Создание web-сайта 'Особенности социальной перцепции у подростков'
1.
Теоретический обзор по проблеме создания web-сайта «Особенности социальной
перцепции у подростков»
1.1
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в подростковом
возрасте
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной
деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения,
территориальной и национальной принадлежности и многих других данных,
характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и
храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельность [5].
Главная тенденция в развитии подростка - переориентация
общения с родителей и учителей на сверстников.
Во многих случаях невербальное общение может нести
значительно больше смысловую нагрузку, чем вербальное.
Подростку присуща сильная потребность в общении со
сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти
свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто
приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки
товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и
взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него
возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность
среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком
социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании
на признание и стремление к самоутверждению.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток
старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную
значимость. Барьеры общения являются важнейшей причиной неадекватности
восприятия информации, поступающей от партнеров по общению.
С одной стороны, для подросткового возраста показательны
негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение
установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по
отношению к взрослым [6].
С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой
положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более
многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и
взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его
деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и
т.д.
Главное в данном периоде - это выход ребенка на качественно
новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное
отношение к себе как к члену общества.
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной
ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным,
критическим возрастом.
В этот период происходит бурный физический рост и половое
созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную
нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная
неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит
к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму [9].
С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой
является проблема интереса и их развития в переходном возрасте.
Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка
по доминантам:
«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
«доминанта дали» - установка на большие масштабы;
«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к
сопротивлению (упрямство, протест);
«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к
неизвестному [10].
Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в
подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела,
мышления, социальной жизни, самосознания.
Пубертатное развитие. В течение относительно
короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это
влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и
построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
Когнитивное развитие. Развитие
интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и
количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания
мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными
достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
Преобразование социализации. Преобладающее влияние
семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников,
выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного
статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя
задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
Становление идентичности. Становление
психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового
самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я»,
включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных
родительских образов;
) осуществление системы выборов, которые обеспечивают
цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических
установок).
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие
центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны
субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане
полового созревания, в плане развития высших психических функций, в
эмоциональной сфере [3].
Так, в моральной сфере следует отметить две особенности:
переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды,
суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных
убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться
под влиянием сверстников.
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием
этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о
себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым,
стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в
линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. [10]
Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии
взрослости у подростка:
- подражание внешним проявлениям взрослых (стремление
походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
- ориентация на качества взрослого (стремление
приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» -
силу, смелость, волю и т.д.);
- взрослый как образец деятельности (развитие
социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство
ответственности, заботы о других людях и др.);
- интеллектуальная взрослость (стремление
что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей
направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально
значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения
современных подростков).
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная
деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками [12].
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы
учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение
приобретает для многих подростков личностный смысл.
Память развивается в направлении интеллектуализации.
Используется не смысловое, а механическое запоминание.
По мнению В.С. Мухиной, в подростковом возрасте развитие речи
идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет
усвоения множества значений, которые способны закодировать словарь родного
языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой
системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и,
во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир [9].
Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные
формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных
правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.
Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы
уточнить значение слова.
Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на
сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от
стиля общения и личности собеседника [13].
Для подростков важен авторитет культурного носителя языка.
Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует
самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык
состоит высший смысл развития.
Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех
перестроек, которым подвергается психология подростка [14].
Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу
вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает
подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со
становлением «Я» - идентичности. В этот период «…как бы
восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру
идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я» - идентичность
обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности,
обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться
с социальными идеалами и групповыми стремлениями».
В подростковом и юношеском периодах
особенно велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают
стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный
характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми [15].
Также одной из главных характеристик подросткового возраста
является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных
учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У
него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение
ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его
пола.
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает
показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей
профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие
психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в
результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более
дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного
значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Итак, процесс общения является чрезвычайно сложным явлением,
которое включает не только собственно вербальный элемент, но и не менее важное
невербальное общение, которое довольно часто несет в себе более значимое
смысловую нагрузку и существенно влияет на весь процесс общения.
Учитывая сложность общения, необходимо
каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ
каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к
определению его функций.
Г.М. Андреева предлагает характеризовать
структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или
коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями,
идеями, но и действиями [16].
Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма
условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие.
Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная [17].
Конечно, в реальной действительности
каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их
возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных
исследований. Все обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, то
есть в условиях непосредственного контакта между людьми.
Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди
усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря
сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей
различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной
этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может
иметь свою весьма определенную специфику [3].
Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также
зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует
подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы
выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в
глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности,
которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего,
способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.
Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди
усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря
сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей
различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной
этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может
иметь свою весьма определенную специфику [4].
Выдающийся отечественный психолог Леонтьев отмечал: «В
нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному
миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу», то есть, включены
в общение. В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то
есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее,
но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей
природе, отношения.
Многообразные отношения человека не
охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими
рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место
определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует
определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть
реализован тоже только в общении.
Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе
своей деятельности, общения и познания. Человек формируется и развивается как
подлинный субъект, активный и сознательный творец своей жизни, только
взаимодействуя, общаясь с другими. В этом процессе важна роль межличностного
понимания и взаимопонимания.
Субъект - индивид (или группа) рассматривается как источник
познания и преобразования действительности; носитель активности. Реальное
практическое изменение объекта в процессе деятельности и является критерием
адекватности, соответствия действительности тем возникающим у субъекта образам,
на основе которых и регулируется его деятельность.
В процессе своего развития подросток выделяет себя из
окружающей действительности и противопоставляет себя ей как объекту действия,
общения и познания.
В этой сконструированной человеком субъективной реальности
есть свои опорные точки - субъективные понятия, субъективные конструкты.
Ведущую роль в конструировании субъектной реальности у школьников играет
обучение и воспитание, а также общение в семье. Особую роль в этом
конструировании человеком субъективной реальности играет отношение к другому
человеку и самому себе. Зная, как человек оценивает других и себя, какие
личностные качества людей он оценивает как положительные или отрицательные, что
именно он воспринимает в других людях и в себе самом, можно с большой долей
вероятности предположить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации,
строить систему отношений с другими.
Г.М. Андреева считает, что «вне общения
просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования
индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно
отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности
общественных отношений, и как реальности межличностных отношений» [17].
Общение в системе межличностных отношений,
обусловлено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо
осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и
в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к
другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено
общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне
обострены.
Когда человек вступает в общение с другим, то оба они
фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые
состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или
иначе, расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние,
поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с
ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему
характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его
вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся
с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели
и мотивы могут вызвать протест.
Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся
общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
Ведущая деятельность - общение со сверстниками [18].
На успешность построения межличностных отношений, безусловно,
большое влияние оказывают особенности социальной перцепции. В частности, от
того, насколько адекватной информацией обладает человек о том, каким его видят
окружающие, насколько он способен эмоционально откликнуться на проблемы
партнеров по общению, зависит его выбор тактики для общения с тем или иным
человеком, успех которого во многом определяет гармонию, или же дисгармонию в
системе межличностных отношений [19].
1.2
Социальная перцепция как социально-психологический феномен
Ряд феноменов, имеющих место при
формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное
описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в
социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее
точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого
поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в
более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. В отечественной
литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека»
употребляется выражение «познание другого человека» [1].
Это более широкое понимание термина
обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым
относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и
поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях,
мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.
Отражение человеком действительности всегда оказывается
опосредованным особенностями, которые характеризуют этого человека как
личность, как субъект труда, познания и общения. Эта закономерность
распространяется и на процесс познания человека человеком. Выступая в качестве
объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет
их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй
мыслей и отношений. Восприятие и понимание человека, формирующееся у
дошкольника или у школьника, отличаются от восприятия и понимания этого же
человека взрослым [4].
Восприятие предметов и явлений
материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из
центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет
основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему
организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и
отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои
собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи,
регулирующие протекание этого процесса.
Человек в роли объекта познания, как и любой другой объект
действительности, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Но по
причине того, что он сам способен «творить мир», активно влиять на ход общения,
на результаты труда с другими, он своим поведением сильнейшим образом
воздействует на отношение к нему со стороны окружающих людей. А имеющиеся у
этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при
взаимодействии с оцениваемым человеком, в свою очередь в громадной степени
обуславливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у
каждого из них вызывает.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером
в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие.
Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация
перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной
психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали
называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми
подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической
литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области
социальной перцепции, но не исчерпывает ее[5].
Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания.
Само взаимопонимание может быть истолковано
по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по
взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих
целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение
имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс
восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть
общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Весьма часто восприятие человека человеком
обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено
не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером
в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие.
Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация
перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной
психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали
называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались
другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом
употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому
восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной
перцепции, но не исчерпывает ее [21].
Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей
жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные
взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким
образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных
отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем,
чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по
общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по
внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется
определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его
внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним
человеком другого является непременной составной частью общения и относится к
социальной перцепции.
Под социальной перцепцией принято понимать процесс, который
возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие,
изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих
себя, групп или социальных общностей [22].
Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной
системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в
результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание,
понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при
определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как
это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется
такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного
понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком [1].
Специфика познания человеком другого человека заключается в
том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические
характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе
взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях,
эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях,
которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более
значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не
играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект
восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица
установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений,
ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от
эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений [23].
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних
признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками,
толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким
образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого
человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного
объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом
аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование
определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и
может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно:
познание себя, познание партнера по общению, организация совместной
деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных
эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое
явление, центром которого является эмпатия. Под эмпатией принято понимать
способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и
точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических
реакций, жестов [24].
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения
между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия
называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование
действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может
воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого
индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом
восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится
еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой
себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму
иную группу в целом [25].
Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то
есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают
других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций
объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора
его социально-психологических характеристик.
Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии,
атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Познание других людей зависит также и от уровня развития
представления человека о самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты
- концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит
индивид (Мы - концепция) [26].
Познание себя через другого возможно через сравнение себя с
другим индивидом или через рефлексию. Под рефлексией понимают процесс осознания
того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками
общения достигается определенный уровень взаимопонимания.
В целом процесс социальной перцепции представляет собой
сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и
находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные
особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
К механизмам межличностной перцепции относят во-первых,
познание самого себя («социальная рефлексия») в процессе общения, во-вторых,
познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция,
стереотипизация) и в-третьих, прогнозирование поведения партнера по общению
(каузальная атрибуция).
1.2.1
Механизмы межличностного восприятия
Понятие «социальная перцепция» является
интегративным. Механизмы социальной перцепции включают в себя ряд феноменов: от
познания себя в процессе общения, попытки понять состояние, настроение
собеседника, поставить себя на его место до формирования впечатления о
воспринимаемом человеке на основе выработанных стереотипов, приписывания причин
и мотивов его поведению, а также выработки собственной стратегии поведения.
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд
универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия
и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне
воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность,
постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также
как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого
человека, расшифровываем значение его внешних данных [19].
Впечатления, которые возникают при этом, играют важную
регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого,
формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности
«прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных
действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем
собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство
представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом
человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в
большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится
и представление о самом себе. «Личность становится для себя тем, что она есть в
себе, через то, что она представляет собой для других» [21].
Сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ
взаимодействия образ «генерализованного другого».
Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения,
то можно сказать, что представление о себе через представление о другом
формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в
рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено
взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде
всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе
познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и
эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и
основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии
своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и
каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с
другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя
другому [27].
Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому
приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого,
но и то, как этот другой понимает наши потребности, мотивы, установки. Все это
приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны:
идентификацию и рефлексию.
Описательно эмпатия также определяется как особый способ
понимания другого человека. Под эмпатией принято понимать постижение эмоциональных
состояний другого человека в форме сопереживания, проникновения в его
субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально
необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно
связана с людьми.
Термин «эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912
г. и был близок понятию «симпатия». Впервые термин был употреблен Липпсом в
1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых
ранних определений эмпатии можно найти в работе З. Фрейда «Остроумие и его
отношение к бессознательному»: «Мы учитываем психическое состояние пациента,
ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим
собственным» [3].
Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном
полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению.
Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно
переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или
эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного
понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального
вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии:
сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные
наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь
другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям).
Механизм эмпатии включает в себя умение поставить себя на
место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, однако это не обязательно
означает отождествление с этим другим человеком. При эмпатии принимается во
внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но
межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии
поведения [8].
Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление
проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на
его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова,
термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть
аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том,
что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается»,
сколько «прочувствуется».
Эмпатическое понимание не является результатом
интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным
свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может
только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства
жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника,
на одну эмоциональную волну с ним.
Различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические
способности (при условии их врожденного наличия), развивают умение более
эффективно применять эмпатию в личном и профессиональном общении.
Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.
В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под
рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание
другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный
процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное
взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира
партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь
отражается внутренний мир первого исследователя». [23]
Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением
сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров
по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке,
полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных
выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и
характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная
интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на
самого наблюдателя.
Таким образом, под каузальной атрибуцией понимают
интерпретацию субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения
других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа
результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей
свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы
домысливаются им.
В условиях дефицита информации они начинают приписывать друг
другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то
более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства
поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом
опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов,
предполагаемых в аналогичной ситуации. Но, так или иначе, возникает целая
система способов такого приписывания (атрибуции). Таким образом, интерпретация
своего и чужого поведения путем приписывания (причин, мотивов, чувств и т.п.)
выступает составной частью межличностного восприятия и познания.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного
восприятия зависит от двух показателей, а именно от степени:
. уникальности или типичности поступка (имеется в виду
тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми
образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации; напротив,
уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно,
дает простор приписыванию его причин и характеристик);
. его социальной желательности или нежелательности
(под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и
культурным нормам и поэтому сравнительно легко и однозначно объясняемое,
однако, при нарушении таких норм диапазон возможных объяснений значительно
расширяется).
Интересная попытка построения теории каузальной атрибуции
принадлежит Г. Келли. Он показал, как осуществляется человеком поиск причин для
объяснения поведения другого человека. В общем виде ответ звучит так: всякому
человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные
ожидания.
Каузальная схема - это своеобразная общая концепция данного
человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в
принципе эти причины производят. Она строится на трех принципах:
принципе обесценивания, когда роль главной причины события
недооценивается, вследствие переоценки других причин;
принципе усиления, когда преувеличивается роль конкретной
причины в событии;
принципе систематического искажения, когда существуют
постоянные отклонения от правил формальной логики при объяснении причин
поведения людей [17].
Иными словами, каждый человек обладает системой схем
причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое» поведение, так или
иначе, вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных
схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в
том, какая из каузальных схем сработает в каждом конкретном случае.
Г. Келли выявил, что в зависимости от того, выступает ли
субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем, он
может преимущественно избирать один из трех типов атрибуции:
личностную атрибуцию, когда причина приписывается
лично человеку, совершающему поступок;
объектную атрибуцию, когда причина приписывается
тому объекту, на который направлено действие;
обстоятельственную атрибуцию, когда причина
совершающегося события приписывается обстоятельствам.
Общая закономерность состоит в том, что по мере значимости
случившегося события испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и
объектной атрибуции к личностной (то есть искать причину случившегося в
осознанных действиях конкретного человека) [20].
На основе исследования проблем, связанных с каузальной
атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы
составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что
одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия
фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно
сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты
характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для
приписывания.
Среди элементов внешности, имеющих большое значение при
восприятии людьми друг друга, принято выделять следующие: физический облик,
оформление внешности и выразительное поведение.
В частности, под физическим обликом человека понимают
совокупность зрительно воспринимаемых данных, характеризующих его наружный вид.
Определяющим во внешнем облике являются его элементы. Элемент внешности - это
любая выделенная в процессе наблюдения (изучения) часть внешнего облика человека.
Это и отдельные анатомические органы (голова, рука и др.), и целые области тела
(грудь, спина), и отдельные части целого (лоб, глаза, губы и так далее).
Признаки физического облика характеризуют наружное строение
тела человека, его частей и покровов; определяют пол, возраст, рост,
телосложение. Особое внимание, естественно, уделяется лицу человека, как
наиболее индивидуализирующему личность при ее зрительном восприятии.
Под оформлением внешности принято понимать следующее: макияж,
прическу, одежду, обувь, головной убор, обувь и так далее.
Под выразительным поведением понимают «широко разлитые
периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм; захватывая
систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных
движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике
(выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в
интонации и тембре голоса)».
Еще в сороковые годы нашего столетия выдающийся советский
психолог С.Л. Рубинштейн дал ответы на многие вопросы психологии выразительного
поведения. Природное и социальное, естественное и историческое в выразительном
поведении, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство. Это
не просто внешнее пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма существования и
проявления. Выразительные движения во внешнем раскрывают внутреннее, создают
образ действующего лица. Выразительные движения выражают не только уже
сформированное переживание, но и сами могут его формировать. Общественная фиксация
форм и значений выразительного поведения создает возможность конвенциальных
выразительных движений. Выразительные движения в известной степени замещают
речь, они - средство сообщения и воздействия.
Высказанные С.Л. Рубинштейном положения о природе, содержании
и функциях выразительного поведения находят конкретное развитие в современных
исследованиях как советских, так и зарубежных авторов.
Такая функция выразительных движений, как создание «образа
действующего лица», особое значение имеет в контексте социальной перцепции.
Здесь сложные психологические образования, динамично выражающиеся в поведении и
внешнем облике человека, рассматриваются как сигнальный комплекс, информирующий
другого человека о психических процессах и состояниях его партнера по общению.
Каждый комплекс одновременно выполняет как осведомительную, так и регулятивную
функции. Другими словами, выражение как индикатор, сигнал, воздействие,
регулятор деятельности (в том числе и общения) выступает как единое целое.
Выразительные движения рассматриваются как носители самостоятельного сообщения
в их познавательной и экспрессивной функциях. Благодаря характерной для них
функции симптома (выражения), показателя внутреннего состояния живого существа
(это отмечено в ряде определений выразительных движений и составляет предмет
изучения в области эмоциональной сферы личности, патопсихологии,
психодиагностики), в ситуации общения они одновременно являются знаком более
высокой ступени, осуществляют коммуникативную функцию и направляют действия
партнеров [28].
Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и
регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения.
Телодвижения, жесты рук, выражения лица тоже относят к
системе паралингвистических явлений.
Известно, что многочисленные характеристики голоса человека
создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению
психической: индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия
голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся
партнеров. Таким образом, невербальное поведение личности полифункционально.
В целом, изучение социальной перцепции показывает, что можно
выделить ряд универсальных психологических механизмов, таких, как эмпатия,
«социальная рефлексия» и каузальная атрибуция, обеспечивающих сам процесс
восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от
внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
Среди элементов внешности, имеющих большое значение при
восприятии людьми друг друга, принято выделять следующие: физический облик,
оформление внешности и выразительное поведение.
1.3
Информационные ресурсы и сервисы
1.3.1
Глобальная сеть Internet
Сегодня во все области человеческой деятельности вмешивается
компьютерная сеть Internet. В большей или меньшей степени сеть входит в жизнь
каждого: в повседневную жизнь (почта и новости, отдых и развлечения), а главное
- в профессиональную деятельность. Наиболее распространенной на данный момент
службой Internet является WWW (от англ. World Wide Web - Всемирная Паутина),
которая предназначена для публикации информации на всеобщее обозрение [29].
Интернет - это всемирная сеть, состоящая
из правительственных, академических, коммерческих, военных и корпоративных
сетей. Сначала Интернет использовался Министерством Обороны США, затем стал
широко применяться в других областях. Пользователи, имеющие доступ в Интернет,
могут читать и загружать данные из практически любой точки мира. Можно
взаимодействовать через Интернет и применяя электронную почту /28/.
Интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть,
соединяющую отдельные сети и обеспечивающий обмен информацией между всеми
компьютерами, которые входят в сети, подключенные к ней.
В основу всемирной паутины положена идеология и технология
гипертекста, технически реализованная при помощи языка HTML. HTML (от англ.
HyperText Markup Language, язык гипертекстовой разметки) представляет собой
язык, разработанный специально для создания web-документов. HTML-документы
представляют собой обычные текстовые ASCII-файлы. Помимо текстового содержания,
они включают в свой состав специальные управляющие конструкции языка - так
называемые теги. При отображении документа в браузере сами теги на экран не
выводятся. Они определяют структурные единицы внутри документа, задают
параметры форматирования, включают в состав документа новые элементы
(встроенные изображения, Java-апплеты и т.п.) и, что самое важное, позволяют
создавать гипертекстовые ссылки на другие документы и ресурсы сети Internet [30].
В 1969 году в США была создана
компьютерная сеть ARPAnet, объединяющая компьютерные центры министерства
обороны и ряда академических организаций. Эта сеть была предназначена для узкой
цели: главным образом для изучения того, как поддерживать связь в случае
ядерного нападения и для помощи исследователям в обмене информацией. По мере
роста этой сети создавались и развивались многие другие сети. Еще до
наступления эры персональных компьютеров создатели ARPAnet приступили к
разработке программы Internet Project («Проект объединения сетей»). Успех этого
проекта привел к следующим результатам. Во-первых, была создана крупнейшая в
США сеть internet (со строчной буквы i). Во-вторых, были опробованы различные
варианты взаимодействия этой сети с рядом других сетей США. Это создало
предпосылки для успешной интеграции многих сетей в единую мировую сеть. Такую
«сеть сетей» теперь всюду называют Internet (в отечественных публикациях широко
применяется и русскоязычное написание - Интернет). Для координации межсетевых взаимодействий
в Интернет была создана специальная организация - Internet Society («Общество
Интернет»).
Интернет - уникальное средство поиска лиц,
способных разделить с вами любые интересы и поддержать общение на любую
волнующую вас тему.
Интернет обеспечивает оперативный доступ к
поистине необозримым кладезям информации по любой тематике (на десятках тысяч
информационных серверов).
Принято считать, что Интернет большую
часть своей истории была некоммерческой сетью. В последние годы, однако,
наблюдается бурный рост сетевой коммерческой активности. Группа компьютеров,
связанных и взаимодействующих друг с другом, образует сеть. Internet - это
огромная сеть компьютеров, состоящая из тысячи меньших сетей, разбросанных по
всему миру. В Интернет обращаются за определенной информацией. Чтобы открыть
нужную web-страницу, надо иметь либо ее адрес, либо другую страницу со ссылкой
на нее. Если нет ни того, ни другого, обращаются к поисковым системам.
Поисковая система представляет собой специализированный web-узел. Пользователь
сообщает поисковой системе данные о содержании искомой web-страницы, а
поисковая система выдает список гиперссылок на страницы, на которых упоминаются
соответствующие сведения. Поисковые системы классифицируют по методам поиска
[31].
Поисковые каталоги предназначены для
поиска по темам. Пользователь «погружается» в иерархическую структуру разделов
и подразделов, на нижнем уровне которой располагается относительно небольшое
число ссылок, заслуживающих внимания. Поисковый каталог обеспечивает высокое качество
поиска.
Многие современные поисковые системы
сочетают в себе оба вышеуказанных метода поиска и позволяют использовать
наиболее подходящий. Для многих поисковая система превращается в отправную
точку для работы в Интернете, средство, через которое пользователь получает
доступ к нужной ему информации. Это привело к появлению web-порталов,
специализированных страниц, обеспечивающих удобный интерфейс доступа к
поисковым системам, а также к другим web-узлам, представляющим всеобщий
интерес. web-портал можно рассматривать как «окно в World Wide Web».
Тематические порталы могут предлагать
возможность поиска с классификацией. Они содержат относительно неизменный
тематический список web-страниц в виде гиперссылок и учитывают число
пользователей, которые воспользовались каждой из ссылок. Это число носит
характер рейтинга, позволяющего оценить популярность соответствующей страницы.
Программа Internet Explorer 9.0 имеет
специальные средства организации поиска без явного обращения к поисковым
системам. Проще всего дать задание на поиск непосредственно с панели Адрес. Для
этого надо ввести туда ключевое слово до, find или ключевую фразу или набор
ключевых слов. Поиск будет произведен с помощью поисковой системы, заданной по
умолчанию. Результаты поиска отображаются в виде списка ссылок.
Другая возможность поиска состоит в
обращении к мини-порталу, поддерживаемому компанией Microsoft. Он организует
поиск с помощью существующих систем в соответствии с предпочтениями
пользователя. Для такого поиска следует открыть в браузере дополнительную
панель «Поиск», щелкнув на кнопке «Поиск» на панели инструментов «Обычные
кнопки». Содержание панели «Поиск» загружается с Web-узла компании Microsoft.
Ключевые слова или ключевая фраза вводятся в текстовое поле на этой панели.
Способ поиска определяет, какую именно
информацию необходимо найти: web-страницу, адрес определенного человека,
начальную страницу web-узла компании или организации, данные, которые уже
разыскивались ранее, или географическую карту. Дополнительные возможности включают
поиск информации в энциклопедиях, толковых словарях и поиск в архивах
телеконференций.
Поиск начинается по щелчку на кнопке на
панели «Поиск». Результаты представляются на этой же панели в виде упрощенной
страницы результатов, полученных от реально использованной поисковой системы.
Чтобы с результатами было удобнее работать, можно расширить панель «Поиск»,
перетащив правую границу, или представить результаты поиска в окне с помощью
команды контекстного меню «Открыть» в отдельном окне.
Выбрать используемый способ поиска можно с
помощью кнопки «Настроить» на панели «Поиск». В открывшемся диалоговом окне
каждая группа элементов управления соответствует определенному типу поиска и
позволяет указать, какие поисковые системы должны использоваться [32].
Соединение сетей обладает громадными возможностями. Интернет
предоставляет в распоряжение своих пользователей множество всевозможных
ресурсов. Для того чтобы информация передавалась между компьютерами независимо
от используемых линий связи, Шипа ЭВМ и программного обеспечения, разработаны
специальные протоколы передачи данных. Они работают по принципу разбиения
данных на блоки определенного размера (пакеты), которые последовательно
отсылаются адресату. В Интернете используются два основных протокола: межсетевой
протокол IP разделяет передаваемые на отдельные пакеты и снабжает их
заголовками и указанием адреса получателя, а протокол управления передачей TCP
отвечает за правильную доставку пакета. Так как эти протоколы взаимосвязаны,
обычно говорят о протоколе TCP/IP.
Основные ячейки Интернет - локальные вычислительные сети. Это
означает, что Интернет не просто устанавливает связь между отдельными
компьютерами, а. создает пути соединения для более крупных единиц - групп
компьютеров. Если некоторая локальная сеть подключена к Интернету, то каждая
рабочая станция этой сети также может подключаться к Интернету. Существуют
также компьютеры, самостоятельно подключенные к Интернету. Они называются
хост-компьютерами.
Каждый подключенный к сети компьютер имеет свой адрес, по
которому его может найти абонент из любой точки света. К адресам станций
предъявляются специальные требования. Адрес должен иметь формат, позволяющий
вести его обработку автоматически, и должен нести информацию о своем владельце.
С этой целью для каждого компьютера устанавливаются два адреса: цифровой
IP-адрес и доменный адрес. Первый из них более понятен компьютеру, второй -
человеку. Оба эти адреса могут применяться равноправно.
Цифровой адрес имеет длину 32 бита. Он разделяется точками на
4 блока по 8 бит каждый, которые можно записать в виде десятичного числа, не
превышающего значение 255. Адрес содержит полную информацию, необходимую для
идентификации компьютера. Два блока определяют адрес сети, третий - адрес
подсети и четвертый - адрес компьютера внутри заданной сети.
Доменный адрес определяет область, представляющую ряд
хост-компьютеров. Этот адрес читается в обратном порядке: вначале указывается
имя компьютера, а затем имя сети, в которой он находится. Для упрощения связи
абонентов сети все ее адресное пространство разбито на отдельные области -
домены. В системе адресов Интернета приняты домены, представленные
географическими регионами. Они имеют имя, состоящее из двух букв. Существуют
домены, разделенные по тематическим признакам. Такие домены имеют трехбуквенное
сокращенное название.
Компьютерное имя включает как минимум два уровня доменов.
Уровни отделяются друг от друга точкой. Слева указывается домен верхнего
уровня. Все имена, находящиеся слева, - поддомены общего домена. Для адресации
отдельных пользователей в сети их регистрационные имена указываются слева от
имени компьютера. После имени пользователя ставится знак @. В Интернете могут
использоваться не только имена отдельных людей, но и имена групп.
Для обработки пути поиска в доменах имеются специальные
серверы имен. Они преобразуют доменное имя в специальный цифровой адрес [33].
Использование технологий Интернета необязательно
реализовывается в рамках всемирной информационной сети. Технологии, применяемые
в глобальной сети, пригодны и для создания мощных корпоративных информационных
систем и систем обеспечения коллективной работы. Интранет - это корпоративная
сеть (возможно, сеть предприятия или офиса), использующая технологии и продукты
Интернета для хранения, связи и доступ к информации.
1.3.2
Язык HTML и средства его формирования
Стандарт языка HTML, как и все остальные стандарты для Web,
был разработан под руководством World Wide Web консорциума (W3C). Последние
версии этого и других стандартов, а также проекты новых предложений можно найти
на сайте консорциума по адресу #"785624.files/image001.jpg">
Рисунок 1 - Уровень эмпатии
Отметим, что очень низкого показателя эмпатийности не было
выявлено ни у одного их испытуемых.
При более детальном изучении компонентов эмпатии, нами были
получены следующие результаты: у 19 человек (58%) наиболее выраженным
компонентом эмпатии является «интуитивный канал», который позволяет им
предвидеть поведение партнеров по общению, действовать в условиях дефицита
исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На
уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.
У 5 подростков (15%) доминирующим компонентом эмпатии
является «идентификация», это означает, что они обладают умением понять другого
на основе сопереживаний, постановки себя на место своего партнера. Для них
характерна легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Для 3 школьников (9%) «установки» способствуют лучшему
процессу эмпатии. Они не избегают личных контактов и не считают неуместным
проявлять любопытство к другой личности, не могут спокойно относиться к
переживаниям и проблемам окружающих.
У 3 школьников (9%) доминирует «рациональный канал» эмпатии,
что означает, направленность их внимания, восприятия и мышления на понимание
сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Для
них характерен спонтанный интерес к другому, открывающий возможность
эмоционального и интуитивного отражения партнера. Партнер привлекает их
внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему объективно выявлять его
сущность.
Для 2-х подростков (6%) наиболее важным компонентом эмпатии
стала «проникающия способность». Данные подростки обладают важным
коммуникативным свойством, позволяющим создавать атмосферу открытости,
доверительности, задушевности, это в большей степени помогает им эффективно
проводить процесс эмпатии, слушать, понимать партнера по общению.
Для одного подростка (3%) наиболее выраженным компонентом
эмпатии является «эмоциональный канал», данный подросток обладает способностью
входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать.
У 6 человек (18%) высокий уровень рефлексивности, что
означает высокую степень понимания и осознания действующим индивидом того, как
он воспринимается партнерами по общению. Это помогает данным подросткам более
конструктивно выстраивать отношения с окружающими, так как они лучше понимают
то, какими видят их партнеры по общению. Такие личности склонны к более
глубокому самоанализу и самопознанию. Эффективнее познают себя через других.
Для выявления типов каузальной атрибуции была выбрана
экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С.
Розенцвейга. Использование данной методики дало следующие результаты: у 15
школьников (45,5%) преобладает тип реакции «с фиксацией на самозащите». Главную
роль для таких испытуемых играет защита себя, своего «Я», и они или порицают
кого-то, или признают свою вину, или же отмечают, что ответственность за
фрустрацию никому не может быть приписана.
У 12 школьников (36,4%) преобладает тип реакции «с фиксацией
на удовлетворении потребности». Данные подростки направлены на разрешение
проблем, они сами берутся за разрешение ситуации или же считают, что время и
ход событий приведут к ее исправлению.
Можно сделать вывод о том, что воспринимая других людей,
подростки выделяют прежде всего волосы (цвет), глаза (цвет), телосложение,
особенности кожи, одежду и рост. Все остальные признаки при словесном
воссоздании внешности отмечаются реже. Цвет волос, глаз, телосложение являюися
в глазах подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика
человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых
они выполняют роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связывают
другие элементы, если они отличаются какими-то характерными для воспринимаемого
человека особенностями.
Полученные результаты в ходе исследования
позволяют нам условно выделить три собирательных образа подростков исходя из
особенностей их социальной перцепции.
Проведенное исследование особенностей социальной перцепции у
подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство подростков можно охарактеризовать,
как людей стремящихся эмоционально откликнуться на проблемы окружающих, понять
своих партнеров по общению.
2. Для большинства подростков представление о том,
что думают о них окружающие является важным моментом социального познания.
3. В процессе общения школьники в достаточной мере
раскрывают свой внутренний мир окружающим, получая тем самым доступ к
богатствам собственной души, делая тем самым процесс развития своей личности
более гармоничным.
4. В данный период развития происходит открытие
своего «Я», появляется стремление защитить себя, осознание своей
индивидуальности, а также этот возраст характеризуется возникновением
рефлексии.
. Подростки склонны переносить ответственность за
случившиеся события на других, в большинстве случаев могут найти «виновника
происшествия».
6. Цвет волос, глаз, телосложение являются в глазах
большинства подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика
человека.
7. Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на
основе восприятия «портрет» зависит от того, насколько хорошо знакомы между
собой воспринимающий и воспринимаемый.
8. Возникновение и успешное развитие межличностного
общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует
взаимопонимание.
9. Успешность формирования, протекания процесса
социальной перцепции, в частности обладание достаточным объемом информации о
том, какими нас видят окружающие, стремление и умение эмоционально откликнуться
на проблемы людей, выбор адекватной тактики общения с тем или иным человеком
оказывает влияние на развитие межличностных отношений. А так как выстраивание
межличностных отношений является важным новообразованием подросткового
возраста, можно говорить о том, что успешность социальной перцепции влияет на
развитие и становление личности подростка в целом.
10. Изучение особенностей социального познания личности
является одной
из значимых научных проблем современности.
3.2 Описание структуры web-сайта
Главной из задач дипломной работы было создание web-сайта на тему:
«Особенности социальной перцепции у подростков». Одним из популярных инструментов
разработки web-серверов и управления ими является гипертекстовый редактор HTML - Adobe Dreamweaver CS3. Он предоставляет
практически адекватную браузерам графическую среду разработки web-страниц.
Web-сайт состоит из 15 страниц. На первой - главной
странице справа есть содержание, в которое входит пять кнопок: главная,
описание проблемы, описание методик, результаты исследования, глоссарий,
рекомендуемая литература и разработчики.
Фрейм, находящийся слева постоянно активен и остается на
экране. В нем содержится ряд кнопок, которые облегчают работу пользователя. При
нажатии на кнопку:
- Главная - в правом нижнем фрейме отображается все
содержание разделов сайта;
- Описание проблемы - в правом нижнем фрейме
отображается информация по проблеме социальной перцепции у подростков;
- Описание методик - в правом нижнем фрейме
отображается описание всех использовавшихся методик в исследовании, а также
стимульный материал и обработка результатов;
- Результаты исследования - в правом нижнем
фрейме отображается описание результатов проведенного исследования;
- Глоссарий - в правом нижнем фрейме
отображаются все термины в алфавитном порядке;
- Рекомендуемая литература - в правом нижнем
фрейме отображается список использованной литературы;
- Разработчики - в правом нижнем фрейме
отображается фамилия, имя, отчество разработчика и научного руководителя, а
также адрес электронной почты.
В дальнейшем при обращении к левому фрейму (к главной,
описанию проблемы, описанию методик, результатам исследования, глоссарию, рекомендованной
литературе и к разработчикам) информация отображается в правом нижнем фрейме.
На странице описания методик помимо непосредственного
описания, более детального объяснения назначения данных методик, также выложены
стимульный материал по каждой из методик и способы обработки результатов;
данная возможность реализована по средствам гиперссылок.
В разделе описания результатов исследования существует
возможность более детального анализа данных, в частности, наводя курсор мыши на
диаграмму «Уровень эмпатии», появляется стрелка перехода на другую страницу, на
которой более подробно описаны результаты по тесту эмпатических способностей
В.В. Бойко.
Список
источников
1 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М.:
изд-во «Наука», 2010 г. - 386 с.
2 Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе
перцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М. Андреева - М.:
изд-во Московского университета, 1981 г. -205 с.
3 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на
других / В.В. Бойко. - М.: изд-во «Филинъ», 1996. - 472 с.
5 Бодалев, А.А. Восприятие и понимание
человека человеком. / М., 1982 г. - 318 с.
6 Реан, А.А. Психология подростка / А.А.
Реан. - М.: изд-во «Прайм-Еврознак», 2008 г. - 512 с.
7 Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. -
М.:изд-во «Педагогика», 1983 г. - 272 с.
8 Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические
труды / А.А. Бодалев. - М.: изд-во «Наука», 2002 г. - 256 с.
9 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы
развития психики. / Л.С. Выготский. - М.: изд-во «Педагогика», 1983 г. - 368 с.
10 Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. - СПб.:
изд-во «Питер», 2010 г. - 240 с.
11 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных
отношений. / Л.Я. Гозман. - М.: изд-во МГУ, 1987 г. - 175 с.
12 Михайлова, И.В. Атрибутивные процессы в кризисных ситуациях
/ И.В. Михайлова. - Ульяновск.: изд-во «Труды молодых ученых» 2002 г. - 245 с.
13 Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых
установок и рефлексивной структуры группы / К.Е. Данилин. - М.: изд-во «Наука»,
1981 г. - 217 с.
14 Кон, И.C. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: изд-во «Новый
мир», 1978 г. - 367 с.
15 Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С.
// Психологический журнал - 1981. - №3. - с. 32-38.
16 Петровская, Л.А. Компетентность в общении /Л.А. Петровская
- М.: изд-во МГУ, 1989 г. - 216 с.
17 Михайлова, И.В. Некоторые причины изменения сложности
восприятия / И.В. Михайлова // Материалы XII Международной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: изд-во МГУ, 2005 г. -
с. 262 - 263.
18 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений /
Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во «Питер», 2009 г. - 576 с.
19 Лабунская, В.А. Невербальное поведение: структура и функции
/ В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону: изд-во «Ростов», 1986 г. - 135 с.
20 Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. -
СПб.: изд-во «Новый мир», 1998 г. - 379 с.
21 Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.:
изд-во «Наследие», 2005. - 800 с.
22 Ягнюк, К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии / К.В.
Ягнюк - М.: изд-во «Москва», 2001 г. - 156 с.
23 Соловьева, О.В. Обратная связь в
межличностном общении / О.В. Соловьева - М.: изд-во «Наука», 1992 г. - 219 с.
24 Михайлова, И.В. Эмоциональные и
личностные особенности подростков в критических ситуациях / Михайлова И.В.,
Ефимова О.И // Материалы первой международной научно-практической конференции
«Психология образования: проблемы и перспективы». М.: Изд-во МГУ, 2004 г. - с.
126 - 132.
25 Карпов, А.В. Психология рефлексивных
механизмов деятельности/ А.В. Карпов - М.: изд-во «Институт психологии РАН»,
2004 г. - 424 с.
26 Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и
межличностные отношения / Т.Г. Стефаненко - М.: изд-во «Москва», 1987 г. - 324
с.
27 Ладенко, И.С. Модели рефлексии / И.С. Ладенко -
Новосибирск.: изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992 г. - 80 с.
28 Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции / Г. Келли - М.:
изд-во «Наука», 1984 г. - 317 с.
29 Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность,
рефлексия / А.С. Шаров - Омск.: изд-во ОмГПУ, 2000 г. - 358 с.
30 Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых
состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе / А.В. Россохин - М.: изд-во
«Когито-Центр», 2010 г. - 304 с.
31 Соколов, С.А. HTML и CSS в примерах, типовых решениях и
задачах. Профессиональная работа / С.А. Соколов - М.: изд-во «Вильямс», 2007 г.
-416 с.
32 Ярошевский, М.Г. Психология. Словарь/ 2-е издание
исправленное и дополненное / М.Г. Ярошевский - М.: изд-во «Политиздат», 1990 г.
- 494 с.
33 Титтел, Э. HTML 4 для «чайников» / Э. Титтел - М.: изд-во
«Диалектика», 2006 г. - 368 с.
34 Фримен, Э. Изучаем HTML, XHTML и CSS - М.: изд-во «Питер»,
2010 г. - 656 с.
35 Холмогоров, В.П. Основные Web-мастерства: уч. курс / В.П.
Холмогоров. - СПб.: Питер, 2001 г. - 352 с.
36 Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика и новые
информационные технологии / Л.И. Вассерман, В.А. Дюк, Б.В. Червинская. - СПб.:
Питер, 1997 г. - 296 с.
37 Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. -
М.: изд-во «Высшая школа», 2002 г. - 356 с.
38 Нильсен, Я. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов /
Я. Нильсен - М.: изд-во «И.Д. Вильямс», 2007 г. - 368 c.
39 Кирсанов, Д.А. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова / Д.А.
Кирсанов - СПб.: изд-во «Символ-Плюс», 200г. - 376 c.
40 Дубаков М.А. Веб-мастеринг средствами CSS - СПб.:
БХВ-Петербург, 2002. - 544 c
41 Хестер Н. Создание Web-страниц в Dreamweaver - М.: изд-во
«НТ Пресс», 2005 г. - 152 с.
42 Белозубов, А.В. Основы работы с HTML-редактором Abobe
Dreamweaver CS3 / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев - СПб.: изд-во СПбГУ ИТМО, 2007
г. -112 с.
43 Осипова, О.М. Самоучитель Adobe Dreamweaver CS3 / О.М.
Осипова - СПб.: изд-во «БХВ-Петербург», 2008 г. -400 с.
44 Петров, К.М. Экология человека и культура / К.М. Петров //
Вопросы философии. - 2005. - №3. - С. 21-28
45 Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная
информация. Выпуск №2 / ред. Ю.М. Арский. - М.: ФГУП «ПИК ВИНИТИ», 2006. - 50
с.