Страховой рынок России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Страховой рынок России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТРАХОВАНИЕ: МЕСТО И РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

.1 Потенциал страхового рынка

.2      Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка

.3 Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ

.4 Потребители рынка страховых услуг

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО РЫНКА

.1 Сущность страхового рынка и история развития страхования в России

.2      Современное состояние страхового рынка России

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РФ

.1      Проблемы развития страхового рынка в России

.2      Перспективы развития страхового рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. В нашей стране страхование стало механизмом, обеспечивающим безопасность общества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Российской Федерации уже появляются признаки того, что страхование становится важнейшим сегментом рыночных экономических отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты.

Данная тема достаточно актуальна в современных условиях, т.к. многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику.

Страхование превратилось во всеобщее универсальное средство по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых и уплачиваемых ими страховых взносов (премий, платежей). То есть экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.

Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.

При государственной монополии страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения ( Соцстрах).

Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе.

Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития.

Целью исследования является раскрытие сущности и тенденций формирования и развития страхового рынка.

Задачей исследования является:

рассмотреть сущность и функции страхового рынка;

проанализировать текущее состояние страхового рынка в России;

Предметом исследования выступает страховой рынок России, период исследования 2011-2012 гг.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Страхование: место и роль в экономической системе

.1 Потенциал страхового рынка

Страхование - отношение по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из определенных уплаченных страховых премий ( страховой взнос), а так же за счет иных средств страховщиков. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить.

Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб;

страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе;

характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

Договор страхования представляет собой, прежде всего сделку, заключенную между продавцом страховой услуги (страховщиком) и покупателем, который может быть непосредственно потребителем страховой услуги (в этом случае он является страхователем) или определяющим потребителя страховой услуги (застрахованного). В соответствии с заключенным договором страхования происходит коммерческий обмен ценностями между сторонами: страхователь уплачивает страховые взносы и получает от страховщика гарантию возмещения материальных потерь при возможном наступлении заранее оговоренных негативных событий.

Страховая сделка отвечает обязательным условиям, предъявляемым ко всем сделкам:

наличия, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов: имущественный интерес страхователя; страховая сумма, в которой выражен имущественный интерес; страховой взнос, т.е. цена страховой услуги;

согласованные условия осуществления, представленные в виде Правил страхования, регулирующих взаимоотношения при заключении договора страхования;

согласованное время совершения, определяемое как период страховой ответственности;

согласованное место проведения.

Условия страховой сделки регулируются действующим законодательством, а именно Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”. Существующие и потенциальные потребители страховых услуг формируют специфический экономический механизм - рынок, включающий такие занятия, как разработка страхового товара, исследование с этой целью спроса, налаживание коммуникации, организацию распределения, установление цен на услуги, развертывания службы сервиса.

Таким образом, страховой рынок можно определить как определенное экономическое пространство, где формируется спрос на специфическую услугу, рождается предложение этой услуги и, наконец, создаются условия для реализации услуги. Настоящий страховой рынок делается теми страховщиками, кто продает такие услуги, которые хотят потребители, не те, которые удалось разработать для продажи.

Можно условно разделить страховой рынок на отдельные самостоятельные рынки, жизнеспособность и эффективность функционирования которых возможны только в их тесном взаимодействии: страховой рынок потребителей услуг, страховой рынок продавцов услуги, страховой рынок посредников, рынок страховой инфраструктуры.

Для определения любого рынка, в том числе и страхового, следует определить основные параметры, позволяющие определять степень его развития. Такими параметрами могут быть: границы рынка, емкость, конъюнктура рынка, конкуренция. На основе характеристики рынка разрабатываются методы его изучения [17].

Географические границы определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможностями участия потребителя в получении данной услуги на рассматриваемой территории, т. е. рынком является территория, в отношении которой должна быть доказана экономическая возможность потребителя получить услугу на данной территории, и отсутствие этой возможности за ее пределами. В зависимости от типов потребителей страховой рынок имеет также и демографические границы, определяемые полом, возрастом, уровнем доходов, уровнем образования, социографические границы в зависимости от принадлежности к общественному классу, образу жизни.

Любой рынок, в том числе страховой, характеризуется емкостью, которая представляет собой максимально возможный объем реализации на нем товаров и услуг в течение определенного периода времени. Емкость страхового рынка определяется на основе анализа уровня доходов населения, отношения собранной страховой премии к валовому внутреннему продукту, среднего уровня потребительских расходов. Для этого необходимо провести конъюнктурные и прогнозные исследования реализации страховых услуг за 1 - 1.5 года, исследования проведения потребителей страховых услуг, изучение практики деятельности фирм - конкурентов, исследования вероятной реакции на предложения на рынке нового вида услуги.

Емкость рынка можно рассчитать, используя следующую формулу:

Ер = N * D * Сп * Кп * Кф                                        (1),

где: Ер - емкость рынка страхования имущественных интересов физических лиц;- численность населения в анализируемом регионе; D - доля населения, личные доходы которого превышают потребительскую корзину;

Сп - среднее превышение доходов над потребительской корзиной;

Кп - коэффициент предпочтения страхования жизни перед другими видами страхования;

Кф - коэффициент предпочтения страхования перед другими финансово - кредитными услугами.

Емкость рынка страхования любого риска юридического лица можно рассчитать по формуле:

Ер = Оф * Кв * Кс                                                               (2),

Где: Ер - емкость рынка страхования имущественных интересов юридических лиц;

Оф - стоимость основных фондов региона;

Кв - коэффициент риска, принимаемого на страхование;

Кс - доля страховой премии в страховании стоимости основных фондов, принимаемых на страхование.

Конъюнктура страхового рынка представляет собой соотношение между спросом и предложением услуг, уровнем цен на них, размерами страховых резервов, величиной совокупного страхового портфеля и других экономических показателей, характеризующих изменения и колебания в сфере страховых отношений, происходящих в процессе развития конкретных экономических циклов.

Важнейшим элементом отечественной методологии прогнозирования конъюнктуры рынка, которая вполне может быть применима и к страховому рынку, является определение на основе имеющихся оценок и результатов анализа фазы цикла, в котором находится экономика в данный момент, сроков перехода цикла в последующую фазу, динамика цикла в перспективе. Развитие конъюнктуры определяется воздействием факторов экономических, политических, военных, научно - технических, социальных, природно-климатических факторов. Они делятся на постоянно действующие и временные или случайные.

К постоянно действующим факторам относятся общехозяйственная ситуация в стране, научно - технический прогресс, используемые методы государственного регулирования, состояние денежной системы, то есть процессы, формирующие сферу реализации страховых отношений. К временным можно отнести все процессы и причины, развитие которых по своей природе не имеет циклического характера, - сезонность, политические кризисы, социальные конфликты, стихийные бедствия. Направления и сила действия факторов на рынке проявляются в показателях, среди которых можно выделить показатели объема и динамики рынка страховых услуг, потребления страховых услуг, доли рынка насыщенности рынка.

В каждый период времени конъюнктура представляет собой своеобразный результат взаимодействия различных по длительности влияния, силе и направленности воздействия факторов:

К = Т * Ц * С * Н                                                                          (3),

где:

К - анализируемая конъюнктура;

Т - длительные тенденции;

Ц - циклические факторы;

С - сезонные факторы;

Анализ конъюнктуры рынка страховых услуг происходит в следующей последовательности: разработка страхового продукта, спрос - предложение, цены страховых услуг. По результатам изучения конъюнктуры рынка разрабатывается прогноз на 1 -1.5 года, при этом конъюнктурной работой целесообразно заниматься ежедневно, чтобы при изменении конъюнктуры скорректировать прогноз и тактику. Прогнозирование конъюнктуры рынка ведется при использовании двух основных методов: экономико-аналитического (на базе использования широкого круга статистических данных, оценок развития тенденций рынка страховых услуг, всестороннего анализа всей совокупности факторов формирования конъюнктуры в их взаимодействии) и экономического, используя различные математические методы и модели. Особенностями конъюнктурной работы являются повседневность и невозможность переноса явлений прошлого на сегодняшний день.

1.2 Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка

страховой рынок потребитель услуга

Страховой рынок представляет собой сложную многофакторную динамическую систему. Под системой следует понимать группу регулярно взаимодействующих и взаимозависящих отдельных составных частей, образующих единое целое. Группой составных частей, взаимодействующих в рыночной системе страховых услуг, являются: страховые продукты, система тарифов, инфраструктура страховщиков по взаимодействию с клиентурой и др. Эта система взаимодействует со средой, ее окружающей, посредством внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на среду. Заметим, что выделение системы и среды является чисто условным методологическим приемом, позволяющим более точно определить место и целевую функцию конкретного рынка в более общей рыночной системе.

Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения. Внутренняя система полностью управляется со стороны страховщика. Внешняя система, или внешнее окружение, состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, а также из элементов, не управляемых со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.

К внутренней системе относятся управляемые переменные, составляющие ядро рыночной системы страховой компании. Основные из этих управляемых страховой компанией переменных: страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика [18].

К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные, не входящие в ядро рыночной системы, направленные на достижение цели по овладению рынком: материальные, финансовые и людские ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке. Особое значение имеют финансовое положение страхового общества и доверие к нему со стороны финансовых институтов, ликвидность страхового фонда. Важно также наличие подготовленного квалифицированного персонала страховщика, который способен вести эффективную коммерческую работу. Многое зависит от компетентности руководящего состава страхового общества, понимающего цели и задачи рыночной деятельности страховщика. Совокупность всех этих факторов определяет политику страховой компании на рынке, ее имидж, который оказывает существенное влияние на формирование спроса. Немаловажное значение имеет и работа страховщика по исследованию рынка.

Все перечисленные управляемые компоненты взаимосвязаны, так как решение по одному из них затрагивает действие других. Из бесчисленного множества вариаций каждого из них генеральный менеджер страховой компании должен подобрать оптимальное сочетание, которое дало бы максимальный рыночный эффект. Страховые продукты, с которыми страховщик выходит на рынок, являются одними из основных управляемых факторов.

Это условия конкретные видов личного и имущественного страхования. В зависимости от условий рынка руководство страховой компании должно решать, вводить ли новый вид страхования, изменить ли его условия и т.д. Гибкая система тарифов также является одной из основных составляющих внутренней рыночной системы, управляемых страховщиком. Руководство страховой компании должно выработать целенаправленную тарифную политику и применять ее в соответствии с условиями рынка, т. е. определить, какие цены предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять. Должны быть также отработаны система льготных тарифов, система комиссионных, сверхкомиссионных, поощрительная бонусная система вознаграждений.

Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, на которые страховщик влиять не может.

Рынок - система незамкнутая, поскольку окружающий его мировой страховой рынок практически неограничен. Рыночная система может быть представлена в пространстве в виде восходящей спирали постепенно увеличивающегося радиуса, каждый виток которой представляет собой соответствующий уровень ее воздействия на непосредственного потребителя страховых услуг.

Как выше уже отмечали, к основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: рыночный спрос, конкуренция, ноу-хау страховых услуг, инфраструктура страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги - один из главных элементов внешней среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика.

Мотивировка принятия решений потенциальным страхователем основывается на следующих экономических и психологических предпосылках:

человек всегда стремится максимально удовлетворить свои страховые интересы при минимальных финансовых затратах; прежде чем принять решение о заключении договора страхования, он изучает все альтернативы для удовлетворения данных страховых интересов;

страхователь всегда действует рационально; не найдя идеальной альтернативы, человек идет на компромисс, находя оптимальный баланс между своими желаниями и возможностями их удовлетворения с учетом лимита денежных средств, которыми он располагает для удовлетворения своих страховых интересов.

По нашему мнению, важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок со стороны как других страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность. Часто игнорирование страховой компанией этических требований общества ведет к ограничительным юридическим мерам по отношению к ней.

1.3 Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. На Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.

Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования (не менее 150-250 млн. руб.).

Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:

программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

правила или условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор [8].

Для осуществления возложенных задач Департамент страхового надзора имеет право:

проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.

В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования. Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения. Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации. Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (2001г.) с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с этим законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, уплачивают федеральные, республиканские и местные налоги.

К федеральным налогам относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров;

налог на операции с ценными бумагами;

таможенная пошлина;

налог на прибыль (доход);

подоходный налог с физических лиц;

налоги, перечисленные в дорожные фонды, гербовый сбор.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К республиканским налогам (в том числе краев, областей, округов и т.п.) относятся:

налог на имущество;

сбор на нужды образовательных учреждений;

сбор за регистрацию предприятия (страхового учреждения).

Эти налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев и областей.

К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сборы; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов, например земельный налог, устанавливаются законом Российской Федерации, однако подавляющее большинство этих налогов устанавливается городскими и районными органами государственной власти.

Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компании со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознаграждение страховым агентам и брокерам НДС не облагаются. По прочим операциям страховой компании (например, приобретению основных средств) ставка НДС в настоящее время установлена на уровне 20%.

Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Например на легковые автомобили с объемом двигателя не более 1500 куб. см, ввозимые в РФ для нужд страховой компании, установлена ставка акциза 10%, но не менее 0,425 ЭКЮ/куб.см объема двигателя.

Страховые компании обязаны 50% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем рынке РФ оставшаяся часть зачисляется страховой компанией на текущий валютный счет и может использоваться в соответствии с действующим законодательством.

Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль - 13% в федеральный бюджет и 30% - в местный бюджет.

Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения является совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного налога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 12%. В отдельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые выплаты [3].

В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой компании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг, объявленная эмитентом (т.е. страховой компанией). Не облагаются этим налогом операции с ценными бумагами, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают все страховые компании, в том числе страховые компании с участием иностранного капитала. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации страховых услуг. В основном в настоящее время действует ставка этого налога в размере 0,4 % от страховой выручки.

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают страховые компании, которые приобретают легковой или грузовой автотранспорт для собственных нужд путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал других юридических лиц. В основном применяется ставка налога на легковые автомобили 20% от продажной цены (остаточной стоимости) транспортного средства.

Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Установлена ставка налога 2% от средней годовой стоимости имущества.

Земельный налог уплачивают страховые компании, которые являются собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Все прочие страховые компании относятся к группе арендаторов и вносят арендную плату, размер, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.

Транспортный налог уплачивают страховые компании, имеющие автотранспорт. Объектом обложения транспортным налогом является фонд оплаты труда страховой компании, начисленный по всем основаниям. В настоящее время действует ставка федерального транспортного налога - 1% от фактической величины фонда оплаты труда страховщика.

Налог на рекламу уплачивают страховые компании, которые выступают в качестве рекламодателя (т.е. заказывают рекламу страховых услуг у специализированных организаций соответствующего профиля).

Объектом налогообложения является стоимость рекламы, уплачиваемая рекламодателем-страховщиком без учета НДС. В настоящее время установлена ставка этого налога - 5%.

В связи с принятием Налогового Кодекса РФ действующая система налогообложения страховых компаний подвергнется существенным изменениям.

1.4 Потребители рынка страховых услуг

Сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание, как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так на страхование только первой категории клиентов ориентированно около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний.

Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяйственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно - финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа, как пенсионеры. Государственные компании больше других ориентированы на выполнение услуг для всей категории клиентов.

Подавляющее большинство обследованных государственных компаний (88%) заключило договора и обслуживает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов, как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответственно).

Практически не одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более, чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время не одна государственная компания не работает с менее, чем 100 государственными предприятиями.

Среди обследованных компаний отсутствует какая - либо заметная специализация по направлениям страховой деятельности. Большинство компаний предлагает потребителям классические виды страхования. Так, две трети компаний осуществляют страхование имущества предприятий и организаций, имущества граждан (62%), накопительное страхование (59%). Примерно половина компаний оказывают услуги по рисковому страхованию жизни и по страхованию транспортных средств; 45% - по страхованию грузов. Около 30% компаний в медицинском страховании.

Среди страховых организаций еще не получило должного развития такое направление страховой деятельности, как перестрахование. Около четверти компаний занимается страхованием ответственности владельцев транспортных средств. Реже встречаются такие услуги, как страхование гражданской ответственности (12%) и технических рисков (7%) [10].

Пока еще в Российской Федерации незначительна доля компаний, занимающихся добровольным страхованием дополнительной пенсии.

Наиболее дифференцированных подход в оказании услуг - у государственных компаний. Большая доля их осуществляет страхование жизни (рисковое и накопительное), имущества (граждан и организаций), транспортных средств, обязательное страхование и перестраховочные операции.

К государственному сектору по своей активности наиболее близки АО открытого типа (в среднем 38% организаций на один вид услуг). Они проявляют активность в тех же направлениях (исключение составляет страхование жизни).

Государственные компании, сохраняя лидерство по количеству оказываемых услуг, традиционно предпочитают иметь дело с частными лицами. В то время как у компаний других видов собственности большая доля услуг ориентирована на имущественное страхование юридических лиц, обеспечивающее значительные премии при относительно невысоких расходах. Негосударственные компании более оперативно реагируют на конъюнктурные изменения страхового рынка.

Отличающиеся по размеру уставного капитала компании акцентируют свое внимание на различных видах услуг. Так, малые (до 10 миллионов рублей) фирмы значительно реже, чем другие, задействованы в рисковом страховании жизни, а также страховании владельцев транспортных средств, но существенно чаще - в обязательном страховании.

Средние организации (от 11 до 50 миллионов рублей), как и малые, менее активны в страховании владельцев транспортных средств и отстают от других по накопительному страхованию жизни, страхованию грузов, по перестраховочным операциям.

Крупные компании (от 51 до 150 миллионов рублей), уступая остальным в страховании имущества предприятий, масштабнее ведут операции по добровольному медицинскому страхованию и по страхованию грузов и владельцев транспортных средств.

Крупнейшие фирмы (свыше 150 миллионов рублей) наиболее активно проводят страхование имущества предприятий и организаций, технических рисков, гражданской ответственности, но отстают в добровольном медицинском страховании.

Наблюдается сокращения общего числа страховых компаний. В 2007 г. в Государственном реестре было официально зарегистрировано 857 страховых компаний, по итогам 2011 г. их количество сократилось до 579 штук. В динамике их число будет и дальше уменьшаться в связи с возрастанием минимальной величины уставного капитала и естественными процессами концентрации капитала. За 5 лет количество страховых компаний уменьшилось на 278 штук, но объем собираемых страховых премий увеличивается (таблица 1).

Таблица 1

Крупнейшие страховые компании России в 2010-2011 году1

Компания

Объем страховых премий в 2011 году (млн.руб.)

Объем страховых премий в 2012 году ( млн.руб.)

Изменение ( %)

Росгосстрах

74305,42

84304,68

13,46

Согаз

47974,38

54921,39

14,55

Ингосстрах

41166,99

52769,33

28,18

Ресо-гарантия

35811,05

44946,63

25,51

Вск

25147,46

29676,82

18,01

АльфаСтрахование

20463,27

28233,28

37,97

Согласие

15798,1

25709,44

62,74

Росно

20600,52

21294,88

3,37

Страховая группа мск

10019,82

19424,71

93,86

Ренессанс страхование

12186,17

14309,25

17,42

Источник : #"787715.files/image001.gif">

Далее рассмотрим динамику страховых выплат за 2010-2011 года. (таблица 3)

Таблица 3

Структура страховых премий по видам страхования в 2011-2012 гг3

Показатели

2011

2012

Темп роста %

Добровольное страхование-всего,в том числе:

345,9

414,8

120

Личное страхование

98,4

117,1

119,1

Имущественное страхование

207,1

118,6

Страхование ответственности

20,68

20,67

100

Обязательное страхование

431,1

519,0

120,4

Источник : www.expert.ru <http://www.expert.ru> 3

Из таблицы видно, что за период 2011-2012 заметно возросли платежи по страхованию имущества и составили в 2011 году 245,6 млн.руб, что на 38,5 млн.руб. больше по отношению к 2011 году.

Долговременная тенденция - сокращение количества игроков и концентрация рынка. В начале 2012 года на рынке страхования наметились три тенденции, которые будут определяющими для страховщиков в обозримом будущем. Все они связаны с ужесточением государственного контроля над деятельностью страховщиков и, по сути, направлены на защиту клиентов.

Во-первых, страховщики обязаны увеличить уставной капитал. Во-вторых, контроль над ними передан Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая получает возможность штрафовать страховые организации и их должностных лиц, а в случае необходимости предупреждения банкротства вводить внешнее управление. И в-третьих, существует инициатива по созданию гарантийных фондов, которые обеспечат выплаты клиентам разорившихся компаний (аналогично банковской системе страхования вкладов [24].

В 2011 году страховой рынок покинули такие известные компании, как «РОСТРА», «Росстрах», «Инногарант», «Русские страховые традиции» и «Контакт-Страхование». Все они имели объемный портфель услуг в сфере автострахования. Это достаточно крупные страховщики, с достаточным для выполнения требований законодательства уставным капиталом. Причиной их падения, скорее всего, стала ошибочная тарифная политика. Но, кроме них с 2012 года рынок вынужденно покидает еще множество страховых организаций.

Сейчас минимальный размер капитала для компании, занимающейся медицинским страхованием, вырос до 60 млн. рублей, универсальные страховщики должны иметь минимум 120 млн. рублей; компании, занимающиеся страхованием жизни 240 млн. рублей, а перестраховочные компании должны поднять свой уставной капитал до 480 млн. рублей. В случае недостаточности капитала у компаний есть несколько путей: найти инвестора, объединиться с другими страховыми компаниями, либо просто дождаться отзыва лицензии ФСФР. До 2012 года государство могло влиять на страховой рынок только тремя способами: выдавать предписания на устранение нарушений, приостанавливать действие лицензии и отзывать лицензию [16].

Ожидаемое в 2013 году снижение темпов роста розничного кредитования не приведет к такому же падению темпов прироста страховых взносов. В 2013 году замедление российского страхового рынка будет незначительным (с 20% в 2012 году до 15-18% в 2013 году). Ключевыми драйверами станут развитие банковского страхования жизни и повышение доли кредитных продуктов, включающих страхование. Рост за счет банкострахования приведет к дальнейшему увеличению доли РВД и снижению прибыльности страхового бизнеса с 10 до 6-8%.

До триллиона не дотянем: по базовому прогнозу «Эксперт РА», в 2013 году совокупный объем взносов на российском страховом рынке достигнет 920-945 млрд. рублей (прирост на 15-18%). Этот прогноз предполагает рост экономики в соответствии с базовым сценарием МЭР. В случае реализации негативного сценария (если цена на нефть снизится до 80-90 долл.), темпы прироста взносов в 2013 году составят 5-10%. При этом совокупный объем взносов на российском страховом рынке не превысит 840-880 млрд. рублей. По итогам 2012 года объем взносов составит 800 млрд. рублей (прирост - 20%)[20].

Рост вопреки: ожидаемое замедление темпов кредитования и продаж новых автомобилей не ударит сильно по страховым компаниям. В 2013 году росту страховых взносов будет способствовать увеличение доли кредитных продуктов, включающих страхование, а также развитие рынка страхования подержанных автомобилей. Еще один драйвер - развитие накопительного страхования жизни как результат выхода на рынок такого серьезного игрока как «Сбербанк Страхование».

Небольшой прирост рынка обеспечат новые обязательные виды страхования (ОС ОПО в части опасных объектов в государственной и муниципальной собственности и ОС ОП). Однако эффект от их введения окажется меньше, чем это ожидалось 1-2 года назад. Рост взносов в страховании имущества и грузов частично может произойти за счет возврата «схем». Таким образом, наибольший прирост взносов ожидается в следующих сегментах страхового рынка:

страхование жизни, около 30 млрд. рублей;

Страхование автокаско, около 23 млрд. рублей;

Страхование от несчастных случаев и болезней ,около 20 млрд. рублей;

ДМС, около 8 млрд. рублей;

Страхование имущества юридических лиц ,около 7 млрд. рублей;

Страхование предпринимательских и финансовых рисков, около 7 млрд. рублей;

Прибыль банкам: в 2013 году произойдет рост доли РВД, комбинированного коэффициента убыточности-нетто и, в результате, снижение рентабельности собственных средств до 6-8% (с 10% в 2012 году). Ускоренный рост банкострахования с учетом крайне высоких ставок комиссий банкам будет способствовать дальнейшему росту расходов на ведение дела. Другие факторы - рост штрафов ФСФР, дополнительные расходы на организацию работы с АИС ОСАГО, а также на подготовку отчетности по МСФО. По данным «Эксперт РА», за 9 месяцев 2012 года средняя доля РВД достигла 45% (44% за 9 месяцев 2011 года). Прогноз на 2013 год - 46-47% [20].

Сейчас полномочия государства, как регулятора страхового рынка, начинают расширяться. Во-первых, контроль над страховым сектором передан ФСФР, который имеет большой опыт наведения порядка среди других финансовых институтов . В частности, ведомство получило право накладывать на страховщиков и их должностных лиц штрафы за различные нарушения.

Как уже отмечалось, регулятор также обладает теперь правом вводить временную администрацию в страховых организациях, чья финансовая устойчивость находится в критичном состоянии. Обсуждается вопрос о необходимости создания гарантийного фонда для добровольного страхования по аналогии с фондом компенсационных выплат в ОСАГО и ОСОПО, а также фондом системы страхования банковских вкладов. Эта мера направлена на исполнение обязательств перед клиентами в случае ухода компании с рынка.

Ещё одна задача, которая сейчас стоит перед ФСФР, это контроль над финансовой устойчивостью компаний. Государство должно достоверно проверять активы, которые страховщики предъявляют как гарантию своей платежеспособности. В крайнем случае ФСФР будет иметь право ввести внешнее управление, а также применить крайние меры - приостановить и отозвать лицензию. Наличие гарантийного фонда всё же будет способствовать стабильности рынка [17].

Однако необходимо более четко прописать механизм его работы, поскольку стабильные и прозрачные компании не обязаны оплачивать недобросовестность других страховщиков. Кроме того, новые инструменты контроля и управления ФСФР позволят оперативнее реагировать на сложные ситуации, вводить внешнее управление и помешать выводу активов. Все же главная задача, которая стоит и перед надежными компаниями, и перед государством - сделать рынок страхования прозрачным и понятным для клиентов, которые бы могли пользоваться услугами, не беспокоясь, что в случае форс-мажора останутся без выплат.

3.2 Перспективы развития страхового рынка в России

На сегодняшний день развитие страхового рынка в России отмечено положительной динамикой и растущими показателями. Это обусловлено, в первую очередь, законодательными новшествами, регламентирующими работу данного сегмента. С учетом повышения уровня доходов населения активнее будет развиваться личное страхование, в первую очередь страхование жизни и пенсий. В связи с ростом требований к осуществлению хозяйственной деятельности, обеспечению ее финансовыми гарантиями и повышением размера ответственности хозяйствующих субъектов за исполнение обязательств возрастут объемы страховых премий по страхованию ответственности перед третьими лицами.

Экономическая стабильность позволит привлечь иностранных инвесторов для участия в капитале российских страховщиков, создаст условия для открытия ими обособленных подразделений в субъектах РФ. Размер участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций будет постоянно увеличиваться. Сохраниться тенденция направленная на концентрацию капитала, укрупнение субъектов страхового дела, создание финансовых групп с участием страховщиков. Совокупный уставный капитал к 2012 году составит- 450-500 млрд. руб., к 2020 году данный показатель превысит 1000 млрд. руб. Сумма страховых премий приходящихся на душу населения будет увеличиваться, и в 2012 году затраты населения на страхование составят- 9 000-10 000 руб., в 2020 году-13 000-15 000 руб. В 2012 году объем совокупных страховых премий составит 1 200-1 500 млрд. рублей, выплат- 750- 800 млрд. руб., а к 2020 году объем совокупных страховых премий превысит 2 000 млрд. рублей, выплат 1 200 млрд. руб. Расширится ассортимент страховых услуг, предоставляемых страховыми организациями [23].

Доля обязательного страхования в общем объеме страховой премии к 2012 году составит 60- 65%. После 2012 года намечается тенденция увеличения доли добровольного страхования в общем объеме страховых премий и к 2020 году она достигнет 65-70%. Увеличится объем инвестиций в экономику.

Будут созданы предпосылки для:

прозрачности отчетности субъектов страхового дела;

формирования конкурентоспособной среды;

повышения уровня информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела.

Большая часть задач, определенных Стратегией, должна быть решена посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов. Сформулированные выше цели и задачи позволят страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения. Развитие страхового рынка определяется динамикой производства и потребления товаров и услуг. В посткризисное время, в 2009 году, доля страховых премий в ВВП снизилась до 1,3% ВВП.

В целом, прогнозы роста российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными. Например, по мнению МВФ, рост ВВП в 2011 году составит в России 4,1%. А согласно прогнозам российского МЭР ВВП в 2011-2013 годах будет увеличиваться на 2,6-4,4%.

Прогнозы, сделанные ЦСИ Росгосстраха, приводят к более низким оценкам потенциального роста российской экономики. Методика, на основании которой делается прогноз, основана на зависимости темпов роста ВВП от удовлетворенности населения своей жизнью - чем больше люди довольны своей жизнью, тем медленнее растет экономика. На сегодняшний день, согласно замерам ЦСИ Росгосстраха, в России полностью или в основном довольны своей жизнью более 75% взрослого населения. Это снижает экономическую активность россиян. Расчеты показывают, что такой уровень удовлетворенности населения своей жизнью соответствует росту ВВП на уровне 2,5% в год. Этот показатель характеризует рост экономики на основании внутреннего спроса - при том условии, что цены на российский экспорт не будут расти быстро, как в докризисные годы [23].

Особо следует остановиться на численности и доходах российского среднего класса. Дело в том, что эта группа предъявляет основной спрос на новые автомобили и недвижимость. Известно, что 10% наиболее состоятельных российских семей обеспечивают 85% спроса на новые автомобили (в денежном выражении). В кризис, несмотря на общий рост реальных доходов населения (в 2009 году они выросли на 2%), доходы наиболее состоятельных 10% россиян упали примерно на 20-25% в реальном исчислении. Именно с этим связано сокращение спроса на новые автомобили и страхование автотранспорта - в 2009 году продажи новых машин упали на 49%, а премии по страхованию каско автотранспорта снизились на 17%. При этом в 2010 году доходы наиболее состоятельных россиян не достигли докризисного уровня. Этого можно ожидать, вероятно, к середине или к концу 2011 года.

Из этого прогноза следует, что в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать росте премий на 11-13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше - до 15% в год. Представлены номинальные темпы роста страхового рынка без очистки от инфляции. В реальном исчислении темп роста страховой премии, скорее всего, будет нулевым или вовсе отрицательным. Вообще надо сказать, что реальный рост страховой премии в России последний раз был в положительной зоне в 2007 году.

Ожидаемые темпы роста страховой премии в ближайшие годы останутся довольно скромными. Дело в том, что сегодня нельзя ожидать бурного роста российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в предкризисные годы. А внутренние основания экономического роста являются весьма слабыми. Для того чтобы обеспечить реальное увеличение страховой премии, требуется быстрый рост производства, денежной массы и доходов, превосходящие потребности предприятий и населения. Однако в ближайшие несколько лет мировая и российская экономики будут находиться в целом в состоянии медленного, неустойчивого роста. Заметного реального роста страхового рынка в России в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.

Новые посткризисные представления о возможностях экономического роста как в России, так и в мировой экономике в целом, заставили пересмотреть в худшую сторону прогноз развития российского страхового рынка до 2050 года. Согласно скорректированному прогнозу, к 2050 году Россия достигнет ВВП на душу населения в размере 30 тыс. долл. в год, что примерно соответствует среднему значению ВВП на душу населения по странам ЕС. Общий сбор страховых премий в России к 2050 году вырастет более чем в семь раз до 7,7 трлн. руб. против 1 трлн. руб. в 2009 году. Доля страховых премий в ВВП поднимется с нынешних 2,5% до 6% [21].

Заключение

В данной курсовой работе излагается общая характеристика страхового рынка в России, т.е. раскрываются основные понятия, определяются основные термины страхования в краткой и доступной форме, показано состояние страхового рынка в России на период 2011-2012 гг, а также представлена перспектива развития страхового рынка в России.

В главе « Общая характеристика страхового рынка» рассматривается понятие страхового рынка, этапы его развития, виды страхования, основные понятия страхования. В главе «Перспектива развития страхового рынка» предложены основные направления, в дальнейшем развитии страхового дела в России.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций, появление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.

Развитие страхового рынка в России в настоящее время осложняется рядом факторов, связанных с общим кризисным состоянием экономики. Конкретно это выражается в следующем:

нестабильность национальной денежной единицы как всеобщего эквивалента во многом лишает страховой бизнес здоровой экономической основы для существования страховых операций. Инфляция подрывает основы долгосрочного страхования жизни. Для нормального функционирования страхового рынка нужен реальный курс национальной валютной единицы. Твердая валюта является условием стабилизации экономики, надо решительно идти по пути укрепления рубля, к обеспечению его конвертируемости.

существенным фактором неустойчивости в деятельности страховых организаций является отсутствие сфер приложения временно свободных средств, обеспечивающих как гарантированную сохранность инвестированных средств, так и стабильную прибыль от этих активов;

особой проблемой является недостаток профессиональных кадров в области страхования, грамотных актуариев. Над решением этой проблемы предстоит поработать специалистам учебных заведений и школ бизнеса. Необходимо преодолеть "девальвацию" труда страхового работника, сделать его престижным. Государственное значение приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации страховых работников, способных ставить и творчески решать сложные проблемы в условиях перехода к рыночной экономике. Нужен жесткий профессиональный отбор кадров, что в определенной степени даст контрактная система, применяемая в других странах и начавшая внедряться в нашу хозяйственную практику.

Следующая группа проблем связана с развитием страхового инвестирования - неразвитый финансовый рынок и ограниченность в объектах инвестирования негативным образом сказываются на инвестиционной составляющей страхования. Отсутствие в нашем законодательстве использования таких активов, как ссуды, снижает привлекательность и конкурентоспособность российских страховщиков. Законодательная база по регулированию страхового рынка остается слабо разработанной и требует своего совершенствования. Отсутствует комплексный и системный характер нормативной базы; слабо работает механизм регулирования и использования денежного потока, формирующегося в страховании.

Молодой отечественный страховой рынок и мощный финансовый и профессиональный могут нарушить сложившееся равновесие на страховом рынке, это, в свою очередь, может способствовать усилению оттока капитала из страны и на этой основе развитию внешней зависимости и ослаблению стратегической значимости страхования.

Существенно расширяются границы страхования в связи с осуществлением акционирования и развитием предпринимательства. Необходимо разрешить продажу нерентабельных предприятий и законсервированных строек. Следует самым тщательным и непредвзятым образом рассматривать вопрос о возможности продажи земли в частную собственность. Все это позволит не только создать материальную основу под развертывание предпринимательской деятельности, но и возродить страховые интересы, активизировать страховую работу [21].

Список использованных источников

1.      Российская Федерация. Законы. Об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 4 октября 2014 года N 280-ФЗ // Гарант- Режим доступа : http: //www.garant.ru/ poisk (22.10.2014)

.Российская Федерация. Законы. Об организации страхового дела в РФ [Электронный ресурс] федер.закон РФ от 27 ноября 1992 года №4015-I//Гарант- Режим доступа : http: //www.garant.ru/ poisk (22.10.2014)

3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2007 г. Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008-2012 гг. [Электронный ресурс].- Режим доступа : http:// <http://base.consultant.ru/poisk> (22.09.2014)

. Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: Основные приоритеты и пути совершенствования// Страховое дело, 2009. -8-16 с.

. Гвозденко А.А. Основы страхования/А.А.Гвозденко.-М.:Страхование,2007.с-464.

.        Гомелля В.Б. Страхование/В.Б. Гомелля.-М: Страхование, 2010.-с-113.

7.Коломин Е.В. О социальных приоритетах развития страхования/Е.В.Коломин/ Статья из период.изданий/ Россия -2008.-с-58-62.

.Насырова Г.А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности/ Г.А.Насырова.-М.: Страховое дело, 2008.с-41.

. Романова М.В. Тенденции развития Российского страхования и кризисная ситуация/М.В.Романова. Финансы. 2009.№1. С. 51-54.

.        Страхование/ Под ред. И.П.Денисовой.-2-е изд.,перераб и доп.-М.;Экономистъ,2009.- 80с.

. Страхование / Под ред. Т.А. Федоровой. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 875с.

. Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка //Страховое дело. 2009. №1. - С. 5-9.

. Резник В.М. О становлении и развитии страхового рынка России//Финансы. 2007.№19.- С.25-26.

15. Сергей Рыбаков. Промышленные ведомости [электронный ресурс]Перспективы страхового рынка России.[офиц.сайт],2007.-Режим доступа: <http://www.promved.ru/poisk> (8.09.2014)

. Анализ рынка страхования в 2010-2011 годах.[офиц.сайт],2008.-Режим доступа : http: //www.fscm.ru/poisk (8.09.2014)

.Максим Долгов. Агенство Рекламной Информации.[Электронный ресурс] Страховой рынок России в 2012 году. Перспективы по итогам 2011 года.-Режим доступа: http:// <http://www.press-release.ru/poisk> (8.09.2014)

. Страхование в России. .[Электронный ресурс] Страховой рынок России в 2010-2012.-Режим доступа: <http://www.allinsurance.ru/poisk> (8.09.2014)

. Страхование сегодня. [Электронный ресурс].-Режим доступа: <http://www.insur-info.ru/poisk> (12.09.2014)

.Рейтинговое агенство “Экперт РА”.Рейтинг российских страховых компаний по итогам 2012 года. [Электронный ресурс].-Режим доступа: <http://raexpert.ru/poisk> (12.09.2014)

.Деловой квартал. [Электронный ресурс] Консолидация страхового рынка продолжится в 2011 г.- Режим доступа: <http://ekb.dkvartal.ru/poisk> (12.09.2014)

. Рейтинговое агенство “Экперт РА”. Будущее страхового рынка. [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://expert.ru/poisk> (1.09.2014)

. Страховая компания Росгосстрах. [Электронный ресурс] .- Режим доступа: <http://www.rgs.ru/poisk> (12.09.2014)

.РБК.Рейтинг. Самые активные страховые компании в 2011 году. [Электронный ресурс] .- Режим доступа: <http://rating.rbc.ru/poisk> (12.09.2014)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!