Классификация педагогических программных средств

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,67 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация педагогических программных средств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Историко-социологический институт

Кафедра экономической истории и информационных технологий






Классификация педагогических программных средств

Выполнила: Филина Юлия

Проверила: Янина В. П.







Саранск 2014

Содержание

1. Что такое информатизация образования

. Средства информатизации образования

. Применение СДО Moodle в образовательном процессе

. Информатизация образования в России

Список используемых источников

1. Что такое информатизация образования

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

Происходящие в обществе изменения не могут не касаться сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные средства учебного назначения, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.

Информационно-социальные технологии в образовании обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними. В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе. Инновационные технологии обучения раздвигают рамки традиционной классно-урочной системы и основаны на использовании в учебном процессе новых средств обучения: экспертных и интеллектуальных обучающих систем, систем автоматизации управления учебным заведением и системой образования, распределенного информационно-образовательного ресурса Интернета и т. д.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на специальных носителях информации: CD-ROM, DVD и т.д. Индивидуальная и коллективная работа школьников с ними может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.

2. Средства информатизации образования

Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

В настоящее время в системе образования широко используются следующие средства информатизации: мультимедиа технология, электронная почта, Web-серверы сети Интернет, видеоконференция, гипертекстовая технология, телеконференция. С помощью этих средств создается информационно-образовательное пространство. Оно представляет собой специфическое информационно-образовательное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений) и обеспечивает различные потребности работников образования.

Активное и целенаправленное применение средств информатизации в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИО вносит изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом.). Использование современных средств информатизации знаменует собой смену парадигмальной рациональности в образовании на деятельностную или мыследеятельностную.

По мнению ученых, средства информатизации позволят эффективно использовать следующие их важнейшие преимущества: возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную образовательную траекторию самообразования; коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных учебных дисциплинах, так и в межпредметном пространстве образовательного процесса, включающего научно-исследовательскую работу студентов; создание эффективной системы управления информационно-методическим и дидактическим обеспечением системы непрерывного профессионального образования; осуществление эффективного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения; использование специфических свойств компьютера. К ним относятся: организация процесса познания, базирующегося на системно-деятельностном подходе к педагогическому процессу; его индивидуализация; применение и организация принципиально новых познавательных средств; построение, развитие и совершенствование системы дистанционного обучения различного уровня.

3. Применение СДО Moodle в образовательном процессе

информатизация образование знание учащийся

MOODLE - в общем случае это программа, которая позволяет создавать онлайн-курсы. Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для студентов и преподавателей курса. Используя MOODLE, преподаватель может обмениваться сообщениями со студентами, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.

В системе легко могут быть размещены материалы в виде готовых электронных документов. Кроме того учебные ресурсы могут быть созданы в системе.

Для осуществления контроля знания учащихся в системе Moodle предусмотрено как тестирование (различные формы тестов - открытая, закрытая, на соответствие и т.д.), так и выполнение творческих заданий в виде сочинения (эссе), при котором студент может написать ответ в формате документа и отправить на проверку преподавателю.

Удобная и наглядная система проверки знаний позволяет быстро и качественно оценить как текущие, так и итоговые знания учащихся.

Система Moodle позволяет реализовать принципы программированного обучения в полном объеме, путем создания интерактивных лекций, с одновременным контролем знаний, осуществлением «обратной связи» и проверкой качества усвоения учебного материала.

Основными принципами программированного обучения являются:

. Принцип малых шагов заключается в том, чтобы ученикам давался материал небольшими дозами. Усвоение малой части информации происходит намного быстрее, чем большой.

. Установка проверочного задания позволяет контролировать усвоение учебного материала. Контроль и оценка усвоения каждой части информации позволяет ученику не упускать из виду то, что ему было непонятно или не запомнилось.

. Ответы для самоконтроля необходимы для того, чтобы ученик сразу мог найти свои ошибки. Ответы позволяют учащемуся увидеть свои слабые места.

. В зависимости от правильности ответа даются различные указания. Таким образом, ученику сразу подсказывают, как ему следует исправить свои ошибки, где прочитать необходимую информацию, на что обратить внимание. Одной из самых сильных сторон Moodle являются широкие коммуникативные возможности. Система поддерживает обмен файлами произвольных форматов между участниками учебного процесса. При помощи хорошо отлаженного сервиса рассылки можно оперативно информировать всех участников курса о текущих событиях. Такие составляющие курса, как «чат» и «форум», позволяют организовать учебное обсуждение проблем синхронным и асинхронным образом. Это приближает учащихся к ощущению обучения по типу аудиторных занятий. В системе поддерживается функция оценки сообщений преподавателями и обучающимися одновременно. Предусмотрены также отдельные элементы курса: «семинар», «обмен сообщениями», «комментарий», предназначенные для индивидуальной и коллективной коммуникации.

Богатый набор модулей-составляющих для курсов: «чат», «опрос», «форум», «глоссарий», «рабочая тетрадь», «урок», «тест», «анкета», «scorm», «survey», «wiki», «семинар», «ресурс», «задание» и другие - создает все необходимые условия для полноценной преподавательской деятельности и позволяет реализовать преподавателям креативные проекты различных уровней сложности. Обязательным элементом внедрения любых современных технологий является обучение персонала. Сейчас система СДО Moodle является самой распространённой системой дистанционного образования и в мире, и в России. Обучение навыкам работы с этой системой представляется актуальным и востребованным. Число функций СДО Moodle и вариантов её применения огромно. В связи с постоянным развитием системы и обилием модулей, реализующих дополнительные образовательные задачи, детально изучить все её особенности и аспекты одному человеку вряд ли представляется возможным.


Глобальная задача информатизации, стоящая сейчас перед российским государством, реализуется с разным успехом в различных отраслях отечественной социально-экономической жизни. Одним из векторов здесь становится попытка создания в стране единого информационно-образовательного пространства. В рамках процесса модернизации российской системы образования в последние годы принимаются меры по улучшению материально-технической базы учебных заведений, оптимизации методов обучения, а также повышению профессионального уровня преподавательского состава. Постоянное пополнение объема знаний в области информационных технологий становятся необходимым фактором адекватности сложившимся условиям жизни и бизнес-деятельности. Источник получения подобных знаний - система образования - сама по себе нуждается в информатизации, чтобы со своей стороны соответствовать сложившимся реалиям. В процессе информатизации системы образования России необходимо учитывать комплексность подхода, что неразрывно связано с процессом информатизации социума. Зачастую воздействует две группы: внешние и внутренние факторы. Внешние факторы отличаются достигнутым уровнем формирования и развития информационной индустрии, распространенностью использования информационных технологий в различных аспектах общественной жизни. Качество и доступность вычислительной техники, уровень информатизации, который возможен технологически, требует общеобразовательной подготовки и информационной культуры в рамках комплексной информатизации системы образования России. Система образования контролируется внутренними факторами, которые отражают текущий уровень развития педагогики, способность системы к восприятию и освоению информационных технологий. Эти факторы позволяют определить методы и формы организации труда учащихся, параметры разработанности содержания образования и эффективность применения в учебном процессе информационных технологий. Существенное значение здесь имеет уровень подготовки педагогов и их осведомленности в потенциальных возможностях ИТ, умения использовать возможности в собственной практической деятельности. С другой позиции концепция информатизации системы образования России, управлением ею, готовностью к изменениям содержания, переходом на новые прогрессивные методы и формы учебной работы.

Информатизация образования в России постепенно реализовывается - и уже созданы предпосылки для построения открытой образовательной системы. Подобная система позволяет каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также вносит коренные изменения в технологии получения новых знаний. Внедрение ИТ, с их дидактическим свойством индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности (за счет программируемости и динамической адаптированности курсов) повышает эффективность организации обучения.

Все большее внимание начинает уделяться содержательным проблемам, т.е. изменению целевой ориентации и содержания самого образовательного процесса. Система образования должна формировать новую информационную культуру - и новое, информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в современном обществе.

В составе содержательного направления информатизации образования сейчас выделяют следующие наиболее важные задачи:

Ÿ формирование в обществе новой информационной культуры;

Ÿ подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями;

Ÿ фундаментализация образования за счет большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

Процесс информатизации образования в России развивается по следующим четырем основным направлениям.

. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса.

. Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.

. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества.

Процесс информатизации сельских школ, несмотря на положительную в целом динамику его развития, сдерживается следующими неблагоприятными факторами:

всё еще недостаточным уровнем оснащенности большинства сельских школ компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой;

далеко не полным соответствием предоставленных сельским школам электронных учебных изданий и начатых с конца 2003 года трансляций учебных материалов по спутниковому образовательному каналу требованиям образовательных стандартов и учебных программ; их содержание и методики использования в учебном процессе сельских школ пока не обеспечивают существенного повышения качества обучения их учеников;

отмечаются многочисленные факты неэффективного использования полученных сельскими школами технических и программных средств информатизации как в основном учебном процессе, так и в дополнительных, в том числе самостоятельных, занятиях школьников;

распределение дефицитных и дорогостоящих компьютерных ресурсов между отдельными учебными предметами и видами учебных занятий не всегда отвечает объективным показателям их эффективного использования и зачастую определяются случайными или субъективными факторами;

по-прежнему острейшей остается кадровая проблема информатизации сельских школ, связанная как с уровнем подготовки местных педагогических кадров, так и с низким уровнем оплаты их труда.

Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

Развитие глобального процесса информатизации, уже начавшегося в развитых странах, переход к формированию нового информационного уклада жизни ставят перед системой образования новую глобальную проблему подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества.


1.Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle / А. М. Анисимов. - Х.: ХНАГХ, 2009 - 292 с.

.Баннов В. Я. Проблемы информатизации образования в России / В. Я. Баннов, В. А. Трусов. - М.: Омега-Л, 2009 - 264 с.

.Ваграменко А. Я. Информатизация как направление развития образования / А. Я. Ваграменко. - СПБ.: БХВ, 2009 - 130 с.

.Григорьев С. Г. Информатизация образования / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - М.: Омега-Л, 2009 - 385 с.

.Ковалевич И. А. Информатизация образования в России: основные подходы / И. А. Ковалевич. - Новосибирск: СО РАН, 2006 - 129 с.

.Сергеева И. А. Применение СДО Moodle в образовательном процессе / И. А. Сергеева, Е. В. Шапошникова. - М.: Солон-пресс, 2009 - 294 с.

Похожие работы на - Классификация педагогических программных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!