Политическая власть: формирование и функционирование в современной Росси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политическая власть: формирование и функционирование в современной Росси

Содержание

Введение

Глава.1. Власть как общественное явление

.1 Компоненты власти

.2 Виды власти

Глава. 2. Политическая власть в России

.1 Политическое развитие России

.2 Особенности современного политического режима России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Власть является одним из компонентов фундаментального начала политики и общества. Понятие власти - это центральная категория в таких дисциплинах как политология и теория государства и права, так как дает понимание и раскрывает природу политики и государства.

Власть возникла с появлением человеческого общества и всегда будет в том или ином виде существовать и сопутствовать его развитию. Изначально власть была необходима для продолжения человеческого рода. Семейно-родовая форма власти являлась приоритетной для кочевых народов России. С развитием оседлости семейно-родовая форма власти сменилась племенной властью. Формирование территориальной власти объясняется необходимостью организовать общественное производство, что невозможно без подчинения единой воле всех ее участников, а так же потребностью регулировать общественные отношения между людьми. Появление государства и разделение общества на классы разрушило кровные и родовые связи, власть старейшины рода сменилась авторитетом публичной власти, которая в процессе своего развития отделилась от общества и встала над ним.

Объектом исследования курсовой работы является политическая власть: формирование и функционирование в современной России. <#"justify">Глава 1. Власть как общественное явление

В научной литературе и обыденной жизни понятие «власть» употребляется в самых различных смыслах. Философия рассматривает власть над объективными закона общества, социология - власть социальную, экономика - власть хозяйственную, юриспруденция - власть государственную, политология - власть политическую, психология - власть человека над собой, семья - власть семейную и т.п. так же мы используем понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

В социально не структурированных обществах, то есть в обществах примитивных, власть не носит политического характера, так как в них не существует проблемы, вызывающей к жизни политику - проблемы достижения согласия. Политическая власть формируется в обществе людей, разделенных разными интересами и находящихся в неодинаковом положении. Примитивное общество ограничивает власть родственно-племенными связями. Политическая власть определяется территориальными, пространственными границами. Политическая власть обеспечивает порядок на основании принадлежности человека, группы людей к определенной территории, социальной категории, а так же приверженности идее. Неполитическая власть не несет в себе четких разграничений между управляющими и управляемыми. Политическую власть всегда имеет меньшинство, элита. Она формируется на базе объединения процесса, концентрации воли и деятельности структур, таких как учреждения, организации, институты, а так же взаимодействия двух компонентов: людей, сосредоточивших в себе власть и организаций, через которые эта власть реализуется.

Власть постоянно оказывает воздействие на процессы, происходящие в обществе, и выражается в единстве двух проявлений - передаче или же навязывании воли властвующего субъекта субъектам подвластным, а так же подчинении подвластных этой воле. Такие отношения характеризуются ярко выраженной целенаправленностью. Главной чертой власти является способность властвующих субъектов навязывать свою волю окружающим и господствовать над ними. Из этого вытекает и отрицательная сторона власти - возможность злоупотребления властью и произвольное ее использование. Что нередко перерастает в острую борьбу и столкновение людей. политических партий, классов и слоев.

.1 Компоненты власти

К основным компонентам власти, которые приводят в движение все ее элементы, относится:

. Субъект власти, воплощающий ее активное, направляющее начало. Субъектом власти может государство, государственные органы, должностные лица государства. Субъект - это непосредственный представитель государственной власти, который предписывает различные варианты действия или поведения и тем самым подчиняет себе объект. Если нет подчинения, то нет и власти. Подчинение по своей природе так же естественно для человеческого общества, как и руководство. В основе подчинения лежат разные мотивы: сила, привычка, интерес, убеждение, авторитет и др.

. Содержание властеотношений - центральный структурный элемент власти. Именно в границах властеотношений властвующий направляет действия подвластных в нужную сторону, навязывает им свою волю.

. Средства, методы, способы осуществления власти основываются на интересах и волевой позиции сторон. Если же воля властвующих и интересы подвластных совпадают, что в основном характерно для демократического общества, то властеотношения реализуются без препятствий и принуждений. В случае, когда они расходятся, то властвующие используют различные методы от попыток достигнуть компромисса, до принуждения.

. Ресурсами государственной власти является совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию государственной власти. В научной литературе представлено несколько классификаций ресурсов власти. В соответствии с одной из них, ресурсы бывают: утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это социальные и материальные блага, которые связаны с постоянными интересами людей.

Принудительные ресурсы - меры государственного, карательного воздействия, использующиеся при несрабатывании утилитарных методов.

Нормативные ресурсы - средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации человека, регулирование отношений в социуме.

Так же широко распространена классификация ресурсов власти, которая основывается на важнейших сферах жизнедеятельности общества. Она включает в себя: экономические, социальные, культурно-информационные, идеологические и силовые ресурсы.

.2 Виды власти

Власть подразделяется на различные виды. Так, например, существует власть рода, племени, политическая власть, государственная власть, экономическая власть, власть общественных объединений, церковная, родительская и т.п.

Исходя из социального уровня, власть бывает:

в масштабе всего общества;

внутри коллектива;

в отношениях между людьми.

Согласно еще одной классификации власть делится на политическую и неполитическую.

К политической власти относятся:

власть одного класса над другим;

государственная власть;

партийная власть;

власть политических лидеров и др.

Некоторые ученые, например профессор Байтин М.И., считают термины «политическая» и «государственная» власть синонимами. Согласно их точке зрения, политическая власть - это власть, исходящая от государства и реализующаяся при его прямом или косвенном участии. Другие ученые, например профессора Бурлацкий Ф.М. и Кейзеров Н.М. различают эти понятия и вкладывают в категорию «политическая власть» более широкий смысл, чем в категории «власть государственная», так как политическая власть реализуется через все звенья политической системы, а не только через одно ее звено - государство.

Социолог М. Вебер (1864 - 1920) выделял следующие виды власти:

- традиционная власть использует механизмы, ритуалы, традиции, которые присущи определенному обществу, которые меняются медленно или вовсе остаются постоянными на протяжении долгого времени;

легальная власть опирается на законы, нормы права, правила, четко регламентирующие деятельность власти;

харизматическая власть, реализующаяся посредствам особого положения руководителя, который считает своим призванием реализовывать определенные цели, а его сторонники, а так же последователи верят в то, что их руководитель обладает особыми качествами и особенностями для преодоления любых трудностей и предвидения на много лет вперед.

Так же существует легальная и легитимная власти.

Легальная власть - власть, созданная и реализующаяся на законном основании, такая власть ограничивается законом и действует в границах закона.

Легитимная власть - власть, которую признает население страны, которой население страны подчиняется и доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной, так как легальность власти - это ее юридическая характеристика, а легитимность - ее нравственная оценка.

Глава. 2. Политическая власть в России

.1 Политическое развитие России

За последнее столетие наша страна пережила два системных кризиса. Первый кризис случился в начале ХХ века, когда развалилась политическая система самодержавия царя, а на ее месте образовалась политическая система социализма.

Второй кризис случился в конце ХХ века, когда не только перестала существовать политическая система СССР, но и на месте самой страны образовались независимые государства и выбрали свой дальнейший путь развития.

Задача политической элиты в условиях общественного кризиса заключается в выборе наиболее благополучного пути дальнейшего развития общества.

Ученые в области социосинергетики для решения задач вывода страны из кризиса создали соответствующий математический аппарат и ввели специальные эволюционные уравнения. Используя синергетическую методологию и на основе информации о реальном состоянии общества, учеными была создана модель выхода Советского Союза из кризиса. Данная модель была предложена одним из известных создателей синергетической кратологии Л.В. Лесковым.

Для описания сложных и противоречивых процессов, происходящих в СССР в конце ХХ века, Л.В. Лесковым были введены семь параметров:

материальное благополучие в расчете на среднего жителя;

экологическое состояние;

- технологическое состояние;

состояние политической культуры (включая всю сумму позитивных и негативных факторов); политическая власть режим элита

степень перенапряжения экономики, обусловленной гонкой вооружений как деструктивным фактором;

реформистский параметр, который включает в себя учет возможных предпосылок для структурных преобразований;

Исходя из предложенных условий периода 1985 - 1991 гг. математической моделью было сформулировано шесть вероятных сценариев дальнейшего развития Советского Союза:

. Сохранение существующего положения - 0,08%;

. Демократические реформы, в условиях сохранения научно-производственного потенциала - 31%;

. Превращение страны в ресурсно-сырьевой придаток Запада - 15%;

. Распад страны - 23%;

. Возврат к системе тоталитарной диктатуры - 15%

. Гражданская война - 0,08%.

Исходя из результатов, очевидно, что наиболее вероятным путем дальнейшего развития страны был переход к демократическим реформам, который основывался на научно-технологическом и производственном потенциале, накопленном за предшествующий период.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что никакой исторической закономерности, предопределившей тот процесс политического развития, который случился в действительности и привел сразу к двум тупиковым сценариям (вариант № 3 и вариант № 4), не было.

Шанс преодолеть структурный кризис путем реформ и преобразований был достаточно высок. Но политическая элита страны оказалась к этому совершенно не готова.

Политические события конца ХХ века показали, что назрела необходимость в более глубоком понимании человеческой свободы, в признании того, что отдельная личность, основываясь на своей индивидуальной политической активности в силах изменить структуру политического прядка, привести общество к новому уровню общественного развития или, наоборот. Погрузить его в упадок и деградацию. Человек, являясь политическим лидером, должен всегда помнить о радикальной социальной ответственности перед результатами своей деятельности.

.2 Особенности современного политического режима России

Россия является страной запаздывающего типа развития, поэтому гражданское общество стало формировать в нашей стране достаточно поздно - с реформ 60-х гг. ХIХ в. Но так как этот процесс был прерван социалистической революцией, то становление и развитие демократии в современной России столкнулось с рядом определенных проблем. Прежде всего - это устойчивые стереотипы и система ценностей, которые были привиты коммунистическим режимом, по многим аспектам отрицают экономические. Социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Некоторые ценности влекут за собой психологический дискомфорт, к их числу относятся, например, конкуренция, рынок. Частная собственность и т.п. Из-за допущенных просчетов и ошибок, а нередко и из-за преступной политики реформаторов, понятия демократии начали вызывать отрицательную реакцию у многих граждан страны, оказавшихся обнищавшими и беззащитными в сложившихся условиях дикого рынка.

Особенность политического режима России заключается в том, что он носит переходной характер от тоталитаризма к демократии. Формирование гражданского общества, а так же многопартийности достаточно долго находится в процессе становления. Проблема партий заключается в невозможности создания социальной базы. Парламентские выборы 2003 г. и 2007 г. показали, что при обсуждении важных проблем жизни страны в Государственной Думе, преобладает мнение только одной партии, а мнение оппозиции и слоев общества, ею представляемых, не учитывается. А без оппозиции строить демократическое общество достаточно сложно.

Современный политический режим России допускает идеологический плюрализм, но опасность свободы слова до сих пор существует в нашей стране. Средства массовой информации преданны и оказывают поддержку исполнительной власти, особенно на местах, так как материально и юридически ею поддерживаются.

Политический режим современной России во многом определяет ее правящая элита. Многомиллионные российские чиновники это знают и оказывают большое влияние на жизнь страны. Реформирование социально-экономической сферы идет медленно, а большинство граждан все еще проживает в тяжелых социальных условиях, параллельно с эти процветает бюрократия.

Для дальнейшего положительного развития демократии в нашей стране необходимо создание экономической основы демократического режима, а именно, создание социально ориентированного рыночного хозяйства, которое было бы основано на равенстве всех типов собственности. Этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Положение мелких и средних предпринимателей не стабильно и не прочно. У крупного бизнеса тоже проблемы, самостоятельности добиться невозможно, а эффективной работы вместе с властью не получается.

Демократия необходима и в политической сфере России. Невиданное использование административных ресурсов во время выборов и в центре и на местах достаточно сильно подрывает основы образования конкурентной многопартийной системы.

Необходимо демократизировать и область национально-территориальных отношений путем переноса большего объема полномочий в регионы.

В общем, процесс формирования демократии в России должен идти естественным темпом и не ускорятся искусственно. В то же время, политические и интеллектуальные силы страны должны вести борьбу против сползания переходного политического режима в сторону авторитаризма.


В данной курсовой работе мною была предпринята попытка раскрыть феномен политической власти в целом, и в России в частности. Власть является той основой, которая оказывает определяющее влияние на политику, она есть везде, где существует совместная деятельность. Власть является необходимым атрибутом отношений в обществе, суть которого состоит в переходе духовных и материальных интересов и сил в общее действие. А для того, чтобы обеспечивать совместные действия, кто-то всегда должен взять на себя обязанности руководства. Такие обязанности, обычно, либо принимаются, либо оспариваются. Это и является абстрактной моделью реализации власти - господство, доминирование и согласие, подчинение. В действительности процесс реализации властного акта намного сложнее.

Власть - это совокупность политических институтов, с помощью которых одни социальные группы навязывают свою волю другим, действуя при этом в соответствии с общими интересами. В центре этих институтов стоит государство, имеющее право и обязанность говорить от имени народа или организованного им сообщества. Государство является необходимым общественным институтом, к специфической черте которого относится монополия легитимной политической власти.

Политическая власть, охватывая все плоскости общественной жизни и моделируя отношения людей, является основой и источником политики.

Список используемой литературы

Теория государства и права. Морозова Л.А. Учебник 2002- 414с.

Политология : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Буренко. -2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 392 с. - (Бакалавриат)

Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М., 2003.

Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты в России. Вехи исторической эволюции. М., 2007

Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений. М., 2005.

Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. 2008.

Исаев Б.А. Современное состояние теории партий и партийных систем // Социально-гуманитарные знания. 2008.

Чижов Д. Российские политические партии между гражданским обществом и государством. М., 2008.

Комаров С.А. Теория государства и права. Учебник для студентов вузов. М.: НОРМА. 2004 г., 440с.

Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов и факультетов. 2001 г.

Похожие работы на - Политическая власть: формирование и функционирование в современной Росси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!