s Not There»).
Появление жёсткой музыки
«Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстами. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов.
Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары.
Рождение фолк-рока
Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. Боб Дилан наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных.
В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена. Одна из ветвей развития электрик-фолка, основателем которой является Алан Стивелл, положила начало кельтскому фолку.
Гаражный рок
Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в начале-середине 60-х начал развиваться и своеобразный андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома.
Истоки гаражного рока
Мнения по поводу того, что считать первой песней в жанре гаражного рока, расходятся. Среди предшественников прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, а так же Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт - «Louie Louie» The Kingsmen, чуть ранее ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и особенно в альтернативном роке.
Фрикбит
Родственным по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит. Оно стало своего рода андерграундной реакцией на битломанию и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с большим влиянием бита и мод-культуры.
Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке
Появление психоделического рока
В середине 60-х в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр - психоделический рок. Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные поиски гаражных групп, с другой стороны - развитие фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders. Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики- в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи.
В целом ранний британский психоделический рок отличался меньшим, по сравнению с американским, влиянием фолка, он развивался за счёт традиций британской рок-музыки и поп-рока.
Вторая половина 1960-х.
Расцвет классического рока
Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов на несколько пластов не существует, именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшего расцвета так называемого «классического рока» - этот условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х, начиная с «британского вторжения». 1967 год традиционно считается лучшим годом в истории рок-музыки - годом, когда появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, блюз-рока, и одновременно уже развивался произошедший от гаражного и психоделического рока ранний музыкальный андерграунд.
В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные для 1960-х годов тенденции к увеличению её роли в обществе: из ещё одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.
Расцвет психоделического рока
Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х и основой для большей части музыкальных инноваций того времени. К 1967 году жанр окончательно сформировался, и так или иначе с ним соприкасались все главные рок-группы того времени. Целью саунда психоделического рока стала попытка выразить наркотические впечатления музыкальными средствами. Психоделическая культура Америки ещё прочнее срослась с субкультурой хиппи. Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «три дня мира и музыки».
Андерграундная музыкальная культура
Хотя изначально психоделический рок был близок к гаражному, к моменту расцвета культуры хиппи на основе поисков гаражных групп уже сформировалась альтернативная музыкальная культура.
Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground. Их музыка и идеология 1966-1967-х годов была откровенно противоположна идеалам хиппи. Выпущенный мизерным тиражом дебютный альбом группы с тягучими, мрачными песнями и текстами, посвящённым нелицеприятным и «крамольным» для того времени темам, фактически положил начало всему направлению альтернативного рока. На втором альбоме Velvet Underground заложили основы использования нойза и фидбэка в музыке. В дальнейшем группа стала записывать более мягкую музыку, однако успех и признание пришли к ней уже значительно позже.
Развитие гаражного рока, а именно его самого жёсткого направления - прото-панка, привело к появлению в конце 60-х самых агрессивных и тяжёлых его представителей, уже вплотную приблизившихся к панк-року. Это группы «детройтской школы» гаражного рока - MC5 и The Stooges, чьи альбомы были жёсткими, мрачными и открыто противостояли музыкальному мейнстриму.
Все андерграундные артисты второй половины шестидесятых оказали огромное влияние на последующее развитие панка и альтернативного рока.
Конец десятилетия
Многие группы «британского вторжения» к концу десятилетия уже прекратили активную творческую деятельность или же попросту не представляли никакого интереса. Однако наиболее знаковые группы шестидесятых продолжали развиваться. Свои лучшие работы в жанре ритм-энд-блюза записали в конце десятилетия The Rolling Stones. Ранний пауэр-поп The Who отошёл от канонов прото-панка - была записана одна из первых рок-опер «Tommy». The Beatles распались в 1970 году, после записи ещё нескольких значительных поп-роковых пластинок.
Продолжают развиваться музыкальные направления, зародившиеся ещё в первой половине 60-х. Продолжается развитие фолк-рока. В 1969 году появляются первые представители новых жанров - хэви-метала и арт-рока. Именно появление и расцвет этих жанров можно считать знаком финала эпохи 1960-х в рок-музыке и начала 1970-х.
.3 Рок-музыка 70-х годов
С началом семидесятых годов многие жанры, бывшие популярными в 1960-х годах, отходят на второй план. Наибольшим коммерческим успехом начинают пользоваться новые жанры - в первую очередь хард-рок, прогрессив-рок (арт-рок) и глэм-рок - хотя последний представляет собой очень широкое музыкальное направление. Ряд жанров (например, брит-поп, поп-рок, фолк-рок) отходят на задний план или подвергаются значительным изменениям.
Возникновение и развитие хард-рока. Формирование жанра
Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать «тяжёлый» гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. Следует помнить, что термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина «метал», охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов, что не вполне совпадает с общепринятыми рамками метала.
Среди главных предтеч хард-рока в 1960-х годах - ранние The Kinks, The Who, позже - Yardbirds, Cream и Джимми Хендрикс. Так же очень важную роль в становлении жанра сыграли различные группы гаражного рока, подхватившие идею «тяжёлого» гитарного звучания.
Так или иначе, основные каноны жанра уже были сформированы: это тяжёлый гитарный рифф в основе песни, электрогитара как основной инструмент (иногда также клавишные), длинные сольные партии, слаженная работа ритм-секции.
Развитие жанра
Первым альбомом хард-рока принято считать дебютную пластинку группы Led Zeppelin 1969 года. Именно на этом альбоме группа окончательно вышла за рамки тяжёлого блюза и вывела подобную музыку на принципиально новый уровень. Для Led Zeppelin был характерен крайне высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные гитара и бас, мощные ударные, драматический вокал. Другой важнейшей группой жанра стали Black Sabbath. Их музыка отличалась от Led Zeppelin более мрачными, тягучими риффами и «инфернальной» тематикой текстов, что в конечном итоге больше повлияло на формирование стоунер-рока и хэви-метала, в несколько меньшей степени - дум-метала, а также на гранж и альтернативный рок.
Огромное влияние на развитие жанра оказали также группы Kiss, Grand Funk Railroad, Scorpions, Rainbow, Black Widow.
К середине 1980-х годов хард-рок в чистом виде практически исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви, звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest и AC/DC. В отличие от Led Zeppelin, все эти группы, модернизируя свой саунд в соответствии с новыми веяниями хэви-метала 80-х, продолжали существовать и позднее.
Прогрессивный рок
Первые попытки скрестить рок с классической музыкой происходили уже во второй половине 1960-х годов, в основном в психоделическом роке. Использовать усложнённые музыкальные формы пытались многие психоделические музыканты. Влияние на формирование принципов жанра оказало появление в 1967-1968 гг. множества концептуальных альбомов, а также увеличение количества инструментов, которые могли быть использованы в рок-композиции.
Региональные сцены
Помимо британской, постепенно развивались и региональные прог-роковые сцены. В первую очередь это касается Италии и Франции. Итальянский прог отличался яркой мелодичностью и экспрессивностью. В особый поджанр выделился Кентербери-саунд («кентерберийская сцена») - сообщество аванградных и прог-рок музыкантов. Начиная со второй половины 70-х стала известна рок-группа из Канады «Rush».
Краут-рок
Германская прог-рок-сцена, получившая название краут-рок, стала самой важной и своеобразной из европейский прог-роковых региональных сцен. Основываясь на усложнённом психоделическом роке, краут-рок взял намного меньше элементов из классической музыки, но подвергся значительному влиянию немецкого музыкального авангарда середины XX века. Для музыки были типичны пульсирующий ритм и применение синтезаторов, что позволило краут-року стать одной из основ развития электронной музыки.
Краут-рок в целом оказал немалое влияние на развитие альтернативного рока и пост-рока. Влиятельнейшим продюсером краут-рока, разработавшим в какой-то мере его звучание и форму, был Конни Планк.
Джаз-рок
Параллельно с развитием прог-рока развивался близкий стиль - джаз-рок (джаз-фьюжн). Одни группы опирались на звучание биг-бендов, другие - на фри-джаз. Экспериментировали с джаз-роковым звучанием и джаз-музыканты. Особенные заслуги на поприще становления Джаз-рока, как относительно самостоятельного музыкального стиля конца 60-х годов, стоит отметить нью-йоркскую группу Blood, Sweat and Tears.
Глэм-рок
Для хэви-метала и прог-рока была нередко характерна напыщенность, патетичность, монументальность музыки. Противоположностью этим направлениям стал появившийся в начале 70-х годов в Великобритании глэм-рок, который и стал своего рода продолжателем дела гаражного рока в области музыкального поиска, эксперимента, и, с другой стороны, упрощённости музыки, верности духу рок-н-ролла, а не академическим экспериментам. При всех различиях в музыке для глэм-рока была характерна единственная общая черта - яркий, вычурный грим, театрализованность сценического действа, эффектное, красочное шоу, сопровождающее музыку, андрогинный имидж. В глэм-роке выделяются несколько условных поджанров, которые можно назвать: рок-н-ролльный глэм, металлический глэм и интеллектуальный глэм.
Поп-рок и софт-рок
На основе поп-рока 60-х и кратковременного явления, получившего название бабблгам-поп, в начале 1970-х возникает предельно мягкий и лёгкий поджанр рока - софт-рок. Родственным этому направлению можно считать поп-рок 1970-х - он значительно отличался от поп-рока 1960-х, это была мягкая, спокойная, умиротворённая рок-музыка. Представители этого направления - Элтон Джон, Род Стюарт, Билли Джоэл. Высококачественные работы в области поп-рока создали бывшие участники The Beatles Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Иногда это направление называют также «мелодик-рок».
Следует также отметить, что в первой половине 70-х гг. стала активно развиваться популярная музыка - появились блистательные работы в жанре ритм-энд-блюза, начало развиваться диско, развивались регги и даб. Не являясь, по сути, роком, все эти направления, так или иначе, повлияли на рок-музыку в дальнейшем.
«Стадионный рок»
Большинству новых жанров не был чужд творческий поиск, экспериментальность. Однако была и другая тенденция - новые стили отличались большей по сравнению с музыкой 1960-х патетичностью, масштабностью. Сами идеи «космического рока», использования симфонической музыки, монументальность метала, вычурность тяжёлого глэма предполагали монументальность и в выступлениях. Во многом этой тенденции способствовало и появление особого типа рок-альбома - рок-оперы. В 1970 году записывается знаменитая рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».
Для обозначения групп, выступавших на огромных стадионах, появилось обозначение «стадионный рок».
Зарождение альтернативной музыкальной культуры
Хотя начинания Velvet Underground в первой половине 70-х гг. были практически забыты, развитие ранней музыкальной альтернативы продолжалось. Само понятие «альтернатива» формировалось как противоположность, оппозиция традиционной «стадионной» музыке, которая, в отличие от начала 60-х, стала прибежищем для посвящённых и всё более отдалялась от канонов традиционного рок-н-ролла.
Развитие прото-панка
Такое понятие, как гаражный рок, в 70-е годы уже не существовало, однако крупнейшие группы «детройтской школы» продолжали существовать. Последний альбом перед долгим затишьем у The Stooges вышел в 1973 году, у MC5 - в 1971. Крупный вклад в развитие прото-панка внесли глэм-рокеры New York Dolls.
Примыкало к прото-панку и течение паб-рок - ещё одна форма реакции на усложнённый, патетичный рок-мейнстрим, выражавшаяся в упрощённом ритм-энд-блюзовом хард-роке.
Появление новой волны
Первые ростки стиля, названного «новая волна», начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов. Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты «новой волны» были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам.
Появление панк-рока
Всё течение альтернативного рока в том виде, в каком оно существовало в 70-80-х гг, фактически начинается именно с первых релизов Ramones.
Основой панк-рока стала нигилистическая, иногда антиобщественная идеология, выраженная в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры; основой такого рода музыки было не виртуозное исполнительское мастерство, а желание самовыражения, драйв и энергетика.
Параллельно с американским панком начинает развиваться английский: группа Damned впервые в Англии выпускает панк-рок сингл, а Sex Pistols формируют идеологию и сущность панк-рока. Несмотря на музыкальную вторичность, Sex Pistols заложили основы панк-идеологии. В конечном итоге две панк-иконы - Ramones и Sex Pistols - сформировали основы нового жанра, дав второе дыхание рок-н-роллу.
Конец десятилетия. Развитие панк-рока и альтернативы
Панк-рок
В конце 70-х панк активно развивался как в Америке, так и в Англии. Произошёл главный культурный перелом - панк-рок превратил рок из музыки, которую могли играть лишь избранные, в музыку, которую могли играть все. Естественно, большинство появлявшихся панк-рок-групп не представляли ни малейшего интереса, однако среди множества пластинок было и немало крупных удач, своеобразных и качественных работ.
Параллельно с британским развивался и американский панк-рок. The Dead Boys первыми использовали в своей музыке агрессию и нигилизм первых британских панков. Самой знаменитой «чернокожей» панк-группой стали Bad Brains, на музыку которых оказали влияние регги и ска.
Новая волна
Параллельно с панком развивалась новая волна, которая также экспериментировала с саундом, однако на основе уже несколько других музыкальных средств. Тем не менее, эти две сцены были крайне близки, и само отделение понятия «новая волна» было произведено, прежде всего, что станции, которые не хотели ставить агрессивный панк, при этом могли бы крутить более мелодичную музыку.
Особым явлением в среде новой волны стал так называемый арт панк - авангардная музыка, в которой смешалось влияние панк-рока, арт-рока и интеллектуального глэма.
Особняком среди групп арт-панка стояли Suicide, игравшие экспериментальный в мелодическом и музыкальном отношении электронный панк-рок с влиянием Игги Попа.
Появление пост-панка
На основе, во-первых, достижений прото-панка, во-вторых, ранней новой волны почти одновременно с распространением панка стал формироваться новый жанр - пост-панк. Саунд пост-панка коренным образом отличался от панк-рока - песни были построены на холодной пульсирующей работе ритм-секции, тревожных, мрачных, с отчаянной, прорывающейся наружу эмоциональностью мелодиях.
Важную роль в становлении пост-панка сыграли The Stranglers - уже на ранних работах они пытались использовать в панк-роке клавишные, а позже перешли к мелодичному пост-панку. Немалая роль в становлении жанра принадлежит Swell Maps.
Однако самой влиятельной и значительной группой пост-панка конца 1970-х стали Joy Division. Записавшие всего два альбома, они стали одной из основополагающих групп для всего дальнейшего альтернативного рока. Уникальный трагичный вокал Йена Кёртиса сочетался с холодной ритм-секцией, основные принципы игры которой использовались практически всеми группами 80-х. Впечатление от депрессивных, меланхоличных, а порой трагических текстов на концертах усиливалось своеобразной пластикой Кёртиса.
После самоубийства лидера остальные участники Joy Division организовали электропоп-группу New Order.
Зарождение индастриала
В 1976 году группа Throbbing Gristle создала лейбл «Industrial Records», положив начало экстремальному музыкальному стилю на основе рока и электроники - индастриалу. Экспериментальная музыка раннего индастриала была неразрывно связана со своеобразной антисоциальной идеологией, которая находила выражение либо в крайне аванградной электронной музыке, либо в чистом нойзе, либо в смешении электронного авангарда с другими жанрами. Не являясь в строгом смысле рок-музыкой, ранний индастриал значительно повлиял на развитие пост-панка и готик-рока 80-х гг. и породил рок-поджанр, получивший распространение в 80-х гг. - гитарный aggro-industrial.
.4 Рок-музыка 80-х годов
Рок-мейнстрим и метал
Появление панк-рока и пост-панка, а вслед за ними - альтернативного рока ещё чётче провело границу между рок- и поп-музыкой. Таким образом, музыкальный мейнстрим развивался уже за счёт не столько поп-рока, сколько поп-музыки (Майкл Джексон, Мадонна). Поп-рок-альбомы выпускали в основном артисты, ставшие популярными в 60-70-х гг. Однако после спада в 1977 году возродился хэви-метал, породивший в 80-х несколько наиболее агрессивных поджанров.
Поп-рок 1980-х
Поп-рок слабо развивался за счёт новых исполнителей - однако разного качества пластинки продолжали выпускать Пол Маккартни, Элтон Джон, The Kinks; в конце 80-х появилась супергруппа Travelling Willburys с участием Джорджа Харрисона и Боба Дилана. Появлялись пластинки, ориентированные на синтез рока с этнической музыкой - среди них работы Питера Гэбриэла и Пола Саймона. Особым поджанром стала рок-музыка с использованием элементов музыки аборигенов Австралии - aboriginal rock.
Одной из наиболее примечательных групп традиционного рока 80-х стали Dire Straits, игравшие блюз-роковые и кантри-роковые песни с влиянием джаза и арт-рока.
В 80-х происходит «возрождение» прогрессивного рока. Используя наработки классиков жанра, новые группы пытались открыть в жанре новые грани. Появившаяся во второй половине 80-х группа Dream Theater и ряд других положили начало прогрессив-металу.
Развитие хеви-метала. NWOBHM и её влияние
После спада в развитии метал-музыки, связанного со вспышкой популярности панк-рока в середине 70-ых, в начале 80-х в Британии началась знаменитая «New Wave Of British Heavy Metal» (NWOBHM, «новая волна британского хэви-метала»). Хэви-метал второй волны базировался на наработках Black Sabbath, AC/DC, Judas Priest; все три группы продолжали активную творческую деятельность в 1980-е годы, причём AC/DC записали ряд пластинок, считающихся эталонами жанра, а Judas Priest 80-х сформировали основные принципы NWOBHM как в музыке (жёсткое, агрессивное, тяжёлое звучание двух гитар), так и в имидже.
Одной из наиболее влиятельных групп NWOBHM стали Iron Maiden, которые доработали стиль, агрессивную гитарную атаку, принципы хэви-металлического соло до идеала. Музыка Iron Maiden была быстрой, громкой, что сочеталось с сильным и мелодичным вокалом. Патетичные мистические и оккультистские тексты Iron Maiden испробовали лишь на одном альбоме; тем не менее для многих групп NWOBHM подобная лирика стала преобладающей.
Новая форма метала получила развитие и в других странах: в Германии эти идеи развивали Accept (которые также внесли вклад в развитие спид-метала), в Америке - Manowar.
С появлением альбомов Джо Сатриани, Джорджа Линча, Стива Вая начинает развиваться инструментальный хеви-метал.
Трэш-метал и брутальный метал
Нередко хэви-метал группы в поисках своего саунда экспериментировали с элементами панк-рока. Так появился трэш-метал - ускоренная, утяжелённая версия хэви-метала с басовыми тремоло, скоростными виртуозными гитарными соло и значительно более серьёзными текстами. Основатели и самые знаменитые представители стиля - Metallica Их классические альбомы 1980-х гг. заложили основы стиля трэш-метал, развитые другими ключевыми группами жанра - Slayer, Megadeth и Anthrax, а также Exodus, Overkill, Testament. Крупнейшей, помимо американской, сценой трэш-метала стала немецкая, представители которого (Kreator, Sodom, Destruction) ещё больше ужесточили, брутализировали звук Metallica и Slayer.
В 1981 г. группа Venom записала первый альбом в стиле блэк-метал - где брутальный, скоростной саунд был доведён до предела, а мистический имидж в духе Black Sabbath был преобразован в практически сатанистский. Наряду с Venom, в ряду первопроходцев жанра - Bathory и норвежские группы Darkthrone, Burzum, Immortal и Mayhem. Ещё большей брутальности добились основатели жанра дэт-метал - вокал, напоминающий звериный рык (гроулинг), бешеные, искажённо звучащие гитары и барабаны, неровный темп, тексты о смерти. Среди основателей - Hellhammer, Posessed и Death, чьи идеи в дальнейшем развили Entombed, Morbid Angel, Cannibal Corpse.
Однако самым брутальным жанром в рок-музыке стал развившийся на основе брутального панк-рока и хардкора под действием трэш-метала - грайндкор. Скорость была доведена до возможного максимума (вплоть до 600 ударов бас-бочки в минуту), вокал - любой, кроме традиционного пения, максимально тяжёлое звучание гитар, злобные или попросту отвратительные тексты. Помимо самой известной группы жанра Napalm Death, представителями его являются Nasum, Gut, Disrupt, Regurgitate.
Панк-рок в 80-х годах
Несмотря на то, что к началу 80-х годов расцвет панк-рока, по сути, закончился (к тому же, в коммерческом отношении всё более успешно развивался пост-панк), панк-рок музыканты 80-х нашли пути для самовыражения в новых формах - это ска-панк, сайкобилли, хардкор.
К 1980 г. уже отошли от панк-рока либо отодвинулись на задний план многие британские группы, активные в 1977-1979 годах. Новая волна британского панк-рока опиралась на наиболее радикальный панк 70-х. Самой известной группой, игравшей злой и агрессивный панк с металлизированными гитарами и антисоциальными текстами, стали The Exploited. Среди других ведущих английских панк-групп начала десятилетия - Anti-Nowhere League и G.B.H., ещё более ориентированные на металлический саунд. Однако больше всего повлияла на становление трэш-метала и даже грайндкора группа Discharge, отличавшаяся предельно быстрыми и тяжёлыми песнями из 3-4 строк и агрессивным вокалом. Несколько особняком среди британского панк-рока 80-х находились The Toy Dolls, игравшие юмористический рок-н-роллный панк-рок с влиянием американской группы The Dickies. Наконец, в своём роде уникальной стала лондонская группа The Pogues, которая впервые и крайне успешно соединила энергетику и буйство панк-рока с мелодикой ирландского фолка.
Экстремальный панк: хардкор
В Америке развитие традиционного панк-рока практически остановилось, поскольку панк-сцену полностью заняло начавшее развиваться ещё в самом конце 1970-х экстремальное направление хардкор. Хардкор - это скоростные, агрессивные, нарочито примитивные песни; часто длительность хардкор-песни составляет менее одной минуты. Все эти принципы были заложены уже на первом демо, записанном основателями хардкора и одной из важнейших панк-групп 80-х - Black Flag. Хотя в дальнейшем Black Flag эволюционировали в сторону более мрачной, тягучей панк-музыки, их первые записи оказали огромное влияние на весь последующий панк-рок.
Несмотря на узость жанра, находились артисты, сумевшие приоткрыть в хардкоре новые грани. Образованные в 1979 г. Minutemen, одни из ярчайших панк-рок-артистов 80-х, скрестили энергетику хардкора с нетипичными для жанра исполнительским мастерством и мелодизмом и добавили элементы фанка, сильно повлияв на развитие альтернативного рока. Образованные в 1980 г. Bad Religion также добавили в агрессивный хардкор мелодизм и более вдумчивый ритм, послужив одной из переходных ступеней от Black Flag к облегчённому панк-року 90-х. The Replacements, в ранние годы игравшие предельно скоростной хардкор, на своих классических работах экспериментировали с элементами блюза, сёрф-рока, фолка.
Другие хардкор-группы, напротив, вводили в свою музыку элементы метала. Так появились направления «new school hardcore» (Earth Crisis, All Out War, Strife) и кроссовер (D.R.I., Suicidal Tendencies, Cryptic Slaughter).
Возрождение рокабилли. Сайкобилли
В конце 70-х-начале 80-х произошло возрождение и вторая волна популярности музыки рокабилли. Начало этого движения связано с именами Роберта Гордона и Дэйва Эдмундса, однако по-настоящему поднять нео-рокабилли на верхние строчки хит-парадов смогли Stray Cats. Несмотря на то, что по сути их музыка не была панк-роком, влияние панк-рока и новой волны на нео-рокабилли было значительно. В конце концов, попытки соединить экспрессию панка и мелодику рокабилли нашли выражение в новом поджанре сайкобилли - драйвовом, утяжелённом рокабилли c грязным саундом и текстами, полными чёрного юмора. Основателями этого направления считаются The Meteors, а главными представителями - Mad Sin, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital.
Возрождение ска. Ска-панк
Помимо рокабилли, новое дыхание в конце 70-х получила ямайская музыка ска. Работы основателей новой волны ска - в первую очередь Madness и The Specials - смешивали традиционные приёмы и танцевальную ритмику ска с музыкальными находками новой волны, энергетикой и зажигательностью панк-рока. Хотя позже эти группы создавали более поп-ориентированные пластинки, их первые пластинки заложили основы для последующего проникновения элементов ска в рок-музыку.
Вскоре элементы ска стали использовать в своей музыке более жёсткие панк-группы. Первыми экспериментами такого рода стали заниматься Serious Drinking в 1984 г., а популярным жанр стал становиться с появлением Operation Ivy в 1987 г. Впрочем, наибольшей популярности панк с элементами ска в музыке и аранжировках достиг в 90-е годы, будучи представленным группами Mighty Mighty Bosstones и хардкор-ориентированными Voodoo Glow Skulls. Ска-панк оказал сильнейшее влияние на развитие поп-панка 1990-х.
Готик-рок
Появившийся в начале 80-х поджанр пост-панка готик-рок, по большому счёту, музыкально не предлагал ничего принципиально нового. Однако на основе этого поджанра сформировалась особая сцена и одна из наиболее популярных на данный момент субкультур - готы. По сути это был мрачный и атмосферный пост-панк, на становление которого оказали влияние Joy Division и Virgin Prunes. Одной из влиятельнейших групп пост-панка вообще стали The Cure. Поначалу играя новую волну, в начале 80-х они создали ряд очень мрачных, тяжёлых и своеобразных работ. Экзистенциальная музыка и тягучие гармонии сочетались со своеобразным «готическим» имиджем. Несмотря на периодические эксперименты, до настоящего момента группа продолжает создавать интересные работы.
У истоков жанра стояла и группа Siouxsie And The Banshees. Певица и лидер группы Сьюзи Сью в области имиджа и идеологии значительно повлияла на готику. Важнейшая роль в формировании готик-саунда принадлежала Bauhaus. Для них были характерны гитарные партии с влиянием даба и фанка, монотонная, мрачная, депрессивная музыка с элементами глэм-рока и психоделии. Тексты Bauhaus впервые в жанре стали посвящены мрачным, загробным, вампирским темам, а эпатажная, идущая от глэма манера сценического перформанса повлияла на многие готик-группы (Specimen, Alien Sex Fiend). Третья ключевая группа жанра, The Sisters Of Mercy, окончательно выкристализовала саунд Bauhaus - он стал предельно холодным, мрачным и медитативным. Один из составов музыкантов The Sisters Of Mercy (в которых единственным постоянным участником является Эндрю Элдрич) организовал ещё одну известную группу жанра - The Mission.
На периферии готик-сцены находились The Cult - группа, объединявшая готик-рок, металлизированный саунд и элементы психоделии в духе The Doors. На основе саунда самых тяжёлых готик-рок-групп (Fields Of The Nephilim, Balaam And The Angel) сформировался готик-метал.
Расцвет альтернативного рока
В начале 1980-х в качестве противоположной мейнстриму рок-сцены возродилось направление, основу для которого в конце 60-х создали Velvet Underground. Альтернативный рок 80-х - крайне разнообразная музыка, однако объединяла её противопоставленность популярной культуре и, соответственно, редкие появления на радиостанциях. Альтернативные группы, как правило, издавались на некрупных «независимых» лейблах. Совпадают с понятием «альтернативный рок» наименования колледж-рок и инди-рок; первое происходит от популярности альт-рок групп в 80-е годы на небольших радиостанциях при колледжах, второе подчёркивает привязанность к независимым лейблам.
Нойз-рок
Эксперименты представителей no wave и индустриального пост-панка, в которых песни строились на ломаных структурах с использованием атонального шума, привели к появлению экспериментального направления нойз-рок. Первопроходцы направления - выходцы из no wave Sonic Youth, знаковая группа альт-рока 80-х. Их ранние экспериментальные пластинки были тяжёлыми, грязными, с мрачным и вязким звучанием гитар. К концу десятилетия группа пришла к более мелодичному инди-року.
Стали появляться и другие экспериментальные нойз-рок-группы: Swans скрещивали гитарный нойз с медленным и тягучим ритмом; Big Black играли более агрессивную, механистичную музыку. Лидер Big Black Стив Альбини также известен как один из значительнейших инди-продюсеров. Первопроходцы нойз-рока Butthole Surfers (которых называют «Pink Floyd от панк-рока») создавали полуиздевательские нойзовые пластинки на стыке панк-рока и джаз-авангарда в духе Фрэнка Заппы. Ряд нойз-рокеров использовали элементы японского экстремального индастриала (т. н. джапанойз): в первую очередь это Boredoms и KK Null.
Альтернативный рок конца 80-х
В конце 80-х в Америке бурно развивалась альтернативная сцена, которая, однако, полностью игнорировалась мейнстримовыми радиостанциями и лейблами. Иногда американские группы становились более популярны за рубежом, чем у себя на родине. Редким исключением стала перешедшая в конце 80-х от пост-панка к патетичному поп-ориентированному альтернативному року группа родом из Ирландии U2. Начинает отходить от хардкора к фолк-ориентированному инди группа Lemonheads. На основе тягучего гитарного саунда Sonic Youth, мелодики Hüsker Dü и психоделичного инди-рока Meat Puppets в Сиэтле формируется особый поджанр гранж (первые представители - Mother Love Bone, Green River, Mudhoney). Скрещивали психоделический поп с рок-саундом Camper Van Beethoven, They Might Be Giants. Серьёзный и спокойный панк-рок играли Fugazi.
Одной из ключевых групп американского альт-рока 80-х стали Pixies. В их музыке причудливым образом соединились панк-рок, сёрф-рок, спейс-рок, пост-хардкор, свеобразная поп-мелодика, панк-роковые энергетика и надрыв, сюрреалистичные тексты и гитарные партии с влиянием и сёрфа, и нойз-попа. Pixies стали одной из наиболее важных гитарных групп 80-х, в их влиянии признавались Nirvana и Radiohead.
Музыкальный авангард
Авангардная музыка в 80-е годы развивалась обособленно как от мейнстрима, так и от альтернативного рока - она опиралась в основном на достижения авангарда 60-70-х гг.
Появившись в 70-е годы, в 80-х вступила в новую фазу - экспериментов как в музыке, так и в области «живых» выступлений - экспериментальная, с влиянием прог-рока группа The Residents, реальные участники которой до сих пор сохраняют инкогнито. На основе джаза и авангардного блюза (в том числе работ Captain Beefheart) создаёт экспериментальные блюз-рок-альбомы с влиянием кабаре и альтернативного рока Том Уэйтс, обладающий своеобразным тембром голоса. В 1981 г. начинает сольная карьера Джона Зорна - выдающегося авангардного музыканта, чья музыка развивала джазовые идеи Фрэнка Заппы, при этом опираясь на достижения классического фри-джаза (Орнетт Коулман, Джон Колтрейн) и используя элементы самых разных стилей - от электроники до хардкора. Вплоть до настоящего времени Джон Зорн - один из лидеров рок-авангарда.
Рок-музыка-жанр современной музыки, таким образом мы можем выделить некоторые стереотипы. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов.
Отличительная черта классической рок-музыки - неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычно электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
2. Музыкальная драматургия
рок музыка драматургия стиль
Музыкальная драматургия, - воплощение в музыке драматического действия. Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, оратории и т.д.).
В основе музыкальной драмы лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определяющих последовательность этапов развития драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т.п. Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства, соответственно, природе их выразительных средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. В ходе исторического развития сложились определенные формы, служащие для воплощения драматического действия. В опере - речитатив, ария, ариозо, различные виды ансамблей, хоры; в балете - классические и характерные танцы, хореография, ансамбля. Эти формы не остаются неизменными, постепенно происходит отход от регламентированных функций и структур вокальных форм. Оперная драма обогащается за счёт некоторых приёмов симфонического развития, выработанных в области инструментальной музыки. Одним из средств симфонизации оперного жанра служит закрепление за отдельными действующими лицами определенных тем или интонаций, комплексов. В произведениях музыкально-сценических жанров встречаются признаки таких чисто музыкальных принципов конструктивной организации материала, как вариационность, рондообразность, сонатность. Но обычно они проявляются здесь свободнее и более гибко, чем в инструментальной музыке, подчиняясь требованиям драматической логики. Понятие музыкальной драматургии применяется и к произведениям инструментальной музыки, не связанным со сценическим действием или определенной литературной программой.
.1 Музыкальная драматургия в рок-музыке
Музыкальная драматургия, очевидно, подразумевает сложность и изысканность исполнения, непростоту музыкальных фраз, ориентированность на классическую симфо-музыку и школу игры, и театральность постановки выступления.
Вообще, о музыкальной драматургии в таких живых культурных явлениях, как рок-музыка, панк-музыка можно говорить с достаточной степенью условности. Например, рок-опера Иисус Христос Супер Стар, с которой, собственно, и началась история музыкальной рок драматургии, театрализованное шоу с сотнями исполнителей, гигантскими декорациями, огромными залами и тысячами зрителей, и она идет с успехом вот уже тридцать лет. Взятый отдельно от визуального шоу, саундтрек к этой рок опере вполне рок-н-рольная музыка, которую можно поставить в один ряд с произведениями таких групп, как Спейс, Кинг Кримпсон, Пинк Флойд. По симфоничности, понятой, как сложность - это не менее изысканные и драматургичные произведения. А если лазерное шоу, сопровождавшее все выступления вышеуказанных групп сравнить с театрализованными интерьерами рок-опер, то мы увидим поразительную близость того, что в театральной среде называется рок-опера, а в среде рок-н-ролльной симфо-рок. Если рассмотреть историю чисто рок-опер, то мы увидим поэтапное движение двух видов искусства друг к другу.
Заключение
Смело можно заявить, что началом рок-музыки является появление рок-н-ролла, который вобрал в себя черты и других жанров музыки. Развитие рока началось в основном благодаря американским исполнителям, но, к сожалению, самую первую композицию в этом жанре установить невозможно. Благодаря первым исполнителям этой музыки, рок начал быстро развиваться, получая свой особенный стиль. Чак Берри положил начало рок-стиля в имидже, текстах и исполнении. Время шло, и рок-музыка менялась. В разных странах имелись свои предпочтения. У рок-музыки появлялись свои направления, которые отличались музыкой, исполнением. В первой половине 60-х годов The Beatles буквально «съедали» сердца слушателей, а своей песней «I Want To Hold Your Hand» они положили начало так называемому «британскому вторжению». С этого времени рок перестал считаться музыкой «черных». В целом, «британское вторжение» - понятие разностороннее. Принято понимать его как проникновение британской музыки в США. За счет «битломании», а точнее после нее, популярность получали и другие британские группы. В 60-х стала появляться тяжелая рок-музыка. Представители этих направлений затрагивали в текстах песен новые темы, не только любовь женщины и мужчины. Группы, игравшие жесткую музыку отличались не только исполнением, но и имиджем, а так же поведением на сцене, что нравилась людям того поколения. Группы «британского вторжения» уже никого не интересовали. В 70-х годах в рок-музыке рождались такие стили, как хард-рок или глэм-рок. Некоторые группы старались утяжелить исполнение блюзовых композиций. Со временем сформировались каноны этого жанра музыки. Рок-музыка существовала уже не только В США и Англии, но и во Франции, Италии. Следует также отметить, что в первой половине 70-х гг. стала активно развиваться популярная музыка - появились блистательные работы в жанре ритм-энд-блюза, начало развиваться диско, развивались регги и даб. Не являясь, по сути, роком, все эти направления, так или иначе, повлияли на рок-музыку в дальнейшем. С появлением, а точнее с рождением панка, так же начал развиваться хард-кор. Еще более тяжелая музыка. Несмотря на узость жанра, находились артисты, сумевшие приоткрыть в хард-кор новые грани. Некоторые группы вводили в свою музыку элементы метала. В конце 80-х в Америке бурно развивалась альтернативная сцена, которая, однако, полностью игнорировалась мейнстримовыми радиостанциями и лейблами. То есть к концу 80-х рок-музыка уже обосновалась на сценах многих стран, развивалась уже как особенный жанр музыки со своими собственными направлениями.
В целом, музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкально-драматического произведения. О музыкальной драматургии в таких живых культурных явлениях, как рок-музыка, панк-музыка можно говорить с достаточной степенью условности.
При написании реферата, я узнала много нового о роке, о его происхождении и направлениях. История рок-музыки интересна и многообразна. Каждое направление рока характеризуется своей индивидуальностью и истоками. А музыкальная драматургия очень тесно связана с любой музыкой.
Список литературы
1.Данилова Г.И./ Мировая Художественная Культура. 7-9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений / Данилова Г.И. и др. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011-204, [4] с.: ил., 32 с.цв. вкл.
2.Данилова Г.И Мировая художественная культура. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.И. Данилова и др. - М.: Издательство «Интербук», 2001. - 240 с., цв. Вклейка 32 с.: ил.
.Зельдин Е.А. Децибелы. - М.: Энергия, 1977
.Музыка наших дней / Вед. ред. Володихин Д.М. - М.: Аванта+, 2002
.Риман Г. Музыкальный словарь. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
.Феофанов О.А. Рок-музыка вчера и сегодня. Очерк. - М.: Детская литература, 1978.
.Ястребов В.В. Энциклопедический справочник / В.В. Ястребов. - М.: Изд-во НОТА-Р, 2004.