Учение о коллективе А.С. Макаренко

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учение о коллективе А.С. Макаренко

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ")

Факультет технологии и сервиса

Кафедра педагогики






Курсовая работа

Учение о коллективе А.С. Макаренко


Исполнитель:

Чекунова Д.В. (гр. ТС-ТБ-21)

Научный руководитель:

Опфер Е.А,

старший преподаватель




Волгоград 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие "коллектив" в концепции Макаренко

.1 Педагогические взгляды Макаренко

.2 Коллектив и личность

Выводы по первой главе

Глава 2. Применение педагогических взглядов Макаренко

.1 Использование теории Макаренко в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами

.2 Современное применение технологий коллективного воспитания Макаренко

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для человека большое значение. Следовательно, коллектив обладает значительным влиянием на личность. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях.

Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макаренко сохраняет свою актуальность. Его теория стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты. Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Также будут рассмотрены важнейшие принципы и законы коллектива. "Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора", - писал Макаренко в статье "Проблемы воспитания в советской школе".

Объект исследования: Воспитательные концепции.

Предмет исследования: Теория педагогического коллектива А.С. Макаренко.

Цель курсовой работы: рассмотреть основные положения и принципы воспитания А.С. Макаренко и их применение в современной школе.

Задачи:

.Изучить педагогические взгляды А.С. Макаренко.

.Выявить, исходя из теории А.С. Макаренко, особенности формирования коллектива.

.Определить актуальность теории Макаренко для современной педагогики.

.Рассмотреть использование теории в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами.

Методы исследования:

·Метод исследования научной литературы

·Изучение опыта современной школы.

Глава 1. Понятие "коллектив" в концепции Макаренко

.1 Педагогические взгляды Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании городского училища начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково. В 1905 г. Макаренко поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 с золотой медалью. В 1920 г. Полтавский губернский отдел поручил Макаренко организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей. В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение - "Трудовую колонию имени А.М. Горького" С 1927 Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. Раньше в колонии имени Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских. В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Это производство требовало от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. В 1935 г. Оставил работу в коммуне, переехав в Москву, занялся литературной деятельностью- обобщением педагогической деятельности в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского. В 1933-1935 годах была напечатана "Педагогическая поэма", в 1937 появилась "Книга для родителей" [19].

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

"Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста", - говорит Макаренко в статье "Некоторые выводы из моего педагогического опыта". Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях [7, c. 36].

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: "через коллектив каждый его член входит в общество" [7, c. 51].

"Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора", - писал Макаренко [9, c. 397]. Высшим назначением школьного коллектива является создание условий для всестороннего и свободного развития личности каждого ребенка, для воспитания коллективистов. Более десяти лет понадобилось Макаренко, чтобы разработать модель школьного коллектива и обосновать главные принципы организации и деятельности такого коллектива. В числе этих принципов - наличие общеколлективных целей, постоянное движение навстречу новым перспективам, связь с другими коллективами, влияние коллектива на все стороны жизни учащихся, единство управления и самоуправления, использование игры, создание и накопление традиций, бодрый тон жизни, эстетическая выразительность. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал "Принципом параллельного действия". В этом принципе реализуется требование коллектива - "один за всех и все за одного". "Принцип параллельного действия" не исключает, однако, применения "принципа индивидуального действия" - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал "закон движения коллектива". Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал "системой перспективных линий". "Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных" - писал Макаренко в "Педагогической поэме" [8, с. 98].

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность "системы перспективных линий" А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, "надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь". Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В "Лекциях о воспитании детей" он говорил: "Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов" [6, с. 395] .

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Профессор Е.А. Аркин в определении коллектива стоит ближе к действительности, предлагая признаки: "общность среды и организации и самодеятельность". Фортуганов подчеркивает "совместное удовлетворение потребностей органических или социальных потребностей. Все эти определения ближе к человеческой природе коллектива. Они сводят коллектив к понятию вида. Когда словом коллектив именуют и все человечество, и государство, и общество, и компанию беспризорных, это знаменует отказ от классификации. Дальнейшие разветвления социальных единств направляются произвольно придуманными признаками: самовозникающие и организованные, временные и длительные, простые и сложные. Это не классификация реально существующих явлений по реальным признакам, а детская игра с примитивными терминами, не обладающими ни точностью, ни специфической социальностью признаков. Прежде всего, рассмотрим момент становления индивида членом какого-либо объединения. Уже в момент рождения человек становиться членом семьи, фамилии, рода, государства, нации. Это происходит без его ведома , основанием для такого становления является естественный признак, а по отношению к государству - определенный закон. И в дальнейшем человек продолжает быть членом указанных объединений, членом кровных единств на основании естественного права, членом государства на основании прав государственного. Новым принципом составления социальной совокупности является принцип видимой добровольности. Пример: рабочий поступает на завод, им руководит стремление к заработку. Истинным стимулом объединения явился стимул нужды. Нужда толкает человека в определенное социальное единство, каждый член становиться им случайно. Мы могли бы назвать принцип добровольности принципом социальным. Социальным принципом мы можем признать такой, который определяет объединение людей, исходя из принципиальной позиции мирового единства трудового человечества, выраженного в реальных формах человеческого общения и деятельности. Социальная совокупность - действительно существующая форма жизни человечества, это совокупность людей, то есть существ мыслящих, поступки которых направляются не простыми реакциями. Человек стремится к улучшению жизни, уверен в том, что это улучшение возможно только в социальных выражениях. Влечение личности к социальному объединению это влечение масс, имеющее свою историю и развитие. Развитие это протекало диалектически: примитивные формы общения сменялись новыми, представляющими шаг вперед в деле организации человеческого общества.

.2 Коллектив и личность

Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С. Макаренко.

Вследствие этого, было бы правильным, более подробно, остановиться на модели коллектива, которая была создана в управляемых им учреждениях.

Как упоминалось выше и как, пишет в своей книге доктор исторических наук В.С. Хелемендик: "Центральное место в теории А.С. Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе"[17, c. 10].

"…Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития". Также педагог затрагивал вопросы положения ученического коллектива в обществе: "Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами" [3; c. 544].

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (педагог как субъект управления) - становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.

На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

)мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

)ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

)дружеское единение его членов;

)ощущение защищенности каждого члена коллектива;

)активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

)привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Внутриколлективные отношения в учреждениях А.С. Макаренко имели особый неповторимый стиль, где также уделялось значение и эстетике быта, также от воспитанников требовалось иметь подобающий внешний вид.

Большое внимание А.С. Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

В традициях им выделялись большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Он справедливо замечал, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.

Особо интересными для изучения модели воспитательного коллектива А.С. Макаренко являются законы существования коллектива. Их было три:

)закон системы перспективных линий,

)принцип параллельного действия,

)преемственность поколений.

Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость". Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

При построении перспектив он замечал: выстроить систему перспективных линий нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Он отмечал, что развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде, чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. По своей структуре коллектив А.С. Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Первичный был частью общего, и как раз с него Антон Семёнович и предлагал начинать воспитательную работу. Он представлял собой такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. В учреждениях Макаренко первичный коллектив назывался отрядом, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного коллектива, Антон Семенович выбрал возрастной и производственный. Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого была возможность совместного собрания.

"Скелет коллектива" у А.С. Макаренко, кроме его структуры, имел и органы самоуправления. В органы самоуправления входил весь педагогический коллектив.

Так получалось из-за того, что Законодательным органом было общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имел право решающего голоса. На общем собрании решались самые важные вопросы жизни коллектива. Существовал также исполнительный орган, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий и комиссии во главе с председателем.

По словам А.С. Макаренко результат всей воспитательной системы - это режим и дисциплина.

В коллективах колонии им. М. Горького и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского она была. Под дисциплиной педагог понимал хорошо организованную жизнь детей, логика которой была в доминировании интересов коллектива над интересами личности. Такая логика начинала действовать в случае, когда личность сознательно выступала против коллектива.

Под режимом А.С. Макаренко понимал метод и средство воспитания. Он считал, что должен быть целесообразным, обязательным для всех воспитанников и точен по времени.

Что касается наказания, то А.С. Макаренко говорил, что "…воспитание, при правильной организации, должно быть без наказания. А если оно всё-таки применяется, то оно должно применяться без нанесения морального вреда и физических страданий" [2, c. 405]. Под сутью наказания А.С. Макаренко понимал, переживание ребёнка за то, что его осудил коллектив.

Таким образом, основными элементами, положенными А.С. Макаренко в основу модели "воспитательного коллектива" являются:

)Самоуправление,

)Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим.

)Дисциплина

)Соподчинение

)Ответственность

)Тон и стиль жизни

)Этика

)Характер отношений в коллективе

)Интересы детства.

Выводы по первой главе

А.С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные для него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его жизни была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

Глава 2. Применение педагогических взглядов Макаренко

.1 Использование теории Макаренко в работе с беспризорными детьми и детьми-сиротами

Взлет А.С. Макаренко, как педагога-новатора начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное - он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С. Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже А.С. Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал "систему перспективных линий" и "принцип параллельного педагогического воздействия".

"Коллектив стоит на принципиальной позиции единства трудового человечества. Это непросто бытовое объединение людей, это - часть человечества. Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать, если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы. В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны стоять образцы нашей борьбы" [10, c. 225].

Из этих положений о коллективе вытекают и все детали развития личности. "…Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения. Воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни только как носитель некоего личного совершенства, только как добрый и честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей" [1, c. 17].

А.С. Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана. Основные принципы этого воспитания:

·уважение и требование

·искренность и открытость

·принципиальность

·забота и внимание, знание

·упражнение

·закалка

·труд

·коллектив

·семья: первое детство, количество любви и мера суровости

·детская радость, игра

·наказание и награда.

"Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения", повторял А.С. Макаренко, но еще и воспитывать правильные привычки, т.е. "…такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания в моей работе", говорил А.С. Макаренко. "Все же человек понимает, человек сознает, как нужно поступать. Когда же приходиться действовать, то он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда поступок совершается по секрету, без свидетелей. Это очень точная проверка сознания - поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит, и никто не проверяет?" [12, c. 83]. А.С. Макаренко признавался, что над этим вопросом должен был очень много работать. Он понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не знает - это очень трудно.

Воспитание в коллективе А.С. Макаренко соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Жизнь подбрасывала все новые проблемы. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. А.С. Макаренко считал, что именно поэтому приостановилось внутреннее развитие колонии имени М. Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи - "завоевание Куряжа". "…Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорным. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива А.С. Макаренко сработала и в другой раз, когда в 1927 г. он одновременно стал заведующим колонии им. Ф. Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников. С 1929 г. А.С. Макаренко оставляет за собой только последнюю колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость: налажены сложные производства электросверл и фотоаппаратов" [4, c. 164].

А.С. Макаренко внес весомый вклад в развитие теории и методики воспитания беспризорных детей. Методы психоморальной адаптации в детском коллективе, которые он разработал и испробовал на практике, не утратили своей актуальности и в наше время.

А.С. Макаренко считал, что воспитание и образование беспризорных детей играют важную роль, особенно к восемнадцати годам. По мнению Антона Семеновича, "…для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать, во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного "воспитанного" мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов. У малограмотных иногда рецидивы бывают" [13, c. 46]. Следовательно, особое внимание надо уделять работе с "трудными" детьми, которые есть в каждой школе, каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей.

А.С. Макаренко считал одной из причин появления "трудных" детей ненормально сформированные отношения между детьми и взрослыми в семье и школе. Организовывая образовательно-воспитательные учреждения, Антон Семенович на первый план выдвигал идею счастья, достижения счастливого детства. Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония. Организовать семейные отношения между колонистами ему помог принцип разновозрастности.

А.С. Макаренко считал, что воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может осуществляться разными методами. Принципы воспитания, если они показывают правильное равновесие законов, влияний и социальных требований, могут быть только частью единственного педагогического кодекса.

Для улучшения функционирования воспитательного процесса с беспризорными детьми Антон Семенович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом - непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. Но бедный социальным содержанием ремесленный труд, обедненное мотивационное значение работы состоящей из самообслуживания при большой утомляемости не могут быть путем полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость и является для него (человека) основной формой проявления личности и таланта. Также в труде имеет большое значение физическое развитие, которое является важным и необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность.

"…Воспитание, по А.С. Макаренко, основывается не только на передаче социального опыта старших поколений младшим, но является планомерным, целенаправленным влиянием на сознание и поведение человека для того, чтобы сформировать понятия, принципы, ценностные ориентации, которые обеспечивают необходимые условия для развития личности человека и его всесторонней подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности" [14, c. 188].

Приведем общие требования к внедрению системы средств воспитания человека А.С. Макаренко:

·Ведущая роль педагога в воспитании и организации деятельности учеников. педагогический макаренко коллектив дети

·Единство обучения и воспитания.

·Определение моральных требований к воспитанникам.

·Соблюдение единых требований коллективом воспитателей.

·Объединение усилий педагогического коллектива и коллектива воспитанников.

·Действенность, систематичность, последовательность осуществления воспитательных задач.

Среди воспитательных технологий, разработанных А.С. Макаренко, можно выделить:

·формирование и развитие коллектива;

·управление воспитательной ролью коллектива;

·прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого;

·прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата и др.

В конце 1920-х годов А.С. Макаренко вводит понятие педагогическая техника. Это то, что присуще конкретному специалисту, искусство его профессиональной деятельности. Он отмечал, что успех воспитательной работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств и, в первую очередь, от педагогической техники. В последующем он писал: "У нас не было педагогической техники, прежде всего потому, что и слова "педагогическая техника" ни когда не произносились, и сама педагогическая техника не наблюдалась и не исследовалась" [5, c. 136].

Педагогическое руководство это целенаправленное педагогически грамотное воздействие на взаимоотношения, стихийно складывающиеся в коллективе класса, с целью ликвидации такого негативного явления, как изоляция подростков в классе с целью создания атмосферы психологической защищенности каждого ученика в этом коллективе.

Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе, где учится подросток с условной мерой осуждения, включает следующие задачи и этапы:

. Диагностирование (оценка) взаимоотношений в коллективе класса, выявление изолированных учащихся. Этой цели служит социометрическая методика, корректируемая данными наблюдения и индивидуальных бесед.

Затем идет подбор для условно осужденного круга общения, оптимального в педагогическом плане. Основой для него служит социометрическая методика, позволяющая определить реальный и желаемый круг общения условно осужденного, а так же мотивов его контактов с одноклассниками.

. Планирование общественно - полезной деятельности. Общественно - полезная деятельность может выполняться одним учеником (через подбор индивидуальных поручений), двумя (трудный - нетрудный), группой учеников, в которую включается и условно осужденный.

В выборе общественно-полезной деятельности педагог практически неограничен: создание в школах музеев, организация драмкружка, спортивной секции. Здесь можно применять целый комплекс методов и средств, направленных на улучшение положения в классе.

В числе методов может быть использована система перспективных линий, разработанная А.С. Макаренко, которая предполагает сначала развитие у трудновоспитуемых подростков стремления к контактам с отдельными одноклассниками. Затем с коллективом класса в целом, а в конечном итоге - подготавливает вхождение трудновоспитуемых подростков в общественный коллектив.

. Этап руководства взаимоотношениями - обучение условно осужденного подростка нормам, правилам и навыкам общения, воспитание культуры общения. Достигается это путем организации специальных бесед и индивидуальных диспутов и т.д.

На данном этапе нужно формировать у подростков "творческое отношение к общению, поскольку в творческой сфере общения личность характеризует готовность вступить в контакт со своими коллегами, учитывать мнение других людей, умение выразить свое мнение и выслушать другого, "открытость" к общению.

Помимо основных принципов работы с "трудными" детьми по плану А.С. Макаренко, он же говорил о необходимости стиля работы с коллективом, которым также актуален в современном обществе. "Нормальный тон коллектива может быть только один. Прежде всего, он должен отличаться явной мажорностью, однако он ни в каком случае не должен иметь характера приподнятой, постоянной бурливости, истерической напряженности. Мажор в коллективе должен иметь очень спокойный и крепкий вид. Это, прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем.

Еще одним признаком нормального общего тона должна быть твердо определенная идея защищенности. Каждый должен быть уверен, что в случае нужды он найдет защиту у любого старшего воспитанника, уверен, что и руководство учреждения также самым энергичным образом защитит его, если это будет необходимо. Важным признаком общего тона является активность: в течение всего рабочего дня воспитанник должен быть разумно занят; он никогда не должен просто болтать, бесцельно проводить время, глазеть, толкаться между стенами, не зная, куда себя деть.

Наконец, признаком тона должна быть привычка торможения; руководство детского учреждения постоянно должно развивать у воспитанников умение быть сдержанным в движении, в слове, в крике. Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано прямой пользой для организма самого воспитанника, эстетическими представлениями и удобствами для всего коллектива" [11, с. 201].

.2 Современное применение технологий коллективного воспитания Макаренко

Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений и др.

Идеи Макаренко продолжают жить и развиваться. Подтверждение тому - примеры современных учреждений, которые успешно используют элементы его технологии.

Один из примеров - средняя школа №2 г. Козьмодемьянска [20]. Это особая школа, где в основном обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Дети приходят туда с большими проблемами в поведении, развитии и воспитании. С 2000 года в школе поменялось руководство и перед новым директором встал вопрос о том, как управлять школой и что можно сделать для ребят, лишенных родительского внимания и заботы. Результаты работы с такими детьми, как правило, непредсказуемы, поэтому определенного рецепта или четкого плана быть не могло. На помощь пришли труды А.С. Макаренко. Многие "золотые" идеи оказались подходящими для работы. По А.С. Макаренко воспитательная система - это обязательно живая система, с элементами творческого развития, изменения, совершенствования. Она не может быть твердой застывшей нормой. Эта мысль стала основной в воспитательной системе второй школы:

"Наша воспитательная система - система открытая, живо реагирующая на изменения внутренних и внешних условий. В зависимости от обстоятельств, вносятся коррективы и поправки, отбрасываются устаревшие и ненужные средства" [18, c. 21].

Система "перспективных линий коллектива и личности", разработанная Макаренко, также используется в данной школе.

"Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость..." [16, c. 287].

Ведущие направления воспитания - развитие воли, способности личности утвердиться в жизни в соответствии со своими способностями, знаниями, убеждениями.

Концептуальные позиции педагогического коллектива выражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами А.С. Макаренко:

) соединение обучения с производительным трудом,

) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,

) успешность детского труда

) творческий характер труда

) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников,

) четкая организация труда.

По мнению директора школы, проблема перевоспитания наилучшим образом решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко:

Метод переубеждения - воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.

Метод переучивания - чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, со стороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторская работа.

Метод переключения - занятие подростка трудом, учебой, новой общественной деятельностью.

Идее воспитания у детей жизненной активности и личной ответственности подчинена вся деятельность педагогического коллектива.

Еще один пример - Белгородская сельская школа - одна из тех, кто стал призером Международного конкурса имени А.С. Макаренко. Условия этого конкурса довольно жесткие, - участвуют школы, которые занимаются производительным трудом, умеют зарабатывать деньги и пополняют свой бюджет из внебюджетных источников.

Директор отмечает особую роль трудов А.С. Макаренко. Работа школы построена на основе его принципов. "Наш путь единственный - упражнения в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики... Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы необходимы и достаточны лишь правильное содержание образования и хорошие методы в стенах класса... Только организация школы как хозяйства сделает ее воспитывающей" [15, c. 128].

Интересен опыт 5-й школы г. Махачкалы. Организация производительного труда осуществляется на участке, выделенном заводом. Старшеклассники занимаются изготовлением разнообразных товаров народного потребления, получают специальности токаря, слесаря, столяра. После окончания школы им выдают удостоверение по соответствующим разрядам этой специальности. На средства, вырученные от реализации изделий ребят, школа приобрела компьютерный класс, построила мастерские ювелирного дела, оборудовала швейный цех и спортзал необходимым инвентарем, подготовила к работе керамический цех.

Дагестанская школа во многом восприняла традиции народной педагогики: коллективизм, глубокое понимание необходимости труда и глубокое уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

"Теплый дом" (это название детского дома в Омской области) также использует в своей работе принципы технологии коллективного воспитания. Детский дом может полностью содержать себя (как в свое время колонисты Макаренко). Благодаря такому подходу появляется возможность лучше одеть и накормить детей, а также организовать интересный отдых. Ребята получают профессиональную подготовку. Среди выпускников можно встретить людей различных профессий: офицеры, профессора, люди различных рабочих специальностей и др.

Как и в колониях А.С. Макаренко, в "Теплом доме" действует самоуправление. Работа построена на механизме самодеятельной инициативы детского коллектива.

Все, что делается - делается вместе. Не прерывается связь с теми, кто "окончил" детский дом.

В "Теплый дом" нередко попадают трудные дети. Они постепенно исправляются и полностью вливаются в сложившийся дружный коллектив.

Конечно, вряд ли получится сегодня в чистом виде реализовать технологию А.С. Макаренко. Но ее элементы встречаются, пожалуй, во всех образовательных и воспитательных учреждениях. Методика коммунарских сборов, например. Не случайно инициатор и основатель коммунарского движения И.П. Иванов, говоря об идейных истоках этой методики ссылался на Макаренко. Получилась как бы игра по мотивам его воспитательной системы. Воспитательный коллектив, как живой организм с постоянными и временными отрядами, четкое расписание, игровая и трудовая деятельность, традиции, общий сбор в качестве высшего органа самоуправления, почитание знамени, "завтрашняя радость" - все это имеет прямую связь с идеями А.С. Макаренко. Элементы коллективного воспитания нередко встречаются в работе некоторых педагогов. Полагаясь на авторитет всего коллектива можно поощрить или наказать отдельных личностей, например. Традиции, перспектива, трудовые акции, самоуправление, собрания и др. есть практически в каждой школе.

Выводы по второй главе

Опыт трудового воспитания Макаренко и в наши дни используется в ряде образовательных учреждений. Однако, современным педагогам удается использовать лишь отдельные элементы концепции Макаренко, поскольку повторить его эксперимент по созданию колонии в чистом виде не представляется возможным. Во-первых это связано с геополитической обстановкой в стране (т.е. уже не существует коммунистического строя и т.д.), а также с тем, что личность самого Макаренко играла одну из ключевых ролей в реализации этой концепции.

Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им.

Заключение

Идеи Макаренко не столько прошлое, сколько будущее педагогики и воспитания. Антон Семёнович - классик не только советской и российской, но и мировой педагогики. Он основоположник современной теории и методики воспитания. Только с опорой на его наследие можно создать эффективную воспитательную систему.

Педагогические положения А.С. Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях, где речь идет о воспитании человека. Он утверждал, что коллектив должен быть первой целью нашего воспитания. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда.

Макаренко был педагогом-новатором, обогатившим российскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Список литературы

1. Кваша Б.Ф. "Воспитательная педагогика А.С. Макаренко". // Материалы международного макаренковского семинара "А.С. Макаренко и мировая педагогика", 2004. - 17 с.

. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 405 с.

. История соц-ой педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / под ред.М.А. Галагузовой. - М: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001.- 544 с.

. Бехтерев В.М. Избранные сочинения. - М.: Педагогика, 2000. - 162 c.

. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 136 c.

. "Лекции о воспитании детей" А.С. Макаренко; Изд-во Академии педагогических наук РСФСР; 1957. - 395 с.

."Некоторые выводы из моего педагогического опыта" / А.С. Макаренко; под ред. Г.С. Макаренко. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 36 с.; 51 с.

."Педагогическая поэма" А.С. Макаренко; Изд-во Академии педагогических наук РСФСР; 1958. - 98 с.

. Статья "Проблемы воспитания в советской школе" (397)

.Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1998. - 225 с.

. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 201 с.

. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 7. - 694 с.

. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 714 с.

. Макаренко А.С.; Педагогика, 1983. - С. 128.

. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. - М.: Высшая школа, 1980. - 287 с.

. "Подросток в семье", сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, Мн. 1993 - 10c.

.Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. - 1988. - №3. - с. 21-25.

. #"justify">.http://www.ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/makarenko3b.htm.

Похожие работы на - Учение о коллективе А.С. Макаренко

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!