Разработка прототипа информационной системы на всех этапах жизненного цикла программных средств
1.
Постановка задачи
пользовательский интерфейс программный
информационный
Цель курсового проекта: разработать прототип информационной
системы на всех этапах жизненного цикла программных средств (ЖЦ ПС), в котором
осуществляется выполнение следующих запросов:
. ввод, хранение и поиск информации о студентах;
. регистрация студентов, посещающих дополнительные курсы;
. регистрация студентов, посещающих спортивные секции;
. ведения учета оплаты студентами обучения на платной основе;
. ведение учета о выдачи квитанций студентам;
. студенты, у которых есть золотая медаль;
. студенты, учащиеся на экономическом факультете;
. студенты, учащиеся на математическом факультете и имеющие
золотую медаль.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить
следующие работы.
1. Выполнить работы по разработке прототипа
информационной системы на этапе анализа ЖЦ ПС.
2. Выполнить работы на этапе проектирования в ЖЦ ПС.
. Разработать программный код прототипа информационной
системы и выполнить его тестирование.
2.
Документирование работ, выполняемых на этапе анализа в жизненном цикле
программных средств
Для выполнения работ осуществляемых на этапе анализа в ЖЦ ПС
необходимо разработать следующие диаграммы:
§ Диаграммы деятельности, которые разрабатываются в
двух вариантах - для документирования бизнес - процессов, выполняемых в
организации и для документирования бизнес - процессов, для которых предложена
их автоматизация.
§ Диаграммы Use Case (прецедентов), в которых
документируется структура организации с учетом предложенных модификаций бизнес
- процессов на основе их автоматизации и выделяются функции исполнителей бизнес
- процессов также на основе автоматизированных бизнес - процессов.
§ Диаграммы последовательности, в которых
документируются последовательности выполнения функций исполнителями.
Диаграмма деятельности (activity diagram) -
диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её
составные части. Под деятельностью (activity) понимается спецификация
исполняемого поведения в виде координированного последовательного и
параллельного выполнения подчинённых элементов - вложенных видов деятельности и
отдельных действий (action), соединённых между собой потоками, которые идут от
выходов одного узла ко входам другого.
Диаграммы деятельности используются при моделировании
бизнес-процессов, технологических процессов, последовательных и параллельных
вычислений.
Диаграмма прецедентов (use case diagram) -
диаграмма, отражающая отношения между актёрами и прецедентами и являющаяся
составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на
концептуальном уровне.
Основное назначение диаграммы - описание функциональности и
поведения, позволяющее заказчику, конечному пользователю и разработчику
совместно обсуждать проектируемую или существующую систему.
При моделировании системы с помощью диаграммы прецедентов
системный аналитик стремится:
§ чётко отделить систему от её окружения;
§ определить действующих лиц (актёров), их
взаимодействие с системой и ожидаемый функционал системы;
§ определить в глоссарии предметной области
понятия, относящиеся к детальному описанию функционала системы (то есть,
прецедентов).
Диаграмма последовательности (sequence diagram) -
диаграмма, на которой показаны взаимодействия объектов, упорядоченные по
времени их проявления. Используется в языке UML.
Основными элементами диаграммы последовательности являются
обозначения объектов (прямоугольники), вертикальные линии (lifeline),
отображающие течение времени при деятельности объекта, и стрелки, показывающие
выполнение действий объектами. На данной диаграмме объекты располагаются слева
направо. Ее недостатком является то, что она занимает много места.
Разработанные диаграммы приведены на рис. 2.1 - 2.4.
Рис. 2.1 Диаграмма деятельности, документирующая существующий
бизнес-процесс
Рис. 2.2 Диаграмма деятельности, автоматизированный
бизнес-процесс
Рис. 2.3 Диаграммы Uses-case(прецедентов), в которой документируется
структура университета, с учетом предложенных модификаций бизнес-процессов на
основе их автоматизации
Рис. 2.4 Диаграмма последовательности, документирующая
функции выполняемые исполнителями
3. Документирование работ, выполняемых на этапе
проектирования в жизненном цикле программных средств
На этапе проектирования ЖЦ ПС работы выполняются на двух его
подэтапах:
· подэтапе логического проектирования;
· подэтапе физического проектирования.
На подэтапе логического проектирования осуществляется
документирование структуры прототипа информационной системы в виде диаграммы
классов.
На подэтапе физического проектирования строится диаграмма
размещения которая документирует аппаратные обеспечения на котором будет
функционировать будущая информационная система.
Система управления базами данных (СУБД) служит для:
§ управление данными во внешней памяти (на дисках);
§ управление данными в оперативной памяти с
использованием дискового кэша;
§ журнализация изменений, резервное копирование и
восстановление базы данных после сбоев;
§ поддержка языков БД (язык определения данных,
язык манипулирования данными).
Бухгалтерия выполняет такие функции как:
§ подписание договора;
§ выдача квитанций студентам учащимся на платной основе;
§ занесение в СУБД данные об оплаченных квитанциях.
Секретарь выполняет такие функции как:
§ составление списков групп;
§ составление списков групп по доп. предметам и
спортивным секциям;
§ занесение всех списков в СУБД.
Студент выполняет такие функции как:
§ подача документов;
§ выбор факультета;
§ подписание договора;
§ оплата квитанций об оплате обучения.
Диаграммы, разработанные на этапе проектирования приведены на
рис. 3.1 - 3.3
Рис. 3.1 Диаграмма классов. Описывая структуру системы, она
показывает её классы, их атрибуты и операторы, а также взаимосвязи этих классов
Рис. 3.2 Диаграмма размещения, которая документирует
аппаратные обеспечения на котором будет функционировать будущие информационные
системы
Рис. 3.3 Диаграмма, показывающая разбиение программной
системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами
4.
Описание пользовательского интерфейса прототипа разработанной информационной
системы
Описание пользовательского интерфейса приведены на рис. 4.1 -
4.8
Рис. 4.1 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 1: «ввод, хранение и поиск информации о студентах»
Рис. 4.2 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 2: «регистрация студентов, посещающих дополнительные курсы»
Рис. 4.3 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 3: «регистрация студентов, посещающих спортивные секции»
Рис. 4.4 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 4: «ведения учета оплаты студентами обучения на платной основе»
Рис. 4.5 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 5: «ведение учета о выдачи квитанций студентам»
Рис. 4.6 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 6: «студенты, у которых есть золотая медаль»
Рис. 4.7 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 7: «студенты, учащиеся на экономическом факультете»
Рис. 4.8 Показан пользовательский интерфейс при выполнении им
запроса 8: «студенты, учащиеся на математическом факультете и имеющие золотую
медаль»
Заключение
В ходе выполнения курсового проекта были получены следующие
результаты.
1. Выполнены работы по разработке прототипа
информационной системы на этапе анализа ЖЦ ПС.
2. Выполнены работы на этапе проектирования в ЖЦ ПС.
. Разработан программный код прототипа информационной
системы и выполнить его тестирование.
Требования для корректной работы C++ Builder 6.0:
• Платформа Windows - процессор 80386SX или выше (рекомендуется
80486), память64Mб (рекомендуется 128Mб), пространство на диске 600Mб + 800Мб
для отдельных компонентов.
• Платформа UNIX - память 32+(16*число пользователей) Mб,
пространство на диске 600Mб + 800Мб для отдельных компонентов.++ Builder
поддерживает связь с базами данных 3-х видов: dBASE и Paradox: Sybase, Oracle,
InterBase и Informix; Excel, Access, FoxPro и Btrieve. Механизм BDE (Borland
Database Engine) придает обслуживанию связей с базами данных удивительную
простоту и прозрачность. Проводник Database Explorer позволяет изображать связи
и объекты баз данных графически.
Библиографический список
1. В.В.
Липаев Качество программных средств. Методические рекомендации. - М: «Янус-К»,
2002
2. Олифер,
Олифер Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. - СПб.: Питер, 2003.
ISBN 5-94723-478-5
. Г.Н.
Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов Проектирование экономических
информационных систем. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. -512 с.
. Якоюсон
А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного
обеспечения. - СПб.: Питер, 2002.
. А.Я
Архангельский Программирование в C++Builder 6.-М.: Бином, 2005.
. http://www.
djangoproject. com/
. http://python.
org/
Приложение
// -
// Код, выводящий всех студентов
void __fastcall TForm1: Button4Click (TObject
*Sender)
{char
buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer, «Select * from
chief.db»);->SQL->Add(buffer);->Open();
}
// -
// Код, выводящий студентов которые получили
квитанции
void __fastcall TForm1: Button3Click (TObject
*Sender)
{buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer,
«Select * from accounting.db where Issued_receipts NOT LIKE
'No'»);->SQL->Add(buffer);->Open();
}
// -
// Код, выводящий студентов которые оплатили
обучение
void __fastcall TForm1: Button2Click (TObject
*Sender)
{buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer,
«Select * from accounting.db where Paid_receipts NOT LIKE
'No'»);->SQL->Add(buffer);->Open();}
// -
// Код, выводящий студентов у которых есть
золотая медаль
void __fastcall TForm1: Button1Click (TObject
*Sender)
{buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer,
«Select * from univ.db where
Gold_medal='Yes'»);->SQL->Add(buffer);->Open();
}
// -
// Код, выводящий студентов которые учатся на
математическом факультете и у которых есть золотая медаль
void __fastcall TForm1: Button8Click (TObject
*Sender)
{char
buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer, «Select * from univ.db
where Faculty='Mathematical' AND Gold_medal='Yes'»);->SQL->Add(buffer);
18->Open();
}
// -
// Код, выводящий студентов которые посещают доп.
курсы
void __fastcall TForm1: Button7Click (TObject
*Sender)
{char
buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer, «Select * from chief.db
where Courses NOT LIKE 'No'»);->SQL->Add(buffer);->Open()}
// -
// Код, выводящий студентов учащихся на
экономическом факультете
void __fastcall TForm1: Button6Click (TObject
*Sender)
{char
buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer, «Select * from univ.db
where Faculty='Economic'»);->SQL->Add(buffer);->Open();
}
// -
// Код, выводящий студентов которые посещают
спортивные секции
void __fastcall TForm1: Button5Click (TObject
*Sender)
{char
buffer[250];->Close();->SQL->Clear();(buffer, «Select * from chief.db
where Sports_clubs NOT LIKE 'No'»);->SQL->Add(buffer);->Open();
}