Современные воспитательные технологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные воспитательные технологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»


Исполнитель:

Мацкевич Виктор Вячеславович






Минск, 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Педагогические технологии в воспитательном процессе

.1 Сущность понятия «воспитательные технологии»

.2 Воспитательные технологии в России в ХХ веке

Глава 2. Развитие воспитательных технологий в Республике Беларусь

.1 Проблема воспитания молодежи в Республике Беларусь

.2 Роль воспитания в реализации молодежной политики Республики Беларусь на современном этапе

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности учащегося в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы.

Феномен воспитательной системы в педагогической теории и практике проработан в достаточной степени. Необходимость ее создания в учебных заведениях, как правило, не вызывает сомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективным средством развития воспитательного процесса.

Актуальным в этой связи становятся определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса использования воспитательных технологий.

Цель исследования - изучение воспитательных технологий в современных учебных заведениях.

Объект исследования - воспитательные технологии в учебных заведениях. Предмет исследования - эффективность построения системы воспитательной работы с молодежью в современных условиях.

Основные задачи:

раскрыть сущность понятия «воспитательные технологии» и пути совершенствования воспитательной работы;

проанализировать идеи воспитания человека педагогов XX века;

обозначить основные причины актуализирующие проблемы воспитания молодежи в современном обществе;

раскрыть современные методологические основы воспитательной работы с молодежью в контексте реализации в Республике Беларусь государственной молодежной политики.

Гипотеза исследования - если применение воспитательных технологий в системе современных учебных заведений результативно, то повышается экономическое и политическое развитие Республики Беларусь.

Метод исследования - теоретико-библиографическое исследование.

Глава 1. Педагогические технологии в воспитательном процессе

.1 Сущность понятия «воспитательные технологии»

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами-практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М. Шепель, Б.Т. Лихачев, В.П. Беспалько, И.П. Волков, Ю.К. Бабанский, Н.Р. Талызина, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne - искусство, мастерство, умения и «логия» − наука. В толковом словаре технология − это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология» множество, на основании которых можно сделать вывод. Технология - это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.

Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в учебном заведении. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии [7, 8].

Воспитательная технология − совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития [5].

В любой педагогической системе «воспитательная технология» − понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология - воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.

Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств:

Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.

С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.

В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет.

Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, наука будет искать разрешения противоречия между технологизацией и личностью в воспитательном процессе.

Понятие воспитательный процесс, наряду с воспитанием и воспитательной технологией, относится к числу методологических знаний, ибо в его научном анализе и практической организации объединяется знание о воспитательных системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.

Процесс в общеязыковом смысле в одном случае означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо, в другом - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основания для понимания воспитательного процесса как организованного взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Здесь видно, что воспитание рассматриваются как совокупность последовательных педагогических действий, осуществляется в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.

Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:

целостность;

системность;

цикличность;

технологичность.

Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом обеспечивается целостность всего педагогического процесса, что является методологическим принципом и особенно актуально в современных условиях.

Воспитательный процесс и воспитательная система также составляют единство, поскольку процессы представляют собой свойство систем. Можно сказать, что воспитательные процессы - это последовательная смена состояний воспитательной системы.

Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, изменение одного в результате влияния другого. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания и т.д.

Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих основным компонентам воспитательной технологии. Вследствие этого в число его структурных элементов включены:

целевой - определение целей воспитания;

содержательный - разработка содержания воспитания;

операционно-деятельностный - процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса;

оценочно-результативный − оценка и анализ эффективности воспитания.


.2 Воспитательные технологии в России в ХХ веке

Педагоги XX века разрабатывали и реализовывали на практике идеи воспитания человека в новых социально-экономических условиях, где практический опыт российской школы, достижения зарубежной педагогической мысли по воспитанию юных граждан государства служили источником развития советской воспитательной системы. Гуманистические и демократические идеи, имевшиеся в педагогическом наследии России, способствовали практической деятельности педагогов этого периода.

Анализ научной, педагогической и исторической литературы данного периода, позволяет говорить о том, что в советской педагогике сложилась своя специфическая система воспитания, организации воспитательной работы, которая имела свои направления и соответствующие им формы и методы, учитывавшие специфику и идеологические установки нового времени.

В учебно-воспитательных учреждениях С.Т. Шацкого («Бодрая жизнь», «Первая опытная станция») проходили проверку идеи самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. При этом, главные цели обучения и воспитания С.Т. Шацкий видел в соответствии социальному заказу и одновременном учете индивидуальных особенностей личности при формировании у детей умения объединять усилия для достижения общей цели; при этом важна была подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, способного оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; в учете макро- и микросоциального окружения ребенка.

Кроме того, С.Т. Шацкий считал, что главное влияние па развитие ребёнка оказывает социально-экономическая среда, где школа, являясь основным центром воспитательной работы детей, должна выступать в качестве координатора формирующего воздействия. При этом главными факторами в процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления, воспитании ума,

В основе педагогической системы А.С. Макаренко заложена идея всестороннего развития личности, где особое место занимает воспитательное воздействие коллектива. Основная мысль идеи состоит в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит развитию личности и индивидуальности. Веря в творческие силы и возможности человека, А.С. Макаренко считал, что воспитанием можно их пробудить и развить, а отношения между педагогами и детьми должны строиться на уважении и требовательности. В период Великой Отечественной войны произошел прилив патриотических сил, способствовавший духовному раскрепощению человека, Среди источников духовных и нравственных сил народа особого внимания, на наш взгляд, заслуживали исторически сформировавшийся духовный, который не удалось уничтожить до конца и накопленный в 20-ые годы демократический идейно-нравственный потенциалы,

В послевоенный период наиболее яркой является идея В.А. Сухомлинского. Идея В.А. Сухомлинского, построенная на прочных нравственных основах, ориентированная на стремлении максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции 1уманистических традиций дореволюционной русской школы, опыта демократизации в 20-е годы и духовно- нравственного потенциала, полученного русским народом в годы Великой Отечественной войны, Результат такой интеграции выразился в цели воспитания, направленного на формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, активной жизненной позицией, которая реализовывалась В.А. Сухомлинским в Павлышской школе. Кроме того, педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского была направлена на практическую разработку содержания, средств и форм воспитания личности, восприятие его целостности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального, к «полной духовной жизни».

Гуманистические идеи В.А, Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили, И.Д. Демаковой и др., которые убеждены в том, что основным звеном во взаимодействии с ребенком является его гуманистическая сущность [2].

Практические основы педагогической поддержки как выражение педагогики свободы были заложены О.С. Газманом, который подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в ; активных и позитивных действиях, а вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми, При этом, педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также как преодоление препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.

Уважение личности ребенка, понимание его чувств и мыслей, сопереживание, внутренняя ориентация на развитие ребенка и помощь ему в процессе развития характеризуют идеологию педагога-фасилитатора (термин, введён К. Роджерсом), помогающего и облегчающего ребенку процесс развития через сотрудничество, поддержку, реализацию его потребности в принятии и любви взрослого.

В концепции воспитания, разработанной И.Д. Демаковой, нашли отражение идеи гуманизации процесса воспитания, где основной характеристикой выступает «пространство детства», рассматриваемая, как «сфера полноценной жизни ребёнка, а не только подготовки к взрослому бытию». Пространство детства включает природный мир, семейную атмосферу, социальную, культурную, образовательную, информационную среду, в каждой из которых дети должны чувствовать себя свободно и достаточно автономно. При этом в качестве одного из условий гуманизации пространства детства рассматривается то, что дети «пускают» взрослых в свой мир, т.е. принимают взрослого, а ребенок (его личность и индивидуальность), процесс его раз вития, его права и, в первую очередь, право на свободу в воспитательном процессе являются для педагога значимыми.

Социокультурологический подход (Н.Е. Щуркова и другие) характеризуют воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение ребенка в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с педагогом вхождение в культуру, где человек рассматривается как продукт и дитя природы, выступающий одновременно как продукт, так и творец природы.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современном процессе воспитания синтезируются многие педагогические подходы, предложенные педагогами-мыслителями и практиками в разные культурные периоды жизни общества.

С учетом того, что воспитание является ключевой категорией нашею исследования, рассмотрим его сущность, первоначальный смысл, который означал «вытягивать», «выращивать». Осмысление данного понятия предполагает широкий спектр трактовок: в обыденном понимании характеризующих «нравоучение», «морализирование», а в научном включающий в себя такие категории как «образование», «обучение», «становление», «самовоспитание», «формирование», «развитие» т.д.

В социально-философском аспекте воспитание рассматривается как важная функция по целенаправленной подготовке молодого поколения к жизни в обществе, которая осуществляется в специально создаваемых государственных и общественных структурах, При этом основой такой подготовки выступает передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизводство новыми поколениями. Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и другой литературы показывает, что современные трактовки сущности воспитания разнообразны и характеризуют воспитание, как:

Социализацию, посредством которой индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства (И.С. Кон);

Процесс сознательного, целенаправленного формирования чело века или социальной группы, ведущего к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гиецинский);

«Восхождение к субъектности» (М.С. Каган);

«Непрерывное становление целостности предоставление человека возможности самоопределиться» (Г.С. Батищев).

В традиционном понимании воспитание расценивается как «механизм удержания» в системе этнических и родовых отношений; способ требований и правил жизни с законами Вечности (Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский); путь овладения на Земле этикой космического существования (Д. Андреев, Н.К. и СЛ. Рерихи, К.Э. Циолковский). Историко-иедагогический анализ категории «воспитание» указывает на преобладание тенденции понимания данного феномена как целенаправленного и двустороннего процесса воздействия на ребенка, учитывающего его активность в самоизменении.

Для исследования важной является точка зрения Л.A. Беляевой, рассматривающей «воспитание» как исторически определенный способ социкультурного воспроизводства человека.

Следует отметить, что, характеризуя воспитание, современные исследователи рассматривают его:

В широком смысле определяемое как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Включая воздействие общества на личность в целом (т.е. отождествление воспитания с социализацией).

В узком педагогическом смысле, представляющем собой воспитательную работу, целью которой является формирование у детей системы качеств личности, взглядов и убеждений.

С этих позиций предметом нашего исследования выступает воспитание в узком смысле, а потому, говоря о проблеме формирования готовности учителя к воспитательной деятельности, важно рассмотреть сущность понятия «воспитательная работа». При этом необходимо учитывать актуальность сущности и содержания воспитательной работы и дальнейшего определения путей повышения ее эффективности в школах России; преемственность в изучении и использовании имеющегося российского опыта, которая дает возможность выбрать то, что может быть использовано в системе воспитательной работы в современных условиях, обеспечивая сохранение связи с прошлым, со всеми ценностями, которые накоплены в системе образования и воспитания; практическую эффективность и реальную перспективу, подтверждаемую глубоким анализом форм, методов и приёмов в воспитательной «.практике; целостность, так как определение данной позиции вызвано законом диалектики целого и части.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что у большинства исследователей отсутствует строгое разделение понятий «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «воспитательный процесс», «воспитательная система» и т.д., несмотря на то, что некоторые показывают соотношение данных категорий (И.А. Колесникова, Л.И. Маленкова, В.А. Сластенин, М.М. Поташник, Н.Е. Щуркова и др.).

Сопоставляя понятия «воспитательный процесс» и «воспитательная работа» М.М. Поташник определяет интересующую нас категорию как «сложную динамическую систему, существующую объективно, ибо она задаётся целью, принципами воспитания, уставом общеобразовательной школы, другими документами, на основе которых функционирует школа, и которые являются системными по самой своей сути». При этом воспитательная работа рассматривается как более широкое понятие, чем процесс, так как она включает и подготовку, и создание условий, и анализ результатов и т.д.

По мнению И.А. Колесниковой воспитательная работа представляет собой «индивидуальный способ реализации учителем своей педагогической концепции в конкретной социокультурной ситуации воспитания».

Л.И. Маленкова, определяя сущность категории «воспитательная работа», характеризует ее как целенаправленную деятельность субъекта воспитания, то есть любого педагога: учителя − если речь идёт о внеклассной работе по предмету; классного руководителя - воспитателя определенного класса; куратора - педагога, курирующего несколько классов, воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования и т.д.

Н.Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на познание себя и другого человека, на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения. При этом важная роль отводится готовности учителя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности,

В.А. Сластенин считает, что «воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности».

На основе сравнительного анализа, в рамках диссертационного исследования в качестве рабочего понятия «воспитательная работа» будем понимать целенаправленную деятельность педагога по созданию благоприятных условий организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Анализ теории и практики организации воспитательной работы в школе показывает, что она осуществляется по разным направлениям: в рамках процесса обучения; при организации внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности педагогов и учащихся, с привлечением родителей и всех заинтересованных людей; в системе дополнительного образования и т.д.

Большое влияние на эффективность организации воспитательной работы в образовательном учреждении и имеет морально- психологический климат школьного коллектива. При этом содержание, формы, средства и технология реализации в образовательном учреждении определяются её воспитательной системой, представляющей собой целостный социальный организм, включающий взаимосвязанные компоненты воспитания (субъекты, цели, способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д.

Современные условия и процесс формирования личности требуют переосмысления роли воспитательной работы в воспитательно-образовательном процессе, направлений самосовершенствования, перестройки технологии воспитания, форм и методов работы с детьми и т.д.

Анализ исследований и практики социализации личности показывает, что сегодня известны несколько вариантов организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, среди которых:

Традиционный, при котором педагог имеет полную учебную на грузку и классное руководство в одном классе;

«Освобождённый», при котором классный руководитель может быть на параллели классов и вести уроки только в своём классе, а может и не являться учителем-предметником, и при этом организовывает воспитательную работу;

«Клубный», при котором школьная жизнь делится на учебную и воспитательную (клубную) работы, где классный наставник не является предметником, занимается только воспитательной работой в одном или нескольких классах;

«Социальный», при котором воспитательной работой занимается классный организатор, изучающий учащихся, работающий с педагогами- предметниками, организовывающий коллектив и его деятельность через совет класса социальный педагог, изучающий учащихся во внеурочное время, работающий с родителями и занимающийся организацией досуга;

Педагог-психолог-координатор как воспитатель нового типа, ведущими задачами которого являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности ученика;

Коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ученика;

Помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Не отрицая возможности вышеприведенных вариантов, мы придерживаемся традиционной точки зрения и считаем, что опыт организации воспитательной работы в ученическом коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией. При этом отсутствие жесткой регламентации, предписаний свыше дает возможность классному руководителю для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Кроме того, эффективная деятельность педагога-воспитателя предполагает создание условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через его участие в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой и т. д., а также координацию и корректировку воздействия среды на личность ребенка.

Внеклассная работа, обладая широкими воспитательными возможностями, способствует развитию личности ребенка, при организации которой педагогу следует учитывать: традиции и особенности образовательного учреждения и классного коллектива; возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интересы, склонности и увлечения личности воспитанника. Кроме того, в воспитательной работе актуальны условия, способствующие разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка; обогащению личного опыта путем пополнения знаний о различных видах деятельности, развитию и проявлению интереса к этим видам деятельности, желания участвовать в них; учит готовности ребенка к общению' в коллективе, выслушивать различные точки зрения, т.е. сотрудничать друг с другом и взрослыми [4, 1].

Воспитание − это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитательные технологии - это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Проведенный сравнительный анализ практики организации воспитательной работы с начала 80-90-ых по настоящее время показывает, что современная система образования дает возможность учителю самому выбирать воспитательную траекторию, определять позиции, устанавливать стиль и тон отношений с учащимися. Кроме того, в процессе совместной деятельности между взрослыми и детьми возможно установление отношений сотрудничества, направленных на саморазвитие и самореализацию личности ученика.

Реформирование социально-политической и экономической жизни общества способствовало существенному изменению социокультурной жизни подрастающего поколения, механизмов функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и религиозных организаций. При этом образовательная практика современного воспитания, организации воспитательной работы в образовательных учреждениях столкнулась с противоречиями - положениями, рассматриваемыми как антагонизм, расхождение (отсутствие единства, несовпадение, разногласие, разлад, инакомыслие), которые мешают дальнейшему развитию личности.

В исследованиях В.3. Вульфова, М.И. Губановой, И.Д. Демаковой, Н.Э. Касаткиной, Н.Е. Щурковой и др. указаны противоречия в процессе воспитания и образования в современных условиях, от разрешения которых зависит готовность будущего учителя к профессиональной деятельности.

Глава 2. Развитие воспитательных технологий в Республике Беларусь

.1 Основные тенденции воспитания учащихся в Республике Беларусь

Воспитание подрастающих поколений всегда являлось важнейшей из общественных задач, но эта вечная проблема особенно остро встает в переходные периоды общества, когда новые условия резко меняют требования к человеку со стороны социума.

Главная особенность современной социально-педагогической ситуации в республике заключается в демократических преобразованиях и изменениях, которые происходят в процессе реформирования системы образования. Вместе с тем инновационные процессы в сфере образования осуществляются в условиях резкого обострения воспитательных проблем, продиктовано, прежде всего, экономической нестабильностью и духовным дисбалансом в обществе.

Провозглашенный нашим обществом принцип гуманизации образовательной системы диктует поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми и молодежью, предполагает, прежде всего, личностно-ориентированный подход. Но, вместе с тем, недостаточно четко определенные цели сегодняшнего воспитания. Какого же человека необходимо воспитывать в современных условиях? Какой социальных заказ в области воспитания диктует современная ситуация?

Ответы на эти вопросы призвана дать новая Концепция воспитания учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Среди основных причин, резко актуализирующих проблему воспитания учащейся молодежи в современном обществе, можно выделить следующее:. Разрушение традиционного механизма социализации человека и, как следствие, разрыв преемственности поколений, что может привести к дестабилизации развития общества.

Долгие годы социализация личности не обострялась проблемой поколений. Каждый представитель нового поколения должен был приобщаться к тем ценностям, идеалам, значениям, умениям, которые вырабатывались его предками. Основным критерием деятельности и поведения был принцип «Так поступали твои деды и отцы, поэтому ты должен поступать так же». Проблема поколения не могла возникнуть в этих условиях, как проблема, выходящая за границы технологий передачи накопленного социумом опыта.

В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего. Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний и младшие осваивали их в том же объеме, не сомневаясь в их важности и полезности.

Новая ситуация требует особенной гибкости, взаимной терпимости, различия, умения сохранять связь времен, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым, как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становится неизбежным, общество резко дифференцируется по возрастным группам. Чтобы избежать этого в социокултурных отношениях необходима взаимная, а не односторонняя толетарность, способствующая диалогу. Преемственность поколений является законом сциокультурного развития, поэтому все общественные педагогические и личные усилия должны быть направлены на гармонизацию и диалог поколений.

В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач должно быть сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций, представлений об идеале гражданина своей страны. Основой преемственности поколений является духовность человека. А духовность - это свойство души, состоящая в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностях.. Возникновение феномена бездуховности, проявляющегося во многих сферах жизнедеятельности, в частности, в агрессивном невежестве и низкой культуре.

Сегодняшнее белорусское общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе и духовный кризис.

Вместе с тем даже простое материальное производство возможно только при наличии определенных духовных основ общества, при определенном уровне развития культуры.

Развитие личности и общества происходит через культуру, в самом широком ее смысле, через систему ее ценностей, символов, и наоборот, развитие культуры через личность. Культура - то ядро, которое обеспечивает духовную целостность общества и преемственность поколений, воспроизводство традиций.

В последние годы наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в обществе: все большее число различных явлений общественной жизни, ранее, безусловно, выходивших за рамки социально-нормативной системы стали считаться нормальными, допустимыми.

По данным исследования примерно половина подростков и юношества не считают валютные операции и подпольный бизнес отклонением и полагают, что такой способ зарабатывания денег вполне приемлем для них.

Примета современного времени - это невостребованность высокой культуры, господство общества утилитарных ценностей. Прежде всего, это проявляется в оценке подростками различных форм досуговой деятельности, в низком качестве их художественных предпочтений.

Согласно опросу досуг для большинства младших и старших подростков превратился в многочасовое просиживание у компьютера и хождения по улицам.

По данным анкетирования, проведенного в марте 1999 г. в ПТУ Минска и Орши (1 и 2 курсы) под научным руководством О.П. Котиковой, 87% юношей и девушек относятся к искусству, как к средству развлечения, 59% −никогда не посещали художественных выставок, музеев, 89% − никогда не слушали концерты симфонической музыки. Учащиеся школ и ПТУ также недостаточно интересуются историей родного края. Эмоциональная обедненность подростков и юношества в результате общих издержек эстетического и недостаточности нравственного воспитания зачастую выливается в асоциальные действия.

Таким образом, захоронение духовных основ общества в процессе эстетического, нравственного и экологического воспитания школьника оказывается одной из серьезнейших педагогических задач нашего времени. . Возникновение новой системы требований, порожденных новыми социальными реалиями на пути к рыночной экономики.

Сегодня в наборе наиболее важных жизненных ценностей учащейся молодежи можно назвать: потребность в здоровье, свободе, семье, высокооплачиваемой работе, самоуважении и справедливости. В качестве ценностей как цели жизни они отмечают: нормальную семейную жизнь, дружбу, свободу, счастье, чувство собственного достоинства, саморазвитие и стремление к реализации своих способностей. Во взглядах на ценности как средства достижения жизненных целей преобладает оптимизм, самоконтроль, ответственность, воспитанность и честность. Что касается социальных позиций и нравственных принципов, которыми учащиеся старших классов руководствуются в своей жизни, то следует отметить наличие у современной молодежи системы ценностей, которая заставляет задуматься сегодняшних педагогов-воспитателей.

Вместе с тем основным ориентиром воспитания сегодня должно быть согласовано принятое в обществе представление об идеале гражданина Беларуси, его жизненной позиции: гражданина − представителя делового мира, гражданина − среднего и мелкого предпринимателя, гражданина-интеллигента, гражданина-рабочего, гражданина-военного и т.д. Вместе с тем все эти идеалы роднят и объединяют такие черты, как патриотизм, преданность идеалам гуманизма, свободы и демократии, стремление к личному успеху в жизни на благо родины и пр.

Все это говорит о том, что социально-педагогическая ситуация породила новые проблемы гражданского и нравственного воспитания детей и молодежи. Среди них − экономическое, экологическое воспитание, неформальные объединения молодежи, воспитание исторической памяти, патриотизма, эстетического отношения к жизни, правовой культуры и т.д.. Активное распространение через рыночную сферу и средства массовой информации западных ценностей, ведущих к девальвации исторического прошлого, разрушению культурных ценностей и национальных традиций.

Западная продукция заполнила сегодня не только вещевые рынки, она все больше набирает силу на рынке видео- и телепродукции, далекой от художественных критериев классики.

Телевидение и видеомагнитофоны сегодня стали одними из главных носителей ценностей для современных детей. Кроме развлекательных программ школьники с удовольствием смотрят латиноамериканские сериалы и сомнительного художественного качества западные боевики. Само телевидение формирует у подрастающего поколения образ новой реальности: "настоящий уважаемый человек − человек с деньгами, обладающий престижными вещами".

Роль средств массовой информации в современной жизни достаточно значима, ибо они в значительной степени формируют отношения подростков к происходящим событиям.

Детские ценности, тем не менее, отражают ценности взрослых. Современные подростки в основном интересуются тем, что им может в дальнейшем обеспечить жизненный успех. Прежде всего, их интересует курс американского доллара, они мечтают работать за границей, что, по их мнению, обеспечивает материальное благополучие.

Естественно, эти неутешительные данные исследований говорят о необходимости формирования новых форм работы и координации деятельности семьи и школы,

В сегодняшней социально-экономической ситуации с особенной остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство и пр.

Особенно важными воспитательными направлениями сегодня выступают: формирование патриотических чувств, национального самосознания, эстетическое воспитание учащихся средствами отечественного художественного наследия. Культурное "беспамятство" самым непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и политическое сознание молодежи.. Переоценка управленцами, педагогами и родителями роли образования и недопустимая недооценка роли воспитания в формировании и развитии новых поколений белорусов.

Наука и передовая педагогическая практика сегодня отмечает неразделимость учебного и воспитательного процесса, где последний понимается гораздо шире, поскольку никакой "чистой передачей" знаний невозможно сформировать личностные смыслы и ценностные ориентации человека. Воспитание оказывается более трудным процессом, чем образование уже потому, что не только не может абстрагироваться от личностных особенностей воспитуемого, но всегда обращено к нему именно как к личности, как к субъекту, как к уникальному и полноправному партнеру в общении. Не сумма знаний определяет качество образования как целостного процесса, а развитое мышление, способность к творчеству, гуманное созидательное отношение к окружающей действительности. "Научить ценностям, "заполнить" ими ученика − нельзя. Воспитать человека, взрастить в нем истинные ценности − и возможно и необходимо. Непреложный жизненный закон гласит: нет обучения без воспитания, нет технического прогресса без этического прогресса, нет экономического развития без развития нравственного. Нарушение этого закона влечет за собой воистину сокрушительные последствия, проявления которых мы сейчас и наблюдаем.

Анализ основных причин, актуализировавших проблему воспитания учащейся молодежи в современном обществе, позволяет выделить основные тенденции в ориентациях построения воспитательного процесса в современной школе.

Первая из них − сохранение структурных элементов советской школы, работающей по единой воспитательной программе, регламентирующей каждый шаг педагога.

Консерватизм репродуктивного педагогического мышления, свойственный значительному числу педагогов-практиков, гарантирует устойчивость этой тенденции.

Несмотря на то, что советская школа шла путем социализации индивида, как части коллективного целого, в пределах государственности с коммунистической идеологией и плановой экономикой она давала прочные "знания, умения, навыки, необходимые для жизни в заданных социокультурных обстоятельствах, гарантируя их стабильность.

Сегодня нельзя не брать на вооружение лучшее из воспитательной системы советской школы. Например, методы формирования коллективного сознания сегодня представляют предмет пристального внимания и заимствования в школах многих стран мира. Вместе с тем мера и уровни регламентации воспитательного процесса − государственных, региональной и индивидуальной для каждого учебного заведения − должны иметь различия в пределах общего, особенного и единичного. Иными словами, задавая общую государственную программу воспитания, важно оставить региону возможность обогатить ее местной спецификой, а каждой школе − иметь свою воспитательную программу, возможно авторскую, но отражающую общие принципы и ориентиры государственной программы.

Вторая тенденция современного воспитательного процесса − ориентация на рыночную экономику, отражающая идеологию свободного выбора и здоровой конкуренции. Согласно данной тенденции воспитательная задача заключается в формировании у индивида умения ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, адаптироваться к современным условиям, самостоятельно мыслить, в формировании у него способности добиваться успеха. По результатам опроса подавляющее большинство родителей и сами учащиеся хотят видеть своих детей и себя с полным набором перечисленных качеств. Вместе с тем учителя, признавая вышеотмеченное в качестве серьезных аргументов реальности, в основном ориентированы на воспитание послушных, комфортных личностей, "законопослушного гражданина, "активную творческую личность".

При всей серьезности и основательности данной тенденции, радиональности аргументов в ее пользу, она отражает методологию экономичного мышления и должна строиться на основании двухвекового опыта капиталистического хозяйства. Не отвергая важности экономического воспитания, следует отметить, что Беларусь, равно как и Россия, такого опыта не имеет. Менталитет белорусского народа традиционно определяется идеей духовного воспитания. Чтобы ориентировать воспитание и образование на "рыночный" образец, надо иметь аналогичный тип хозяйства и соответствующий буржуазно-демократический строй государства и общества. Вместе с тем элементы рыночной экономики, наблюдаемые сегодня, позволяют признать необходимость научного обеспечения и разумной интеграции в воспитательный процесс действенных механизмов формирования экономического мышления и предприимчивости у сегодняшних школьников.

Третья тенденция воспитания школьников − культурологическая. Она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира. Гуманизация и гуманитаризация образования − основные направления данной тенденции. Провозглашенный принцип гуманзации образования и воспитания, широко разрабатываемый научно, с трудом, но постепенно внедряется в воспитательную практику.

Основная проблема в том, что принцип гуманизации воспитания иногда воспринимается педагогами формально. Воспитательная работа в массовой школьной практике нередко представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности.

В отдельных школах все еще продолжает срабатывать прежний стереотип надежды педагогов на государство, а не на себя как человека и профессионала. Многим педагогам все еще сложно понять, что в переходный период общество, находящееся на социально-экономическом переломе и движущееся эволюционным, стихийно-экспериментальным путем, основной своей задачей должно выдвигать рост духовного и ценностного самосознания растущего человека, чтобы впоследствии не потерять его как гуманную личность и полноценного гражданина. При любом обществе человек должен сохранить свою духовность и иметь возможность самореализации, возможность удовлетворения своих интересов и потребностей.

Ценности воспитания − это сформированные человеческие смыслы, запечатленные в культурных образцах жизни, разработанные в педагогических теориях, технологиях и способах педагогической деятельности. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется. Такими основаниями сегодня являются гуманистические ценности.

В качестве ведущего механизма гуманистически ориентированного учебно-воспитательного процесса может выступать системно-содержательная трансформация общечеловеческих ценностей в педагогическую деятельность. Это связано с тем, что гуманность, обусловленная нравственными нормами и ценностями, система установок личности требует для своего становления и развития соответствующих методов и содержания воспитательной работы. Данная тенденция воспитания является наиболее приемлемой для современного общества. Она отражает надежду на создание гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства, оправдать самое пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человека от технического прогресса. Особенностью культурологической тенденции воспитания является то, что оно определяется не государством и рынком, а культурой. Овладевая духовным и материальным богатством культуры, индивид становится личностью, способной к сознательному самостроительству, к разумным отношениям с природой, людьми, государством. При этом воспитание личности не сводится к адаптации в социуме, но предполагает развитие способности понимать, адекватно интерпретировать и совершенствовать социокультурную ситуацию, гуманно и ответственно действовать в ней. Школа согласно данной воспитательной тенденции выступает как опосредующее звено отношений "культура − социум". В этой ситуации рождается новое педагогическое мышление, появляется новый тип учителя и личности выпускника, не ограничивающих себя репродуцированием, но совершающих сознательный, целесообразный, нравственно осознанный выбор способов культурного действия.

Четвертая тенденция отражает принципы построения воспитательного пространства школы, ориентированные на становление личности ребенка в прямом соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка.

Ориентация на личностный опыт, опора на индивидуальные различия наследственности, определяющие особенности организма и умственной деятельности ребенка, а также его склонности к специфического рода деятельности, возможна в воспитательной деятельности при наличии личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов. Задача школы − предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь выработать целостный взгляд на мир, сформировать гражданина. Актуальным направлением воспитательной работы школы сегодня является "педагогическая поддержка" (О. Газан) учащемуся в его самопознании, самоутверждении, самореализации. Именно такая "поддержка", базирующаяся на личностно-ориентированном подходе, призвана значительно гуманизировать воспитательный процесс, удовлетворить естественное желание ребенка самому решать, каким должно быть содержание его жизни [3].

.2 Роль воспитания в реализации молодежной политики Республики Беларусь на современном этапе

Перспективы дальнейшего экономического и политического развития нашего государства, укрепление его влияния на международной арене выдвигают в качестве одного из ключевых приоритетов работу с молодежью, реализуемую посредством государственной молодежной политики.

Становление молодежной политики в Республике Беларусь на протяжении последних двух десятилетий осуществлялось в условиях формирования государственного суверенитета и независимости нашей страны. Отсюда − своеобразие подходов к сущностному назначению и формам ее реализации в рамках принятого в нашей стране гуманистического подхода. Гуманистическая парадигма воспитания направлена на воплощение следующих принципов:

− личность рассматривается как уникальное, неповторимое явление, в целостности реализующее себя в социуме;

− ключевой характеристикой личности выступает стремление к саморазвитию и самореализации. В связи с этим личность необходимо изучать не столько с точки зрения достигнутого ею, сколько исходя из учета ее творческого потенциала и стратегии индивидуального жизненного пути;

− эффективность внешнего воспитательного влияния на личность будет значительно выше в условиях не прямого, а опосредованного воздействия;

− изучение личности необходимо проводить исходя из реально складывающейся «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), включая как внешние факторы многостороннего социального воздействия, так и внутренний, феноменологический мир индивида;

− используемые приемы целенаправленного воздействия должны быть направлены на побуждение личности к самовоспитанию;

− отношения формирующейся личности с социальным окружением должны строиться на основе партнерского взаимодействия, в котором она выступает и воспринимается как активный субъект деятельностного саморазвития.

Воспитание в условиях социальной жизнедеятельности современного общества должно быть направлено на становление гуманной личности, характеризующейся социальной и профессиональной компетентностью, с четко выраженной гражданской позицией, чувством патриотизма и человеческого

достоинства, развитой гуманитарной культурой и культурой взаимодействия с окружающими, личности целостной, высоконравственной и ответственной.

В качестве методологической основы для построения системы воспитательной работы с молодежью в современных условиях были выдвинуты следующие теоретические идеи.

. Идея деятельностно-ролевого подхода, предполагающая понимание воспитания как целенаправленного процесса, который способен обеспечить готовность молодежи к разнообразным видам социальной деятельности посредством освоения ею системы социальных ролей.

Воспитание и развитие личности возможно только в деятельности, на основе активности самой личности. При этом речь идет, прежде всего, о личностно-мотивированной деятельности, т.е. о той, которая отвечает потребностям и интересам конкретной личности и тем самым способствует ее саморазвитию и самовоспитанию. В силу этого внешние воспитательные воздействия эффективны в том случае, когда в них находят отражение ее потребности, мотивы, интересы.

Деятельностный подход является одним из ведущих обоснований феномена «социализация» и ее составляющей − воспитания. Только в деятельности индивид получает разнообразный социальный опыт, реализует себя как личность. Посредством деятельности формируется вполне определенный образ жизни личности, складываются ее отношения с окружающими.

Включение человека в различные виды деятельности предполагает его способность и готовность к реализации себя в соответствующих социальных ролях. Степень подготовленности личности к выполнению важнейших социальных ролей такие исследователи, как Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Петровский, рассматривают в качестве объективного показателя ее полноценности и воспитанности.

В общей структуре социальных ролей, реализуемых личностью, особое место занимают следующие ключевые роли, отражающие ее принадлежность к основным типам социальных образований общества: гражданина, профессионала и семьянина. В ходе освоения и реализации этих ролей идет процесс становления самосознания и самосовершенствования личности, т. е. формируется ее роль как субъекта собственного развития.

Безусловно, жизнедеятельность человека в обществе не ограничивается только вышеназванными ролями. Но для реализации цели и задач современного воспитательного процесса такой обобщенный подход является весьма продуктивным. Именно на развитие личности в системе вышеназванных базовых ролей должны быть в первую очередь направлены как внешние воспитательные усилия, так и механизмы внутренней саморегуляции личности.

. Идея целостности формирования личности в процессе воспитания, содействие оптимизации ее образа жизни.

Данный подход нацелен на понимание процесса личностного становления современного молодого человека как человека с четкой ориентацией на саморазвитие и самореализацию. Развитие общества объективно выдвигает на передний план в качестве важнейшего приоритета человеческую индивидуальность. Осознание самостоятельности своего бытия, собственной неповторимости, проявление и реализация своих личностных качеств и способностей становится главным направлением созидательных усилий формирующегося человека, важнейшим условием индивидуализации его образа жизни (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.А. Ядов).

Образ жизни личности можно определить как систему ее избирательных потребностей, интересов и ценностных ориентаций, реализуемых в разнообразных видах деятельности. В неповторимости человеческой личности кроется ее право на уникальность своего образа жизни. Но при этом нельзя забывать о том, что рамками его должна выступать культура личности: гражданская, профессиональная, семейная и т.д. Систематические негативные проявления в поведении и деятельности личности служат свидетельством деформации всего ее образа жизни, разрушения жизненных перспектив.

Ни одну из категорий воспитания − нравственного, эстетического, физического − нельзя по-настоящему оценить вне конкретного образа жизни конкретного человека. Отсюда необходимость совершенствования целостной социальной ситуации развития личности.

. Идея «направляемой самостоятельности», определяющая условия взаимодействия между участниками воспитательного процесса.

Основная суть идеи направляемой самостоятельности состоит в том, что субъекты воспитательного воздействия наделяются со стороны его организаторов достаточно широкими полномочиями по организации своей деятельности. Им предоставляется возможность моделировать собственную деятельность, т.е. проявлять инициативу и самостоятельность. Как правило, все это делается в рамках совместно намеченного курса на личностное развитие. Субъекты воспитания знают границы своих полномочий, которые устанавливаются организаторами воспитательного процесса.

При таком подходе обязательными условиями взаимодействия основных участников воспитательного процесса выступают добровольный характер и осознанность действий. Фактически речь идет о механизме развертывания самоуправления как основного инструмента воспитания в условиях направляемой самостоятельности.

Важным условием эффективности воспитания при направляемой самостоятельности является опосредованная система контроля, когда воспитатель предоставляет возможность принятия решения самим воспитанникам, а свои контрольные функции направляет на анализ результатов их деятельности.

Предоставление достаточной свободы действий стимулирует повышение ответственности каждого за сделанный выбор и положительно влияет на совместный результат. Подлинными результатами такой постановки воспитания могут служить проявления чувства удовлетворенности каждого участника за достигнутые успехи и личную сопричастность к ним, возможность выразить свою инициативу и изобретательность, опыт и знания, увлеченность и творчество.

Изложенный подход был использован при разработке Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг., а также основных направлений ее практической реализации.

В соответствии с принятой Концепцией сложившимися приоритетными направлениями организации воспитательной работы в учебных заведениях Республики Беларусь выступают:

− воспитание идейно-мировоззренческой культуры личности, отражающей персонифицированную картину мира, представления о мироустройстве, устойчивую систему взглядов и убеждений, самостоятельность и ответственность поступков и поведенческой позиции;

− воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на совершенствование психологической культуры личности, актуализацию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, развитие навыков эффективного социального взаимодействия в микро- и макросреде;

− воспитание гражданской культуры личности, включающей ее политическую, правовую и информационную культуру, гражданственность и патриотизм;

− духовно-нравственное и эстетическое воспитание, направленное на освоение моральных и эстетических ценностей, формирование потребности в нравственном поведении и самосовершенствовании;

− воспитание культуры трудовой, учебной и профессиональной деятельности, включающей привитие трудолюбия, творчества, культуры умственного труда, чувства гордости за достигнутые результаты, осознанного и устойчиво положительного отношения к своему профессиональному выбору, понимания социальной значимости будущей профессиональной деятельности;

− воспитание экологической культуры личности, направленное на привитие культуры ответственного и бережного отношения к природе и окружающему миру, культуры здорового образа жизни, активное участие в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отказ от вредных привычек, сформированность навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья;

− воспитание гендерной и семейной культуры личности, включающей психологическую и социально-гигиеническую подготовку воспитуемых к созданию семьи как важнейшей личностной ценности, освоению знаний и навыков, необходимых для воспитания физически и нравственно здоровых детей, построению бережных, уважительных отношений между супругами, обеспечению преемственности поколений;

− воспитание досуговой и бытовой культуры личности, направленное на обогащение внутреннего потенциала личности, развитие ее способностей и талантов, непрерывное самообразование, общественную активность, научно-техническое творчество, самодеятельность, общение по интересам, грамотную и рациональную организацию быта.

Результативность осуществляемого в процесс целенаправленной социализации воспитательного процесса определяется уровнем воспитанности или социальной зрелости личности. Под социальной зрелостью предлагается понимать основанную на гуманистической ценностной направленности, социальной и профессиональной компетентности подготовленность личности к разносторонней созидательной деятельности, ее социальную активность.

Суть в том, что о подлинной социальной зрелости личности речь может идти тогда, когда система ее ценностей имеет гуманистическую направленность, несет в себе реализацию общественных целей и миросозидательную функцию во всех сферах жизнедеятельности. Направленность личности на те или иные ценности определяется как ценностные ориентации. Необходимо отметить два свойства ценностных ориентаций, важных для понимания их места в становлении социальной зрелости личности: их связь с миром человеческих ценностей и практический, действенный характер (принадлежность к поведению). Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую ценностную направленность личности или ее ценностно-мотивационную сферу, которая отражает позицию личности по отношению к различным явлениям общественной действительности. Ценностные ориентации предопределяют стратегию жизненного пути личности, ее поступки. По сути, набор ценностей, на который ориентируется человек, является культурно-экспертной оценкой его социальной зрелости.

Сообразуясь с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011−2015 гг., изучение ценностной направленности личности предполагает обращение к следующим группам ценностей:

− идейно-мировоззренческие ценности;

− ценности самопознания и саморегуляции;

− гражданские ценности;

− духовно-нравственные и эстетические ценности;

− ценности профессиональной и трудовой деятельности;

− гендерные и семейные ценности;

− ценности свободного времени и досуга личности.

В свою очередь, интеллектуальное развитие личности неразрывно связано с образованием и, как следствие, с уровнем ее подготовленности к трудовой и профессиональной деятельности. Исходя из этой предпосылки, когнитивная (познавательная) сфера как компонент социальной зрелости личности характеризует степень ее подготовленности к успешной самореализации во взаимодействии и деятельности и включает социальную и профессиональную компетентность.

Социальная и профессиональная компетентность развиваются в процессе качественных изменений личности под воздействием образовательно-воспитательных и социокультурных факторов, создающих основу для развития профессионально-значимых качеств личности. Проявлением социальной зрелости личности во внешней поведенческой сфере выступает ее социальная активность. В предложенном понимании социальная активность личности может рассматриваться в контексте изменений, которые она привносит в окружающий мир исходя из своих ценностных приоритетов. Только при зрелости поведения можно говорить о социальной зрелости личности, так как именно в поведении и деятельности личности реально проявляются ее внутренняя направленность и компетентность. «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью», − пишет Я.Л. Коломинский. Только личность, обладающая устойчивой иерархией мотивов, гуманистической ценностной направленностью и рядом волевых качеств, может строить свое поведение, сообразуясь с собственными желаниями и потребностями и связанными с этим социальными ожиданиями. Поведение такой личности будет направлено на достижение целей, которые являются как личностно значимыми, так и общественно полезными.

Активность − необходимая характеристика личности. Человек, выступая как социально зрелая личность, способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя. Речь идет о роли социальной активности при усвоении норм общества. Простое знание этих норм становится ценностью только тогда, когда оно понято и использовано в практической деятельности (социальной активности). Устойчивость нравственной позиции личности зависит от единства знаний и опыта поведения.

Следовательно, процесс усвоения ценностей является двухсторонним процессом, в котором взаимодействуют внешние социальные факторы и собственная активность личности. В таком понимании социальная активность личности будет проявляться через изменение окружающего мира в соответствии со своими ценностями. Для оценки внешних проявлений социальной зрелости личности необходимо обращение к таким ее характеристикам, как нормативность поведения, гражданская и социальная активность, успешность во всех видах социальной деятельности, а также эмоционально-адекватные реакции на различные жизненные события.

Результаты сравнительного социально-психологического исследования ценностных ориентаций студентов, проведенного в октябре - декабре 2010 г. под научным руководством Центр системных исследований проблем молодежи БГУ совместно с факультетом философии и социальных наук, гуманитарным факультетом БГУ, факультетом глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, факультетом психологии и социальной работы РГСУ и факультетом психологии СПбГУ. В исследовании приняли участие 919 студентов I - IV курсов вышеназванных факультетов БГУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ и РГСУ. Изучение ценностных ориентаций студентов ведущих университетов Беларуси и России представляет особый интерес, поскольку именно студенчество олицетворяет собой наиболее перспективную социальную группу современной молодежи, ее интеллектуальное ядро, основной потенциал будущей руководящей элиты своих стран. В силу этого ключевые смысложизненные ориентиры студентов могут послужить базисной основой для построения адекватного запросам времени социального портрета молодежи, а также модели социально зрелой личности и разработки социальных технологий ее формирования посредством организации целенаправленного воспитательного воздействия.

Важно отметить, что при интерпретации полученных результатов ученые опирались на выводы российских (Ф.Е. Шереги, В.В. Сериков, В.Г. Харчева, В.Е. Семенов, В.П. Леньшин, О.А. Тихомандрицкая, Е.М. Дубовская, С.И. Григорьев) и белорусских (И.В. Котляров, С.Д. Лаптенок, В.А. Новикова, А.И. Левко) ученых, а также результаты собственных исследований, проведенных во второй половине 90-х гг. ХХ в.

Полученные данные свидетельствуют об отсутствии принципиальных различий в ключевых ценностных ориентациях белорусских и российских студентов при наличии у респондентов определенной специфики в соотношении их значимости, отражающей принадлежность участников опроса к конкретной стране, вузу и специальности. Это объясняется устойчивостью культурно-исторических традиций, объединяющих наши народы на протяжении многих столетий. Результаты опроса подтверждают тот факт, что характер социальных и политических ориентаций современных студентов служит отражением тех сложнейших противоречий, которые объективно сопровождают процесс становления новой социальной реальности. Ключевыми ценностными приоритетами современных молодых людей выступают стремление к полноценной самореализации себя как личности, ориентация на быстрый успех, обеспечивающий достойную жизнь в обществе, утверждение индивидуальности своего мировосприятия и образа жизни, умение жить в поликультурном мире.

Приоритетные позиции в иерархии ценностей студентов, согласно полученным в исследовании данным, занимают любовь, семья, здоровье, самореализация себя как личности, свобода, профессиональная компетентность. Исследование в очередной раз подтвердило тот факт, что на смену ведущим общественным установкам личности (гражданская активность, забота об общественном благе, коллективизм), характерным для предыдущих поколений, приходит жизненный прагматизм, переориентация на профессиональные и индивидуально-личные ценности (самореализация, здоровье, семья, друзья, материальное благополучие). Успешность в реализации профессиональных устремлений, жизненных перспектив молодежь связывает с полноценным и качественным образованием. «Без образования нет будущего» − таково жизненное кредо большинства опрошенных белорусских и российских студентов.

Результаты исследования свидетельствуют о присущей большинству участников опроса конструктивной гражданской позиции с отчетливо выраженной патриотической ориентацией. Как свидетельствуют полученные данные, подавляющее большинство белорусских и российских студентов связывают социальные ожидания с возможностью самореализации в своей стране, своем государстве. Отъезд в другую страну рассматривается ими главным образом как возможность пройти стажировку, получить дополнительную подготовку, или решить определенные материальные задачи. На вопрос «Если бы у вас сегодня появилась реальная возможность уехать, в том числе в другую страну, то как бы вы поступили?» ответы респондентов распределились следующим образом: «уехал бы на учебу и стажировку» − 43,2 %, «уехал бы на время, чтобы заработать» − 29,0 %, «не уехал бы ни при каких обстоятельствах» − 8,1 %. Только 11,5 % от общего числа опрошенных выразили намерение уехать в другую страну на постоянное место жительства.

В качестве ведущих мотивов обращения к религии, вере участники исследования называют следующие:

− религия помогает сохранить государственность, культуру, традиции народа, объединяет людей;

− религия способствует нравственному улучшению людей;

− религия дает человеку утешение и смирение.

Полученные данные свидетельствуют о существенном усилении духовно-просветительской, нравственной и компенсаторной роли религии в обществе. Ее побудительными детерминантами выступают, с одной стороны, трансформация мировоззренческой парадигмы молодого поколения, обусловленная изменением ценностных основ жизнедеятельности общества, а с другой, изменение характера отношений между церковью, государством и обществом, ориентация на социальное партнерство и конструктивный диалог. Так, во всех университетах, где проводилось данное исследование, осуществляется целенаправленное сотрудничество с православной церковью в деле духовного и нравственного воспитания студенческой молодежи.

Была подтверждена существенно актуализировавшаяся среди современной молодежи ориентация на самостоятельное принятие решений, самостоятельный поиск своего жизненного пути, непринятие прямого воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов. Принцип патернализма, выступавший при социализме в качестве одного из ключевых механизмов регуляции взаимодействия в диаде «общество-личность», фактически утратил свою актуальную значимость. Новый характер складывающихся ныне общественных отношений ориентирован на инициативу и активность самой личности, ее способность и готовность самостоятельно, т.е. индивидуально, принимать решения, выстраивать персональную стратегию собственной жизни.

Как позитивное явление воспринимается молодежью переход к рыночным отношениям. Значительная часть студентов ориентируется в своей будущей профессиональной деятельности на включение в малый и средний бизнес, возможность организовать собственное дело. Конструктивным путем решения данной проблемы может стать активизация предпринимательской деятельности молодежи в самом широком смысле этого слова − начиная от обучения, т. е. целенаправленной подготовки к данному виду деятельности, вплоть до непосредственной поддержки предпринимательских инициатив молодых людей в городе и на селе, создания условий для их успешной реализации. Следует отметить, что в нынешней сложной ситуации мирового экономического кризиса развитие предпринимательства среди молодежи − один из перспективных путей решения ее социальных проблем, в том числе проблемы занятости на рынке труда.

Примером подготовки учащейся и студенческой молодежи к предпринимательской деятельности может служить научно-образовательная деятельность Центра системных исследований проблем молодежи БГУ, где начиная с 2006 г. успешно реализуется инновационный проект делового образования молодежи. Идея проекта − выявление среди учащейся и студенческой молодежи лидеров, деловых талантов в сфере предпринимательской деятельности молодежи, обучение их основам командообразования, менеджмента и маркетинга, выработке умения формулировать идею, разрабатывать бизнес-планы, создавать социально значимые бизнес-проекты и реализовывать их на практике.

В рамках проекта с 2006 г. в Центре системных исследований проблем молодежи БГУ функционируют образовательные программы: «Школа предпринимательства для молодежи. Собственное дело» для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей и «Школа предпринимательства и менеджмента для молодежи. «Собственное дело» для студентов и молодых специалистов. Обучение проводится в два этапа. На первом этапе обучающиеся осваивают теоретические знания, куда входят знания о нормативно-правовых основах предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, знания о менеджменте и маркетинге, знания о социальных аспектах предпринимательства, видах и формах предпринимательской деятельности, финансировании и инвестировании предпринимательства, налогообложении, ценах и ценообразовании предпринимательства, рисках в предпринимательской деятельности, психологии личности и командообразования.

Второй этап обучения − разработка и защита собственного бизнес-проекта. Работу над бизнес-проектом, обучающиеся ведут в сопровождении модераторов-консультантов. Для студентов такими консультантами выступают представители бизнеса. Для школьников наряду с предпринимателями консультирование осуществляют студенты-старшекурсники экономического факультета БГУ. Так, в рамках активного сотрудничества с группой компаний «Премия» обучающиеся проходят дополнительную стажировку в корпоративном университете, существующем при этой компании, где они с помощью бизнесменов разрабатывают собственный бизнес-проект. По завершении обучения все успешно защитившие проект «Собственное дело» получают Сертификат БГУ.

Как свидетельствует полученный нами опыт, в Республике Беларусь есть ресурс молодежи и в городе и на селе, который олицетворяет собой национальный предпринимательский потенциал на рынке труда. Забота государственных институтов, в том числе системы образования нашей страны, должна состоять в том, чтобы помочь им самоопределиться, обеспечить первичную стартовую подготовку. Более того, мы должны в процессе этой подготовки задавать определенные ориентиры молодежи, т. е. у нас должен развиваться социально ответственный, патриотический бизнес, который понимает свою миссию в системе развития нашего государства, улучшения его благополучия, который осознанно относится к результатам своего труда, несет ответственность за ту продукцию, которую он выпускает.

Целенаправленная подготовка молодежи к предпринимательской деятельности позволяет успешно решать задачи:

− патриотического воспитания обучающихся, формирования у них экономической и правовой культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны;

− создания оптимальных условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества через разработку и реализацию общественно полезных бизнес-проектов;

− содействия позитивным молодежным инициативам через возможность самореализации в малом бизнесе;

− формирования здорового образа жизни обучающихся через приобщение к организации собственного дела [10].

У современной школы появляется и новая воспитательная функция − создание совокупности условий для "самостроительства" растущей личностью своей индивидуальности. До сих пор реальный воспитательный (педагогический) процесс не строился с расчетом на то, чтобы у школьников развивалось отношение к себе как творцу собственной личности и вырабатывались соответствующие умения. Нежелание многих воспитателей взглянуть по-новому на сегодняшнюю педагогическую среду и ее инструментарий, косность восприятия провозглашенной задачи приводят к невозвратимым педагогическим потерям, усиливающим сложность сегодняшней общественной ситуации. Такой момент несоответствия объявленной цели и ее реализации в педагогической практике мы уже имели, провозгласив целью воспитания − гармоническое развитие личности. А ведь гармоническое развитие личности, отражая ее гуманистическое формирование, актуально во все периоды общественного развития. Все дело в том, как мы понимаем ценность его результата.

Опираясь в воспитании на личностно-ориентированный подход, можно утверждать, что степень гармонически развитой личности определяется, прежде всего, состоянием самой личности (гармонией духовного, интеллектуального, физического). И у каждого ребенка она может быть разной. Гармонию при различном соотношении названных составляющих определяет прежде всего сам растущий человек. Основной критерий гармонически развитой личности − это здоровый, счастливый ребенок, уверенный в своем завтрашнем дне. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение человека в период его становления. От воспитания зависит деятельность и результативность всех социально-экономических и духовных процессов в жизни общества. Этим определяется и цель воспитания - возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством ответственности, гуманным отношением к жизни, способного к продуктивной деятельности и жизнетворчеству.

Сегодня как никогда актуальна суть ключевого принципа воспитания. Молодежная политика должна быть нацелена на то, чтобы не решать за молодежь ее проблемы, а создавать реальные и полноценные условия и возможности для самостоятельного решения ею своих проблем. Миссия государственной молодежной политики должна состоять в определении актуальных направлений и эффективных технологий воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом необходим учет как потребностей и интересов самой личности − уникального и неповторимого явления, ориентированного на полноценную самореализацию в социуме.

Заключение

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту.

Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения учащегося к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:

− развитие учащегося происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

− характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

− педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;

− взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания. Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе педагог - учащийся встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия педагога с учащимся. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе учащегося на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Таким образом, формирование учащегося как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы.

Учеными проводились социально-психологическое исследование ценностных ориентаций студентов. Исходя из результатов исследования, у большинства белорусских студентов конструктивная гражданская позиция с отчетливо выраженной патриотической ориентацией, т.е. стремятся самореализоваться в своем государстве. Воспитание гражданско-патриотического характера вкладывает в молодежь любовь к родине, гордость за свою страну и предполагает формирование у молодежи знания и представления о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры.

Таким образом, наша гипотеза подтверждена. Применение воспитательных технологий в системе современных учебных заведений результативно и повышается экономическое и политическое развитие Республики Беларусь.

Эффективность воспитания студентов (учащихся) зависит от выбранных методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они, со временем, отразят будущее нашей страны.

воспитание образование молодежь

Список использованных источников

1.Библиотека психолога / Воспитательная технология <http://www.libpsyx.ru/?Article=103>. - Москва, 2010.

.Библиофонд / Современные педагогические технологии. - Москва, 2009.

.Воспитание в современных условиях: сб. науч. ст. / науч. ред. О. П. Котикова. - Минск: НИО, 1999. - 199 с.

.Образовательная поддержка / Воспитательные системы XX века. - Москва, 2012.

.Проблемы воспитания в национальной школе: сб. науч. ст. / науч. ред. Н. Н. Яковлева. - Минск: НИО, 1996. - 116 с.

.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. - М.: Аст, 1998. - 226 с.

.Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

.Социальная сеть работников образования / Современные воспитательные технологии. - Москва, 2012.

.Шумская Л.И. Миссия воспитания в реализации молодежной политики Республики Беларусь на современном этапе // Философия и социальные науки. - Минск: Белорусский дом печати, 2011. - С. 57 - 63.

Похожие работы на - Современные воспитательные технологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!