Революция как тип политического изменения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Революция как тип политического изменения

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра политических наук




КУРСОВАЯ РАБОТА

Революция как тип политического изменения

Студента 2 курса 221 группы

направления 030200 Политология

юридического факультета

Знобина Дениса Вячеславовича

Научный руководитель

к.п.н., ассистент А. В. Богданов

зав. кафедрой

д.п.н., профессор А. А. Вилков


Саратов 2014

Содержание

Введение

Глава I. Понятие и сущность революции5

Глава II. Специфика политических изменений в ходе арабской весны

.1 Причины революционных изменений

.2 Особенности проведения арабской весны

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Политическая революция всегда была ярчайшим событием в истории человечества. Она кардинально изменяет государственное устройство, влечет за собой изменение в политической системе. Революция всегда протекала с вовлечением масс в ее осуществление. Но она никогда на протяжении всей человеческой истории не проходила мирно. Революция сопровождалась беспорядками, демонстрациями, погромами и смертью множества людей. В стране твориться хаос: бесчинствуют мародеры, резко возрастает число банд, на улицах твориться беззаконие.

Революция - это показатель того, что люди уже не могут терпеть действующую власть, которая не уделяет внимание проблемам народа, не слышит его требований и не заботиться о процветании своей державы. Для революционной ситуации необходимы причины, по нашему мнению, это прежде всего политические. В результате революции свергается правящий режим и устанавливается новый, который должен справиться с проблемами в стране.

Тема революции как типа политического изменения является актуальной в наше время, так как государства сталкиваются с этим процессом и по сей день так, на пример революции проходили в 70 - 80-ых годах прошлого века в латинской Америке, совсем недавно революция захлестнула арабский мир, поэтому эти процессы являются важными и их изучение необходимо.

Объектом данной работы является революция, предметом политическое изменение с помощью революции.

Целью данной работы является доказательство того, что события, происходившие в арабском мире это революция, которая являлась политическим изменением и выявление особенностей этой революции. Для достижения цели были использованы задачи: изучение теоретической части по теме революции как типа политического изменения, характеристика революции, причины из-за которых проходят революции, оценка и анализ арабской весны.

Для изучения данного вопроса мы использовали социологический метод, который предполагает изучения связи общества с политикой, сравнительный метод с помощью которого мы сопоставляли разные трактовки и характеристики революции для того, чтобы найти общие черты и специфику, эмпирический метод который предполагает изучение на основе статистики.

Наиболее крупный вклад в изучение революции внесли такие исследователи, как Эйзенштадт Ш. и его научная работа «Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций», где он определял характеристики революций, их свойства и причины, Хантингтон С. «Третья волна. Демократизация в конце XX века» в этой работе ученый изучал прошедшие революции в латинской Америке, как демократические волны, Штопка П. «Социология социальных изменений», где автор придавал значение революции как социального изменения. Данная тема все больше разрабатывается и расширяется, открывая новые закономерности и свойства этих процессов.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, двух параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Понятие и сущность революции

Для того чтобы, рассмотреть революцию как тип политического изменения нужно дать определение политического изменения, выделить основные типы политических изменений и сравнить их с революционным изменением, а также определить основные школы, которые изучают революции как политическое изменение и дать характеристику революции.

Политическое изменение неразрывно связано с политическим процессом поскольку он связан с переменами в обществе. Политический процесс - это совокупность институционализированных и неинституционализированных взаимодействий субъектов по поводу распределения политических ролей, позиций и ресурсов, в следствие которых сохраняется либо трансформируется определенная модель политической организации []. Это определение позволит проанализировать революции через призму политического изменения.

Принято считать в качестве основного источника политических изменений конфликт. Политический конфликт - представляет собой процесс специфических отношений между политическими субъектами []. Политический конфликт связан с противоборством этих субъектов за политическое лидерство и контроль над ресурсами.

В политической науке принято выделять 4 основные классификации политических изменений. Первая классификация связана с делением спонтанных и намеренных политических изменений, примером является ось «революция - реформа». Вторая классификация рассматривает политические изменения по линии «транзитных» или «внутрисистемных» преобразований. Этот подход раскрывает другую сторону политических перемен, а именно, отношение к системе институтов и базовых норм, являющихся основой любого государства. Третье деление видов перемен в политике связано с ценностными ориентациями и аксиологическими критериями, при помощи которых и оценивается социальный «вектор» политических изменений, их «прогрессивный» или «регрессивный» характер. Эта классификация тесно связана с аксиологическими критериями позитивных, прогрессивных или негативно-регрессивных изменений в политической жизни. Четвертый вид классификаций, основан на отделении «количественных» накоплений, событийных изменений, конфликтных ситуаций между политическими участниками, не ведущие к переменам в институтах, от «качественных» сдвигов в институциональной структуре, обусловленных кардинальным изменением общего расклада социальных сил. Эти классификации помогут более досконально изучить революцию и ее особенности.

Так же политологи выделяют идеальные типы политического изменения к ним относят: реформу, государственный переворот и революцию. С помощью этих критериев мы сравним типы политических изменений.

Реформа - это системное, сознательное изменение, оказывающие прочное воздействие на общество, но воспроизводящие прежнюю политическую систему. Реформы приводят к трансформации состояния политических и общественных отношений в сложившейся политической системы. Они являются благоприятными для общества и способствуют развитию государства.

Государственный переворот - это всегда насильственное, происходящие против конституции, свержение государственного режима либо захват власти. Также государственные перевороты бывают насильственные и ненасильственные, к примеру дворцовые перевороты [].

Революция определяется как самый, насильственный, интенсивный процесс из всех общественных движений. В ней проявляются незаурядные организационные способности и предельное выражение глубоких чувств и свободной воли идеологии социального протеста. Придается особое значение утопическому или освобождающему идеалу, на основе равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что после революции будет лучший, «идеальный» социальный порядок [].

Т. Скочпол формулирует следующее определение социальных революций: «Социальные революции - это быстрые фундаментальные превращения (transformations) классовых и государственных структур общества; они частично сопровождаются через классовые восстания снизу []».

Так, Ф. Энгельсом указано, что всякая революция, в том числе и социальная, происходит в результате мощных социальных конфликтов и противоречий [].

Таким образом реформа отличается от революции тем, что она проходит сознательно и не является насильственным изменением, воспроизводя прежнюю систему. Главным отличаем государственного переворота от революции заключается в том, что он не затрагивает обширные массы, может проходить мирно или с помощью вооруженного захвата. Государственный переворот сменяет элиты в государстве и в основном не меняет политическую систему страны, также он редко имеет идеологический фактор, не несет в себе массовый характер.

Изучение революционных изменений получило свое бурное развитие с событий Великой французской революции потому, что она является самым знаменательным политическим изменением в истории человечества. Политолог Джон Данн заметил, что до начала Великой Французской революции ни в одном языке народа не было слова революция в его современном понимании. Он считает, что это слово берет свое начало от средневекового латинского существительного, означающего «вращение» (англ. revolve). Уже в то время в понятие революции вкладывали смысл чего-то самовозобновляющегося и распространяющегося кругами.

Классическими образцами принято считать Французскую революцию (1789 - 1794 года), Октябрьскую революцию (1917 года) в России и революцию в Китае (1911 - 1949 года) С. Хантингтон охарактеризовал революционные процессы, проходившие в мире в 70 - 80 годах, как демократические волны []. Совсем недавно произошли революционные изменения в арабских странах в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, повлекшие за собой смену правительства и международное вмешательство, которые мы проанализируем во второй главе данной работе.

Штомпка П. изучал революцию на основе социологических концепций. Он определял ее, как наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют коренные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья [].

В ходе исследований революций сложились четыре главные школы - бихевиористская, психологическая, структурная, политическая.

Бихевиористская теория революции была предложена в начале XX века Питиримом Сорокиным. Он делал выводы по результатам русской революции 1917 года. Исследователь прослеживает и документирует подобные изменения в разных областях человеческой жизни и его поведения. К этим изменениям относятся: «подавление собственнического инстинкта масс», «подавление импульса к соревновательности, творческой работе, «подавление полового рефлекса», приобретению разнообразного опыта», «извращение религиозных, эстетических, моральных форм поведения». На основание этого он развивает гипотезы: первая рассматривает движущие силы, которые стоят за революционными массами, вторая гипотеза направлена на изучение реакции властей (атмосфера предреволюционных эпох всегда поражает наблюдателя бессилием властей и вырождением правящих привилегированных классов).

Вторая психологическая теория оставляет область поведенческих рефлексов или базовых (фундаментальных) инстинктов и концентрируются на проблеме комплексных мотивационных ориентаций. Вклад в развитие этой школы внесла теория, предложенная Джеймсом Дэвисом и Тедом Гурром под названием «относительная депривация». Как говорит Дэвис, «революции происходят тогда, когда за длительным объективным социальным и экономическим развитием следует короткий период резкого отступления. Ожидания дальнейшего удовлетворения потребностей, которые все больше растут, сменяются тревогой и падением всех надежд потому, что реальность все больше и больше удаляется от той, которая предполагалась». В формулировке Гурра, это «воспринимаемая разница между ценностными ожиданиями (вещами и уровнем жизни, которых, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и ценностными возможностями (вещами и условиями, которые они в реальности могут получить)». Революции рассматриваются как проявление неконтролируемого и стихийного процесса крушения надежд и агрессии или когнитивного диссонанса, которое отражается в обществе.

Третья концепция предполагает, что революции - это продукт структурных ограничений и напряженностей, характеризующихся специфическими отношениями между гражданами и государством. Доказывается, что причины революции нужно искать в социуме, в контексте групповых (национальных и интернациональных) и классовых отношений, а не в умах граждан, их предубеждений или межличностных отношениях.

Главными исследователями этой концепции принято называть Теда Скокпола. Он доказывает, что необходимо «принять структурную точку зрения для выражения общих взаимоотношений и конфликтов между группами и нациями, находящимся в различных положениях, а не между взглядами, интересами или идеологиями отдельных революционеров». В своих исследованиях он делает выводы: 1) «Испытывая жесткое давление со стороны внутренних классовых структур и международного сообщества, автократическое правление и армия разлагаются, открывая путь для революционных преобразований, направляемых выступлениями снизу» 2) кризис режима создает благоприятные условия массовым восстаниям городских рабочих и крестьянства. Падение старого режима - необходимое, но не достаточное условие для революции. «Крестьянские мятежи играли ключевую роль во всех реальных (т. е. успешных) социальных революциях вплоть до наших дней» 3) «Революции доводились до полного конца лишь в тех случаях, когда новые государственные организации - администрации и армии, координируемые исполнителями, которые правили во имя революционных символов, - сформировались в конфликтных условиях революционных ситуаций».

Политическая школа исследовала революцию лишь как политический феномен, возникающий из процессов, происходящих исключительно в политической сфере, как результат дисбаланса власти и борьбы соперников за управление государством. Ярчайшим представителем этой теории является Чарльз Тилли. Он представил типичную, «идеальную революционную последовательность», состоящую из семи стадий. 1. Постепенное возникновение оппонентов и создание оформления их притязаний на государственную власть. 2. Мобилизация и консолидация тех, людей кто поддерживает и является сторонником этих притязаний. 3. Попытки правительства создать репрессивную, насильственную демобилизацию всех сил терпят провал. 4. Оппозиция и их коалиции успешно устанавливают частичный контроль над некоторыми подструктурами правительства, (подразделениями, регионами, частями персонала). 5. Они борются между собой за расширение этого контроля. 6. Оппозиция побеждает, терпит поражение или входят в правящую коалицию с прежними власть предержащими. 7. Восстанавливается единый, суверенный, правительственный контроль). Лишь на этой стадии могут происходить дальнейшие структурные социальные трансформации (правовые, культурные, экономические, моральные), и если они происходят, то это будет революция.

Ч. Тилли установил признаки революционных ситуаций: 1) появление соперников или коалиций соперников, предъявляющих взаимоисключающие требования по поводу контроля над государством или его частью; 2) приверженность этим требованиям значительной части населения; 3) неспособность или нежелание правителей подавить эти коалиции [].

А. Г. Лигостаев, исследовав причины различных революций, пришел к выводу: Масштабные общественные волнения (фактор A) ослабляют существующий режим, который уже не в состоянии осуществлять эффективное управление социумом (фактор С). Все это на фоне роста организованности оппозиции (фактор F) приводит старый режим к кризису, а в итоге - к падению, т. е. совершается революция. Она становится социальной в силу того, что присутствует масштабный конфликт между властной элитой, контролирующей государство и поддерживающей определенный тип социального устройства, и группой (объединением), являющейся либо ставленницей иного социального слоя или класса, либо основой для формирования такого класса (фактор E). В результате свержения старого режима, произведенного в результате действия факторов A, C и F, происходит «приход к власти» этой оппозиционной группы, а в итоге - нового социального слоя, что означает трансформацию социальной структуры, сопровождающуюся трансформацией государства [].

В XIX веке активно развивался капитализм. В связи с этим стал набирать силу буржуазный класс. Он стал претендовать на роль главенствующего класса в развитых странах. Но параллельно с этим росла нищета, были тяжелейшие условия труда, рабочий день был не нормирован, поэтому пролетариат стал требовать расширения своих прав и социальную защищенность. В этих условиях европейские мыслители стали задумываться о политических изменениях в странах путем революционной борьбы и создания «идеального строя» при котором будут устранены назревшие проблемы.

Ярчайшим примером этого периода является «Великая французская революция». В стране сложились условия, при которых совершилась революция. Наиболее активное влияние на революцию оказало якобинское движение во главе с Робеспьером, которое вдохновляло людей на борьбу против монархии за свою свободу и права. По итогам революции коренным образом изменилась политическая система государства: вместо монархии образовалась республика, появились гражданские институты, люди получили гражданские права и т.д.

Революционным теоретиком XIX века отстаивающего права пролетариата был К. Маркс. В своих научных произведениях «Манифест коммунистической партии» и «Капитал», он доказывал необходимость социалистической революции. К. Маркс считал, что она будет возможна только тогда, когда капитализм охватит весь мир и исчерпает потенциал своего развития; вследствие глобализации произойдет становление всемирно исторического субъекта, который и осуществит революцию.

Также революционные теоретики были и среди русских мыслителей. Анархический коммунист П. А. Кропоткин считал, что цель революции должна заключаться в обеспечении условий для полного перехода общества от государства к анархическому коммунизму. Основная причина революции, по его мнению, заключается в надежде народа на улучшение положения. П.А. Кропоткин отрицал необходимость для успеха революции установление диктатуры революционной партии или классовой диктатуры. Он вообще отрицал понятие передачи революционных прав от народа к партии, так как считал, что любые чиновники, даже революционные становятся функционерами и забывают о нуждах масс. Последователи П. А. Кропоткина обсуждали необходимость применения террора в революции, как метода достижения своих целей [].

Революционные демократы (Д. И. Писарева, А. И. Герцена, Н. И. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского) боролись против крепостного права и самодержавия, были сторонниками социалистических модернизаций в стране. Их социализм называли утопическим потому, что переход к социализму через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем невозможен. Они придерживались идеи революционной борьбы, которая свергнет самодержавие и Россия пойдет по социалистическому пути развития.

В. И. Ленин считал, что с помощью революции будет установлена диктатура пролетариата, и Россия сможет выйти из кризисов и в дальнейшем перейти к коммунизму. Задача пролетариата России - довести до конца буржуазно-демократическую революцию в России. В. И. Ленин стал не только практиком марксизма, но также внес огромный вклад в развитие теории коммунизма. Он вошел в историю как выдающийся революционер, в дальнейшим как государственный деятель и лидер страны.

На основании выше перечисленного можно сделать вывод, что революция связана с политическим конфликтом, в момент революции общество достигает пика активности, она характеризуется как самый интенсивный, насильственный из всех политических изменений. Особое значение уделяется утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок. К движущим силам революции относят: всеобщее подавление базовых инстинктов человека, и атмосфера бездействия властей. Революции рассматриваются как проявление неконтролируемого процесса крушения надежд и агрессии или когнитивного диссонанса. Революции доводились до полного конца лишь в тех случаях, когда новые государственные организации - администрации и армии, координируемые исполнителями, которые правили во имя революционных символов, - сформировались в конфликтных условиях революционных ситуаций. Необходимость политических изменений с помощью революции активно развивалось в XIX веке, разработчиками данной концепции были как среди зарубежных мыслителей, так и среди русских.

арабский революция политический бихевиористский

Глава II. Специфика политических изменений в ходе арабской весны

Арабская весна термин, возникший в связи с массовыми выступлениями и протестами, затронувшие арабский мир в 2011-2012 гг., охватившие целый ряд стран Ближнего Востока. В некоторых государствах этот процесс продолжается до сих пор.

В марте 2011 года российский министр иностранных дел С.В. Лавров в одном из интервью высказал свое мнение по поводу этих событий: «ни у кого не было точного прогноза», и охарактеризовал случившееся, как «ожидаемая неожиданность». «Ожидаемая, потому что проблемы накапливались в течение долгих лет, в первую очередь социально-экономические проблемы…» Он признал, что «арабская весна» стала неожиданностью «прежде всего с позиций того, что это случилось очень быстро и охватило сразу несколько стран». По моему мнению, это наиболее полное и точное определение данным событиям.

.1 Причины революционных изменений

К экономическим причинам в первую очередь можно отнести: А) в начале ХХI в доля государственных расходов в ВВП арабских стран. достигла 38%. Б) жёстко контролируемая государством непрозрачная банковская система В) Низкий темп роста экспорта в арабских странах, за последние 30 лет, усугубляет развитие всей экономики. Они почти в полтора раза ниже, чем в целом по группе таких же развивающихся государств. Г) Как итог вышесказанных причин - среднегодовой прирост подушевого ВВП в арабских государствах сократился с 3,6% в 1980г. до 0,7% в начале ХХI в. Для сравнения - в целом по развивающимся странам прирост ВВП в начале ХХI в. составил 3,1% [].

К социальным причинам относятся: A) высокий среднегодовой темп прироста численности населения в арабских государствах. Он за последние годы не изменился и достиг до 2,7 % в год. Б) Тормозит социально-экономическое развитие арабских государств и число занятых среди взрослого населения, которое очень мало: в 2008 году всего лишь 46% от населения, а среди молодёжи в арабских государствах ещё меньше. Критическое недовольство «арабской улицы» вызывал высокий уровень безработицы. Она за последние 30 лет возросла в арабских государствах в 1,5 раза - с 10% в конце 70-ых годов ХХ в. до 14 % в начале ХХI в. Безработица среди молодёжи достигает ещё большей цифры-25%. Как нестранно, она охватывает не только беднейшие слои граждан, но и молодёжь, которая имеет высшее образование. Образованность молодежи подтолкнула ее к идеям демократических перемен в стране. В) Негативным фактором развития арабского общества являлся значительно выросшее число бедных граждан в начале ХХI века. Оно достигло цифры в 40 %, в том числе в Йемене-60% и в Египте - 43% [].

К политическим причинам: 1) отсутствие «социальных лифтов». 2) клановый способ управления государствами и коррумпированность государственных органов. Лояльность к существующей власти подрывал и высокий уровень коррумпированности чиновников государственного аппарата управления, в том числе и первых лиц государства. Особое недовольство среди населения вызывала семья второй жены президента - клан Трабелси, который удерживал ключевые позиции в банковском секторе, торговле, сфере недвижимости и туристическом бизнесе. Те же обвинения можно предъявить семействам бывших президентов Ливии, Египта, Йемена. 3) длительное правление глав государств, которые не проводили вынужденных реформ. Президента находились у власти очень долго. Так, руководители Египта и Йемена - Х. Мубарак и А.-А. Салех соответственно - по 30 лет Ливии М. Каддафи находился у власти 42 года, президенты Сирии Х. Асад и его сын Башар - 30 и 11 лет, глава Туниса Бен Али - 23 года. К тому же М.Каддафи и Х.Мубарак, по примеру Х.Асада, готовили в преемники своих сыновей. И это при том, что в Сирии, Йемене, Египте и Тунисе существует республиканская форма правления, означающая периодическую сменяемость и выборность власти. За все 50 веков истории Египта только два фараона (Рамсес II и Тутмос III, а также паша Мухаммед Али) находились у власти больше времени, чем Х. Мубарак. Они правили соответственно 66 лет, 54 и 44 года [].

Таким образом причины были одинаковые у всех государств, они затрагивали многие социальные сферы жизни общества и несли в себе коррупцию всех институтов в государстве. Страны не могли развиваться дальше, не устранив эти проблемы. Из-за этих проблем граждане были социально не защищены, они проживали в бедности, поэтому они вышли на борьбу против правящего режима.

.2 Особенности проведения арабской весны

Вспыхнув в одной стране, демонстрации затрагивали соседнее государство и усиливали динамику, охватывая крупные города и набирая численную массу. Началом акций протестов послужило самосожжение Мохаммеда Буазизи в Тунисе, которое переросло в народные выступления. Уже вначале этих событий в конце декабря 2010 года численность протестующих в городе Мензель-Бузаян, где он жил, достигло две тысячи человек. Демонстранты громили автомашины и полицейские участки, административные здания. В начале января 2011 года митинги, демонстрации, и ожесточенные столкновения молодежи с полицией прошли вначале в трех крупных тунисских городах - Касерин, Рагеб и Тала, затем перешли на всю страну. Следом за Тунисом восстания вспыхнули в Алжире. С конца января 2011 года восстания перешли в Египет, когда произошли массовые восстания оппозиционных сил с требованиями отставки Мубарака и проведения в стране значительных политических и социально-экономических перемен. Практически сразу митинги переросли в беспорядки, стычки с полицией и в дальнейшем в акты мародёрства. По всей стране тысячи заключённых вырвались из тюрем. Первого февраля противники власти вывела на улицы Каира 200 тысяч человек с требованием отставки Мубарака, четвертого февраля численность протестующих составила около одного миллиона человек. Президент все равно отвергал требования митингующих, намереваясь оставаться на посту до осенних президентских выборов 2011 года, а затем уйти из политики. Но 11 февраля Мубарак был вынужден уйти в отставку. Подобно антиправительственным протестам в Тунисе и Египте, движущей силой революции в Ливии стало население, недовольное социально-экономическими условиями жизни и политической диктатурой. В том же месяце в Йемене вспыхнули антиправительственные выступления, переросшие в боевые столкновения. В марте выступления стали появляться в Сирии []. Таким образом мы видим, что революция быстро стала набирать свою силу, при этом затрагивала соседние государства и вызывала сходные процессы в них.

Для коммуникации, организации и поддержки между оппозиционерами ключевую роль сыграли СМИ. Они стали одной из главных специфик этих событий из-за масштабности вовлечения людей в процесс коммуникаций и новизны использованных ресурсов. Они могут выражаться в самых разных аспектах: от манипулирования сознанием избирателей на выборах - до перенесения информационного конфликта в реальную плоскость боевых действий. СМИ - это и площадка для взаимодействий, это и канал передачи нужной информации, это и инструмент манипулирования и - самостоятельный субъект политики. Благодаря такому подходу, мы можем рассматривать СМИ как один из факторов, повлиявших на развитие конфликтов «Арабской весны». Вмешательство СМИ в конфликт играло роль катализатора, который наиболее вероятно приводит к политически значимому результату конфликта. Наиболее эффективную роль среди СМИ сыграл Интернет, как ресурс для управлением и передачей информации. Интернет является доминирующим средством в информационных ресурсах мира, поэтому его роль как средство для воздействия и манипулирования возрастает.

По данным сайта Internet World Stats за 2010 год, в арабском мире насчитывается около 60 миллионов активных пользователей Интернета, что составляет треть всех жителей этого региона. В целом за прошедшее десятилетие количество арабских интернет-пользователей выросло на 1,825%. Тем не менее, в глобальном отношении эта доля все еще очень мала и не превышает 3 %. Вследствие быстрого распространения Интернета миллионы жителей в этом регионе получили возможность свободно выражать свое мнение. Но по разным причинам многие из них были лишены подобной возможности: левые партии, правозащитники и исламисты радикального толка не имели возможности этого сделать по политическим мотивам, представители шиитов и христианской веры в некоторых странах боялись нарушить религиозные нормы. Некоторым из них все же удавалось максимально эффективно использовать все преимущества этого технологического ресурса. К примеру, сайты религиозного толка, организованные мусульманами, лучше других смогли приспособиться к новым веяниям, постепенно стали пользоваться популярностью и быстро распространились по всей сети Интернета []. Так с помощью интернета люди объединялись в группы по политическим убеждениям и обменивались информацией и взаимодействовали друг с другом.

Сайт WikiLeaks и его материалы стали катализатором кризисной ситуации в Тунисе, вызвав стихийное недовольство народа. Депеши американских дипломатов, которые опубликовал сайт, обнародовали детали ужасной коррупции в стране. Эти факты раскрывали злоупотребления своим служебным положением многолетнего лидера Туниса Зина аль-Абидина бен Али. Он сосредоточил власть в стране в руках узкого круга элиты, которая превратилась в мафиозный клан. Семья и приближенные президента жили в роскоши, притом все эти несбыточные богатства выставлялись на обозрение народу, жизнь которого проходила в нищете. Несмотря на то, что власти заморозили доступ к порталу WikiLeaks, информация так или иначе просачивалась через социальные сети с помощью хакерских программ. Организовывали акции протеста также через сервисы Twitter и Facebook. Кроме того, молодые демонстранты закачивали видео с акций на YouTube при помощи разных способов несмотря на то, что доступ к этому сайту был запрещен в государстве уже в 2007 году. Притеснения свободы слова и контроль за личностью в Интернете отражались в слоганах, звучавших на улицах. Сайт Wikileaks и интернет сервисы предоставляли информацию людям, которая подталкивала их к активным действиям против существующей власти и настраивала их на борьбу против нее, вызывая у население ненависть к режимам. По нашему мнению, эта информация стала движущей силой революции.

В связи с распространением оппозиционной информации и коммуникации среди недовольных властью населения, правительство стало бороться против этого ресурса, но не смогла полностью исключить проникновения информации.

Во время революционных потрясений в Тунисе власть вела активную борьбу с интернет-движением. По возможности закрывая доступ извне к внутренним новостям, правительство перешло к следующему шагу, по результатам которого известные тунисские представители оппозиции обнаружили следы чистки их почтовых ящиков и учетных записей социальных сетей. Также государственные органы начали использовать так называемые программы фильтрования сети для того, чтобы контролировать доступ на проблемные и оппозиционные, по их мнению, ресурсы в Интернете. В некоторых арабских странах, на пример в Тунисе и Саудовской Аравии, монополия на предложение интернет-услуг была отдана на откуп одной государственной компании в целях усиления надзора за информацией в сети.

Революционные настроения в разных арабских государствах получили отзыв в остальных частях мира. В стремлении помочь гражданам на Арабском Востоке международная хакерская организация «Анонимы» осуществила ряд хакерских атак на государственные сайты в Египте, Тунисе, Йемене. В Тунисе пострадал от их действий официальный правительственный сайт, портал национальной фондовой биржи, а также другие важные ресурсы. До того, как отключили Интернет в Египте они атаковали сайты правящей в стране Национально-демократической партии, министерства информации, министерства внутренних дел и т. д. Такую же участь постиг официальный сайт президента Йемена Али Абдаллы Салеха. «Анонимы» распространяли необходимую информацию среди населения и всячески поддерживали связь с людьми, которые были вовлечены в эти события.

По ходу революции во всех странах стали набирать популярность исламские лозунги и идеи мусульманской сплоченности. События «арабской весны» показали, что в регионе нет достойной системы безопасности. Массовые протесты и гражданские войны только усугубили гуманитарную ситуацию и усилили уже существовавшие традиционные проблемы (межгосударственные и межконфессиональные конфликты, сдерживающая экономический рост и истощающиеся ресурсы неконтролируемая рождаемость, высокий уровень безработицы и обнищания населения, продуктов питания и дефицит воды). Маргинализация мусульманского населения почти во всех странах сопровождалась ростом недовольства погрязшими в коррупции властями и госчиновниками, что, возможно, способствовало росту популярности идей радикального ислама, особенно в молодежной среде. Еще одна причина состояла в том, что когда-то популярная идея арабского единения в настоящее время переживает кризис. Объединяющая арабов еще несколько десятилетий назад палестинская проблема, на фоне происходивших событий явно уменьшила свою былую актуальность. Ближневосточное урегулирование в системе наиболее значимых региональных проблем и палестино-израильский конфликт были отодвинуты на задний план. Придавал толчок для расцвета радикального ислама в современности в большой степени кризис существовавших идеологий (прежде всего, коммунизма и западного либерализма), побудивший большинство мусульман обратиться к более близким им по духу и менталитету чисто религиозным ценностям []. В следствие в мусульманском мире постепенно начали выкристаллизовываться исламистские партии, движения и организации, многие из которых объявили своей целью свержение правящих режимов и укрепление позиций ислама во властно-политических структурах. Примечательно, что в программных документах разных исламистских организаций сторонники неисламских движений приравниваются к вероотступникам. Так, к примеру, в программе иракского отделения «Аль-Каиды» примечается следующее: «Мы верим, что светскость под любыми ее знаменами и во всем многообразии ее школ, таких, как национализм, патриотизм, коммунизм и баасизм, есть неверие открытое, противостоящее исламу и отлучающее от религии… Неверие вероотступничества, по согласному общему мнению, тяжелее неверия изначального. Поэтому сражение с вероотступниками у нас считается наиболее важным, чем сражение с носителем изначального неверия» []. Ислам так же, как и интернет объединили людей для совершения революции. С помощью религиозной общности исламские партии смогли получить поддержку среди населения и осуществлять идеологизацию среди них, призывая к свержению светских режимов. В Египте после свержения режима на парламентских выборах партии движения радикальных исламистов «Братьев мусульман» прошли на выборах, получив необходимой число голосов.

Массовые выступления, свержение правящих режимов, активизация радикальных организаций и противоборство повстанцев повлекли за собой международное вмешательство. Там, где вопрос об уходе прежних лидеров был решен запускалась посредническая миссия США, Саудовской Аравии и Катара для налаживания либо переговорного процесса между уходящим лидером и оппозицией, либо для обеспечения переходного периода при опоре на проамерикански настроенную армейскую верхушку. Правящие группы Ливии и Сирии отказались уйти в отставку, что повлекло вместо переговорно-трансформационного процесса кровавое противостояние в стиле гражданской войны. В результате изменились функции указанных внешних факторов: из посредников, как это было в Тунисе, Египте и Йемене, Вашингтон, Эр-Рияд и Доха превратились в сторонников воюющей оппозиции. В Ливии это было оформлено в виде партнерства НАТО с арабскими монархиями Персидского залива, а в Сирии - в формате «Стран-друзей сирийского народа». США пускали в ход имевшиеся у них рычаги влияния на армейскую верхушку и частично на светскую оппозицию в Египте, Тунисе и Йемене, а Саудовская Аравия и Катар влияли финансами и идеологией на исламистские движения в этих странах [].

Россия в ходе арабской весны выступала в роле «зрителя» и проявляла нейтралитет в случаях с Тунисом, Египтом. По событиям в Ливии, где конфликт принял ожесточенный характер и в него оказались вовлечены иностранные государства, РФ постаралась занять туже позицию, выражая симпатии лидеру Д. М. Каддафи. Активную позицию Россия заняла в связи с гражданской войной в Сирии, где она взяла на себя роль защитника властей и пошла на обострение отношений с Западом и рядом влиятельных арабских государств. В Йеменском конфликте Россия сыграла роль посредника в урегулировании [].

Арабская весна прошла как революция потому, что в этот процесс было вовлечено большое количество людей, митинги и протесты были направлены против правящего режима, у оппозиции была единая идея. Она была вызвана коррупцией и экономической отсталостью государств, а так же бедностью большинства людей.

Главными особенностями «арабской весны» были: вовлечение в революционный процесс сразу несколько держав, использование современных ресурсов для коммуникации и организации среди оппозиции, вмешательство в революционный ход иностранных держав, которые пытались за счет этой ситуации расширить свое влияние. По ходу революции во всех странах стали набирать популярность исламские лозунги и идеи мусульманской сплоченности. Таким образом эта революция была уникальна, ее развитие продолжается сегодня. Она нарушила баланс сил в этом регионе и изменила международные отношения между государствами.

Заключение

Проведенное в работе исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы.

Революции всегда затрагивают массы людей, она направлена против существующего режима. Ее возникновением может послужить экономические, социальные, политические причины.

Она связана с политическим конфликтом, в момент революции общество достигает пика активности, она характеризуется как самый интенсивный, насильственный из всех политических изменений. Особое значение уделяется утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок. К движущим силам революции относят: всеобщее подавление базовых инстинктов человека, и атмосфера бездействия властей. Революции рассматриваются как проявление неконтролируемого процесса крушения надежд и агрессии или когнитивного диссонанса.

Революции изучают бихевиористская, психологическая, структурная, политическая школы.

В результате революции свергается правящий режим и устанавливается новый, который должен справиться с проблемами в стране.

Арабская весна прошла как революция потому, что в этот процесс было вовлечено большое количество людей, митинги и протесты были направлены против правящего режима, у оппозиции была единая идея.

Она была, вызвана коррупцией и несменяемостью правящих режимов, которые создали ряд проблем во всех сферах общества этого региона. Восстания, происходящие в крупных городах этих стран имеют массовый характер, а также требования митингующих были направленны против этих режимов. Революция имела идейную основу исламской идеологии.

Она свергла правящие режимы в государствах, тем самым изменила элиту в них, но не затронула структуру политической системы. Там, где процесс свержения режима не удался с помощью революции, он перерос в гражданскую войну к примеру, в Ливии, но в Сирии свергнуть режим даже с помощью гражданской войн не удается, потому, что в стране сохраняются сильные позиции правящего режима из-за его сравнительной молодости (11 лет), также возможно в стране не было тех проблем, которые сложились в соседних государствах. После свержения режимов в странах были проведены выборы в парламенты, где к власти стали приходить исламистские партии из-за их популярности среди населения. Особенностью этой революции было влияние интернета как ресурса для коммуникации и организации действий внутри оппозиционных сил.

Список используемой литературы

Научная литература

.Чайко И. В. Диссертация на тему: Политический процесс: Вопросы теории и опыт России. М. 2000 Г.

.Брега Александр Васильевич. Управление политическим конфликтом. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. М. 2014. № 1 (13). С. 33 - 37.

.Олег Глазунов. Государственный переворот. Стратегия и технологии. М. «Олма-Пресс Образование» 2006 г.

.Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

.Розов Н. С. Философия и теория истории М.: Логос, 2002. Кн. 1: Пролегомены. 656 с..

.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 8. 706 с.

.Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

.Штопка П. Социология социальных изменений. пер. с англ. М., 1996.

9.McAdam D., Tarrow S., Tilly Ch. Dynamics of Contention. N. Y.: Cambridge University Press, 2003. 387 с.

.А. Г. Лигостаев. Универсальные причины социальных революций. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Т. 6. № 2. С. 53-57.

.О.С. Сафронов. Теория революции в понимании П.А. Кропоткина. Научные ведомости. 2010 г. № 7 с. 145 - 149.

.А.С. Иващенко. Причины и последствия социальных потрясений в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки (конец первого - начало второго десятилетия ХХI в.). Вестник Адыгейского государственного университета. №3. 2013 г. С. 40 - 48

.Иванов Станислав Михайлович. «Арабская весна» продолжается. Научно - аналитический журнал Обозреватель - OBSERVER. Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) М. № 3 2012 г. С. 56 - 66

.А. А. Блинов. Интернет в арабском мире. Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 188-196

Похожие работы на - Революция как тип политического изменения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!