Разработка базы данных 'ВУЗ'
Задание на курсовой проект
Спроектировать базу данных, построить программу, обеспечивающую
взаимодействие с ней в режиме диалога.
Для каждого факультета в БД должны храниться сведения о декане и номера
телефонов декана. На каждом факультете существует ряд специальностей, о которых
также храниться информация, так как срок обучения и стоимость обучения. Также в
БД должна быть информация о группах и студентах, данную информацию можно
исправить или удалить, сделать это может любой пользователь базы данных.
Содержание
Введение
1. Разработка логической
модели
1.1 Концептуальная модель
2. Физическое проектирование
БД
.1 Таблица, входящие в состав
БД
2.2 Разработка запросов
2.2.1 Основные запросы
2.3 Разработка отчетов
.4 Разработка форм
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла
перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени
основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое
кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением
книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации
стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно
называть “бумажной информатикой”. Положение в корне изменилось с появлением
электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие
автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершен, когда от
применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для
комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности
человека по переработке информации. Одним из первых примеров подобного
системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные
системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского
учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для
эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются
на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ
постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые
рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы
соответствующей системы.
При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой
порции дополнительной информации, - остальное берется из информационной базы.
Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы.
Эта база (информационная, или база данных) находится, таким образом, в
состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения, происходящие в
реальном объекте, с которым имеет дело система. Хранение информации в памяти
ЭВМ придает этой информации принципиально новое качество динамичности, т.е.
способности к быстрой перестройке и непосредственному ее использованию в
решаемых на ЭВМ задачах. Устройства автоматической печати, которыми снабжены
современные ЭВМ, позволяют в случае необходимости быстро представить любую
выборку из этой информации в форме представления на бумаге.
автоматизация запрос информация
1. Разработка логической модели
1.1 Концептуальная модель
Широкое применение компьютерных технологий в учебном процессе выдвинуло
перед работниками приемной комиссии задачу автоматизировать свою работу от момента
заполнения личной карточки абитуриента до выполнения различного рода отчетов.
В предметной области объектами являются:
1. Факультеты
2. Специальности
. Группы
. Студенты
На основе анализа предметной области построим концептуальную модель:
На каждом факультете имеется список специальностей, по каждой
специальности сформированы группы студентов, в каждой группе числится от 10 до
30 студентов.
Рисунок 1.1 - Концептуальная модель
2. Физическое проектирование БД
.1 Таблицы, входящие в состав БД
Таблицы, входящие в БД:
- Факультеты
- Специальности
- Группы
- Студенты
- Дополнительная информация
Рисунок 2.1.1 - Таблица Факультеты
Рисунок 2.1.2 - Таблица Специальности
Рисунок 2.1.3 - Таблица Группы
Рисунок 2.1.4 - Таблица Студенты
Рисунок 2.1.5 - Таблица Дополнительная информация
Таблица Группы используется в таблице Студенты в качестве мастера
подстановки.
На Рисунке 2.1.9 приведена схема данных.
Рисунок 2.1.6 - Схема данных
Таблицы Факультеты и Специальности связаны по полю Код
Таблицы Специальности и Группы связаны по полю Наименование специальности
Таблицы Группы и Студенты связаны по полю Код группы
Таблицы Студенты и Дополнительная информация по полю Личный номер
2.2 Разработка запросов
Запросы используются для просмотра, анализа и изменения данных в одной
или нескольких таблицах. Например, можно использовать запрос для отображения
данных из одной или нескольких таблиц, их сортировки в определенном порядке,
выполнении вычислений над группой записей, осуществления выборки из таблицы по
определенным условиям. Также запросы могут служить источником данных для форм и
отчетов.
.2.1 Основные запросы
Запрос №1: необходимо вывести информацию о студенте по определенной
фамилии, ФИО, дата рождения, форма обучения, наличие задолжностей, закрытие
сессии в срок. Данный запрос будет являться запросом с параметром, в качестве
параметрам будем использовать фамилию.
Рисунок 2.2.1.1 - Запрос №1 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2.2.1.2 Результат выполнения Запроса №1
Запрос №2: необходимо узнать состав группы. Запрос с параметром, в
качестве параметра будет выступать группа.
Рисунок 2. 2.1.3 - Запрос №2 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.4 - Результат выполнения Запроса №2
Запрос №3: необходимо рассчитать полную стоимость обучения, с учетом того
что в таблице указана стоимость за один семестр, умножим ее на 10. Данный
запрос будет являться запросом с вычислениями.
Рисунок 2. 2.1.5 - Запрос №3 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.6 Результат выполнения Запроса №3
Запрос №4: необходимо узнать, какие специальности имеются на
Электротехническом факультете. В качестве параметра отбора записей используем
факультет.
Рисунок 2. 2.1.7 - Запрос №4 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.8 - Результат выполнения запроса Запроса №4
Запрос №5: необходимо отобразить ФИО и дату рождения студентов обучаюхся
в 941 группе на бюджете. В качестве отбора записей используется поле Форма
обучения и Группа
Рисунок 2. 2.1.9 - Запрос №5 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.10 - Результат выполнения Запроса №5
Запрос №6: необходимо внести изменения о номере телефона декана с
определенной фамилией. Данный запрос является запросом на изменение данных, в
качестве отбора используется фамилия декана.
Рисунок 2. 2.1.11 - Запрос №6 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.12 - Результат выполнения Запроса №6
Запрос №7: необходимо удалить информацию о студентах, не закрывших сессию
и имеющих задолжнсти. Запрос на удаление данных.
Рисунок 2. 2.1.13 - Запрос №7 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.14 - Результат выполнения Запроса №7
.3 Разработка отчетов
Одной из основных задач создания и использования баз данных является
предоставление пользователям необходимой информации на основе существующих
данных. Отчеты позволяют выбрать из базы данных требуемую пользователем
информацию и оформить ее в виде документов, которые можно просмотреть и
напечатать. Источником данных для отчета может служить таблица или запрос.
Кроме данных, полученных из таблиц, в отчете могут отображаться вычисленные по
исходным данным значения, например, итоговые суммы.
Так как в нашем Курсовом проекте не во всех отчетах и справках информация
является постоянной, то целесообразно строить отчеты на основе запросов,
рассмотренных в п.2.
В данном Курсовом проекте представлены следующие отчеты:
Справки:
· Полная стоимость обучения за 5 лет
· Факультеты и специальности, по которым проводится обучение
· Ведомость
Представлены в форме “Справки и отчёты”
Отчеты:
· отчет о работе ВУЗА (Специальности, имеющиеся на факультетах,
студенты обучающиеся по каждой из специальностей)
Представлены в форме “Справки и отчёты”
Отчёт №1 Полная стоимость обучения за 5 лет
Рисунок 2.3.1 - Отчет “ Полная стоимость обучения за 5 лет”.
·
Отчёт №2 Факультеты и специальности, по которым проводится обучение
Рисунок 2.3.2 - Отчет “ Полная стоимость обучения за 5 лет”.
Отчёт №4Ведомость
Рисунок 2.3.4 - Отчет “Ведомость”.
Отчёт №4 отчет о работе ВУЗА (Специальности, имеющиеся на факультетах,
студенты обучающиеся по каждой из специальностей)
Рисунок 2.3.5 - Отчет “Отчет о работе ВУЗА ”.
.4 Разработка форм
Для сбора информации самым удобным средством является заполнение
специально заготовленной формы. Формы позволяют организовывать удобный и
интуитивно понятый интерфейс пользователя для работы с данными. С помощью форм
гораздо более удобно просматривать и редактировать данные, чем при работе с
таблицами. Кроме того, в формах можно отображать результаты вычислений и
обеспечивать доступ к данным сразу в нескольких связанных таблицах.
Рисунок 2.4.1 - Главная форма.
На главной форме расположены три кнопки управления:
«Внести изменения»;
«Отчеты и справки».
выход из базы данных;
При нажатии кнопки «Внести изменения» базы данных происходит переход на
одноименную форму (Рисунок 2.4.2).
Рисунок 2.4.2 - Форма «Изменения».
В форме «Изменения», можно изменить следующие сведения:
. Внести или изменить информацию о факультетах
Рисунок 2.4.3
. Добавить или изменить сведения о специальностях
Рисунок 2.4.4
Рисунок 2.4.5
. Добавить запись о новом студенте или изменить сведениях об уже
имеющихся студентах.
Рисунок 2.4.6
При нажатии в Главной форме кнопки «Отчеты и справки» базы данных
происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.7).
Рисунок 2.4.7 - Форма «Отчеты и справки».
В форме «Отчеты и справки»,можно получить следующие сведения:
. Стоимость обучения по каждой специальности за 5 лет
Рисунок 2.4.8
2. Отчет о работе ВУЗА
Рисунок 2.4.9
. Список студентов
Рисунок 2.4.10
4. Сведения о факультетах
Рисунок 2.4.11
Заключение
При написании Курсового проекта мною была достигнута цель, а именно, в
результате своей работы и разработала БД для автоматизации работы
пользователей.
В процессе выполнения данного задания я также сделала некоторые выводы,
например, построение концептуальной модели, играет очень важную роль в
разработке БД, так как в процессе построения концептуальной модели я тщательно
изучила предметную область, что поспособствовало дальнейшему основанию базы
данных.
Список используемой литературы
1. Александр Кузнецов, Microsoft Access 2003 Русская версия.
- Питер. 2006.
. Гэри Ханен, Джеймс Хансен. Базы данных: разработка и
управление: Пер. с англ. - М.:ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование:
Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
. Михеева В.Д., и др. Microsoft Access 2003. - СПб.: БВХ -
Петербург, 2004.
. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/
под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000, 2002.