Младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Подготовительная группа
|
1.Блоки Дьенеша. 2.Логико -
математическая игра. 3.Магнитная геометрическая мозаика (с вариантами простых
изображений предметов). 4.Простые игры со счетными палочками. 5. «Сложи узор»
( СУ - А №1- №10).
|
1.Блоки Дьенеша. 2.Логико -
математическая игра. 3. Магнитная гео-метрическая мозаика. 4.«Сложи квадрат».
5. Квадрат Воскобовича. 6. Игры со счетными палочками. 7. Палочки Кюизенера.
8. Рамки - вкладыши Монтессори. 9. Геометрическая мозаика. 10. «Тетрис». 11.
«Монгольская игра». 12. «Дроби». 13. «Сложи узор». (СУ - А № 3- 15; СУ -Б №
1-12) 14. «Танграм».
|
1. « Сложи квадрат». 2.
«Монгольская игра». 3. Разнообразные геометрические мозаики. 4. Квадрат
Воскобовича. 5. Рамки - вкладыши Монтессори. 6. «Танграм». 7.Игры со
счетны-ми палочками. 8. «Тетрис» (составление на быстроту, с вязанными
глазами). 9. Игры с палочка-ми Кюизенера 10. «Дроби». 11. «Сложи узор» (СУ -А
№ 16-22, СУ - Б №.10- 24, СУ- В №1-15). 12.«Прозрачный квадрат».
13.«Волшебный квадрат».
|
1.Разнообразные геометрические
мозаики. 2. «Танграм». 3. «Сложи узор» (СУ - В, СУ - Г, СУ- Д). 4. Игры со
счетными палочками. 5. «Дроби» (знакомство с понятием дроби). 6. «Квадрат»
Воскобовича. 7. «Прозрачный квадрат». 8. Палочки Кюизенера. 9.«Волшебный
квадрат». 10.«Вьетнамская игра». 11.«Колумбово яйцо». 12. «Пифагор».
13.«Пентамино». 14.«Волшебный круг».
|
Одним из условий реализации таких игр является наличие специально
созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии
с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Для создания всех уровней
восприятия: аудиального, визуального и тактильного, необходимо правильное
руководство процесса педагогом
I
этап.
Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о
свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации,
постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о
результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их
обсуждение.
Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что
получили? почему?
Далее педагог формулирует общие выводы на основе высказываний детей.
II
этап.
Самостоятельная работа - моделирование. Педагог с помощью схем показывает
проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы,
фиксируют результаты.
Источником экспериментирования являются детские вопросы: что получится,
если кубик склеить по-другому? Как построить форму из заданных фигур? [15, с.
12]
Таким образом, плоскостное моделирования реализует проблемное обучение,
которое наилучшим образом готовит детей к школе.
ГЛАВА 2. Обоснование выбора игр на
плоскостное моделирование для развития представлений о геометрических фигурах у
старших дошкольников
.1 Значение игровой деятельности в
старшем дошкольном возрасте
Дидактические игры - это специально создаваемые или приспособленные для
целей обучения игры. Системы дидактических игр впервые разработаны для
дошкольного воспитания зарубежными педагогами Ф. Фребелем и М. Монтессори, для
начального обучения - О. Декроли [10, с. 201].
В отечественной педагогической практике до 50-х гг. дидактические игры
рассматривались в основном как форма работы с дошкольниками.
С 60-х гг. дидактические игры стали применяться в начальном, в среднем звене
в школе классах, необходимости использования этой формы работы немало
способствовало введение обучения с 6-летнего возраста.
С 80-х гг. дидактические игры стали использовать и при обучении взрослых
в виде деловых игр.
От всех остальных игровых форм дидактические игры отличаются особым
сочетанием игрового плана и игровой формы с её учебной направленностью
деятельности.
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение
игровых задач, в которых четко очерчен ход игровых действий и чётко выражено
обучающая основа.
Перспективным является применение дидактических игр, основанных на
имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Для
этих игр характерно не только познавательное, но и мировоззренческое и
эмоционально-личностное воздействие.
Кроме того, дидактические игры могут преследовать разные дополнительные
цели к основной: например, компьютерные игры становятся средством формирования
у детей компьютерной грамотности, ознакомления с языком программирования, формирования
навыков работы на ЭВМ. В школе компьютерные игры применяются не только при
обучении математике, но и в дисциплинах естественно-научного и гуманитарного
циклов. В высшей школе используются компьютерные игры-имитации, позволяющие
моделировать сложные процессы, например, в политике, экономике, управлении
производством и т.д. Деловые игры, основанные на воспроизведении, имитации или
моделировании производственных ситуаций и отношений, направлены на приобретение
опыта эффективного решения реальных профессиональных задач [13, с. 92].
Игры преследуют не только образовательные цели, они воздействуют:
интеллектуальную,
эмоциональную,
волевую,
коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.
Активизация познавательной деятельности младших школьников происходит
через понимание, что игра - это деятельность, в которой ребенок сначала
эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих
отношений.
Дидактические игры в результате регулярного, но не частого использования
дают следующий эффект:
) развивают познавательные процессы;
) формируют социокультурную компетенцию;
) формируют картину предметного мира;
) развивают эмоционально-эстетические переживания и компетенции учащихся
[11, с. 32].
В дидактические игры по формированию представлений о геометрических
фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. С каждой
возрастной группой игры усложняются, соответственно возрасту - на примере игр
на плоскостное моделирование это было наглядно отражено в таблице 1 первой
главы.
В старшем дошкольном возрасте детям очень нравятся игры из палочек и
пластилина (вместо палочек можно использовать спички или зубочистки). Эти игры
помогают запомнить объемные геометрические фигуры и лучше развить
пространственное мышление. Также предлагаются детям игры на развитие
логического мышления, умение сравнивать и обобщать, такие как «Заполни пустые
клетки», «Найди пару», «Домик для фигуры» и др.
Есть игры, которые продается в готовом варианте и также способствуют
формированию представлений о геометрических фигурах.
Конструктор геометрический «Малыш-Гео» помогает закрепить знания о
свойствах геометрических фигур.
«Квадратные забавы» или «Квадраты Воскобовича». Эта игра помогает
закрепить представление о геометрических фигурах и развивает воображение.
«Чудо-головоломка» Эта игра направлена на знакомство с формами, на
развитие навыков конструирования из деталей заданных геометрических фигур.
Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности
геометрических фигур, увидеть их многообразие.
Как использовать пособия и организовывать игры на плоскостное
моделирование - см. в следующем параграфе.
.2 Использование игр на плоскостное
моделирование в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими
дошкольниками
На занятиях по формированию элементарных математических представлений
включают в ход как специальный методический материал, так и подручный (кубики,
палочки). При этом учитывается цель занятия, время его проведения
(режимно-физические возможности ребенка воспринимать).
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о
геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной
к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению
арифметических задач, действий над числами, формирование временных
представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к
школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в
качестве «умственной гимнастики».
Игры на плоскостное моделирование наряду с другими воспитатель использует
для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом
воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство
состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении
самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Такие игры не только развивают математическое представление, но и
формирует усидчивость, любознательность, самостоятельность, наблюдательность,
находчивость, сообразительность, развиваются конструктивные умения и другие
полезные качества.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой
интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур,
перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному
замыслу.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном
возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без
серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в
ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в
другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются
самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь
наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных
задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными
на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц
указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна
получиться в результате.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру
преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее
способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный
поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению
или построению пространственной фигуры.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по
способу перестроения фигур, степени сложности).
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества
палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5
палочек.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное
количество палочек.
Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с
целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной
последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми
умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу,
воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения
задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
К такому самостоятельному поиску решения самых простых задач первой
группы дети подготовлены в результате повседневной работы. Для этого достаточно
дополнительно поупражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов,
прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.
Составление геометрических фигур
(подготовительные игровые упражнения для детей 5 лет)
Цель. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости
стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
Материал: счетные палочки длиной 5 см (15-20 штук на ребенка), 2 толстые
нитки длиной 25-30 см.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им
геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: «Будем составлять
фигуры на столе и рассказывать о них». Дает задания:
. Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа: «Сколько палочек потребовалось для составления
квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур».
. Составить маленький и большой квадраты.
Вопросы для анализа: «Из скольких палочек составлена каждая сторона
большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны
квадрата составлены из одного и того же количества палочек?»
Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника.
Анализ выполнения задания проводится аналогично.
. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны
3 палочкам, а левая и правая - 2.
После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать
правильность выполнения задания.
. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и
маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники. Маленькие
фигуры составляются из нитки, сложенной вдвое.
Анализ фигур проводится по схеме: «Сравните и скажите, чем отличаются,
чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно».
Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных
свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут
способствовать усвоению детьми способов решения головоломок первой группы. Их
предлагают детям в определенной последовательности:
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький
квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек
составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом при-строения,
присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети
пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных
попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику,
квадрату другого, для чего достаточно 2, 3 палочек.
По мере накопления
детьми опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество
неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. Исходя из этого,
воспитатель, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, направляет
ребят на целенаправленные пробы, которым предшествует хотя бы элементарное
обдумывание конкретного хода решения. В процессе поиска решения обращает
внимание ребят на то, что, прежде чем составлять ответ, надо подумать, как это
можно сделать. Достаточно провести 3-4 занятия, в процессе которых дети
овладевают способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или
несколько сторон оказались общими. Примеры (для детей 5-6 лет)
(Здесь и далее дается методика проведения части занятия с использованием
занимательного материала)
Составление фигур из треугольников и
квадратов
1. Пример
Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного
количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за
основу, другой.
Материал: У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и
следующем занятиях.
Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек,
проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько
потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет
равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких
треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных
треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте».
После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их
рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает
внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы
выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к
одному треугольнику другой снизу» (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи
пользоваться также выражением «пристроил к одному треугольнику другой,
используя лишь 2 палочки».
. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно
уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает
задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных
квадрата.
После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к
одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.
Вопросы для анализа: «Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что
сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких
палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для
составления 2 равных квадратов?»
. Пример
Цель. Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом
новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением:
«пристроил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они
составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут
заниматься - учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания:
. Отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 равных
треугольника.
После выполнения задания воспитатель предлагает всем детям составить 3
треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура - четырехугольник (рис.
2). Этот вариант решения дети зарисовывают мелом на доске. Воспитатель просит
показать 3 отдельных треугольника, четырехугольник и треугольник (2 фигуры),
четырехугольник.
Рис.
2 Составление фигур из треугольников
. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно
сделать, рассказать, затем выполнять задание.
После этого воспитатель предлагает детям нарисовать мелом на доске
составленные фигуры и рассказать о последовательности выполнения задания.
Вопросы для анализа: «Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек?
Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и
сколько?»
Воспитатель, уточняя ответы детей, говорит: «Начинать составлять фигуру
можно с любого треугольника, а потом к нему пристраивать другие справа или
слева, сверху или снизу».
. Пример
Цель. Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур
на основе предварительного обдумывания хода решения.
Ход работы. Воспитатель задает детям вопросы: «Из скольких палочек можно
составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата?
(из 8 и 7). Как будете составлять 2 квадрата из 7 палочек?».
. Отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата. Подумать,
как надо составлять, и рассказать.
По мере выполнения воспитатель вызывает нескольких детей зарисовать
составленные ими фигуры на доске и рассказать последовательность составления.
Предлагает всем детям составить фигуру из 3 равных квадратов, расположенных в
ряд, по горизонтали. На доске рисует такую же и говорит: «Посмотрите на доску.
Здесь нарисовано, как можно по-разному решать эту задачу. Можно пристраивать к
одному квадрату другой, а затем и третий. (Показывает.) А можно составить
прямоугольник из 8 палочек, затем разделить его на 3 равных квадрата 2
палочками». (Показывает.) Затем задает вопросы: «Какие фигуры получились и
сколько? Сколько прямоугольников получилось? Найдите и покажите их».
. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала
рассказать, а затем составлять.
При выполнении этого задания дети, как правило, допускают ошибку:
составляют 2 треугольника усвоенным способом - пристроением, в результате чего
получается четырехугольник. Поэтому воспитатель обращает внимание ребят на
условие задачи, необходимость составления квадрата, предлагает наводящие
вопросы: «Сколько палочек нужно для составления квадрата? Поскольку у вас
палочек? Можно ли составить, пристраивая 1 треугольник к другому? Как
составить? С какой фигуры надо начинать составлять?» После выполнения задания
дети объясняют, как они делали: надо составить квадрат и разделить его 1
палочкой на 2 равных треугольника.
. Пример
Цель. Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение,
догадываться.
Ход работы. 1. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Подумать
и сказать, как надо составлять. (Несколько детей высказывают предположения.)
Если дети затрудняются, воспитатель советует: «Вспомните, как составляли
из 5 палочек квадрат и 2 треугольника. Подумайте и догадайтесь, как можно выполнить
задание. Тот, кто первым решит задачу, зарисует полученную фигуру на доске».
После выполнения и зарисовки ответа воспитатель предлагает всем детям
составить у себя одинаковые фигуры (рис. 3).
Рис.
3 Составление фигур из треугольников
Вопросы для анализа: «Какие геометрические фигуры получились? Сколько
треугольников, квадратов, четырехугольников? Как составляли? Как удобнее,
быстрее составлять?».
. Из 10 палочек составить 2 квадрата - маленький и большой.
. Из 9 палочек составить 5 треугольников.
При необходимости в ходе выполнения второго и третьего заданий
воспитатель дает наводящие вопросы, советы: «Сначала подумайте, затем
составьте. Не повторяйте ошибок, ищите новый ход решения. Говорится ли в задаче
о размере треугольников? Это задачи на смекалку, надо сообразить, догадаться,
как решить задачу» [12, с. 21-24].
Итак, в начальный период обучения детей 5 лет решению простых задач на
смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут
путь решения. С целью развития у них умения планировать ход мысли следует
предлагать детям высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с
практическими пробами, объяснять способ и путь решения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать
свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при
этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность
ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального
мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не
только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться,
проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на
активном думаний, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при
соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе
достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые
занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом
материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено
довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.
При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в
свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию
представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях
фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.
Одним из важных методических принципов изучения геометрического
материала, а в данном случае формирование представлений о геометрических
фигурах является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, ручным трудом).
Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием
представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В
процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем
геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют
осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с
ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения,
дети сталкиваются с большим разнообразием форм.
С помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи
с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о
формах предмета, об их взаимном расположении.
Во второй главе работы подробно описан метод плоскостного моделирования
как форма развития геометрических представлений ребенка. В пункте 2.2 отражены
разработки З.А. Михайловой, представляющиеся наиболее прогрессивными и
актуальными. Исходя из исследований педагогов-практиков, моделирование на
плоскости - очень эффективный метод, развивающий не только элементарные
математические представления, которыми должны владеть старшие дошкольники, но и
психологические качества (усидчивость, внимательность), которые необходимы для
формирования всесторонне развитой личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арапова-Пискарева
Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду
[Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: «Мозаика-синтез», 2006. - 243с.
2. Белошистая
А.А. Знакомства с геометрическими понятиями [Текст] / А.А. Белошистая //
Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. - С. 8-9
. Бондаренко
А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского
сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.
. Давайте
поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада и
родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская;
Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с.
. Детство.
Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М: Детство-Пресс, 2010.
- 244 с.
. Ерофеева
Т.И. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение,
2002. - 191 с.
. Козлова
С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / С.А. Козлова Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 273 с.
. Кузнецова
Г.В. С математикой в путь [Текст] / Г.В. Кузнецова // Дошкольное воспитание. -
2006.- №12. - С. 43.
. Леушина
А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2004. - 368с.
. Лурия
А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб, Питер, 2007. - 320 с.
. Микляева
Ю.Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных
математических представлений [Текст] / Ю.Н. Микляева // Ребенок в детском саду.
- 2008. - № 3. - С. 32.
. Михайлова
З.А. Математика - это интересно / З.А. Михайлова, И. Чеплашкина. - М:
Детство-Пресс, 2008. - 102 с.
. Подласый
И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М: Юрайт, 2012. - 576 с.
. Сербина
Е.В. Математика для малышей [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В.
Сербина. - М.: Просвещение, 2005. - 80 с.
. Тарунтаева
Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] /
Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2008. - 40с.
. Урунтаева
Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М.:
Академия, 2001. - 336с.
. Формирование
элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Под ред.
А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008. - 236с.
. Шарабаева
Т.В. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного
возраста. - Воркута, 2011.
. Шехирева
Е.В. Плоскостное моделирование. - Пермь, 2012.
. Щербакова
Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова. -
М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.
. Эльконин
Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Владос, 2001. - 360 с.