Диалог как метод воспитания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диалог как метод воспитания

Введение

В педагогическом процессе учителю приходится решать бесчисленное множество самых разных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные, обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одними из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на равных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их совокупностью. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его преподавания.

Нередко приемы и сами методы сравнивают со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания.

Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Среди основных направлений в развитии образовательного процесса современной школы ведущее место занимает переход к личностно-ориентированной системе. Такая система признает главной ценностью личность учащегося, его качества как основание организации учебного процесса.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

Идеи гуманизации;

Осуществление воспитания в контексте культуры;

Создания открытых воспитательных систем;

Возврата воспитания в семью;

Поддержки и развития индивидуальности;

Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В процессе обучения очень важную роль играет диалогическое общение. Так как он является одной их наиболее часто применяемых в образовательном процессе. Диалог понимается как совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку, воспитательная канва и целесообразное сочетание которых способствуют становлению личности, её нравственного потенциала. Она направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, актуализацию ценностно-значимых устремлений учащихся, эмоциональное наполнение диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе.

Актуальность исследования определяется недостаточной систематизацией и изученностью проблемы применения диалога в процессе образования.

Объектом исследования выступает личностно-ориентированный воспитательный процесс.

Предмет исследования - диалог как метод воспитания.

Цель исследования: выявление и научное обоснование использование диалога как метода воспитания.

Задачи исследования:

изучить литературные источники по исследуемой теме;

проанализировать диалог как метод воспитания;

рассмотреть методы воспитания и их классификацию.

Гипотеза: научное обоснование использования диалога как метода воспитания.

Методы исследования: эмпирические.

Глава 1. Диалог как метод воспитания

.1 История диалога как метода воспитания

Начало диалогу как средству воспитания лежит в античности, в Афинских школах. Это были учебные заведения для мальчиков от 7 до 16-ти лет. Они с помощью учителей-философов изучали поэмы Гомера и басни Эзопа, трагедии Эсхила и комедии Аристофана. Мудрые греки всерьез обсуждали с детьми превратности человеческой судьбы, говорили о долге, гражданственности, ответственности перед родным полисом (городом-государством).

Диалог как жанр <#"justify">Глава 2. Связь диалога с другими методами воспитания

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Методы воспитания можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их - дело теоретических исследований, а для практической работы учителя больше всего подходит следующая групповая классификация:

первая группа: методы, с помощью которых, прежде всего, формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;

вторая группа: методы, с помощью которых, прежде всего, организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные ее мотивы;

третья группа: методы, с помощью которых, прежде всего, стимулируются самооценки, и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в самоанализе, самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.

К первой группе относятся различные виды изложения и предъявления информации в форме внушения, повествования, диалога, диспута, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют методы убеждений.

Ко второй группе относятся различные виды заданий на деятельность в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют методы упражнений.

К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют методы оценки и самооценки.

В первой главе рассматривался диалог, как непосредственно метод воспитания. Теперь охарактеризуем более подробно перечисленные группы методов.

2.1 Метод убеждения

Убеждение в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Если школьник не обладает глубокими взглядами, он не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях. Поэтому методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было, или для упрочнения имеющихся знаний.

Одним из основных противоречий, которое разрешается в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

Так же методам убеждения можно отнести диспут - спор на тему, волнующую воспитанников. Этот метод основан на давно открытой закономерности: знание и понимание, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, в процессе диспута школьники могут защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, которые опровергают ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А.С. Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы в сказанном воспитанники почувствовали его волю, культуру, личность. Руководителю диспута решительно не подходит позиция умолчания и запрета.

Предлагаются следующие рекомендации, по применению метода убеждения в деятельности учителя:

методы убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. Таким образом, могут решаться задачи расширения и углубления у школьников мировоззренческих знаний;

в воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры со школьниками так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения;

информация должна быть: объективно изложенной; связанной с практикой; убедительной, доступной, яркой по форме изложения;

воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста своих воспитанников;

не следует считать метод убеждения единственным. В воспитательной работе необходимо сочетать его с методом упражнений (приучения) и другими.

2.2 Методы упражнений

Методы упражнений способствуют формированию единства сознания и поведения.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.

Методы упражнений в воспитании реализуются, например, через поручения. Поручения создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений - дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждения. Необходимо широко раскрывать цели выполняемых поручений.

В коллективе необходимо постоянно давать школьникам различные поручения или задания.

Наиболее ценно то поручение, которое дается коллективом и за выполнение которого надо отчитываться перед товарищами. Оно определяет позицию моральной ответственности перед товарищами, рождает сильное требование, осуществляет воздействие общественного мнения на личность, повышает значение самоконтроля в деятельности, способствует развитию воли и умения преодолеть трудности, довести дело до конца. Именно это и помогает упражнять сознание, чувства, поведение школьников.

Педагогу следует хорошо знать мотивы участия школьников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям. Учитывая мотивы, надо определять конкретные воспитательные цели и педагогические задачи, подлежащие решению.

От несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют проявления значительных волевых усилий, подчинения личных интересов общественным. Этот процесс развивает ценные мотивы участия в общественной деятельности, формирует положительную направленность личности.

Участвуя в работе и добиваясь выполнения принятых обязательств, школьники должны переживать чувство радости от сознания выполненного долга, от ситуаций личного успеха.

Используя разнообразные формы внеклассной воспитательной работы, необходимо добиваться единства действий со стороны педагогов и родителей.

Так же к группе методов упражнений относится и метод примера как метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. В практической работе используются разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, телепередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.

Чем младше школьник, тем меньше у него жизненного опыта, который необходим для того, чтобы самостоятельно определять линию своего поведения. Поэтому он подражает тому, что видит в общественной и личной жизни старших и вообще в поступках окружающих людей. Явление подражательности психологи называют конформизмом, а соответствующее качество личности - конформностью.

Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные или аморальные цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.

Педагогическое требование также принадлежит к группе методов упражнений. Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование может выступать перед учеником как конкретная, реальная задача, которую ему надлежит обязательно выполнить в процессе той или иной деятельности. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требования (просьба, совет, намек) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения.

сухомлинский диалог школьник воспитание

2.3 Методы оценки и самооценки

Методы оценки и самооценки связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение - выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.

Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С. Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.

Однако оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.

Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительную оценку, своего рода заряд, а также намечает хорошую перспективу для личности.

Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить: за то, что получено от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же достижение; из-за жалости; из-за желания понравиться.

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать.

По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.

Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.

Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Однако следует помнить, что нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. Использовать поощрения и наказания эффективно только в комплексе с убеждением, поручением примером, требованием. Метод поощрения должен быть ведущим, а наказание - вспомогательным.

Поощрение и наказание должны быть индивидуальными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию.

Наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

В научной педагогике есть разные классификационные схемы методов воспитания. Помимо диалога можно выделить следующие методы:

метод убеждения;

метод упражнений;

метод оценки и самооценки.

Диалог как метод воспитания тесно связан с другими методами. Все приведенные в этой главе методы основываются на диалогическом общении. Учитель строит диалог, воздействует, совершенствует способы действия, поощряет или наказывает при помощи диалога с учащимся. Но все же имеются и различия. Так, методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было, или для упрочнения имеющихся знаний. Методы упражнений в воспитании реализуются через поручения. Поручения создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. Методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность.

Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Однако следует помнить, что нельзя переоценивать значение всех вышеперечисленных методов в процессе воспитательной работы. Использование данных методов эффективно только в комплексе.

Заключение

Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога со школьниками, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровня воспитанности конкретных коллективов.

Когда говорится о взаимопонимании и эмоциональном контакте между учителем и учеником, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого. Диалог как метод воспитания.

Главное в установлении такого диалога - это совместное достижение общих целей, совместное видение и понимание происходящего.

Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется взрослый в общении с ним.

Учителю необходимо осознавать, что каждая негативная оценка личности ребенка наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность, что его любят.

В структуре диалога существенное значение имеет включение диагностических методик, которые, поворачивают ребенка "на себя", создают условия для осмысления своего личностного "Я", также позволяют увидеть себя со стороны и сравнить свое мнение с мнением других. Они стимулируют и активизируют мысль, выводят на анализ, на вывод, на самооценку.

Истоки диалога как метода восходят еще к Афинским школам, диалог стал основным литературным жанром в античности. В советское время А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский продолжили традиции диалога.

Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.

Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - Мн, 1990.

2.Бахтин М.М. «Жить значит участвовать в диалоге».

.Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.

.Грищенко Л.И. " Теория и методика воспитания", изд-во "Академия", 2005.

.Интернет - источники: Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, Православный образовательный портал «Слово».

.Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990.

.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.

.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.

.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н." Педагогика", 2008.

.Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т., К.: Рад. Школа. 1979 - 1980. Т.1.

.Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

Похожие работы на - Диалог как метод воспитания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!