Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    238,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание школьников

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

факультет иностранных языков

Кафедра педагогики




Курсовая работа по Педагогике

Тема работы: Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание школьников


Выполнила:

студентка II курса

Блохина Анастасия Владимировна

Научный руководитель:

д.п.н. проф. Позднякова Оксана Константиновна





Самара 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретические основания проблемы влияния сми на нравственное воспитание школьников

1.1 Понятие нравственности и нравственного воспитания на разных временных этапах

1.2 Влияние средств массовой информации на подрастающее поколение

Глава 2. Практическое исследование проблемы влияния СМИ на нравственное воспитание школьников

2.1 Статистический анализ влияния телевидения на нравственное воспитание школьников

2.2 Определение влияния СМИ на уровень агрессивности у школьников

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном социуме, заставляют нас размышлять о будущем России и о её молодёжи. Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Поэтому проблема нравственности воспитания является одной из самых актуальных проблем.

Прежде всего, нашему обществу необходимы широко интеллигентные, высоко моральные люди, владеющие не только знаниями, но и великолепными особенностями каждого индивидуума.

Также в наше время дети живут и развиваются, окруженные большим количеством разнообразных источников мощного воздействия на него как положительного, так и неблагоприятного характера, которые изо дня в день обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Само по себе образование не дает гарантию высокого уровня нравственной воспитанности, потому как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к любому человеку: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»». (К.Д. Ушинский).

Вооружение нравственными знаниями существенно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и предоставляют представления о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей.

Перед школой ставится цель не просто подготовки сознательного гражданина, но и человека, способного самостоятельно расценивать происходящее и возводить собственную деятельность согласно интересам окружающих его людей. Решение данной проблемы связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Изменения, произошедшие в XXI веке, потребовали раскрытия роли СМИ в формировании моральных ценностей.

Проблемой исследования считается создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в ходе учебной деятельности и взаимодействия со средствами массовой информации. Для решения этой проблемы преподавателю потребуется не только знание школьных предметов и методики их преподавания, но и общая грамотность, соответствие социальной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в видах СМИ. Учитель обязан знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь применять возможности СМК в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Объект исследования: нравственное воспитание учащихся.

Предмет исследования: влияние СМИ на нравственное воспитание школьников.

Цель: выявить особенности влияния средств массовой информации на нравственные ценности учеников.

Гипотеза: эффективность нравственного воспитания школьников будет выше при использовании учителем в своей педагогической деятельности дидактических возможностей современных СМИ.

Задачи исследования:

Изучить научную литературу по исследуемой проблеме;

Определить степень влияния средств массовой информации на нравственное воспитание школьников;

Подобрать тест-опросник, для выявления влияния современных СМИ на воспитание учеников.

Выявить процентное соотношение телевизионных передач и изучить их влияние на нравственное воспитание школьников.

Методы исследования:

Анализ литературы по исследуемой теме.

Тестирование.

Беседы со школьниками.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

информация нравственное воспитание телевидение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие нравственности и нравственного воспитания на разных временных этапах

Совместная жизнь людей в коллективе любого масштаба требует от них поведения, которое бы не разрушало общество.

Представим, к примеру, первобытную общину, в которой нет никаких норм и правил и каждый делает то, что хочет. Поскольку человек по своей биологической природе эгоцентричен и в нем на глубинных уровнях подсознания действуют инстинкты выживания и продления рода, то каждый член такой “общины без норм и правил” будет вести себя, в первую очередь, в своих интересах. Он будет забирать себе лучший кусок пищи, отнимать у других шкуры, и если не хватит сил все это делать открыто, то он будет хитрить и воровать. Однако, поскольку так эгоцентрично себя будут вести все члены общины, в таком коллективе будет царить непрерывная война всех против всех. Очевидно, что такой коллектив либо распадется, либо все друг друга уничтожат. Общины с такими нулевыми моральными нормами поведения просто не выживут. Поэтому мораль и нравственность являются естественной системой регуляции жизни внутри любого коллектива людей, без них никакой коллектив не сможет сохраниться. Поскольку сохранению любого коллектива угрожают в первую очередь инстинкты, которые всегда направлены на эгоистичное поведение, то мораль и нравственность не просто регулируют отношения внутри коллектива, но и призваны оказывать сдерживающее воздействие на животные инстинкты. [19]
 Как изменяются социальные, экономические условия, так и веками менялось понятие нравственности. Уделялось огромное внимание со стороны ученых, педагогов и мыслителей. Так, например, еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственном человеке говорилось: «Нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Немецкий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше говорил о нравственном человеке так: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой».

В.И. Даль считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного».[8]

«Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (С.И.Ожегов) [16]

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

Сегодня в нашей стране наблюдается разрыв между старшим поколением и молодёжью, которая появилась на свет либо на закате советской эпохи, либо в постсоветский период. Это обстоятельство затрудняет передачу нравственных идеалов, понятий и чувств от старших к младшим. Важнейшие понятия, такие как добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье зачастую не понятны молодым людям, что делает невозможным формирование у молодого поколения нравственного сознания, которое является стержневым элементом личности человека. Проблема усугубляется отсутствием в России, какой либо официальной идеологии, дающей заказ на воспитание и определяющей общий ход воспитательной работы. В то же время важнейшей фундаментальной задачей образования признано формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания. Для решения этой задачи образование должно воспитывать гражданина и патриота, воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинство, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность.[15] Таким образом, решение проблемы нравственного воспитания возлагается на систему образования. При этом она должна учитывать все современные реалии, а так же позитивные моменты советской педагогической теории и практики.

В связи с этим представляется опыт нравственного воспитания, который осуществляла советская педагогика и школа.

Несомненным плюсом советского нравственного воспитания является наличие четкого нравственного идеала, на который должен был ориентироваться педагог в своей работе.

После революции 1917 года в нашей стране стал формироваться новый нравственный идеал человека. Таким идеалом является человек, до конца преданный идеям коммунизма, любящий свою родину и народ, трудолюбивый, мужественный и принципиальный, обладающий творческой энергией и твёрдой волей, образованный, скромный и благородный. Именно на этот образец и должна ориентироваться молодая советская школа.

Советская школа имела своей целью формирование моральных качеств личности, необходимых активным строителям коммунизма. Особенностью процесса нравственного воспитания в советской школе стало то, что по мере развития теории и практики оно все больше сращивалось с идейно-политическим направлением воспитательной работы. Происходила все большая политизация школьной системы. Изначально большевики связывали нравственность со своей идеологией. В.И.Ленин дал следующее определение нравственности «…нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов».[4] Законченные форму процесс идеологизации советской школы приобрел в 1930-е годы, что было связано с укреплением культа личности и напряженной международной обстановкой. Педагогическая мысль формулировала положения о коммунистической целеустремлённости, идейно-политической направленности в нравственном воспитании.[4] Утверждалось так же, что нравственное воспитание должно быть связано с жизнью и участием школьников в социалистическом строительстве.

Одним из главных нравственных качеств, которые должна была воспитывать советская система образования, являлись коллективизм, трудолюбие, как средство самореализации личности в условиях социалистического общества, ее социализации.

Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Связывали её, прежде всего с переоценкой словесных методов воспитания. Так А.С. Макаренко отмечал, что самое «упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие… Сознание, не построенное на опыте… на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику - это то, что для нашего общества наиболее опасно».[17]

Начиная с 90-х годов, отечественная педагогика и школа отказались от идеологизации нравственного воспитания, от коммунистического идеала. Была попытка положить в основу нравственности, так называемые общечеловеческие ценности. Сегодня доминирующей точкой зрения является та, которая полагает, что основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, утверждающее приоритет права на жизнь, на счастье, на свободу, беспрепятственное развитие своих способностей. Однако распространение этих, безусловно, нравственных ценностей встретило на своем пути ряд проблем.[18]

Нравственные ориентации современных школьников неустойчивы. Многие ученики ориентированы, прежде всего, на личный успех, на стремление любой ценой добраться до наиболее высоких ступеней социальной лестницы. И одной из проблем нравственного воспитания сегодня является проблема соотношения индивидуализма коллективизма. [13]

1.2 Влияние средств массовой информации на подрастающее поколение

Практика нравственного воспитания сегодня осложняется тем, что в школе весьма трудно конкурировать по своему воздействию на умы подрастающего поколения со средствами массовой информации. Средства массовой информации - технические средства создания записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории. Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета средства массовой информации становится важным фактором воспитания подрастающих поколений. Средства массовой информации оказывают неоднозначные влияния на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние средств массовой информации на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой информации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных компьютерных сетей. Центральные газеты, радио "Россия", кабельное телевидение, многочисленные сельские и районные газеты, телекомпании, которые передают свои программы на весь мир - все это позволяет рассматривать средства массовой информации как факторы воспитания.

Школа должна учитывать тот факт, что современные школьники более активны, ориентированы на индивидуализм, на личные потребности, более самостоятельны и в то же время сильно подвержены влиянию массовой культуры.

Современные ученики не помнят советские времена, они родились в обществе, где провозглашена свобода слова и печати. Они погружены в искусственный мир, созданный средствами массовой информации, где они могут проголосовать с помощью SMS, смотреть сотни телевизионных каналов. Наиболее распространенной формой нравственного воспитания остается этическая беседа, которая строится чаще всего как монолог учителя, его рассуждения на нравственные темы, как ответ учащихся на заранее известные им вопросы типа « Что такое хорошо и что такое плохо?» Такие беседы, как правило, не задевают внутренние установки учащихся, не создают ситуации переживания, переосмысливания этической информации. Таким образом, проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории, сформулирована еще в советское время, и актуальна сегодня.

Воздействие средств массовой информации на развитие личности школьника сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.

Как известно, средства массовой информации - это распространение информации, ориентированной на восприятие различными группами людей.

Рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

Релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.

Нормативная. С помощью средств массовой информации пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.

Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, способствуют у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий и создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция средств массовой информации особо значима для подросткового и юношеского возраста.

Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки голубого экрана или магнитофона - явление, давно уже ставшее привычным.

Представляется целесообразным отметить тот факт что, в наше время большое количество ученых и педагогов исследуют проблему влияния средств массовой информации на подрастающее поколение.

Рассмотрим на примере учёных Джишкариани Т.Д. и Кокарева И. С., которые изучают влияние средств массовой информации на школьников, как педагогическую проблему. Прежде всего, они считают, что, не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.
На примере телевидения они обозначали комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

• Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.

• Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.

• Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

• Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия.

Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов.

Доклад Национального института психического здоровья о воздействии телевидения на поведение 1983года, представлял собой обзор научных исследований по проблеме телевизионного насилия. Была обнаружена очевидная связь между просмотром сцен насилия и последующими проявлениями агрессии у детей и подростков. "Конечно, не все дети становятся агрессивными, но взаимосвязь между насилием и агрессией не вызывает никаких сомнений. В абсолюте телевизионное насилие так же непосредственно связано с агрессивным поведением, как и любая другая изменяемая поведенческая характеристика, которую когда-либо изучали" ( NIMH Report on Television and Behavior , 1983, p . 28)

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, ученые также выделили несколько позитивных моментов:

• СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"

• средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;

• СМИ служит для взаимного информирования властей и населения;

• СМИ снимают социальную напряженность.

В нашем веке появилось также и огромное количество различного рода прессы, в которую входят газеты, журналы и так далее. Но интерес в чтении прессы обычно происходит у старших школьников, так как в них печатают информацию о последних трендах в моде, новости шоу-бизнеса, гороскоп, тесты, анекдоты и так далее.

Перейдём к следующему и наиболее развитому виду СМИ, интернету.
Он очень удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум - нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для детей.

Опираясь на исследования этих учёных, нельзя не согласиться, что СМИ будто обволакивает собою и детям уже тяжело вырываться из этого виртуального пространства. Для них компьютерные игры или использование Интернета превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом. Появляется интернет - зависимость, которая несет за собой огромные негативные последствия.

В одной из своих лекций профессор Осипов А.И сказал о СМИ: «Средства массовой информации всё-таки разные, есть достаточно чистые и положительные, но чаще всего мы видим, что СМИ носят развращающий характер. Ни одно впечатление, которое мы воспринимаем, неважно внутренние или внешние, не исчезает из нашего подсознания. Человек представляет собой компьютер с бесконечной памятью. Но информация не просто сохраняется, а создает потенциал духовный, в душе человека, который действует на сознание, на чувства, на все деяния человека. Вот пример, вдруг неожиданно у Вашего ребенка плохое настроение, Вы спрашиваете, в чём дело. Но ребенок не может ответить. В школе есть успехи, не болен, в семье без конфликтов, но на душе у ребенка тоска. А всё дело в том, что СМИ вкладывают в детей гадость, которая давит на них и влияет тем самым на их настроение».

Что касается влияния прессы, газет, журналов, об этом начали говорить еще с момента появления в 1450 году первого печатного станка.

Разрушительная энергия ежедневных газетных публикаций - одно из наиболее страшных зол нашего времени и нашего государства. ( U.S Catholic Magazine, 1849)

История СМИ полна примеров более масштабного воздействия пугающих или не приятных сообщений. В газете New York Herald от 9 ноября 1874 года напечатали пугающую мистификацию, которая вызвала массовую истерию читателей. Репортер Т.Б. Коннери, обеспокоенный слабыми мерами безопасности в зоосаде Сентрал Парк, сочинил историю о том, что его обитатели оказались на свободе. "Число искалеченных, растоптанных и травмированных людей достигает двухсот, около шестидесяти из которых, по предварительным данным, находятся в тяжелом состоянии, а трое из них едва ли доживут до утра", - писал журналист. "Двенадцать хищников все еще остаются на свободе. Место, где они скрываются, точно не установлено..." ( Hoff , 1998, р. 239). В последнем абзаце объяснялось, что это сообщение было "чистейшей выдумкой" и "не более чем мистификацией", но до этого места дошел далеко не каждый читатель. Некоторые вышли на улицы с оружием в руках для отстрела сбежавших хищников.

Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Проблемы влияния СМИ на молодое поколение рассматривали в своих работах Разинов Ю.А., Маньяковская И.Б., Флиер А.Я., Кастельс М., Гридчин М.М., Петров В.П., Осипова А.Г., Панов С., Гинзбург Э., Ээльма Ю., Запёкина Н.М., Аникина М.Е., Северина О., Сандалова К. Современные исследователи отмечают, что в последнее десятилетие, количество времени, которое подростки тратят на компьютер, значительно возросло.

Ниже приведены результаты исследования, позволившие выделить наиболее популярные сферы интернет-деятельности современных подростков:

видеоигры (78% подростков),

электронная почта (73%),

мгновенный обмен сообщениями, аська (68%),

сайты социальных сетей (65%),

источники новостей (63%),

музыка (59%),

видео (57%).

Современными исследователями ведутся многочисленные споры о влиянии СМИ на подростковое развитие и поведение. В настоящее время принято рассматривать три широко известные теории о влиянии СМИ на развитие подростков и их поведение:

) так называемая культивирующая теория утверждает, что убеждения подростков очень сильно формируются средствами массовой информации.

Например, культивирующая теория считает, что если подростки смотрят рекламу пива во время просмотра футбола, они тогда под этим влиянием пьют пиво;

) подростки выбирают средства массовой информации, которые соответствуют их интересам, и, таким образом, подростки, которые пьют пиво, скорее всего, будут смотреть футбол и подвергаться воздействию и влиянию рекламы пива;

) практическая медиа-модель вращается вокруг идеи о том, что предпочтение и воздействие средств массовой информации являются взаимными, и, что подростки выбирают те средства массовой информации, которым они подвергаются, а также интерпретируют их, таким образом, выбирая насколько они воздействуют на них.

ВЫВОД: Таким образом, педагог, обратившись к проблеме влияния масс-медиа на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Статистический анализ влияния телевидения на нравственное воспитание школьников

Для практического исследования влияния телевидения нами был проведен эксперимент с участием пяти ведущих телевизионных каналов: 1 канал, Россия 1, НТВ, СТС, ТВ Центр. Была использована недельная программа в апреле месяце. В качестве основных показателей были выбраны следующие направления:

•        Развлекательные и юмористические

•        Новости

•        Криминал и боевики

•        Научные

•        О семье и здоровье

•        О знаменитостях

•        Детские

•        Культура и искусство

•        Прочие

Целью этой работы было определить процентное соотношение телепередач, и выяснить каким образом они могут повлиять на нравственное воспитание ребёнка.

Для эксперимента была выбрана именно недельная программа в апреле месяце, так как анализ майских программ был бы необъективным из-за наличия праздничных передач и концертов. Было исследовано большое количество различных программ таких как: «Модный приговор», «Вечерний Ургант», «Время», «Спокойной ночи малыши!», «Права голоса», «Прокурорская проверка», «Даёшь молодежь» и многие другие телепередачи разных направлений и жанров, а так же зарубежные и отечественные кинофильмы и сериалы. После изучения программы, я проанализировала количество различных жанров передачи и соотнесла их с процентами. Анализ обобщения результатов сведены в диаграмме. (Приложение 1)

Таким образом, результат показал, что в целом сегодня мы можем наблюдать большое количество передач посвященных криминалу, новостям, убийствам, насилию, так как в боевиках ничего другого мы не сумеем увидеть. Также множество передач созданы для развлечения и поднятия настроения, но те программы, которые для этого предназначены, обычно не подходят для школьников. Ведь если мы обратим внимание то, огромное число шуток, произнесенных в таких программах, то без сомнений можем сказать, что большинство из них носят сексуальный характер. Дети смотрят эти программы и родители начинают удивляться, почему же их дети так быстро взрослеют, стремятся начать рано красить глаза и даже брови, курить и делать все то, что они наблюдают по телевизору. Как мы видим на диаграмме, процент детских передач не высок, всего 8,8 % и большинство их них это зарубежные анимационные фильмы. В зарубежных мультфильмах для детей нет никакой нравственности, если сравнивать их с советскими. Есть только глупые и несерьезные сюжеты таких мультфильмов как, например «Волшебницы Винкс» и другие. Чему могут научиться школьники, смотря эти фильмы? Какой в них заложен смысл?

Нельзя не отметить тот факт, что немаленькое число телепередач для детей показывают в вечернее время. Для примера можно выделить популярную передачу «Голос. Дети». В ней участвуют очень талантливые дети, которые стремятся к победе, но делают это с уважением к другим участникам, так как каждый из них видит способности своих соперников. Там нет войны друг против друга, ребята достаточно воспитанные и вежливые. Но, тем не менее, трансляция происходит в 21:30. Что является поздним временем для школьников, учитывая тот факт, что выступления детей длятся более полтора часа.

Таким образом, можно отметить что, под влиянием телевизионных передач, которые школьники просматривают в течении дня, вызывает повышенную агрессивность: дети становятся раздражёнными, недовольными, вспыльчивыми, неразговорчивыми. Они не знают слов вежливости, не имеют представлений о нравственности и морали. Такие дети обычно становятся жадными, недружелюбными, а также не готовы помогать своим сверстникам ни в чем.

2.2 Определение влияния СМИ на уровень агрессивности у школьников

Для определения уровня агрессивности школьников под влиянием СМИ был выбран метод опроса.

Тест составлен таким образом, что каждый вопрос состоит из трёх вариантов ответов, каждый из которых отличается разной степенью агрессии, один из которых несет наименьшую агрессию, второй - среднюю степень и третий - самую высокую. Всего тест содержит 9 вопросов, касающиеся некоторых видов СМИ таких как: телевидение, радио, печатные издания.

Обработка результатов теста производится суммированием баллов по полученным ответам:

Номер вопроса

2

3

4

5

6

7

8

9

а

3

3

3

3

3

3

3

2

3

б

2

1

1

1

3

2

2

3

1

с

1

2

2

1

1

1

1

1

2


-12 баллов: получение из СМИ наименьшего количества негативной информации, несущей агрессивный характер.

- 20 баллов: получение из СМИ среднего количества отрицательной, агрессивной информации.

-27 баллов: предпочтение передач и фильмов СМИ, несущих наибольший уровень агрессивности. Получение из СМИ негативной информации.

В анкетировании участвовали 10 школьников разных классов, таких как четвертый, шестой и седьмой, в возрасте от 10-13 лет.

Вопросы теста находятся в приложении 2.

Результаты тестирования показали что, у мальчиков в целом по 18 баллов, у девочек по 14. В итоге удалось выяснить, что школьники предпочитают фильмы, музыку и другие направления в СМИ со средним количеством отрицательной, агрессивной информацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень агрессивности зависит от той информации, которую школьники получают из СМИ, то есть от предпочитаемых ими передач, фильмов, стилей музыки. В данном случае степень агрессивности на среднем уровне. Что является причиной неожиданных эмоциональных всплесков у школьников. Но при этом они еще в состоянии контролировать свои эмоции.

ВЫВОД: Степень влияние средств массовой информации очень высока. Дети предпочитают смотреть телевизор, заходить на различные сайты в интернете, вести свои страницы, жить в виртуальном мире. Большинство детей не получают достаточного нравственного воспитания, потому что СМИ не дают им этой возможности. Главной задачей СМИ является развлечение, которое не всегда носит положительный характер. Школьники впитывают всю отрицательную и негативную информацию, что часто отражается на их чувствах, смене настроения и приводит к тому, что дети часто конфликтуют с родителями, учителями и сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование по проблеме влияния СМИ на нравственное воспитание школьников показало что, средства массовой информации занимают огромное место в жизни каждого школьника и общества в целом. Телевидение, радио, пресса, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир детей. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми. Сегодня каждый школьник изо дня в день использует различные виды СМИ, но чаще всего преобладают Интернет и телевидение. Особую тревогу вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. Влияние это в целом носи негативный характер. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации. Учителям требуется обратить на все эти факты особое внимание и уметь бороться с этой негативной информацией, научиться привлекать внимание детей, грамотно используя каждое из направлений СМИ. И в первую очередь дать им основы нравственности и морали пока еще не все подрастающие умы внедрили в себя весь шлак, который даёт им СМИ.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2007. - № 5

Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания// Педагогика.2006. №10.С.3-10.

Гаврилов В.А. Очерки истории нравственного воспитания в советской школе (1917-1930). Кишинев: Штиинца,1983. 130с.

Гинзбург Э., Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11

Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.

Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика 2000. №10.С.32-38.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.

Кузина, С. В. (РАГС). Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.

Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учебное пособие (текст)/ Латышева Д.И.М.: Гардарики, 2002 г.

Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама Москва 2011.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.

Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

О развитии образования в Российской федерации //Народное образование. 2006. №10. С.32-38.

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. М.: Профтехиздат, 1963.336с.

Полуэхтова И. А. "Телевидение как механизм социального контроля".- 1998г.

Сухонос С.И. Вселенская сила нравственности. - М.: Новый Центр, 2005. - 503 с. 15ВЫ 5-89117-153-8

Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995.

Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29.


Процентное соотношение направлений телепередач.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВОПРОСЫ К ТЕСТУ

. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть:

а) боевики б) комедии с) мелодрамы

. Какая телепередача вам нравится больше:

а) "Пусть говорят"       б) "Дом-2" с) "Поле чудес"

. Мультфильм, который вам больше нравится:

а) "Южный парк" б) "Ну погоди!"          с) "Том и Джерри"

. Ваш любимый персонаж:

а) Волшебницы Винкс б) Человек Паук с) Спанч Боб

. Музыка, которую вы предпочитаете слушать:

а) рэп        б) металл   с) попса

. Ваш любимый исполнитель:

а) «Рамштайн»    б) «Quest Pistols» с) «Макsим»

. Какую спортивную программу вы предпочтете посмотреть по телевизору:

а) бокс       б) футбол с) фигурное катание

. Как вы относитесь к рекламе?

а) положительно б) отрицательно с) безразлично

. Какое средство массовой информации вы предпочитаете?) TV        б)радио с)газеты     и       журналы

Похожие работы на - Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!