Сетевой характер информационной культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сетевой характер информационной культуры

Содержание

Введение

Информационная культура в познании и преобразовании мира

Коммуникативный аспект информационной культуры

Сетевой характер информационной культуры

Заключение

Список используемых источников

Ни один поведенческий выбор не может быть свободен от той информации, на которой он основан.

(У. Найссер).

Введение

Слово «культура» появились в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 - 149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало примерно так: агрикультура. Трактат этот посвящен не просто обработке земли, а именно уходу за ней, что определяет особое душевное к ней отношение. Следовательно, слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку, но и почитание, может быть даже поклонение.

Римский оратор, философ и государственный деятель Цицерон использовал это слово применительно к духовности. Он считал философию - культурой духа, а вернее ума, т. е. философия обладает таким воздействием на интеллект человека, которые обладает культурным качеством его совершенства.

Так к нашему времени образовалось более 1500 определений термина «культура». Из всего многообразия этих понятий можно выделить главную идею, а именно, что культура - это искусственный мир, созданный человеком.

Различают три типа культуры:

Архаическая

Традиционная

Современная

Каждый тип культуры основан на определенной картине мира: архаической - мифологическая картина мира, традиционной - религиозная картина мира, современной - рациональная картина мира.

Нас интересует культура современная.

Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же огромная доля населения является приверженцами современной культуры. Заметным образом на структуру современной культуры повлияло развитие средств информации и массовой коммуникации. Жизнь современного человека не видится без таких научных изобретений, как телефон, компьютер, Интернет, телевидение и др. Наука идет вперед огромными шагами, тем самым давая человеку возможность к овладению все большим и большим запасом знаний.

Обобщенными показателями сформированности информационной культуры мы считаем наличие следующих качеств личности:

Умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

Эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

Перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

Вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

Адекватно отбирать и оценивать информацию;

Способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Опыт информационной деятельности проявляется в любой области человеческой деятельности в процессе использования, освоения, применения, преобразования и создания информации

Информационная культура не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером, а предполагает информационную направленность целостной личности, обладающей мотивацией к использованию и усвоению новых информационных знаний и умений, и рассматривается как одна из граней личностного развития.

Информационное общество как социальная, экономическая и культурная система стало объектом внимания исследователей уже с 60-х гг. XX века, когда стали очевидными черты смены парадигмы эпохи. В это же время конституировался и сам термин «информационное общество», введенный в научный оборот почти одновременно американскими и японскими исследователями. Основным признаком и качественным параметром общества нового типа была признана особая роль знания и основанных на нем технологий, доминирование информации, ускорение технического прогресса, уменьшение доли материального производства в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг, повышение качества жизни.

Информационная культура в познании и преобразовании мира

Информация имеет функциональное значение в жизни человека, как и в жизни любой открытой развивающейся системы. Потребность в информации предваряет всякую другую потребность и всякое действие, поэтому она названа В. З. Коганом, Н. Н. Киселёвым и другими метапотребностью [C.10-11], а В. А. Ухановым интегративной потребностью. Уханов В. А. также отмечает объективно обусловленную для субъекта необходимость предварять, сопровождать и завершать любую деятельность производством, передачей и потреблением информации, которую он называет информационной деятельностью [C. 260].

Информация имеет непосредственное значение в ориентации человека в окружающем материальном мире. Мы постигаем действительность только через наши модели (Т. А. ван Дейк). Эти модели и есть наше понимание действительности, которую мы "реконструируем для того, чтобы справиться с ней" [13, Цит. по 22]. Как утверждается представителями когнитивной философской парадигмы, любая деятельность субъекта есть функция субъективных репрезентаций внешней среды, и её эффективность, таким образом, зависит от адекватности этих репрезентаций.

Информационная деятельность личности позволяет ей включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба: освоения и развития огромной информационной базы - Культуры. Именно широкие возможности фиксации, накопления, переработки, хранения и передачи информации (в механизме культурного наследования) явились условием для выхода человека за рамки инстинктивного поведения. Для вхождения в Культуру необходимы определённые информационные предпосылки, такие как: развитая инфопотребность как нужда в знаниях, наличие системы передачи (механизма воспитания, посредников: воспитателей, материальных носителей информации) и владение теми или иными языками как системами передачи.

Таким образом, формирование информационной культуры подрастающего поколения является одним из основополагающих условий прогресса культуры в широком смысле.

Коммуникативный аспект информационной культуры

Многие исследователи, в частности, Энтони Гидденс[14] и Зигмунд Бауман[12] полагают, что ситуация господства информатизации, присущей развитым капиталистическим странам ведет к кризису идентичности человека: виртуальный мир средств массовой информации разрушает связь с историей, заставляя жить только настоящим, и притом иллюзорным. Тем не менее, в современной культуре доминирующей становится именно ситуация информационного обмена, которая является важнейшим фактором также и личностного развития.

Информационная цивилизация формирует информационную культуру. С одной стороны, эта культура характеризуется как разнообразная, а с другой - как фрагментарная, в частности Э. Тоффлер характеризует её как «клип-культуру» [16, с. 277]. Подобные идеи выдвигают и известные американские футурологи Джон Нэсбитт и Патриция Эбурдин [3], полагая, что информационная культура резко меняет связи человека с внешним миром, его жизнь уже гораздо менее определяется социально-экономическими условиями, что приводит к смещению приоритетов в сторону свободной творческой деятельности.

Сетевой характер информационной культуры

Развитие информационных технологий, телекоммуникационных каналов способствуют формированию новой формы культуры - информационно-сетевой культуры, которая является составной частью информационной культуры и отражает прогресс в сфере социальных коммуникаций. Становление сетевых сообществ внутри сетевой культуры приводит к развитию горизонтальной системы коммуникации, причем важными структурными элементами этих коммуникаций становятся новые методы отображения знаковой реальности. Такие исследователи как В.П. Пласичук [17, с. 85-90], В.А. Турчин [10] и др. определяют информационно-сетевую культуру как уровень развития информационного общества, при котором компьютерные сетевые технологии начинают влиять на личность человека. Информационно-сетевая культура включает различные артефакты, представленные в компьютерных сетях, а также определенные знания и умения, позволяющие использовать соответствующие технологии.

В качестве основных особенностей коммуникативной среды сетевой культуры мы рассматриваем:

)наличие различных сетевых сообществ внутри сетевой культуры, которая, таким образом, не имеет единого субъекта, сравнимого с субъектом культуры индустриального периода;

)сетевое сообщество как множественный субъект взаимодействует как с личностью, так и с другими сообществами;

)сетевое сообщество структурируется на основе ценностных ориентаций его участников;

)сообщество обеспечивает интерактивное взаимодействие своих членов.

Можно выделить два типа сетевых сообществ - продолжение оффлайнового единства (например, сторонники какой-то политической оффлайновой партии) и чисто кибернетическое сообщество (например, обитатели «тупичка Гоблина» ). Однако следует учитывать, что киберпространство порождает различные формы, имитирующие социальную реальность оффлайна, поэтому различие между двумя типами групп по мере развития сети Интернет постепенно стирается. Если реальное общество мешает индивиду в самореализации (а оно вынуждено это делать в силу самой материальной ограниченности оффлайна), то у него появляется мотивация для входа в сетевые интернет сообщества, где он формирует виртуальные персонажи. В силу относительной легкости создания виртуальных персонажей в интернете, между отдельными виртуальными личностями одного и того же человека возможны конфликты, как бы раскрывая разные стороны одной противоречивой личности. Виртуальное пространство, построенное на принципе гипертекста, обеспечивающее возможность «спектакля», создания и клонирования виртуальных «Я» в перспективе формирует творческого субъекта, но при этом возникает реальная опасность «потери» личности, так как личность начинает отождествлять себя со своими сетевыми проявлениями.

Сегодня представление о виртуальной реальности в умах людей здраво привязано к миру компьютерных технологий, тем не менее, идея виртуальности, вне сетевого контекста, не менее популярна во многих областях научного знания. В качестве базового определения виртуальной реальности можно взять определение В. Руднева: «Понятие ВР имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле ВР - это те игровые или необходимые с технической точки зрения «искусственные реальности», которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание, когда, например, на человека надевают «электронные очки» и «электронные перчатки». В этом случае сознание погружается в некий выдуманный, сконструированный компьютером возможный мир, в котором он может двигаться, видеть, слышать и осязать - виртуально. В широком смысле ВР - это любые измененные состояния сознания: психотический или шизофренический паранойяльный бред, наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия мира под действием наркоза» [6].

В последнее время сетевая культура главным образом развивается в виде блогов, формируя особую коммуникативную среду. Блогом является веб-сайт, состоящий из регулярно обновляемых записей. По сравнению с интернет-дневниками блоги публичны, и позволяют не только чтение их другими людьми, но и их активное комментирование, реакцию как в виде обсуждения записи блога, так и в виде ответных постов (записей) в чужих блогах. В отличие от обычных СМИ блог может открыть любой, это не требует дополнительных материальных затрат либо государственной регистрации. На крупных блог-хостингах блоги открываются буквально несколькими нажатиями на клавиши.

Основные формы блогов - это блоги на блог-хостингах (массовые сервисы, предоставляющие блоги, в России - это прежде всего Живой Журнал [7]), тематические блоги определенного сетевого сообщества (например, блог-хостинг для «готов» - представителей одной из молодежных субкультур) и стандалоны (личные блоги какого-нибудь интернет-деятеля, которые сами по себе привлекают внимание, и которые читатели специально посещают). Люди, пользующиеся коммуникативными возможностями блогов вне контекста ведения собственного блога, отмечают возможности общения с людьми, с которыми они не имеют возможности общаться непосредственно, например, с друзьями, живущими в других городах. Альтернативная экономика сообщений, действующая в блогах, делает такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один». Евгений Горный в своей статье [8] выделяет помимо поддержания контакта с близкими, следующие цели, которые может преследовать читатель блогов: получение информации, чтение-развлечение, отслеживание реакции публики на те или иные действия (в самом деле, блоги представляют собой готовую огромную фокус-группу), чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей. Довольно быстро блоггеры стали дифференцироваться в группы, главным образом по убеждениям и эстетическим пристрастиям. Как правило, блоггеры не образуют устойчивых групп по социальной принадлежности, в то время как группы по убеждениям представлены в большом разнообразии, развивают свою атрибутику, жаргон, провоцируют конфликты с другими подобными группами, то есть¬ предоставляют широкое поле для социальной идентификации субъекта. Сами блоггеры (например, в юмористической энциклопедии «Луркоморье» [9], созданной участниками сетевых сообществ Интернета из стран СНГ) четко отличают общение на элитарные темы («тролли»), и коммуникацию на темы массовой культуры и массового сознания («хомячки»). Так как гарантией успешности является отличие от других, в сетевом общении широко используются различные формы эпатажа и провокаций. Данная среда представляет собой удобное коммуникативное пространство для процедур социального манипулирования и ведения информационных войн, так как люди все больше доверяют тому, что почитали в блоге у своего сетевого знакомого, чем в заведомо ангажированной государственной прессе или увидели по телевизору. Несмотря на кажущуюся хаотичность социальных структур блоггеров, в них имеются определенные центры притяжения, которые могут использоваться в информационной войне (либо могут сотрудничать с противником). Прежде всего, это популярные блоггеры (имеющие тысячи постоянных читателей, зачастую транслирующие те или иные сообщения из популярных блогов в свои дневники), а также администрация крупных блог-сервисов,¬ способная прекратить работу того или иного блога. В последнее время практически все политические силы пытаются так или иначе вести работу в блогах, одним из примеров чего является недавнее открытие блога Президента РФ Д.И. Медведева.

Заключение

Таким образом, изучение специфики сетевой культуры информационного общества дает возможность оценить как позитивные, так и негативные коммуникативные аспекты. Развитие горизонтальной системы коммуникации на уровне киберсетей и сетевых сообществ с одной стороны определяет путь к развитию личности и ее профессиональных компетенций, востребованных современным обществом, с другой - создает уникальные возможности целенаправленного информационного воздействия и манипулирования социальными субъектами.

Список использованных источников

[Кирилова Г.И., 1999] Подготовка специалиста среднего звена к непрерывной информационной деятельности / Кирилова Г.И. //- Казань: ИСПО РАО, 1999. - 112 с.

[Нурмеева Н.Р., 2004] Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке / Н.Р. Нурмеева //Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, - Казань, 2004. - 192 с.

[Роберт И.В., 1994] Современные информационные технологии в образовании / И.В.Роберт //- Москва: Школа Пресс, 1994. - 205 с.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494-495

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. Коробочкина М. Л. - Москва: Весь Мир, 2004.

Руднев В.П. Виртуальная реальность / Словарь культуры ХХ века. М., 1997. Цит. по электронной версии: #"justify">#"justify">#"justify">Турчин В.А. Информационно-сетевая культура в профессионализации современных библиотечных специалистов : Дис. канд. пед. наук : 05.25.03 Краснодар, 2002 174 с. РГБ ОД, 61:03-13/1265-4

Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1992

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. Коробочкина М. Л. - Москва: Весь Мир, 2004

Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М., 2004

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Пласичук В.П. О взаимосвязи информационно-культурной и инновационной политики региона // Инновации. 2000. № 9-10.

Похожие работы на - Сетевой характер информационной культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!