Демократия и политический режим современной России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Демократия и политический режим современной России















Курсовая работа

На тему: «Демократия и политический режим современной России»


Выполнена студентом I курса

Очной формы обучения

Юридического института

Рузлевым А.И.





Владимир 2012

Содержание

Введение

. Понятие и признаки демократии и демократического политического режима

. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

Заключение

Список источников

Введение

Демократия и политический режим современной России настолько актуальная тема в правовой науке, что о ней говорят все - от «маленького» человека до высших чиновников.

Нынешний президент РФ Владимир Владимирович Путин ещё в начале 2012 года опубликовал статью «Демократия и качество государства», в которой касался проблем данного явления и предлагал способы их преодоления. Его предшественник, Дмитрий Анатольевич Медведев, в своем официальном блоге в конце 2009 года заявил: Наша демократия несовершенна, мы это прекрасно понимаем. Премьер-министр ссылался на давние корни некой фиктивности народовластия, что говорит о том, что дефекты в этом фундаментальном положении Конституции были и раньше, а сейчас еще не устранены. Получается демократия, о которой мы читаем уже в первой статье Основного закона России, имеет на практике характерные принципиальные особенности, которые позволяют ряду учёных, политиков и общественных деятелей говорить о её проблемности, исследовать её.

Вопросы политического режима России в настоящее время активно обсуждаются на телевидении, в творчестве музыкальных групп и прежде всего в трудах ученых. Такие представители науки как Худорожков И.В., Лубнин Д.А., Елишев С.О. и многие другие за последние годы неоднократно обращались к этой теме в своих исследованиях. Режим, сложившийся в России, по мнению Худорожкова И.В., представляет собой достаточно сложное образование. С одной стороны, по его мнению, уровень легитимности достаточно высок для проведения ряда антисоциальных реформ, с другой стороны политический процесс представляет по своей сути симуляцию демократии. Другие политологи в своих статьях выражают подобные умозаключения.

В виду высокой актуальности поставленной темы одной из наиболее важных для современной России задач признается выбор оптимального механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан и обеспечивающего подлинное народовластие. По Конституции России именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. В теории государства и права упоминается два основных способа её осуществления. Граждане могут реализовывать свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Соответственно различаются непосредственная и представительная демократия. Представительная демократия, характерная для Российской Федерации, основывается на ряде принципов: во-первых, высшие органы государства формируются исходя из воли народа, определяемой результатами всеобщих выборов; во-вторых, предполагается, что решение наиважнейших вопросов государственной жизни отнесено к компетенции представительных органов власти; в-третьих, представительная демократия исходит из равного доступа граждан к государственной службе.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы показать специфичность демократии России, разобраться, в чем суть её несовершенства.

Для достижения поставленной цели с помощью общенаучных логических методов (анализ, синтез, индукция, дедукция) составим наиболее полный список характеристик, раскрывающих сущность понятия демократия и демократический политический режим соответственно, а с помощью некоторых часто-научных методов (например, сравнительный, социологический) определимся в вопросе о соответствии политического режима РФ демократическому. Для решения второй задачи выявим недемократические тенденции в политическом режиме современной России, сопоставляя идеал с действительностью.

По нашему мнению, демократия в наше время сводится только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться.

Реформирование страны идет «сверху» и якобы имеет демократические начала. Однако, законопроекты, принимаемые парламентом, не соответствуют демократическим тенденциям развития Отечества, а напротив, позволяют говорить о наличии в государстве признаков недемократического политического режима.

Курсовая работа будет представлена общетеоретической и исследовательской частью. В первой части мы рассмотрим понятие и признаки демократии и демократического политического режима, во второй сопоставим реалии наличной современности с предложенным идеалом.

1. Понятие и признаки демократии и демократического политического режима

К концу XX столетия политико-правовая наука знала свыше 550 определений термину «демократия». Мы можем представить, как это число изменилось к 2012 году. Отсутствие единого конструктивного толкования данного понятия кроется в том, что слово «демократия» может употребляться в различных значениях. Поэтому одни ученые подходят к рассмотрению этого государственно-правового явления с точки зрения политического режима, другие как к принципу организации и деятельности государственных органов и общественных организаций, а иные ученые, давая толкование этому слову, объединяют взгляды и первых и вторых, добавляют кажущиеся им важными аспекты этого феномена государства и права. Есть в научных кругах и те, кто толкуют этот термин в отрыве от государства (например, демократия в семье). Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторов. До настоящего времени, - пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, - ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии.

Как бы там ни было, в данной работе демократию мы будем понимать исключительно как политико-правовое явление, связанное с функционированием публичной власти и ее правовым регулированием.

Отталкиваясь от этого, выделим следующие концепции демократии:

Во-первых, демократия выступает формой политического мировоззрения, в которой нет установленных государством правил, шаблонов, схем - то есть нет обязательной идеологии.

Во-вторых, демократия выступает в виде политической ценности, что проявляется в убежденности общества о преимуществе демократии как политического режима.

В-третьих, демократия понимается как общественно-политическое движение за либеральные ценности, права и свободы.

В-четвертых, демократия как политический процесс представляет собой совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, обеспечивающих функционирование всей системы в соответствии с принципами народовластия.

Изложенные выше концепции не являются различным пониманием сущности демократии, а составляют гармоничное единое целое, отражают различные стороны рассматриваемого явления.

Реально демократия представляет собой форму государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

.Гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

Данный признак имеет два аспекта.

Первый аспект касается перечня гарантируемых прав и свобод. Речь идет, в первую очередь, о личных и политических правах человека и гражданина, так называемых «правах первого поколения». Уже в ст. 2 Конституции РФ (далее КРФ) права и свободы человека предстают высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства.

Конституцией, во второй главе, признается и гарантируется довольно широкий перечень прав первого поколения. Количество статей, определяющих круг личных прав, значительно превышает число статей, касающихся политических прав. Так, к личным правам, согласно Основному закону РФ, относится право на жизнь (ст. 20), на достоинство личности (ст. 21), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на личную жизнь (ст. 23) и другие права, прописанные, в частности, в ст. 25-29 КРФ. К наиболее важным политическим правам относятся свобода информации и печати (ч. 4 ст. 29 КРФ), свобода СМИ (ч. 5 ст. 29), право на объединения (ст. 30). Одна из наиболее существенных гарантий, закрепленных в Конституции, это право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32).

К гарантированным в демократическом государстве правам следует отнести также и социальные права, «права второго поколения» - право на достойную жизнь (ст. 21 КРФ), на труд (ст. 37 КРФ), на повышение своего культурного статуса (ст. 7 КРФ), на защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 КРФ) и другие.

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то, в первую очередь, подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), возможности проведения референдума (ч. 3 ст. 3 КРФ), и других политических правах.

Второй аспект касается гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Это положение включает в себя такие признаки как наличие правового государства правовой законности, разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, высокое развитие гражданского общества, недопустимость нарушения установленных прав и свобод.

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями. Перечисленные способы гарантированности были выделены в отдельные признаки демократии.

. Равенство прав. Говоря о равенстве прав, следует отметить, что данный принцип понимается далеко неоднозначно. Проблематичным аспектом равенства прав и возможностей является соотношение между равенством и равноправием.

Равноправие, в отличие от равенства, предполагает, что любой человек обладает равными правами и возможностями, поскольку исходя из первоначальных фактических различий между людьми (как психических, так и физических), фактическое равенство не только в принципе не достижимо, но и социально не оправдано.

Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, во-первых, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий - несовершеннолетние, умалишенные). Если речь идет о такой важной форме реализации прав как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. В иных отношениях индивидуумы равны между собой, а также перед судом и законом (ч. 1 ст. 19 КРФ); во-вторых, к признаку равноправия относится такая важная характеристика демократии как плюрализм (ч. 3 ст. 13 КРФ). Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии.

. Наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами. Видный русский правовед И. А. Ильин писал: именно живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь и силу; так что государственная форма зависит, прежде всего, от уровня народного правосознания, от исторического нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера. Другими словами это сформулировал Роберт Патнэм: …Там, где почва плодородна, институты черпают энергию в местных традициях, но там, где эта почва бедна, они чахнут.

. Эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики, каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению («на повестке дня»).

В литературе часто указывается на необходимость вовлечения населения в управление делами общества и государства, однако в привлечении широких слоев населения к делам управления обществом в демократическом государстве нет особой необходимости, поскольку текущие вопросы управления должны решать лица, которым было делегировано данное право.

Эффективное участие должно проявляться в следующих формах:

)участие народа либо установление его мнения при принятии наиважнейший решений;

)свободные выборы, путем которых народ делегирует право принимать публично властные решения определенным, избранным ими, лицам;

)право создавать ассоциации, а также идеологический и политический плюрализм, в результате которого каждый вправе отстаивать свою идеологию и участвовать в осуществлении публичной власти.

Демократия невозможна без существования конкуренции, то есть без оппозиции и плюралистической политической системы. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: общее право голоса, равенство при выборах, тайное голосование, прямые выборы и другие.

Перечисленные формы эффективного участия являются самыми важными, но, конечно, не единственными.

. Контроль над принимаемыми органами публичной власти решениями. Такой контроль жизненно необходим демократическому государству, поскольку, как говорилось при описании предыдущего признака, основная масса населения не участвует в решении оперативных вопросов управления государством и обществом.

Контроль над принимаемыми решениями предполагает: периодические свободные выборы, гласность в работе органов публичной власти, ограниченность правом и подотчетность должностных лиц, осуществляющих публичную власть, ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения и так далее.

. Законность в качестве режима общественно-политической жизни. Суть состоит в том, что все субъекты политической системы должны функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

. Информированность о происходящих в обществе процессах. Ни эффективное участие, ни контроль над принимаемыми решениями невозможны без информации о характере складывающихся в обществе отношений. Главную роль в этом процессе играют независимые средства массовой информации со свободным доступом (Интернет).

Мы перечислили основные признаки демократии, но их список можно продолжать. К ним также можно отнести и конституционное ограничение власти большинства над меньшинством, уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение, верховенство закона, разделение власти и другие.

Разобравшись с основными тонкостями демократии, можем заключить, что под демократией мы будем понимать форму политической организации общества, основанную на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

демократия политический власть

2. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в современной России вполне очевидна. Некоторые из этих тенденций субъективны, а некоторые кроются в российском политическом менталитете и в недавней советской политической практике. Озабоченность по поводу российского авторитаризма А. Яковлев высказал следующим образом: В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны.

Как уже указывалось выше, ряд ученых ставит под сомнение подлинность демократии России. При анализе литературы не были определены фамилии тех, кто писал бы о том, что реально данный политический режим в РФ имеет место называться демократическим. Исходя из этого, была поставлена задача определения степени соответствия политического режима РФ данному в ст. 1 Конституции РФ.

Опираясь на критерии, положенные в основу характеристики признаков демократии и сравнивая их с ситуацией в стране, были сформулированы следующие недемократические тенденции.

.Гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

Медведев Дмитрий Анатольевич, Путин Владимир Владимирович - высшие государственные чиновники - сами не отрицают несовершенство политического режима, заявленного в Конституции РФ в ст. 1.

По мнению нынешнего президента демократия заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. Данное положение В. В. Путин привел в статье «Демократия и качество государства», в которой также предложил конкретные пути осуществления данного принципа. Это, по его мнению, значит, что демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». Под «обратной связью» в статье понимается общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения.

Говоря об «обратной связи» мы, так или иначе, выходим на права первого поколения (личные и политические), прежде всего политические. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах (ч. 2 ст. 3 КРФ), возможности проведения референдума (ч. 3 ст. 3 КРФ). В истории России всего один референдум, референдум, состоявшийся в 1993 году. Периодические выборы, регламентированные ч. 1 ст. 81 и ч. 1 ст. 96 КРФ пусть и обеспечены всеобщим избирательным правом, однако результаты выборов, согласно социологическим опросам, митингам и другим мероприятиям, вызывают у населения недоверие.

Ниже приведены данные опросов, относительно гарантированности прав и свобод человека и гражданина в нашей стране:

% совершенно не удовлетворены возможностью участвовать в политической жизни (8% - удовлетворены);

% согласны с тем, что политики заинтересованы только в получении власти, а не в исполнении воли народа;

% заявили, что результаты президентских выборов зависят от воли тандема Путин - Медведев, а не от избирателей;

% признаются, что видят в чиновниках карьеристов, жаждущих только наживы.

Сказав о гарантированности прав, следует сказать и о свободах. Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.

.Равенство прав;

Показательным примером для заявленного признака является несоответствие с действительностью ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом и судом. Достаточно будет привести несколько судебных решений, вызвавших сильный резонанс в обществе.

Первый пример касается дочери чиновника, ставшей виновницей аварии со смертельным исходом. Видео-свидетельство показывает «Тойоту» за рулём которой находилась Анна Шавенкова, 28-летняя дочь женщины, являющейся председателем избирательной комиссии Иркутской области. Машина выскочила на тротуар на высокой скорости и с силой врезалась в двух сестёр, вдавив их в стену. В записи видно, как в то время, когда две женщины лежали ранеными, Шавенкова вышла из машины, чтобы сделать телефонный звонок, а не проверить состояние своих жертв. Тридцатичетырёхлетняя Елена Пяткова умерла в больнице вскоре после аварии. Её сестра Юлия, 27 лет, осталась парализованной. Суд постановил отсрочить наказание на 14 лет, в виду беременности А. Шавенковой. Трагедия произошла в феврале 2010 г.

Пример 2. ДТП произошло 7 октября 2011 года. Volkswagen Passat под управлением 20-летней Ирины Добржанской на высокой скорости сбил женщину и ее дочь, переходивших дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Фокинский районный суд Брянска приговорил водителя автомобиля к четырем годам колонии-поселения, а также обязал её выплатить потерпевшей стороне компенсацию в 1,5 млн рублей.

В аналогичном преступлении суд не дал отсрочки на 14 лет, как это было в случае с дочерью государственного служащего.

Чувство неудовлетворенности в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.

Другим показателем недемократичности данного признака, стал опрос, результаты которого представлены ниже:

% согласны с мнением, что чиновники не подчинены законам;

% говорят о том, что государство не выполняет свои обязанности перед гражданами;

% наблюдают сильный разрыв между богатыми и бедными;

% ждут справедливого распределения благ в пользу простых людей.

Таким образом, можем заключить, что дефекты в области равенства прав явны и имею место, чтоб говорить о наличии антидемократической тенденции.

.Наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами;

В России низкий уровень политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами. Об этом свидетельствуют следующие социологические данные, предоставленные социологическим исследовательским центром Левада (процентный расчет на 1600 человек):

% мало заинтересованы в политике;

% не желают участвовать в политической жизни даже на уровне города;

% признались, что политика нагоняет на них тоску;

% опрошенных считает, что ничем не обязаны государству;

% говорят, что демократия России не нужна.

Владимир Путин, в своей президентской предвыборной программе, тоже обращает на это внимание и иллюстрирует эту ситуацию следующим умозаключением: сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Но стоит заметить, что наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным по сравнения с началом тысячелетия. Однако, механизмы нашей демократии слабо эффективны, чтобы «вместить» возросшую общественную активность.

.Эффективное участие;

Антидемократические тенденции в этом признаке также уместны.

Сегодня в Государственную Думу внесен целый пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы. Речь идет об упрощении порядка регистрации партий. Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы. О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны.

На первый взгляд всё это очень даже демократично. Новоиспеченные партии, численный порог которых сократился в 80 раз, естественно, что даже через 5 лет, не наберут 5 % от общего числа избирателей на парламентских выборах (с 2016 г. проходной барьер снижается с 7 до 5 %) и не предоставят в парламент своих делегатов, а голоса, отданные за них, будут приписаны партии власти - скорее всего, Единой России. В результате, количество депутатов от этой партии будет настолько превосходить число представителей оппозиции, что это будет больше походить на авторитаризм, нежели демократию.

Характерной особенностью политического процесса в России является возникновение режимов, реформирование которых в последующем происходит путем преобразований «сверху». В своей статье «О демократии и качестве государства» В. В. Путин предлагает ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Так называемая Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии.

На начало 2012 года веб-аудитория в России составила 59,7 % пользователей Интернет-сети.Иными словами, Интернетом пользуется 85 млн. сограждан. Ежедневно данную сеть используют 38% (примерно 32 млн.). Ежемесячно выходят в Сеть 57,8 миллионов пользователей. Более 70 % пользователей (59,5 млн. приблизительно) - лица от 18 до 24 лет. Большая часть из них малокомпетентна (больше 30 миллионов юзеров). В первой тройке предпочтений россиян находятся: социальные сети, кино и видео, новости. В России нет официальных порталов, где данную задумку информационной демократии можно было бы реализовать.

Таким образом, при отсутствии компетентной Интернет-аудитории, при отсутствия официального, целевого Интернет-пространства, Интернет-демократия маловероятна. В случае преодоления стотысячного порога инициатива будет узконаправленной - не будет выражать интересы большинства граждан, прежде всего в виду их компьютерной неграмотности.

Завершая главу, обращаем внимание на то, что признаки демократии в целом не соответствуют демократическому политическому режиму.

Заключение

Русский философ, правовед Павел Новгородцев еще в начале прошлого века предупреждал: Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией. Это справедливое замечание идеально вписывается в рамки современного политического режима российского государства.

В ходе работы были проанализированы научные статьи Лубнина Д. А., Худорожкова И. В., Липчанской М. А., Копцевой Ю. В., Малиновой О. Ю. и других авторитетных ученых, и сформулированы основные признаки, характерные демократическому политическому режиму. Работа с источниками и «кодификация» содержательного материала легли в основу описания тонкостей каждой из заявленных примет данного режима. В результате было сформулировано определение демократии, под которой мы понимаем форму политической организации общества, основанную на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Мы выявили тенденции, явно противоречащие демократии. Эта задача была достигнута, путем сопоставления материалов статей В.В. Путина, Д.А. Медведева, Н. А. Баранова и Федеральных законов.

Таким образом, мы достигли цели нашей работы: показали специфичность демократии России и разобрались в чем суть её несовершенства.

Подводя общий вывод, обращаем внимание на то, политический режим современной России, реализующийся в сложной, внутренне противоречивой ситуации, обусловлен кардинальным общественным реформированием страны и находит свое отражения на всех уровнях государственной власти. Совершенно очевидно, что в сегодняшней России развитие производственно-рыночных отношений на основе выдвинутых принципов свободы и демократии сопровождается обострением социально-экономических проблем общества, нарастанием целого ряда негативных явлений. Необходимость преодоления этих проблем и явлений непосредственно определяет цель работы государственных органов, прежде всего законодательной и исполнительной власти.

демократия политический режим идеал

Список источников

Монографии

.И.А. Ильин. О грядущей России (О государственной форме) - М. 1948.

.М.А. Липчанская. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование - Саратов. 2012.

.Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. 30 п.л. [Электронный ресурс].

.Н. Зоркая. Общественное мнение - 2011. Москва. Левада-центр. 2012.

.Н.С. Бондарь. Гражданин и публичная власть - М., 2004.

.Р. Даль О демократии - М., 2000.

Нормативно-правовые акты

.Конституция Российской Федерации. Москва. Омега-Л. 2011.

.ФЗ РФ от 04.2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"".

Статьи

.Б. Гуггенбергер. Теория демократии // Полис (Политические исследования). 2005. № 7

.Б. И. Зеленко. Непростая демократия в России // Вопросы философии. 2004. №7

11.В.В. Путин. Демократия и качество государства // Ведомости. 2012.

.Д.А. Лубнин. Разновидности политического режима //

13.Д.А. Медведев. Россия, вперед!

14.Д. Лубнин. Виды политических режимов // Власть. 2008. № 5

15.Е. Алексеев. О демократии

16.И.В. Худорожков. Перспективы эволюции политического режима в современной России. // Современные научные исследования и инновации. Сентябрь, 2011.

.И.В. Худорожков. Проблемы легализации государственной власти в России (1990-2011 год). // Современные научные исследования и инновации. Август, 2011.

.Л. Даймонд. Прошла ли третья волна демократизации? // Политические исследования. 1999. № 1

.О.Ю. Малинова. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. № 43

.Ю.В. Копцева. Проблемы развития парламентаризма в Российской Федерации WebGround

.Дочь иркутского чиновника, сбившая двух человек, признана вменяемой //

.Интернет в мире и в России //

.Статистика пользователей Интернета

.Медиатека

25.Louna - Время Х (2012)

.Гражданин Гордон - Нужна ли России демократия? (Выпуск от 25.03.2012).

Похожие работы на - Демократия и политический режим современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!