Банковская система Китая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,48 Мб
  • Опубликовано:
    2014-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковская система Китая

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ

Кита́йская Наро́дная Респу́блика - социалистическое (коммунистическое) <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8> государство <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> в Восточной Азии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F>. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения - этнические китайцы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%8C_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)>, самоназвание -хань); занимает третье место в мире по территории <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8>, уступая России <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> и Канаде <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0>.

Является великой державой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0> - кандидатом-сверхдержавой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0>, постоянный член Совета безопасности ООН <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D>. Одна из ведущих космических держав <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0> мира, обладает крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих, ядерным оружием <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5>.

Является второй экономикой мира по номинальному ВВП <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB)> и первой экономикой мира по ВВП (ППС) <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%9F%D0%9F%D0%A1)>, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82> («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BC>.

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1949_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> правящей партией является Коммунистическая партия Китая <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F> (КПК).


. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ

2.1 Структура банковская системы Китая

В Китайской Народной Республике действует двухуровневая банковская система (рисунок 1 ) На первом уровне находится центральный банк, а на втором - специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками.

Рисунок 1- Банковская система Китая

.2 Народный банк Китая

Народный банк КНР - кредитный, эмиссионный, расчётный и кассовый центр республики, напрямую подчиняется Государственному совету КНР.

Основные показатели представлены в таблице 1

Таблица 1 - Основные показатели деятельности Народного Банка Китая

Наименование

Характеристика

Год основания

1948

Президент

Чжоу Сяочаень (周小川)

Резервы

$3,95 трлн. (март 2014)

Базовая учётная ставка

6,0 %

Базовая депозитная ставка

3,5 %

Ключевая ставка

5,6 %

Валюта

Китайский юань

Золотовалютный фонд

$3,2 трлн.

Активы

$5 трлн. (кон.2013, США - $4 трлн.)


Народный банк Китая должен выполнять следующие функции:

Формулировать и проводить в жизнь монетарную политику в соответствии с законом;

Выпускать денежную массу и контролировать ее обращение;

Разрешать, наблюдать и администрировать деятельность финансовых учреждений в соответствии с существующими положениями;

Осуществлять надзор и контроль над финансовым рынком в соответствии существующими положениями;

Публиковать постановления и правила, касающиеся финансового администрирования и бизнеса;

Хранить, администрировать и осуществлять управление государственным валютным резервом и золотым запасом;

Действовать в качестве финансового агента государства;

Поддерживать нормальный режим платежей, систему клиринговых платежей;

Отвечать за статистику, анализ и составление прогнозов в финансовой отрасли;

Заниматься соответствующей международной финансовой деятельностью в качестве центрального банка КНР;

Выполнять другие функции, возложенные Госсоветом.

Для проведения монетарной политики, Народный банк Китая может выполнять финансовые операции в соответствии с положениями главы IV данного закона.

Народный банк Китая должен ежегодно докладывать в Госсовет о своих решениях, касательно ежегодного выпуска банкнот, процентных ставок, курса зарубежных валют и других важных вопросов, определяемых Госсоветом КНР для одобрения этих решений до приведения их в жизнь.

Народный банк Китая должен немедленно приводить в жизнь свои решения по вопросам, касающимся монетарной политики, не отмеченных в предыдущем параграфе, и докладывать об этом в Госсовет для регистрации.

Организационная структура

В Народном банке КНР должен быть председатель и его заместители. Решение о кандидатуре председателя Народного банка КНР по рекомендации премьера Госсовета, должно быть принято Народным съездом, а в случае, когда сессии съезда не проводится, решение принимает постоянный комитет народного съезда. Назначает и смещает председателя банка Президент КНР. Заместители председателя народного банка КНР должны назначаться и смещаться премьером Госсовета КНР.

Народный банк КНР основывается на системе, при которой председатель принимает на себя полную ответственность. Председатель должен направлять работу Народного банка КНР. Заместители председателя должны помогать ему в работе.

Народный банк Китая учреждает комитет по денежной политике, чьи функции, организационная и рабочая структура должны быть утверждены Госсоветом, о чем необходимо доложить в постоянный комитет Народного съезда для регистрации.

Народный банк Китая должен, как это вытекает из исполнения его функций, учреждать свои филиалы в качестве представительных органов.

Филиалы Народного банка Китая, согласно полномочиям, переданным им Народным банком Китая, должны нести ответственность за контроль финансовых операций, и за проведение соответствующих деловых операций в областях страны, находящихся под их юрисдикцией.

Важнейшую роль в развитии китайской экономики - одной из самых динамично растущих и развивающихся в мире, играет Народный банк Китая. Даже в разгар всемирного кризиса рост экономики составлял до 8% в год, чему способствовали реформы, которые проводил Госсовет КНР совместно с Народным банком Китая. Основными реформами стало проведение валютного регулирования, установившее единые курсы мировых валют к юаню, создавшее единую систему расчетов в валюте, основавшее единый межбанковский рынок и приведшее к росту положительной разницы баланса мировой торговли. Об этом говорят цифры: к концу 2008 года резерв валюты Китая достигал двух триллионов долларов США, что по сравнению с 1978 годом больше в 1300 раз.

После образования республики Народный банк Китая в качестве центрального банка занимался сбережениями граждан и промышленно-торговыми кредитами. Проведенные в 1978 году ряд важнейших реформ в банковской сфере страны дали большие сдвиги в направлении расширения внешних связей, вследствие чего банковское дело стало развиваться стабильнее.

С 1984 года Народный банк Китая начал официально выполнять все функции центрального банка, одновременно осуществляя управление и контроль за банковской системой всей страны.

Во главе банка стоит Председатель, которого представляет на должность Премьер Госсовета КНР и утверждает Всекитайский Съезд Народных Представителей. Структура НБК состоит из 18 функциональных департаментов.

В качестве главного банка Китая НБК является посредником, контролирующим систему взаиморасчетов между финансовыми организациями. Но при всей полноте осуществляемых функций, кредитовать оговоренные заранее нефинансовые организации НБК может только после постановления Госсовета КНР. В других случаях такое кредитование частных лиц, организаций и нефинансовых структур запрещено.

Особенность работы НБК - кредитование банков развития, предоставляющих беспроцентные кредиты. Поскольку банки развития очень слабо вовлечены в работу международного финансового рынка, сотрудничество с международными финансовыми организациями ведется на уровне собственно государства. Ряд аналитиков считает подобную систему устаревшей. Но у Китая свое мнение на этот счет, поэтому влияние банков развития продолжает расти.

Функциями центрального банка наделен Народный банк Китая. Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948 г. на базе слияния Народного банка Северного Китая, Народного Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка. Изначально на НБК были возложены следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Эта система со временем претерпела ряд изменений. Наиболее существенным стало то, что с сентября 1983 г. в соответствии с решением Центрального народного правительства - Государственного совета КНР (Госсовет) - НБК выполняет функции центрального банка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью.

Работой НБК руководит директор. Вопрос о его выборе решается высшим законодательным органом КНР - Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) по представлению премьера Госсовета. В перерывах между сессиями ВСНП решение принимается его Постоянным комитетом (ПК). В этом случае назначение на должность директора НБК и освобождение от нее осуществляет Председатель КНР.

Народному банку Китая отданы следующие полномочия:

‒    разрабатывать и проводить в жизнь финансовую политику, соответствующую закону;

‒             создавать денежную массу, контролируя ее обращение;

‒             регламентировать, отслеживать и администрировать деятельность учреждений финансов в соответствии с существующими в настоящее время положениями;

‒             осуществлять контроль и надзор за финансовым рынком;

‒             хранить, создавать и управлять государственным золотым запасом и валютным резервом;

‒             поддерживать стабильный режим платежей и систему клиринговых платежей;

‒             действовать как финансовый агент государства;

‒             отвечать за анализ, статистику и составление прогнозов в области финансирования;

‒             заниматься финансовой деятельностью международного масштаба в качестве Центробанка КНР;

‒             выполнять прочие функции, возложенные на него Государственным советом Китая.

Несмотря на передачу надзорных функций за банками Комитету по надзору за деятельностью банков, Национальный банк Китая сохранил право издавать законы, касающиеся сферы банковской деятельности.

В соответствии с Решением «О выполнении функций регулирования и надзора Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая вместо Народного банка Китая», принятым Постоянной комиссией Национального народного конгресса в апреле 2003 г., была создана Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (КРБД). В соответствии с Законом Китайской Народной Республики (КНР) «О банковском регулировании и надзоре», принятом в декабре 2003 г., КРБД ответственна за регулирование и надзор финансовых институтов, принимающих вклады, выдающих кредиты, проводящих расчеты по счетам и осуществляющих другую деятельность в соответствии с Законом КНР «О коммерческой банковской деятельности» и Законом КНР «О Компании».

НБК управляет денежной политикой государства, применяя следующие регуляторы:

формирование установленных пропорций требований отчислений в депозитный резервный фонд от кредитно-денежных организаций;

определение базовой процентной ставки центрального банка;

осуществление переучета векселей кредитно-денежных организаций, открывших счета в НБК;

предоставление кредитов коммерческим банкам;

покупка и продажа на открытом рынке облигаций государственного займа, других правительственных облигаций и валюты.

Как уже отмечалось, НБК управляет государственной казной и может по поручению финансовых ведомств Госсовета начать эмиссию и реализацию кредитно-денежным организациям облигаций государственного займа и других правительственных облигаций, а также, при наличии потребности, он может открывать счета кредитно-денежным организациям, но не должен производить овердрафт по их счетам. НБК организует систему расчетов между кредитно-денежными организациями и предоставляет услуги по осуществлению расчетов. При этом конкретные методы расчетов определяются НБК. Кроме того, в соответствии с потребностями реализации денежной политики НБК может принимать решения по объемам, срокам, процентным ставкам и формам кредитования коммерческими банками (срок кредита при этом не должен превышать одного года).

НБК регулирует деятельность кредитно-денежных организаций и осуществляет надзор за их операциями. Он рассматривает вопросы создания, преобразования, прекращения деятельности кредитно-денежных организаций и утверждает перечень проводимых ими операций, а также осуществляет руководство и контроль в отношении кредитно-денежных операций государственных банков.

Реализуя свои контрольные полномочия, НБК имеет право:

проводить ревизию, проверку и контроль кредитно-денежных организаций по вопросам состояния депозитов, кредитов, расчетов, безнадежных долгов;

осуществлять проверку и контроль в том случае, если кредитно-денежные организации повышают или понижают процентную ставку по депозитам или кредитам, нарушая установленные нормативы;

требовать от кредитно-денежных организаций предоставления в установленном порядке данных об активах и пассивах, доходах и убытках и других сведений и материалов финансово-учетного характера.

В числе многочисленных полномочий НБК особого внимания заслуживает так называемое принятие управления коммерческим банком.

Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, то НБК может принять на себя управление данным банком.

Принимая на себя управление коммерческим банком, НБК начинает проводить по отношению к нему необходимые меры, призванные защитить интересы вкладчиков и восстановить способность коммерческого банка к нормальному хозяйствованию. Вопрос о принятии управления решает НБК, он также оповещает о решении и организует его исполнение. Реализация такого управления осуществляется со дня принятия соответствующего решения. По завершении срока управления он может быть продлен по решению НБК (при этом максимальный срок управления не должен превышать двух лет).

Принятие управления прекращается либо по истечении установленного решением НБК срока управления, либо после восстановления способности коммерческого банка к нормальной хозяйственной деятельности, либо при слиянии коммерческого банка или объявлении его банкротом в соответствии с законом до истечения срока управления.

.3 Коммерческие банки

Коммерческие банки при реформе банковской системы КНР преобразованы из четырех специализированных государственных банков, оставаясь государственными с косвенным контролем правительства за их деятельностью.

В настоящее время все банки Большой пятерки являются диверсифицированными коммерческими банками, работающими в различных областях. Общая величина активов превышает 3,8 трлн. долл. У них более 200 тыс. отделений и около 1,5 млн. занятых. Для выполнения целевых заданий правительства в 1994 году были созданы три специализированных государственных банка: Государственный банк развития, Сельскохозяйственный банк развития и Экспортно-импортный банк Китая. Они не принимают депозиты, а занимаются кредитованием долгосрочных проектов за счет выпуска облигаций и кредитов других банков. Вторая группа банков (около 14% активов) в китайской статистике называется «акционерные коммерческие банки» (хотя 4 из Большой пятерки также акционерные). Почти все - государственные (точнее, с государственным контролем).

Количество городских коммерческих банков выросло за 2003-2007 годы с 80 до 124, городских и сельских кооперативов, наоборот, сократилось в несколько раз.

В соответствии с законодательством КНР, учреждение коммерческого банка осуществляется после рассмотрения этого вопроса НБК и утверждения им конкретного решения. Без этих процедур никаким организациям и отдельным лицам не разрешается заниматься привлечением общественных депозитов и другими операциями, входящими в компетенцию КБ, при этом организации не имеют права использовать слово «банк» в своем названии.

В настоящее время минимальный объем уставного капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд. юаней, для городского кооперативного банка - 100 млн. юаней, для сельского кооперативного банка - 50 млн. юаней. Уставный капитал должен быть фактически внесенным капиталом. Народный банк Китая может регулировать минимальный объем уставного капитала, но только в сторону увеличения вышеуказанных сумм.

В вопросах определения организационных форм и организационной структуры, равно как и при разделении и слияниях КБ, применяются положения Закона КНР от 29 декабря 1993 г. «О компаниях». При этом раздел и слияния КБ должны рассматриваться и утверждаться НБК.

В пределах территории КНР коммерческим банкам запрещается:

заниматься поручительскими инвестициями и операциями с акциями;

осуществлять инвестиции в недвижимость, не предназначенную для собственных нужд;

вкладывать средства в небанковские кредитно-денежные организации и предприятия.

Последняя мера призвана способствовать сосредоточению усилий КБ на улучшении качества традиционных для них операций.

При краткосрочном межфилиальном и межбанковском кредитовании банки должны соблюдать установленные НБК сроки, не превышающие 4 месяца. При этом запрещено использовать средства, полученные по межфилиальному краткосрочному кредитованию, для кредитования основных фондов или осуществления инвестиций.

При проведении операций с депозитами КБ должен предлагать процентную ставку в пределах норматива НБК, производить отчисления в резервный фонд НБК и создавать фонд обеспечения обязательных платежей.

По законодательству КНР при кредитовании КБ должны соблюдать установленные пропорции между активами и пассивами; по коэффициенту достаточности капитала (не ниже 8%); по соотношению между остатками кредитов и остатками депозитов (не выше 75%); по соотношению между остатком ликвидных активов и ликвидных пассивов (не ниже 25%); помимо этого остаток кредитов одному и тому же заемщику не должен превышать 10% собственного капитала КБ.

КБ Китая можно разделить на две большие группы:

А) Государственные коммерческие банки

1. Торгово-промышленный банк Китая (Industrial And Commercial Bank Of China Limited, ICBC) <#"786566.files/image003.gif">

Рисунок 2 - Структура финансовых институтов китайской банковской сферы

Что касается структуры финансовых институтов, то выделяется заметное превалирование банков над другими финансовыми институтами (77%). На втором и третьем месте - фьючерсные и финансовые компании, соответственно занимающие 5% и 4% доли от всех финансовых институтов Китая

В целом, анализ современного состояния банковской системы КНР свидетельствует о важных достижениях за счет реформ, позволивших Китаю эффективно адаптироваться к требованиям глобальной рыночной экономики, минимизировать издержки мирового финансового кризиса. Впрочем, существующие на данный момент риски и проблемы указывают на незавершенность производимых преобразований и позволяют судить о направленности дальнейшего реформирования.

Прежде всего речь идет о расширении каналов и масштабов финансирования сельской экономики, которые с каждым годом увеличиваются. Также стоит принципиально улучшить доступ к кредитным ресурсам для предприятий малого и среднего бизнеса. Этому могло бы способствовать развитие сети малых и средних волостных и поселковых банков. Важное значение имеет рыночное реформирование банковской процентной ставки, предполагающее расширение возможностей коммерческих банков самостоятельно влиять на ее уровень и динамику. Еще далеко не полностью реализованы возможности совершенствования системы корпоративного управления и риск-менеджмента в банковской сфере КНР.

Между тем, стоит отметить удивительно быстрое развитие онлайн-банкинга и упрощения мобильных финансовых сервисов, создающих новую эру "жизни без карт" ("Cardless life").

.3. Основные графики финансовых показателей

. Соотношение количества банков в России и Китае


2. Структура банковской системы в России и Китае (2013 год)


. Структура рынка в России и Китае (в % от совокупных активов ком. банков



4. Структура банковского сектора (2006-2012 года)


. Валюта балансов банковских групп (2006-2012 года)








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Головнин М.Ю. Банковская система Китая на фоне других переходных банковских систем //Вопросы экономики. 2003. № 12. С.137-144.

. Кирдина С.Г., Кондрашова Л.И. (ред.). Институциональный анализ китайской модели:теоретическая дискуссия и прогноз // Вестник научной информации. 2010. № 3. (М.: Ин-тэкономики РАН).

Похожие работы на - Банковская система Китая

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!