Особенности формирования и восприятия имиджа женщины как политического лидера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования и восприятия имиджа женщины как политического лидера

Введение

В современном мире имидж политического лидера играет важную роль в судьбе государства. Лидер государства, являясь его первым лицом, ответственен за правильное восприятие своего внешнего вида, своих слов и поступков в качестве представителя страны на международной арене, и в качестве главного представителя власти для её населения. От его поведения, соответствующего выбранному политическому образу, зависит степень успешности проводимой как внешней, так и внутренней политики.

От образа лидера страны напрямую зависит степень легитимности власти в государстве и место государства на мировой политической арене. Поэтому процессу создания и поддержания нужного имиджа политического лидера в настоящее время уделяется особое внимание.

С недавних пор стало проводиться детальное изучение и анализ формирования имиджа политического деятеля с целью усовершенствования методов и инструментов его построения. Ведь одну из ключевых ролей в построении имиджа и проведении PR мероприятий играет выбранный канал коммуникации и контент передаваемых сообщений. Именно эти факторы оказывают решающее влияние на впечатление, производимое политиком на население, которое в итоге формируется в целостное мнение о лидере и соответствующее отношение к нему. Тщательный подбор видов СМИ в качестве каналов передаваемых информационных сообщений, анализ содержания этих сообщений, а также способ их подачи - это основные задачи, которые стоят перед имиджмейкерами современных политических деятелей. Однако, все вышеперечисленные аспекты деятельности по созданию политического имиджа имеет единую отправную точку, а именно, индивидуальные психологические, интеллектуальные и другие характеристики, достоинства и недостатки политика. То есть, для выработки оптимальной стратегии создания и, в дальнейшем, поддержания политического имиджа лидера, необходимо, прежде всего проанализировать исходные данные, базу, на которой и будет строиться имиджмейкинг - непосредственно личность самого политического деятеля и её особенности.

В рамках данной курсовой работы будет рассмотрен один из наиболее весомых факторов, определяющих характер всей политической PR-кампании - гендерный. А именно, формирование политического имиджа женщины-лидера. Следует, сразу оговориться, что планируется рассмотреть процесс формирования имиджа женщины-политика на разных уровнях: от регионального до мирового.

Выбор темы обусловлен тем, что в качестве объекта политического имиджмейкинга женщина оказывается гораздо реже мужчины. Этот факт, несомненно, наводит на мысль, что подобное положение дел в мире политического лидерства обусловлено рядом определенных причин, подлежащих выявлению и анализу.

Для всеобъемлющего раскрытия аспектов данной проблемы необходимо рассмотреть процесс создания имиджа женщины-политика не только в рамках современного общества, но и через призму временных изменений, которые, несомненно, помогут дать более глубокое понимание психологических и социальных особенностей формирования политического образа женщины-лидера, и, как следствие, определить оптимальный набор подходов и инструментов его формирования.

Такой подход к изучению данной проблематики позволит рассмотреть способы формирования имиджа политического лидера на разных этапах развития общества и СМИ, в условиях разных политических режимов и на примерах поведения конкретных политических деятелей в определенных исторических условиях. Анализ правильности их решений на основе исхода той или иной ситуации даст возможность сделать вывод о целесообразности использования тех или иных инструментов формирования имиджа.

Объектом данной курсовой работы является имидж политического лидера. В качестве предмета изучения выступают особенности формирования политического имиджа женщины-лидера.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и восприятия имиджа женщины как политического лидера.

К задачам данного исследования можно отнести:

. Дать характеристику современным трактовкам имиджа как понятия;

. Провести анализ гендерных аспектов восприятия имиджа политического лидера;

. Выявить отличительные особенности создания и поддержания имиджа женщины-политика в сравнении с мужчиной-лидером, что позволит определить сильные и слабые стороны женщины как игрока на политической арене.

. Провести мониторинг отношения основной массы населения к женщине как к политическому лидеру. Выполнение данной задачи позволит выделить конкретные группы населения с характерными признаками неприязни, лояльности или нейтрального отношения.

. Провести анализ практических примеров из истории, что позволит оценить динамику изменений в отношении и восприятии женщины как носителя власти.

Согласно поставленной цели выдвигаются две гипотезы, которые предстоит подтвердить или опровергнуть в ходе данной курсовой работы:

.Чем выше уровень (местный, региональный или мировой), тем методы формирования имиджа женщины лидера более схожи с методами создания имиджа мужчины-лидера.

.В России женщина в качестве носителя реальной власти встречается реже, чем за рубежом в силу сложившихся стереотипов, а также неподготовленности большей части населения нашей страны видеть женщину на руководящих политических постах.

В данной курсовой работе планируется использовать следующие методы научного познания:

.Абстрагирование - выделение свойств и качеств основных понятий (таких как имидж, лидер, лидерство, политический имидж, политический лидер, гендер и др.), важных в рамках рассматриваемой темы. При этом второстепенные свойства и признаки уже не рассматриваются для облегчения процесса анализа тех или иных явлений.

.Аксиоматический: на основе выделения нескольких основных свойств предмета или понятия возможно рассмотрение дополнительных (возможных) качеств, которые являются важными в рамках выбранной темы.

.Метод индукции. Подведение итогов, выделение главного из нескольких приведенных частей одного явления.

.Метод дедукции. Разбивка одного процесса (например, процесса формирования политического имиджа) на отдельные этапы для детального анализа каждого из них и определения используемых методов и инструментов на отдельном этапе.

.Моделирование - перенос свойств одного явления на другое (например, гипотетическое применение способов создания имиджа мужчины-политика для женщины-лидера и, как следствие, определение целесообразности их применения).

.Сравнение. Сравнение процессов формирования разных групп политических лидеров, разделенных по гендерному признаку.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит по два блока.

ГЛАВА 1. Теоретические основы политического имиджа

.1 Основные понятия, связанные с политическим имиджем

имидж женщина политический лидер

Впервые понятие «имидж» было введено В.М. Шепелем, которому пришлось в течение долгого времени доказывать его право на существование. После этого началось изучение данного понятия и споры о его содержании. Так, в результате долговременного и пристального наблюдения за телеведущими, актерами, известными личностями П.С. Гуревич сделал вывод, что понятие «имидж» (или «персонификация») включает не только природные свойства личности, но и специально выработанные; имидж это не только облик, но и психологический тип человека, черты которого отвечают запросам времени и общества.

Для наилучшего понимания обратимся к этимологии самого слова. В переводе на русский «имидж» («образ») есть «присутствие отсутствующего». То есть это то представление о человеке, оставшееся в сознании людей уже в отсутствии самого человека, то впечатление, которое он произвел. Оно может быть как негативным или позитивным, так и «отсутствующее», в результате которого он не оставил следа в сознании людей.

В русский язык слово «имидж» заимствовано из английского и в современных словарях рассматривается в нескольких аспектах. Приведем некоторые из них, наиболее подходящие в рамках рассматриваемой темы:

Имитация или представление человека или вещи в форме рисунка, картины, фотографии.

Образная картина чего-либо, концепция, идея, впечатление

Концепция человека, изделия, учреждения и т.п. в сознании населения, часто преднамеренно созданная или измененная посредством СМИ, рекламы, пропаганды и т.д.

Стереотип, типичный пример, символ (воплощение)

В психоанализе: образ человека в определенном качестве, обычно идеализируемый, созданный и хранящийся в подсознании, сходство с данным образом.

Если рассматривать имидж в рамках психоанализа, то можно сказать, что имидж представляет собой обращенное вовне «Я» человека, то ест его публичное «Я»: внутренний мир может быть скрыт за внешним имиджевым барьером, созданным им самим. С этой точки зрения выделяют:

Идеальный имидж, тот, к которому человек стремится

Реальный имидж, тот, который присутствует на самом деле

Самоимидж, связанный с прошлым опытом и соответствующими самооценками

Воспринимаемый имидж, связанный с оценками других

Требуемый имидж, связанный с ожидаемым имиджем, рассчитанным на ту или иную профессию.

Главная задача имиджмейкера, в том числе в качестве стороннего наблюдателя, - максимальное совмещение идеального и реального имиджа. Взгляд со стороны важен ещё и потому, что сам человек не может объективно оценить степень соответствия самоимиджа с воспринимаемым и требуемым имиджами, а значит, не в состоянии понять эффективность воздействия своего образа на аудиторию.

К политику такой способ построения имиджа относится в наибольшей степени, так как умение привлечь внимание и запомниться избирателям в лучшем свете - главный критерий успешности политической карьеры. В политике правильно выстроенный имидж определяет победу на выборах. В последние десятилетия политические лидеры стали уделять особое внимание всем деталям формирования своего имиджа.

Рассмотрим наиболее узкое понятие «политического имиджа»:

Политический имидж - это образ политического лидера, деятеля, партии, который складывается в общественном мнении и сознании, оказывая воздействие на авторитет, влияние и рейтинг его носителя.

Политический имидж - продукт встречного согласования/несогласования особенностей личности лидера и социальных ожиданий масс, так как имидж это не сколько то, ЧТО пропагандируется, сколько то, КОМУ пропагандируется и КАК воспринимается.

Таким образом, имидж является связующим звеном между политиком и его аудиторией, отражая как интересы населения, так и интересы самого политика, совмещая их. И поскольку в современном демократическом обществе велика роль населения в принятии и проведении тех или иных решений на уровне государства, политики стремятся максимально снизить давление на избирателей и предоставить им тот информационный и политический продукт, который более всего отвечает их запросам. Исходя из этого политики в процессе построения имиджа чаще выбирают

стратегию приближения (стратегию открытости), в рамках которой объект коммуникации, его коммуникации и контекст его существования сознательно сближаются с электоратом

и реже:

стратегию дистанцирования (стратегию закрытости), заключающуюся в преднамеренном отдалении от электората и скрытности в мотивах поведения политика.

В рамках выбранной тематики имидж, в первую очередь, определяется как рекламный, представительский образ кого-либо, который создается для населения. В анализе А.Ф. Гуцала и С.Л. Недбаевского политический имидж раскрывается как целенаправленный образ политика, который способен осуществить эмоционально-психологическое влияние на определенных людей или социальную общность. Имидж рассматривается в качестве специально создаваемого политического образа для достижения поставленных целей. Другими словами, образ кандидата - это публичная сторона его личности и жизни, обращенная непосредственно к избирателям.

Следует отметит, что далеко не однозначное понятие, и может трактоваться с разных точек зрения. Учёные рассматривают три группы политического имиджа:

Персональный - психофизиологические особенности, индивидуальные качества и стиль принятия решений

Социальный - отношение к партии, социальной группе, национальности

Символический - политический лидер выступает как представитель определенной идеологии.

Но каждый из перечисленных имиджей неравнозначен другому, и существует определенная иерархия видов имиджей в общественном сознании. Персональный имидж, несомненно, имеет приоритет перед социальным и символическим. По мнению Е.Б. Шестопала и ряда других ученых избиратели, как правило, руководствуются эмоциональными предпочтениями, основанными на восприятии привлекательности, силе и активности политика. При этом привлекательность определяется главным образом его личностными качествами, в то время как политические, профессиональные и деловые параметры часто остаются "за кадром". В целом, успешность образа политика определяется несколькими основными факторами:

. визуальный образ

. соответствие имиджу и выполнение обязательств

. умение быть оратором

. выгодная политическая программа

Помимо вышеперечисленных составляющих, а также интеллектуальных характеристик, негативных оценок, показателей доверия и характеристик, относящихся к силе, имидж включает в себя "легенду" - реальные или мифологизированные события из жизни политика, которые делают его в общественном сознании более достойным высокой должности, чем остальные претенденты.

В соответствии с созданной легендой, как следствие, выбирается и образ политика, соответствующий, придуманному мифу, которого необходимо придерживаться. Существует не одна типология образов политического имиджа. Одна из классификаций по способу и стилю правления делит политических деятелей на:

. Политика-лидера

. Обиженного политика

. Силового политика

. Эпатажного политика

А если рассматривать типологию, созданную на основе анализа невербальных компонентов коммуникации, можно говорить о:

. Политике-идеологе

. Апатичном лидере

. Политике-фанатике

. Политике-хамелеоне

Выбор определенного политического выбор диктует последовательность действий в целях создания желаемого имиджа и его поддержания. В первую очередь, возникает необходимость в проведении PR мероприятий, которые преследуют, как правило, ряд целей:

. Позиционирование объекта

. Возвышение имиджа

. Антиреклама

. Отстройка от конкурентов

. Контрреклама

Все вышеперечисленные элементы, как и прогнозирование кризисов, изучение общественного мнения, создание единого фирменного стиля и фирменных стандартов, исследование эффективности акций, работа с персоналом и даже психотерапия руководства и партнеров включены в процесс формирования политического имиджа.

Рассмотрим каждую цель-этап формирования имиджа подробнее.

. Позиционирование - это создание и поддержание понятного имиджа и разъяснение его избирателям. Без выполнения этого первоначального этапа дальнейшая реклама политика скорее всего будет малоэффективна.

. Возвышение имиджа. К достижению этой цели можно переходить только после квалифицированно выполненного позиционирования. Задача на этом этапе - произвести нужное (положительное) впечатление на электорат в течение некоторого промежутка времени, чтобы образ сам политик и его образ успели запомниться.

. Антиреклама. Этот этап не всегда желателен, но в большинстве случаев неизбежен, поскольку в политике невозможно, чтобы имидж всегда был позитивным, разве что после смерти лидера.

. Отстройка от конкурентов. Этот прием используется почти всеми политическими деятелями. Его суть заключается в позиционировании своего объекта PR на фоне конкурентов, выставляя его в выгодном свете.

. Прием контррекламы используется, когда отрицательный имидж может "сыграть на руку" его носителю за счёт разного рода скандалов.

Все приведенные выше приемы построения имиджа опираеются как на личностные, так и на профессиональные качества политика. Но какие из этих качеств стоит взять за основу?

Приводятся случаи из практики, когда политик, который изначально пользовался поддержкой 3% электората, побеждал с 70% голосов. Возникает правомерный вопрос, за счёт чего увеличилась популярность кандидата. Разница в программах конкурентов или в их профессиональных навыках не может быть настолько велика. Следовательно, дело в личностном факторе. Это подтверждает не только практический пример, но и мнение профессора А.Ю. Панасюка: "... личностный имидж - это как база, а профессиональный - как надстройка. Отсюда очевидный для любого имиджмейкера вывод: формируя имидж политика, необходимо основной упор делать на создание позитивного личностного имиджа".

При создании политического имиджа и применении вышеперечисленных приемов необходимо учитывать и ту задачу, которая поставлена на данный момент. Чётко сформулировав задачу, можно определить, какие коммуникации нужно выстроить для достижения нужного имиджа. Задача ставится исходя из требований аудитории, и, следовательно, имидж строится по следующему пути:

. Определение требований аудитории

. Формулировка характеристик желаемого имиджа

. Классификация характеристик желаемого имиджа (визуальные, вербальные, событийные, семейные и т.д.)

Разные сегменты аудитории выдвигают разные требования к имиджу политика, поэтому должны сохраняться основные (неизменные) характеристики имиджа, к которым добавляются дополнительные. Дополнительные характеристики также важны, как и основные, поскольку имидж привязан к данному времени и должен отражать малейшие изменения общественного мнения.

Помимо требований аудитории основой построения имиджа может являться и имидж основного конкурента для завоевания приоритета в конкретной ситуации, например, в предвыборной гонке.

Созданный имидж, степень его эффективности и характер воздействия на аудиторию рассматривается с нескольких точек зрения:

. Необходимо учитывать визуальное восприятие имиджа, так его правильное использование имеет множество преимуществ:

визуальные сообщения не требуют перевода

визуальные сообщения лучше запоминаются зрителем

по визуальному каналу передаётся гораздо больший объём информации, чем кажется

визуальные сообщения пользуются большим доверием аудитории, так как воспринимаются как неотредактированные

. Контекстное измерение имиджа - люди, окружающие политика, которые, как и он, служат генераторами сообщений. Первое место в окружении занимает семья. Образ первого лица становится более приближенным к своим избирателям, когда в нём появляется информация, отражающая черты человеческого характера. Ведь именно на эмоциональную информацию в первую очередь реагирует население. Поэтому в целях усиления воздействия политика и становится всё более личностной.

При формировании имиджа важным фактором является присутствие других политических деятелей, у каждого из которых свой имидж, поэтому стоит учитывать законы сочетания имиджей.

. Закон сложения имиджей. Сочетание имиджей в результате усиливает более сильный имидж, который "поглощает" в себя более слабую характеристику. По этой причине лидеру следует уходить от явлений, окрашенных в общественном сознании негативно, чтобы противостоять их накоплению в своем имидже.

. Закон вычитания имиджей. Наличие признаваемых каких-то негативных черт образа не ослабляет сильный имидж, а наоборот делает его более полным и правдоподобным.

. Закон деления имиджей. Вычленение какой-то черты из имиджа может привести к изменению общего впечатления об образе.

. Закон умножения имиджей. Имидж общего (например, партии) может переноситься на его части (на членов этой партии).

. Закон распространения имиджа. Популяризация политика напрямую зависит от выбранных каналов коммуникации и контента сообщений, передаваемых аудитории.

.2 Особенности процесса создания и поддержания имиджа женщины-политического лидера на разных исторических этапах

Вопрос о праве и возможности участия женщин в политической жизни впервые был обозначен тогда ещё никому неизвестной французской писательницей Олимпией де Гуж, которая в 1791 году изрекла судьбоносную как для неё самой так и для дальнейшего хода истории фразу: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое вольнодумство в самый разгар Французской революции послужило предпосылкой к включению представительниц слабого пола в политическую игру.

Сильным толчком в продвижении прав женщин как равных мужчинам стала Вторая Мировая война. На её фоне кардинальные изменения можно проследить на примере Германии, где женщинам пришлось занять «вакуум», который образовался в отсутствии мужчин, ушедших на фронт. Таким образом, они взялись за то, что до этого считалось истинно мужскими занятиями, доказав, что им это тоже по плечу. Однако, с течением времени и по возвращении мужчин с войны, женщины вновь приступили к своим обыденным обязанностям, забыв о своих амбициях и истинных возможностях.

В качестве второй волны женской политической активности можно обозначить 80-е года XX столетия, когда было провозглашено равноправие полов, которое одновременно означало признание гендерных различий между мужчиной и женщиной и их взаимодополняемость. То есть, речь идёт не о копировании женщинами мужских стандартов политического поведения, а наоборот, формирование и укрепление собственно политического взгляда и системы ценностей. Самым ярким свидетельством подобных перемен - это законодательное закрепление в 1977 году права женщин Германии искать работу вне дома. Поначалу, реализация этого права ограничивалось лишь поиском исключительно, так называемых, «женских» профессий. Но постепенно начались попытки внедрения женщин в чисто мужские сферы деятельности, которые, не смотря на все существовавшие тогда препятствия, были настолько успешны, что не встретили ярого сопротивления со стороны мужской епархии. В результате германское государство «породило» немалое количество женщин-управленцев, что, несомненно, благоприятно повлияло на развитие страны, что подтверждается её нынешним благосостоянием. К слову, в настоящее время в немецких выборных органах, а также в органах местного самоуправления законодательно закреплена квота на представительство женщин. Она составляет от 30% до 50%. Для примера можно обратиться к статистическим данным в других европейских странах. Ниже представлена таблица с указанием процентного соотношения женщин от общего числа членов парламента в разных странах Европы:

№СтранаПарламент Нижняя палата в % Сенат в %1Швеция47-2Норвегия36,1-3Дания38-4Финляндия41,5-5Бельгия35,3386Германия 31,621,77Австрия 32,824,68Испания 36,623,29Польша 20,4810Франция 18,218,211Италия 17,314

Если же посмотреть за океан и обратиться к Соединенным Штатам Америки, то для отражения того, как обстояли дела с равноправием полов в этой стране можно привести в качестве примера ситуацию, сложившуюся в США к 1993 году. Тогда Президент Билл Клинтон, руководствуясь одним из требований Декларации ООН о предотвращении дискриминации женщин, а также понятиями о демократии, сформулировал принцип, согласно которому состав его кабинета должен отражать этнический, расовый и половой состав Америки. Таким образом, помимо прочих в кабинет Президента США были включены 5 представительниц женского пола.

Ниже приведены данные о процентном соотношении представительниц женского пола в парламентах Соединенных Штатов Америки и Канады.

СтранаПарламент Нижняя палата в % Сенат в %Канада21,334,4США16,816

Стоит заметить, что в общемировом рейтинге по количеству женщин-членов парламента Канада и США занимают 13 и 14 места соответственно.

Но это всемирный ход развития политической истории. Что же касается России, то следует отметить, что стартовые позиции женщин здесь были во много схожи с ситуацией Германии: вплоть до послевоенного периода процесс развития женских прав был аналогичен. Однако, последующий период спада не перешел во вторую стадию «наступления» к концу XX века. Снижение роли женщин в процессе принятия решений затянулся, и, не смотря на использование женского труда на вредных и тяжелых производствах, правительство нашей станы упорно не хотело признавать права слабого пола на участие в управленческом процессе.

Вопреки всем пропагандировавшимся лозунгам о правящих доярках и кухарках все процессы принятия решений и управления государством в бывшем СССР были сконцентрированы в руках мужчин. Такая ситуация сохранялась до 1994 года, когда на трём десяткам мужчин «противостояла» единственная женщина-министр Э.А. Памфилова. Лишь в 1996 году Правительство России, наконец, утвердило «Концепцию улучшения положения женщин в РФ», одним из основных положений которой было всяческое содействие участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и органов самоуправления. Ещё один законодательный акт сыграл важную роль в продвижении женщин в борьбе за свои права, а именно, Указ Президента РФ 1996 года «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ». Основной его сутью было рассмотрение вопроса о введение минимальный квоты на замещение женщинами государственных должностей федеральной государственной службы. Всё это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.

Однако, не смотря на все усилия законодательных органов власти, женщины-политики в России в настоящий момент не могут в полной мере проявить своих лидерских качеств. Доказательством тому служат последние парламентские выборы. Лидеры и участницы партий «Женщины России» и «Российская партия защиты женщин» не смогли убедить избирателей в истинности своих доводов, и в результате не перешагнули порог в 5%, набрав 2,04% и 0,80% соответственно.

Учитывая всё вышесказанное о нынесложившейся ситуации в РФ, нельзя не заметить, что Россия, несмотря на все упомянутые недостатки процесса вовлечения женщин в политическую деятельность, занимает 12 место в общемировом рейтинге по числу членов парламента, относящихся к представительницам слабого пола, опережая США, Канаду и Японию. Соответствующие статистические данные приведены ниже:

СтранаПарламент Нижняя палата в % Сенат в %Россия 144,7Канада21,334,4США16,816Япония9,418,2

.3 Общее и особенное в формировании политического имиджа женщины-лидера

Успешность женщины в политической сфере, несомненно, зависит не только от её интеллектуальных и личных качеств, но и от созданного ею образа, от того, какой её видят коллеги, избиратели и конкуренты. Последовательное позиционирование и создание благоприятного имиджа является одним из ключевых факторов продвижения представительниц слабого пола по политической карьерной лестнице.

Не стоит забывать, что, не смотря на то, что женщины постепенно занимают свою нишу в политичеcкой жизни большинства государств, ведущая роль всё ещё отводится мужчинам. Поскольку представители обоих полов считаются равноправными игроками в политической борьбе, стоит задаться вопросом - насколько схожи или различны методы создания и поддержания их имиджей, которые имеют столь большое значение для любого политического деятеля? Возможно, именно в принципиальных различиях процесса имиджмейкинга и кроется причина превосходства мужчин на политической арене. Данное предположение может быть проверено путем анализа сходств и различий инструментов политического имиджмейкинга для носителей разных гендеров.

Одно из главных и очевидных сходств, характеризующий всех политиков и каждого в отдельности вне зависимости не только от пола, но и от возраста, образования, внешнего вида - это навыки и опыт, приобретенные за время политической карьеры. Это значит, что в большинстве случаев (за исключением из ряда вон выходящих ситуаций) на первый план выходит политик, а не мужчина или женщина. Для ведения политичеcкой деятельности и участия в управленческом процессе наиболее важное качество человека - компетентность, а не пол. Профессиональные качества и уровень их развития - главный критерий оценки любого политического деятеля.

Внешний облик - это то, что едино для всех политиков. Если не брать в расчет отчасти эпатажных политических деятелей, то можно смело говорить о стандартах внешнего вида: одежде и обуви, аксессуарах, макияже (если речь идет о женщине), прическе и т.д. Внешний облик - это визитная карточка политика, для которого поговорка «встречают по одежке...» более чем актуальна. Ведь в силу cложившихся стереотипов большая часть аудитории не сможет воспринимать всерьез слова человека, одетого в рваную футболку или с волосами красного цвета, какие бы благие цели он не преследовал в своей речи. Эта закономерность прослеживается даже в обыденной жизни, в любом общественном объединении или даже в небольшой коммерческой организации, а в рамках большой политики эти требования лишь ужесточаются. Исходя из вышесказанного, следует сказать, что солидность должна прослеживаться не только в мыслях, словах и поступках политического деятеля, но и в его внешности.

Ещё одним сходством можно назвать влияние стереотипов на имидж любого политика, будь то мужчина или женщина. То есть вне зависимости от личности человека, ещё до распознавания его/её индивидуальных качеств, навыков и умений ему/ей приписывается ряд определенных качеств. Стоит заметить, что наряду со стереотипами, существeющими в рамках территории одной страны, и порожденные её ментальностью, есть ряд предубеждений на счёт представителей каждого из полов, свойственные большинству стран мира. Этот факт подтверждается множеством книг, написанных на данную тематику, которые при переводе на разные языки становятся актуальными для жителей многих стран.

Существование стереотипов накладывает свой отпечаток на представителей обоих полов. И мужчины, и женщины-политики страдают от них или извлекают определенную пользу, преподнося свою личность в удачном свете. Но важно отметить, что стереотипы для представителей сильного пола и представительниц прекрасной половины человечества кардинально отличающиеся друг от друга, если не сказать антонимичные. Отсюда, и все различия в процессе формирования имиджей. Какие отличительные черты существуют и как они влияют на образы мужчин и женщин в политике рассмотрим ниже.

Исторически так сложилось, что образ женщины прежде всего ассоциируется с образом жены, матери и хранительницы домашнего очага. Потребовалось много времени, чтобы хотя бы частично разрушить этот стереотип, что дало женщинам возможность получать образование, работать и самореализововаться наравне с мужчинами. Однако, до сих пор есть сферы, которые считаются «чисто мужским делом», куда женщины при всей их свободе выбора и действий допускаться не должны. Политика до сравнительно недавнего времени именно к таким сферам и относилась. Именно поэтому при формировании имиджа женщины-политика её женственные качества искусственно отводятся на второй, а то и на третий план. Её природную сущность затмевают профессиональные навыки, опыт работы, уровень образования, достижения, карьерный рост. Об успехах женщины-политика как матери или жены не упоминается вообще или упоминается лишь вскользь, поскольку считается, что эти достижения никак не помогу ей в её работе на политическом поприще. Одновременно с этим идеальная семья мужчины-политика является обязательным пунктом в его политическом имидже. Подтверждением вышесказанного может служить критика в адрес Михаила Прохорова, выдвинувшего свою кандидатуру на пост президента Российской Федерации на выборах в 2012 году, как неженатого и несемейного человека. То есть в случае представителя мужского пола отсутствие семьи вменяется ему в недостаток. Такое различие можно объяснить тем, что в случае мужчины семья не отнимает у него много сил и времени, чего нельзя сказать о женщине, на плечи которой, как правило, ложатся все домашние обязанности. Именно поэтому при рассмотрении через призму политической карьеры для представителей одного пола - это большая заслуга, а для представительниц другого - ненужный балласт.

Помимо прочего, дополнительным преимуществом мужчин-политиков является большая разработанность тематики создания политического имиджа именно на примере представителей сильного пола. В силу того, что на протяжение долгого периода времени мужчины безраздельно главенствовали в политике все исследования и усовершенствования методов создания и поддержания имиджа политического деятеля концентрировалось именно на носителях мужского гендера, не принимая в расчет даже возможность женского участия в политической игре. Таким образом, изобретение инструментов политического имиджмейкинга с учетом специфики личных качеств представительниц прекрасной половины человечества началось лишь спустя некоторое время после того, как женщина впервые ступила на политическую тропу. Это, несомненно, оставляет мужчин в выигрыше, поскольку понадобиться довольно много времени, чтобы нагнать разницу в проработанность методов.

В силу стереотипов, о которых уже говорилось ранее, к женщинам, пытающимся проявить себя в так называемой «мужской сфере», существует предвзятое отношение, которое проявляется столь систематически, что выделен целый ряд мифов, связанных с представлениями о низком уровне женских способностей, выходящих за рамки их традиционной роли. Итак, в качестве первого и наиболее распространенного мифа можно обозначить выдвижение внешности женщины-политика на первый план. Её профессиональные качества отходят на второй план, ведь не так важно, что политик говорит, если этот политик - привлекательная женщина. В России этот миф в действии можно проследить не только в низкопробных изданиях и «жёлтой» прессе, но и в федеральных СМИ. Так, первый канал после получения министерских портфелей Татьяной Голиковой и Эльвирой Набиуллиной характеризовал их лишь как «прекрасную половину человечества» и обладательниц «хрупких плеч». О политических взглядах и уровне профессионализма новоиспеченных министров не было сказано ни слова. Заметим, что, когда дело касается политиков-мужчин, их внешность - это одна из последних тем для обсуждения. То же самое касается и личной жизни разнополых политиков: если одним из первых вопросов, который задают о работающей женщине - «сможет ли она совмещать домашние заботы и бремя политической деятельности?», то детали семейной жизни её коллеги-мужчины начинают интересовать общественность и СМИ исключительно в случае скандала или другой нестандартной ситуации. Сколько раз россияне задумывались о том, насколько В.В. Путин хороший семьянин до того, как президентская чета объявила о разводе? Ни разу? Очевидно, что жители нашей страны гораздо охотнее вникают в детали политической деятельности президента РФ, чем в детали его личной жизни. А прямо противоположную ситуацию можно было наблюдать в отклике СМИ на второй срок президентства Тарьи Халонен: тогда продолжение политической карьеры было рассмотрено прежде всего как повод официально оформить её отношения с Пенти Араярви после 15 лет их совместной жизни. Ещё одним аспектом этого мифа является довольно частое приписывание женщинам-политикам романтических отношений с их коллегами противоположного, за счёт которых они, по мнению СМИ и части общественности, и смогли занять желаемую должность. Таким образом представительницам женского пола в политике отказывают в профессионализме, соблюдении корпоративной этики и субординации, только потому что они женщины. Опять же, что касается мужчин, такие предположения высказываются гораздо реже и внимание им уделяется лишь вскользь.

Вдобавок ко всему сказанному, женщинам-политикам, опираясь на их природные качества, зачастую приписывают излишнюю мягкость и покладистость, которые помешают им при необходимости отстоять свою позицию, даже если она будет абсолютно правильной. Те же качестве станут препятствием для перехода к решительным мерам, то есть, говоря обобщенно, женщина-президент не сможет вовремя «нажать на красную кнопку». Таким образом, отсутствие безжалостности вменяется женщине-политику в вину, из-за чего ей отказано в праве стать полноценным профессионалом в политической сфере.

Появление женщины в политике, не смотря на большую распространенность этого явления, до сих пор в умах многих остается экзотикой. Как следствие создается впечатление, что каждая женщина, пришедшая к власти, прошла тернистый путь, на котором терпела дискриминацию, оскорбления со стороны коллег-мужчин и лишь чудом смогла прорваться через дебри предвзятого отношения. Таким образом в очередной раз подчеркивается главная мысль, заложенная в каждый из вышеизложенных мифов, - женщине в политике не место.

Из двух предыдущих стереотипах вытекает и следующий - ни одна женщина не может пробиться в политику самостоятельно. Чтобы проложить себе путь к политическому Олимпу ей неизбежно придется принять помощь, естественно исходящую от представителя мужского пола. Благодаря этому предубеждению в глазах общественности женщина предстает «существом» безвольным, нецелеустремленным и лишенным здоровых амбиций. А как такой человек может принимать решения, тем более политические?

Подводя итог всего вышесказанного, необходимо отметить, что все эти мифы появляются и затем поддерживаются с подачи средств массовой информации. Именно масс-медиа закладывают в умы аудитории идею о профнепригодности женщины для политической сферы в силу тех или иных причин. Именно СМИ проводит грань и настаивает на принципиальных различиях между политиками, принадлежащим к разному полу, превознося одних и принижая других. Именно средства массовой информации выставляют женщин-политиков в невыгодном свете, акцентируя внимание своих зрителей, слушателей и читателей на ошибках и недостатках, в то же время выделяя достоинства их коллег-мужчин. Именно СМИ является основным источником половой дискриминации, который настраивает свою аудиторию против гендерного равноправия в политической сфере.

Справедливости ради стоит заметить, что не во всех странах СМИ так однозначны в своих оценках и высказываниях. Так, качественные СМИ Швеции (в отличие от российских) при создании образов женщин в политике во главу угла ставят их достижения, высокий уровень профессионализма и приобретенном опыте. Хотя швецкие средства массовой информации и подчеркивают, что женщины в политической сфере всё ещё остаются в меньшинстве, это вменяется им в достоинство нежели в недостаток.

ГЛАВА 2. Изучение процесса формирования имиджа женщины-лидера в политике на конкретных примерах

.1 Сравнительный анализ: особенности восприятии женщин-лидеров избирателями на разных уровнях: местный, региональный, мировая арена

При оценке отличий в восприятии женщины-политика на разных уровнях политической власти стоит прежде всего обратиться к российскому обществу и обстановке, сложившейся к данному моменту в нашей стране. И так, что касается России, ситуация, можно сказать, парадоксальная. Не смотря на то, что женщины составляют около 56% населения страны, их участие в политической жизни в реальности практически сводится к нулю. Для подтверждения вышесказанного, обратимся к некоторым статистическим данным. Так, по оценкам за последние пять лет число представительниц слабого пола в российской политике составляет всего около 6%. По этому показателю наша страна занимает одно из последних мест в мировом рейтинге, что, несомненно, является значимым показателем. На настоящий момент в Правительстве Российской Федерации только две дамы - Ольга Голодец (заместитель председателя Правительства) и Вероника Скворцова (министр здравоохранения), что составляет 6% от общего числа членов Правительства РФ. Если рассматривать данные, касающиеся органов законодательной власти разных уровней, то здесь ситуацию можно назвать более радужной, так как число женщин составляет уже 15-20%. Этот показатель в сравнении с общероссийским кажется более оптимистичным, хотя он всё равно ещё очень далек от общемировых тенденций. В то же время количество женщин чиновников России достигает 70% от их общего числа. Наблюдается следующая тенденция: чем ниже уровень властвования, тем больше представительниц слабого пола в качестве носителей власти можно встреть, и, наоборот, чем выше больше полномочий дает занимаемая должность, тем меньше вероятности допуска женщины. Возникает вопрос: с чем связана такая дискриминация женщин в вопросе досягаемости высших должностных политических постов? Одним из возможных ответов может быть образ женщины, складывающийся из множества гендерных стереотипов, пропагандирующихся прежде всего средствами массовой информации. Изучив ряд статей периодической прессы, можно просмотреть тенденцию довольно однобоких характеристик женщин-политиков, которые не отражают реального положения дел и сложившейся на данной момент ситуации. Женщины-политики представляются, с одной стороны, как равные мужчинам в их участии в работе Государственной Думы РФ и влиянии на принятие политических решений, но, с другой стороны, их главной и самой приоритетной задачей остается, если опираться на информацию, представленную в СМИ, остается решение социальных вопросов. Это объясняется врожденным чувством сострадания и отзывчивости женщин. Таким образом, в сознании населения нашей станы посредством СМИ закрепляется мнение, что женщина, не смотря на все её несомненные достоинства, не способна занимать высокие посты в силу ограниченности и односторонности в решении проблем. Женщины, принимающие непосредственное участие в политической жизни страны приравниваются скорее к многочисленным общественным деятелям женского пола, чем к их непосредственным коллегам - мужчинам-политикам. Российские масс-медиа отказывают женщинам-политикам нашей страны в некоторых качествах, таких как решительность, резкость, амбициозность, агрессивность, энергичность, которые просто необходимы любому политическому деятелю, стремящемуся вступить в ряды «политической элиты». Лишь Валентина Матвиенко представлена в глазах соотечественников как политик «Высшего эшелона» наравне с её зарубежными коллегами, такими как, например, Ангела Меркель или Кондолиза Райс. Именно этим можно объяснить и степень доверия к госпоже Мотвиенко: она - единственная женщина, вошедшая в первую двадцатку рейтинга политиков, пользующихся доверием российского населения. Но этот случай, выбивающийся из ряда, как уже было сказано выше, лишь исключение, подтверждающее правило. Стоит отметить, что подобное категоричное определение женщин-политиков, как стоящих минимум на ступень ниже их коллег мужского пола в корне несправедливо. Не смотря на немногочисленность представительниц женского пола, приближенных или входящих в высшую «политическую элиту», можно привести в пример несколько дам, которых политические аналитики характеризуют, как достойных и равных мужчинам участников политической жизни страны. Одной из них является, председатель Центрального банка Российской Федерации, Эльвира Набиуллина. Впервые о ней заговорили, когда она была назначена Министром экономического развития и торговли РФ, сменив на этом посту Германа Грефа, который дал госпоже Набиуллиной вполне однозначную характеристику. «Человек очень прозрачный, исключительно честный, работоголик. Человек, очень ясно и отчетливо понимающий принципы рыночной экономики, великолепно знающий работу» - таков был отзыв бывшего Министра о своей преемнице. Из вышесказанного становится ясно, что Эльвира Набиуллина преуспела далеко не в социальной сфере, как традиционно пророчат СМИ женщинам, появляющимся в политической сфере. Она выбрала для себя экономическую стезю и преуспела в ней, проявив себя как высококвалифицированного, стратегически мыслящего специалиста и талантливого менеджера. Не будет лишним привести слова Бориса Титова, главы организации «Деловая Россия», сказанные в адрес Э.Набиуллиной: «Наверное, самый лучший министр экономики с точки зрения бизнеса за последние годы. Она высокий профессионал. И при этом она милейший человек, с которым приятно общаться». Подобная характеристика обнаруживает у нынешнего председателя ЦБ РФ оптимальное для политического деятеля сочетания деловых и личностных качеств.

Как видно, из приведенных выше данных число женщин, населяющих России и процент участвующих в политике представительниц прекрасного пола несоизмеримы. А ситуация в других странах демонстрирует, что политическая жизнь и управление государством, как и принятие решений уже не обходится без женщин. Пример европейских стран показывает, что женское участие также необходимо в политической жизни государства, как и вклад мужчин. То есть, нет ничего предосудительного в равноправном участии мужчин и женщин в управленческом политическом процессе. Отсюда, напрашивается вопрос: почему в России сложилась столь противоречивое распределение политических сил среди носителей разных гендеров? Возможно, было бы предположить, что существуют опасения на счёт реальных интеллектуальных способностей женщин действительно принести существенную пользу государству, но подобное утверждение, несомненно, не имело бы под собой никаких оснований. Ведь согласно опубликованным рейтингам российские женщины признаны одними из самых образованных в мире, что, однако, не дает им возможности на практике применить свои знания и умения, так как они почти не представлены в законодательных и исполнительных органах власти Российской Федерации. Следует предположить, что ответ кроется в специфике развития нашей страны и, как следствие, в сложившихся гендерных стереотипах относительно политиков, ведь Россия «избрала» для себя кардинальной иной путь развития, нежели европейские или же азиатские страны, где, к слову, процент участия женщин в политике в среднем выше, чем в Российской Федерации.

.2 Влияние индивидуальных социальных и психологических особенностей избирателей (в том числе стереотипов) на восприятие ими женщины-лидера

В политической сфере Российской федерации, как было выяснено ранее, процент участия женщин невелик. Предполагается, что это следствие неподготовленности населения страны видеть представительницу слабого пола на руководящем политическом посту. Помимо этого нужно принимать в расчет возможное влияние сложившихся гендерных стереотипов, которые наложили определенный отпечаток на представления о социальной роли женщины в обществе. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы следует обратиться к статистическим данным.

В 2011 году (17 июля) Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследования с целью выяснить отношение населения России к участию женщин в политике. Результаты представлены в таблице ниже:

ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ В РОССИИ ДОЛЖНО БЫТЬ:Вариант ответа%Больше37Столько же, сколько сейчас33Меньше14В принципе не должны участвовать в политике9Затрудняюсь ответить8

Опираясь на данные выше, можно сделать вывод, что большая часть населения нашей страны, а именно 70%, поддерживают идею более активного участия женщин в политической жизни России либо хотя бы выступают против сокращения числа женщин-политиков.

Помимо этого в 2014 году (21-25 февраля) Левада-центром было проведено исследование, результаты которого позволяют более детально представить картину политических предпочтений российских граждан. В целом восприятие россиянами женщины как субъекта политических отношений достигает довольно высокого уровня, а именно 68%. При этом, если разделить респондентов по половому признаку, 82% женщин высказываются «за» участие слабого пола в политике и лишь 53% мужчин поддерживаются этой же точке зрения. То есть количество женщин, выступающих за женщин как политических акторов почти в полтора раза больше, чем представителей мужского пола.

На этом этапе опроса ещё можно говорить о совпадении предпочтений населения страны и реальной политической ситуации в России, так как, как было выявлено ранее, около 70% российских чиновников являются женщинами, а также представительницы слабого пола составляют от 15% до 20% от членов законодательных органов власти РФ. Но как таковое присутствие в политической сфере женщин ещё не гарантирует их непосредственного участия в процессе принятия решений и управлении государством. Для этого необходимо занимать высокие государственные посты, лишь 6% которых принадлежит россиянкам. Насколько такое положение дел совпадает с мнением граждан страны на этот счёт иллюстрируют результаты, представленные в таблице ниже:

ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ЧТОБЫ В РОССИИ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАЛИ ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСТЫ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ?Вариант ответаВсе (%)Мужчины (%)Женщины(%)Определенно да15623Скорее да483956Скорее нет223510Определенно нет7105Затрудняюсь ответить8107

Как видно из представленных выше данных среди мужской части населения ещё сильны гендерные установки, поэтому сторонники и противники женщин на руководящих постах среди мужчин присутствуют примерно в одинаковых количествах. В то время как женщины большинством «за».

Ещё больше противников среди мужчин такого развития событий, при котором президентом Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет станет представительница слабого пола, таких около 59%. В то же время для женщин такая перспектива реальна и вполне приемлема. Так, почти две трети респонденток гипотетически поддержали бы кандидатуру женщины на президентских выборах. Что касается противополжных точек зрения, то стоит отметить, что в процентном соотношении число мужчин, поддерживающих идею дамы на посту президента РФ почти совпадает с количеством женщин, выступающих «против» этого. Если, говорить о точных цифрах, то это 24% и 27% соответственно. Таким образом, если взять общий показатель по стране, не принимая во внимание деление респондентов по половому признаку, то мнение россиян разделится примерно поровну: 44% - «за» и 42% - «против». Следует отметить, что данный показатель остается стабильным на протяжение последних 8 лет, что ясно из приведенной ниже таблицы:

ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ЧТОБЫ В БЛИЖАЙШИЕ 10-15 ЛЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ СТАЛА ЖЕНЩИНА?Вариант ответа%Янв. 2006Фев. 2008Фев. 2012Фев. 2013Фев. 2014Определенно да2117141612Скорее да2424312732Скорее нет2624252628Определенно нет1920171314Затрудняюсь ответить1116131814

Опираясь на результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы:

.Большинство россиян, участвовавших в опросе, ратуют за увеличение роли женщин в политической жизни страны путем предоставления им больших возможностей для самореализации в этой сфере. Подобное волеизъявление, в свою очередь, говорит о некоторой неудовлетворённости россиян обстановкой, сложившейся в политической сфере в настоящее время, а их предпочтения демонстрирует предполагаемый путь ликвидации этого недовольства - увеличение процента женщин в руководящем политическом костяке нашего государства.

.Увеличение на высших государственных постах числа женщин как носителей таких качеств как толерантность и гуманизм видится большинству респондентов способом добиться большей свободы, равноправия и открытости российской политики, а также сгладить существующие трения и снизить уровень агрессии и цинизма в политической сфере.

Основываясь на итогах исследования и сделанных выводах, можно утверждать, что выдвинутая ранее гипотеза о существовании неких гендерных стереотипов, являющихся барьером для восприятия населением женщины в качестве полноправного игрока на политической арене страны на практике не подтвердилась, так как результаты опроса показали поддержку большинства населения женщины-политического лидера. Следовательно, открытым остается вопрос: Почему процент участия женщин в политической жизни страны такой низкий? Возможно предположить, что существует несколько причин, объясняющих сложившуюся ситуацию. Прежде всего, нежелание самих женщин принимать участие в борьбе за власть в силу предубеждений или на основе негативного опыта. Ярким примером такой позиции может быть Ирина Хакамада, кандидат в президенты Российской Федерации на выборах 2004 года, которая в одном из интервью так охарактеризовала политическую ситуацию в России на момент её участия в предвыборной гонке: "Я, когда участвовала в 2004 году в президентских выборах, то я столкнулась, хотя у меня не было никаких шансов победить, с сильнейшим давлением со стороны всех исполнительных органов, вплоть до недопуска на территорию для встречи с избирателями». Ещё одной причиной может являться резкое несоответствие буквы закона, которая предоставляет представителям обоих полов абсолютно равные права, и более суровых жизненных реалий, когда женщине снова и снова необходимо доказывать своё право на возможность «играть» наравне с мужчиной. Более того, не стоит забывать и о психологическом факторе. Неуверенность в собственных силах - будь то определенные навыки или уровень стрессоустойчивости - может также привести к отказу представительницы слабого пола от мира политики в пользу «тихого домашнего очага».

Заключение

Сложившаяся к настоящему моменту ситуация показывает, что политическая сфера России претерпела значительные изменения за последнюю четверть века. Эти изменения коснулись, в том числе и степени участия женщин в управленческом процессе и в ходе принятия решений. Вместе с преобразованием самого политического устройства изменилось и общественное мнение относительно вопроса о женском вкладе в управление нашей страной. Однако, несмотря на эти перемены, количество женщин в высших эшелонах власти по-прежнему минимально, хотя их число на низших и средних уровнях государственной власти демонстрирует противоположную тенденцию.

Были выдвинуто предположение, что подобное распределение политических сил между представителями разного пола вызвано прежде всего сложившимися гендерными стереотипами населения России. Но данная гипотеза подтвердилась лишь частично. Статистические данные, представленные в работе говорят о том, что большая часть населения Российской Федерации положительно относится к возможности передачи части государственной власти представительницам женского пола и совсем не против видеть женщин на руководящих постах нашей страны. Единственная роль, для которой, по мнению большинства россиян, женщина не подходит - пост президента РФ. Мнение, которого придерживается абсолютное большинство граждан России, объясняется глубоким убеждением в том, что для управления нашей страной нужна «сильная рука», и представительница женского пола с этим не справится.

Одной из важных составляющих политической деятельности является создание имиджа. Это касается в равной степени, как мужчин, так и женщин. Создание и поддержание благоприятного имиджа одинаково важно для представителей обоих полов. Именно этот критерий влияет на дальнейшую карьеру политика, так как определяет восприятие его личности общественностью. В ходе данного исследования были выявлены сходства и принципиальные различия в имиджмейкинге женщин-политиков и их коллег-мужчин. Следует отметить, что гипотеза об увеличении сходств по мере повышения уровня власти, выдвинутая в начале исследования, также подтвердилась лишь частично. В ходе изучения данного вопроса выяснилось, что основой для создания имиджа женщины-политика является соблюдение оптимального баланса между профессиональными качествами и предписанной социальной ролью, тогда как мужчина отталкивается лишь от своих навыков и опыта. Эта тенденция остается актуальной как на низшем, так и на высшем уровне государственного управления. Более того, множество стереотипов, представляющих мужчин-политиков в выгодном свете и освещающих все недостатки их коллег противоположного пола, не теряют своей силы с повышением уровня власти. Однако, стоит отметить, что высший уровень государственной власти ставит мужчин и женщин в равное положение путем ужесточения требований к политикам, их поведению, действиям, словам, внешнему виду. Получается, что гендерные различия сохраняются на всех уровнях властвования, но уходят на второй план, когда речь идёт о большой политике.

Подводя итог, следует отметить, что важным фактором в продвижении женщин по политической карьерной лестнице является освещение этого процесса в СМИ. Несмотря на то, что большая часть российской общественности благоволит женщинам-политикам и готова доверить им важные политические посты, средства массовой информации по-прежнему говорят о них далеко не в положительном ключе. Телевидение, радио и особенно печатные издания до сих пор ставят вопрос о целесообразности участия женщин в управлении государством, ставя под вопрос их профессиональную пригодность в политической сфере. Такое представление ситуации, вопреки реальному положению дел, значительно тормозит процесс интеграции женщин в политический процесс России.

Библиографический список

Официальные материалы

.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. № 4.

Статистические материалы

2.Степень доверия россиян политикам/результаты опроса общественного мнения/ ВЦИОМ от 06.10.2013 (<#"justify">Монографии и статьи

.Айвазова С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг./Российский научный журнал «Женщина в российском обществе». - 2012. - №3. - с. 6-9.

6.Артемьева Л. Женщины и политика/Л. Артемьева/Развитие личности. - 2010. - №1. - с. 97-107

.Ванхала М. Репрезентация женщины-политика в современных СМИ. - М. - ИКАР. - 2009.

.Воронина О.А. Гендер и государство в постсоветской России; под ред. Н.М.Римашевской, О.А.Ворониной, Е.А.Баллаевой. - М.: Научный совет по проблемам гендерных отношений при ООН РАН. 2010. - с. 351-360.

.Горенштейн М. Параллельные миры. Геополитика. - М.: АГРАФ. 2010. - с. 431-452.

.Гореславская Н.Б. Женщина во власти/Н.Б. Гореславская. - М.: Алгоритм, 2008. - с. 38-39, 45-53.

.Гуцал А. Портрет политического лидера в историческом интерьере/АГуцал, С.Недбаевский. Стратегiчна панорама. - 1999. - №1-2. - автор. пер. с укр.

.Женщина. Общество. Образование. Материалы 12-ой междунар. науч.-практ. конф. (18-19 декабря 2009 г.) - Минск.: Женский институт ЭНВИЛА, 2010.- с.34-40, 51-56.

.Калинина Н. У политики неженское лицо/газ. Свободная пресса. - АНО «ИнПресс». - 2012. - март.

.Кистауова А. Нужны ли женщины в политике?/А.Кистауова. - М. - Институт развития избирательных систем (ИРИС). - 2010. - с. 5

.Кузьмина Ж.Ю. Формирование имиджа женщины-политика/Ж.Ю. Кузьмина, О.А.Ступакова/Политология. - Донецк. - Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, 2011. - с.2.

.Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах власти. Российские практики и французский опыт/Н.Ю. Лапина, А.Е.Чирикова. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - с. 29-35.

.Никовская Л. Женщины в политике «ЗА» и «Против/Л.Никовская/газ. Справедливая Россия. - 2009. - №7. - с. 11.

.Политический портрет - Эльвира Набиуллина: годы на страже интересов бизнеса/жур. Молодой предприниматель России. - 2012. - №5.

.Психология XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22 - 24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - с. 443-450.

.Тикнер Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после холодной войны/ Пер. с англ. по ред. Д.И. Полывянного. - М.: "Культурная революция", 2010. - с. 174-182.

.Тишков В.А. Женщина в российской политике и структурах власти/ В.А.Тишков//Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. - Материалы Международной конференции. М., Наука, 1994. c. 8-16.

.Фёдорова Т.В. Использование гендерных стереотипов в технологиях формирования имиджа публичного политика/Т.В. Фёдорова. - Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск. - 2007. - с.3.

.Чирикова А.Е. Женщина на высших этажах российской региональной власти: базовые тенденции/А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - с. 3-5.

.Шевцов И.П. Эффективность гендерной составляющей имиджа женщины-политика/И.П.Шевцов. - Материалы II Общероссийской студенческой научной конференции. - М. - Наука. - 2010. - с. 3.

Учебники и учебные пособия

.Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. Учеб. пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. - М.: Аспект Пресс, 2005. - с. 151-152, 156-158, 161-164.

26.Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - с. 502-511, 556-558.

.Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2002. - с. 12-15, 312-320.

.Шестопал Е.Б. Политическая психология: хрестоматия. - М.: ИНФРА-М, 2002. - с. 94-103.

Электронные ресурсы

29.Волкова О. Россиянам не хватает женщин в политике [электронный ресурс]/газ. Коммерсант.ru: URL: <http://www.kommersant.ru/doc-y/2142889> (дата обращения: 10.11.2014)

.Воронова Л.А. Женщины-политики в СМИ: мифы и антимифы[электронный ресурс]// Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, №2. 2009г. URL: <http://mediascope.ru/node/345> (дата обращения: 11.11.2014)

.Голиков О.И. Деловой и социальный имидж - фиктивный фасад успеха [электронный ресурс]//Бизнес-портал. - 2012. - URL: <http://copdoc.ru/articles/51.html> (дата обращения: 10.11.2014)

32.Исландия заняла первое место в рейтинге гендерного равноправия [электронный ресурс]/новостной сайт Lenta.ru/ URL: <http://lenta.ru/news/2014/10/28/women> (дата обращения: 10.11.2014)

33.Правительство Российской Федерации/статья из свободной электронной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8#.D0.A1.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2_.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8 <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> (дата обращения: 10.11.2014)

.Удельный вес женщин в законодательных органах различных уровней по регионам мира/политико-аналитический портал PoliticalMind/ URL: <http://www.politicalmind.ru/minsos-206-1.html> (дата обращения: 11.11.2014).

Похожие работы на - Особенности формирования и восприятия имиджа женщины как политического лидера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!