Проект автоматизации процесса учета муниципальной собственности, путем внедрения АИС 'Saumi'.

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,48 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект автоматизации процесса учета муниципальной собственности, путем внедрения АИС 'Saumi'.

Введение

Тема управления муниципальной собственностью в России является одной из самых важных и перспективных. Во-первых, еще несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не существовало. Процесс ее становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве. Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.

Цель данной работы заключается в обосновании разработки и разработка проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности для отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края, путём внедрения информационной системы, которая позволила вести учет объектов муниципальной собственности и снизила скорость обработки информации.

Среди комплекса задач автоматизации деятельности отдела по управлению муниципальной собственности была выделена задача автоматизации процесса учета муниципальной собственности. Решение этой задачи является залогом успешного развития деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа в целом.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что на сегодняшний день ведение учета муниципальной собственности, который занимает одно из центральных мест во всей деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края без автоматизированных систем невозможно. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится учет оставшимися объектами муниципальной собственности. Автоматизация процесса учета муниципальной собственности позволит расти и развиваться не только отделу, но и всему муниципальному образованию в дальнейшей перспективе.

Объект исследования - процесс учета муниципальной собственности, который после исследования формализуется и реализуется в виде автоматизированной информационной системы.

Предмет исследования - предметная область деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью, принятый в отделе стандарт и механизм документооборота, установившаяся система отчетности.

Цель исследования - обосновать необходимость разработки и разработать проект автоматизации процесса учета муниципальной собственности для отдела по управлению муниципальной собственности Администрации Партизанского городского округа Приморского края.

Задачи исследования:

определение комплекса задач автоматизации, выбор места решаемой задачи в этом комплексе;

анализ существующих разработок для решения поставленной задачи;

формализация задачи, выбор стратегии автоматизации, постановка целей и задач автоматизации;

обоснование проектных решений решения задачи;

разработка информационного обеспечения задачи;

разработка программного проекта решения задачи.

Теоретико-методической основной исследования являются современные подходы и разработки в автоматизированных системах. Эти разработки были взяты за основу данного проекта.

. Характеристика деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью

.1 Технико-экономическая характеристика отдела по управлению муниципальной собственностью

.1.1 Характеристика отдела по управлению муниципальной собственностью

Отдел по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа (далее - отдел) является структурным подразделением Администрации города.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Приморского края, Уставом Партизанского городского округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора Приморского края, Главы Администрации Партизанского городского округа и решениями Совета депутатов.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными органами местного самоуправления.

Целями деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью являются:

увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью Партизанского городского округа.

создание организационных условий эффективного использования объектов муниципальной собственности;

защита имущественных интересов Партизанского городского округа;

проведения государственной политики в области приватизации муниципального имущества.

Основные задачи отдела по управлению муниципальной собственностью:

Формирование эффективной системы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности городского округа, ориентированной на:

обеспечение устойчивого социально-экономического развития городского округа

повышение инвестиционной привлекательности Партизанского городского округа;

повышение доходности от коммерческого использования имущества Партизанского городского округа и земельных ресурсов;

координация деятельности органов местного самоуправления, поселений в сфере приватизации и управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами;

содействие эффективному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

В своей деятельности отдел подотчетен Администрации городского округа.

Функции отдела по управлению муниципальной собственностью:

разрабатывает программу управления имуществом Партизанского городского округа, организует ее выполнение. Разрабатывает проекты правовых актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, привлечения инвестиций, рынка ценных бумаг;

обеспечивает защиту имущественных интересов муниципального образования Партизанского городского округа;

осуществляет учет объектов муниципальной собственности городского округа и ведет их Реестр;

осуществляет правовые действия по приобретению имущества в собственность Партизанского городского округа в порядке правоотношений и разграничения собственности на государственную собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;

обеспечивает в рамках своей компетенции государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному образованию Партизанский городской округ и сделок с ним, путем оформления необходимых документов в органах, осуществляющих государственную регистрацию;

- в пределах своей компетенции организует работу с имуществом, в т.ч. составляющим казну округа;

осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью муниципального имущества предприятиями и учреждениями;

проводит инвентаризацию имущества, организует проверки в части контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;

согласовывает использование недвижимого муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения в качестве объекта продажи, мены, залога, аренды, вклада в уставный капитал хозяйственных обществ (товариществ) или на распоряжение им иным образом;

готовит и представляет прогноз поступления доходов от использования земельных ресурсов и муниципального имущества городского округа;

- контролирует поступление средств в бюджет Партизанского городского округа;

организует процедуры создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий;

обеспечивает приведение в соответствие действующему законодательству учредительных документов муниципальных предприятий, согласовывает уставы данных предприятий;

согласовывает учредительные документы муниципальных учреждений в части использования закрепляемого муниципального имущества;

дает согласие на использование муниципальными учреждениями имущества, приобретенного за счет средств, выделяемых по смете;

организует работы по изъятию (выкупу) земельных участков для государственных нужд и нужд городского округа;

осуществляет контроль за использованием земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа;

планирует и контролирует землеустроительные работы по землям, находящимся в муниципальной собственности;

обеспечивает поступление доходов в бюджет муниципального образования в части арендной платы за использование земель и имущества, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа;

принимает меры по своевременному взысканию арендной платы;

обеспечивает претензионно-исковую работу, ведет учет поступлений доходов от аренды муниципального имущества;

взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления поселений, юридическими и физическими лицами по вопросам регулирования земельных отношений на территории муниципального образования.

Полное официальное наименование отдела: отдел по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края.

.1.2 Организационная структура отдела по управлению муниципальной собственностью

Организационная структура предприятия линейно-функциональная.

В хозяйственной деятельности обеспечивает оптимальную рентабельность. Содержит минимальное количество промежуточных звеньев, исключает дублирование функций. Она основана на разделении сфер полномочий и ответственности по функциям управления на принятие решений по вертикали. Данная структура построена на соединение линейных и функциональных сфер, причем функциональные руководители имеют право воздействовать на исполнителей от своего имени. Для устранения дублирования функций и противоречивости указаний, приоритетными над функциональными сферами являются указания линейного руководителя. Принятые к исполнению рекомендации в дальнейшем контролирует функциональный руководитель.

Гибкость структуры и межфункциональная координация обеспечивается четким разделением обязанностей закрепленных в должностных инструкциях и контрактах, разработанных и увязанных с годовым планом и системой оплаты труда.

Схема организационной структуры отдела по управлению муниципальной собственностью Партизанского городского округа представлена на рисунке 1.1.

вычислительный экономический эффективность информация

Рисунок 1.1 - Организационная структура отдела по управлению муниципальной собственностью

1.1.3 Характеристика информационных потоков в отделе по управлению муниципальной собственностью

Все информационные источники можно разделить на два вида: внешние и внутренние.

К внешним относится информация, циркулирующая между населением, сторонними организациями и отделом по управлению муниципальной собственностью. Между отделом по управлению муниципальной собственностью и сторонними организациями обмен осуществляется следующими документами (рисунок 1.2, номер 1):

запрос об объекте(ах) муниципальной собственности (от Налоговой инспекции, Департамент труда и социального развития);

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

договор аренды муниципальной собственности с юридическим лицом;

акт аренды объекта(ов) муниципальной собственности с юридическим лицом;

акт приема-передачи земельного участка в собственность юридическому лицу и т.д.

Между отделом по управлению муниципальной собственностью и населением обмен осуществляется такими документами (рисунок 1.2, номер 2):

документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, либо его копия);

документы, удостоверяющие право на объект(ы) муниципальной собственности (кадастровый паспорт, технический паспорт и т.д.);

заявление на аренду муниципальной собственности физическим(ими) лицом(ами);

договор аренды объекта(ов) муниципальной собственности;

договор приватизации муниципальной собственности;

акт аренды муниципальной собственности;

акт приема-передачи объекта(ов) муниципальной собственности физическому(им) лицу(ам);

платежные поручения и т.д.

К внутренним источникам относится документооборот отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа, информационные массивы, статистическая информация и т.д.

Информация может быть двух видов - необработанная и обработанная. Так, информация, поступающая от населения, является первичной, необработанной, а внутренняя или, например, статистическая информация - чаще всего уже имеет определенную структуру и формат, что позволяет ее легче формализовать и быстрее обрабатывать. При этом она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к информации.

Получаемая информация накапливается, обрабатывается и становится информационным ресурсом, включаемым в общую информационную систему, а структура-накопитель - владельцем информационного ресурса. При этом возникают проблема в возможности поиска необходимой информации.

Рисунок 1.2 - Схема обмена документами в отделе по управлению муниципальной собственностью

В управлении муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края все отделы взаимодействуют друг с другом. Отдел имущественных отношений и отдел по управлению муниципальной собственностью осуществляют обмен следующими документами (рисунок 1.3, номер 1):

договора приватизации муниципального имущества;

запросы о муниципальном имуществе;

акты приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение;

выписки из реестра муниципальной собственности и т.д.

Между отделом по управлению муниципальной собственности и отделом архитектуры происходит обмен следующими документами (рисунок 1.3, номер 2):

договора найма жилых помещений;

планы территорий объектов муниципальной собственности;

градостроительные планы земельных участков;

градостроительные заключения и т.д.

Отдел имущественных отношений, отдел по управлению муниципальной собственностью, отдел архитектуры и юридический отдел совместно работают с жалобами юридических и физических лиц (рисунок 1.3, номера 3,4,5). Копии документов представлены в приложении А.

Рисунок 1.3 - Схема обмена документами между отделами управления

Прежде чем, приступать к автоматизации деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью необходимо изучить функциональную схему его деятельности.

Функциональная система отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края представлена на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Функциональная диаграмма работы отдела по управлению муниципальной собственностью

Стрелки входа (входят в левую грань работы) - изображают данные или объекты, которые изменяются в ходе выполнения работы.

Для деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа входной информацией являются отчетная документация, данные о муниципальной собственности и обращения граждан.

Стрелки управления (входят в верхнюю грань работы) - изображают правила и ограничения, согласно которым выполняется работа. Для бизнес-процесса «Деятельность отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации ПГО» такими правилами и ограничениями являются должностные инструкции, регламенты, а также Федеральные законы и нормативно-правовые акты.

Стрелки выхода (выходят из правой грани работы) - изображают данные или объекты, получаемые в ходе выполнения работы.

Выходными данными деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью являются:

отчетная документация (копия специалиста);

консультации специалистов;

картотека муниципальной собственности;

решения по заявлению граждан;

договора.

В состав бизнес-процесса «Деятельность отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации ПГО» входят подпроцессы: «Консультации», «Работа с отчетной документацией», «Учет муниципальной собственности», «Работа с заявлениями граждан», «Заключение договоров».

Диаграмма работ «Консультации», «Работа с отчетной документацией», «Учет муниципальной собственности», «Работа с заявлениями граждан», «Заключение договоров» представлена на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 - Декомпозиция бизнес-процесса «Деятельность отдела по управлению муниципальной собственностью»

В отделе при работе с отчетной документацией выполняются следующие действия: принимают отчетную документацию, изучают ее. А после изучения отчетной документации сохраняет индивидуальные сведения о гражданах. Декомпозиция бизнес процесса «Работа с отчетной документацией» представлена на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6 - Декомпозиция бизнес-процесса «Работа с отчетной документацией»

В отделе по управлению муниципальной собственностью при работе с заявлениями граждан данные заявлений вносятся в базу, затем рассматриваются, согласовываются с высшим руководством и формируются сам договор. Декомпозиция бизнес-процесса «Работа с заявлениями граждан» представлена на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 - «Декомпозиция бизнес-процесса «Работа с заявлениями граждан»

Для нашей системы было произведено построение DFD диаграммы для процессов нулевого уровня «Учет муниципальной собственности».

Каждому событию были поставлены в соответствии процесс, входные и выходные потоки, накопители данных и внешние сущности для описания связей между этим процессом и его окружением.

Декомпозиция процесса «Учет муниципальной собственности» (рисунок 1.8).

Внешние сущности: Специалист;

Хранилище данных: Архив документов, Электронные копии документов, Реестр муниципальной собственности;

Процессы: Поиск и обработка данных о муниципальной собственности, Оформление полученных данных о муниципальной собственности, Внесение данных о муниципальной собственности.

Специалист отдела по управлению муниципальной собственностью осуществляет поиск, а также обработку информации об объекте муниципальной собственности. Необходимые данные выбираются из бумажных носителей, представляемых собой архив документов. Затем специалист оформляет полученные данные о муниципальной собственности, создавая электронный документ в текстовом редакторе MS Word, либо табличном редакторе MS Excel. Оформленные данные в виде распечатанной копии документа используются специалистом для внесения их в реестр муниципальной собственности. Реестр ведется в табличном редакторе MS Excel и представлен в виде одного файла с ограниченным доступом.

Рисунок 1.8 - Диаграмма потоков данных нулевого уровня «Учет муниципальной собственности»

Проведенное исследование выявило следующие проблемы, имеющие место в отделе по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края:

потеря документов;

утеря конкретных данных о муниципальной собственности (кадастровой стоимости или площади объекта, адреса и т.д.);

длительность операции оформления данных о муниципальной собственности отнимает значительную часть времени у специалиста;

возникновение ошибок при оформлении данных о муниципальной собственности;

операция поиска информации об объекте муниципальной собственности довольно высока.

Данные проблемы требуют незамедлительного решения, т.е. внедрения автоматизированной системы управления.

.1.4 Характеристика технологических процессов в отделе по управлению муниципальной собственностью

Технологический процесс (ТП) - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Технологическая операция - основная единица работы, выполняемая специалистом отдела по управлению муниципальной собственностью, которая:

подразумевает четко определенную ответственность специалиста;

дает четкий результат, базирующийся на определенных исходных данных;

имеет жестко определенные границы.

Важнейшей функцией системы управления является сбор данных, выполнение процедур по их обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений.

Поскольку данные фиксируются и передаются на материальных носителях, необходимы действия человека (специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью) и работа технических средств по восприятию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Эти действия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и входят в технологию управления в отделе. Они реализуются технологическими процессами обработки данных с использованием электронных вычислительных машин и других технических средств.

Процесс обработки данных в отделе по управлению муниципальной собственностью Партизанского городского округа Приморского края представлен на рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 - Схема технологического процесса обработки данных

При обработке данных о муниципальной собственности формируются четыре основных информационных процесса: сбор данных, обработка данных, анализ и принятие решений, хранение.

Сбор данных в отделе по управлению муниципальной собственностью происходят из следующих источников:

население (физические лица);

сторонние организации (юридические лица);

другие отделы управления.

Под входящей информацией в отделе по управлению муниципальной собственностью подразумевается:

обращения граждан;

отчетная документация;

данные о муниципальной собственности.

Полученные данные поступают на обработку и хранение (рисунок 1.9, номера 1, 3).

Далее происходит процесс обработки данных, подразумевающий рассмотрение обращений граждан, работу с отчетной документацией и оформление данных о муниципальной собственности. Все данные поступают на хранение в виде электронных копий документов, а затем, в случае необходимости, анализируются и принимаются управленческие решения (рисунок 1.9, номера 2, 4).

Проведенные аналитические работы и принятые решения оформляются в виде отчетной документации, передаваемые в последствие в высшие подразделения Администрации Партизанского городского округа Приморского края, а электронные копии соответствующей документации поступают на хранение в отдел по управлению муниципальной собственностью (рисунок 1.9, номер 5).

В отделе по управлению муниципальной собственностью данные, осведомляющие специалиста о состоянии объекта управления (муниципальной собственности и обращений граждан) семантически сложны, разнообразны и, их поступление не так просто автоматизировать. Поэтому информационная технология на этапе превращения исходных данных в информацию в основе своей остается ручной. На рисунке 1.10 приведена последовательность фаз процесса преобразования данных в информацию в отделе по управлению муниципальной собственностью.

Рисунок 1.10 - Процесс преобразования данных в информацию

Объектом управления является муниципальная собственность.

Сбор данных состоит в том, что поток сведений, поступающих от объекта управления, воспринимается специалистом и переводится в документальную форму (записывается на бумажный носитель информации). Составляющими этого потока могут быть данные из реестра муниципальной собственности.

Для перевода потока данных в автоматизированный контур информационной технологии необходимо поступившие сведения передать в места их ввода в компьютер.

Собранные данные для ввода должна быть предварительно подготовлены специалистами отдела.

Подготовку данных, включающих оформление данных о муниципальной собственности, либо индивидуальные сведения, а также контроль осуществляется специалистами отдела и направлены на предупреждение, выявление и устранение ошибок, которые неизбежны в первую очередь из-за "человеческого фактора". Человек устает, его внимание может ослабнуть, кто-то может его отвлечь - в результате возникают ошибки. Ошибки при поступлении данных и их подготовке могут быть и преднамеренными. Любые ошибки приводят к искажению вводимых данных, к их недостоверности, а значит, к неверным результатам обработки. При контроле собранных данных и подготовленной информации в отделе по управлению муниципальной собственностью применяют ручные приемы, направленные на обнаружение ошибок.

Ввод информации в конечном итоге является ручным - специалист отдела по управлению муниципальной собственностью "набирает" данные (алфавитно-цифровые) на клавиатуре, визуально контролируя правильность вводимых символов по отображению на экране дисплея. Каждое нажатие клавиши - это преобразование символа, изображенного на ней, в электрический двоичный код, т.е. в машинные данные. Этап ввода - заключительный этап процесса преобразования исходных данных в информацию. Конечно, сейчас есть, помимо клавиатуры, и другие устройства ввода, позволяющие убыстрить и упростить этот трудоемкий и изобилующий ошибками этап, например сканеры или устройства ввода с голоса. Однако указанные устройства, особенно последние, далеки от совершенства и имеют довольно высокую стоимость.

Передача информации.

Первоначально информация и хранилась на персональных машинах, а передавалась с помощью малоемких носителей типа гибких дисков. С увеличением ее объема возникла как потребность в более быстром доступе, так и в централизованном хранении.

В настоящее время в отделе по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа компьютеры соединены в локальную сеть.

Локальная сеть в отделе по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа имеет под основой звездообразную структуру.

В сети, построенной по топологии типа “звезда” каждая рабочая станция подсоединяется кабелем (витой парой) к концентратору или хабу (hub). Концентратор обеспечивает параллельное соединение ПК и, таким образом, все компьютеры, подключенные к сети, могут общаться друг с другом. Схема локальной сети по топологии «звезда» представлена на рисунке 1.11.

Рисунок 1.11 - Схема локальной сети по топологии «звезда»

Данные от передающей станции сети передаются через хаб по всем линиям связи всем ПК.

Информация поступает на все рабочие станции, но принимается только теми станциями, которым она предназначается. Так как передача сигналов в топологии физическая звезда является широковещательной, т.е. сигналы от ПК распространяются одновременно во все направления, то логическая топология данной локальной сети является логической шиной.

Преимущества сетей топологии звезда:

легко подключить новый ПК;

имеется возможность централизованного управления;

сеть устойчива к неисправностям отдельных ПК и к разрывам соединения отдельных ПК.

Недостатки сетей топологии звезда:

отказ хаба влияет на работу всей сети;

- большой расход кабеля.

Схема локальной сети отдела по управлению муниципальной собственностью показана на рисунке 1.12.

Рисунок 1.12 - Схема локальной сети отдела по управлению муниципальной собственностью

Обработка информации производится на ПЭВМ, как правило, децентрализовано, в местах возникновения первичной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов отдела по управлению муниципальной собственностью. Обработка, однако, может производиться не только автономно, но и в вычислительных сетях, с использованием набора ПЭВМ программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.

Процесс обработки данных связан с преобразованием данных и их отображением.

Процедуры преобразования данных на логическом уровне представляют собой алгоритмы и программы обработки данных и их структур. Сюда включаются стандартные процедуры, такие, как сортировка, поиск, создание и преобразование статистических и динамических структур данных. Моделями процедур отображения данных являются компьютерные программы преобразования данных, представленных машинными кодами, в воспринимаемую человеком информацию, несущую в себе смысловое содержание.

В современных информационных технологиях при воспроизведении информации предпочтение отдано графическим режимам работы дисплеев (в отличие от исторически более ранних текстовых режимов) как наиболее универсальным.

В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с машинной программой формируется результатная информация, которая в дальнейшем используется на этапе принятия решения.

Принятие решения в автоматизированной системе организационного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в последнем случае на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на ЭВМ.

Хранение информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки. Назначение технологического процесса накопления данных состоит в создании, хранении и поддержании в актуальном состоянии информационного фонда отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа, необходимого для выполнения функциональных задач системы управления. Хранение и накопление информации осуществляется в информационных базах в виде информационных массивов.

С хранением непосредственно связан поиск данных, т. е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или замене. Процедура поиска информации выполняется автоматически на основе составленного специалистом отдела запроса на нужную информацию об объекте муниципальной собственности. В настоящее время данная операция затратная по времени для специалиста и является одной из проблем, которую необходимо решить.

1.2 Характеристика комплекса задач автоматизации

.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов

Цель деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа оказание государственных услуг в области имущественных отношений. Этой цели невозможно достичь без контроля над учетом муниципальной собственности, а также планирования деятельности отдела, своевременного выполнения Федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов. Таким образом, главной задачей специалистов отдела по управлению муниципальной собственностью становится - своевременная работа специалистов с документами, заявлениями граждан и учетом муниципальной собственности.

Для того чтобы правильно и грамотно построить свою работу специалисты отдела, занимающиеся учетом муниципальной собственности использует нужные им первичные документы. К таким документам относятся кадастровый паспорт земельного участка, акт выбора земельного участка, документы, подтверждающие право на объекты, расположенные на земельном участке (по необходимости), копия тех. паспорта на объекты, расположенные на земельном участке (по необходимости), межевой план земельного участка и прилагаемое к нему описание.

Рассматриваемая автоматизация процесса учета муниципальной собственности отдела по управлению муниципальной собственности Администрации Партизанского городского округа Приморского края, накладывает свою специфику на задачу автоматизации. Автоматизация процесса учета муниципальной собственности представляет собой комплекс задач, каждая из которых выступает как законченный проект.

Среди задач автоматизации можно выделить такие как:

постановка объектов муниципальной собственности на кадастровый учет;

введение реестра муниципальной собственности;

повышение прозрачности и доступности информации о состояние объектов муниципальной собственности и правоотношений с ними;

улучшение возможностей поиска необходимой информации об объекте муниципальной собственности;

формирование отчетов.

Следует отметить, что все задачи в комплексе задач связаны между собой, а операции, происходящие в отделе, не могут относиться к какой-либо одной задаче.

На данный момент учет муниципальной собственности в отделе по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края осуществляется с помощью офисного пакета приложений Microsoft Office, в частности текстовым и табличным процессорами Microsoft Word <#"787382.files/image013.gif">

Рисунок 2.1 - Каскадная схема реального процесса разработки проекта

Жизненный цикл информационной системы охватывает все стадии и этапы ее создания, сопровождения и развития:

анализ или исследование предметной области (деятельности отдела по управлению муниципальной собственности) с последующим формированием функциональной и информационной модели процесса учета муниципальной собственности, для которого предназначена информационная система;

На этапе анализа проводится исследование проблем процесса учета муниципальной собственности (пункт 1.1.3), требующих решения. Этап разбивается на подэтапы, задачи, которых: определений требований к информационной системе, определение функций информационной системы и стратегий автоматизации, обоснование проектных решений по техническому, информационному и программному обеспечению. На данных подэтапах, составляются диаграммы, проводится анализ готовых программных продуктов, делаются выводы. Результатом, полученным на этом этапе, является техническое задание, согласованное со всеми заинтересованными сторонами на программный продукт АИС «Saumi».

- проектирование системы, заключающееся в разработке проектных решений, удовлетворяющих всем требованиям технического задания;

В данный этап входит разработка проекта автоматизации и разработка информационного обеспечения задачи. Разработка проекта автоматизации включает в себя разработку плана-графика, архитектуры проекта, анализ рисков, а также оценку стоимости проекта. Разработка информационного обеспечения задачи включает в себя разработку информационного модели. Результатом этапа является комплект проектной документации, содержащий все необходимые данные для реализации проекта.

реализация (тестирование прикладных программ на основании проектных спецификаций подсистем, выделенных на стадии проектирования);

В ходе этапа реализации осуществляется разработка программного обеспечения в соответствии с проектными решениями, полученными на предыдущем этапе. Методы, используемые для реализации, не имеют принципиального значения. Результатом выполнения этого этапа является готовый программный продукт АИС «Saumi».

внедрение;

Этап внедрения подразумевает проверку полученного программного обеспечения на предмет соответствия требованиям, заявленным в техническом задании. Опытная эксплуатация позволяет выявить различного рода скрытые недостатки, проявляющиеся в реальных условиях работы информационной системы. Данные операции осуществляются программистом1.

сопровождение системы.

Сопровождение системы - последний этап, в который входит сдача готового проекта, ввод его в эксплуатацию, мониторинг и доработка программного и технического обеспечения АИС «Saumi» в процессе эксплуатации, а также работа с пользователями (специалистами отдела по управлению муниципальной собственностью).

.2.2 Разработка и описание проекта автоматизации, плана-графика автоматизации и сетевой модели задач

При формировании плана-графика использовалось программное приложение GanttProject.

На рисунке 2.2 приведена диаграмма Ганта (без этапа «Внедрение»), отражающая план-график проекта, с указанием используемых трудовых ресурсов.

Рисунок 2.2 - Диаграмма Ганта без этапов «Внедрение» и «Сопровождение»

Длительность проекта 23 дня без этапа «Внедрение». Начало проекта 28 апреля 2014 года, окончание проекта 29 мая 2014 года.

Первый этап «Анализ». Этот этап начинается с подэтапа «Определение требований к ИС». Начало подэтапа 28 апреля 2014, окончание подэтапа 7 мая 2014, длительность подэтапа 4 дня (без учета праздничных и выходных дней). Первая задача - «Анализ бизнес-процессов КАК ЕСТЬ». Выполняет данную задачу менеджер по проектированию ИС и менеджер отдела планирования. При выполнении задачи строится структурно-функциональная диаграмма бизнес-процессов КАК ЕСТЬ в нотации IDEF0. На анализ бизнес-процессов отводится 1 день. На основании проведенного анализа выбирается комплекс задач автоматизации. Данную задачу осуществляет менеджер по проектированию ИС. На эту задачу отводится 1 день. Следующая задача подэтапа «Выбор задачи проектирования в комплексе задач», осуществляет данную задачу менеджер по проектированию ИС и менеджер ИТ отдела. На данную задачу также отводится 1 день. Последняя задача подэтапа это «Определение свойств ИС, требуемых для решения задачи». Участники - менеджер по проектированию ИС и менеджер ИТ отдела. Длительность - 1 день.

Следующий подэтап в этапе «Анализ» - определение функций будущей ИС. Участниками являются менеджеры по планированию, по проектированию ИС и ИТ отдела. Подэтап начинается 12 мая 2014, заканчивается 15 мая 2014. Длительность этапа 3 дня.

Первая задача подэтапа - «Анализ существующих разработок» в данной предметной области. Задача выполняется в один день. Следующая задача подэтапа - «Выбор способа приобретения ИС». На задачу также отводится 1 день. Далее следует задача - «Выбор стратегии автоматизации», в рамках которой определяется не только стратегия автоматизации, но и объем системы (АИС). На эту задачу отводится 1 день. Эти две задачи определяются параллельно. Последняя задача подэтапа - «Определение целей и задач автоматизации». На последнюю задачу отводится 1 день.

Предпоследний подэтап этапа «Анализ» это «Обоснование проектных решений». Начало подэтапа 15 мая 2014, окончание 16 мая 2014. Длительность подэтапа 1 дней. Подэтап состоит из четырех основных задач: обоснование проектных решений по техническому обеспечению, обоснование проектных решений по информационному обеспечению, обоснование проектных решений по программному обеспечению, обоснование проектных решений по технологическому обеспечению.

Цель данных задач - сформировать необходимые требования к вышеперечисленным видам обеспечения ИС. Участниками данного подэтапа являются менеджеры по проектированию ИС и ИТ отдела.

Последний подэтап этапа «Анализ» - это создание документации по техническому заданию. Длительность данного подэтапа 1 день.

Следующий этап «Проектирование». Начало этапа 19 мая 2014, окончание 24 мая 2014 года. Длительность этапа 5 дней. Этап состоит из трех подэтапов. Первый подэтап - это «Разработка проекта автоматизации». Длительность подэтапа 3 дня. Первая задача подэтапа это «Разработка плана-графика автоматизации». Разработку проводит менеджер по проектированию ИС. Задача выполняется в течение одного дня. Следующая задача - «Оценка стоимости проекта». Эту задачу решает экономист, на основании разработанного плана-графика. Следующая задача - «Разработка архитектуры проекта». В рамках данной задачи разрабатываются техническая и программная архитектуры проекта. На данную задачу отводится 1 день. Эта задача решается параллельно с оценкой стоимости проекта. Следующая задача «Анализ рисков проекта». Задача осуществляется в течение одного дня. Вышеперечисленные задачи подэтапа выполняют менеджеры по проектированию ИС и ИТ отдела, программист1.

Следующий подэтап - «Разработка информационного обеспечения задачи». Длительность подэтапа 1 день. Начало подэтапа 22 мая 2014, окончание 23 мая 2014 года. Участниками являются программист2 и менеджер по проектированию ИС. Первая задача - это «Разработка информационной модели» будущей ИС. Последним подэтапом является создание проектной документации на основании проведенных разработок. Срок исполнения 1 день, выполняется менеджером по проектированию ИС.

Следующий этап это «Реализация». Начало этапа 26 мая 2014 года, окончание 29 мая 2014 года. Длительность этапа 3 дня. Этап включает в себя подэтап «Покупка программного продукта». Задача осуществляется в течение 3 дней и выполняется программистом2.

2.2.4 Характеристика этапа внедрения разрабатываемого проекта

На рисунке 2.3 представлен план-график этапа внедрения.

Рисунок 2.3 - План-график этапа внедрения

Длительность этапа внедрения 6 дней. Подэтап «Создание среды функционирования ИС» осуществляется в течение 2 дней. Первая задача подэтапа это «Установка АИС «Saumi» на сервер». Задача осуществляется программистом1. Вторая задача это «Установка АИС «Saumi» на рабочие станции». Установку производит программист2. На данную задачу отводится 2 дня.

Следующий подэтап - это «Тестирование ИС», подэтап начинается 2 июня 2014, заканчивается 5 июня 2014 года. Длительность этапа 3 дня. Осуществляется программистом1.

Задача - «Тестирование технического обеспечения ИС». Это проверка технического обеспечения ИС, как вновь установленного, так и имеющегося.

Этап внедрения заканчивается подэтапом «Обучение пользователей» (специалистов отдела по управлению муниципальной собственностью). Длительность подэтапа 2 дня. Обучение пользователей осуществляется программистом2.

.2.5 Характеристика этапа эксплуатации разрабатываемого проекта и возможных работ

На этап эксплуатации АИС «Saumi» отводится четыре года. Он подразумевает мониторинг работы АИС «Saumi», поддержку АИС «Saumi», установку обновлений.

В течение двух первых месяцев эксплуатации, необходимо провести совещание один раз с участием менеджера ИТ отдела, менеджера по проектированию ИС, а также с участием менеджера отдела планирования. Цель совещания - не только выявить недостатки АИС «Saumi», но и определить возможные пути ее совершенствования.

Таким образом, к концу этапа эксплуатации должны быть устранены все недостатки в АИС «Saumi», а также осуществлено максимум мер по ее совершенствованию. После окончания этапа эксплуатации проект считается законченным.

.2.6 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание

Риски на подэтапе «Определение требований к ИС».

Основной риск на данном подэтапе - это недостаточное определение свойств ИС, требуемых для решения задачи и неправильный выбор задач проектирования (чрезмерно большой или недостаточный объем задач автоматизации). Это может потребовать, на этапе эксплуатации, дополнительной доработки ИС, что приведет к финансовому риску. Риск предотвращается использованием современных case-средств при моделировании бизнес-процессов. При возникновении такого риска проводится дополнительное моделирование с использованием современных case-средств.

На подэтапе «Определение функций ИС и стратегий автоматизации» основной риск это неправильное определение функций ИС и стратегии автоматизации. На данном подэтапе существует риск неправильного выбора способа приобретения ИС. Риск предотвращается основательным анализом всех вариантов. В случае возникновения, риск устраняется проведением повторного анализа вариантов выбора ИС. Риск взаимосвязан с риском неправильного определения функций ИС и стратегии автоматизации. Данный риск предотвращается и устраняется использование современных case-средств в процессе анализа.

Риски на подэтапе «Разработка проекта автоматизации». Основной риск это разработка неэффективного плана-графика автоматизации: использование лишних ресурсов или недостаточность ресурсов. Данный риск является финансовым, предотвращается использованием современных автоматизированных средств проектирования. В случае возникновения, риск устраняется повторной корректировкой плана-графика автоматизации.

На подэтапе «Разработка информационного обеспечения задачи» основные риски - это разработка неправильной информационной модели. Риск предотвращается по согласованию с заказчиками (менеджера по проектированию ИС и менеджера ИТ отдела).

Риск на этапе «Внедрение» это некорректное тестирование технического обеспечения. Риск предотвращается использованием лицензионного оборудования, а устраняется двойным тестированием.

На этапе «Сопровождение» основные риски это поломка оборудования, моральное устаревание программного обеспечения и программных средств. Первый риск предотвращается регулярным мониторингом состояния оборудования. Второй риск предотвращается посредством гибкости разработанной информационной системы.

.2.7 Оценка стоимостных параметров проекта автоматизации

При оценке стоимостных параметров использовалось программное приложение GanttProject.

Трудовыми ресурсами (участниками) на этапах жизненного цикла проекта являются:

менеджер по проектированию ИС;

менеджер ИТ отдела;

менеджер отдела планирования;

экономист;

программист1;

программист2.

На этапах проектирования также используются технические ресурсы: компьютер, интернет, сетевое оборудование, электричество по ПК и электричество по серверу; т.е. под техническими ресурсами в данном случае подразумевается часовая амортизация используемых средств. Internet используется при анализе существующих разработок, в выборе способа приобретения информационной системы, в обосновании проектных решений по информационному обеспечению, в тестирование технического обеспечения, обучении пользователей, мониторинге работы автоматизированной информационной системы «Saumi». На рисунке 2.4 представлена таблица ресурсов, участвующих в проекте автоматизации процесса учета муниципальной собственности.

Рисунок 2.4 - Таблица ресурсов проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности

Формулы расчета ставки операционных расходов представлены ниже.

Интернет:

= m*                                                                             (2.1)

где S1 - стоимость интернета за один рабочий час (рубли в час);- стоимость трафика (мегабайты);- норма расхода трафика на один ПК (мегабайты в час)= 0,3*8 = 2,4 рубля в час.

Компьютер:

= P1/Т/t1                                                                      (2.2)

где S2 - стоимость работы ПК (рублей в час);- стоимость ПК (рубли);- срок амортизации (годы);- количество рабочих машино-часов в год (часы).= 30 000/3/(176*12) = 4,73 рублей в час.

Сетевое оборудование:

= P3/Т/t3                                                                      (2.3)

где S4 - стоимость работы сетевого оборудования (рублей в час);- стоимость сетевого оборудования (рубли);- срок амортизации (годы);- количество рабочих машино-часов в год (часы).= 90 650/3/(176*12) = 14,3 рубля в час.

Электричество по ПК:

= Pa1*E                                                                                 (2.4)

где Pa1 - мощность блока-питания ПК (кВт);- стоимость 1 кВт в час (рубли);= 0,4*2,22 = 0,8 рублей в час.

Электричество по серверу:= Pa2*E                                                                                   (2.5)

где Pa2 - мощность блока-питания сервера (кВт);- стоимость 1 кВт в час (рубли);= 0,8*2,22 = 1,7 рубль в час.

На рисунке 2.6 представлен отчет, расшифровывающий стоимость проекта по этапам и временным параметрам.

Стоимость проекта составляет 357158,1 руб.

На рисунке 2.5 представлена стоимость проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности по этапам.

Рисунок 2.5 - Стоимость проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности по этапам

Наиболее низкие затраты приходятся на этапы «Проектирование» и «Внедрение». Наибольшие инвестиции доводятся на этап «Реализации». Наиболее наглядно данная ситуация представлена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 - Диаграмма инвестиций проекта по этапам

Наличие наибольших инвестиций на этапе «Реализации» подтверждается, представленной выше диаграммой.

В таблице 2.1 представлена занятость ресурсов.

Таблица 2.1 - Занятость ресурсов

Ресурсы

Недели Анализ Проект-е Реал-я Внедрение


1

2

3

4

5

6

Менеджер по проектированию ИС




Менеджер отдела планирования




Менеджер отдела ИТ




Программист1




Программист2



Экономист






Internet



Компьютер

Сетевое оборудование





Электричество по ПК

Электричество по серверу




Наиболее занятым ресурсом является программист2, т.к. данный специалист задействован на этапах проектирования, реализации и внедрения. Между менеджером по проектированию ИС, менеджером отдела планирования и менеджер отдела ИТ занятость распространена равномерно. Экономист является наименее занятым ресурсом, поскольку принимает участие только в оценке стоимости проекта автоматизации.

Из технических средств наиболее занятыми ресурсами являются:

компьютер, электричество по ПК (использование на всех этапах проекта);

Internet, электричество по серверу.

Наименее занятым ресурсом является сетевое оборудование, которое используется только на этапе реализации и внедрения.

На рисунке 2.7 представлен сводный инвестиционный план проекта, с указанием статьи расходов затрат.

Рисунок 2.7 - Сводный инвестиционный план проекта

Наибольшая статья расходов - это затраты на материальные ресурсы, а именно программный продукт «Saumi» составляющие 220000 рублей.

Затраты на заработную плату составляют 135248 рублей. Наибольшие расходы по заработной плате приходятся на менеджера по проектированию ИС (42640 руб.).

Затраты на амортизацию материальных ресурсов составляют 1404,48 руб. Наибольшие расходы приходятся на амортизацию компьютера 832,48 руб.

Затраты на операционные расходы составляют 505,6 руб. В данную категорию входят:

интернет;

электричество по ПК;

электричество по серверу.

Таким образом, общая стоимость внедрения проекта составляет 357158,1 руб.

Большая часть затрат уходит на материальные ресурсы (программный продукт АИС «SAUMI») - 61,6% от общих затрат. Это связано с тем, что программный продукт приобретается у сторонней организации.

Затраты на заработную плату составляют 37,9% от общих затрат.

Затраты на амортизацию материальных ресурсов составляют 0,4% от общих затрат, затраты на операционные расходы составляют 0,14%.

Предполагаемые расходы на этапе эксплуатации включают в себя:

ежемесячное тестирование программного обеспечения один раз в месяц. Данная задача выполняется программистом1 в течение восьми часов.

Итого за пять лет 480 часа* 370р/час=177600 рублей;

в течение первых двух месяцев проводятся совещания один раз. В них задействованы менеджеры: ИТ отдела, по проектированию ИС, отдела планирования. Совещание длится два часа.

Итого за два месяца 4 часа*(410р/час+354р/час+352р/час) = 4464 руб.

Итого стоимость сопровождения в течение пяти лет эксплуатации ИС предполагает затраты в размере 182064 руб.

Соответственно, общая стоимость проекта, с учетом внедрения и сопровождения в течение пяти лет, составляет 539222,1 руб.

.3 Информационное обеспечение задачи

.3.1 Информационная модель и ее описание

Для системы была создана DFD диаграмма. Каждому событию были поставлены в соответствии процесс, входные и выходные потоки, накопители данных и внешние сущности для описания связей между этим процессом и его окружением. Процесс учёта муниципальной собственности представлен на диаграмме нулевого уровня (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 - Диаграмма потоков данных нулевого уровня

Автоматизированная система представляется в виде одного блока «Автоматизация ведения реестра». На вход системы при этом подаются запрос на поиск информации об объекте муниципальной собственности, данные о зданиях и помещениях, данные об инженерной инфраструктуре, данные о незавершенном строительстве, данные о земельных участках, данные об акциях, данные о транспортных средствах, данные об организациях, данные о прочем движимом имуществе. Внешние сущности специалист и руководство.

Затем блок декомпозируется, и система разбивается на процессы «Работа с объектами муниципальной собственности», «Поиск информации об объектах муниципальной собственности» и «Формирование отчётности» (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 - Диаграмма потоков данных первого уровня

Декомпозиция процесса «Работа с объектами муниципальной собственности» (рисунок 2.10).

Внешние сущности: специалист;

Хранилище данных: БД;

Процессы: ввод информации об объектах муниципальной собственности, Формирование реестра муниципальной собственности.

Рисунок 2.10 - Диаграмма потоков данных первого уровня «Работа с объектами муниципальной собственности»

Декомпозиция процесса «Поиск информации об объектах муниципальной собственности» (рисунок 2.11).

Внешние сущности: специалист;

Хранилище данных: БД;

Процессы: поиск, отображение.

Рисунок 2.11 - Диаграмма потоков данных первого уровня «Поиск информации об объектах муниципальной собственности»

На основе диаграммы потоков данных была построена er-модель.модель предназначена для логического представления данных. Любой фрагмент предметной области представляется как множество сущностей, между которыми существует множество связей различных типов.

Построение er-модели необходимо для точного и полного отображения реальной ситуации при формировании структуры базы данных. Модель должна отвечать следующим требованиям:

обеспечивать адекватное отображение предметной области и давать возможность получить интегрированное представление о предметной области;

содержать информацию о предметной области, достаточную для дальнейшего проектирования.

Схема данных системы состоит из справочников, в которые заносится информация о регистрируемых объектах муниципальной собственности. Всего в основной справочник объектов включено 8 справочников:

здания и помещения;

инженерная инфраструктура;

незавершенное строительство;

земельные участки;

акции (пакеты акций, доли в капитале);

транспортные средства;

организации;

прочее движимое имущество.

Графическое представление er-модели представлено на рисунке 2.12.

Рисунок 2.12 - ER-модель

.3.2 Используемые классификаторы

Система классификации - совокупность правил и результат распределения заданного множества объектов на подмножества в соответствии с признаками сходства или различия []. Различают два метода классификации:

иерархический метод, при котором между классификационными группировками устанавливаются отношения подчинения типа: класс - подкласс - группа - подгруппа - вид и т.д. При такой классификации каждый объект попадает только в классификационную группировку. Глубина иерархии определяется классификационными признаками.

фасетный метод, при использовании которого исходное множество объектов разбивается на подмножества в соответствии со значениями отдельных фасетов. Фасет - набор значения одного признака классификации. Фасеты взаимно независимы. Каждый объект может одновременно входить в различные классификационные группировки.

При проектировании данной информационной системы используется ряд классификаторов, список которых представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Перечень используемых классификаторов

Наименование кодируемого множества объектов

Рабочее наименование

Знач-ность кода

Система кодирования

Система классификации

Вид классификатора

ID зданий и помещений

IDздп

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID инженерной инфраструктуры

IDии

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID незавершенного строительства

IDнс

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID земельных участков

IDзу

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID акций

IDак

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID транспортных средств

IDтс

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID организаций

IDорг

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный

ID прочего движимого имущества

IDпди

6

Порядковая

Отсутствует

Локальный


Используемые общие системы классификаторов облегчают построение и заполнение справочников и на основании их отчетов.

.3.3 Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации

К нормативно-справочной и входной оперативной информации относиться информация, что поступает в систему постоянно, т.е. на протяжении всей жизни программного продукта.

На основании данных документов и вводиться информация в систему. Вся входная информация должна быть достоверной, поэтому перед вводом информации в систему специалист отдела по управлению муниципальной собственностью должен убедиться в правильности заполнения документа и его достоверности. Это необходимо, поскольку вся дальнейшая работа системы строиться именно на входной информации.

Входной информацией для предоставленной БД - это данные об объекте муниципальной собственности. Основными данными об объекте муниципальной собственности являются:

регистрационный номер;

площадь участка;

адрес расположения объекта;

кадастровая стоимость.

Нормативно-справочная информация - условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации []. Другими словами, нормативно-справочная информация - это информационный ресурс отдела по управлению муниципальной собственности Администрации Партизанского городского округа Приморского края, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность отдела.

В учете муниципальной собственности нормативно-справочной информацией является информация об объектах муниципальной собственности, об их кадастровой стоимости, площади и т.д.

Информация, хранящаяся в справочниках, заполняется при внедрении программного продукта в отделе по управлению муниципальной собственностью и в дальнейшем в случае изменения данных (к примеру, кадастровой стоимости объекта) подвергается корректировке, т.е. внесению измененной информации об объекте муниципальной собственности в базу данных. Изменения подкрепляются постановлениями главы Администрации Партизанского городского округа

Вся остальная хранящаяся информация в справочниках практически не изменяется. В случае если информация об объекте устарела, но была внесена в БД, то она подвергается удалению. Данную операцию выполняет специалист отдела по управлению муниципальной собственностью.

.3.4 Характеристика результатной информации

Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений []. Данная информация будет отображаться на мониторе компьютера, а так же при желании выводиться на печать. Результатная информация должна помочь специалистам отдела по управлению муниципальной собственностью в выполнении прямых обязанностей.

Вся результатная информация должна быть в понятном для пользователей (специалистов отдела по управлению муниципальной собственностью) виде и проста для понимания.

При дальнейшей модернизации возможно изменение уже существующей или добавление новой результатной информации.

Также результатной информацией может являться любая информация, содержащаяся в базе данных, и которую возможно просмотреть. Данная информация может помочь при ведении бизнес-процессов отдела по управлению муниципальной собственности Администрации Партизанского городского округа или анализа достигнутых результатов.

Результатная информация для данной системы - список объектов для специалистов отдела по управлению муниципальной собственностью.

2.4 Программное обеспечение задачи

.4.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

Дерево функций представляет собой иерархическую структуру действий, реализованных в информационной системе []. Все действия или функции программного продукта можно разделить на два основных подмножества:

основные функции управления и обработки данных - свойственны как информационным системам любой специализации, так и собственно данной ИС, предназначенной для учета муниципальной собственности.

Данные функции отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Они организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в области учета муниципальной собственности.

служебные функции - идентичны для всех автоматизированных систем управления организацией на современном уровне развития аппаратных и программных средств. Функции этого вида призваны обеспечить безопасность ввода, обработки и хранения информации, облегчить работу с системой, сделать ее наиболее удобной и незатруднительной для конечного пользователя (специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью).

Дерево функций программного продукта представлены в виде схемы (рисунок 2.13).

Рисунок 2.13 - Дерево функций

На данном этапе разработки проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности необходимо также выбрать язык общения системы с конечным пользователем (специалистами отдела по управлению муниципальной собственностью).

Диалог - это процесс обмена сообщениями между пользователем и ИС, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей достаточно оперативна [].

В процессе диалога возможно:

двустороннее управление на базе языка типа «запрос-ответ»;

одностороннее управление со стороны ИС с языком общения типа «меню», «заполнения шаблона», ответа по «подсказке»;

одностороннее управление со стороны пользователя (специалиста по управлению муниципальной собственностью) с использованием языка директив (команд).

При разработке данного проекта система общения с пользователем организована таким образом, что основная часть диалога ведется на языке типа «меню», а заполнение форм входных документов - по «шаблону». Таким образом, происходит одностороннее управление процессом обработки данных со стороны ИС.

Структура сценария диалога в совокупности с деревом функций, которое отражает состав и иерархию функций системы, дает возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

Сценарий диалога представлен на рисунке 2.14.

Рисунок 2.14 - Сценарий диалога

Сценарий диалога состоит из двух логически связанных частей:

основное меню, относящееся к головному, то есть экраны меню, которые видит пользователь, прежде чем приступить к выполнению основных функций, согласно дереву функций.

Основное меню предполагает обязательные действия пользователя при работе с информационной системой.

сервисное меню, которое становится доступным пользователю (специалисту отдела по управлению муниципальной собственностью) после того, как выдана на экран соответствующая форма.

Сервисное меню предполагает возможные действия, одно из которых может являться необязательным к выполнению.

.4.2 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

Программный модуль - это любой фрагмент описания процесса, оформляемый как самостоятельный программный продукт, пригодный для использования в описаниях процесса. Это означает, что каждый программный модуль программируется, компилируется и отлаживается отдельно от других модулей программы, и тем самым, физически разделен с другими модулями программы [].

Схема программных модулей содержит программные модули различных классов:

выполняющие служебные функции;

управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;

модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

Схема взаимосвязи программных модулей представлена на рисунке 2.15.

Рисунок 2.15 - Схема взаимосвязи программных модулей

.4.3 Описание программных модулей

Модуль управления - инициирует вызов и активизацию основных программных модулей системы, содержит меню информационной системы «Saumi».

Модуль проверки пароля - контролирует права доступа и правильности пароля в системе.

Модуль ввода данных предназначен для внесения новых данных об объектах муниципальной собственности.

Модуль обработки данных - модуль, отвечающий за обработку информации.

Данные модули отвечают за работу с объектами муниципальной собственности.

Модуль ведения справочников (БД) - модуль, предназначенный для актуализации (корректировки, добавления, удаления) сведений справочников. Описание программных модулей включает блок-схему алгоритмов основного модуля.

Основным модулем является модуль ввода данных.

На рисунке 2.16 представлена схема ввода данных об объекте.

Рисунок 2.16 - Схема ввода данных об объектах муниципальной собственности

На рисунках 2.17-2.24 представлены схемы алгоритма ввода данных в справочники.

Рисунок 2.17 - Схема алгоритма ввода данных о зданиях и помещениях

Рисунок 2.18 - Схема алгоритма ввода данных об инженерной инфраструктуре

Рисунок 2.19 - Схема алгоритма ввода данных о незавершенном строительстве

Рисунок 2.20 - Схема алгоритма ввода данных о земельных участках

Рисунок 2.21 - Схема алгоритма ввода данных об акциях

Рисунок 2.22 - Схема алгоритма ввода данных о транспортных средствах

Рисунок 2.23 - Схема алгоритма ввода данных об организациях

Рисунок 2.24 - Схема алгоритма ввода данных о прочем движимом имуществе

.5 Технологическое обеспечение задачи

.5.1 Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации

Техническая архитектура информационной системы входит в техническую архитектуру отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края, при этом учитывается наличие уже существующих технических элементов. Подключение к интернету остается на том же уровне.

На сервере размещена серверная часть программного обеспечения, а клиентская - на компьютерах специалистов отдела по управлению муниципальной собственностью, которые непосредственно работают с информационной системой. Через VPN-сервер осуществляется выход в интернет. Через сервер Remote administrator производится ограничение и распределение доступа пользователей.

Техническая архитектура проекта представлена на рисунке 2.25.

Рисунок 2.25 - Техническая архитектура проекта

В программной архитектуре проекта остается то же программное обеспечение, изменений нет.

Под информационной технологией понимается система методов и способов, накопления, хранения, поиска, передачи и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники []. Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа специалистом отдела по управлению муниципальной собственностью и принятия грамотного управленческого решения. Информационная технология связана с процедурами сбора и преобразования информации.

Построение технологического процесса определяется следующими факторами:

особенностями обрабатываемой информации (сведений об объектах муниципальной собственности);

объемом информации;

требованиями к точности и срочности обработки.

Организация технологического процесса должна обеспечить его экономичность, комплексность, надежность функционирования, высокое качество работ. Состав процедур преобразования информации и особенности их выполнения во многом зависят от программного приложения, ведущего автоматизированную обработку информации.

Технологический процесс обработки информации включает в себя следующие стадии:

сбор и регистрация информации;

передача информации;

хранение информации;

обработка информации;

выдача результатной информации [].

На рисунке 2.26 представлены этапы обработки информации в технологическом процессе.

Рисунок 2.26 - Схема этапов технологического процесса

На этапе домашинной обработки в отделе по управлению муниципальной собственностью формируется информация о муниципальной собственности.

Входная информация формируется в виде файла-excel реестра муниципальной собственности. Затем происходит добавление и обновление данных в информационную систему. Данные об объектах муниципальной собственности вводятся ручной операцией в справочники БД.

На следующем этапе формируется список объектов муниципальной собственности, которым могут воспользоваться специалисты отдела для дальнейших действий.

.5.2 Схемы технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации

На рисунках 2.27 представлена схема технологического процесса ввода данных об объекте муниципальной собственности

Рисунок 2.27 - Схема технологического процесса ввода данных об объекте муниципальной собственности

Схема процесса поиска и отображения списка объектов муниципальной собственности представлена на рисунке 2.28.

Рисунок 2.28 - Схема технологического процесса поиска и отображения списка объектов муниципальной собственности

.6 Описание контрольного примера реализации проекта

Работа в автоматизированной информационной системе «Saumi» начинается с ввода имени пользователя и пароля.

После набора имени пользователя и пароля, открывается главное меню (панель Saumi), в котором есть возможность выбрать «Объект», а затем конкретный справочник.

Выбрав конкретный справочник, пользователь (специалист отдела по управлению муниципальной собственностью) заполняет его.

Заполненный, специалистами отдела по управлению муниципальной собственностью, список объектов муниципальной собственности, имеет следующий вид.

Также в программном комплексе Saumi имеется возможность поиска по определенным критериям.

В результате поиска и выбора типа объектов (определенного справочника) пользователь (специалист отдела по управлению муниципальной собственностью) получает возможность визуального просмотра справочника и возможность печати.

Также в программном комплексе «Saumi» есть возможность автоматического формирования отчетов. Для этого специалисту отдела по управлению муниципальной собственностью достаточно выбрать пункт меню «Отчеты».

Таким образом, во второй главе дипломной работы была поставлена задача проектирования системы автоматизации процесса учета муниципальной собственности.

Разработан и описан проект автоматизации, составлен план-график автоматизации в программном приложении GanttProject. Проведен анализ рисков на этапах жизненного цикла. Оценены стоимостные параметры проекта автоматизации. Описана информационная модель, используемые классификаторы.

В результате представлен контрольный пример реализации проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности.

3. Обоснование экономической эффективности проекта автоматизации процесса учёта муниципальной собственности

.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности

Под экономической эффективностью понимается соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса []. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность информационной системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

Экономическая эффективность проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности складывается из двух составляющих:

косвенного эффекта, который, характеризуется увеличением прибыли, обслуживанием большего числа граждан, снижением уровня брака в процессе работы с информацией об объектах муниципальной собственности, уменьшение количества жалоб граждан, снижение материальных затрат

прямого эффекта, который характеризуется снижением трудовых и стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся следующие:

показатель абсолютного снижения трудовых затрат;

коэффициент относительного снижения трудовых затрат;

коэффициент производительности труда.

Абсолютное снижение трудовых затрат (ΔТ) рассчитывается по формуле:

ΔТ=Т0-Тб                                                                             (3.1)

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности по базовому варианту;

Тб - трудовые затраты по базовому варианту.

Коэффициент относительного снижения трудовых затрат (Кт):

Кт=∆T/Tб´100%                                                                           (3.2)

где ΔТ - показатель абсолютного снижения трудовых затрат;

Тб - трудовые затраты по базовому варианту.

Индекс снижения трудовых затрат или коэффициент производительности труда (Yт):

т=Тб/Тп                                                                                (3.3)

где Тб - трудовые затраты по базовому варианту;

Тп - трудовые затраты по предлагаемому варианту.

К стоимостным показателям относятся следующие показатели, рассчитываемые по формулам, аналогичным трудовым затратам.

показатель абсолютного снижения стоимостных затрат;

коэффициент относительного снижения стоимостных затрат;

индекс снижения стоимостных затрат.

Абсолютное снижение стоимостных затрат (∆С) рассчитывается по формуле:

∆С=Сб-Сп                                                                            (3.4)

где Сб - стоимостные затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности по базовому варианту;

Сп - стоимостные затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности по предлагаемому варианту.

Коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (Кс) рассчитывается по формуле:

Кс=∆С/Сб´100%                                                                           (3.5)

где ∆С - показатель абсолютного снижения стоимостных затрат;

Сб - стоимостные затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности по базовому варианту.

Индекс снижения стоимостных затрат (Yc) рассчитывается по формуле:

=Сб/Сп                                                                                  (3.6)

где Сб - стоимостные затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности по базовому варианту;

Сп - стоимостные затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности по предлагаемому варианту.

Также необходимо определить экономический эффект от проекта, т.е. рентабельность и срок окупаемости.

.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта внедрения АИС «Saumi»

Расчет трудовых затрат по базовому и проектируемому варианту.

Базовый вариант.

Объем работы измеряется количеством обработанных данных, которые должен обработать специалист отдела по управлению муниципальной собственностью в существующей системе.

Норма выработки показывает, сколько за один час специалист может обработать данных при базовом варианте решения задачи (в виде документа). В таком случае норма выработки в час составляет 1,5 документа.

Трудоемкость (Тб) определяется делением объема работы на норму выработки.

Тб=1800/1,5=1200 час.

Проектный вариант.

Норма выработки при проектном варианте показывает, сколько специалист отдела по управлению муниципальной собственностью за один час обрабатывает документов с использованием АИС «Saumi» (в виде документа). Норма выработки в час составляет 15 документов.

Трудоемкость (Тп) определяется делением объема работы на норму выработки:

Тп=1800/15=120 час.

Абсолютный показатель снижения трудовых затрат(∆T):

∆T=1200-120=1080 час.

Коэффициент относительного снижения трудовых затрат (Кт):

Кт=1080/1200´100%=90%

Индекс изменения трудовых затрат или повышение производительности труда (Yт):т =1200/120=10

Расчет стоимостных показателей по базовому и проектируемому варианту:

Базовый вариант

Материальные затраты.

В материальные затраты на обработку информации включаются затраты на расходные материалы (канцтовары): скоросшиватели, скрепки, ручки, бумага формата А4. Посчитано, что ежемесячно на это необходимо расходовать 500 рублей.

Картриджи: 1 шт. ´800 руб.=800 руб.;

Итого: 1300 руб. в месяц

Соответственно на год потребуется:

´12 = 15600 руб.

Трудовые затраты.

На одного специалиста ФОТ (Фонд оплаты труда) сотрудника составляет 27000 рублей в месяц.

Фонд заработной платы за год составляет:

´12 = 324000 руб.

Всего затраты на базовый вариант обработки информации составляет:

Сб =15600+324000=339600 руб.

Проектный вариант.

Материальные затраты:

В материальные затраты на обработку информации об объектах муниципальной собственности включаются следующие расходные материалы:

картриджи 1 шт. ´800 руб.=800 руб.;

затраты на бумагу составят 200 руб.

Итого: 1000 руб. в месяц

Соответственно на год потребуется: 1000 руб.´12=10000 руб.

Трудовые затраты.

На одного специалиста ФОТ (Фонд оплаты труда) сотрудника составляет 3375 рублей в месяц.

Фонд заработной платы за год составляет:

´12= 40500 руб.

Накладные расходы и расходы на эксплуатацию в первый год составляют 40000 руб.

Всего затраты на автоматизированную обработку информации об объектах муниципальной собственности составляют:

Сп =10000+40500+40000=90500 руб.

Рассчитаем значение стоимостных показателей:

Абсолютное снижение стоимостных затрат (∆С):

∆С =339600-90500=249100 руб.

Коэффициента относительного снижения стоимостных затрат (Кс).

Кс=249100/339600´100%=73,3%

Индекс изменения стоимостных затрат (Yc):=339600/90500=3,7

Исходя из расчетных показателей были составлены диаграммы (сравнительная диаграмма трудовых затрат и сравнительная диаграмма стоимостных затрат) представленные на рисунках 3.1 и 3.2.

Рисунок 3.1 - Сравнительная диаграмма трудовых затрат

Рисунок 3.2 - Сравнительная диаграмма стоимостных затрат

Также произведем расчет рентабельности и срока окупаемости проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности.

выручку с учетом инфляции;

затраты с учетом инфляции;

налогооблагаемую прибыль;

чистая прибыль;

начисленные денежные потоки;

приведенные денежные потоки;

приведенный кумулятивный денежный поток

рентабельность инвестиций;

срок окупаемости инвестиций.

При этом инвестиции составляют 539100 руб. (инвестиции рассчитаны, исходя из всех этапов жизненного цикла), эксплуатационные затраты без вычета амортизации в первый год 40000 руб. (остальные четыре года 36000 руб.), сбережения в первый год 249100 руб. с повышением каждый год на 10000 руб. Срок действия проекта рассчитан на 5 лет.

В’=С1*Иц                                                                             (3.7)

где В’ - выручка с учетом инфляции;

С1 - сбережения;

Иц - индекс цен.

Выручка с учетом инфляции составит 199000 руб. (на первый год).

Зи=Зэ*Иц                                                                              (3.8)

где Зи - затраты с учетом инфляции;

Зэ - эксплуатационные затраты без вычета амортизации и налога на прибыль;

Иц - индекс цен.

Затраты с учетом инфляции за первый год составят 31600 руб. (в остальные годы затраты с учетом инфляции составят 28400 руб.).

Нп=В’-Зи-А                                                                          (3.9)

где Нп - налогооблагаемая прибыль;

В’ - выручка с учетом инфляции;

Зи - затраты с учетом инфляции;

А - амортизация.

Налогооблагаемая прибыль составит 166300 рублей в первом году эксплуатации с последующим увеличением в следующие годы.

Для первого года сумма налога на прибыль равна 33300 руб. с возрастанием в следующие годы.

Чп=Нп-SНп                                                                          (3.10)

где Чп - чистая прибыль;

Нп - налогооблагаемая прибыль;

SНп - сумма налога на прибыль.

В первый год чистая прибыль составит 133000 руб.

Ндп=Чп+А                                                                            (3.11)

где Ндп - начисленные денежные потоки;

Чп - чистая прибыль;

А - амортизация.

Начисленные денежные потоки составят 134400 руб.

Пдп=Ндп/(1+i)*n                                                                           (3.12)

где Пдп - приведённые денежные потоки;

Ндп - начисленные денежные потоки.

В первый год приведенные денежные потоки составляют 112000 руб.

Приведенный кумулятивный денежный поток - это сумма приведенных денежных потоков за пять лет и равен 438800 руб.

Ри=Пкдп/И                                                                                     (3.13)

где Ри - рентабельность инвестиций;

Пкдп - приведенный кумулятивный денежный поток;

И - инвестиции.

Рентабельность инвестиций составит 0,8 или 80%.

Сои=И/Чп                                                                             (3.14)

где Сои - срок окупаемости инвестиций;

И - инвестиции;

Чп - чистая прибыль.

Срок окупаемости инвестиций составит 3,4 года.

Расчет показателей экономической эффективности проекта представлен на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 - Расчет показателей экономической эффективности проекта

Проанализировав полученные экономические показатели, представленные на рисунках 3.1 и 3.2, а также приведенные в таблице 3.1, можно уверенно говорить об эффективности проектного варианта решения задачи, так как при использовании АИС «Saumi» снижается трудоемкость выполняемой работы на 1080 часов, и позволяет сэкономить 249100 руб. (в первый год). Срок окупаемости проекта 3 года. Следовательно, внедрение автоматизированной информационной системы «Saumi» является очень выгодным для отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа Приморского края.

Итак, в данной главе дипломной работы были проведены расчеты и анализ трудовых и стоимостных показателей проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности, а также экономической эффективности проекта.

В результате были сделаны выводы о прибыльности и сроке окупаемости проекта автоматизации процесса учета муниципальной собственности, путем внедрения АИС «Saumi».

Заключение

В процессе выполнения дипломного проекта был рассмотрена существующая в отделе по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа система учета муниципальной собственности, обоснована необходимость ее автоматизации. Поставленная цель дипломного проекта достигнута, разработан проект автоматизации процесса учета муниципальной собственности, а также внедрена АИС по учету муниципальной собственности «Saumi».

В ходе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:

выполнен анализ деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Партизанского городского округа, в том числе процесса учета муниципальной собственности;

разработан и обоснован проект автоматизации процесса учета муниципальной собственности;

рассчитана экономическая эффективность проекта.

При составлении проекта автоматизации была выбрана каскадная модель жизненного цикла. Разработанный план осуществления проекта занимает 26 дней. Общая стоимость проекта с учетом сопровождения составила 539222,1 рублей. Основные инвестиции денежных средств приходятся на покупку программного продукта «Saumi». Специалисты отдела по управлению муниципальной собственностью прошли обучение в течение двух дней. Рентабельность проекта составляет 0,8. Срок окупаемости 3 года. АИС «Saumi» постоянно обновляется на бесплатной основе, что не позволит программному продукту устареть.

В результате проделанной работы был автоматизирован процесс учета муниципальной собственности. Стало возможным высвобождение работников, что привело к увеличению количества свободного времени, которое специалисты отдела расходуют на работу, связанную с обслуживанием населения и сторонних организаций.

Повысилось количество оформленных договоров с физическими и юридическими лицами, что привело к увеличению финансового потока в бюджет Партизанского городского округа. Уменьшилось количество допускаемых ошибок при проведении стандартных операций учета объектов муниципальной собственности. Модернизирован процесс обработки информации, при этом повысилась степень достоверности информации и степень ее защиты.

Список использованных источников

1.   Александров К. К., Кузьмина Е. Г. Электротехнические чертежи и схемы М.: «Энергоиздат», 2009. - 288 с.: ил.

2.      Бирюков С. А. Муниципальная собственность - М.: «ДМК», 2009. - 240 с.: ил.

.        Брежнева К.М., Гантман Е.И., Давыдова Т.И. и др. Алгоритмизация: Справочник; Под ред. Б.Л. Перельмана - М., 2010. - 656 с., ил.

.        М. Гук Интерфейсы ПК /Энциклопедия. - СПб.: «Питер», 2003. - 528 с.: ил.

.        Петровский И. И., Прибыльский А. В., Троян А. А., Чувелев В. С.. Экономика: Справочник. В двух частях. Часть 1, Часть 2. - М.:ТОО «Бином», 2005. - 496 с.: ил.

.        Романычева Э.Т, Иванова А.К. и другие, Автоматизация: Справочник - М., 2009. - 448 с.: ил. 2-е издание переработанное и дополненное.

Похожие работы на - Проект автоматизации процесса учета муниципальной собственности, путем внедрения АИС 'Saumi'.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!