Разработка базы данных 'Университет'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,99 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка базы данных 'Университет'

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТ

Кафедра «Информатика и программное обеспечение»


«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой «И и ПО», к.т.н., доцент

___________________ Подвесовский А.Г.

«____» _______________ 2014 г.


КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ «Университет»

Вариант № 2


Выполнила студентка гр. 13-ТД

Асмёткина В.С.

Руководитель

к.т.н., доц. Паршиков П.А.


Брянск 2014

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

.        АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1      Обзор предметной области

.2      Моделирование проектируемой БД

.3      Разработка технического задания

.        КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ

.1      Нормализация структуры БД

.2      Разработка таблиц БД

.3      Конструирование визуальных форм

.4      Разработка запросов

.5      Разработка отчетов

.6      Разработка кнопочной формы

.        ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ

.1      Тестирование системы

.2      Руководство пользователя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение


Курсовая работа посвящена анализу проектирования баз данных, а также освещению методов построения форм и отчетов на примере построения программы ведения электронной документации учебного заведения.

Одной из составных задач можно рассматривать проблему составления расписания учебного процесса, а так же оперативную корректировку расписания при возникновении необходимости в этом.

О своевременности и актуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что большую часть своего времени администраторы заведений и преподаватели тратят на оформление различной документации и отчетов. Базы данных (БД) составляют в настоящее время основу компьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во все сферы человеческой деятельности.

В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office 2010. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.

Основные функции СУБД - это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.

База данных - это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов - атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру - они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.

Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:

добавить в таблицу одну или несколько записей;

удалить из таблицы одну или несколько записей;

обновить значения некоторых полей в одной или нескольких записях;

найти одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.

.       
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

база данные учебный

1.1    Обзор предметной области

Предметная область - это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных. В качестве предметной области в данной курсовой работе используется Университет. Предметная область бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие или вообще не значащие данные. Так, в предметной области Университет, понятия «Преподаватель», «Лекция», «Дисциплина», «Учебники» являются существенно важными, а понятие «Зарплата преподавателей»- менее важной. Однако, с точки зрения отделал кадров эти данные являются существенно важными. Таким образом, важность данных зависит от выбора предметной области.

В предметной области выделен ряд следующих основных понятий (сущностей), касающихся данной предметной области, а так же ряд основных характеристик этих понятий:

Ø  Учебники

Название

Авторы

Год издания

Количество в библиотеке

Ø  Дисциплина

Название

Цикл

Число часов

Ø  Лекция

Дата

Время

Группа

Аудитория

Ø  Преподаваетль

ФИО

Кафедра

Должность

Ученая степень

Ø  Заработная плата

Дата получения

Кассир

Надбавка

Для исследования данной предметной области и построения инфологической модели, в общем, был использован материал о специфике работы подобных учреждений, а так же, в частности, материал об должностях и ученых степенях преподавателей ВУЗов, материал о структуре и особенностях работы ВУЗов.

Так же, при анализе предметной области был учтен аспект, касающийся оплаты труда научных работников, в результате чего, в данной БД можно встретить такие понятия, как: «заработная плата», «надбавка» и др.

.2 Моделирование проектируемой БД

Модель предметной области - это наши знания о предметной области. Знаний могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта,так и выражены формально при помощи каких-либо средств. В качестве таких средств могут выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных инструкций, правила ведения дел в компании и т.п. Опыт показывает, что текстовый способ представления модели предметной области крайне неэффективен. Гораздо более информативным и полезным при разработке баз данных являются описания предметной области, выполненные при помощи специализированных графических нотаций. Имеется большое количество методик описания предметной области. Модель предметной области описывает скорее процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами. От того, насколько правильно смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений.

И так, как говорилось выше, для начала работы над созданием БД по предметной области «Университет» были выделены основные сущности и их основные характеристики. Дальнейшие действия - это составление инфологической модели по данной предметной области с учетом связей между сущностями. Данная модель представлена на следующем рисунке.

Рис.1.1. Инфологическая модель по предметной области «Университет»

При составлении данной схемы учтены виды связи, которые определены по смыслу для объектов данной предметной области.

Возможные связи.

.        «один-к-одному» - каждому экземпляру первой сущности соответствует только один экземпляр второй сущности.

.        «один-ко-многим» - каждому экземпляру первой сущности могут соответствовать несколько экземпляров второй сущности, но не наоборот. Связь «один-ко-многим» подразумевает, что одна сущность является главной (сущность, находящаяся со стороны 1), а вторая - подчиненной (сущность, находящаяся со стороны N), каждому экземпляру главной могут соответствовать много экземпляров подчиненной.

.        «многие-ко-многим» - каждому экземпляру первой сущности могут соответствовать несколько экземпляров второй сущности, и наоборот.

И так, сущности «учебники» и «дисциплина», «дисциплина» и «лекция», «лекция» и «преподаватель», «преподаватель» и «заработная плата» связаны связью «один-ко-многим», потому что на один преподаватель получает несколько зарплат за год, по одной дисциплине может быть прочитано несколько лекций, один и тот же преподаватель может читать различные лекции, существует множество учебников по одной и той же дисциплине.

.3 Разработка технического задания

.        ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

Данная разработка ведется в соответствии с заданием по выполнению курсовой работы по теме «Разработка базы данных «Университет». Задание утверждено каф. «И и ПО» БГТУ, 10 марта 2014 г.

.        НАЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ

Данная разработка предназначена для хранения и использования информации по предметной области Университет. С помощью данной разработки можно составлять расписание лекций, рассчитывать число лекций за год, вести учет доходов преподавателей, а так же вносить и изменять все необходимые данные, используемые в данной предметной области.

.        ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ИЗДЕЛИЮ

Данная БД должна иметь таблицы, запросы, формы и отчеты. Пользователь должен иметь возможность вносить, изменять и удалять необходимые ему данные. Для осуществления данной цели, и для удобства использования, в БД помимо самих таблиц (в которых можно изменять данные, но неквалифицированному сотруднику делать это крайне затруднительно) должны быть созданы формы. Для получения выборочной информации на принтер в БД создаются отчеты. Помимо всего выше сказанного, итогом работы над БД, является создание так называемой кнопочной формы, которая представляет собой набор кнопок, открывающих доступ ко всем объектам БД, тем самым, облегчая работу в ней.

2. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Нормализация структуры БД

После того, как построена инфологическая модель, наступает этап нормализации структуры БД, суть которой заключается в составлении схемы таблиц с указанными связями. Для того чтобы связи между таблицами работали надежно и по записи из одной таблицы можно было однозначно найти записи в другой таблице, надо предусмотреть уникальные поля. Уникальное поле - это поле, значения в котором не могут повторяться.

Для указания уникального поля используется понятие ключевого поля. При создании структуры таблиц одно поле (или одну комбинацию полей). Можно назначить ключевым. С ключевыми полями компьютер работает особо. Он проверят их уникальность. Ключевое поле - очевидный кандидат для создания связей. Иногда ключевое поле называют первичным ключевым.

Как правило, уникальное поле создают искусственно. Для этого нужно первым свойством каждой сущности указать номер отдельного экземпляра по порядку. Это поле должно иметь тип Счетчик. Ввести два одинаковых значения в такое поле нельзя по определению, поскольку приращение значения поля производится автоматически. Связь между таблицами будет вестись в дальнейшем именно по этому полю.

Нормализация представляет собой построение так называемой концептуальной модели БД, которое сводится к представлению инфологической модели в терминах выбранной СУБД (в данном случае Access). Концептуальная модель имеет вид, немного отличающийся от инфологической, но строится на основе инфологической.

В концептуальной модели используются другие термины: вместо «сущности» используется термин «таблица», вместо «свойства» (атрибута) - «поле».

Особенностью концептуальной модели является наличие связей, которые здесь показывают явно. Связи проводятся между соответствующими полями, созданными еще в инфологической модели для формирования связей « один-к-одному» и « один-ко-многим».

Концептуальная модель по предметной области «Университет» приведена ниже.

Рис.2.1. Концептуальная модель по предметной области «Университет»

В каждую подчинённую таблицу для построения связи должно быть внесено ключевое поле из главной таблицы. (К примеру, в таблицу «Лекция», которая является подчиненной, внесем ключевое поле « Код преподавателя» из таблицы «Преподаватель», которая является главной в связи «Преподаватель» - «Лекция»).

2.2 Разработка таблиц БД

Следующим шагом в создании БД является разработка таблиц и дальнейшая работа над ними непосредственно уже в самой программе (данная операция называется построением физической модели БД).

Объектами физической модели является таблицы и поля с типами данных определёнными для выбранной СУБД.

Системы управления базами данных (СУБД) - это программные средства, с помощью которых можно создавать базы данных, наполнять их и работать с ними. В мире существует немало различных систем управления базами данных. Одна из самых популярных - находящаяся в составе пакета Microsoft Office система управления базами данных Access.

С организационной точки зрения в работе с любой базой данных есть два разных режима: проектировочный и эксплуатационный (пользовательский). Создатель базы имеет право создавать в ней новые объекты (например, таблицы), задавать их структуру, меняться свойства полей, устанавливать необходимые связи. Он работает со структурой базы и имеет полный доступ к базе. У одной базы может быть один, два или несколько разработчиков.

Пользователь базы - это лицо, которое наполняет её информацией с помощью форм, обрабатывает данные с помощью запросов и получает результат в виде результирующих таблиц или отчетов. У одной базы могут быть миллионы пользователей и, конечно, доступ к структуре базы для них закрыт.

И так для создания таблиц воспользуемся конструктором таблиц. Проанализируем ход построения на основе таблицы «Преподаватель».

Вносим в поле «имя поля» названия полей, а в поле «тип данных» тип данных в соответствии с выбранными характеристиками (к примеру: если поле «ФИО», то тип данных - текстовый). Следует учесть, что первым полем должно быть ключевое поле «код преподавателя», тип данных этого поля Счетчик. Чтобы это поле стало ключевым, нужно во вкладке «конструктор» нажать на значок ключа, под которым написано «ключевое поле». Далее поля вводятся по смыслу. (Следует учесть, что поле «Сумма» в таблице «Заработная плата» имеет тип данных «числовой», это нужно для того, чтобы в дальнейшем произвести расчеты при составлении запросов).

Функциональное назначение каждой таблицы приведено в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Функциональное назначение таблиц

Название таблицы

Функциональное назначение

Преподаватель

Данная таблица предназначена для введения информации о преподавателях университета, а именно она содержит ФИО, кафедру, должность, уч.степень.

Лекция

Данная таблица предназначена для введения информации о лекциях, а именно она содержит дату, аудиторию, время, группу.

Дисциплина

Данная таблица предназначена для введения информации о дисциплинах, а именно она содержит название, цикл, число часов.

Учебники

Данная таблица предназначена для введения информации об учебниках, т.е. содержит название, автора, год издания, количество в библиотеке.

Заработная плата

Данная таблица предназначена для введения информации о зарплате актеров, т.е. содержит дату получения, сумму, надбавки, кассира.


В результате создания всех таблиц получим следующее (поля и типы всех полей видны из рисунков):

Рис 2.2. Таблица «Дисциплина»

Рис 2.3. Таблица «Заработная плата»

Рис.2.4. Таблица «Лекция»

Рис. 2.5. Таблица «Преподаватель»

Рис. 2.6. Таблица «Учебники»

После создания таблиц необходимо установить связи между ними (для того, чтобы создать связи, нажимаем вкладку « работа с базами данных», затем «схема данных», добавляем таблицы, и затем сопоставляем соответствующие поля главных и подчиненных таблиц, после установления связей получаем следующую схему).


Затем заполняем созданные таблицы (причем, заполняем сначала главные таблицы). В результате заполнения всех созданных таблиц получим:

Рис. 2.8. Заполненная таблица «Дисциплина»

Рис.2.9 Заполненная таблица «Заработная плата»

Рис. 2.10. Заполненная таблица «Лекция»

Рис. 2.11. Заполненная таблица «Преподаватель»

Рис. 2.12. Заполненная таблица «Учебники»

.3 Конструирование визуальных форм

Форма представляет собой некий электронный бланк, в котором имеются поля для ввода данных. Наборщик вводит данных в эти поля, и данные автоматически заносятся в таблицы базы данных.

Для создания форм необходимо открыть в БД вкладку «создание» выбрать в разделе «формы» подраздел «другие формы» и выбрать там из списка «мастер форм» (Microsoft Office 2010). К примеру, рассмотрим создания формы «Лекция». После того как открылся мастер форм из появившегося списка таблиц и запросов выбираем таблицу «Лекция». Затем из списка полей данной таблицы выбираем все поля (с помощью кнопки >>), нажимаем кнопку «Далее». Далее выбираем внешний вид формы, в данном примере выбран «в один столбец», жмем «Далее», появляется список стилей, оставляем «стандартный», жмем «Готово». Далее необходимо заменить поле «Код преподавателя» на поле, содержащие непосредственно имя преподавателя. Для этого открываем созданную форму в режиме конструктор, удаляем поле «Код преподавателя», на вкладке « Элементы управления» нажимаем кнопку «поле со списком» и вставляем поле на то место, где было поле «Код преподавателя». После вставки открываем меню «Создание полей со списком», сразу жмем «Далее», не изменяя ничего, теперь из списка таблиц выбираем таблицу «Преподаватель», «Далее», выбираем поле «ФИО», «Далее», пропускаем сортировку («Далее»), «Готово». Теперь создадим кнопки вперед/назад, которые листают записи соответственно вперед и назад. Для создания данных кнопок нажимаем на панели «элементы управления» на значок «Кнопка» (значок «ххх») вставляем в нужное место на форме, после ставки открываем меню настройки кнопки, в меню выбираем Категории: «переход по записям», Действие: «предыдущая запись» (создаем кнопку «назад»), жмем «Далее», выбираем «Рисунок», «Далее», вписываем название кнопки «Назад», «Готово». Аналогично создаем вторую кнопку, кнопку «Вперед», только выбираем действие «следующая запись». После создания кнопок, сохраняем форму. Форма «Лекция» создана.

Ниже приведена таблица, отражающая основные характеристики форм созданных в БД «Университет».

Таблица 2.2

Формы и их характеристики

Название формы

Тип форм

Наличие подчиненных форм

Элементы управления

Форма Дисциплина

Однотабличная ленточная форма

Нет

-

Форма Преподаватель

Однотабличная ленточная форма

Нет

-

Форма Лекция

Форма в один столбец

Нет

Кнопки «Вперед» - «Назад»

Форма Учебники

Форма в один столбец

Нет

Кнопки «Вперед» - «Назад»

Форма Заработная плата

Форма в один столбец

Нет

Кнопки «Вперед» - «Назад»

Преподаватель главная

Многотабличная форма в табличном виде

Есть - Подчиненная форма Зарплата

Кнопки «Вперед» - «Назад»


Примеры некоторых форм:

Рис. 2.13. Однотабличная ленточная форма «Преподаватель»

Рис. 2.14. Форма в один столбец «Лекция»

Рис.2.15. Многотабличная форма в табличном виде «Преподаватель главная»

.4 Разработка запросов

Запрос - это удобное и гибкое средство доступа к данным. Для одной и той же таблице можно создать множество разных запросов, каждый их которых сможет извлекать из таблицы лишь малую часть информации, но именно ту часть, которая необходима в данный момент.

Рассмотрим процесс создания запроса на выборку с вычисляемым полем «Запрос с вычисляемым полем 2» (с помощью конструктора). Вкладка - «Создание», «Конструктор запросов», выбираем таблицу «Учебники», перетягиваем поля название, год издания. В третьем столбце записываем формулу: 2014-[Год издания] (формула пишется без пробелов, в квадратных скобках пишется «Год издания», суть работы запроса - вычисление «возраста» книги). «Сохранить». Запрос готов (рисунок 2.16.).

Ниже приведена таблица, отражающая основные характеристики запросов созданных в БД «Университет».

Таблица 2.3

Запросы и их характеристики

Название

Задачи, выполняемые запросом

Тип запроса

Перечень использованных таблиц, вычисляемых полей, условие отбора, использование группировки, групповая операция, обновления

Запрос с вычисляемым полем

Определяет общую сумму, полученную преподавателем за месяц

На выборку с вычисляемым полем

Таблица: Зарплата Вычисляемое поле: Получено всего (Получено всего: [Сумма]+[Надбавки])

Запрос с вычисляемым полем 2

Определяет «возраст» книги

На выборку с вычисляемым полем

Таблица: Учебники Вычисляемое поле: «Возраст» книги («Возраст» книги: 2014-[Год издания]).

Позволяет найти всех преподавателей с з/п выше указанной

На выборку с параметром и условием

Таблица: Зарплата Условие отбора: >[Введите сумму]

Запрос с параметром 2

Позволяет найти все учебники с годом издания раньше указанного

На выборку с параметром и условием

Таблица: Учебники Условие отбора: <[Введите год издания]

Итоговый запрос

Считает число зарплат преподавателя за год

Итоговый запрос

Таблица: Преподаватель, Заработная плата Групповая операция: ФИО - Группировка Сумма - Count

Итоговый запрос 2

Считает количество лекций преподавателя в одной группе

Итоговый запрос

Таблица: Преподаватель, Лекция Групповая операция: ФИО - Группировка Группа - Count

Запрос з/п после вычета налогов

Рассчитывает з/п преподавателе после вычета налогов и заменяет этими значениями соответствующие ячейки поля Сумма

Запрос на обновление

Таблица: Заработная плата Поле: Сумма Обновление: [Сумма]*"0,87"

Запрос 1

Создает новую таблицу

На создание таблицы

Таблица: Преподаватель, Лекция

Запрос на удаление

Удаляет данные в соответствии с условием

На удаление

Таблица: Лекция Удаление поля Дата


Примеры запросов:

Рис.2.16. Запрос на выборку с вычисляемым полем « Запрос с вычисляемым полем 2»

Рис.2.17. Запрос на выборку с параметром и условием «Запрос с параметром»

Рис.2.18. Итоговый запрос

Рис.2.19. Запрос на обновление «Запрос з/п после вычета налогов»

Рис.2.20. Запрос на удаление

Рис.2.21.Запрос на создание таблицы

2.5 Разработка отчетов

Отчет - специальный объект, предназначенный для вывода информации из базы данных на принтер. Отчеты во многом похожи на формы и позволяют получить результаты работы запросов в наглядной форме, но только не на экране, а в виде распечатки на принтере. Таким образом, в результате работы отчета создается бумажный документ. В отчетах данные формируют так, чтобы их было удобно размещать на отдельных страницах. Отчеты поддерживают самые разнообразные способы оформления и позволяют группировать данные, разбивая их на логические целые блоки.

Рассмотрим процесс создания отчета на примере отчета «Дисциплина» (создаем с помощью мастера). Вкладка - «Создание», «Отчеты», «Мастер отчетов». В открывшемся мастере выбираем таблицу «Учебники», и поля Название, Цикл, Число часов. «Далее», «Далее», «Далее», вид макета: табличный, стиль: стандартный, «Далее», вводим название - отчет «Дисциплина», «Готово». Отчет создан. Теперь можно отредактировать его в конструкторе - подгоняем размеры полей, сохраняем. Отчет готов.

Далее приведена таблица, отражающая основные характеристики отчетов по БД «Университет».

Таблица 2.4

Отчеты и их характеристики

Название

Назначение

Тип

Перечень используемых таблиц, полей и запросов

Описание изменений, внесенных в конструкторе

Дисциплина

Позволяет вывести информацию о дисциплинах на принтер

Однотабличный отчет

Таблица: Дисциплина Поля: Название, Цикл, Число часов

Изменение расположения объектов отчета

По двум таблицам

Позволяет вывести информацию о дисциплинах и учебниках по этим дисциплинам

Многотабличный отчет по двум таблицам

Талицы: Дисциплина, Учебники Поля: Название, Цикл, Число часов, Название книги, Автор, Год издания. количество в библиотеке

Изменение расположения объектов отчета

 Итоговый запрос

Позволяет вывести информацию о доходах преподавателей на принтер

Отчет по запросу

Запрос: Итоговый запрос Поля: ФИО, Сумма

Изменение расположения объектов отчета


Ниже приведены примеры отчетов.

Рис.2.22. Однотабличный отчет «Дисциплина»


Рис.2.24. Многотабличный отчет по двум таблицам «По двум таблицам»

.6 Разработка кнопочной формы

Пункты кнопочной формы

Подпункты

Описание пунктов

Макросы

Список отчетов

Отчет Дисциплина

При нажатии на соответствующие кнопки открываются необходимые пользователю отчеты. Все они представляют собой некую совокупность информации и позволяют передать необходимую информацию на принтер.

-


Отчет По двум таблицам


-


Отчет Итоговый запрос


-


Назад

Подпункт « Назад» является кнопкой, с помощью которой можно перейти к главной кнопочной форме.

-

Список запросов

Запрос с параметром

Позволяет найти всех преподавателей с з/п выше указанной

Макрос Запрос с параметром


Запрос с параметром 2

Позволяет найти все учебники с годом издания раньше указанного

Макрос Запрос с параметром 2


Главная кнопочная форма представляет собой созданную пользователем форму с кнопками, которая позволяет обращаться к ранее созданным объектам базы данных из одного окна. В основном кнопочная форма используется в качестве главного меню приложения.

Ниже приведена таблица, характеризующая кнопочную форму БД «Университет».

Таблица 2.5

Характеристики кнопочной формы БД «Университет»

Пункты кнопочной формы

Подпункты

Описание пунктов

Макросы

 

Запрос с вычисляемым полем

Определяет общую сумму, полученную преподавателем за месяц

Макрос Запрос с вычисляемым полем


Запрос с вычисляемым полем 2

Определяет «возраст» книги

Макрос Запрос с вычисляемым полем 2


Итоговый запрос

Считает число зарплат преподавателя за год

Макрос Итоговый запрос


Итоговый запрос 2

Считает количество лекций преподавателя в одной группе

Макрос Итоговый запрос 2


Назад

Подпункт « Назад» является кнопкой, с помощью которой можно перейти к главной кнопочной форме.

-

Список таблиц

Дисциплина

При нажатии на соответствующие кнопки открывается необходимые пользователю таблицы. Во всех таблицах, при необходимости, можно производить различные изменения и дополнения данных.

Макрос Дисциплина


Заработная плата


Макрос Заработная плата


Преподаватель


Макрос Преподаватель


Лекция


Макрос Лекция


Таблица по запросу


Макрос Таблица по запросу


Учебники


Макрос Учебники


Назад

Подпункт « Назад» является кнопкой, с помощью которой можно перейти к главной кнопочной форме.

-

Список форм

Форма Дисциплина

При нажатии на соответствующие кнопки, открываются интересующие пользователя формы. Предназначены формы для упрощения ввода и изменения данных. (Малоквалифицированным сотрудникам не всегда по силам вносить изменения непосредственно в саму таблицу).

-


-


Форма преподаватель


-


Форма Учебники


-


Форма Лекция


-


Преподаватель главная


-


Назад

Подпункт « Назад» является кнопкой, с помощью которой можно перейти к главной кнопочной форме.

-

Выход

Данная кнопка позволяет произвести выход из приложения.

-


Ниже приведен рисунок непосредственно самой базы данных «Университет».

Рис. 2.25. Кнопочная форма базы данных «Университет»

3. Экспериментально-прикладная часть

.1 Тестирование системы

Для тестирования системы приведем два примера:

.        В качестве первого примера для тестирования системы попробуем изменить данные в форме Заработная плата, в поле Сумма (данное поле является числовым). Результаты тестирования приведены в следующей таблице.

Таблица 3.1

Тестирование системы на примере формы Актер

Этапы тестирования Описание тестового примера

Проверка в нормальных условиях

Проверка в экстремальных условиях

Проверка в исключительных ситуациях

Перечень требований к системе

Система должна нормально отреагировать, данные должны измениться во всех разделах, где они были применены ранее.

Система должна отреагировать и откорректировать данные.

Система должна предупредить пользователя об ошибке.

Перечень данных вводимых пользователем

Изменяем данные с 11310 на 17

Вводим данные: а) добавим буквы в Номер состава б)0,524655252

Вводим в данное поле: $256

Описание ошибок при вводе данных и реакции системой на них

Ошибок при вводе данных нет, если запустить запрос на обновление, то ошибка высветиться

При вводе данных, мы не сможем сохранить данные изменения, нам сразу высвечивают ошибку о том, что введенное значение не подходит для данного поля..

При нажатии «сохранить» система незамедлительно сообщает об ошибке: Введенное значение не подходит для данного поля. Так же система приводит ряд возможных ошибок (см. Рис.3.1.)

Рис.3.1. Ошибка при вводе некорректных данных

.        В качестве второго примера для тестирования системы попробуем вводить данные в запрос «Запрос с параметром», который позволяет найти всех преподавателей с з/п выше указанной. Это запрос на выборку с условием. Результаты тестирования приведены в следующей таблице.

Таблица 3.2

Тестирование системы на примере Запроса с параметром

Этапы тестирования Описание Тестового примера

Проверка в нормальных условиях

Проверка в экстремальных условиях

Проверка в исключительных ситуациях

Перечень требований к системе

Система должна нормально отреагировать на ввод данных и найти информацию

Система должна отреагировать на несоответствие.

Система должна предупредить пользователя об ошибке.

Перечень данных вводимых пользователем

Вводим в появившемся окне Введите сумму : «10000»

Вводим Возраст в следующем формате: 10000,00

Введем буквенное значение.

Описание ошибок при вводе данных и реакции системой на них

Ошибок нет. Появляется соответствующий список актеров

Ошибок нет. Система выводит нужную таблицу.

Система сообщает об ошибке.


Рис.3.2. Запрос с параметром

Рис.3.3. Ошибка при вводе некорректных данных

.2 Руководство пользователя

Пользователь при работе в БД, в основном, имеет дело с кнопочной формой, поэтому логично будет рассмотреть руководство пользователя непосредственно по работе с ней.

При запуске БД перед пользователем открывается главная кнопочная форма (Рис.3.4).

Рис.3.4. Главная кнопочная форма

При нажатии на главной кнопочной форме кнопки «Список таблиц» открывается окно, содержащее список таблиц (Рис.3.5).

Рис.3.5. Список таблиц

При нажатии в списке таблиц на кнопки таблиц (к примеру, таблица «Лекция») открывается соответствующая таблица (Рис.3.6).

Рис.3.6. Таблица «Лекция»

(Следует отметить, что ввод данных можно производить и непосредственно в таблицы, но рядовому сотруднику лучше это делать в форме).

При нажатии на главной кнопочной форме кнопки «Список запросов» открывается окно, содержащее список запросов (Рис.3.7).

Рис.3.7. Список запросов

При нажатии в списке запросов на кнопку запрос (к примеру, «Итоговый запрос») открывается соответствующий запрос (Рис.3.8).

Рис.3.8. Итоговый запрос

(Подробно функции запросов рассматривались в предыдущих разделах, каждый запрос извлекает необходимую информацию и предоставляет ее пользователю).

При нажатии на главной кнопочной форме кнопки «Список форм» открывается окно, содержащее список форм (Рис.3.9).

Рис.3.9.Список форм

При нажатии в списке форм на кнопку форма (к примеру, «Лекция») открывается соответствующая форма (Рис.3.10).

Рис.3.10 Форма «Лекция»

(Формы позволяют вводить, изменять и удалять необходимые данные).

При нажатии на главной кнопочной форме кнопки «Список отчетов» открывается окно, содержащее список отчетов (Рис.3.11)

Рис.3.11. Список отчетов

При нажатии в списке отчетов на кнопку отчет (к примеру, «Дисциплина») открывается соответствующий отчет (Рис.3.12).

Рис.3.12. Отчет «Дисциплина»

(Отчеты позволяют пользователю отправить необходимую информацию на печать).

Возврат к главной кнопочной форме из любого списка осуществляется с помощью нажатия кнопки «Назад» (Рис.3.13).

Рис.3.13. Кнопка «Назад»

Выход из приложения осуществляется путем нажатия на главной кнопочной форме кнопки выход (Рис.3.14).

При работе с БД пользователь должен учитывать, что в поля с конкретными типами данных нужно вводить соответствующие данные (то есть, к примеру, нельзя вводить текст в поля с типом данных числовой, и наоборот) иначе программа будет выдавать ошибки. Однако стоит отметить, что программа сама предупредит пользователя об ошибке, и укажет возможные несоответствия при вводе данных.

Рис.3.14. Кнопка «Выход»

Заключение

База данных - это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных. Microsoft Access позволяет управлять всеми сведениями из одного файла базы данных. В рамках этого файла используется следующие объекты:

таблицы для сохранения данных;

запросы для поиска и извлечения только требуемых данных;

формы для просмотра, добавления и изменения данных в таблицах;

отчеты для анализа и печати данных в определенном формате;

Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания. Разработанная в данном курсовом проекте база данных для решения задач документооборота в поликлинике, позволяет автоматизировать весь документооборот, что позволяет разгрузить отчетный документооборот, и сократить ошибки в документации. При появлении новых задач разработчик может в кратчайшие сроки реализовать их в базе данных, путем добавления строк, столбцов и целых таблиц.

Описанная в этом курсовом проекте база данных должна быть полезна при работе в данной области.

В ходе проделанной работы, нами были созданы:

таблицы

запросы

формы

отчеты.

Microsoft Access, обладая всеми чертами классической СУБД, предоставляет и дополнительные возможности. Access - это не только мощная, гибкая и простая в использовании СУБД, но и система для разработки работающих с базами данных приложений. С помощью Access можно создать приложение, работающее в среде Windows и полностью соответствующее потребностям по управлению данными. Используя запросы, есть возможность выбирать и обрабатывать хранящуюся в таблицах информацию. Можно создавать формы для ввода, просмотра и обновления данных, а также использовать Access для создания как простых, так и сложных отчетов. Формы и отчеты 2 наследуют» свойства базовой таблицы или запроса , так что в большинстве случаев необходимо указать форматы, условия назначения и некоторые другие характеристики данных только один раз. К числу наиболее мощных средств Access относятся средства разработки объектов - Мастера, которые можно использовать для создания таблиц, запросов различных типов форм и отчетов, просто выбрав с помощью мыши нужные опции.

С помощью Access также легко импортировать данные из текстовых файлов, документов текстовых процессоров и электронных таблиц (и экспортировать данные в них).

Microsoft Access имеет множество областей применения: на малом предприятии; корпорации и даже в сфере домашнего применения.

Список литературы

1.     Бакаревич, Ю.Б. Самоучитель Microsoft Access 2002 / Ю.Б. Бакаревич, Н.В. Пушкина. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 468 с.

2.      Благодатских, В.А. Стандартизация разработки программных средств / В.А. Благодатских, В.А. Волнин, К.Ф. Поскакалов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.

.        Бондарева, Г.А. Информатика. Методические указания / Г.А. Бондарева, Е.В. Сахарова, Л.Н. Королькова. - Ставрополь: СТИС, 2006. - 567 с.

.        Вендеров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 544 с.

.        Гончаров, А.Ю. Access 2003. Самоучитель с примерами. - М.: Кудиц-образ, 2004. - 272 с.

.        Григорьев, В.А. Базы данных. Учебник для вузов / В.А. Григорьев, В.И. Ревунков. - М.: изд. МГТУ им. Баумана, 2002. - 491 с.

.        Евсюков, В.В. Экономическая информатика: Учеб. пособ. - Тула: Гриф и К, 2005. - 371 с.

.        Мейер, М. Теория реляционных баз данных. - М.: Мир, 1987. - 354 с.

.        Основы проектирования реляционных баз данных. Электронное пособие.

.        Хаббард, Дж. Автоматизированное проектирование баз данных. - М.: Мир, 1984. - 365 с.

.        Харитонова, И. Программирование на Access 2002. Учебный курс / И. Харитонова, Н. Вольман. - СПб.: БХВ, 2002. - 481 с.

.        Домашняя страница Access: справка и обучение http://office.microsoft.com/ru-ru/access/FX100487571049.aspx

Похожие работы на - Разработка базы данных 'Университет'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!