Роль автоматизированного рабочего места в работе специалиста

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль автоматизированного рабочего места в работе специалиста

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра прикладной информатики







Контрольная работа

по дисциплине: Информационные системы в экономике










Чита

1. Роль АРМ в работе специалиста

Автоматизация является инженерной наукой и охватывает программные и технические концепции, методы, средства, продукты и решения по управлению и регулированию автоматизированного производства, включая его разработку, проектирование и модернизацию. Целью автоматизации является разработка и реализация концепций управления как простыми, так и сложными объектами. Автоматика обеспечивает: оптимизацию процессов по определенным заданным критериям (например, таких как максимально возможная экономия ресурсов, минимально возможный ущерб окружающей среде или возможно лучшее качество продукции), защиту человека от опасных, непредвиденных или вредных для здоровья ситуаций, а также поддержку и помощь человеку при выполнении им плановых и исполнительских профессиональных функций и в его индивидуальной жизни.

Автоматизация изначально является связующей платформой между разработчиками, продуцентами и пользователями приборов и систем автоматики, в том числе в таких отраслях, как электротехника, машиностроение, химическая технология, вычислительная техника/информатика, коммукационная техника, производство измерительных и исполнительных устройств.

Важная экономическая роль автоматизации может быть подтверждена следующими статистическими данными. Мировой объём производства только электрических средств автоматизации в 2006 году составлял 228 млрд. евро, которые распределяются по странам следующим образом: США - 23 %, Япония - 19 %, Германия - 14 %, Китай - 9 %, 24 страны ЕС (без Германии) - 20 %, остальные - 15 %.

Рис. 1.1 - Структура производства электрических средств автоматизации в мире

Этот объём производимых электрических средств автоматизации использовался странами в следующих долях: США - 26 %, Япония - 15 %, Германия - 9 %, Китай - 8 %, ЕС - 17 %, остальные - 25 %.

Рис. 1.2 - Структура потребления электрических средств автоматизации в мире

Экспорт средств автоматизации из Германии составляет 77 % от объёма их производства, что соответствует 14, 3 % от мирового объёма экспорта (149 млрд. евро).

Роль автоматизации в жизни общества заключатся также и в том, что производство технических средств автоматики создаёт большой рынок труда. Например, в Германии в производстве электрических средств автоматики занято более 200 тысяч работников. Кроме того, на всех промышленных предприятиях-пользователях автоматизация дополнительно обеспечивает рабочие места по обслуживанию её средств.

Сегодня практически не существует технических процессов, которые обходятся без автоматики - начиная от простых систем, используемых в повседневной жизни, и кончая сложнейшими промышленными процессами производства. Многие устройства, без которых сегодня невозможно представить себе комфортную и безопасную повседневную жизнь, стали таковыми только благодаря используемой в них автоматике.

Тот факт, что автоматика сегодня получила широкое применение во многих областях, привёл к тому, что пользователь/человек едва ощущает её существование. Многие её функции воспринимаются сегодня как само собой разумеющееся.

Автоматизированное рабочее место (АРМ), или в зарубежной терминологии «рабочая станция» (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста любой профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций. Таким средством, как правило, является персональный компьютер (ПК), дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами: дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, устройствами графики, средствами сопряжения с другими АРМами и с локальными вычислительными сетями.

В литературе под АРМом традиционно понимается профессионально-ориентированный программно-компьютерный комплекс, обеспечивающий решение задач пользователя непосредственно на рабочем месте. При этом ПЭВМ функционально и эргономически настраивается на потребности и квалификацию пользователя. С позиций обеспечения АРМ специалиста - совокупность технических, программных, математических, информационных и методических средств, предназначенных для повышения эффективности процесса обработки учетной информации на момент принятия решений.

Поэтому более предметным является определение, когда под АРМом понимается рабочее место, оснащенное комплексом технических, программных и информационных средств, создающих условия для непосредственного и высокоэффективного общения работника и ПЭВМ, предназначенных для автоматизации функций работника непосредственно на рабочем месте.

Обучение с использованием автоматизированных АРМов в настоящее время уже не считается новшеством или экспериментом, а становится необходимым требованием, которое внедряется на всех этапах обучения. АРМ - профессионально ориентированный программно-компьютерный комплекс, обеспечивающий решение задач пользователя непосредственно на рабочем месте.

В условиях интеграции экономики в мировую систему вопрос о качестве подготовки специалистов, в том числе инженерного профиля, становится особо актуальным. Правильно подобранное программное, техническое и информационное обеспечение АРМ позволяет получить желаемые результаты при использовании современных технологий компьютеризации деятельности.

Конкурентоспособный на рынке интеллектуального труда специалист должен быть вооружен профессиональными знаниями и умело применять современную компьютерную технику и технологии для решения задач, далеко выходящих за рамки специальности.

АРМ представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ с целью уменьшения доли непроизводительного «ручного» труда.

Естественно, что автоматизированное место сокращает рутинную работу и ведет к совершенствованию трудовой деятельности.

Создание АРМ также благоприятно сказывается на повышении производительности за счет:

внедрения новых информационных технологий, применения искусственного интеллекта, возможности эффективного самообразования с использованием современных компьютерных обучающих программ;

подготовки нового поколения специалистов к работе в условиях компьютеризации общества; умения обращаться с вычислительной техникой, знания основ программирования, основ системотехники, умения использовать возможности, предоставляемые информационно вычислительными технологиями.

Создание автоматизированных рабочих мест с использованием современных научно-технических достижений, НИТ, эффективное их применение на рабочем месте, связь с производством, различными международными научными центрами, сотрудничество с ними позволят приблизиться к международному уровню стандартов деятельности, что, в свою очередь, повысит уровень предприятия на международном рынке, как результат - конкурентоспособность предприятия.

Эффективность применения АРМ в образовании будет зависеть от научно-обоснованной методики организации АРМ, оптимального комплекта оборудования и программного обеспечения АРМов любого типа и функционального назначения.

Решения по моделированию и методологии создания автоматизированных рабочих мест в системе высшего образования позволяют решать вопросы оптимального технического, программно-методического, информационного и сервисного обеспечения АРМов согласно классификации на индивидуальные, групповые и коллективные; позволяют освободить рабочее время сотрудников и руководителей от значительной доли непроизводительной ручной работы; создают условия для повышения творческого потенциала, совершенствования мастерства, развития новых идей.

Эти и другие проблемы являются достаточно актуальными и требуют эффективных решений в достаточно короткие сроки. Развитие компьютерных технологий предлагает выход из сложившейся ситуации. Современные компьютерные системы, а также развитые технологии Интернет, предлагают новые возможности по автоматизации сбора и хранения информации, проведения расчетов на ее основе, а также предоставление этой информации для широкого круга заинтересованных пользователей.

Классическим подходом при организации управления информацией является информационное моделирование, в основе которого лежит исследование информационных потоков. Построение модели информационных потоков, визуализация их на едином «холсте», предоставляет возможность увидеть «узкие места» в их организации, позволяют посмотреть на их организацию с иной стороны, по-новому, с учетом имеющихся современных компьютерных средств.

Информационными потоками могут являться документы, необходимые для функционирования организации:

• приказы и распоряжения;

• необходимая информация для отчетности по работе;

• нормативно-справочные документы и др.

Информационные потоки должны быть смоделированы потому, что их структура сложна, количество велико, они разнообразны по источникам и пунктам назначения. Для того чтобы пересмотреть их организацию, необходимо держать в голове огромное количество фактов.

В итоге необходимо получить наглядную систему взаимосвязанных потоков информации, организованных по принципу «источник-получатель». Модель должна быть полной и понятной не только ее создателю, но и всем специалистам, знакомым с нотацией данной модели. В этом смысле выразительных средств модели должно быть достаточно, чтобы отразить особенности предметной области. Для этого отлично подходит язык UML, который пригоден для моделирования любых систем и процессов, в том числе и информационных.

На основе анализа нормативных и справочных документов, получена модель информации.

Перед созданием программы были определены задачи, какие будут выполняться с ее помощью. В первую очередь:

• Программный продукт должен скрывать сложность всех расчетов, проводимых в ходе работы специалиста, требуя только знания того, по каким параметрам проводится работа, а также умения эти параметры измерить.

• Программный продукт должен обеспечивать хранение результатов работы, а также поиск и предоставление интересующей пользователя информации.

• Программный продукт должен избавить пользователя от необходимости искать нормативную и другую информацию, необходимую для выполнения работ. Для этого необходимо составить информационную базу данных.

• Программный продукт должен обеспечить оформление документации, порождаемой выполнение работ (справки, заключения и т.д.)

Исходя из этого, было принято решение относительно программного продукта, а именно сделать его максимально гибким, чтобы обеспечить простоту доработки функциональности и модификации программы.

Перед реализацией необходимо выбрать средства, обеспечивающие хранение информации и работу с документами. Как показывает практика, построение модели автоматизации и приобретение оборудования на сегодняшний день составляют большие финансовые затраты, в связи с этим предлагается лишь малый набор офисных программ (пакет MS Office), таких как текстовый редактор MS Word, СУБД MS Access. Данный перечень программных продуктов позволяет формировать, обрабатывать и хранить документацию предприятия.

Результатом является ядро и модуль программы, предназначенные для автоматизации рабочего места специалиста.

Достаточно часто встаёт задача по объединению уже существующих подсистем автоматизации - для того чтобы они работали совместно в едином информационном пространстве. Объединение уже готовых подсистем, а не создание всей системы заново позволяет сократить сроки и стоимость автоматизации.

Для решения этой задачи целесообразно использовать CALS технологии, которые позволяют создать единую информационную модель объединяемых подсистем (по средствам языка описания данных EXPRESS, определённого в ГОСТ Р ИСО 10303-11-2000), и упростить реализацию их взаимодействия (по средствам стандартного интерфейса доступа к данным SDAI, определённого в ГОСТ Р ИСО 10303-22) за счёт уменьшения связей между ними.

При объединении подсистем вначале создают единую информационную модель, включая в неё информационные модели подсистем автоматизации.

Модифицируют хранилище данных в соответствии с полученной моделью, чтобы последнее её поддерживало. Устраняют различия в локальной и глобальной информационных моделях по средствам разработки процессоров конвертирования для каждой подсистемы в отдельности.

Для обеспечения поддержки автоматизации на основе CALS технологий был создан программный комплекс, в который вошли: синтезатор, анализатор, загрузчик EXPRESS схем; хранилище данных в виде PDM Lotsia Soft; SDAI интерфейс; текстовый редактор (аналог Microsoft Блокнот).

Автоматизация должна восприниматься в обществе как ведущая дисциплина для развития экономики и техники, и сегодня необходима согласованность между всеми заинтересованными группами во взгляде на её роль, содержание и дальнейшее развитие. Проблемы развития автоматизации должны стать предметом общественно-политической дискуссии, а общественность и политики должны осознать, что без автоматики невозможно обеспечить растущие технические и социальные потребности человечества.

2. Задача №1

С помощью поиска решений решить задачу:

Фабрика может выпускать продукцию 2 типов - по P1 и P2 рублей за единицу. Для выпуска продукции выделено L единиц ресурсов и T человеко-часов. Известно, что на выпуск единицы продукции 1-го и 2-го вида уходит по ZT1 и ZT2 человеко-часов и ZL1 и ZL2 единиц ресурсов соответственно. Сколько нужно произвести продукции первого и второго видов, чтобы ее общая стоимость была максимальна? Данные приведены ниже.

P1=8,5; P2=9,5; L=5000; T=180; ZT1=3,5; ZT2=2,8; ZL1=60; ZL2=90.

Мощным средством анализа данных Excel является надстройка Solver (Поиск решения). С ее помощью можно определить, при каких значениях указанных влияющих ячеек формула в целевой ячейке принимает нужное значение. Запустим поиск решений.

Программа Поиск решений (в оригинале Excel Solver) - дополнительная надстройка табличного процессора MS Excel, которая предназначена для решения определенных систем уравнений, линейных и нелинейных задач оптимизации.

По умолчанию в Excel надстройка Поиск решения отключена. Чтобы активизировать ее в Excel 2007, нужно щелкнуть значок Кнопка Microsoft Office, щелкните Параметры Excel, а затем выберите категорию Надстройки. В поле Управление выберите значение Надстройки Excel и нажмите кнопку Перейти. В поле Доступные надстройки установим флажок рядом с пунктом Поиск решения и нажмем кнопку ОК.

автоматизация еxcel табличный процессор

Рис. 2.1 - Поле «Поиск решений»

В окне Options (Параметры) были установлены галочки «неотрицательные значения» (т.к. переменные должны быть позитивными числами) и «линейная модель» (решаемая задача относится к линейным моделям).

При нажатии кнопки Solver (Выполнить) был запущен процесс поиска решения.

Таблица 2.1 - Результаты поиска решений

2

Цена за единицу

8.5

9.5

Использовано ресурсов

Остаток ресурсов

Затраты труда

3.5

2.8

180

180

0

Затраты ресурсов

60

90

5000

5000

0

Общая стоимость

Производственная программа

14.9660

45.5782

560

Установив целые значения для производственной программы (производство товара 1-14 шт. и товара 2-46 шт.) обеспечит максимальный доход - 560 руб. После нахождения оптимального решения подсчитаем, какими будут излишки ресурсов.

Таблица 2.2 - Производственная программа (скорректировано до целого числа) и остаток ресурсов


1

2


Цена за единицу

8.5

9.5



Использовано ресурсов

Остаток ресурсов

Затраты труда

3.5

2.8

177.8

180

2,2

Затраты ресурсов

60

90

4980

5000

20


Общая стоимость


Производственная программа

14

46



556



3. Задача № 2

Определить структуру таблицы и заполнить ее постоянными значениями - числами, символами, текстом.

После окончания оформления шапки таблицы необходимо ввести в таблицу постоянные данные:

тарифы на маршруты: экскурсия и транспорт;

число заявок на маршруты.

Таблица 3.1 - Рассчетные данные задания 14

 

A

B

C

D

E

F

G

1

Тарифы на маршруты



2

А

Б

В

Г



3

Экскурсия

600р.

500р.

900р.

1000р.



4

Транспорт

400р.

350р.

600р.

900р.



5

Мест в автобусе

40

40

40

40



6

Обслуживание туристов



7

Номер маршрута

Число заявок

Автобусов

Стоимость обслуживания

Число заявок

Примечание

8



Миним.

Выделено




9

А

124






10

Б

150






11

В

100






12

Г

185






13

Всего:

559






14

Крупные заявки (более 100)





Технология работы с формулами на примере подсчета стоимости обслуживания:

О каждом маршруте известна стоимость собственно экскурсии и стоимость транспортных расходов. Известна также емкость автобуса. В самой таблице фиксируется желаемый маршрут и число заявок (человек) на обслуживание. Минимальное число автобусов определяется как целая часть от (Число заявок)/(Вместимость автобуса).

Фирма обслуживает не всех туристов, а только такое их максимальное количество, чтобы не оказалось ни одного автобуса, заполненного менее чем на 30%. Фактическое число определяется в колонке Выделено автобусов. Для этого, нужно выяснить, сколько туристов еще не размещено в автобусы. Если их оказалось больше чем 30% емкости автобуса, значит, Выделено автобусов будет на единицу больше минимально необходимого их числа. В противном случае, Выделено будет равно минимуму.

Стоимость обслуживания определяется произведением числа выделенных автобусов на сумму экскурсионного и транспортного обслуживания маршрута. В колонке Примечание в столбце F следует показать число пустых мест в автобусе или число отклоненных заявок (то, что есть). Рядом в столбце G должно быть выведено (отклонено заявок) или (пустых мест) по факту. В клетке Е14 показать число обращений для обслуживания более 100 заявок. Для выявления стоимости маршрута из таблицы тарифов следует воспользоваться функцией ГПР().

В созданной рабочей книге рассчитайте:

минимально необходимое число автобусов и количество фактически выделенных автобусов;

стоимость обслуживания маршрутов;

количество отклоненных заявок и пустых мест в автобусе.

Все расчеты производятся с помощью формул, которые вводятся в соответствующие ячейки таблицы. В формулах используются функции, встроенные в MS Excel. Формулы будем вводить в строку 9 для маршрута А. Для расчета показателей остальных маршрутов, скопируем формулы в соответствующих столбцах.

Минимально-необходимое количество автобусов подсчитывается с помощью функции ОКРВНИЗ.

Количество фактически выделенных автобусов, число пустых мест в автобусе и число отклоненных заявок рассчитывается с помощью функции ЕСЛИ().

Количество заявок рассчитывается по формуле

ЕСЛИ((D9=C9),D9*$B$5,B9)

Стоимость обслуживания маршрута подсчитывается с помощью функции ГПР().

Применение формул в расчетах:

1.Минимальное число автобусов:

ОКРВНИЗ((B9/B5),1)

2.Выделенные автобусы:

ЕСЛИ((B9-B5*C9)>B5*0.3,1+C9,C9)

СУММЕСЛИ(B9:B12,">100")

4. Стоимость обслуживания

=(ГПР("А",B2:E5,2)+ГПР("А",B2:E5,3))*D9

5.Число заявок

ЕСЛИ((D9=C9),D9*$B$5,B9)

6.Примечание

ЕСЛИ((C9=D9),(F9-B9),(D9*$B$5-B9))

 При расчете стоимости обслуживания для остальных маршрутов необходимо изменять значение "А" в функции ГПР на соответствующее название маршрута стоимость обслуживания которого рассчитывается. Для расчета остальных показателей необходимо лишь скопировать формулы в соответствующие ячейки. Результаты решения занесены в таблицу 3.2.  Таблица 3.2 - Результаты расчетов

 

A

B

C

D

E

F

G


1

Тарифы на маршруты




2

Маршрут

А

Б

В

Г




3

Экскурсия

600р.

500р.

900р.

1000р.




4

Транспорт

400р.

350р.

600р.

900р.




5

Мест в автобусе

40

40

40

40




6

Обслуживание туристов




7

Номер Маршрута

Число заявок

Автобусов

Стоимость обслуживания

Число заявок

Примечание

8



Миним.

Выделено




9

А

124

3

3

3000

120

-4

отклонено

10

Б

150

3

4

3400

150

пустых мест

11

В

100

2

3

4500

100

20

пустых мест

12

Г

185

4

5

9500

185

15

пустых мест

13

Всего:

559

12

15

20400

555



14

Крупные заявки (более 100)

459





В результате по четырем маршрутам будет обслужено 555 заявки по всем маршрутам, из них 459 крупных. Общая стоимость обслуживания составит 20400 руб. 4 заявки будут отклонены в маршруте А, а 45 места в автобусах будут пустые в маршруте Б, В, Г.

Список литературы

1.      Баландин К.В. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник / К.В. Баландин, В.Б. Уткин. - 4 -е изд. - М.: Дашков и К0, 2009. - 395 с.

2.      Емельянова Н.З. Информационные системы [Текст]: учебник для вузов / Н.З. Емельянова. - СПб.: Питер, 2010. - 656 с.

.        Зверев В.С. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник / В.С. Зверев, В.Р. Банк. - М: ЭКОНО­МИСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2008. - 477 с.

.        Информационные системы в экономике [Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред. Г. А. Титоренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск.

.        Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник для вузов / Г.Н. Исаев. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2009. - 462 с.

.        Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении [Текст]: учебник / А. А. Козырев. - 4-е изд. - М.: Бизнес-книга, 2008. - 448 с.

.        Лойко В.И. Информационные системы и технологии в экономике [Текст] / В.И. Лойко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 416 с.

.        Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник / Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 464 с.

.        Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике [Текст]: учебник / В.В. Трофимов. - М.: Высшее образование, 2009. - 480 с.

Похожие работы на - Роль автоматизированного рабочего места в работе специалиста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!