Беспризорность и преступность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Беспризорность и преступность

Содержание

Введение

1. Причины, способствующие росту безнадзорности и преступности несовершеннолетних

2. Беспризорность и преступность малолетних в современной педагогической, правовой и социальной практике

Заключение

Список литературы

Введение

Российская Федерация - это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека, под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети - это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер. Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге - по ребенку.

Явление беспризорности несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена, преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблема беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей Гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века.

В обществе сегодня не сформировалась однозначная оценка данного явления. Согласно анкетированию, проведенному среди различных групп населения и экспертов в области профилактики детской беспризорности, было установлено следующее: подавляющее большинство указывают на повсеместность распространения беспризорности несовершеннолетних и необходимость принятия чрезвычайных мер при решении данной проблемы.

В современный период признание массовой беспризорности несовершеннолетних как реальности общественной жизни присутствует также у ученых, общественных деятелей. При этом органы, призванные заниматься решением данной конкретной проблемой, официально отрицают широкое распространение данного явления в современной России.

Актуальность темы работы обусловлена также связью беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения. Эта связь проявляется в различных аспектах. Во-первых, беспризорники сами совершают, преимущественно, тяжкие и особые тяжкие преступления в основном имущественной направленности, в том числе в группе с себе подобными и с участием взрослых. Следует иметь в виду, что эти дети вырастут и пополнят взрослую преступную среду. Во-вторых, эти дети, ввиду своего образа жизни и психологии, обладают злостной виктимностью, т.е. легко становятся жертвами преступлений различной направленности. В-третьих, в среде несовершеннолетних беспризорников повсеместно распространены различные антиобщественные явления, такие как: проституция, токсикомания, наркомания, пьянство, бродяжничество, попрошайничество, которые выступают фоновыми явлениями преступности, они же приводят к деградации личности ребенка, ухудшению его психического и физического здоровья, выступают преградой для нормальной социализации.

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Политико-правовое направление, права и свободы несовершеннолетних исследованы в трудах С.А. Авакьяна, М. Горановского, П.М. Дашкевича, М.В. Дулинова, Е.М. Ковешниковой, В.И. Куфаева, и др.

Рассмотрим проблему беспризорности и преступности несовершеннолетних более подробно.

1. Причины, способствующие росту безнадзорности и преступности несовершеннолетних

Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых рост числа асоциальных семей; безработные родители; беженцы и вынужденные переселенцы; нестабильные браки (разводы); низкий уровень благосостояния семьи; негативный опыт отношений с родителями; неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.

проблемы свободы выбора и социального творчества - трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;

проблемы социальной адаптации и дезадаптации - трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;

проблемы социальной интеграции или дезинтеграции - трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.

Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М.С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.

Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою "социально-педагогическую нишу", свою роль в социальном воспитании, которую М.А. Галагузова определяет как "педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь".

Организационно система социально-педагогического сопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий.

Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения: нестабильный брак или родители в разводе; деструктивные взаимные отношения между членами семьи; низкий уровень благосостояния; наличие в семье безработных; наличие в семье членов с асоциальным поведением; частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.

Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.

Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.

Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие: неподготовленность школы к работе с "проблемными" детьми; "скрытый отсев"; формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы; проблемы со здоровьем; физическое и моральное насилие учителей; плохое поведение; неуспеваемость; отсутствие интереса к учебе и др.

Анализ перечисленных причин позволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.

Исследования показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.

Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог - уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.

безнадзорность несовершеннолетний социальный правовой

2. Беспризорность и преступность малолетних в современной педагогической, правовой и социальной практике

На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

В первую очередь необходимо определиться с понятиями. Термин уличные дети не абсолютно синонимичен понятию беспризорные дети.

Безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

По определению, закрепленному в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми, уличные дети (беспризорники) - это дети, подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, живут на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние.

В 20-е годы прошлого столетия газета «Комсомольская правда» писала: «Детская беспризорность - наследие прошлого, усиленная империалистической и гражданской войной, интервенцией, голодом». Публиковались и статистические материалы. В то время в Российской Федерации насчитывалось около 200 тысяч беспризорников, ночевавших в подвалах и на чердаках домов. Кроме того, еще около 250 тысяч ребят находились в детдомах и сиротских приютах. Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. Существенно различаются экспертные оценки масштабов беспризорности. Одни специалисты оценивают число беспризорных (бездомных) детей, а другие общее число беспризорных и безнадзорных детей (контроль за которыми отсутствует из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию).

Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная Министерством образования Российской Федерации от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Особую тревогу вызывают статистические данные о демографической ситуации в стране. С 1992 года соотношение между уровнем рождаемости и уровнем смертности остается отрицательным, что ведет к заметной убыли населения. На начало 2001 года численность населения России составляла 144,8 млн. человек. За год оно уменьшилось на 740,1 тыс. человек. При этом показатель рождаемости сегодня составляет лишь половину того, который необходим для замены поколения родителей. За прошедшие 9 лет Россия потеряла приблизительно 3,5 млн. жителей. При имеющейся тенденции страна потеряет еще до 12 млн. Согласно подсчетам экспертов ООН, население России к 2055 году сократится до 121 млн. человек.

Сохранение существующей динамики естественного воспроизводства населения грозит депопуляцией, старением населения, уменьшением доли граждан молодых возрастов. Это может явиться причиной серьезных политических и социальных последствий. На этом фоне сохранение имеющегося человеческого потенциала, как главного богатства России, приобретает особую значимость для экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития России.

Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Следует констатировать, что в последние годы резко обострилась криминальная ситуация в подростковой среде. Из общего количества расследованных в первом полугодии 2010 года преступлений более 101 тыс. совершены несовершеннолетними. Возросло число совершенных ими особо тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств, разбоев и изнасилований. По информации сотрудников правоохранительных органов, подавляющее большинство брошенных без попечения родителей детей действительно вынуждены идти на преступления, чтобы хоть как-то выживать без поддержки взрослых. Только за последний год рост детской и подростковой преступности составил более 4%, сообщил RBC Daily специалист управления общественного порядка МВД. При этом с каждым годом наблюдается рост преступлений, совершаемых с особой жестокостью.

Следует учесть, что действия подростков отличаются исключительной жестокостью, цинизмом и глумлением над потерпевшими. Все отчетливее просматривается процесс активного вовлечения несовершеннолетних в занятие криминальным бизнесом, проституцией. Основную массу правонарушителей составляют беспризорные, безнадзорные и подростки, относящиеся к категории социальных сирот. При этом в структуре преступности несовершеннолетних преобладают имущественные преступления. Имеются многочисленные факты совершения подростками краж продуктов питания по причине постоянного голодания. На втором месте по распространенности стоит такое тяжкое преступление против собственности, как грабеж. Ежегодно за совершение указанного преступления осуждается более 15 тыс. несовершеннолетних.

Кроме этого, необходимо отметить качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности. Групповой характер стал специфической особенностью преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, превышает 70%.

Особую опасность приобретает тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности взрослых. Криминологические исследования свидетельствуют, что более трети преступлений подростки совершают под непосредственным руководством взрослых. При этом приобщение несовершеннолетних к алкоголю и наркотикам является дополнительным мотивом для совершения преступления. Так, с участием взрослых в 2010 году совершено 45612 преступлений, а в 2009 году - 44041.

Различны и возрастные группы осужденных несовершеннолетних преступников. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к омоложению. Так, если в 2008 году за различные преступления были осуждены 43 тыс. подростков в возрасте 14-15 лет, то в 2010 году их число выросло до 48 тыс. Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

Общество за свое равнодушие и бездействие получает страшную социальную среду, абсолютно изолироваться от которой не может никто. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Заключение

Детская беспризорность и преступность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

. рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

. массовые нарушения прав детей;

. рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

. рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;

. омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разных ведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».

Предназначение подрастающего поколения в современном мире заключается в неоспоримом факте, что оно является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила.

Необходимо не только предупредить беспризорность, безнадзорность и наркоманию, но и провести реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Кроме этого, юристы считают, что предупреждение беспризорности и преступности среди несовершеннолетних подразделениями милиции возможно при оперативном воздействии на негативные факторы и выявлении условий, представляющих опасность для развития детей, способствующих безнадзорности и беспризорности, совершению ими правонарушений или общественно опасных деяний.

Список литературы

1.Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М.: КОНТРАКТ, 2012. 256 с.

2.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 2009. - 204 с.

.Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: СКИУУ, 2008. - 188 с.

.Жиляева С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России // История государства и права. 2012. №5. С. 22-25.

.Калинкина М.Ю. Беспризорность и правонарушения несовершеннолетних: обзор научных исследований // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. №2. С. 3-5.

.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: ФОЛИУМ, 2010. - 116 с.

.Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта - МПСИ, 2011. - 290 с.

.Новик В.И. Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР // История государства и права. 2011. №15. С. 36-39.

.Носова И.Ю. К проблеме нарушения прав ребенка // Семейное и жилищное право. 2009. №6. С. 23-26.

.Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: Инфра-М, 2012. - 366 с.

.Сорокин П.А. Человек, Цивилизация. Общество. Перев. с англ. - М.: КОНТРАКТ, 2008. - 392 с.

.Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Владос, 2012

.Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2009. - 380 с.

Похожие работы на - Беспризорность и преступность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!