Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у детей-дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у детей-дошкольников


Курсовая работа

Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у детей-дошкольников

Введение

познавательный дошкольный мышление нравственный

Дошкольный возраст - это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций организма. В это время четко проявляются как общие возрастные особенности, так и индивидуально - типологические черты. В период дошкольного детства развиваются потребности и на этой основе разнообразные интересы. Диапазон потребностей довольно широкий - от органических, удовлетворение которых связано с поддержанием жизни, до социальных, в основе которых лежит способность ребенка ориентироваться в окружающей действительности, общаться со взрослыми и сверстниками. У дошкольников развивается интерес к игре, труду и другим видам деятельности.

Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина,

Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Особую значимость представляет исследование в области познавательной сферы в работах Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями («параллелограмм развития» памяти А.Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника обобщение собственного чувственного опыта, эмпирического обобщения. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка.

Актуальность исследования. Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности.

Проблема исследования. Определение возможностей развития познавательной сферы дошкольника и применение адекватных психолого-педагогических приемов развития познавательных процессов.

Цель исследования. Изучить особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Объект исследования. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования. Изучение гендерных особенностей развития психических познавательных процессов дошкольников.

Гипотеза исследования. Существуют особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования.

1) Изучить и проанализировать литературу по теме развития познавательной сферы дошкольника.

) Выявить особенности развития познавательной сферы, у детей дошкольного возраста.

) Провести исследование по определению уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования.

В данной работе мы опирались на труды по изучению дошкольного возраста таких ученых как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,

П.И. Зинченко, З.М. Истомина, изучающих особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста. Л.С. Выготский (Идея о знаковом опосредствование), А.Н. Леонтьева (Произвольное запоминания у дошкольников. Закон «параллелограмма развития»). Д.Б. Эльконин (Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок). П.И. Зинченко (Непроизвольное запоминание). З.М. Истомина (Три мнемических уровня развития памяти детей 3 - 7 лет); а так же А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, занимающиеся вопросом об исследовании мышления. А.В. Запорожец. (Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте).

Ж. Пиаже. (Центральная характеристика детского мышления его эгоцентризм). Н.Н. Поддьяков (Мышление ребенка связано с его знаниями. Детское экспериментирование).

Методы исследования.

1) Анализ литературы.

) Методы диагностики памяти: «Назови слова».

) Методы диагностики мышления: «Раздели на группы».

) Методы диагностики речи «Расскажи по картинке».

Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования.

Состоят в обобщении теоретических концепций по выявлению особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования.

Нами было проведено эмпирическое исследование на определение особенностей развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Данная работа позволит педагогу - психологу изучить познавательную сферу ребенка дошкольника. Материалы исследования могут быть полезны и воспитателям как методическое пособие.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, где есть актуальность исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, методологическая основа исследования, элементы новизны и теоретической значимости. Первая глава посвящена теоретическим основам развития памяти и мышления у детей дошкольников. Во второй главе нами было проведено эмпирическое исследование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Так же в работе есть выводы по каждой из глав, заключение, приложение, список литературы.

1. Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у детей дошкольников

1.1 Характеристика познавательной сферы дошкольника

Детство - период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. По мнению Е.О. Смирновой ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать. Скорость появления новых качеств ребенка впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию.

Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение.

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственно восприятие, он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательно развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независим от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.

Особое место в познавательной сфере занимает память. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника обобщение собственного чувственного опыта, эмпирическое обобщение.

Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации - недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте - преодоление эгоцентризма и достижение децентрации.

Зафиксированные впервые в исследованиях Ж. Пиаже особенности детских представлений о мире неслучайны, поскольку это результат спонтанной познавательной деятельности детей. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец). Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе.

Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно - логического мышления.

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

расширение словаря и развитие грамматического строя речи; феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;

убывание эгоцентризма детской речи; - развитие функций речи: Речь как орудие общения: Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется - от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа не удовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованность в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния самозащиты, отказа от контакта. Речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения; - развитие фонематического слуха в осознания словесного состава речи. На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей.

В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности». Воображение важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят». Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух - трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов символическое значение действий, воображаемая ситуация» образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем). Для развития познавательной сферы необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.

1.2 Развитие памяти и мышления

Особую роль играет развитие памяти и мышления для ребенка дошкольника. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через манипулирование с предметами. Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. Причем необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общение с ним, тем самым создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации; признаки, движения в действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом.

Богатые возможности для развития памяти младенца создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в единстве несколько компонентов: успешность непроизвольного запоминания, эмоционально-действенный контакт со взрослым, повторяемость ситуации и ее словесное обозначение.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик», или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминание литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.

В раннем в дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти. Эту особенность очень точно сформулировал К.Д. Ушинский: «Если…хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертания изображений, по в глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус… При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения… вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью».

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность через установление его взаимосвязи с целями, мотивами способами этой деятельности.

В исследовании З.М. Истоминой памяти детей 3-7 лет выявились три мнемических уровня ее развития. Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать; для второго - наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление, для третьего - наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.

Дети шестилетнего возраста достигают второго и третьего уровня развития памяти, причем они составляли большую часть детей, отнесенных к группе с третьим уровнем развития памяти.

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным».

познавательный дошкольный мышление нравственный

1.3 Развитие игровой деятельности и нравственно-волевой сферы дошкольника

Освоение ролевых функций в процессе игровой деятельности ребенка проявляется не только в реализации трудовых имитационных потребностей. Играя, ребенок сам интуитивно, неосознанно реализует себя как личность, которая пользуется уважением окружающего игрушечного мира, востребована в этом мире, играет важную роль в этом одновременно игрушечном и настоящем мире, способна строить планы, принимать решения, от которой зависит судьба той или иной игрушки. Важность процедур такого рода очевидна с многих точек зрения. Как минимум, в связи с тем, что помогает ребенку хотя бы в игре и хотя бы частично почувствовать себя взрослым, так сказать, войти в роль взрослого человека, «примерить на себя» этот тип поведения. Факт неосознанности такого поведения ни в коей мере не мешает его продуктивности.

С другой стороны, в процессе правильной построенной игры педагог может помогать ребенку развивать в себе такие чувства, как самоуважение, справедливость, доброта. Более того, анализ индивидуальных, характерных черт игровой деятельности, например, выявление наиболее часто проявляющихся игровых ролей, может многое сказать заинтересованному, вдумчивому и опытному педагогу или родителю как о склонностях, так и о провалах, недоработках и упущениях в воспитании и развитии ребенка. В итоге в процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

При построении развивающих занятий в программах особое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка. Взаимодействие детей друг с другом, преподавателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества. Занятия с детьми проводятся в различных формах: свободной игры, когда дети перемещаются по групповой комнате; дидактических игр за столиками; бесед и слушания, чтения, когда дети сидят на полу и др. За время занятий часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Многие занятия связаны между собой единой сюжетной линией либо постоянно действующим персонажем или сказочной деталью (гномики-звуковички, звукомор, старушка-сказочница).

Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоционального отношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношения к другим людям.

Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим личностным новообразованием возраста. Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. В.С. Мухина связывает возникновение воли с:

1.      развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

2.      установлением отношения между целью действий и их мотивом;

.        возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий [17, с. 270].

В дошкольном возрасте происходит смещение аффекта (эмоционального образа) с конца к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы.

Согласно этой теории, психологический возраст определяется:

·              социальной ситуацией развития;

·              ведущим видом деятельности;

·              противоречиями кризисов развития;

Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Таким образом, все перечисленное выше создает оптимальные условия для развития интеллектуальных, и даже художественных и творческих способностей ребенка. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

.4 Развитие речи дошкольника

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».

По словам Леонтьева А.Н., «С одной стороны язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он-то, в чем эта деятельность опредмечивается. С другой стороны он - объективная основа речевой деятельности индивида» [9; 224]. Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н. Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие данное обстоятельство: «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию. [15; 224] Как развивается предметное действие, подчеркивал Д.Б. Эльконин, происходит и формирование речи.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. «Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» - отмечает М.Ф. Фомичева [10; с. 50]. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Развитие словаря и грамматического строя речи. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. [17; с. 175]

В отличие от практического овладения речью, которое в дошкольном детстве идет весьма успешно, осознание самой речевой действительности (как действительности, самостоятельно существующей) и осознание словесного состава речи значительно отстает. Долгое время в процессе общения ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, которая и определяет для него понимание слов. Но для овладения грамотой ребенку необходимо научиться осознавать словесный состав речи. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, единому словесному комплексу, который обозначает собой реальную ситуацию.

Если ребенок начинает читать, он начинает осознавать и словесный состав речи. Однако при стихийном формировании способность к осознанию словесного состава речи складывается чрезвычайно медленно. Значительно ускоряет формирование этой способности специальное обучение, благодаря которому к концу дошкольного возраста дети начинают четко вычленять слова в предложении.

Основная функция развития речи ребенка дошкольного возраста это -

коммуникативная функция. Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок.

Ситуативная речь - это общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования.

Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или к чему) эти местоимения относятся. Точно так же речь изобилует наречиями и словесными шаблонами, которые, однако, вовсе не уточняют ее содержания. [17; с. 178] Указание «там» выступает, например, как указание по форме, но не по существу. Ребёнок постепенно он вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью.

Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи. Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Ситуативная речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения ею пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети усваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.

Планирующая функция. Мы уже знаем, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто никому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично - слова, обозначающие действия и их результаты.

Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. Ближе к старшему дошкольному возрасту эгоцентрическая речь встречается реже. Если ребенок в это время ни с кем не общается, чаще всего он выполняет работу молча. Это не значит, однако, что его мышление перестает протекать в речевой форме. Эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.

Знаковая функция. Как уже было показано выше, в игре, рисовании и других видах продуктивной деятельности ребенок открывает для себя возможность использовать предметы-знаки в качестве заместителей отсутствующих предметов.

Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне соотношения с развитием других знаковых форм. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании - знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово выступает как своеобразный знак, используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.


2. Эмпирическое исследование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

2.1 Описание методов исследования

Цель нашего исследования изучить особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Выборка данного исследования является группа детей 4 - 5 лет в количестве 20 человек, которые посещают группу МБДОУ №13 города Сергиева Посада.

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики:

для диагностики образно - логического мышления:

«Раздели на группы».

Для диагностики развития речи:

«Расскажи по картинке», «Назови слова».

Данные методики взяты из учебника Р.С. Рогова «Психология», книга 3 «Психодиагностика» [18].

1. Методика «Раздели на группы». Приложение №1. Рис. 1

Этот вариант методики, предназначен для диагностики образно - логического мышления, она рассчитана на детей в возрасте 4 -5 лет.

Цель данной методики - оценка развития образно-логического мышления ребёнка.

Ему показывают картинку, изображённую в приложении 2 и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно больше число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одно общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак по которому они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.

Оценка результатов.

- баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификациях может войти в несколько разных групп.

-9 - баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2 до 2,5 мин.

-7 - баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 мин.

-5 - баллов. За время 3 мин ребёнок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

-3 - балла. За время 3 мин ребёнок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

-1 - балл. За время 3 мин ребёнок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низки; 0-1 балл - очень низкий.

Методы диагностики речи.  

1. Методика. «Назови слова».

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Взрослый называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а на выполнение всего задания - 160 секунд.

.        Животные.

.        Растения

.        Цвета предметов.

.        Формы предметов.

.        Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

.        Действия человека.

.        Способы выполнения человеком действий.

.        Качество выполняемых человеком действий.

Если ребёнок затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребёнка продолжить перечисления.

- баллов. Ребёнок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

-9 - баллов. Ребёнок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

-7 - баллов. Ребёнок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

-5 - баллов. Ребёнок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

-3 - балла. Ребёнок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

-1 - балл. Ребёнок за всё время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низки; 0-1 балл - очень низкий.

2. Методика. «Расскажи по картинке». Приложение №2. Рис. 1, 2, 3.

Эта методика предназначена для определения активного словарного запаса ребёнка. Ребёнку дают внимательно рассмотреть картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагают рассказать о том. Что он видел в ней. На рассказ по каждой картинке отводится ещё по 2 мин.

Педагог-психолог проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов.

- баллов. В речи ребёнка встречаются все 10 включённых в таблицу фрагментов речи.

-9 - баллов. В речи ребёнка встречаются 8-9 из включённых в таблицу фрагментов речи.

-7 - баллов. В речи ребёнка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

-5 - баллов. В речи ребёнка имеются только 4-5 из десяти включённых в таблицу фрагментов речи.

-3 - балла. В речи ребёнка встречаются 2-3 из включённых в таблицу фрагментов речи.

-1 - балла. В речи ребёнка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низки; 0-1 балл - очень низкий.

.2 Анализ методик по развитию психических процессов дошкольников

Была проведена психодиагностика развития речи у детей средней группы для определения уровня запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Исследования по развитию речи были проведены по методике «Назови слова» и «Расскажи по картинке», были получены следующие результаты, которые представлены в таблице №1 и в таблице №2 (Приложение №2).

Методика «Назови слова»

Методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Взрослый называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а на выполнение всего задания - 160 секунд. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком.

Таблица №1. Результаты диагностики речи и памяти дошкольников

п/н

Ф.И.ребёнка

Оценка результатов

Уровень развития

1.

А. Артём

5

Средний

2.

Б. Стёпа

4

Средний

3.

Б. Зарина

9

Высокий

4.

Б. Соня

10

Очень высокий

5.

Б. София

7

Средний

6.

К. Ваня

7

Средний

7.

К. Даша

9

Высокий

8.

К. Илья

6

Средний

9.

К. Серёжа

8

Высокий

10.

Куз. Серёжа

9

Высокий

11.

5

Средний

12.

Л. Виталик

9

Высокий

13.

М. Оля

6

Средний

14.

М. Илья

5

Средний

15.

Н. Тимофей

8

Высокий

16.

С. Катя

4

Средний

17.

С. Оля

8

Высокий

18.

Т. Маша

8

Высокий

19.

Ф. Захар

10

Очень высокий

20.

Х. Марсель

4

Средний


Из таблицы №1 видно, что очень высокий уровень развития речи имеют двое детей, что составляет (10%) от общего количества испытуемых, высокий уровень развития имеют восемь детей (40%), средний уровень десяти детей (50%).

Высокие показатели говорят о том, что уровень развития речи и запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка, у данной группы испытуемых соответствуют возрастным показателям развития речи и памяти детей среднего дошкольного возраста.

Диаграмма 1. Показатели диагностики

Методика №2 «Расскажи по картинке».

Эта методика предназначена для определения активного словарного запаса ребёнка. Ребёнку дают внимательно рассмотреть картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагают рассказать о том. Что он видел в ней. На рассказ по каждой картинке отводится ещё по 2 мин.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Таблица №2. Диагностика речевого запаса дошкольников

п/нФ.И.ребёнкаОценка результатовУровень развития




1.

А. Артём

5

Средний

2.

Б. Стёпа

6

Средний

3.

Б. Зарина

8

Высокий

4.

Б. Соня

8

Высокий

5.

Б. София

4

Средний

6.

К. Ваня

Средний

7.

К. Даша

7

Средний

8.

К. Илья

7

Средний

9.

К. Серёжа

6

Средний

10.

Куз. Серёжа

8

Высокий

11.

Л. Даня

5

Средний

12.

Л. Виталик

9

Высокий

13.

М. Оля

6

Средний

14.

М. Илья

4

Средний

15.

Н. Тимофей

8

Высокий

16.

С. Катя

5

Средний

17.

С. Оля

7

Средний

18.

Т. Маша

9

Высокий

19.

Ф. Захар

8

Высокий

20.

Х. Марсель

4

Средний


Результат исследования по таблице №2 следующий: высокий уровень составил семь детей (35%), средний уровень составил тринадцать детей (65%).

Диаграмма 2. Диагностика речевого запаса дошкольников

По показателям проведенных обследований по методике «Назови слова» (таблица №1) и «Расскажи по картинке» (таблица №2, приложение №2. Рис. 1, 2, 3.) видно, что результаты исследования уровня запаса слов немного выше, чем активный словарный запас используемый в речи ребёнком это связано с тем, что к началу старшего дошкольного возраста дети ещё не достаточно хорошо владеют всеми компонентами устной речи. Речь дошкольника 4 - 5 лет не достаточно обогащена прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду. Так же возникли трудности в замене часто используемых детьми указательных местоимений и наречий (там, туда, такой, этот).

Для изучения развития мышления в дошкольном возрасте нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на определения уровня развития образно-логического мышления у детей в возрасте 4-5 лет.

Для изучения развития данного вида мышления мы использовали следующую универсальную методику «Раздели на группы» (см. приложение №1. Рис. 1).

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Таблица №3. Диагностика мышления дошкольников

п/н

Ф.И. ребёнка

Оценка результатов

Уровень развития

1.

7

Средний

2.

Б. Стёпа

5

Средний

3.

Б. Зарина

7

Средний

4.

Б. Соня

8

Высокий

5.

Б. София

5

Средний

6.

К. Ваня

6

Средний

7.

К. Даша

8

Высокий

8.

К. Илья

7

Средний

9.

К. Серёжа

5

Средний

10.

Куз. Серёжа

9

Высокий

11.

Л. Даня

4

Средний

12.

Л. Виталик

7

Средний

13.

М. Оля

5

Средний

14.

М. Илья

5

Средний

15.

Н. Тимофей

7

Средний

16.

С. Катя

4

Средний

17.

С. Оля

6

Средний

18.

Т. Маша

8

Высокий

Ф. Захар

9

Высокий

20.

Х. Марсель

4

Средний


Результат по таблице №3. Высокий уровень выявлен у пяти детей (25%), средний уровень у пятнадцати детей (75%). Таким образом можно сделать вывод, о том, что уровень развития в образно-логического мышления у детей данной группы находится на среднем уровне. Дети, показавшие высокие результаты, очень быстро смогли переключаться с одного рисунка на другой, задание выполняли быстро и правильно.

Диаграмма 3. Диагностика мышления дошкольников


Заключение

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили особенности психологического развития ребёнка дошкольного возраста и особенности развития мышления и речи в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования также была подтверждена. Накопленный в дошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению сложных и разнообразных знаний и умений. От младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту, который отличается ярким проявлением произвольности, ростом самосознания, глубокими личностными изменениями, происходит дальнейшая перестройка системной организации психических процессов; на фоне созревания нервной системы продолжает осуществляться специфическая для данного возраста интеграция и дифференциация психических процессов.

Основными результатами работы явилось следующее:

изучены особенности личностного развития детей дошкольного возраста;

проанализировано развитие познавательных процессов у детей 3-7 лет;

определен механизм формирования и развития речи и мышления у дошкольников;

проведено диагностическое исследование и анализ развития мышления и речи у детей 4-5 лет;

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества.

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Начало формирования грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов.

В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемой развития наглядно-образного мышления дошкольников занимались А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Минская, И.С. Якиманская, Л.Л. Гурова, Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, Д. Хэбб, Д. Браун, Р. Хольт и др.

Как отечественные так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в дошкольном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме.

Список литературы

1. Защита прав ребенка в современной России. - М.: Издательство: Институт государства и права РАН. - 2004. - 196 - с.

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2005. - 40 с.

. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005. - 64 с.

. Абрамова Г. С Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости //

Школьный психолог. - 2000. - №30.

. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1948 №14.

. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М., 2002 - 360 с.

. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. - Новосибирск, 1995. - 220с

. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентировочной модели обучения русскому языку // Дефектология, 2003, - №5.

. Катаева А.А., Обухова Т.И. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3.

. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991 - 152 с.

. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с.

. А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», - 1997.

. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N6.-С. 98-105

. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. - М., 1999 - 442 с.

. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. - М., 1967 - 264 с.

. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987. - 320 с.

. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2002. - 432 с.

24. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 145 с.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с

. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.:

. Серова Е.О. Это важно - развитие мышления у ребенка // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2

. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: МГУ, 1981 - 311 с.

. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. - 217 с.

. www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html

. http://www.philology.ru/linguistics1/krushelnitskaya-70.htm

. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/12.php

Похожие работы на - Теоретические основы проблемы развития познавательных процессов у детей-дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!