Банки и банковская система

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банки и банковская система














Банки и банковская система

1. Происхождение и сущность банков

банк кредитный рыночный

Банки - удивительное изобретение человечества и непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Их история уходит в глубину веков, а сфера деятельности не знает ни географических, ни национальных границ. Начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковской деятельности. Степень зрелости развития банковской системы всегда соответствовала развитости товарно-денежных связей в экономике.

О банках и банковской деятельности написано множество книг, тем не менее, дискуссия о времени возникновения банков, о понимании их специфической роли в экономике различных исторических формаций продолжается до сих пор.

Историки говорят о том, что первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии капитализма, в период становления государства на этапе достаточно оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений. Последние, как известно, существовали уже в рабовладельческом обществе. В Древнем Риме были зафиксированы первичные нормы банковского и кредитного права. Согласно этим нормам, в III в. до н.э. римские банки, специализировавшиеся на меняльном деле, получали разрешение на ведение кредитных операций.

Первые банки обладали большим набором функций и обслуживали не только потребительские нужды. Перечень их кредитных сделок был немалым. В Вавилоне, например, банки предоставляли кредиты, покупали и продавали земельные участки, выполняли ряд других операций, даже поставляли рабынь в публичные дома.

Слово «банк» происходит от итальянского «banco», означающего стол. Такие столы - banco устанавливались на многолюдных площадях, где происходила оживлённая торговля товарами.

В торговле использовались разнообразные монеты, которые чеканились как государствами, так и городами и даже отдельными лицами, - единообразной денежной системы не существовало. Имели хождение монеты различной формы, достоинства, причём нередко ниже нарицательной цены, указанной на них. В этом денежном многообразии требовались специалисты, которые бы разбирались во множестве обращающихся монет, могли бы оценить их и дать совет по их обмену. Таковыми являлись менялы. Они то обычно и располагались со своими особыми столами на рыночной площади, где происходила торговля.

Первые банки, как отмечают многие авторы, возникли на основе меняльного дела. Примечательно, что уже первые банкиры поняли: если накапливаемые огромные богатства лежат без движения, они непроизводительны, в то время как от них, оказывается, можно было бы получать существенную пользу и выгоду. Надо только денежные средства отдавать во временное пользование или открывать самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли, заморские товары, дома, драгоценные вещи, рабы.

Уже в те времена наряду с кредитными операциями постепенно получали развитие и расчёты по обслуживанию вкладчиков. Они производились с помощью так называемого «трансферита», т. е. переноса денежных средств с одной таблицы (счёта) на другую. Каждый вкладчик в древнем банке имел свой личный документ - таблицу с обозначением его имени. Если вкладчик сдавал свои свободные деньги в банк на хранение, то ему уже не нужно было лично платить в том или ином случае, все платежи за него выполнял опытный банкир, у которого находились вклад и таблица с именем вкладчика. Денежные средства одного вкладчика переносились в таблицу другого, образуя простейшие формы безналичных расчётов. При этом вначале необходимо было личное устное распоряжение клиента о перечислении денежных средств, затем появились «письменные приказы», которые облегчали и ускоряли взаимные платежи.

Преимущества банков были настолько очевидны, что они не могли не привлечь внимания деловых людей. Постепенно банки стали выполнять работу доверителей по составлению договоров между клиентами, а также выступать посредниками в торговых сделках.

Прогресс в банковском деле привёл к тому, что для облегчения расчётов стали выпускаться банковские билеты, которые обращались наравне с полноценными деньгами. Достоверным считается, что хотя вексельными операциями древние банкиры не занимались, тем не менее существовали кредитные письма за платежом к банкиру.

По свидетельству историков, первые денежные банковские операции выполняли как отдельные лица, так и храмы, где концентрировались и надёжно хранились значительные денежные средства.

Знаменитыми греческими храмами, где хранились богатства, были Эфесский, Дельфийский, Делосский, Самосский, - они представляли собой своеобразные банковские учреждения. В храме Артемиды в Эфесе - одном из семи чудес света - сосредоточивались вклады со всего малоазиатского побережья, в храме Аполлона в Дельфах концентрировались свободные денежные средства Греции.

Постепенно с развитием торговли и судоходства банковское дело вышло за пределы греко-римской цивилизации и переместилось в северную и западную Европу, в новые мировые центры торговли. Банки, являвшиеся предшественниками капиталистических банков, возникли в Амстердаме (1609 г.), Гамбурге (1619 г.), в других городах Западной Европы. Главными функциями банков были приём вкладов от торговцев и производство расчётов между ними, а также предоставление кредитов полноценными деньгами. Такие функции, как выпуск банкнот и создание вкладов, использование которых основано на обращении чеков, для них не были присущи. Таким образом, это была примитивная форма банковского дела, которая ещё не знаменовала эпоху в развитии современного кредитного дела.

По мере развития торговли и товарообмена повышалось значение денежных расчётов и кредита, что объективно вызвало необходимость их централизации. Централизация расчетов упрощала и удешевляла их производство, централизация предложения и спроса на кредит облегчала для кредитора превращение денег в ссудный капитал, а для заёмщика - удовлетворение спроса на кредит. Необходимость в централизации расчётов и кредита привела к образованию банков и появлению особой, банковской формы предпринимательской деятельности.

В Англии банки начали возникать в XYII в. Первыми банкирами в Лондоне были менялы, а на периферии - торговцы. Банкиры принимали деньги на хранение и предоставляли кредиты. Они практиковали выпуск своих обязательств в качестве дополнительного источника кредитных ресурсов и на основании письменных распоряжений вкладчиков переводили вклады на счета кредиторов.

Наряду с индивидуальными банками в конце XYII в. появились первые акционерные банки. В 1694 г. был создан Банк Англии, в 1695 - Банк Шотландии. В XYIII в. появляются банки и в других странах. Однако в мануфактурный период развития капитализма рост количества банков был медленным. Начало быстрому росту банков было положено промышленным переворотом, вызвавшим бурное развитие капитализма. Так, в Англии в 1750 г. периферийных банков было не более 12, в 1790 г. - от 300 до 400, а в 1810 г. - свыше 700.

Банк - это особый вид предприятия, организующего движение ссудного капитала. Поскольку ссудный капитал - это товар особого рода, то и продуктом данного предприятия является товар особого рода: деньги, платёжные средства, услуги денежного характера.

Как особое предприятие банк получает прибыль от своих операций, источником которой является разница в процентных платежах по вкладам и кредитам.

С ростом платёжного оборота повышается роль банков как расчётных центров. Они превращаются в кассиров промышленных, торговых и других предприятий, осуществляют по их поручениям платежи, взыскивают долги. Мобилизуя мелкие сбережения, банки расширяют базу накопления капитала и способствуют развитию производства.

Сущность банка проявляется при выполнении им следующих функций (Рисунок 8).




Рисунок - Основные функции банков

Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал - одна из старейших функций банков. Банки концентрируют значительную часть образующихся в хозяйстве накоплений и сбережений. Внесённые в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента. По текущим счетам процент не уплачивается, вместо этого банк бесплатно выполняет для клиента разнообразные услуги по переводу и выплате денег. С другой стороны, аккумулированные банком денежные средства создают базу для проведения банком активных операций и, прежде всего, превращаются в ссудный капитал.

Сущность функции банков как посредников в кредите состоит в том, что они, принимая вклады, концентрируют временно свободные денежные средства предприятий и всех слоёв общества, а затем предоставляют их в кредит тем, кто в них нуждается. Таким образом, происходит перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли хозяйства к другой. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся у одного субъекта и аккумулируемые банком ресурсы не совпадают с потребностями другого субъекта. Банк имеет возможность изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Благодаря данной функции банки создают централизованный рынок ссудных капиталов, облегчая процесс превращения временно свободных денежных средств в ссудный капитал.

Весьма важной функцией банков является выпуск кредитных орудий обращения (банкнот, чеков). Благодаря банкнотному и чековому обращению создаются возможности полной замены полноценных денег в функциях средств обращения и платежа, что придаёт денежному обращению необходимую эластичность. С их помощью преодолевается узость металлического денежного обращения и создаётся возможность регулирования объёма платёжных средств в соответствии с потребностями товарного оборота. Банки сами создают вклады в процессе выдачи ссуды. Предоставляя кредит, банк зачисляет деньги на счёт с правом выписки чеков в пределах остатка на счёте. В этом случае выдача кредита предшествует открытию вклада. На основе вклада возникают чеки. По требованию клиента могут быть выплачены и наличные деньги - банкноты. Запись банка на счёт клиента, не сопровождающаяся предварительным взносом денег, называется мнимым вкладом, в отличие от реального вклада, образуемого за счёт действительного взноса денег. Различие между мнимыми и реальными вкладами практически отсутствует и отделить мнимый вклад от реального почти невозможно: взнос в банк наличных денег может основываться на создании мнимого вклада в другом банке.

Вместе с тем в условиях отсутствия размена банкнот на золото характерным является неизбежное обесценение банкнот и всей денежной массы, так как банкнотная и депозитная эмиссии осуществляются не только для кредитования товарооборота, но и непроизводительных расходов государства.

Функция посредничества в платежах сводится к тому, что предприятия, помещая свои средства на счета в банк дают письменные поручения банку на перевод средств другому лицу на его счёт, открытый в этом или другом банке. Форма данного поручения определяется особенностями национального платёжного оборота. Благодаря посредничеству банков в платежах, основная масса платежей осуществляется безналичным путём. В современных условиях платежи наличными в основном имеют место в розничной торговле, где в последнее время всё больше внедряются и безналичные расчёты. С этой целью банки практикуют выдачу своим вкладчикам пластиковых карточек, чековых книжек, оплату которых они гарантируют независимо от состояния текущего счёта лица, расплатившегося таким документом.

Безналичные платежи обеспечивают огромную экономию на издержках обращения денег, сокращают до минимума затраты, связанные с расчётными операциями и ускоряют осуществление платежей. Всё это обеспечивает владельцам денег получение большей массы и нормы прибыли.

Кроме рассмотренных, основных банки выполняют целый ряд других функций. Они осуществляют кредитование предприятий и государства путём покупки акций и облигаций; выполняют доверительные операции для предприятий и физических лиц; консультируют и предоставляют сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для клиентов.

. Понятие и характеристика банковской системы

Совокупность банков государства образует его банковскую систему. Структура банковской системы во многом определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, господствующими формами собственности, экономическим положением страны.

Понятие «банковская система» в экономической литературе определяется по-разному. Так, в финансово-кредитном словаре под банковской системой понимается «совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определённый исторический период; составная часть кредитной системы». Некоторые авторы указывают на возможность двоякого толкования банковской системы: с одной стороны, это сеть финансово-кредитных учреждений, а с другой стороны, - совокупность кредитных и расчетных отношений.

В учебнике «Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И. Лаврушина банковская система представлена как совокупность следующих элементов: банки, специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (2003 г.) отмечается, что банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Вероятно, данное толкование не случайно, поскольку система - это целое, составленное из частей, соединение.

Сущность банковской системы определяется характером взаимодействия составляющих её элементов. Исходя из этого, выделяют следующие типы банковских систем: распределительная централизованная банковская система; рыночная банковская система.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. В данной системе существует множественность банков разнообразной формы собственности с децентрализованной системой управления. Между ними распределены эмиссионные и кредитные функции. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные кредитные организации. Банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам банков. Банковская система как элемент рыночной экономики может быть только двухуровневой. Необходимость создания такой структуры обусловлена характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения финансовыми ресурсами, и это обеспечивается кредитными организациями. С другой стороны необходимо определённое государственное регулирование и контроль, что требует особого института, проводника государственной денежно-кредитной политики - центрального банка.

Различия между двумя типами банковской системы можно установить по следующим критериям: по типу собственности; по степени монополизации; по количеству уровней системы; по характеру системы управления; по характеру банковской политики; по характеру взаимоотношений банков с государством; по характеру подчинённости; по выполнению эмиссионной и кредитной операции; по способу назначения руководителей банка.

банк централизованный распределительный

Таблица - Различия между распределительной централизованной и рыночной банковскими системами

Централизованная банковская системаРыночная банковская система1. По типу собственностиГосударство - единственный собственник на банкиМногообразие форм собственности на банки2. По степени монополизацииМонополия государства на создание банковМонополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк3. По количеству уровней системыОдноуровневая банковская системаДвухуровневая банковская система4. По характеру системы управленияЦентрализованная (вертикальная) схема управленияДецентрализованная (горизонтальная) схема управления5. По характеру банковской политикиПолитика единого банкаПолитика множества банков6. По характеру взаимоотношений банка с государствомГосударство отвечает по обязательствам банковГосударство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства7. По характеру подчинённостиБанки подчиняются правительству, зависят от его деятельностиЦентральный банк подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчётны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не Правительству8. По выполнению эмиссионной и кредитной операцииКредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)Эмиссионные операции сосредоточены только в центральном банке, операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки9. По способу назначения руководителей банкаРуководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управленияРуководитель центрального банка утверждается парламентом. Председатель (президент) коммерческого банка назначается его советом

Банковская система, несмотря на множественность представленных в ней элементов, образует единое целостное образование. Деятельность системы организована таким образом, что в случае необходимости один банк может воспроизвести специфику другого банка. Так, банкротство одного банка не лишает дееспособности всю банковскую систему, появляется банк, который может выполнять банковские операции и услуги. События августовского кризиса 1998 г. в России подтверждают данный тезис. Несмотря на банкротства многих банков, целостность банковской системы сохранилась, возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике были быстро восстановлены.

Можно предположить, что если даже в банковской системе исчезает центральный банк, то вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платёжных средств совершать расчётные, кредитные и другие банковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и коммерческим банкам.

Банковская система как целое постоянно находится в динамическом состоянии, она развивается и совершенствуется.

Это характеризуется как количественными, так и качественными параметрами деятельности банков. Меняется количество действующих банков, уменьшается число мелких банков. Появляются крупные банки с достаточным размером капитала, что, несомненно, влияет на улучшение инвестиционного климата в стране, ускорение экономического роста. Внутри банковской системы появляются и развиваются новые формы взаимодействия и сотрудничества. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, покупают и продают денежные ресурсы друг другу, занимаются финансированием совместных проектов. Для координации деятельности кредитных организаций, удовлетворения научных и профессиональных интересов банки могут создавать союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги.

Считается, что банковская система выступает как система закрытого типа. Несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических бюллетеней, информационных справочников, существует банковская тайна.

По закону банки гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Безусловно, в полном смысле считать банковскую систему закрытой нельзя. Она активно взаимодействует с внешней средой, другими системами, пополняется новыми элементами, характеристиками и свойствами.

Банковская система обладает характером саморегулирующейся системы. Изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации приводит к изменению политики банка. В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает объёмы и сроки кредитования. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности, банки активизируют свою деятельность по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, увеличивают объёмы и сроки кредитования. Банки, не учитывающие ситуацию в экономической политике, состояние денежных рынков, неизбежно оказываются в трудном финансовом положении, несут убытки, теряют клиентов и, в конечном счёте, становятся банкротами.

Банковская система является управляемой системой. Банки как юридические лица функционируют на основе банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами и требованиями, устанавливаемые центральным банком, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций. Центральный банк проводит независимую денежно-кредитную политику, направленную на поддержание покупательской способности национальной денежной единицы, стабильное функционирование банковской системы.

Банковская система как совокупность банков на практике представлена их значительным многообразием. В зависимости от предложенного критерия их можно классифицировать следующим образом:

По форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Государственным является Банк Англии. Государственными могут быть и коммерческие банки. Так, доля государства в трёх российских банках составляет 100% - это Российский сельскохозяйственный банк, Российский банк развития регионов, Внешэкономбанк.

Акционерными могут быть банки с участием и без участия государства. Данная форма собственности присутствует и у частных банков и у центральных (по международной терминологии понятие частного банка относится не столько к банкам, принадлежащим частным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам.

По правовой форме организации банк может быть: а) открытым или закрытым акционерным обществом; б) обществом с ограниченной ответственностью (или дополнительной ответственностью).

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные и депозитные. Эмиссионными являются все центральные банки, это их старейшая и самая важная функция.

Система депозитных учреждений включает коммерческие банки и сберегательные учреждения. Различия между ними состоят в правовом регулировании. Коммерческие банки имеют право привлекать денежные средства на счета и не ограничены в возможности предоставления коммерческих ссуд Сберегательные учреждения ограничены предоставлением ссуд своим клиентам, которые должны быть частными лицами, а не компаниями.

К сберегательным учреждениям относят сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации и кредитные союзы. Сберегательные банки и ссудо-сберегательные ассоциации размещают значительную часть активов в ипотечные ссуды и связанные с закладными финансовые инструменты. В отличие от них кредитные союзы главным образом предоставляют потребительские ссуды своим членам.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные банки могут выполнять весь перечень банковских операций, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности как юридических, так и физических лиц. Современный универсальный банк, отвечающий по уровню развития мировым стандартам, может предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов.

В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определённых видах операций (инвестиционные банки, ипотечные, сберегательные, внешнеторговые, отраслевые).

Инвестиционные банки - это банки, размещающие свои ресурсы в долгосрочные ценные бумаги корпоративных клиентов, а также оказывающие таким клиентам посреднические услуги по выпуску и размещению их ценных бумаг.

Ипотечные банки - это банки, которые занимаются кредитованием под залог недвижимости.

Сберегательные банки - это банки, которые преимущественно работают с физическими лицами.

Внешнеторговые банки - это банки, обслуживающие внешнеторговые связи. В большинстве развитых стран они являются государственными и выполняют поручения правительства. Например, в России это Внешэкономбанк, Российский экспортно-импортный банк, Внешторгбанк РФ.

В России декларируется необходимость развития банков в рамках универсального статуса, позволяющего снижать риски за счёт диверсификации услуг, обеспечивать комплексность обслуживания клиентов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации.

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

По территории деятельности банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, федеральные, международные.

По размерам капиталов и масштабам деятельности можно выделить мелкие, средние и крупные банки.

Наличие в банковской системе банков с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Считается, что только крупные банки могут влиять на улучшение инвестиционного климата в стране. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны присутствовать на рынке. Малые банки успешно обслуживают малый и средний бизнес, оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов.

степень зрелости товарно-денежных отношений;

общественный и экономический строй;

правовые основы.

Как известно, банки осуществляют свои операции преимущественно в денежной форме.

Поэтому количество банков и содержание банковской деятельности определяется развитостью товарно-денежных отношений, торговли, объёмами денежных расчётов. По мере оживления и формирования торгового и денежного оборотов, торговля деньгами становится самостоятельным, специфическим видом деятельности. Увеличение масштабов производства и обмена между товаропроизводителями приводит к дополнительному спросу на банковские услуги.

Общественный и экономический порядок неизбежно определяют характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения и не стимулируются накопления, банки не смогут мобилизовать свободные ресурсы. Если экономические отношения организуются по распределительной системе, то у банков отсутствуют интересы для развития своей деятельности (как, например, это было при социализме). Политическая конъюнктура может влиять на принятие решений об открытии банков, их филиалов в регионе и в целом в стране. Естественное для банков внедрение новых технологий и продуктов может сдерживаться консерватизмом членов общества, их представлениями о ценностях и морали.

Заметное влияние на развитие банковской системы оказывает законодательная база страны. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция сосредоточена на выпуске денег в обращение и укрепления их платежеспособности. В ряде стран банкам запрещается выполнять определённые операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы предприятий. В некоторых странах банкам не разрешено заниматься страхованием. В США действует система двойного подчинения, когда образовать банк могут как власти отдельных штатов, так и федеральное правительство. Законодательство оказывает воздействие на банковскую систему, вводя не только запреты и ограничения. В соответствии с законом могут создаваться банки, призванные содействовать развитию той или иной отрасли хозяйства.

Кроме того, законодательство может создавать либо препятствовать развитию конкурентной среды в банковской сфере. В законодательстве стран с рыночной ориентацией содержатся специальные положения, сдерживающие образование монополизма в банковской среде, поскольку считается, что монополизм как антипод конкуренции не содействует развитию банковского рынка.

Наличие необходимого числа самостоятельных банков в стране, её отдельных регионах создаёт определённую среду, в которой банки вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, внедрять новые продукты.

Развитие банковской системы можно рассматривать в историческом аспекте и с позиций её современного состояния. Основным фактором, оказывающим влияние на развитие банковского сектора является макроэкономическая ситуация в стране. Рост производства товаров и услуг, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности, стабильная ситуация на финансовых рынках увеличивают совокупные активы банков, их капиталы. Происходит рост ресурсной базы банков за счёт средств предприятий и населения. Спрос на банковские продукты существенно возрастает. Таким образом, деятельность банковской системы приобретает стабильный характер. Напротив, в условиях экономической нестабильности, сопровождающейся инфляцией, дефицитом бюджета развитие банков дестабилизируется. Размер банковских ресурсов сокращается, уменьшаются объёмы операций по обслуживанию реального сектора экономики. В условиях инфляции обесценивается капитальная база банков, падают доходы от кредитных операций.

Дефицит бюджета зачастую приводит к его покрытию за счёт дополнительной эмиссии денег, что ещё больше дестабилизирует денежный рынок.

На состоянии банковской системы отражаются и политические факторы. Развитие частной собственности и рыночных отношений содействует росту банковского капитала, увеличению численности кредитных учреждений. Неопределённость политических мотивов приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу.

В мировой практике существует термин - политические риски, в соответствии с которыми страны ранжируются по отношению друг к другу. Странам с высоким рейтингом политического риска, как правило, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

. Банковская система России

Зарождение кредитных организаций в России относится к середине XVIII в. В 1729 г. Монетная контора, которая занималась исключительно чеканкой монет, получила право предоставлять ссуды под залог золота и серебра. До этого момента кредитных учреждений в России не существовало.

Монетная контора кредитовала преимущественно лиц, приближённых к царскому двору. Однако развитие Российской империи диктовало необходимость обслуживания более широкого круга заемщиков. В связи с этим в 1754 г были созданы Дворянский заёмный банк для кредитования дворян под залог имений, золота и серебра и Купеческий заёмный банк для кредитования купцов под залог товаров с конторами в Москве и Санкт-Петербурге.

Банковское дело в России на начальном этапе организовывалось достаточно тяжело. Созданные банки не осуществляли приёма вкладов от своих клиентов, а в качестве источника средств для кредитования использовали государственную казну. При этом большинство выданных кредитов не возвращалось, механизм взыскания задолженности практически отсутствовал, и через некоторое время и Дворянский и Купеческий банки были упразднены.

Война с Турцией и вызванный этим дефицит государственного бюджета, привели к необходимости эмиссии бумажных денег (ассигнаций). С этой целью в 1769 г. были учреждены два ассигнационных государственных банков (в Москве и Санкт-Петербурге). Их создание послужило толчком к оживлению кредитного дела в России. В скором времени возник целый ряд государственных банков и других кредитных учреждений, которые в качестве источника средств для кредитования уже использовали не только ресурсы казны и добровольные пожертвования, но и средства вкладчиков. С 1770 г. кредитные организации приступили к осуществлению вкладных операций в неограниченном масштабе.

Российская банковская система того времени и вплоть до середины XIX в. характеризовалась двумя отличительными чертами: а) монополией государства в банковской сфере; б) специализацией кредитных учреждений в обслуживании определенных сословий.

Помимо Ассигнационного банка, функция которого заключалась исключительно в эмиссии бумажных денег, ведущими банками общегосударственного значения в то время были Государственный заёмный банк, осуществлявший долгосрочное кредитование преимущественно дворянского сословия под залог недвижимости, Вспомогательный банк для дворянства, предоставлявший ссуды на срок до 25 лет для выкупа имений, Государственный коммерческий банк, кредитующий купцов посредством учета векселей и выдачи подтоварных ссуд.

Наряду с этими банками существовали местные кредитные учреждения, различные Сохранные, Ссудные, Вдовьи казны, а также Приказы общественного призрения. Они функционировали при губернских депутатских собраниях в качестве губернских банков, но напоминали благотворительные организации, поскольку предоставляли ссуды под очень низкие проценты и на весьма длительные сроки (вплоть до 36 лет).

Помимо этого, с начала XIX в. началось активное создание организаций мелкого кредита широким слоям населения. Массово создавались коммунальные, вспомогательные и сберегательные кассы крестьян, удельные крестьянские банки, общества взаимного кредита.

С середины XIX в. в России активно начинают распространяться идеи экономического либерализма, т. е. невмешательства государства в экономику. Утверждается мнение о предпочтительности системы частных, свободных от правительственного вмешательства банков и необходимости создания такой системы.

В 1860 г. произошло значительное реформаторское преобразование. Было принято решение о ликвидации всех государственных банков и передаче их средств и обязательств вновь образованному Государственному банку Российской империи, при поддержке которого стали создавать частные коммерческие и ипотечные банки.

Необходимо отметить, что Государственный банк Российской империи ещё в течение 30 лет не являлся ни эмиссионным центром страны, ни банком банков. Он осуществлял всё те же банковские операции, что и частные банки, которых к 1874 г. насчитывалось уже около 40.

Однако вскоре обнаружилось, что деятельность частных коммерческих банков стала ограничиваться сомнительными спекулятивными операциями в целях увеличения оборота банковского капитала. Банковская система перестала способствовать развитию промышленности, торговли, мелкого промысла. Со временем началась волна банкротств. С 1875 по 1884 г. разорились 7 частных коммерческих банков и 52 общественные кредитные организации.

С этого периода начался возврат к государственному регулированию. Был восстановлен доступный недорогой земледельческий кредит, учреждён Государственный крестьянский поземельный банк. В 1883 г. был принят закон «Об изменениях и дополнениях существующих правил относительно открытия новых коммерческих банков».

Согласно этому закону, сумма обязательств банка не должна была превышать его собственный капитал более чем в 5 раз; определялся максимально возможный кредит одному заёмщику (10% собственного капитала банка); было установлено, что 2/3 банковских активов должно приходиться на безрисковые хозяйственные операции: впервые вводилось понятие обязательных банковских резервов, подлежащих хранению в Государственном банке Российской империи. Наметилась тенденция превращения Госбанка в банк банков: он перестал привлекать средства во вклады и хранил теперь только свободные средства казначейства и коммерческих банков, а также возглавил деятельность государственных сберегательных касс, направляя аккумулированные им средства населения в облигации правительственных займов. После денежной реформы С. Ю. Витте, осуществленной в 1895-1897 гг., Госбанк стал эмиссионным центром страны, приступив к выпуску банкнот.

Мероприятия в банковской сфере, денежная реформа по введению золотого рубля и 100% золотому покрытию выпускаемых бумажных денег привели к укреплению и развитию банковской системы. С 1900 г. стал наблюдаться стремительный рост общественных кредитных учреждений, таких, как общества взаимного кредита, сберегательные кассы, ссудосберегательные товарищества.

В период перед Октябрьской социалистической революцией 1917 г. российская банковская система представляла собой достаточно развитый механизм, отвечающий потребностям динамично развивающейся экономики с весьма интересной структурой.

I уровень был представлен государственными банковскими учреждениями: Государственный банк Российской империи, являющийся банком банков, Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк, которые осуществляли долгосрочное ипотечное кредитование; Московская и Санкт-Петербургская ссудные кассы, а также 8 553 сберегательные кассы.

II уровень был представлен частными коммерческими банками, которых было немного - около 50. Но при этом именно на частные банки приходилось 50% всех вкладов, 79% выданных кредитов, 55% всего российского ссудного капитала. Эти данные свидетельствуют о высокой концентрации мощных финансовых ресурсов в руках небольшого числа частных банков, способных содействовать развитию и торговли, и промышленности. Показателен тот факт, что акции крупнейших российских частных банков высоко котировались на биржах Лондона, Парижа, Берлина. В это же время в России осуществляли свою деятельность несколько филиалов иностранных банков.

III уровень был представлен широким разнообразием общественных кредитных организаций: функционировали 2 кооперативных банка, 11 союзов мелкого кредита, 203 земельные кассы, 3 528 ссудосберегательных товариществ, 6 476 крестьянских сословных кредитных учреждений, 9 952 кредитных товарищества.

После Октябрьской революции 1917 г. эта система была полностью разрушена.

Стратегия создания социалистической системы предполагала национализацию частных банков, а в дальнейшем - сосредоточение всего денежного оборота страны, эмиссионных и кредитных операций в едином банке.

В начале 1919 г. началась конфискация капиталов частных коммерческих банков и их передача Госбанку. На основе национализации и слияния капиталов этих банков был образован Единый народный банк Российской республики. Прочие государственные банки были упразднены. Вскоре прекратили существование небанковские кредитные организации, а к концу 1918 г. были закрыты и филиалы иностранных банков. Кредитно-банковское дело полностью сосредоточилось в руках государства.

Дальнейшие видоизменения российской банковской системы являлись полным отражением экономической политики строящегося социалистического государства.

В период военного коммунизма проводилась политика, направленная на свертывание товарно-денежных отношений, ликвидацию денег. Местным органам власти было предоставлено право изготовления денег от имени Российского правительства по мере возникновения потребности. Провал данной политики был очевиден. Поэтому в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (нэп). Это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, укрепления рубля, восстановление банковской системы.

Принимается решение об учреждении Государственного банка РСФСР в октябре 1921 г. (с июля 1923 г. - Госбанк СССР). При участии Госбанка в 1922-1924 гг. проводится денежная реформа: в обращение выпускаются банковские билеты - червонцы, по золотому содержанию приравненные к царской 10-рублевой монете (7,742 3 г чистого золота). Новые деньги способствовали развитию товарно-денежных отношений и возрастанию роли Госбанка в экономике страны.

Значительно расширилась сеть учреждений Госбанка (в начале 1922 г. - 21 филиал, в 1929 г. - 589 филиалов).

Свободное предпринимательство и развитие страны требовали создания новых кредитных учреждений. В конце 1922 г. принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков - отраслевых, территориальных, банков с участием иностранного капитала.

В течение 1922-1925 гг. создаются: акционерные банки - Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк, Среднеазиатский банк; кооперативные банки - Всекобанк, Украинбанк; коммунальные банки - Цекобанк и местные коммунальные банки; система сельскохозяйственного кредита - Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита.

Таким образом, в период нэпа идея единого банка оказалась забытой. Возникшие наряду с Госбанком специальные банки оказались по сути дела коммерческими. Необходимость в такой структуре банковской системы обусловливалась особенностями рыночных отношений периода нэпа.

Во второй половине 20-х годов в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея «единого банка» Теперь специальные банки должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений. Госбанк должен был руководить непосредственно всей банковской системой, наблюдать за использованием банками кредитов, их направлением в конкретные отрасли хозяйства в соответствии с правительственными директивами.

Началом коренной реформы банковской деятельности послужило Постановление СНК СССР от 30.01.1930 г. «О кредитной реформе».

Госбанку передавались все краткосрочные операции кредитования.

Госбанк должен был:

стать общегосударственным аппаратом учёта производства и распределения продуктов;

  • обеспечить действенный повседневный контроль рублём за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов.
  • Специальные банки были превращены в банки долгосрочных кредитований:
  • - банк финансирования капитального строительства, промышленности и электрохозяйства (Промбанк);
  • - банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк);
  • - банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк);
  • - банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).
  • В последующие десятилетия банковская система не подвергалась существенным преобразованиям.
  • Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в Банк финансирования капстроительства торговли и кооперации - Торгбанк.
  • Во второй половине 50-х годов серьёзные преобразования коснулись специальных банков. Суть сводилась к сокращению их количества. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано ликвидацией промысловой кооперации, которую он обслуживал.
  • Спустя некоторое время были упразднены Сельхозбанк и Цекобанк. Их функции были переданы Госбанку и Промбанку. Промбанк был реорганизован в Стройбанк СССР (Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений).
  • В стране осталось три банка - Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР.
  • В 1962 г. Госбанку были переданы сберегательные кассы, которые до этого находились в системе Минфина. Госбанк обладал почти неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Средства этого фонда распределялись централизованно, в соответствии с утверждёнными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась к распределению кредитов между заёмщиками на цели, предусмотренные планом.
  • Банковская система была крайне неэластична, лишена необходимой оперативности и в целом отражала хозяйственный механизм командно-административной системы.
  • В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. Было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов.
  • На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации была следующая:
  • - создание двухуровневой системы в составе центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство;
  • - перевод специализированных банков на полный хозрасчёт и самофинансирование;
  • - совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями разных отраслей хозяйства.
  • Центральное место должен был занять Госбанк СССР. Ранее его функции по кредитованию предприятий передавались специализированным банкам. На Госбанк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой государственной денежно-кредитной политики. Другие банки специализировались на обслуживании предприятий различных отраслей хозяйства.
  • Была создана банковская система следующей структуры:
  • - Государственный банк СССР (Госбанк СССР);
  • - Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);
  • - Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);
  • - Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
  • - Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);
  • - Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).
  • Однако кредитные отношения принципиально не изменились, административный метод распределения ресурсов сохранился, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу.
  • Объективно был необходим второй этап банковской реформы. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков. Основной задачей этого этапа было создание рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в кредитной сфере.
  • На втором этапе необходимо было решить следующие задачи:
  • - создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, позволяющий экономическими методами воздействовать на макроэкономические параметры воспроизводства;
  • - создать условия для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование даст наибольший эффект;
  • Для решения этих задач были изменены статус и роль Госбанка в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительства и получил необходимую независимость. На базе Госбанка СССР был создан Центральный банк РСФСР (Банк России).
  • В России сложилась следующая структура банковской системы:
  • Центральный банк РСФСР (Банк России);
  • коммерческие и специализированные банки.
  • Основными правовыми актами, регулирующими банковскую сферу, стали принятые в декабре 1990г. законы «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Они ознаменовали утверждение либеральных рыночных отношений в денежно-кредитной сфере.
  • В настоящее время действуют новые редакции этих законов: «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995г. и «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996г. с последующими изменениями и дополнениями.
  • Современная банковская система России включает в себя:
  • - Банк России;
  • кредитные организации;
  • филиалы и представительства иностранных банков.
  • Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.
  • Банковское законодательство РФ выделяет два вида кредитных организаций:
  • банки;
  • небанковские кредитные организации.
  • Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
  • Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных операций устанавливает Банк России.
  • Банк России определил три типа небанковских кредитных организаций:
  • расчётные небанковские кредитные организации;
  • небанковские кредитные организации инкассации;
  • небанковские депозитно-кредитные организации.
  • Расчётные небанковские кредитные организации могут осуществлять следующие банковские операции:
  • открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • осуществление расчётов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- предоставление кредитов клиентам - участникам расчётов на завершение расчётов по совершённым сделкам;

размещение временно свободных денежных средств (может происходить либо в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ, либо в форме остатков на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчётов).

Расчётные небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение:

обслуживание юридических лиц в т. ч. кредитных организаций на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг;

проведение расчётов по пластиковым картам;

инкассирование денежных средств, платёжных и расчётных документов;

кассовое обслуживание юридических лиц;

операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.

Небанковские кредитные организации инкассации вправе осуществлять только инкассацию денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов. Небанковские депозитно-кредитные организации имеют право:

привлекать денежные средства юридических лиц во вклады на определённый срок;

размещать привлечённые средства от своего имени и за свой счёт;

покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме;

выдавать банковские гарантии.

Разрешается осуществление и банковских сделок:

выдача поручительств за третьих лиц;

приобретение права требования от третьих лиц;

осуществление доверительного управления денежными средствами и иным имуществом клиентов;

лизинговые операции и др.

Согласно действующему законодательству в состав банковской системы России включаются филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. На него также распространяется российское правовое регулирование банковской деятельности. Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объёмов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов. Банковская группа - это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций. Банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цели их деятельности - защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В России крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). Банки - члены АРБ функционируют во всех экономических регионах страны. Ассоциация объединяет 75% банков и филиалов банков России, которым принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% всех активов банковской системы России.

Литература

1.Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Е.Ф.Жукова- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

.Кривцова Д.В. Экспансия иностранного капитала на российский банковский рынок // Банкир Санкт-Петербурга. - 2010. - № 4 (40). - С. 45-49

.Мережникова А.К. Рынок вкладов населения: анализ, состояние, перспективы // Деньги и кредит. - 2006. - № 7. - С. 21-26

.Панченко, Б. В. Формирование портфеля кредитов физическим лицам в коммерческом банке: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.э.н. : Спец. 08.00.10 / Панченко Борис Валериевич; [Тул. гос. ун-т]. - Тула, 2003. - 20 с.

. Симонов В.В. Государственная денежно-кредитная политика России в условиях системного кризиса мировой экономики / Вениамин Симонов, Дмитрий Комаров // Федерализм. - 2011. - № 4. - С. 85-94

. Слуцкий Л.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия // Деньги и кредит. - 2005. - N 10. - С. 12-17.

. Юровицкий В. Денежное обращение в эпоху перемен. - М. : ГроссМедиа Ферлаг, 2007. - 396 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!