Творческо-конструктивная деятельность учащихся

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,46 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творческо-конструктивная деятельность учащихся

Введение

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.

Обучение школьников разработке и реализации творческого проекта обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более удачной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению.

Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Создание проекта (от его зарождения и до получения готового изделия) развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий.

Для того чтоб процесс разработки творческого проекта был эффективным, нужна особая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к таковой деятельности. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не только формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки различных материалов, эстетическое развитие будущих профессионалов.

Цель данной работы состоит в разработке проекта изготовления изделия из вторичного материала.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи:

1.    Изучить возрастные особенности учащихся

2.      Изучить теоретическую и методическую литературу по теме и определиться с формами и методами организации деятельности

.        Изучить методику выполнения творческих проектов и ее применения в обучении

.        На основании изученной методики выполнения творческих проектов разработать краткий план собственного проекта

.        Провести анализ аналогов изделий и определиться с объектом проекта

.        Разработать проектную документацию по изготовлению изделия

.        По разработанному технологическому процессу изготовить изделие.

Объект исследования выступает творческий проект.

Предметом является методика выполнения творческих проектов по технологии.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении сформулированы цель, задачи, объект и предмет, отмечена актуальность.

В первой главе будут рассмотрены психолого-педагогические основы содержания творческо-конструктивной деятельности (ТКД), а именно возрастные особенности выбор объекта, форм и методов организации ТКД.

Во второй главе проведем технико-технологическое обоснование выбора объекта (изделия), выбор оптимального варианта изделия на основе анализа аналогов, составим краткий план по процессу изготовления изделия.

Третья глава посвящена технологическому процессу изготовления изделия, разработке проектной документации, подбору материала, необходимого для работы, инструмента и оборудования, проведем экономическое и эргономическое обоснование проекта.

В заключении сделаны выводы по проделанной работе.

Список литературы содержит 24 источников.

В приложения представлены идеи изделий из пластиковых труб, эскиз-идеи изделия «Вешалка для бани», проектная документация (общий вид, чертеж, спецификация, технологическая карта изделия).


1. Психолого-педагогические основы организации творческо-конструкторской деятельности (ТДК)

.1 Возрастные особенности учащихся

конструктивный деталь экономический

Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития, которым принадлежит будущее. С точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход - это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития. [14]

Подростковый возраст - это возраст «пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности». Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают «ситуации успеха», например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.

Основным видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся, порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру - подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.

В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Учитель стремится к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять наиболее главное.

Для реализации подобных проектов, в классе необходимо создать психологически комфортную атмосферу, проявите уважительное отношение к каждому ученику, учитывать его общественную и личную цель, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Для этого необходимо используйте эффект «синдрома справедливости» когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи. Определив некоторые ориентиры, определив концептуальные факты, следует со всей откровенностью сказать ещё об одном аспекте. В настоящее время учителю технологии предоставлена немалая свобода для реализации авторских программ на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточно простора для того, чтобы строить самостоятельную работу по собственному усмотрению. Он может сам выбирать подход изучения разделов, корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностями и традициями. Всё это реально позволяет освободить систему обоснования своей методики преподавания от догматизма и устаревших подходов, которые основательно обременили педагогику трудового обучения, воспитания. Но в этих условиях возникает много неясностей с организацией содержанием производительного труда учащихся. Нужен ли он вообще, а если нужен, то, в каких формах. Делая попытки использовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся (включая производственную практику) для других целей. Конечно, успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужны специальные условия. Если нет реальных возможностей для организации полноценного производительного труда, то следует вообще отказаться от него, а не превращать дело в фарс. Главное условие, которое необходимо при этом соблюдать, - чтобы труд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали, что их деятельность приносит реальную пользу. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приёмов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки.

1.2 Выбор объекта ТКД

В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать школьников к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим учащимся, школе и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в новых экономических условиях. [16, 14]

В содержании программы по направлению «Технология» (5-9 классы) предусмотрено изучение материала по такой образовательной линии как: творческая, проектная деятельность. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих, проектных работ. [15]

При проведении уроков важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.

На уроках проектирования следует привлекать внимание учащихся к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества, чтобы они научились определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, сотрудничать с коллективом сверстников и учителем в работе по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные школьники должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок. [4, 82]

Проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, школьники участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации.

Исходя из всего сказанного, в качестве объекта ТКД мы выбрали разработку творческого проекта.

Хочу еще добавить, что одним из этапов создания проекта (изделия) является конструирование («конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство»), которое будет необходимым элементом нашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий интерьера.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным. Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов. Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения. Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий. Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

Более подробно о формах и методах организации конструктивной деятельности мы рассмотрим в следующей главе.

1.3 Формы и методы организации ТКД

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:

·   фронтальная,

·   груповая,

·   индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать её этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приёмов у других, поиску выхода из затруднений за счёт обмена опытом.

Групповая форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе.

Индивидуальная форма организации работы - выполнение каждым учащимся различного задания - применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учёбы, дать возможность отстающим по каким-либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы.

Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России. Между тем трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то каждый труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения? Поэтому если рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе - из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие её индивидуальных качеств. Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу. Процесс трудового обучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки - одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет.

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

Технология проектирования (в том числе и собственная деятельность) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта. [19, 14]

При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание учащихся на следующие понятия:

·        методы проектирования;

·        личностные (человеческие) факторы проектирования;

·        технология проектирования;

·        художественное проектирование;

·        технология оценки предложенных проектов.

В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.

В заключение отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией. [16,69]

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы проектной деятельности

Этапы

Содержание

I. Поисково-исследовательский

1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности). 2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи. 3. Планирование проектной деятельности: а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие; б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки; в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

II. Технологический

Составление конструкторской и технологической документации. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.

III. Заключительный

1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду. 2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация). 3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.


Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта. [11, 68]

2. Технико-технологическое обоснование выбора объекта ТДК

.1 Процедура проектирования

Выбор объекта проектирования

При выборе объекта проектирования необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др.

На выбор материала для объекта проектирования меня натолкнула моя работа, которая связана с сантехнической деятельностью. Очень много обрезков труб остается в результате моего труда, и у меня появилось желание использовать данный материал в создании моего проекта. На самом деле сфера применения подобного рода материала (пластиковые трубы) намного шире, чем себе можно представить на первый взгляд. Обычные пластиковые трубы применяются в системах водоснабжения, отопления, канализации и кондиционирования, как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Они очень легко поддаются обработке, их можно гнуть, спаивать, соединять фитингами (пластиковыми соединительными элементами), кроме того трубы достаточно легко, клеить, красить и сверлить. Вдобавок, при всех его свойствах пластиковые трубы отличаются довольно низкой ценой. На различных интернет сайтах я увидел, что пластиковые трубы можно применить совсем не по назначению. Из этого материала можно изготовить множество нужных, полезных и оригинальных вещей: мебель, предметы интерьера, предметы для дачного участка (Приложение 1).

Выбранный мною материал (пластиковые трубы) обладает такими свойствами, как легкость, прочность, износостойкость (противостоящая капризам погоды), экологичность и эти свойства натолкнули меня на выбор объекта проектирования: разработать изделие для садовского домика, бани или любой другой дачной застройки. Ведь зимой в домике очень холодно, на дачном участке на предметы воздействуют мороз, солнце, дождь. А бане вообще огромные перепады температуры от топки до ее остывания, и предметы интерьера находящиеся в ней очень быстро теряют свои качества. Пластиковые трубы, обладая износостойкостью, прекрасно подходят для создания изделий для дачи. Мой выбор остановился на настенной вешалке в баню.

Вешалка для бани - это собственно то, с чего любая баня и сауна начинается. А куда повесить полотенце или халат, что для этого нужно - конечно, вешалка. В бане могут использоваться самые разнообразные варианты различных крючочков, вешалок, совмещенных с полками и нет.

Основным требованием к вешалке для бани является, то чтобы повешенное на нее не слетало и не падало. Это достигается неравномерной формой крючков (с бобышками на концах), наклоном крючков вверх, изгибанием крючков. Кроме этого, как и все что связано с баней, вешалка не должна быть выполнена из металла в помещениях с повышенной температурой, иначе об нее можно будет ожечься. Деревянные вешалки не должны иметь заноз, не только на крючках, но и на всех остальных поверхностях, в противном случае это может привести к порче вещей или травмированию кожи. Древесина должна быть достаточно прочной, а при установке вешалки в помещении с повышенной температурой - не должна выделять смолы. Конечно, чаще всего для бани используют вешалки сделанные из дерева, но, на мой взгляд, лучше всего для вешалок в баню подходит пластик, так как обладает всеми качествами, которые подходят к требованиям перечисленным выше.

Современные производители предлагают огромный ассортимент настенных вешалок, среди которых имеются варианты на любой вкус. Можно приобрести модель в виде планки с крючками. Этот вид считается более крепким и прочным, выдерживая самые тяжелые вещи. Планки могут быть вертикальными либо горизонтальными. Вытянутая в длину, она скорректирует зрительно чересчур широкую стену, а горизонтальные модели подойдут для помещений, имеющих узкие стены. А необычный дизайн вешалок, к тому же, украсят интерьер, сделают его оригинальным и разнообразным.

Сегодня купить вешалку - не проблема, но можно смастерить ее и самостоятельно, значительно сэкономив на этом и сделать ее в соответствии с личными потребностями. Сделанная с душой, удобная вешалка, безусловно, станет украшением интерьера!

Краткий план проекта

Для изготовления выбранного мною объекта проектирования следует решить ряд задач: выбрать оригинальную и технологически-доступную конструкцию и дизайн проекта, тщательно продумать технологическую последовательность изготовления изделия, для этого необходимо составить краткий план работы.

Учитывая этапы проектной деятельности (Таблица 1) и то, что они являются условными, я выделил для себя те важные компоненты, которые включил в свой план по разработке изделия (объекта проектирования).

I. Поисково-исследовательском этап.

1.     Выбрать объект деятельности и определить критерии, которым он должен соответствовать, (см. 2.1.1).

2.      Исследовать варианты существующих аналогов изделий.

.        Выбрать и проработать оптимальный вариант изделия (клаузуры).

II. Технологический этап.

1.     Составить проектную документацию (эскиз, чертеж, спецификацию изделия).

2.      Подобрать необходимый материал, инструменты и приспособления в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

.        Разработать технологический процесс по изготовлению изделия (технологическую карту).

.        Провести практическую реализацию проекта.

III. В заключительный этап.

1.     Произвести экономические расчеты себестоимости изделия.

2.     Провести эргономическое обоснование проекта (его пользу и новизну).

3.     Сделать выводы по проделанной работе.

2.2 Выбор оптимального варианта

Анализ аналогов

Сделав выбор объекта нашего проекта («Вешалка для бани») и следуя намеченному плану, я стал анализировать аналоги изделий. Для этого прошелся по магазинам, посмотрел и изучил образцы в интернете. Собрав необходимую информацию, я проработал такую схему, представленную в таблице 2.

Таблица 2. Вешалка для бани. Анализ аналогов

Изображение

Анализ

+ оригинальная идея + наличие полочки - очень много элементов (сложно)

+многофункциональность +полочка - очень много элементов (сложно)

+оригинальное исполнение + современно - сложность в изготовлении (очень много элементов)

+Простота в исполнении - не современно - слабый каркас для крепления к стене

+украшение художественными элементами - сложна в исполнении

+ Простота в исполнении - не эргономично (маленький размер)

+ хорошая классическая форма + простота + классическая форма

Клаузуры

Клаузура - это первичная, свежая форма выражения творческой идеи, ее восприятие, это графическая композиция, эскиз идея на заданную тему. Эскиз - идеи моего проекта представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 «Клаузуры»

Окончательный выбор решения по изготовлению вешалки для бани пал на шестой вариант.

3. Технологический процесс изготовления изделия

Общий вид изделия

Рассмотрев аналоги изделий и выполняя клаузуры, я остановился на изделии, общий вид которого изображен на рисунке 2.

Рисунок 2 «Общий вид изделия»

Чертеж изделия

Чертеж нашего изделия представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 «Чертеж изделия»

Спецификация изделия

Спецификация для чертежа определяет состав изделия. Спецификация разрабатываемого нами изделия представлена на рисунке 4.

Название детали

Материал

Кол-во

1

Труба большая

пластик

1

2

Заглушка большая

пластик

2

3

Труба маленькая

пластик

3

4

Заглушка маленькая

пластик

3

Рисунок 4 «Спецификация изделия»

3.2 Подбор материалов, инструментов и приспособлений

Подбор материала - главная составляющая подготовки к работе по изготовлению изделия.

Как уже говорилось выше, для реализации данного проекта, мной был выбран такой материал, как пластик, а именно обрезки пластиковых труб, которые оставались у меня после выполнения монтажных сантехнических работ. Количество материала, который мы будем применять для изготовления изделия представлен в таблице 3.

Таблица 3. Используемый материал

Наименование материала

Кол-во (длина)

Труба диаметром 90 мм.

400 мм.

Заглушка 90 мм.

2 шт.

Труба диаметром 20 мм.

300 мм.

Заглушка 20 мм.

3 шт.


Также, для того чтобы приступить к проекту изготовления изделия мы будем использовать рабочие и контрольно-измерительные инструменты (Таблицы 4 и 5). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток).

Таблица 4. Рабочие инструменты

Наименование

Изображение

Назначение

Паяльник (Инструкцию по использованию см. Приложение 6)

Аппарат для пайки пластиковых труб (750Вт)

Электродрель

Для высверливания отверстий (600Вт)

Сверло (8 мм и 3 мм) Перовое сверло (18 мм)

Для работы с дрелью и высверливания отверстия определенного диаметра


Для резки трубы можно воспользоваться любым из предложенных инструментов

Ножницы для резки труб

Для отрезания трубы диаметром до 40 мм.

Ножницы по металлу

Для отрезания трубы небольшого диаметра

Лобзик

Для отрезания трубы любого диаметра (500 Вт)

Ножовка по металлу

Для отрезания трубы любого диаметра

Болгарка

Для отрезания трубы большого диаметра (1200 Вт)



Таблица 5. Контрольно-измерительные инструменты

Наименование

Изображение

Назначение

Штангенциркуль

Универсальный инструмент применяется для измерения наружных и внутренних размеров

Рулетка

Для измерения длины изделий

Металлические масштабные линейки длиной 150, 300, 500 мм.

Для измерения длины


В рабочий комплект (в зависимости от производственной необходимости) также должны входить: карандаш / маркер, шило, кернер, молоток, нож.

3.3 Технологический процесс изготовления изделия

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций. Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте. Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту - значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Технологическая карта разработанного нами изделия «Вешалка для бани» представлена в таблице 6.

Таблица 6. Технологическая карта

Операция

Графическое изображение

Инструменты

1.               Разметим и отрежем трубу диаметра 90 мм. длиной 400 мм.            Маркер

Рулетка

Болгарка


2.               На трубе диаметра 90 мм. сделаем отметки для высверливания трех отверстий согласно чертежу. Карандаш

Линейка


3.               На трубе диаметра 90 мм. делаем 3 отметки от низа на расстоянии 20 мм. Расстояния между отметками 40 мм. Высверливаем 3 отверстия диаметром 8 мм. (для дополнительных крючков)            Маркер

Линейка

Дрель

Сверло 8 мм


4.               С обратной стороны большой трубы на расстоянии 80 мм от верха высверлим отверстия, на которое мы будем крепить наше изделие. (Вид отверстия см. на изображении)             Маркер

Линейка

Дрель

Сверла 8 мм, 3 мм


5.               С помощью сверлового пера в оставшихся намеченных областях высверлим три отверстия (это отверстия для больших крючков вешалки).           Дрель

Перо на 18 мм


 

6.

Поставим разогревать паяльник для спайки труб (10 мин.)

Паяльник


7.               Возьмем трубу диаметра 20 мм и отрежем от нее три равных части по 100 мм.       Маркер

Линейка

Ножницы по металлу


8.               На каждой из трех труб сделаем отметку от края в 14 мм. (это глубина сварки согласно таблицы 8 приложения 2)                Линейка

Маркер


9.               В нагретый сварочный аппарат вставляем трубу диаметра 20 мм. на отмеченную глубину. По окончании предписанного времени нагревания 6 сек. (См. Приложение 2), быстро снимаем пластиковую трубу с аппарата и сразу вставляем в намеченное отверстие большой трубы под углом 30-40°, чтобы отмеченная глубина сварки была покрыта образующимся наплывом.               

Паяльник


 

10.

Аналогично припеваем оставшиеся две трубы.


Паяльник

11.

Присоединим 2 больших заглушки и 3 маленьких на соответствующие трубы, чтобы завершить работу.



3.4 Эколого-экономическое обоснование

Наша вешалка для бани является экологически безвредным, не приносящим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из материала, применяемого в быту и имеющего сертификаты соответствия. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

Определяя себестоимость своего изделия, я суммировала затраты на материалы и электроэнергию затраченные на его изготовление. Для отрезания большой трубы я использовал болгарку, для высверливания отверстий дрель. Необходимо также учесть время разогрева паяльника для труб. Расчет Себестоимости нашего изделия представлен в таблице 7.

Таблица 7. Себестоимость изделия

Наименование материала (работы)

Стоимость

Кол-во

Цена

1.

Труба 90 мм

0,4 м.

198 руб.

2.

Заглушка 90 мм

59 руб.

2 шт.

118 руб.

3.

Труба 20 мм

51 руб.

0,3 м.

15,3 руб.

4.

Заглушка 20 мм

3,5 руб.

3 шт.

10,5 руб.

5.

Болгарка 1,2 кВт

2,2 руб.

0,5 мин. (0,01 ч)

0,03 руб.

6.

Дрель (пером) 0,6 кВт

2,2 руб.

3 мин. (0,05 ч)

0,04 руб.

7.

Дрель (сверлом) 0,6 кВт

2,2 руб.

1 мин. (0,02 ч)

0,03 руб.

8.

Паяльник (разогрев) 0,75 кВт

2,2 руб.

10 мин. (0,17 ч)

0,28 руб.

9.

Паяльник спайка 0,75 кВт

2,2 руб.

9 мин. (0,15 ч)

0,25 руб.

Итого:

342,46 руб.



Величина затрат на изготовление вешалки для бани составила 342,46 руб., но если учесть, что я использовал обрезки пластиковых труб (и куплены они были не на собственные средства, а за клиента), то себестоимость изделия равна 129,16 руб.

3.5 Эргономическое обоснование

Эргономические показатели качества применяются для определения соответствия изделия различным эргономическим требованиям. Эти требования могут предъявляться к размерам изделия, его форме, функциональным характеристикам, отдельным элементам конструкции и их взаимному расположению. Эргономические показатели охватывают всю совокупность факторов, влияющих на человека и эксплуатируемое изделие.

Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями своего организма.

Непосредственно мое изделие «Вешалка для бани» несет в себе практическое значение, ведь, вешалка - это то с чего начинается любая баня, только на нее мы вешаем одежду и полотенце, зайдя вовнутрь (ковши, мочалки и т.п.).

Наша вешалка сделана согласно основным требованиям, предъявляемым к ней: чтобы вещи не падали с нее, форму крючков мы сделали с наклоном вверх. Специальные заглушки на концах крючков придают не только законченный вид изделию, но также ограничивают падение вещей с вешалки. В отличие от металлических вешалок об нее невозможно обжечься. В сравнении с деревянными вешалками наша вешалка не имеет заноз и не выделяет смол. Я сделал, как мне кажется, безопасное по всем параметрам изделие. Об него трудно пораниться, и значит, оно не будет представлять собою определенную опасность для жизни человека. А также данная вешалка несет в себе эстетическую привлекательность, что является немаловажным в процессе изготовления изделия.

Заключение

Анализ изученной литературы, проделанной работы позволяет сделать следующие выводы: в образовательной области «Технология» наиболее продуктивными (стимулирующих процесс обучения) являются проектные творческие технологии обучения с применением проектных методов. В процессе проектной деятельности развивается творческий потенциал и усваиваются основополагающие закономерности построения современных технологий. При проектировании реализуются возможности проявить свои знания, способности и креативность мышления.

Школьники подросткового возраста не всегда осознают роль теоретических знаний, но в то же время они более склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью.

Я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. Организуя работу школьников над проектами, следует начать с изучения их интересов, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Творческие проекты должны позволить ученикам развить творческие способности и художественный вкус. Разработка алгоритма позволяет учащимся правильно организовывать самостоятельную деятельность.

Выполняя творческий проект, я проделал большую работу и многому научился. Во-первых, определился с объектом своего проекта (вешалка для бани), провел обоснование данного выбора. Для того чтобы облегчить процесс воплощения в жизнь своего творческого проекта, я составил краткий план. Придерживаясь данного плана, я собрал информацию из разных источников, провел анализ аналогов изделия и определился с оптимальным вариантом своего изделия, на основе клаузур разработал эскиз, чертежи, схемы. Определился с материалом, инструментом и приспособлениями, которые понадобятся мне для изготовления изделия. Разработал технологический процесс и создал технологическую карту изделия. Произвел экономический расчёт изделия, провел экологическое и экономическое обоснование.

Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В творческом проекте важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.

Считаю, что с поставленными задачами курсового проекта я справился и успешно преодолел возникшие трудности.

Основные направления для дальнейшего исследования проблемы можно выбрать:

·      декорирование изделия «Вешалка для бани» (Отделка камнями, стразами, структурным гелем; художественная роспись, мраморирование и т.п.);

·        разработка усложненной и практически значимой конструкции из данного материала (пластиковых труб);

·        Или же совместить оба этих направления.

Материал курсовой работы имеет практическую значимость и может быть использован студентом, начинающим учителем при подготовке к занятиям по творческому проектированию на уроках технологии и не только.

Список использованной литературы

1.     Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся / В.Е. Алексеев. - М.: Высшая школа, 1984. - 46 с.

2.      Ахияров К.Ш. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов / К.Ш. Ахияров, П.Р. Атутов, Р.З. Тагариев. - М., 2000. - 287 с.

3.     Кочетов А.И. Трудовое воспитание школьников / А.И. Кочетов. - Минск, 1991. - 263 с.

.       Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

5.      Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

6.     Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии/ Г.И. Кругликов. - Курск: Издательство Курского госпедуниверситета, 1998. - 252 с

7.     Марченко А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: Вентана-Графф 2002. - 224 с.

9.      Методика обучения технологии 5-9 классы / А.К. Башенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая - М.: Дрофа, 2004. - 220 с.

10.   Методика обучения технологии 8 класс. / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2003. -224 с.:ил.

11.   Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим, 1998. - 173 с.

12.    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

13.   Симоненко В.Д. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 5 - 9 классов. / В.Д. Симоненко - М.: 2004. - 54 с.

14.    Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных школ: Книга для учителя / В.Д. Симоненко. - Брянск: Научно-методический центр «Технология», 1996. - 238 с.

.        Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: теоретико-методические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 230 с.

16.   Симоненко В.Д. Журнал «Школа и производство». / В.Д. Симоненко // Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития. - 1999. - №5. - 2-5 с.

17.   Симоненко В.Д. Технология: 8 класс (мальчики): Поурочные планы по учебнику под редакцией. / В.Д. Симоненко, авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 281 с.

.       Солопова Н.А. Проектная методика в профильном обучении / Н.А. Солопова Н.В. Шельпова. М.: Школьные технологии. - 2005. - №3. - 380 с.

19.   Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Фицула - К.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

20.    Хотунцев Ю.Л. Технология. Трудовое обучение. / Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.

Похожие работы на - Творческо-конструктивная деятельность учащихся

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!