;

А. Пластов «Сенокос»;

А. Венецианов «Жатва».

Музыкальный ряд:

со вьюном я хожу (хор).

Литературный ряд:

И. Токматова «Ярмарка»;

Н. Языков «Край родной».

Ход урока.. Организационный момент урока. . Беседа о культуре, быте русских людей.. Работа с классом.

Беседа на тему: «Красота русской природы».. Практическая работа.

Для изучения уровня знаний о традициях народной педагогики у младших дошкольников, детям было предложено анкетирование. Анкета состояла из 8 -ми вопросов, на которые они отвечали.. Завершение работы.

После проведённого урока интерпретация результатов можно провести следующим образом:

Высокий уровень - учащиеся активно работали на уроке, имеют систематичные знания о народной культуре, могут назвать народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают народные игр и народные праздники, им присваивалось 3 балла.

Средний уровень - характеризуется малоактивным участием на уроке, отсутствием знаний о народной культуре, природе, таким детям присваивалось 2 балла.

Низкий уровень - это когда учащиеся не имеют знаний о народной культуре, отсутствие активности на уроке не знают народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д., им присваивался 1 балл.

Похожие работы на - Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!