Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Кафедра безопасности жизнедеятельности




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

на тему:

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность



Выполнила студентка группы 1171

Парамонова Юлия Александровна

Проверила доцент, к. с.-х. наук,

Коновалова М.А.




Великий Новгород - 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда

2.Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие переводческую деятельность

Заключение

Список литературы


В настоящее время российское общество переживает глубокие изменения, затрагивающие все или большую часть областей общественной жизни, включая, прежде всего экономическую сферу общества. Поэтому вновь приобретают актуальность проблемы, которые, казалось, были давно и достаточно детально исследованы советскими общественными науками. В полной мере это имеет отношение и к юридическим наукам, включая трудовое законодательство.

Значение института нормирования труда заключается в том, что он позволяет определить обоснованную меру труда в определенных организационно-технических условиях труда. В настоящее время правовое регулирование нормирования труда отстает от потребностей практики и недостаточно способствует целям трудового законодательства - установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда, защите прав и законных интересов работников и работодателей. Ушло в прошлое большинство элементов общегосударственной системы нормирования труда: отчетность по «охвату нормированием», обязанность применения межотраслевых нормативов и т.д. Новые социально-экономические условия требуют переосмысления роли и места нормирования труда в системе управления эффективностью деятельности организаций, поиска новых более гибких форм и способов нормирования труда. Роль нормирования труда как основы организации производства, повышения эффективности использования живого труда возрастает. В современных условиях правовое регулирование нормирования труда должно обеспечивать объективно необходимую деятельность по упорядочению процесса труда, которая на основе разработанных способов нормирования труда организует, регулирует и стабилизирует социотехническую систему каждой организации.

Многие как экономические, так и правовые проблемы нормирования труда ждут решения, что свидетельствует о недостаточной эффективности действующего законодательства в данной области. В условиях, когда налаженная в советский период система правового регулирования нормирования труда разрушена, рыночная экономика при отсутствии последовательной государственной структурной политики стимулирует развитие нежелательных процессов. Назрела необходимость расширительного толкования правового регулирования нормирования труда. Наряду с традиционным способом нормированием, труда (посредством установления норм труда) следует обратить внимание на правовой механизм нормирования посредством трудовой функции и рабочего времени. В последнее время широкое распространение получило превышение фактической продолжительности рабочего времени над его нормативной продолжительностью посредством привлечения к сверхурочным работам, применения ненормированного режима рабочего времени, гибких форм занятости; установление ненормированных по содержанию трудовых функций; установление норм труда исключительно на основе интересов работодателей. Все это лишает работников законодательно провозглашенных прав и гарантий в сфере труда, не обеспечивает реализации защитной функции трудового права.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Одним из аспектов трудового законодательства является охрана труда граждан РФ. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, не только конкретизируют право граждан на труд, но и предъявляют определенные нормативные требования к условиям их работы.

Такие требования закрепляются в государственных нормативных требованиях охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда. В них устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В Российской Федерации действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда. Важнейшим источником трудового права является основной закон РФ - Конституция 1993 г. Конституция РФ закрепляет основные трудовые права всех граждан, основные принципы правового регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной части трудового права, которые направлены в свою очередь на обеспечение юридических гарантий конституционных трудовых прав. Конституция РФ закрепляет принцип законности в сфере труда, ее высшую юридическую силу, равноправие перед законом и судом и устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного правового регулирования труда являются составной частью системы трудового права.

Понятию охраны труда дается определение в основополагающем акте РФ: Федеральном законе «Об основах охраны труда в РФ». Согласно этому документу, охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1.1].

Помимо Конституции РФ и Федерального закона РФ «Об основах охраны труда в РФ» (принятый 17 июля 1999 г, заменивший собой правовой акт «Основы законодательства РФ об охране труда» от 6 августа 1993 г) основным правовым актом по охране труда в РФ на сегодня является Трудовой Кодекс РФ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г., заменивший собой устаревший КЗоТ с многочисленными изменениями и поправками. Наряду с указанными законодательными актами действует ряд постановлений Правительства РФ [1.2]. Например, постановления Министерства Труда и социального развития РФ «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»; постановление Правительства РФ «О Государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» [1.4]. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда (например, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и т.п.) и обязанности работников по соблюдению требований охраны труда (например, работник обязан соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания и т.п.) указаны в Основах Законодательства РФ об охране труда. Особенности труда женщин и молодежи (например, приведен список тяжёлых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, который периодически пересматривается и утверждается; определены возрастные ограничения при приеме на работу) определены в Кодексе законов о труде [5]. охрана безопасность труд производство

В.Д. Роик в книге «Управление условиями и охраной труда» представляет основную цель трудового законодательства как защиту работающих от воздействия вредных факторов производства, обеспечение лечения и компенсации утрат работоспособности, проведение профессиональной реабилитации пострадавших на производстве и т.д. [2]. А если мы обратимся к ТК РФ (статья 1), то увидим, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. А основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [3.1].

Что касается надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ он осуществляется органами Федеральной инспекции труда (Рострудинспекция) [1.3] Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

Существующее законодательство отводит требованиям охраны труда важное место в системе мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека. Но, к сожалению, в нашей стране дисциплина исполнения законов людьми оставляет желать лучшего [4].

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПЕРЕВОДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональная деятельность лингвистов-переводчиков, прежде всего, регулируется основным законом о трудовой деятельности - ТК РФ. Непосредственно труда переводчиков могут касаться положения главы об особенностях регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей. Например, в статье 339 говорится, что условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, определяются локальными нормативными актами соответствующего представительства и трудовыми договорами, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным настоящим Кодексом. Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления работникам, работающим в представительствах Российской Федерации за границей в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями, а также перечень этих стран устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации [3.2].

Кроме ТК РФ, мы можем обратиться к Федеральному Закону «О порядке выезда из РФ и въезда РФ», который также очень важен в переводческой деятельности. В данном законе указаны условия, при которых гражданину РФ разрешено выезжать за пределы РФ [8].

Профессиональная деятельность лингвистов-переводчиков регулируется не только законодательными и нормативными правовыми актами, действующими во всех сферах трудовой деятельности, но и некоторыми особыми документами. Одним из них является Устав общероссийской общественной организации «Союз переводчиков России», принятый 19 апреля 1991 г. Цель Союза - объединение переводчиков России на основе их профессиональных и творческих интересов, формирование профессионального переводческого сообщества в России, разработка основных направлений развития переводческого дела в России, повышение престижа и востребованности переводческих профессий, защита социальных, юридических, экономических и профессиональных прав и интересов переводчиков, пропаганда их творчества в стране и за рубежом.

Данный Союз является юридическим лицом. Союз приобретает права и обязанности юридического лица с момента его регистрации в установленном порядке. Союз вправе:

открывать текущие и расчетные счета в рублях и иностранной валюте в любых финансово-кредитных учреждениях;

от своего имени приобретать, уступать, передавать в установленном порядке имущественные права, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, результаты интеллектуальной деятельности и объекты авторского права;

исполнять обязанности, предоставлять и получать кредиты, открывать и закрывать текущие и расчетные счета в банках, в том числе валютные;

совершать сделки на территории Российской федерации и за рубежом

создавать или содействовать созданию организаций, в том числе по коллективному управлению имущественными авторскими правами, соответствующих уставным целям Союза;

заключать договоры с юридическими и физическими лицами, приобретать в собственность, арендовать здания, сооружения, инвентарь, машины, механизмы, транспортные средства, земельные участки, различные материалы у юридических и физических лиц, инвестировать денежные средства, материальные и нематериальные активы, выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Союз имеет круглую печать, штампы, бланки, другие необходимые реквизиты.

Согласно данному Уставу, все члены Союза имеют право

получать информацию о деятельности Союза, иметь доступ к бумажным и электронным средствам массовой информации Союза;

избирать и быть избранными делегатами съезда Союза, быть избранными в руководящие органы Союза, избирать руководителей региональных отделений и быть избранными в руководящие органы отделений;

получать от Союза справки и иные документы, подтверждающие их членство, профессиональный статус, творческий стаж и иные сведения;

пользоваться в полном объеме правами и преимуществами, предусмотренными законодательством для творческих работников и членов общественных объединений;

вносить на рассмотрение руководящих органов Союза предложения по всем вопросам его деятельности;

участвовать в обсуждении и подготовке документов, решений и планов работы Союза;

создавать при содействии Союза организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, в том числе при использовании их произведений любыми способами; регистрировать созданные ими произведения в качестве объектов авторского права и передавать их на депонирование в Союз;

участвовать в семинарах, конференциях и других мероприятиях, организуемых Союзом;

повышать квалификацию, приобретать дополнительное образование на приоритетных и льготных условиях в системе повышения профессионального мастерства Союза;

присутствовать при обсуждении вопросов, касающихся их деятельности;

участвовать в работе любых тематических секций Союза;

состоять в других творческих союзах и профессиональных объединениях, чьи цели и задачи не противоречат целям и задачам Союза;

прекратить членство в Союзе.

При этом члены Союза обязаны

соблюдать Устав Союза, выполнять решения его выборных органов;

участвовать в работе одного из региональных отделений Союза;

соблюдать Профессиональный кодекс члена Союза, международные договоры и рекомендации в области перевода и авторского права, руководствоваться общепризнанными международными принципами профессиональной солидарности, этики и ответственности переводчиков;

лично содействовать реализации целей и задач Союза;

своевременно и регулярно платить членские взносы; члены Союза, утратившие связь с Союзом и не платившие членские взносы в течение двух лет, исключаются из Союза решением Секретариата Правления Союза по представлению соответствующего регионального отделения или секции;

совершенствовать профессиональное мастерство, помогать начинающим переводчикам;

способствовать развитию связей и сотрудничества с зарубежными коллегами. [6]

Переводчику, работающему в условиях глобализации, было бы полезно сравнить положения двух стандартов, регулирующих оказание услуг письменного перевода, для работы в России и за рубежом. Это стандарты EN 15038:2006 Translation Service - Service Requirements (принятый Европейским комитетом по стандартизации) и ASTM F2575-06 (принятый Американским обществом специалистов по испытаниям и материалам) [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основная цель международно-правового регулирования труда способствовать улучшению труда широких трудящихся масс. Нормирование труда - это основа его организации на предприятии, это вид деятельности по управлению предприятием, направленный на установление оптимальных соотношений между затратами и результатами труда, а также между численностью работников разных групп и количеством единиц оборудования.

Основными объектами нормирования труда является рабочее время, объем работы, зона обслуживания, затраты энергии работников.

Потребности в правовом регулировании труда определяются, как известно, объективными условиями развития общества. В нынешней России ощущается острая потребность в таком типе трудового права, который закрепил бы принципы гуманизма и справедливости в сфере трудовых отношений, максимально содействовал переходу их к рыночному характеру, как по форме, так и по содержанию.


1.Басаков М.И. «Охрана труда (БЖД в условиях производства)», Москва 2003 г.

2.Глава 1 «Правовые и организационные основы охраны труда», стр. 5

3.Глава 1 (пункт 1.2) «Законодательные и нормативные основы охраны труда в РФ», стр. 7

.Глава 5 «Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда»

.Список использованных нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность

6.Роик В.Д. «Управление условиями и охраной труда», Москва 2004 г.

7.Трудовой Кодекс РФ

8.Часть 1, раздел 1, глава 1, статья 1

9.Часть 4, раздел 12, глава 53, статья 339

10.Лобачев А.И. «БЖД» (учебник), Москва 2009 г.

11.Кукин П.П., Лапин В.А. и др. «Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда», Москва 1999 г.

.Устав общероссийской общественной организации «Союз переводчиков России», 1991 г.

.Рыбкин С.Ф. «Нормирование переводческого процесса» (статья содержит личное мнение автора по обсуждаемой теме), 2009 г.

.Федеральный Закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», 1996 г.

Похожие работы на - Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!