Анализ факторов риска при работе на компьютере

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ факторов риска при работе на компьютере

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УТОМЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИ, ГРАЖДАН ПРИМЕНЯЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

.1 Факторы, вызывающие неблагоприятное влияние на здоровье пользователей компьютера

.2 Последовательность возникновения признаков и степени утомления в процессе работы на компьютере

ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

.1 Функциональные изменения, наблюдавшиеся при работе за компьютером

.2 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации компьютеров

Заключение и выводы

Список литературы

Введение

Актуальность. Использование персональных компьютеров получило широкое распространение в различных областях современной жизни. При этом работа с компьютерным видеодисплейным терминалом сопряжена с воздействием целого комплекса факторов. Биологически активные физические факторы среды - электромагнитные излучения различных частот, электростатические поля, повышенная концентрация аэроионов, шум. Кроме этого существенное влияние на организм оказывает зрительное напряжение, работа в статической позе с напряжением определенных групп [1]. Изучение влияния этих факторов на состояние организма является одним из ведущих разделов физиологии труда. Работа за компьютером вызывает утомление, развитие которого зависит от интенсивности действующих факторов

Цель: изучить возникающие факторы риска при работе на компьютере.

Задачи:

.рассмотреть проблемы утомления и восстановления, граждан применяющих компьютерные технологии в работе;

. изучить функциональные изменения, наблюдающиеся при работе за компьютером;

.изучить меры предосторожности и профилактики факторов риска при работе на компьютером.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УТОМЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИ, ГРАЖДАН ПРИМЕНЯЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

.1 Факторы, вызывающие неблагоприятное влияние на здоровье пользователей компьютера

Многие люди, постоянно работающие с компьютером, отмечают, что часто через короткое время после начала работы появляются головная боль, болезненные ощущения в области мышц лица и шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушение четкого видения, боли при движении рук. Российский Научно-исследовательский институт охраны труда провел медико-биологические исследования воздействия ПК на операторов, которое иллюстрирует то факт, что степень болезненности ощущений пропорциональна времени работы за ПК.

Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным, поэтому и изучение влияния компьютерных технологий должно быть комплексным, учитывающим взаимосвязанное влияние множества факторов. Только комплексный подход позволяет достоверно оценить воздействие компьютера на здоровье пользователя [2].

Когда все устройства ПК включены, в районе рабочего места оператора формируется сложное по структуре электромагнитное поле. Реальную угрозу для пользователя компьютера представляют электромагнитные поля. Как показали результаты многочисленных научных работ, монитор ПК является источником: - электростатического поля; - слабых электромагнитных излучений в низкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц - 400 кГц); - рентгеновского излучения; - ультрафиолетового излучения; - инфракрасного излучения; - излучения видимого диапазона.

Влияние их на организм человека изучено недостаточно, однако ясно, что оно не обходится без последствий. Исследования функционального состояния пользователей ПК, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменение обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек [3].

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции.

Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения. Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название «Компьютерный зрительный синдром». Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места.

По данным итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз - 48 %, зуд - 41, боли - 9, потемнение в глазах - 2,5, двоение - 0,2 %. При этом отмечались объективные изменения: снижение остроты зрения - 34 %, бинокулярного зрения - 49 %. В то же время в результате длительной работы очень велик риск появления, или прогрессивности уже имеющейся, близорукости [4].

В качестве профилактического средства совершенно не лишним является использование оков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность.

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Неподвижная напряженная поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развивается мышечная слабость и происходит изменение формы позвоночника.

Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук. Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности [5].

Есть данные, что постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно-сосудистой системы. По результатам исследований можно сделать выводы и о вероятности гормональных сдвигов и нарушений иммунного статуса человека. На фоне этого медицинские круги выявили новый тип заболевания - синдром компьютерного стресса. Симптомы заболевания разнообразны и многочисленны. Как правило, наличие единственного симптома маловероятно, поскольку все функциональные органы человека взаимосвязаны. Физические недомогания: сонливость, непроходящая усталость; головные боли после работы; боли в нижней части спины, в ногах; чувство покалывания, онемения, боли в руках; напряженность мышц верхней части туловища.

Заболевания глаз: чувство острой боли, жжение, зуд.

Нарушение визуального восприятия: неясность зрения, которая увеличивается в течение дня; возникновение двойного зрения.

Ухудшение сосредоточенности и работоспособности: сосредоточенность достигается с трудом; раздражительность во время и после работы; потеря рабочей точки на экране; ошибки при печатании. Существует мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения Синдрома компьютерного стресса до минимума.

Специалисты различных направлений и специализаций после тщательных исследований пришли к выводу, что причиной отклонений здоровья пользователей являются не столько сами компьютеры, сколько недостаточно строгое соблюдение принципов эргономики. Ученые озабочены тем, чтобы появление и активное применение компьютерных технологий не стало дополнительным фактором ухудшения здоровья. Для этого необходимо, чтобы рабочее место отвечало бы гигиеническим требованиям безопасности.

Исходя из этой системы взаимодействия, сформулируем основные требования к организации рабочих мест и рабочего процесса, которые помогут уменьшить воздействие вредных факторов от ПК.

В помещениях, где используются компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды - микроклимата. При низких значениях влажности в воздухе накапливаются микрочастицы с высоким электростатическим зарядом, способные адсорбировать частицы пыли и поэтому обладающие аллергизирующими свойствами. Для поддержания нормальной температуры и относительной влажности в помещении необходимо регулярное проветривание, а так же наличие систем ионизирования и кондиционирования воздуха. Для улучшения микроклимата так же важна грамотная организация освещения [6].

Специалисты рекомендуют применять преимущественно люминесцентные лампы. Их располагают в виде сплошных или прерывистых линий, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии мониторов. При периметральном расположении компьютеров светильники располагают локализовано над рабочим местом ближе к переднему краю, обращенному к пользователю. Существуют специальные люминесцентные лампы, которые излучают свет различного качества, имитируя, таким образом, полный спектр естественного солнечного света. Другая, не менее серьезная проблема - обеспечение электромагнитной безопасности работающих за компьютером с дополнительными периферийными устройствами.

При одновременном их включении вокруг пользователя создается поле с широким частотным спектром. В этом случае немаловажную роль играет оборудование рабочего места в помещении. Однако на практике обеспечить нормальную электромагнитную обстановку удается далеко не всегда. Специалисты предлагают принять во внимание следующее:

помещение, где эксплуатируются компьютеры и периферия к ним, должно быть удалено от посторонних источников электромагнитных излучений (электрощиты, трансформаторы и т.д.);

если на окнах помещения имеются металлические решетки, то они должны быть заземлены, т.к. несоблюдение этого правила может привести к резкому локальному повышению уровня полей в какой-либо точке помещения и сбоям в работе компьютера;

групповые рабочие места желательно размещать на нижних этажах здания, так как вследствие минимального значения сопротивления заземления именно на нижних этажах здания существенно снижается общий электромагнитный фон. При неверной общей планировке помещения, неоптимальной разводке питающей сети, неэффективном устройстве контура заземления собственный электромагнитный фон помещения может оказаться настолько сильным, что обеспечить на рабочих местах требования санитарных правил в большинстве случаев невозможно. Особое внимание следует уделять организации групповых рабочих мест, так как в этом случае пользователь подвержен излучению не только своего компьютера, но и тех, которые расположены рядом с ним [7].

Каждое рабочее место создает своеобразное магнитное поле, радиус которого может быть 1,5 м и более, причем излучение исходит не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Специалисты советуют размещать рабочие места с компьютерами так, чтобы расстояние между боковыми стенками дисплея соседних мониторов было не менее 1,2 м, а расстояние между передней поверхностью монитора в направлении тыла соседнего монитора - не менее 2 м. Такая планировка рабочих мест способствует защите пользователя от электромагнитных излучений соседних компьютеров.

Технический уровень современных мониторов не позволяет полностью исключить существование вредных воздействий. Однако это воздействие необходимо минимизировать, регламентировав ряд параметров, для чего и были разработаны и выпущены санитарные нормы.

.2 Последовательность возникновения признаков и степени утомления в процессе работы на компьютере

Утомление - сложное явление, развивающееся во всем организме. Развивающееся в опыте утомление изолированной мышцы в связи с ее длительной работой выражается в постепенном уменьшении амплитуды сокращений, удлинении фазы расслабления, а также в том, что расслабление постепенно становится все менее полным - развивается контрактура. Специальные исследования обнаружили, что в утомленной мышце уменьшается возбудимость (порог раздражения повышается), удлиняется скрытый период (отрезок времени от момента начала раздражения мышцы до момента начала сокращения), увеличивается вязкость. Необходимо отметить, что эти признаки имеют место и при двигательной деятельности в мышцах всего организма. Нервно-мышечный препарат содержит в себе три элемента: мышечное волокно, нервно-мышечный синапс и нервное волокно. Опыт показывает, что при утомлении нервно-мышечного препарата изменение функциональных свойств наступает, в первую очередь, в нервно-мышечных синапсах, во вторую очередь, - непосредственно в мышечных волокнах. Что касается нервных проводников, то они, как впервые показал Н. Е. Введенский, практически «неутомимы». Изменение функциональных свойств нервно-мышечных синапсов выражается в нарушении процесса передачи возбуждения с нервных волокон на мышечные [8].

Существует несколько теорий развития утомления. Все они разрабатывались в условиях изолированной мышцы, на нервно-мышечном препарате.

Одной из наиболее ранних теорий, пытавшихся объяснить происхождение утомления, была теория «истощения». Поскольку осуществление любой деятельности связано с превращениями энергии, предполагали, что утомление мышцы при ее работе есть следствие расхода энергетических веществ, т. е. результат истощения имеющихся в ней известных запасов этих веществ. Однако эксперименты показали, что значительное утомление изолированной мышцы наступает раньше, чем в действительности исчерпываются в ней запасы углеводов. Если же опыт проводится в условиях, когда мышца не отделена от организма и в ней поддерживается нормальное кровообращение, то содержание углеводов в утомленной мышце вообще мало отличается от исходных данных. Далее оказалось возможным восстановить работоспособность утомленной изолированной мышцы, промывая ее физиологическим раствором, который сам по себе не восполняет расхода энергетических веществ. Таким образом, теория «истощения» не дает должного объяснения утомления изолированной мышцы, тем более она неприемлема для объяснения утомления при мышечной деятельности целого организма [9].

Сущность теории «задушения» сводится к предположению, что утомление мышцы при работе вызывается нарастающей недостаточностью притока кислорода. Однако исследования показали, что мышца может совершать свою работу вообще без всякого доступа кислорода извне, например при нахождении изолированной мышцы в камере, наполненной азотом. Сокращение мышцы без доступа кислорода извне происходит за счет анаэробных процессов расщепления аденозинтрифосфата и креатинфосфата и распада гликогена до молочной кислоты. Утомление мышцы в бескислородной среде наступает все же значительно быстрее, чем в обычных условиях.

Теория «засорения» основывается на том, что мышечная работа связана с усиленным распадом энергетических веществ, что приводит к известному накоплению промежуточных продуктов этого распада. Этому обстоятельству авторы теории «засорения» придавали исключительное значение, причем роль главного «засоряющего» вещества приписывали молочной кислоте. Но в двадцатых годах тешущего столетия было впервые установлено, что мышца может сокращаться и в том случае, если углеводный обмен в ней совершенно выключен и, следовательно, молочная кислота вовсе не образуется. При этом, утомление мышцы происходит быстрее, чем при ненарушенном углеводном обмене. Несомненно, что при некоторых видах работы накопление в организме недоокисленных продуктов мышечного обмена имеет место и играет свою роль в развитии утомления, но этим не исчерпываются причины утомления [10].

Исторический интерес представляет теория «отравления». В 1912 г. немецким ученым было заявлено об открытии им «ядов утомления», якобы образующихся в мышцах во время работы. Указывалось, что будто бы возможно вызывать утомление у животных посредством впрыскивания им некоторых доз крови, взятой у утомленного животного. Обнаружение «ядов утомления» открывало принципиальную возможность выработки противоядий против утомления с помощью хорошо известных в микробиологии методов. Однако все опыты, послужившие основой для провозглашения теории «отравления», оказались глубоко ошибочными и несостоятельными.

Перечисленные теории затрагивают только отдельные звенья сложного и многогранного процесса утомления. Утомление организма как результат сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы.

Мышечная работа - это целостная деятельность всего организма. Функционирование организма как целого и его взаимодействие с внешним миром осуществляется посредством нервной системы при ведущей роли ее высшего отдела - коры больших полушарий. Утомление организма вследствие мышечной работы является прежде всего результатом сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы. И. М. Сеченов писал: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы: я же помещаю его исключительно в центральную нервную систему» убедительно обосновывают то важное положение, что в возникновении и развитии утомления нервная система играет ведущую роль.

Утомление организма при мышечной работе, прежде всего, связано с утомлением центральной нервной системы, так как интенсивная мышечная деятельность является в то же время и интенсивной деятельностью нервных центров. Последняя в результате длительной напряженной работы нарушается. Выражением этого нарушения является изменение нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, причем тормозной процесс начинает преобладать. В результате расстраивается нормальное течение рефлекторных процессов, нарушаются регуляция вегетативных функций и координация движений, двигательный аппарат постепенно приходит в недеятельное состояние [11]. Нервная система наиболее чувствительна к изменениям внутренней среды. Такие факторы утомления, как накопление в крови продуктов работы клеток, уменьшение содержания в крови сахара, недостаток при некоторых условиях кислорода в крови, понижают работоспособность организма не прямо, а главным образом опосредствованно - через центральную нервную систему.

Эти возможности коры больших полушарий и других отделов мозга, осуществляемые через посредство интрацентральных путей и вегетативных нервов, реализуются с помощью регулирующих влияний на все органы и ткани, в том числе также и на центральную нервную систему. В активизации этих влияний ведущая роль принадлежит условно рефлекторным реакциям, возникающим при действии самых разнообразных сигнальных раздражителей.

Среди условных раздражителей для человека огромное значение имеет словесный раздражитель, оказывающий свое влияние через вторую сигнальную систему коры больших полушарий, взаимодействующую с первой сигнальной системой. Механизм влияния различных эмоциональных факторов на работоспособность организма при утомлении должен рассматриваться в свете взаимодействия двух сигнальных систем. Различные речевые воздействия (словесные поощрения, призывы и т. д.) могут существенно влиять на течение явлений утомления [12].

Следует указать на интересные опыты с гипнотическим словесным внушением различных двигательных представлений при выполнении работы. Испытуемый в состоянии гипноза поднимал легкий или тяжелый груз, причем при поднимании легкого груза ему внушалось, что он поднимает тяжелый, а при поднимании тяжелого - внушалось, что он поднимает легкий. В первом случае - при совершении легкой работы на фоне внушенного представления о тяжелой работе - физиологические сдвиги были выше и утомление наступало значительно быстрей, чем в контрольных опытах с выполнением той же работы вне гипноза. Во втором случае -при совершении тяжелой работы на фоне внушенного представления о легкой работе - наблюдалось противоположное явление.

Опыты с выполнением работы на фоне тех или иных внушенных двигательных представлений убедительно показывают, что утомление и усталость зависят от состояния центральной нервной системы и, прежде всего, от процессов в коре больших полушарий, которые могут изменяться условно рефлекторным путем, в частности через посредство второй сигнальной системы.

В физиологии принято различать понятия утомление и усталость. Утомление - состояние организма, возникающее вследствие работы и объективно характеризующееся снижением работоспособности, усталость- это субъективная сторона проявления утомления, психическое переживание, связанное с утомлением, чувство утомления [13].

Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы. Однако нередки случаи, когда усталость и другие признаки утомления по своей выраженности друг другу не соответствуют, например, когда усталость чувствуется большая, а объективных данных для резкого снижения работоспособности нет, так как работа проделана незначительная. Это наблюдается, если работа совершается без интереса и желания, без ясного представления цели данной работы или ближайших ее результатов. Могут быть другие случаи, когда налицо все данные для выраженного утомления, так как работа произведена большая, а усталость тем не менее не чувствуется. Это бывает тогда, когда выполнение работы сопровождается эмоциональным подъемом, обусловливаемым заинтересованностью в работе, сознанием высокой цели и т. п.

Условия, в которых выполнялась утомительная работа (факторы внешней среды, обстановка, коллектив, время суток и т. д.), могут по механизмам временных связей приобрести сигнальное значение, способствуя в дальнейшем развитию утомления и усталости. Эти же условия могут стать и сигналами, противодействующими развитию утомления и усталости, если сама работа на первых порах не была утомительной. Значение условно рефлекторных механизмов в развитии утомления исключительно велико [14].

Существенное значение для развития явлений утомления имеют трофические воздействия центральной нервной системы через вегетативные нервы. Симпатические и парасимпатические нервы, как показал впервые Павлов на примере сердечной мышцы, осуществляют часть трофических влияний центральной нервной системы на органы. При раздражении симпатических нервов изменяются функциональные свойства и повышается работоспособность утомленных скелетных мышц. Последующие исследования вскрыли периферические механизмы, с помощью которых реализуются адаптационно-трофические влияния нервной системы на мышцу при ее утомлении. Было показано, что при раздражении симпатических нервов усиливаются окислительные процессы, увеличивается образование аденозинтрифосфорной кислоты, повышается забуференность (щелочной резерв) ткани, повышается электропроводность мышцы и ее упруговязкие свойства. Импульсы по симпатическому нерву влияют также на функцию нервно-мышечного синапса, улучшая процесс передачи возбуждения с нерва на мышцу, нарушающийся при утомлении. Трофические влияния центральной нервной системы (т. е. влияния на процессы обмена веществ) имеют всеобщее распространение в организме. Сущность этих влияний может выражаться в изменении функционального состояния различных органов. Возникающие безусловно- и условно рефлекторным путем стимулирующие трофические воздействия центральной нервной системы на все органы и ткани, играют важную роль в мышечной деятельности человека при производственной работе и спортивной деятельности. Эти воздействия в зависимости от своей интенсивности могут в большей или меньшей мере противодействовать наступающему утомлению или, в известной степени, «снимать» уже наступившее утомление [15].

ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

.1 Функциональные изменения, наблюдавшиеся при работе за компьютером

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И прежде всего -сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п. ), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения-оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз- чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз [16]. Микротравма- это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок. Большинство нарушений в организме происходит из-за накапливающихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как перелом руки или ноги (макротравма). Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько месяцев сидения в неправильной позе или повторяющихся движений. Боль может ощущаться по-разному: в виде жжения, колющей или стреляющей боли, покалывания.

Заболевания, вызванные повторяющимися нагрузками (ПВПН) и ПТВРК. Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако регулярные перерывы и упражнения на растягивание мышц могут предотвратить ПВПН и ПТВРК.

Профилактические методы уменьшения усталости при работе за компьютером Основанное на принципах ErgAerobics, программа профилактики травм, значительно снизить вероятность стать жертвой ПТВРК. Эрг-аэробика, разработанная двумя специалистами в области лечебной физкультуры, или "медицинской эргономики", включает в наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения [17].

Назовем предлагаемые здесь упражнения "эрг-упражнениями" (ErgErcises). Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы пользователя компьютера. Их можно выполнять в любое время и любом месте. Эрг-упражнения просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Их можно выполнять в перерывах на кофе, разговаривая по телефону или ожидая на автобусной остановке. Они помогают человеку поддержать прекрасную физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы - здоровым и безболезненным.

Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск ПВПН и ПТВРК.

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2, 5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. Более детальное описание организации рабочего места находится ниже.

При следующих типах неправильной осанки вероятность ПВПН и ПТВРК повышается. Сгорбленное положение:

заставляет жидкое содержимое межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника оттекать назад. Приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку.

Сгорбленное положение может приводить к заболеваниям:

синдром запястного канала

грыжа межпозвоночных дисков поясничного отдела.

Голова выдвинута вперед, такая осанка часто возникает по следующим причинам:

глядя на экран монитора, пользователь напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед;

сидя в такой позе, приходится откидывать голову назад, чтобы разглядеть объект, расположенный прямо перед вами. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника;

вытягивание головы вперед вызывает напряжение мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи, т. е. кровоснабжение головы и отток крови от нее.

Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут привести к следующим нарушениям:

головные боли боль в шее боль в руках и кистях.

Линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей. Сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию:

синдрома запястного канала синдрома ущемления плеча.

Эрг-упражнения для улучшения осанки

"Глядя в небо". Цель этого упражнения - устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела.

Поза: стоя, руки лежат на бедра, медленно отклоняться назад глядя в небо. Вернутся в исходное положение. [18].

"Египтянин" Цель- укрепление мышц задней стороны шеи для улучшения осанки и предотвращения болей в области шеи. Упражнение способствует предотвращению: синдрома запястного канала вытягиванию шеи вперед дисфункции височно-нижнечелюстного сустава грыжи межпозвоночных дисков шейного отдела синдрома верхней апертуры грудной клетки.

Поза: сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

"Абра-кадабра Цель упражнения:

усиление кровотока к ладоням;

снятие напряжения в запястьях и ладонях;

удаление продуктов распада из области запястного

канала и ладоней.

Поза: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.

Абра-: медленно сжать ладони в кулак.

Кадабра: медленно разжать кулаки.

Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

Синдром запястного канала (СЗК) по существу представляет собой травму запястья. Чтобы понять его сущность, необходимо разобраться в физиологии. Запястье - это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони). Через запястный канал проходят срединный нерв и 9 сухожилий мышц кисти. Срединный нерв обеспечивает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв иннервирует мышцы, обеспечивающие движения большого, указательного и среднего пальцев.

Патологическое состояние, называемое синдромом запястного канала (СЗК), вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Оно возникает при распухании срединного нерва и/или сухожилий кисти. Чаще всего СЗК - это ПВПН в результате многочасового сидения за компьютером с неправильной осанкой. Накапливающаяся травма вызывает накопление продуктов распада в области запястного канала. Если пользователь не делает регулярных перерывов и не выполняет простые эрг-упражнения для кисти, продукты распада вызывают распухание, а затем и развитие СЗК.

Не все случаи болей в запястье объясняются СЗК. Другие синдромы, такие, как: грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела, синдромы верхней апертуры грудной клетки или ущемление плеча часто ошибочно диагностируют как СЗК. В следующем разделе описаны симптомы СЗК и упражнения для его профилактики. Симптомы жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, а также пальцы, кроме мизинца).

Ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца.

Болезненность и онемение, заставляющие просыпаться.

Неловкость и слабость пораженной ладони.

Как избежать боли (профилактика):

Эргономичная организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.

Эрг-упражнения на растягивание и укрепление мышц запястья и ладони. Регулярные перерывы в работе с мышью и клавиатурой.

Правильная осанка. Предусматривает изменение позы примерно дважды в час. Лечение:

Эрг-упражнения для лечения СЗК на растягивание мышц запястий и ладоней. Эргономичная организация рабочего места для минимизации рабочей нагрузки на область запястного канала.

Избегать или, по меньшей мере, сводить к минимуму действия, вызывающие боль. Положить лед на пораженную область.

На ночь надевать на запястье особую шину, фиксирующую ладонь и пальцы в "растопыренном" положении. Это приводит к освобождению срединного нерва во сне - когда симптомы СЗК проявляются чаще всего.

Улучшение осанки для снижения напряжения в области запястья. Изменение образа жизни для профилактики дальнейших повреждений. Неподвижное положение

Длительное пребывание в одной и той же позе заставляет мышцы работать непрерывно без отдыха. ПВПН и ПТВРК могут возникать в результате неподвижного сидения, когда из-за отсутствия достаточного отдыха или изменения позы в мышцах накапливаются продукты распада, вызывающие болезненные ощущения. Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо адекватное кровоснабжение. Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться топливом (питательными веществами) [19]. Мышцы спины, шеи и живота поддерживают вертикальное положение тела. Они должны получать кровоснабжение, достаточное для того, чтобы обеспечивать вертикальное положение головы и прямую спину в течение дня. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку в течение более длительных периодов времени и повышают продуктивность работы.

Эрг-упражнения для профилактики ПВПН "Разговор с ладонью"

Цель упражнения:

растягивание мышц-разгибателей запястья и пальцев (мышц, проходящих через запястный туннель и входящих в кисть руки);

увеличение притока крови по сосудам, проходящим через запястье и ладонь. Профилактика синдрома запястного канала.

Поза: сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.

Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.

В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

"Приподнимание крышки стола"

Цель:

укрепление разгибающих мышц запястья (мышц, проходящих от запястья вверх к внутренней стороне локтя).

Профилактика синдрома запястного канала.

Поза: сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх

Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение.

В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления.

Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз. Регулярное выполнение эрг-упражнений приведет к укреплению этих мышц и поможет добиться следующих результатов: увеличить кровоток; удалить продукты распада, вызывающие болезненность мышц; уменьшить усталость; увеличить общую продуктивность и эффективность работы.

Зрительная профилактика, упражнения. Плотно закрыть глаза руками так, чтобы через них не проходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание - на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытаться увидеть перед глазами абсолютно черный цвет. Удастся это не сразу, скорее всего, постоянно будут возникать цветные полоски, ромбики и кляксы. Чем чернее будет цвет, тем лучше расслаблены глаза. Многие людей со слабой близорукостью могут добиться полного восстановления зрения сразу после выполнения этого упражнения. Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце (или на яркую лампу), поворачивать глаза вправо-влево, делая круговые движения. После окончания упражнения крепко сжать веки на несколько секунд. Упражнение носит скорее не расслабляющий, а возбуждающий характер, поэтому после него рекомендуется делать упражнение, описанное выше [20].

Есть другой вариант этого упражнения. Отличается только тем, что при его выполнении необходимо быстро моргать глазами, а не закрывать их. Теперь в поворотах вправо-влево могут участвовать не только глаза, но и голова.

Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером Эргономичное аппаратное оборудование

Чтобы работа была комфортной и безопасной необходимо позаботиться об аппаратном оборудовании компьютера. Как правило, набольший вред здоровью пользователя компьютера наносят устройства ввода-вывода: монитор, клавиатура, мышь. В наше время, когда проблемы безопасности работы за компьютером стоят как нельзя остро, появляется множество различных стандартов на экологическую безопасность оборудования персонального компьютера. Современный монитор должен соответствовать по крайней мере трем общепринятым стандартам безопасности и эргономике:Class B - этот стандарт разработан канадской федеральной комиссией по коммуникациям для обеспечения приемлемой защиты окружающей среды от влияния радиопомех в замкнутом пространстве. Оборудование, соответствующее требованиям FCC Class B, не должно мешать работе теле- и радио аппаратуры. MPR-II - этот стандарт был выпущен в Шведским национальным департаментом. MPR-II налагает ограничения на излучения от компьютерных мониторов и промышленной техники, используемой в офисе.95 (а также современный TCO99)- рекомендация, разработанная Шведской конференцией профсоюзов и Национальным советом индустриального и технического развития Швеции(NUTEK), регламентирует взаимодействие с окружающей средой. Она требует уменьшения электрического и магнитного полей до технически возможного уровня с целью защиты пользователя. Для того, чтобы получить сертификатTCO95 (TCO99), монитор должен отвечать стандартам низкого излучения (Low Radiation), т. е. иметь низкий уровень электромагнитного поля, обеспечивать автоматическое обеспечивать автоматическое снижение энергопотребления при долгом не использовании, отвечать европейским стандартам пожарной и электрической безопасности.Energy Star VESA DPMS - согласно этому стандарту монитор должен поддерживать три энергосберегающих режима - ожидание (stand-by), приостановку (suspend) и "сон (off). Такой монитор при долгом простое компьютера переводится в соответствующий режим, с низким энергопотреблением [21].

Необходимо также чтобы монитор имел возможность регулировки параметров изображения (яркость, контраст и т. д. ). Рекомендуется, чтобы при работе с компьютером частота вертикальной развертки монитора была не ниже 75Гц (при этом пользователь перестает замечать мерцание изображения, которое ведет к быстрому уставанию глаз). В настоящее время многие фирмы производители мониторов начали массовый выпуск так называемых плоско панельных мониторов (LCD), которые лишены многих экологических недостатков, присущих мониторам с электронно-лучевой трубкой, как то: электромагнитное излучение, магнитное поле, мерцание и т. д. [22].

Устройства ввода информации. В отличие от мониторов для компьютерных устройств ввода (клавиатура и мышь) в настоящее время не имеется общепринятых и широко распространенных стандартов. В тоже время многие производители данного оборудования рекламируя свою продукцию, описывают различные конструктивные решения, повышающие эргономичность ее использования: клавиатура с возможностью регулирования расположение клавиш, мышь с формой, уменьшающей усталость кисти при длительной работе. Хотя некоторые из них стоит рассматривать только как броскую рекламу, многие модели действительно являются своеобразным технологическим скачком вперед с точки зрения безопасности работы за компьютером [23].

Эргономичная организация рабочего места. Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Рабочее пространство. Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Работа с клавиатурой. Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору [24].

Расположение монитора. Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки. Но при этом что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Внутренний объем. Значимым фактором является под пространство столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

Кресло. Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

поставьте ступни плоско на пол или на подножку;

поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла;

руки должны удобно располагаться по сторонам;

линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер;

предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти [25].

.2 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации компьютеров и видеотерминалов

В соответствии с подпунктом 2) статьи 6 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1430, утверждены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов (компьютеры и видеотерминалы), оказывающих воздействие на человека.

Правила регламентируют санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов (компьютеры и видеотерминалы), включающих в себя размещение и эксплуатацию компьютеров (персональные компьютеры, планшетные персональные компьютеры, ноутбуки) и видеотерминалов, а также требования к микроклимату, освещению и условиям работы при воздействии физических факторов от компьютеров и видеотерминалов.

В помещениях для размещения и эксплуатации ПК, ПлПК, ноутбуков и ВТ обеспечиваются условия для соблюдения нормируемых параметров освещенности, микроклимата, приведенных в настоящих Санитарных правилах.

В организациях образования не допускается размещать учебные классы для работы с ПК, ПлПК, ноутбуками и ВТ в цокольных помещениях. Не допускается размещение рабочих мест с ПК и ВТ в местах, где расположены силовые кабели, высоковольтные трансформаторы, технологическое оборудование.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПК и ВТ на базе электронно-лучевой трубки (далее - ЭЛТ), в том числе на объектах досуга для оказания услуг населению, составляет не менее 6 квадратных метров (далее - м2) при рядном, центральном и периметральном расположении - 4 м2, при использовании ВТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) при любом расположении - 4 м2.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПлПК, ноутбуков допускается в 2,5 м2.

Полимерные материалы, используемые для внутренней отделки интерьера помещений в которых оборудуются ПК, ПлПК, ноутбуки и ВТ, подвергаются санитарно-эпидемиологической экспертизе и не должны выделять в воздух закрытых помещений вредные химические вещества. В дошкольных организациях не допускается использовать для отделки помещений древесностружечные плиты, слоистый пластик, синтетические ковровые покрытия.

Поверхность пола в помещениях, где оборудуются ПК, ПлПК, ноутбуками и ВТ, выполняется без выбоин и щелей, из материалов, обладающих антистатическими свойствами.

При этом, в этих помещениях, необходимо проводить ежедневную влажную уборку. Помещения, где размещаются ПК и ВТ, оборудуются защитным заземлением, электрические розетки подключаются к контуру заземления. Помещения, оборудованные ПК и ВТ, размещаемые в жилых зданиях, оборудуются отдельным входом.

Объекты, оказывающие услуги лицам, не достигшим совершеннолетия, посредством ПК и ВТ, должны оборудоваться гардеробными комнатами или шкафами (вешалками) для верхней одежды посетителей и санитарными узлами.

При двух-трехрядной расстановке одноместных столов с компьютерами, игровыми комплексами расстояние в каждом ряду между боковыми поверхностями столов должны быть не менее 0,5 метров (далее - м), при рядной расстановке расстояние между тылом поверхности одного видеомонитора и экраном другого - не менее 2 м, между боковыми поверхностями игровых автоматов - не менее 0,2 м.

Размеры рабочей поверхности стола для пользователей ПК следует принимать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм, при нерегулируемой его высоте - равной 725 мм.

Высота рабочей поверхности стола должна быть в пределах 680 - 800 мм. В помещениях, где оборудованы компьютеры и видеотерминалы, уровни физических и химических факторов принимаются согласно приложениями 1-5 к настоящим Санитарным правилам.

Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого компьютерами и видеотерминалами, приведены в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам.

Мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВТ на ЭЛТ при любых положениях регулировочных устройств не превышает 1 микро Зиверт в час.

При размещении рабочих мест с ПК, расстояние между рабочими столами с мониторами между тыльной поверхностью одного видеомонитора до экрана другого предусматривается не менее 2 м, между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 миллиметров (далее - мм), но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Помещения, в которых размещены ВТ и ПК, оснащаются аптечкой первой медицинской помощи.

Продолжительность непрерывной работы с ВТ и ПК рекомендуется не более двух часов.

Вес ПлПК, предназначенный для учащихся общеобразовательных школ, должен быть:

для учащихся 1 - 4 классов не более 1 килограмм, (далее - кг);

для учащихся 5 - 8 классов до 1,5 кг;

для учащихся 9 - 11(12) классов до 2,5 кг.

В общеобразовательных организациях, организациях среднего и высшего образования (далее - организации образования) помещения для занятий с ПК, ПлПК и ноутбуками оборудуются одноместными столами.

Предусматривают следующую конструкцию одноместного стола для работы с ПК, ПлПК, ноутбуков и ВТ:

две раздельные поверхности: одну горизонтальную для размещения ПК с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторую - для клавиатуры с регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с фиксацией в рабочем положении (12 - 15 градусов);

ширина поверхностей для ПК, ПлПК, ноутбуков и ВТ клавиатуры должна быть не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей одинаковая), глубина - не менее 550 мм;

опору поверхностей для ПК, ПлПК, ноутбуков или ВТ и для клавиатуры на стояк, в котором находятся провода электропитания и кабель локальной сети;

увеличение ширины поверхностей до 1 200 мм при оснащении рабочего места принтером;

подставку для клавиатуры, регулируемую по высоте и углу наклона, отдельную от основной столешницы, подставку для ног, совмещенную с основанием стояка. Основные размеры рабочего места при работе с компьютерами в организациях образования, высота края стола и высота пространства для ног должна соответствовать росту обучающихся в обуви согласно таблицам 1, 2 приложения 6 к настоящим Санитарным правилам.

Непрерывная длительность занятий в дошкольных организациях и школах непосредственно с ВТ, ПК, ПлПК и ноутбуками в течение учебного часа должна быть:

дошкольные организации и 1 классы - не более 15 минут;

- 3 классы - не более 20 минут;

- 5 классы - не более 25 минут;

- 8 классы - не более 30 минут;

- 11(12) классы - не более 35 минут.

В период производственной практики, для учащихся общеобразовательных организаций старше 16 лет, непосредственное время работы на ВТ, ПК не более трех часов, для учащихся моложе 16 лет - не более двух часов, с обязательным соблюдением режима работы. В период работы проводятся профилактические мероприятия: упражнения для глаз через 20 - 25 минут и физкультурная пауза через 45 минут во время перерыва.

Компьютерные игровые занятия в дошкольных организациях должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

Не допускается проводить занятия с ВТ, ПлПК, ноутбуками и ПК за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и оздоровительных мероприятий.

Занятия дошкольников с использованием ВТ, ПлПК, ноутбуков и ПК должны проводиться методистом.

Не допускается одновременное использование одного ВТ, ПК, ПлПК, ноутбуков двумя и более детьми, независимо от возраста.

В производственных помещениях, в которых работа с использованием ПК является вспомогательной, основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники) и связана с нервно-эмоциональным напряжением оптимальные нормы микроклимата для помещений должны соответствовать требованиям. В помещениях всех типов организаций образования и на объектах досуга, где расположены ПК и ВТ, обеспечиваются оптимальные параметры микроклимата в соответствии с таблицей 2 приложения 2 к настоящим Санитарным правилам.

Помещения с ВТ и ПК оборудуются системами отопления и должны иметь общеобменную вентиляцию.

Уровни ионизации воздуха помещений при работе с ПК и ВТ, должны соответствовать нормам, приведенным в приложении 3 к настоящим Санитарным правилам.

Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПК и ВТ осуществляется системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях на рабочем месте, применяют системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны рабочего места).

Освещенность на поверхности рабочего стола не менее 300 люкс (далее - лк) от общей системы, 500 лк при комбинированном освещении и при ее отсутствии - 400 лк. Освещение выполняется таким образом, чтобы обеспечить отсутствие бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана должна быть не более 200 лк.

В качестве источников света при искусственном освещении используются люминесцентные лампы. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе энергосберегающие.

Коэффициент пульсации освещенности в дошкольных организациях не должен превышать 5 %, в административно-общественных зданиях - не более 10,0 %.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПК проводится замена перегоревших ламп. Чистка стекол оконных рам и светильников осуществляется не реже двух раз в год.

Для предупреждения бликов на экране монитора, оконные проемы оборудуются защитными устройствами, не пропускающими дневной свет.

В производственных помещениях, где работа на ПК и ВТ является основной, в соответствующих помещениях организаций образования, дошкольных организаций, на объектах досуга уровень звука на рабочем месте принимается не более 50 децибел акустических (далее - дБА).

При выполнении инженерно-технических работ, осуществлении лабораторного, аналитического и измерительного контроля, уровень шума в помещении с ВТ и ПК должен быть не более 60 дБА, в помещениях операторов - не более 65 дБА, на рабочих местах в помещениях, где размещены шумные агрегаты вычислительных машин, уровень шума принимается - не более 75 дБА.

В целях снижения уровня шума от ПК и ВТ для отделки помещений используются безопасные звукопоглощающие материалы. Допустимые уровни вибрации для помещений с ПК, ВТ в детских, общеобразовательных организациях, общественных зданиях и на объектах досуга уровни вибрации должны соответствовать параметрам.

Допустимые значения уровней неионизирующих электромагнитных излучений на рабочих местах у ВТ и ПК.

Оборудование (печатающие устройства, серверы и другое), уровень шума которого превышает нормативно установленный предел, должно размещаться вне помещений, где оборудованы ПК и ВТ [26].

утомление риск компьютер здоровье

Заключение и выводы

Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще по крайней мере в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем паче устанавливать стандарты. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей, работающих с компьютерами.

.люди, постоянно работающие за компьютером наиболее подвержены утомлению и развитию заболеваний глаз, органов дыхания, нервно-мышечным расстройствам;

. работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека, и поэтому такие люди пренебрегают нормальным питанием и работают весь день;

. при работе с компьютером необходимо выполнят санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с компьютерами.

Список литературы

1Аболенская А. В., Усатова Е. П. , Маткивский Р. А. Мера адаптированности биосистем организма в оценке экологически вредных воздействий. - Москва, 1993. - С.64-67.

Абросимова, Л. И., Киселёв В. Ф., Скорнякова М. Н. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке максимальной мощности у школьников. - Москва, 1981. - С. 73-74.

Александров, А. А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний с детства: подходы, успехи, трудности -Москва, 1995.-С. 4-8.

Бережков, JI. Ф. Акселерация и состояние детей и подростков. - Москва, 1981. - 60 с.

Бузов, А. Л., Электромагнитная экология. - Москва, 2004. - 100 с.

Воронцов, М. П., Воронцов М.П., Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков. - Москва, 1980. - С.33-35.

Голиков, А. П., Голиков П. П. Сезонные биоритмы в физиологии и патологии. - Москва, 1973. - 256 с.

Горизонтов П. Д., Протасова Т.Н., Роль АКТГ и кортикостероидов в патологии. - Москва, 1968. - 335 с.

Готовский, Ю. В., Перов Ю. Ф. Электромагнитная безопасность в офисе и дома. - Москва, 1998. - 176 с.

Готовцева, Л. П., Коротько Г.Ф. Тиреоидные гормоны слюны в оценке функционального состояния гипофизарно-тиреоидной системы. - Москва, 2002. - С.9-11.

Григорьев, Ю.Г., Степанов В.С., Григорьев О.А. Электромагнитная безопасность человека. - Москва, 1999. - 146 с.

Гришко, Ф. И. К методике определения скорости переработки информации. - Москва, 1974. - С.68-71.

Глушкова, Е. К. Физиологические и гигиенические проблемы компьютеризации школьного обучения. - Москва, 1993. - С. 40-47.

Гун, Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье.- Санкт-Петербург, 2003. - 127 с.

Данилова, Н.Н., Крылова А.Л.,Физиология ВНД. - Москва, 1997. - 403 с.

Данилова, Н. Н. Психофизиология.- Москва, 2002. - 373 с.

Девойно, Л.В., Ильюченок Р.Ю. Моноаминергические системы в регуляции иммунных реакций. - Новосибирск, 1983. - 234 с.

Дедов, И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология. - Москва, 2000. - С. 147 - 229.

Демирчоглян, Г. Г. Компьютер и здоровье. - Москва, 1995. 61 с.

Джерелей, Б.Н., Джерелей О.Б. Глаза и компьютер: как сохранить зрение. - Москва, 2006. - 190 с.

Дмитриева, Н.В., Глазачев О.С., Электрофизиологические и информационные аспекты развития стресса. - Москва, 2005. - С.57-74.

Григорьева О.А. Компьютер и система электроснабжения в офисе: современные аспекты безопасной эксплуатации. - Москва, 2003. - 103 с.

Кручинина, Н.А., Поропшин Е.Е. Особенности регуляции и ауторегуляции вегетативной функции при психоэмоциональном напряжении у лиц с разным уровнем артериального давления. - Москва, 1994. - С. 89-97.

Романовский, К.М., Сидорова М.В. Влияние средств вычислительной техники и условий труда на состояние здоровья работающих. - Москва, 1991. - С.35-38.

Информационно-правовая система нормативно правовых актов Республики Казахстан/ Постановление правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1430 http://adilet.zan.kz/.

Похожие работы на - Анализ факторов риска при работе на компьютере

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!