Характеристика деятельности ЗАО 'Идея Банк'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика деятельности ЗАО 'Идея Банк'

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра налогов и налогообложения








ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики студентом

в ЗАО «Идея Банк»

с «08» декабря 2014 г. по «06» января 2015 г.










Минск 2015

ВВЕДЕНИЕ

Роль банковской системы в экономике страны огромна - она является источником роста валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня и качества жизни.

Эффективность работы банковской системы складывается из деятельности конкретных банков, которые на своем микроуровне оказывают влияние на экономику.

Целью написания отчета по практике является отражение и обобщение знаний, умений, полученных при прохождении практики в банке.

Задачи практики являются:

-   усвоение и экономическое осмысление основ организации работы банка;

    изучение порядка осуществления банковских операций, их документального оформления;

    приобретение опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой;

    подбор материалов для выполнения дипломной работы;

    овладение навыками систематизации, анализа цифровых данных, формулирования выводов и предложений.

Информационной, методологической базой исследования выступили нормативные акты, регулирующие деятельность банков, отчетность банка, внутренние документы, регламентирующие функционирование ЗАО "Идея Банк".

Данная работа представляет собой реальное отражение организационного, финансового положения рассматриваемого банка, проводимые им операции и конкретные предложения по проведению ряда мероприятий, полезных для повышения эффективности его операций.

1. Правовые основы создания, деятельности банка

ЗАО «Идея Банк» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, зарегистрированной в порядке, установленном банковским законодательством Республики Беларусь. Решение об изменении наименования Банка с закрытого акционерного общества «ЮнионБанк» на закрытое акционерное общество «Сомбелбанк» принято Общим собранием акционеров 28.05.2004 года. Изменения и дополнения, внесенные в Устав Банка, связанные с изменением наименования, зарегистрированы Национальным банком Республики Беларусь 01.06.2004 года. Решение об изменении наименования банка с закрытого акционерного общества «Сомбелбанк» на закрытое акционерное общество «Идея Банк» принято Общим собранием акционеров 12.12.2012 года.

Банк входит в единую банковскую систему Республики Беларусь, является кредитно-финансовой организацией, имеющей исключительное право привлекать денежные средства физических лиц и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты) и размещать указанные выше привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета физических и (или) юридических лиц, а также осуществлять иные банковские операции и виды деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Банк создан в форме закрытого акционерного общества и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, другим законодательством Республики Беларусь, настоящим Уставом.

Банк является юридическим лицом, имеет обособленное имущество (самостоятельный баланс), может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, иметь печати, штампы со своим наименованием, эмблему и другую необходимую атрибутику юридического лица.

Банк вправе создавать филиалы, осуществляющие все или часть банковских операций, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) Национального банка Республики Беларусь на осуществление банковской деятельности.

Банк вправе осуществлять банковские операции и (или) иную деятельность вне места нахождения Банка, его филиала путем создания структурных подразделений, в том числе передвижных, расположенных вне места нахождения Банка, его филиала и не имеющих самостоятельного баланса (центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и других структурных подразделений), либо путем создания удаленных рабочих мест.

Банк обязан уведомить Национальный банк о создании, изменении места нахождения и закрытии таких структурных подразделений и удаленных рабочих мест в порядке и сроки, установленные Национальным банком.

Банк для осуществления целей и задач, определенных настоящим Уставом, по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Банк в тридцатидневный срок после принятия Общим собранием акционеров Банка решения вносит в настоящий Устав соответствующие изменения и дополнения и предоставляет их в установленном порядке для государственной регистрации.

Основными целями и задачами банка являются:

● осуществление всех видов банковских операций и иной деятельности, направленной на извлечение прибыли, с учетом ограничений, установленных статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь;

● развитие товарно-денежных и рыночных отношений путем предоставления клиентам Банка всего комплекса банковских услуг;

● привлечение дополнительных ресурсов для инвестиций в различные сферы экономики Республики Беларусь;

● содействие интеграционным процессам в сфере международных финансовых отношений.

Банк осуществляет банковские операции в соответствии с лицензией:

♦ привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);

♦ размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

♦ открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;

♦ осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

♦ валютно-обменные операции;

♦ выдача банковских гарантий;

♦ доверительное управление фондом банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления;

♦ доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

♦ выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек;

♦ выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег;

♦ финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

♦ выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;

♦ предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.;

♦ перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Помимо банковских операций, указанных выше, Банк в соответствии с законодательством вправе осуществлять:

поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

лизинговую деятельность;

консультационные и информационные услуги;

выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами:

зачет взаимных денежных и других финансовых требований и обязательств и определение чистых позиций (клиринговая деятельность);

операции в Республике Беларусь и за ее пределами с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь, по цене не ниже номинальной;

иную предусмотренную законодательством Республики Беларусь деятельность, осуществляемую для собственных нужд и (или) необходимую для обеспечения осуществления банковских операций, за исключением осуществления страховой деятельности в качестве страховщиков.

На основании специального разрешения (лицензии), с согласия Национального банка Республики Беларусь, Банк вправе осуществлять профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам.

Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.

Органами Банка являются органы управления Банка и его контрольные органы. Органами управления Банка являются:

Общее собрание акционеров Банка;

Совет директоров Банка;

Правление Банка - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый Председателем Правления Банка.

Высшим органом управления Банка является Общее собрание акционеров Банка. Общее собрание акционеров Банка состоит из Акционеров и (или) назначенных ими представителей, иных лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров Банка в соответствии с законодательством.

Голосование в Общем собрании акционеров Банка производится по принципу: одна простая (обыкновенная) акция дает право на один голос.

Право голоса лиц, участвующих в голосовании на Общем собрании акционеров Банка, не может быть ограничено.

К исключительной компетенции Общего собрания акционеров Банка вносится:

• изменение устава Банка;

• изменение размера уставного фонда Банка;

• утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибыли и убытках Банка;

• распределение прибыли и убытков Банка при наличии и с учетом включения Ревизионной комиссии и аудиторской организации (аудитора индивидуального предпринимателя) и выплата дивидендов;

• решение о реорганизации Банка и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса;

• решение о ликвидации Банка, создание ликвидационной комиссии, назначении ее председателя или ликвидатора и утверждение промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, за исключением случаев, когда решение о ликвидации этого Банка принято регистрирующим органом или судом в соответствии с законодательством;

• определение размера вознаграждений и компенсации расходов членам Совета директоров, Ревизионной комиссии Банка за исполнение ими своих обязанностей:

• утверждение в случаях, предусмотренных законодательством, локальных нормативных правовых актов Банка;

• принятие и утверждение решения о выпуске Банком акций;

• предоставление иным органам управления Банка права принятия решений отдельным вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Общего собрания акционеров Банка;

• определение порядка ведения Общего собрания акционеров Банка в части не урегулированной законодательством, уставом и локальными нормативными правовыми актами Банка;

• принятие решения о приобретении Банком акций собственного выпуска;

• принятие решения о консолидации либо дроблении акций и внесении соответствующих изменений в настоящий Устав относительно номинальной стоимости и количества акций Банка.

Основными функциональными подразделениями банка, являются следующие службы:

•  руководство;

•  юридический отдел - правовое обеспечение работы филиала и содействие другим службам в обеспечении соблюдения законности в деятельности филиала; защита имущественных прав и законных интересов филиала.

•  отдел по работе с персоналом - оформление документов при приеме, переводе, перемещении и увольнении работников, предоставлении им отпусков; подготовка приказов по личному составу, на командировки.

•  финансово-экономический отдел - планирование деятельности филиала по важнейшим показателям, разработка бизнес-плана филиала; планирование и доведение установленных прогнозных экономических показателей до структурных подразделений филиала; проведение анализа итогов работы филиала и подготовка предложений по обеспечению устойчивого его функционирования.

•  отдел бухгалтерского учета - ведение бухгалтерского учета банковских, внутрибанковских и хозяйственных операций; составление бухгалтерской отчетности и т.д.

•  отдел по работе с физическими лицами - привлечение средств физических лиц; прием платежей и взносов от физических лиц в пользу сторонних организаций; оказание услуг физическим лицам по переводам средств внутри системы банка; заключение договоров с физическими лицами об открытии карт-счетов, по выдаче пластиковых карточек.

•  отдел по работе с юридическими лицами - заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров на расчетно-кассовое обслуживание; организация работы по продаже юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям полного спектра банковских продуктов и услуг.

•  отдел кредитования населения - оформление, выдача и сопровождение кредитов; осуществление контроля за целевым использованием предоставленных кредитов; контроль за погашением кредитов и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации просроченной и сомнительной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам.

•  отдел кассовой работы и инкассации - организация, контроль и осуществление в филиале и структурных подразделениях работы с наличными белорусскими рублями, иностранной валютой и другими ценностями, операций банковского хранения ценностей, формированию сумок с денежной наличностью для подведомственных подразделений и клиентов.

•  отдел внутреннего аудита - проведение документальных ревизий отделений и операционного отдела филиала; контроль за устранением недостатков, выявленных в ходе документальных ревизий отделений и операционного отдела филиала.

•  отдел автоматизации - обеспечение функционирования вычислительной техники и оргтехники, банкоматов, терминалов, инфокиосков, техники связи; внедрение и сопровождение программного обеспечения.

•  валютный отдел - выполнение функций агента валютного контроля; управление валютной позицией; курсообразование на валютных рынках.

•  отдел безопасности - вопросы экономической безопасности.

•  отдел обеспечения деятельности банка - вопросы хозяйственного и транспортного обслуживания, канцелярии, материально-технического обеспечения.

•  операционный отдел - расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

•  отделения;

•  обменные пункты валют - осуществление валютно-обменных операций с участием физических лиц.

Трудовые отношения работников Банка регулируются законодательством с учетом положений настоящего Устава, условиями трудовых договоров и (или) контрактов, а также Правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.

Банк гарантирует права своих работников на нормальные условия труда, социальную защиту, минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством.

Работник Банка обязан соблюдать условия трудового договора и (или) контракта, выполнять приказы и распоряжения руководителя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, повышать свой профессиональный уровень, обеспечивать надлежащее качество и высокую культуру обслуживания юридических и физических лиц - клиентов банка, строго соблюдать финансовую дисциплину. Банк независим в осуществлении своей деятельности и строит свои отношения с иными лицами на договорной основе. ЗАО «Идея Банк» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление банковской деятельности Национального банка Республики Беларусь № 25 от 3 июня 2013года (Приложение В).

Настоящая лицензия выдана в соответствии с законодательством Республики Беларусь Закрытому акционерному обществу «Идея Банк» (ЗАО «Идея Банк») на осуществление следующих банковских операций:

1.   привлечение денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты);

.     размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты) от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

.     открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

.     осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

.     валютно-обменные операции;

.     выдача банковских гарантий;

.     доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

.     выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек;

.     выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;

10. финансирования под уступку денежного требования (факторинг).

2. Документация и документооборот в банке

кредитование кассовый депозитный банк

Все операции банков (расчетные, кассовые, кредитные и др.) совершаются в банке и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-кассовых документов, оформленных в установленном законодательством порядке.

Расчетно-кассовые документы поступают в банк от клиентов, от других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский контроль.

Все расчетно-кассовые документы по характеру отражаемых операций подразделяются на:

кассовые;

мемориальные;

внебалансовые.

Кассовые документы используются при оформлении операций, регламентированных нормативными правовыми актами Национального банка по ведению кассовых операций в банках Республики Беларусь.

Мемориальными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов.

К мемориальным документам (бумажным или электронным) относятся расчетные документы, мемориальные ордера.

Мемориальные документы применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. Мемориальными ордерами также оформляются внутрибанковские операции.

Внебалансовыми документами оформляются все операции по внебалансовым счетам. К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера.

При оформлении расчетно-кассовых документов должны соблюдаться следующие требования:

при составлении расчетно-кассовых документов используются формы документов, изготовленные типографским способом либо составленные с использованием технических средств;

расчетные документы (бумажные или электронные) должны оформляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по осуществлению безналичных расчетов;

документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках;

для осуществления валютных операций представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка;

денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов, представляемые в банк клиентами, должны иметь подписи уполномоченных лиц и оттиск его печати, соответствующие карточке с образцами подписей и оттиска печати;

исправления в расчетно-кассовых документах не допускаются;

расчетно-кассовые документы составляются в количестве экземпляров, достаточном для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам.

Банк отказывает клиенту в приеме расчетно-кассовых документов, если данные документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь либо когда удостоверение прав распоряжения счетом вызывает у банка сомнение.

Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь:

● контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись;

● дату проводки;

● подпись ответственного исполнителя, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, - подпись контролера.

Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников.

фамилии, имени, отчества должностного лица;

наименования должности;

характера предоставленного права подписи.

На основании вышеуказанного приказа (распоряжения) оформляются образцы подписей. Образцы подписей заверяются подписями руководителя банка и главного бухгалтера банка и печатью банка.

Право единоличной подписи на расчетно-кассовых документах предоставляется ответственным исполнителям.

Право контрольной подписи на расчетно-кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют все ответственные исполнители, на которых возложено оформление операций в банке, а также по должности руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители.

Образцами подписей работников банка с указанием характера подписи (единоличная или контрольная) снабжаются все работники, проверяющие и отражающие документы в бухгалтерском учете.

Контролеры должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами.

Контролерам запрещается пользоваться теми же экземплярами образцов подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников банка, которыми пользуются ответственные исполнители.

Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, обеспечивает своевременное внесение изменений в образцы подписей работников банка. Один комплект образцов подписей работников банка обязательно находится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетно-кассовых документах.

Предоставление права контрольной подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками банка.

Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по этому документу бухгалтерской операции в банке.

Ответственные исполнители, которые подписали какой-либо расчетно-кассовый документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность ответственные исполнители, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий.

Подписями ответственных исполнителей оформляются экземпляры документов, которые предназначены для хранения в банке в качестве оправдательных по совершенным операциям, а также экземпляры, подлежащие приложению к выпискам по счетам клиентов и отправляемые по межбанковским расчетам в другие банки.

Подвергаются дополнительному контролю расчетно-кассовые документы:

по операциям с ценными бумагами;

по размещению денежных средств банка во вклады (депозиты) и долгосрочные финансовые вложения;

по операциям с текущими (расчетными), вкладными (депозитными), ссудными и другими счетами физических лиц;

по возврату средств, привлеченных банком во вклады (депозиты);

по списанию суммы неустойки (штрафа, пени), не взысканной одновременно с основным платежом;

по перечислению средств с субсчетов;

по операциям с основными средствами, нематериальными активами, материалами;

по операциям финансовой аренды (лизинга);

по суммам до выяснения;

по транзитным счетам;

по выданным гарантиям, поручительствам;

по операциям с дебиторами банка;

по операциям с бланками строгой отчетности;

по доходам;

по расходам, в том числе будущих периодов;

по другим счетам и операциям на основании отдельных решений банка.

Подвергаются дополнительному контролю операции по выдаче расчетных чеков, чеков из чековых книжек, банковских пластиковых карточек.

Результат произведенной проверки удостоверяется подписью контролера на расчетно-кассовых документах.

Порядок осуществления дополнительного контроля по кассовым операциям определяется нормативными правовыми актами Национального банка по ведению кассовых операций в банках.

Контрольную подпись главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, должны иметь расчетно-кассовые документы:

● по операциям с фондами банка;

● по операциям с иностранной валютой;

● по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями;

● по операциям использования прибыли;

● по операциям списания долгов в убыток;

● по операциям закрытия текущих (расчетных) счетов;

● по операциям исправления допущенных ошибок в бухгалтерском учете.

При совершении безналичных банковских операций должны соблюдаться основные правила документооборота и контроля.

Ответственный исполнитель, ведущий дебетуемый счет, принимает документы к проводу после проверки правильности оформления документов, в том числе по платежным поручениям и денежным чекам - соответствия подписи и оттиска печати заявленным образцам подписи и оттиска печати, и возможности списания суммы со счета. В удостоверение этой проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию (копии), предварительно убедившись в их тождестве.

Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, контролируются централизованно контролером. Контроль кассовых расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:

оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;

поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих ответственных исполнителей и контролера банка;

внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

Документооборот и контроль по кассовым расходным операциям осуществляются в следующем порядке.

Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ:

убеждается в законности операции и возможности ее совершения по состоянию счета;

проверяет оформление документа в соответствии с правилами совершения данной операции;

сличает подписи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также номер денежного чека с номером, записанным в карточке образцов подписей и оттиска печати по счету чекодателя;

подписывает документ;

выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу;

направляет документ ответственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций.

Контролер проверяет:

♦ правильность заполнения денежного чека или расходного кассового ордера;

♦ соответствие подписей и печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати;

♦ наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату денежного чека ответственного исполнителя и соответствие данной подписи образцам подписей работников банка, подписи получателя денег;

♦ подписывает документ;

♦ регистрирует документ в кассовом журнале по расходу;

♦ передает документ в кассу.

Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты устанавливается главным бухгалтером банка.

В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.

Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу.

При приеме денег заполняется приходный кассовый документ и передается контролеру, который, проверив правильность заполнения документа, подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу и передает документ в кассу в порядке, установленном главным бухгалтером банка.

В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.

В банке информация, предназначенная для обработки, должна проходить проверку на правильность оформления расчетно-кассовых документов и наличие необходимых подписей.

Банк должен организовывать и осуществлять внутренний контроль, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются на основании расчетно-кассовых документов, имеющих подпись контролера. Оформление расчетно-кассового документа и его проверка удостоверяются подписями ответственного исполнителя и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц.

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской работы возлагаются на главного бухгалтера (лицо, его заменяющее).

Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования не по назначению.

Рабочие места сотрудников банка должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к автоматизированным рабочим местам сотрудников банка.

Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.

При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.

В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.

Периодичность последующих проверок устанавливается главным бухгалтером банка.

Результаты последующих проверок должны оформляться справками. Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны рассмотреть составленную справку и принять необходимые меры для устранения отмеченных недостатков.

Главный бухгалтер обязан осуществлять контроль за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.

Качественное управления банком в условиях постоянного совершенствования законодательства, усложнения целевых ориентиров деятельности банка, возникновение ранее неучтенных рисков, наличие развитой подведомственной сети требует системного подхода к организации внутри банковского контроля.

Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый руководством банка и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка.

Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью банковских учреждений. Эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль способности банка выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность.

Внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов:

управленческий контроль и культура контроля;

выявление и оценка риска;

осуществление контроля и разделение полномочий;

информация и взаимодействие;

мониторинг и исправление недостатков.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы посредством создания и реализации определенных контрольных процедур, правил, политик и норм поведения.

Предварительный контроль используется в трех ключевых областях - кадровой, финансовой и материальной.

Предварительный контроль в области кадров достигается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, и отбора из числа кандидатов наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов.

В области финансовых ресурсов основным средством предварительного контроля является бюджет. Контроль в данной области включает предварительный анализ необходимости и эффективности проводимых операций путем определения оптимальных средств и методов для их выполнения с целью избежания либо минимизации возможных потерь.

Предварительный контроль в области материальных ресурсов состоит в обеспечении банка необходимой техникой, оборудованием, современными компьютерными системами и т.д.

Текущий контроль за совершаемыми операциями и сделками, соблюдением процедур санкционирования операций и установленного документооборота осуществляется в течение операционного дня банка, в процессе исполнения работниками возложенных на них обязанностей.

Текущий контроль проводится для предупреждения фактов отклонений от требований действующего законодательства и нормативных актов, своевременного и достоверного отражения операций в бухгалтерском учете, обеспечения целевого использования средств и сохранности имущества банка.

Порядок осуществления текущего контроля устанавливается банком самостоятельно в соответствии со спецификой решаемых задач, при безусловном соблюдении законодательства Республики Беларусь и нормативных актов Национального банка, и отражается в локальных нормативных правовых актах, операционных процедурах и графиках документооборота.

Составной частью текущего контроля является дополнительный контроль. Перечень операций, подлежащих обязательному дополнительному контролю, регламентирован нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (Правила №288, Правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь от 27.12.2001г. №345). Данный перечень операций может быть расширен и дополнен контрольными функциями, закрепленными в локальных нормативных правовых актах банка, должностных инструкциях работников и (или) в приказах (распоряжениях) руководства банка (учреждения банка).

Последующий контроль осуществляется после завершения сделок и операций. В процессе последующего контроля проверяется обоснованность и правильность совершения операций, соблюдение установленного порядка документооборота, соответствие выполняемых работниками обязанностей их должностным инструкциям, анализируется распределение обязанностей между работниками, выявляются нарушения и недостатки, выясняются причины их образования и определяются меры по их устранению, корректируются планируемые и прогнозируемые показатели.

Проведенный контроль должен быть соответствующим образом документирован. Подтверждением предварительного и текущего контроля является подпись лица, проводящего контроль, на проверенном им документе. В подтверждение проведения последующего контроля составляется надлежащий документ (справка, акт, форма, отчет и т.п.) с обязательной удостоверяющей подписью контролирующего работника и отметкой о рассмотрении результатов контроля руководителем банка (учреждения банка) или лицом, им уполномоченным.

Программное и техническое оснащение рабочего места сотрудника банка обеспечено компьютером, на котором установлен необходимый программный пакет для выполнения соответствующих функций. Так, в стандартный программный пакет входит пакет программ MicrosoftOffice далее, в зависимости от специализации работника могут быть установлены: АРМ «Операционный день», «Клиент-банк», «Последующий контроль», «Кредитный портфель», «Коммунальный бухгалтер», и т.п. Каждый ответственный исполнитель имеет доступ к справочной правовой системе «Консультант плюс» и базе локальных правовых актов ЗАО «Идея Банк».

Поскольку банк состоит из множества отделов, занимающихся ведением и учетом различных по сути операций, это накладывает определенные требования и ограничения на автоматизацию документопотока в рамках каждого отдела.

Обслуживание клиента в банке осуществляется в отведенный отрезок времени, называемый операционным временем. В этот период банк осуществляет основные операции по обслуживанию клиента. Операционное обслуживание происходит в рамках рабочего дня, который часто в системах автоматизации называется операционным днем.

В автоматизированных банковских системах учет операций ведется в нескольких областях: балансовые операции, внебалансовые операции, срочные операции, операции доверительно управления и т.д. Эти области могут быть разделены внутри себя по типу генерируемых в них документов. К примеру - на внебалансе отражается задолженность клиента - картотеки неоплаченных документов, которые затем списываются в баланс, то есть данная часть области внебаланса связана с балансовой областью.

Поскольку банк ведет учет операций на счетах клиентов, которые могут быть открыты в различной валюте, то предусматривается автоматизация переоценки остатков счетов в отличной от рублей валюте, связанной со сменой курса валюты, а также возможность представления остатка счета в любой из известных валют. Например, все остатки на всех счетах представить в долларах США, евро или рублях.

Все банки обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за организацию хранения документов бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель банка.

Приказом (распоряжением) руководителя банка должны быть определены места для хранения документов, назначены лица, ответственные за обеспечение их сохранности, которые под роспись знакомятся с действующим в банке порядком хранения документов.

На случай чрезвычайных обстоятельств должны быть разработаны и утверждены руководителем банка инструкции, определяющие порядок и очередность выноса документов в безопасные места.

Лица, на которых возложено хранение документов, обязаны обеспечить их полную сохранность.

Мемориальные документы в бумажном виде хранятся подшитыми за каждый рабочий день в отдельных папках. Формирование их производится ответственным исполнителем, на которого возложены эти функции.

Кассовые журналы по приходу и расходу кассы в документы дня не подшиваются, а хранятся отдельно.

Хранение электронных мемориальных документов осуществляется за каждый банковский день в отдельных файлах при выполнении требований законодательства Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов.

Структура и содержание файлов должны соответствовать требованиям по формированию мемориальных документов в бумажном виде.

При этом в папку с мемориальными документами в бумажном виде за текущий день помещаются справки, подписанные ответственным исполнителем и главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, о суммах документов в разрезе балансовых счетов по дебету и кредиту, хранящихся в файлах с электронными мемориальными документами, а также наименования данных файлов.

Все документы бухгалтерского учета до их сдачи в архив банка должны храниться в текущем архиве бухгалтерии, который находится в ведении специально выделенного работника. Архив должен быть оборудован стеллажами и обеспечивать сохранность документов. Доступ посторонних лиц к документам, хранящимся в архивах, должен быть ограничен.

Из-за недостатка мест в текущем архиве банка документы могут храниться в бухгалтерии в несгораемых сейфах или железных шкафах под ответственностью работника, на которого возложены функции обеспечения сохранности документов.

3. Открытие и ведение в банке текущих счетов, счетов по учету кредитной задолженности и других счетов клиентов

На сегодняшний день в банковской практике используется целый комплекс счетов.

Прежде всего, текущие (расчётные) счета.

Открытие счета в банке - одно из обязательных условий регистрации и дальнейшего функционирования юридического лица. Исключение составляет лишь определенная категория индивидуальных предпринимателей, которые могут не открывать текущий счет, а для расчетов использовать, например, депозитные счета «до востребования».

Текущие счета открываются предприятиям и предпринимателям для зачисления поступающих в их адрес средств и осуществления расчётных операций. Самый простой пример: одно предприятие отгружает другому продукцию, а последнее перечисляет со своего текущего счета на текущий счет контрагента денежные средства в оплату отгруженной продукции.

Текущий счёт может быть открыт и физическому лицу. В таком случае он предназначается для осуществления операций по зачислению и переводу средств, которые вытекают из гражданских правовых отношений. Источниками пополнения текущего счета физического лица могут быть имеющиеся у него наличные средства, зарплата, пенсия, алименты, стипендия, авторские гонорары, арендная плата за сдаваемые жилые помещения, средства, полученные от реализации имущества и т.д. С текущего счета (т.е. в безналичной форме) физические лица могут рассчитываться с предприятиями торговли и сервиса (магазинами) за приобретаемые товары, оплачивать коммунальные услуги, осуществлять платежи в бюджет и т.д.

Все условия открытия и функционирования расчетного счета фиксируются в заключаемом между банком и клиентом договоре на расчетное обслуживание. Наиболее значимые условия такого договора:

· порядок и размер начисляемых банком процентов на остаток средств на счете;

· взимаемая с клиента плата - комиссионные - за проведение банком расчётных операций и выдачу со счёта наличных средств.

Предприятиям и предпринимателям помимо расчетного счета в белорусских рублях могут открываться текущие счета в иностранной валюте. Они, прежде всего, необходимы тем предприятиям, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами и ведут расчеты в иностранной валюте. В случае экспортных сделок (вывоза белорусской продукции за рубеж) у предприятия образуется выручка в иностранной валюте, для учета которой как раз и используются такие счета. С этих же счетов производятся и платежи в иностранной валюте - например, когда юридическое лицо импортирует (ввозит) иностранную продукцию на территорию Республики Беларусь и рассчитывается с зарубежным партнером.

Важной особенностью валютной выручки является то, что ее часть, согласно действующему законодательству, подлежит обязательной продаже. Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - резидентами Республики Беларусь. Случаи и размер обязательной продажи, а также случаи полного или частичного освобождения от нее устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

В тандеме с инвалютными счетами в банковской практике используются транзитные счета, основной функцией которых является контроль. Именно они позволяют банку контролировать поступление выручки в иностранной валюте и обязательную продажу её части. Последовательность перемещения средств по счетам при этом такова:

) зачисление валютной выручки на транзитный счет;

) обязательная продажа установленной законодательством части валютной выручки;

) перечисление белорусских рублей, полученных от осуществления обязательной продажи, на текущий счет в белорусских рублях;

) перевод оставшихся инвалютных средств на текущий счет в иностранной валюте.

В режиме использования этих счетов имеется ряд особенностей: для их открытия не требуется заявления или ходатайства клиента; по остаткам средств на этих счетах не осуществляется начисление банком процентов; за операции, связанные с продажей иностранной валюты, с клиента не взимаются комиссионные платежи.

Разновидностью текущего счета является субсчёт, который открывается нехозрасчетным (не имеющим самостоятельного баланса) подразделениям, находящимся в населенных пунктах отдельно от головного предприятия, например, магазинам одной фирменной сети. Субсчета преимущественно используются для зачисления выручки и осуществления безналичных расчётов и могут быть открыты только в национальной денежной единице.

Еще одной разновидностью банковского счета являются временные счета.

Именно с них и начинается «жизнь» юридического лица: например, временные счета открываются строящемуся предприятию на срок до полного пуска предприятия в эксплуатацию. Также они используются для формирования уставного фонда создаваемых акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, для зачисления на них средств инвесторов. После формирования уставного капитала и государственной регистрации временный счёт закрывается и на смену ему открывается текущий (расчетный) счёт.

Благотворительные счета - это целевые счета, открываемые в банке для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований. Целями такого сбора средств может быть проведение благотворительных акций, строительство объектов общественного назначения, ремонт или реконструкция зданий, представляющих историческую ценность, проведение экологических мероприятий и т.д. Следует отметить, что благотворительные счета могут открываться как юридическим, так и физическим лицам, и быть как рублевыми, так и валютными.

Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек юридическому лицу могут открываться карт-счета. Использование корпоративных карт облегчает выдачу сотрудникам средств на командировочные и хозяйственные расходы; избавляет от необходимости задействовать наличные денежные средства. К корпоративному карт-счету, как правило, может выпускаться неограниченное число карточек, при этом баланс по счету может подводиться как в общем, так и в разрезе каждой карты. Все это, а также регулярные выписки по счету помогают юридическому лицу эффективнее контролировать и анализировать расходование сотрудниками корпоративных средств.

Разновидностями банковских счетов являются также ссудные (счета по учету кредитной задолженности) и депозитные (вкладные) счета. Однако в отличие от тех счетов, которые были рассмотрены выше, они имеют иное предназначение.

И те, и другие счета широко используются в банковской практике, а операции по ним являются для банков основным источником «зарабатывания». Это обусловлено тем, что у юридических лиц в процессе их деятельности постоянно возникают либо излишки денежных средств, либо их временная нехватка.

Депозитные счета позволяют клиентам сберегать временно незадействованные в хозяйственном обороте деньги и получать за это плату в виде процента.

Счета по учету кредитной задолженности используются в том случае, если предприятию для закупки сырья, расширению производственных площадей или на какие-либо другие цели требуются дополнительные денежные средства, за которыми он обращается в банк.

Так как текущий (расчетный) счет является основным «рабочим» счетом юридического лица, рассмотрим процедуру его открытия более подробно.

Основанием открытия банковского счета, как уже было сказано выше, является договор банковского счета. До заключения договора владелец счета должен предоставить банку предусмотренный законодательством пакет документов.

Для открытия текущего (расчетного) счета понадобятся:

·    заявление на открытие счета;

·              карточка с образцами подписей должностных лиц, которые имеют право подписи и оттиска печати;

·              копия устава - для юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

·              анкета клиента.

Для открытия других счетов банк потребует:

·    заявление;

·              карточку с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати;

·              копию документов о государственной регистрации;

·              копии устава и/или учредительного договора;

·              документ, подтверждающий регистрацию в РУСП «Белгосстрах»;

·              справку о внесении в Государственный реестр плательщиков сведений о назначении /замене руководителя и/или бухгалтера юридического лица.

·              анкету клиента.

Следует сказать, что возможностью открытия второго и последующих текущих счетов в других банках белорусские юридические лица пользуются достаточно активно. Среди них, например, лизинговые компании, а также те, кто желает получить кредит <#"787787.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Состав и источники банковских ресурсов

Фонды банка составляют основу собственных средств. Каждый из них имеет определенное целевое назначение, различается также порядок и источники их формирования.

Уставный фонд (капитал) является отправной точкой в организации деятельности банка. Он формируется в сумме номинальной стоимости акций, распространяемых либо путем открытой подписки на них (если банк организован как акционерное общество открытого типа), либо в порядке распределения всех акций между учредителями в соответствии с размером их доли в уставном фонде (если банк организован как закрытое акционерное общество).

Для формирования уставного фонда банка могут быть привлечены только собственные средства учредителей данного банка. В последующем для увеличения уставного фонда могут использоваться не только собственные средства участников банка, но и самого банка. Для формирования и увеличения уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства.

Уставный фонд является основой собственных средств и представляет для банка стартовый капитал, который вместе с привлеченными ресурсами используется при активных операциях, обеспечивающих банку формирование доходов. Полученная банком прибыль служит источником для создания фондов различного целевого назначения. Кроме фонда дивидендов, прочие фонды, созданные за счет прибыли, оседают в банке и представляют собой его собственные средства. Формирование этих фондов происходит в результате распределения чистой прибыли банка.

В настоящее время Идея Банк - банк со 100% иностранным капиталом.

Уставный фонд Банка составляет 148 115 412 000 (Сто сорок восемь миллиардов сто пятнадцать миллионов четыреста двенадцать тысяч) белорусских рублей.

Уставный фонд Банка разделен на акции. Номинальная стоимость одной акции .оставляет 3 306 000 (три миллиона триста шесть тысяч) белорусских рублей.

Общее количество акций составляет 44 802 (Сорок четыре тысячи восемьсот две простых (обыкновенных) акций).

Для формирования уставного фонда Банка могут быть использованы только собственные средства участников Банка.

Для оплаты акций могут быть внесены денежные вклады и вклады в неденежнойформе.

Денежные вклады в уставный фонд вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом весь уставный фонд должен быть объявлен и учитываться в белорусских рублях. Пересчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату внесения денежного вклада в уставный фонд. Порядок определения даты внесения денежных вкладов в уставный фонд банка устанавливается Национальным банком.

Вклады в неденежной форме вносятся в порядке установленном законодательством. В качестве неденежного вклада может выступать имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности и относящееся к основным средствам за исключением объектов незавершенного строительства.

Обязательным является формирование резервного фонда. Распределение прибыли в этот фонд может осуществляться не только после завершения отчетного года, но и на протяжении года поквартально в виде авансовых отчислений. В этом случае по итогам завершения отчетного года и определения фактического финансового результата банка производится окончательное распределение прибыли. Если авансовые отчисления превысили размер фактически полученной банком чистой прибыли, производятся исправительные проводки (сторнирование) по уменьшению ранее проведенных отчислений. Отчисления прибыли в прочие фонды банка производятся только после окончания отчетного года и определения финансового результата за этот год. Размеры этого фонда находятся в непосредственной зависимости от размеров уставного фонда банка и, согласно законодательству, размер резервного фонда должен составлять не менее 15% уставного фонда.

Кроме обязательного формирования резервного фонда банк создает и другие фонды, источниками формирования которых служит банковская прибыль. Банком формируется фонд развития, средства которого используются на цели, связанные с развитием филиальной сети, расширением и совершенствованием материальной базы и другие цели капитального характера.

Особая составная часть собственных средств банка - страховые резервы, к которым относятся резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, а также резервы на возможные потери по активным операциям банка. Формирование этих резервов носит обязательный характер.

В особую группу следует фонды банка, образование которых связано с различными факторами. Их можно объединить под общим названием фонды переоценки. В связи с инфляцией происходит отставание балансовой стоимости основных средств банка от рыночной. При периодическом проведении переоценки их стоимости у банка образуется фонд переоценки основных средств. При изменении курса иностранных валют по отношению к национальной валюте у банков возникают так называемые нереализованные курсовые разницы.

Отдельную группу в фондах банка представляют средства, аккумулирующиеся в результате начисления износа основных средств.

В состав собственных средств банка входит ряд других элементов:

созданные за счет прибыли банка резервы на риски и платежи;

эмиссионные разницы, образующиеся в результате реализации первично размещаемых акций по цене, превышающей их номинальную стоимость;

нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

Необходимо иметь в виду, что в ходе своей деятельности банк может частично или полностью использовать средства, накопленные ими в фондах целевого назначения. В этом случае произойдет уменьшение общего размера собственных средств банка.

Следует различать понятия собственные средства и собственный капитал банка. Собственные средства - это обобщенное понятие, включающее все пассивы банка. Собственный капитал является расчетной величиной. Для определения его суммы могут использоваться различные методики, выбор которых зависит от целей исчисления капитала. Так, например, принципиальные различия имеют методики расчета собственного капитала банка, применяемые при составлении краткого баланса, входящего в состав годового отчета банка, и расчета капитала для исчисления экономических нормативов его достаточности, который в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь называется нормативным капиталом.

Согласно методике расчета собственного капитала банка, изложенной в Правилах составления и предоставления годового отчета банками Республики Беларусь, его размер определяется путем суммирования остатков средств в уставном, резервном и других фондах банка, созданных за счет отчислений из прибыли, и фондах переоценки статей баланса, эмиссионных разниц, накопленной прибыли. При этом сумма средств уставного фонда уменьшается на сумму выкупленных банком у акционеров собственных акций.

Таким образом, капитал включает уставный капитал, резервный капитал, резервы на покрытие различных рисков, учредительскую прибыль (эмиссионный доход), нераспределенную прибыль текущего года и прошлых лет, средства различных фондов переоценки статей баланса. Кроме этого, в состав собственного капитала может входить привлеченный субординированный долгосрочный или краткосрочный кредит (займ). Согласно законодательству Республики Беларусь подобные кредиты могут предоставляться как в белорусских рублях, так и в иностранной свободно конвертируемой валюте.

Кроме приведенных выше требований, нужно отметить, что в случае ликвидации банка-кредитополучателя требования кредитора по предоставленному кредиту не могут удовлетворяться ранее полного выполнения требований иных кредиторов. Существует и еще одно ограничение, заключающееся в том, что субординированный кредит не должен предоставляться путем зачисления средств на счет банка-кредитополучателя, открытый у кредитора.

Рассмотрим состав и структуру собственного капитала ЗАО «Идея Банк» по состоянию на 01.10.2012 г.-01.10.2014г. на основании Приложения Г. Данные для анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Состав и структура собственного капитала ЗАО «Идея Банк» по состоянию на 01.10.2012 г.-01.10.2014 г. (млн. руб.)

Показатели

На 01.10.2012 г.

На 01.10.2013 г.

На 01.10.2014 г.


сумма по балансу

удельный вес, %

сумма по балансу

удельный вес, %

сумма по балансу

удельный вес, %

Уставный фонд

55 322,6

37,53

55 323

14,84

148 115

32,32

Эмиссионный доход

-

-

-

-

-

Резервный фонд

21 392,3

14,51

28 392

7,61

38 792

8,47

Фонд переоценки статей баланса

11 817,4

8,02

16 183

4,34

19 580

4,27

Накопленная прибыль

58 880,0

39,94

272 972

73,21

251 778

54,94

Итого:

147 412,3

100

372 870

100

458 265

100


Наибольший удельный вес в структуре собственного капитала ЗАО «Идея Банк» занимает накопленная прибыль: по состоянию на 01.10.2012 г. доля накопленной прибыли составляла 39,94 %, на 01.10.2013 г. - 73,21 %, на 01.10.2014 г. -54,94 %. Таким образом, следует отметить рост накопленной прибыли на 01.10.2013 г. на 33,27 % по сравнению с 01.10.2012 г. и ее дальнейшее снижение на 01.10.2014 г. на 18,27 %по сравнению с 01.10.2013 г. в структуре собственного капитала ЗАО «Идея Банк». Противоположную тенденцию имеют уставный фонд (на 01.10.2013 г. наблюдается снижение удельного веса на 22,69 % по сравнению с 01.10.2012 г. и его дальнейший рост на 01.10.2014 г. на 17,48 % по сравнению с 01.10.2013 г.) и резервный фонд (на 01.10.2013 г. наблюдается снижение удельного веса на 6,9 % по сравнению с 01.10.2012 г. и его дальнейший рост на 01.10.2014 г. на 0,86 % по сравнению с 01.10.2013 г.). Удельный вес фонда переоценки статей балансаимеет тенденцию снижения.

Собственный капитал банка выполняет ряд важнейших функций в его деятельности. Выделяют три основные функции: защитную, оперативную и регулирующую. Поскольку основными принципами ведения банковского дела является безопасность и ликвидность, защитная функция среди функций собственного капитала банка считается основной. Она заключается в защите интересов вкладчиков, так как собственный капитал может служить источником выплаты средств по обязательствам банка при его ликвидации. Кроме того, капитал банка играет роль своеобразного защитного барьера и позволяет банку продолжать функционирование при возникновении непредвиденных расходов и потерь. Для этого могут использоваться средства специальных фондов и резервов, для покрытия убытков возможно использование части акционерного капитала.

Оперативная функция заключается в том, что банк за счет резервов, фондов и прибыли, составляющих его капитал, может производить затраты на формирования основных фондов, приобретать нематериальные активы, осуществлять инвестиции в уставные фонды других субъектов и др. Особое значение как источник средств для формирования активов собственный капитал имеет на начальной стадии функционирования банка. За счет его осуществляются все первоочередные расходы и активные операции. Но в последующем роль собственного капитала не менее важна, поскольку он позволяет банку производить высокодоходные, но рискованные операции, вложения в долгосрочные активы, т.е. осуществлять те затраты, в которые опасно «втягивать» средства клиентов.

Регулирующая функция собственного капитала банка заключается в том, что центральные банки, устанавливая обязательные для всех коммерческих банков нормативы безопасного функционирования, напрямую связанные с размером собственного капитала, имеют реальную возможность регулировать деятельность банков.

Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, являющихся следствием различных рисков банка.

Под достаточностью капитала банка понимается общая оценка надежности банка, степень его подверженности риску. Экономический смысл норматива достаточности капитала заключается в определении возможности банка покрыть собственным капиталом вложения в неликвидные и высокорисковые активы.

Проведем анализ достаточности собственного капитала ЗАО «Идея Банк» на основании данных из Приложения Г.

Достаточность капитала - отношение капитала банка к общему размеру его активов. Нормативное значение данного показателя - не менее 8 %.

На 01.10.2012 г.:

412,3 / 1 260 552,9 = 0,1169 = 11,69 %

На 01.10.2013 г.:

870 / 2 643 400 = 0,141 = 14,1 %

На 01.10.2014 г.:

265 / 2 920 223 = 0,1569 = 15,69 %

Наблюдается постепенный рост достаточности нормативного капитала. Таким образом, это свидетельствует о стабильности и надежности ресурсной базы ЗАО «Идея Банк».

Рассмотрев требования, предъявляемые к собственному капиталу банков можно констатировать следующее:

. В соответствии с действующим законодательством порядок формирования и использования собственного капитала для банков устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.

. Собственный капитал банка инвестируется первоначально в банковскую деятельность в сумме уставного фонда, состоящего из денежных вкладов его учредителей; минимальный размер уставного фонда для банков установлен в настоящее время в сумме, эквивалентной 5,0 млн. евро.

. С целью определения экономических нормативов рассчитывается двухуровневый капитал, состоящий из основного и дополнительного капитала (нормативный капитал банка).

5. Депозитные операции

Депозитные операции составляют основную группу пассивных операций коммерческих банков. Они представляют собой операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады на определенные сроки либо до востребования.

Депозитные счета разнообразны. В основе их классификации могут быть такие критерии, как источники вкладов, целевое назначение депозита, степень доходности, вид валюты и прочее, однако основными критериями чаще всего выступают категория вкладчика и форма изъятия вклада.

По форме изъятия вклада депозиты подразделяются на депозиты до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока исполнения) и срочные депозиты (обязательства, имеющие фиксированные сроки). В банковской практике встречаются и так называемые условные депозиты, которые представляют собой средства, подлежащие изъятию при наступлении каких-либо заранее оговоренных событий.

Среди пассивных операций банка основной объем приходится на операции по формированию депозитов до востребования. Они представляют собой средства, которые без предварительного уведомления банка со стороны клиента могут быть востребованы в любой момент. Эти средства оседают в виде остатков на определенных банковских счетах, открытых их владельцами для осуществления расчетов и платежей или же для иного целевого использования средств, и, как правило, получение доходов по таким счетам не является основным мотивом их открытия.

К срочным депозитам относятся денежные средства, хранящиеся на банковских счетах в течение определенного времени, установленного при их открытии соглашением между клиентом и банком. Срочные депозиты подразумевают передачу средств в полное распоряжение банка на конкретный срок и возможность их изъятия владельцем только после окончания определенного договором срока.

Срочные депозиты подразделяются в зависимости от сроков их привлечения. Это стандартные сроки депозитов - 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. Возможно привлечение средств на срок и более одного года. Выбор банками сроков привлечения депозитов может быть обусловлен рядом причин. В значительной степени эти сроки зависят от требований банковского законодательства по формированию обязательных резервов: если существует дифференциация норм обязательных резервов в зависимости от сроков привлечения ресурсов, то банк останавливает свой выбор на таких сроках, которые позволяют ему осуществлять отчисления по минимальным нормам. Кроме этого, большое влияние на выбор сроков привлечения средств оказывают сроки проводимых банками активных операций. И, конечно, сроки привлечения банками ресурсов зависят от сложившихся тенденций и текущих конъюнктурных колебаний (спроса и предложения) на денежном рынке.

Депозитная политика - это система мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств субъектов хозяйствования, населения, госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью последующего их использования на взаимовыгодной основе. Депозитная политика включает разработку научно обоснованной концепции организации отношений банков хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации их денежных средств, а также определение целей и задач в данной области и проведение практических мер по их осуществлению. Проведение научно обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей системы вкладов, но и создание специальной системы экономических стимулов, которые должны побуждать предприятия, организации и население хранить свои текущие денежные доходы и накопления на тех или иных депозитных счетах, а также заинтересовывать банки в развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных и экономичных форм депозитных счетов.

Цели депозитных операций сводятся к соблюдению коммерческих интересов банка и улучшению ликвидности баланса, что предполагает знание основных правил, лежащих в основе депозитных операций:

депозитные операции должны организовываться таким образом, чтобы они содействовали получению банковской прибыли или созданию условий получения прибыли в будущем;

при осуществлении банковских операций необходимо обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений;

в процессе организации депозитных операций следует обеспечивать разнообразие субъектов депозитных операций и сочетание различных форм депозитов;

особое внимание в процессе организации депозитных операций должно уделяться срочным депозитам, которые в наибольшей степени обеспечивают поддержание ликвидность баланса банка;

при организации депозитных операций банк должен стремиться к тому, чтобы резервы свободных (не вовлеченных в активные операции) средств на депозитных счетах были минимальны;

следует принимать меры к развитию банковских услуг и повышению качества и культуры обслуживания, что способствует привлечению депозитов.

Используемые банком процентные ставки по депозитам могут быть твердыми (фиксированными) и не изменяться в течение всего срока депозитного договора или плавающими. При нестабильных экономических условиях, достаточно высоких темпах инфляции, значительной динамике ставки рефинансирования и изменениях конъюнктуры денежного рынка использование плавающих депозитных ставок является наиболее целесообразным.

Рассмотрим состав и структуру привлеченных ресурсов ЗАО «Идея Банк» по состоянию на 01.10.2013 г. и на 01.10.2014 г. Данные для анализа представлены в таблице 2 на основании Приложения Г.

Таблица 2 - Состав и структура привлеченных ресурсов ЗАО «Идея Банк» по состоянию на 01.10.2013 и на 01.10.2014 г. (млн. руб.)

Показатели

На 01.10.2013 г.

На 01.10.2014 г.


сумма по балансу

сумма по балансу

удельный вес, %

Средства Национального банка Республики Беларусь

-

-

-

-

Средства других банков

192 595

8,48

127 377

5,174

Средства клиентов

1 995 869

87,9

2 302 503

93,52

Ценные бумаги, выпущенные банком

31 994

1,41

104

0,004

Производные финансовые обязательства

-

-

13 596

0,552

Прочие обязательства

50 072

2,21

18 378

0,75

Итого:

2 270 530

100

2 461 958

100


Наибольший удельный вес в структуре привлеченных ресурсов ЗАО «Идея Банк» по состоянию на 01.10.2013 г. занимали средства клиентов -87,9 %, что ниже на 5,62 % по сравнению с 01.10.2014 г. Средств Национального банка Республики Беларусь по состоянию на 01.10.2013 г. и на 01.10.2014 г. у банка нет. Ценные бумаги, выпущенные банком по состоянию на 01.10.2013 г., составили 1,41 %, что значительно выше, чем по состоянию на 01.10.2014 г. - 0,004%. В структуре привлеченных ресурсов средства других банков на 01.10.2013 г. составили 8,48 %, что выше показателя по состоянию на 01.10.2014 г. на 3,306 %. Производных финансовых обязательств у банка на 01.10.2013 г. нет, а на 01.10.2014 г. они составили 0,552 % от общей суммы привлеченных ресурсов.

Размер привлеченного капитала за период с 01.10.2013 г. по 01.10.2014г. увеличился на 191 428 млн. руб. Структурное изменение главным образом произошло из-за увеличения размера средств клиента и производных финансовых обязательств.

6. Межбанковские расчетно-кредитные отношения

Межбанковские расчеты представляют собой совокупность расчетов между кредитными учреждениями и между их филиалами. Оба уровня межбанковских расчетов имеют как общие черты, так и определенные различия. Данные виды взаимоотношений кредитных учреждений различаются по форме организации и по экономическому содержанию.

Организационные различия заключаются в том, что при расчетах между кредитными организациями реализуются отношения экономически обособленных субъектов, а межфилиальные расчеты осуществляются в границах одного банка. Наиболее существенным является различие в этих видах расчетов по их экономическому содержанию. Внутреннее содержание расчетов между кредитными учреждениями и межфилиальных расчетов характеризуется границей платежа, способом взаимоотношений участников и техникой осуществления расчетов.

Под границей платежа понимается количество денежных средств, максимально возможных к переводу. При межфилиальных операциях такое количество фактически не ограничено. Платежи между кредитными организациями могут осуществляться лишь в рамках имеющихся у последних денежных средств.

Межбанковские отношения могут возникать только на договорных началах.

Межбанковские расчеты совершаются на базе открытых корреспондентских счетов. Различают межбанковские расчеты внутри страны, которые совершаются в централизованном и децентрализованном порядке, и международные расчеты, которые осуществляются децентрализовано.

Межбанковские расчеты внутри страны, включая расчеты по сделкам купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг, купли-продажи кредитных ресурсов, с использованием пластиковых карточек, производятся в основном централизованно, посредством корреспондентских счетов, открытых каждым банком в Национальном банке Республики Беларусь.

Централизованный порядок межбанковских платежей обеспечивается Автоматизированной системой межбанковских расчетов (АС МБРЦ).

Роль Национального банка страны как организатора платежной системы заключается в ведении и регулировании корреспондентских счетов коммерческих банков и собственного межфилиального счета. Платежи по этим счетам производятся через Белорусский межбанковский расчетный центр (БМРЦ), который выступает техническим оператором АС МБРЦ.

В соответствии с принципами функционирования национальной платежной системы межбанковский платежный оборот делится на два потока. Основной поток охватывает расчеты по платежам, которые совершаются в режиме реального времени на валовой основе. Валовая основа предполагает проведение расчета только в полной сумме, без всякого зачета.

Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка (далее - АС МБР). BISS (BelarusInterbankSettlementSystem) - система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли-продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Межбанковские расчеты в системе BISS осуществляются с учетом следующих принципов:

разделение платежного потока на электронные платежные документы Национального банка, срочные электронные платежные документы и несрочные электронные платежные документы;

обработка электронных платежных документов в режиме реального времени;

проведение межбанковских расчетов по срочным электронным платежным документам, включая электронные платежные документы Национального банка на дебетование корреспондентских счетов банков в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на валовой основе в пределах денежных средств на корреспондентских счетах банков;

проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием взаимозачета с учетом суммы резерва, устанавливаемого банками для осуществления расчетов по несрочным электронным платежным документам.

отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка (Национального банка) индивидуально в полном размере платежа;

наличие технологической возможности комплексного управления состоянием корреспондентских счетов, включая мониторинг состояния расчетов и использование предоставляемых Национальным банком инструментов поддержания ликвидности.

Банк-отправитель на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему BISS. Передача электронных платежных документов вАС МБР производится банками и Национальным банком равномерно в соответствии с графиком системы BISS непосредственно после списания денежных средств со счетов клиентов либо со счетов по учету собственных платежей. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах банками-отправителями указывается статус: «Срочный» или «Несрочный».

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на корреспондентском счете банка-отправителя срочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств. Очередь ожидания средств по срочным электронным платежным документам формируется в зависимости от времени их поступления и с учетом приоритетов. В случае недостаточности суммы резерва и (или) отсутствии встречных электронных платежных документов несрочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств для обработки в следующем сеансе взаимозачета. Обработка несрочных электронных платежных документов из очереди ожидания средств осуществляется независимо от времени их поступления. Банк-отправитель может отозвать электронный платежный документ из очереди ожидания средств по срочным и несрочным электронным платежным документам путем передачи в систему BISS электронного сообщения.

В системе BISS допускается перевод несрочных (срочного) электронных платежных документов в срочные (несрочный) посредством направления банком-отправителем в систему BISS соответствующих электронных сообщений на присвоение им приоритета.

Межбанковский расчет в системе BISS является окончательным и не подлежит аннулированию после изменения состояния корреспондентских (межфилиального) счетов банков (Национального банка).

Банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, проводить расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и осуществлять иные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Национальным банком..

Рынок МБК - это та самая среда, которая позволяет банкам размещать и занимать деньги. Эта среда характеризуется тем, что она свободна для входа и выхода в любой момент, когда это банку необходимо. Оперативность предоставления МБК, упрощённая по сравнению с кредитованием клиентов, процедура оформления сделок, достаточно низкий уровень риска при относительно высоких доходах могут привести к переориентации банков на работу на межбанковском рынке в ущерб вложению кредитных ресурсов в реальный сектор экономики. Поэтому Национальный банк вводит ограничения для коммерческих банков по совокупному объёму межбанковских кредитов (причём как выданных так, так и полученных) в зависимости от размера собственного капитала (не более 100% от собственного капитала).

Участниками рынка МБК в РБ являются коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации и Национальный банк.

Банки могут выступать на рынке МБК в роли кредиторов (активные операции) и в роли кредитополучателей (пассивные операции).

Система МБК точно так же, как и вся банковская система, функционирует на двух уровнях. Первый уровень отражает движение средств между Национальным банком и коммерческими банками; второй уровень - между коммерческими банками. При этом коммерческий банк может привлечь кредит другого банка напрямую или через посредника (другой банк, фондовую биржу, брокерскую контору и др.)

Межбанковское кредитование носит в основном краткосрочный характер, является оперативным по способу предоставления средств, происходит в рамках корреспондентских отношений банков и может представлять собой дорогостоящий по сравнению с другими источниками кредитный потенциал банка.

Свободными кредитными ресурсами, как правило, располагают финансово устойчивые банки.

Похожие работы на - Характеристика деятельности ЗАО 'Идея Банк'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!