Совершенствование методики преподавания при изучении раздела безопасности дорожного движения на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    269,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование методики преподавания при изучении раздела безопасности дорожного движения на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет физической культуры

Кафедра медико-биологических дисциплин






Курсовая работа

Совершенствование методики преподавания при изучении раздела безопасности дорожного движения на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте


Выполнила студентка IV курса

Специальности 050100 Педагогическое образование

Алена Сергеевна Сунцова

Научный руководитель:

к.б.н., доцент Галина Александровна Попова


КИРОВ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста

.1      Необходимость изучения безопасности дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ

.2      Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения

.3      Характеристика среднего школьного возраста

.4 Современные особенности методики преподавания ОБЖ

.5 Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе

Глава 2. Методологический аппарат

.1 Объект и предмет исследования

.2 Цель и задачи исследования

.3 Методы исследования

Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы

.1 Описание опытно-экспериментальной работы

.2 Анализ опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

преподавание дорожный движение урок

Актуальность. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики [3] дети - одна из тех категорий населения, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуациях, они же являются самыми незащищенными.

До сих пор в обществе не уделяется должного внимания проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, законопослушного поведения и уважительного отношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения (ПДД) и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детей. Со стороны детей нарушения касаются перехода проезжей части вне установленном месте, перехода на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выхода на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушений правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами [15]. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность.

Возникает необходимость своевременного обучения детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

На период с 2013 по 2020 год утверждена федеральная целевая программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения в России. В период реализации Программы планируется проведение мероприятий по сокращению влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность, мероприятий по изменению общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения [17].

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О безопасности дорожного движения" (Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах) обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

Из программных предметов современной школы, где должны изучаться правила безопасного поведения является ОБЖ. Необходимо дать представление детям об основах безопасности жизнедеятельности, научить их выстраивать свое поведение в соответствии с теми нормами и правилами, которые прививаются им в процессе изучения данного предмета. Успешность овладения знаниями, умениями и навыками по предмету школьниками во многом зависит от положительного отношения к здоровому образу жизни школьников. Формирование здорового образа жизни - одна из главнейших задач преподавания ОБЖ и воспитательного воздействия школы на подрастающее поколение. Это направление деятельности важно в современных условиях и практически востребовано. Возможности предмета ОБЖ в этом плане широки и многообразны.

Главная задача учителей ОБЖ в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа - личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие [26].

Однако, как показывает статистика, освоение детьми содержания образовательного стандарта в части безопасного поведения на дорогах является недостаточным, а проблема детского дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий начинает приобретать признаки национальной катастрофы.

Глава 1. Теоретические основы обучения безопасности дорожного движения у учащихся среднего школьного возраста

.1 Необходимость изучения безопасного дорожного движения в программе школьного курса ОБЖ

Во всем мире одной из важнейших проблем и предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей является проблема детского травматизма на транспорте и, в первую очередь, в сфере дорожного движения. В последние два десятилетия произошла «взрывная» всеобщая автомобилизация, ярко проявившаяся увеличивающимся потоком автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Однако, в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия, где ежегодно погибают и получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) около 27 тыс. детей и подростков до 16-ти лет [27]. Обращает внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, в 4-6 раз превышающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Дорожно-транспортные происшествия являются второй по значимости причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5-29 лет. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами, в том числе и дети. Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100 000 автомобилей, уступая лишь Украине, Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии. В 2013 году в России произошло 204 068 серьезных ДТП с пострадавшими и погибшими. Это на 0,2% больше, чем за аналогичный период 2012 года. [28].

Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. В результате физиологического и психического развития ребенка его поведение менее предсказуемо и существенно отличается от поведения взрослого человека. В возникновении повреждений у ребенка существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п.

Обучение детей ПДД начинается в дошкольном образовательном учреждении, а если ребенок не посещает детский сад? В школе работа по обучению детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь [24] .

Младшие школьники только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге.

У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатываются характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. В этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они всё познали и превзошли опыт окружающих их взрослых. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям, особенно на дорогах города.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в результате которых дети гибнут и получают травмы, являются:

внезапный выход на проезжую часть;

переход перед близко идущим транспортом;

игра на проезжей части или рядом с ней;

переход в неустановленном месте;

переход на запрещающий сигнал светофора [8] .

Несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети [30] .

Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, но интересное: когда видишь заинтересованный взгляд ребенка, слышишь бурные обсуждения темы среди школьников уже после урока, что может служить лучшей благодарностью для учителя?

Прочное место в работе с учащимися занимает профилактика ДТП и изучение правил дорожного движения. Для того чтобы не допустить рост ДТП с участием школьников, а также снизить число детей - жертв дорожно-транспортных происшествий, необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы.

Одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности дорожного движения является систематический и непрерывный процесс формирования у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах города - транспортной культуре как условию эффективности процесса профилактики детского транспортного травматизма [19].

В России среди родителей не то что не принято обучать своих детей правилам поведения вблизи и на проезжей части, а потом проверять результаты обучения, но и более того, некоторые семьи вообще не считают обязательным самим соблюдать правила и донести до ребенка элементарные способы безопасного перехода через дорогу. Но родители на то и родители, чтобы играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей части. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка на первых порах изображением модели мира, в котором он живет.

При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Необходимо обучать детей навыкам поведения на автобусной остановке, при посадке в автобус и высадке из него, а также в самом автобусе в ходе поездки. Такое обучение следует дополнять практическими занятиями, в частности для выработки навыков поведения в опасных ситуациях; детей следует приучать к тому, как должен вести себя пешеход (как переходить дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет тротуаров, и т.д.); обучать детей, имеющих велосипеды и мопеды основным правилам дорожного движения; указывать им на важность правильного оборудования их транспортного средства (освещение, светоотражающие приспособления, тормоза и т.д.), а также ношения яркоокрашенной одежды либо одежды со светоотражающими полосами; обучать их правилам использования защитных устройств (шлемов и т.д.); а также указывать им на особые виды опасности, которые могут возникнуть при движении на дороге [20].

И хотя частично эти вопросы затрагиваются на уроках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в его рамках обширной теме ПДД отводится всего два часа, а в результате дети, зачастую из-за своего собственного невежества, травмируются или даже погибают на дороге.

Кроме изучения Правил дорожного движения по школьной программе ОБЖ и программе ПДД, большое значение необходимо уделять и внеклассной работе с учащимися. Здесь помогут и ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск, занятия, экскурсии на прилегающие к школе перекрестки, чтение стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре, дорожных знаках, проведение тематических недель, динамических пауз, конкурсов, викторин с приглашением сотрудников ГИБДД и т.д. [7].

Профилактика детского транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системе образования на подготовку детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды.

Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем приобретения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области транспортной безопасности, формирования у них установок и личностных качеств, позволяющих им адекватно и грамотно оценивать обстановку, осознанно регулировать свое поведение в транспортных процессах, сложных или аварийных ситуациях, не допуская травм [21].

.2 Формы и методы обучения с учащимися по безопасности дорожного движения

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня очень актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития мировой экономики, интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство, стремительно растущий объем информации приводят к постоянно меняющимся требованиям подготовки специалистов, не только обладающие качественными знаниями, способные самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные проблемы, но и готовые к непрерывному личностному и профессиональному развитию.

Обучение учащихся правилам дорожного движения рекомендуется проводить в специальном классе и на специализированных транспортных площадках. На занятиях не более 40% времени отводить на изучение теоретических основ, а остальное - на привитие практических навыков. В кабинете ПДД должно быть достаточное количество учебной, учебно-методической литературы и наглядных пособий, должен быть макет местности микрорайона, а к нему комплект моделей дорожных знаков и автотранспорта, которые используются при определении безопасного пути в школу и проведении занятий по обучению детей разгадыванию «дорожных ловушек». А для проведений занятий с учащимися и их родителями должна иметься хорошая видеотека, набор различных игр, «копилка» нестандартных форм работы для обучения и пропаганды безопасности дорожного движения. Все это обеспечивает мотивацию к изучению ПДД, облегчает понимание и запоминание информации детьми. Эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зависит от активного взаимодействия (сотрудничества) с сотрудниками Госавтоинспекции, работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, участковым уполномоченным милиции, педагогами школы, родителями и с представителями средств массовой информации.[29]

Формы и методы работы педагога по реализации программы профилактических мероприятий по снижению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) среди учащихся разнообразны и включают в себя беседы, организацию самообучения (рекомендации и разъяснения по работе с различными печатными материалами) и обучения с использованием наглядных материалов, дискуссии, мозговые штурмы, моделирование, передача навыков, знаний, умений по цепочке и т.д. В процессе профилактической работы должны использоваться все формы и методы профилактики, в зависимости от целей, состава учащихся, степени их готовности. [29]

Формы работы можно подразделить на группы: учебно-плановые, включающие теоретические, практические и тренировочные занятия, а также внеурочные, то есть внешкольные (кружки, массовые праздники, различного рода состязания, викторины и т.д.).

Учебно-плановые занятия являются ведущей формой и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока. Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.

С помощью внеклассных форм учащиеся приобретают дополнительную информацию, нужные умения и навыки, закрепленные упражнения, воспитывают необходимые черты характера для выполнения правил на дорогах.

Метод работы - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися. Наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний: рассказ-объяснение и беседа.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательным и осторожным. Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, учащийся должен уметь выделить все основные признаки, т.е. представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

Беседа - этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развевает их знания, умения и навыки. Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.

В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой - актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в дорожной среде.

Работа с учебной книжкой-тетрадью - это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. В книжке-тетради есть сюжетные картинки и рисунки опасных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание учащихся на эти иллюстрации. При этом важно учить осознавать отличительные признаки предметов. [29]

Самостоятельная учебная работа представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.

Самостоятельную работу учащихся классифицируют:

• по дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая;

• по типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.;

• по уровням проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

• по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся -фронтальная, групповая, индивидуальная;

• по месту ее выполнения - домашняя, классная;

• по методам научного познания - теоретическая, экспериментальная. [2]

Познавательные игры с учащимися проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом способ - выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков. Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Важно наблюдать за отношением к роли. В ней поведение школьника существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с образцом.

Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому обучающемуся нужна постоянная поддержка педагога и участников игры. В ролевой игре «водители-пешеходы» даются соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?»

В игре учащиеся должны понять, что на дороге нельзя метаться: остановись, и машины тебя объедут. Цель - научить спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел ее перейти.

Экскурсия проводится для закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на общественном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит прислушаться к уличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

В учебно-воспитательном процессе профилактики ДДТТ применяются методы воспитания - способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся. С их помощью осуществляется решение воспитательных задач. Основными методами воспитания являются внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.

Дети школьного возраста, особенно младшего, легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия школьника на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия.

Доказательство истинности того или иного положения - это убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера - подражание: учащиеся видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить школьника положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Без упражнения нельзя сформировать у учащегося заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой, и избавиться от нее очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

По данным статистики, среди детей, пострадавших на дороге, немало таких, которые знали, как следовало вести себя в сложившейся дорожной ситуации, но нарушили требования правил. Воспитание дисциплинированного поведения на дороге является неотъемлемой частью воспитания общей культуры поведения; важной частью правового воспитания и, о чем у нас очень часто забывают, обязанностью взрослых по охране прав детей на защиту их жизни и здоровья.

Только активное непосредственное участие школьников в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города или поселка с помощью форм и методов работы, побуждает их к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и исподволь формирует у них основы правильного поведения на улице и дороге. [29]

.3 Характеристика среднего школьного возраста

В период изучения курса "Основ безопасности жизнедеятельности" закладываются основы безопасного поведения детей и подростков. Рассмотрим особенности возрастного развития подростков, так как именно этот период, является самым продолжительным по формированию основ безопасности жизнедеятельности школьников [9].

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество [9]. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. При психологическом анализе особенностей переходного школьного возраста нельзя рассматривать физическое созревание изолировано от социального. В физиологии процесс переходного возраста условно подразделяется на три фазы:

предпубертатный, подготовительный период;

собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются

основные процессы полового созревания;

постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном, так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно) [11].

Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом. Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма.

Подростки в этом возрасте способны добиться самых высоких темпов развития физического потенциала. Наиболее интенсивно в этот период развиваются силовые показатели и выносливость, а также совершенствуется система координации движений. Важно, чтобы подростки овладевали системой координации движений, что позволит им достичь высоких показателей при овладении туристической техникой при проведении поисково-спасательных работ, а так же при освоении военно-прикладных упражнений [1].

Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют "переходным" от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость [4].

Подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию "Я", обретения новой социальной позиции, развитие творческого начала.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации [6].

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", то есть целостного представления о самом себе. Образ "Я" - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос "кто я такой?" подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: "кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?". На этот вопрос трудно ответить "объективно", потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации "видит", точнее, "конструирует" себя по-разному.

Образ "Я" - не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий, то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов [12].

В психической сфере этот возрастной период характеризуется стремлением к неординарным поступкам, жаждой состязаний, тягой к творчеству. В этом возрастном периоде развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности. На основании этого, развитие творческих способностей на занятиях ОБЖ является важным элементом.

Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышления начинает проявлять себя с большой энергией, и мышление занимает огромное место в жизни подростка и юноши. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте [12].

Мышление - одна из тех функций, которая развивается позднее ряда многих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления.

Учение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы избирательно при повышенной сенситивности (чувствительности) к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает их взрослыми в собственных глазах [11].

Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Это отражается на учебной деятельности. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Учитель должен формировать убежденность подростка в необходимости быть образованным, культурным человеком.

1.4 Современные особенности методики преподавания ОБЖ.

«Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся. В первую очередь это связано с тем, что ежегодно в России регистрируются миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки [23]. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому, что не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике. Цель курса «ОБЖ» - научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог [25].

Существует множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.

. Технология личностно-ориентированного образования.

Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования [10].

. Игровые технологии.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность - от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

имитационные - на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения;

операционные - они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций;

исполнение ролей - вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица;

деловой театр - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке;

психодрама и социограмма - это «театр», но уже социально-психологический, в котором, отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека [5].

. Технология развивающего обучения.

В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.

Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

проблемность обучения;

оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;

индивидуализация и дифференциация обучения;

специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

специальная организация мнемической деятельности [16].

Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.

Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;

поиск новых приемов учебной работы;

управление своей учебной деятельностью;

приемы общения.

Технологии развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное - не навредить!».

.5 Модульное обучение при обучении безопасности дорожного движения на среднем этапе

Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет педагогу раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.

В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающим?».

Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.

Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.

Содержание модульного обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.

Блок - определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей.

Модуль - Модули - это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности», представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно-логических самостоятельных модулей могут рассматриваться отдельные темы и разделы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала, причем в этом случае для модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые выставляются учащимся как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения задания [16].

Содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Дорожная безопасность», целью которого является формирование культуры поведения на дорогах как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни. Задача преподавателя дисциплины ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать определенные знания ученикам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии [18].

Учебный модуль «Дорожная безопасность» решает следующие задачи:

• Приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда(мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающимися движения механических транспортных средств.

• Овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам.

• Развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах, способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей.

• Воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения [14].

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого подростка в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой медицинской помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей:

. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.

. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.

. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.

Построение модулей осуществляется по смешанному типу.

Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению школьником уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих учеников.

Исходя из особенностей работы учителя и ученика, при использовании модульной технологии обучения на среднем этапе в функции учителя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности подростков и собственной консультирующей работе.

При анализе работы класса на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».

. Как я усвоил материал? («дело»). Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов. Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»). Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой - 9-10баллов. Допустил ошибки - 7-8 баллов.

. Как работала группа, учебная пара? («Мы»). Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов. Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов. Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок - 4-6 баллов.

Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией -большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки подростков к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии.

Преимущества модульной технологии:

♦ значительно повышается качество подготовки (компетентность) учеников как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;

♦ обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;

♦ изменяются функции учителя, его деятельность становится более творческой, консультативной;

♦ гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.

При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:

. Четкая организация учебного процесса.

. Постановка целей и задач обучения всего блока.

. Сочетание словесных и наглядных методов.

. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности.

. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.

. Вера учителя в способности обучаемого подростка.

Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов [22].

Глава 2. Методологический аппарат

.1 Объект и предмет исследования

Объектом исследования является процесс формирования знаний и умений учащихся правилам дорожного движения на уроках ОБЖ.

Предмет исследования: формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений правил дорожного движения на уроках ОБЖ.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование знаний и умений навыков правил дорожного движения будет более эффективным, если на уроках ОБЖ будут применяться активные формы обучения.

.2 Цель и задачи исследования

Задачи:

. Провести обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы.

. Разработать методику проведения учебных занятий по правилам дорожного движения в 5 классах с использованием активных методов.

.3 Методы исследования

. Теоретические: теоретический анализ педагогической и методической литературы.

. Эмпирические: практическая апробация опыта.

. Метод математической статистики

Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы

.1 Описание опытно-экспериментальной работы

В экспериментальной работе принимали участие 25 учащихся 5А класса и 30 учащихся 5Б класса.

Целью работы было проверить эффективность использования активных методов на уроках по безопасности дорожного движения.

Для этого нами было проведено по одному уроку в 5А и 5Б классах на тему: «Пешеход. Безопасность пешехода».

В 5А классе был проведён традиционный урок (Приложение 1), а 5Б классе урок с использованием активных методов обучения (Приложение 3).

Для проверки усвоения знаний нами была проведена самостоятельная работа.

.2 Анализ опытно-экспериментальной работы

По результатам самостоятельной работы в 5А классе 5 учеников выполнили работу на «3», 15 учеников на «4», 5 учеников на «5».

При сравнении результатов самостоятельных работ в двух классах можно отметить, что количество оценок «отлично» возросло, снижение оценок «удовлетворительно». Это говорит о том, что использование активных методов на уроках безопасности дорожного движения эффективнее, чем традиционные уроки.

Рис. 1

В 5Б классе 2 ученика написали самостоятельную работу на «3», 18 учеников на «4», 10 учеников на «5».

Рис. 2

Рис. 3

Заключение

Жизнь человека - бесценный дар. Мы должны усвоить одну простую истину: от каждого из нас зависят жизнь и здоровье наших близких, друзей и нации в целом. Основная причина всех несчастных случаев в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, отсутствие твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке, поэтому, сегодня любой человек должен знать правила дорожного движения, ведь иногда минуты и даже секунды становятся решающими в вопросе жизни или смерти.

По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области безопасности жизнедеятельности человека. Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуманная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Ведь люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили еще в юные годы. А признав это, мы должны признать и то, что нас еще долго будут сопровождать аварии и катастрофы, тяжелые последствия стихийных бедствий, различного рода конфликты, массовый бытовой и дорожно-транспортный травматизм, если из школы будут продолжать выходить в самостоятельную жизнь молодые люди, столь же обделенные духовно, с ослабленным «социальным иммунитетом», неспособные учиться на чужих, а иногда и собственных горьких ошибках, функционально неграмотные, как и те, что выходили вчера. Еще в 18 веке французский сатирик Лабрюйер писал, «Мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок».

Таким образом, в рамках предмета ОБЖ необходимо прививать детям и подросткам безопасность поведения на дорогах. Недостаточно давать только теоретические знания. Для того, чтобы подросток не растерялся в трудной ситуации и смог оценить дорожную обстановку, необходимо на уроках отрабатывать необходимые действия до автоматизма.

Уроки по отработке навыков правил дорожного движения должны быть построены с учетом возрастных особенностей учащихся. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу.

Уроки, посвященные правилам дорожного движения, позволяют заинтересовать учащихся, повысить их активность, что благотворно влияет на освоение ими курса ОБЖ.

Список использованных источников

1.      Анастази А. Психологическое тестирование, М.: Педагогика, 1982.

.        Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

.        Антюхин Э., Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности //Основы безопасности жизни / Э. Антюхин, 2007.- № 5. С. 34-37

.        Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., - Просвещение, 1984.

.        Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии.- 2002.- № 1.- С. 3-19

.        Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.М., Просвещение, 1985.

.        Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. М: ВАКО, 2011. - 192с . - (Мастерская учителя).

.        Комышев В.Н., Люхин В.А., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М. УРОКИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.В 1-9 КЛАССАХ . Пособие для учителей.

.        Корнилов КВ., Грязнухин Э.Т. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб.: Изд. НИИ травматологии и ортопедии им.Р. Р. Вредена, 1992.

.        Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование - 2001.- №1. - стр. 50-65

.        Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977.

.        Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.

.        Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И. А. Малинина // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С. 166-168.

.        Мельникова Т.В.,Данченко С.П., Форштат М.Л. Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» По курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1-9 классов. Разработана Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и допущена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга(протокол от 01.03.2006 г)

.        Методические рекомендации по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях области

.        Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии.-2003.-№3. - С. 10-26.

.        Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"

.        Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2005. - № 2. - С. 34-38.

.        Радов, А.Г. Что доверить детям; М.: Знание, 1984.

.        Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

.        Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.

.        Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 26-27.

.        Школа - территории безопасности. Материалы областной научно-практической конференции. - Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2007. - 96 с.

.        Электронный ресурс: #"784298.files/image004.gif">

1.      Его боятся нарушители правил?

2.      Трёхглазый постовой

.        Опоясал каменный ремень

.        Сотни городов и деревень

.        Пешеходный переход по-другому

.        Всем знакомые полоски

.        Знают дети, знает взрослый,

.        На ту сторону ведёт пешеходный …

.        Часть автомобиля, под которую попадает разиня?

.        Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Учитель:

1.      Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход).

2.      Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).

.        Будут ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Нет).

.        Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).

.        А человек, который едет на коне? (Водитель).

.        Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).

.        Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).

Тема занятия «Пешеход. Безопасность пешеходов».

Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Для работы мы разделились на команды: Красные, Зелёные

Девиз нашего занятия: Пешеход! Будь на улице пример!

“Счастливого пути”. Чтобы пожелание сбылось надо постараться.

Звучит песня “Вместе весело шагать”

. Путешествие.

остановка. Автотранспортная площадка.

Учитель: Что вы видите? (пешеходный переход, дорожные знаки для пешеходов, разметка для водителей, пешеходная дорожка).

Вспомните, для чего наносят пешеходный переход. Кому нужен знак “пешеходный переход”? (Место перехода, водители здесь едут осторожно)

Выходят по одному человеку от каждой команды. Нужно показать, как будем переходить пешеходный переход (Движемся по правой стороне, чтобы не мешать друг другу).

А теперь посмотрите на разметку и ответьте, для чего она нужна? (проезжая часть разделена сплошной линией на две части для движения встречных потоков автотранспорта. Наезжать на линию нельзя, иначе будет столкновение).

Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?

А где ещё нужно ходить, придерживаясь правой стороны? (В школе по тротуару, на лестнице, на переходном переходе).

Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара? (По обочине навстречу движению).

Отгадайте загадку:

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны.

И, хотя, еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу

Все глаза ему нужны.

Он висит здесь с давних пор

И на всех глядит в упор. (Светофор).

А для чего нужен светофор? (Бывают перекрёстки регулируемые и нерегулируемые).

Задание для каждой команды.

Красные: Как перейти нерегулируемый перекрёсток?

Зелёные: Как перейти регулируемый перекрёсток?

А почему светофор называется светофором?

Об этом расскажет нам ученик

Ученик: Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” - это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” - значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и верно несёт свет трёх разных цветов.

Учитель: Каждому из вас нужно уметь пользоваться светофором.

Чтоб вам помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день, и ночь

Зеленый, желтый, красный.

Самый строгий - красный свет.

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты -

Слушай мой совет.

Жди, увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним - зеленый свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он: “Препятствий нет,

Смело в путь иди!”

Учитель: Игра “Ловкий пешеход” поможет закрепить вам это умение.

Расположите круги в таком порядке, как расположены цветовые сигналы светофора (красного цвета, жёлтого и зелёного)

Звучит весёлая музыка.

Правила игры: Пешеходы по очереди переходят перекрёсток. Перейти - значит, на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный - не пересёк улицу - выбываешь из игры. Попал в жёлтый - получаешь право бросить мяч ещё раз. Выигрывает та команда, у которой меньше выбывших участников и больше попаданий в зелёный глазок светофора.

Учитель:

Покажите с помощью веера сколько ошибок допустил художник.

остановка. “Минутка безопасности”

Звучит песня “Вместе весело шагать”.

Чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу нужно знать. (Правила дорожного движения).

Команды выбирают вопрос.

Вопрос 1: Почему опасно перебегать дорогу?

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное - внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен, но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

Вопрос 2: Почему опасно переходить дорогу “наискосок”?

Ответ: Когда идешь “наискосок”, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит - опаснее.

Вопрос 3: Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта?

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину.

Вопрос 4: Почему опасно переходить дорогу, держась за руки?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

Вопрос 5: О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя - ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

Вопрос 6: Что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку. Портфель или какой-нибудь другой предмет?

Учитель: Для чего нужно знать правила дорожного движения?

Ученик:

Везде и всюду правила -

Их надо знать всегда.

По городу, по улице

Не ходят просто так,

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья.

И знай их назубок!

остановка. Творческая.

Учитель:

Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки - это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике - формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.

Учитель: Следующий конкурс - знание дорожных знаков.

человека от каждой команды.

Перед вами заготовки дорожных знаков. Дорисуйте их и расскажите об их назначении.

человек от каждой команды.

Собрать разрезной знак

Групповая работа. Лото “Дорожные знаки”

Необходимо найти нужный знак по описанию:

.Я хочу спросить про знак

Нарисован он вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то. (Дети).

.На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте дети,

Только на велосипеде (Велосипедная дорожка).

.Круглый знак, а в нём окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко,

Что здесь - свалка кирпича? (Въезд запрещён).

.А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чём нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам (Пешеходная дорожка).

.Этот знак желает вам доброго пути -

Значит, через улицу можно перейти (Пешеходный переход).

.Ната с куклою в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом,

Помощь близко! Доктор рядом! (Пункт первой медицинской помощи).

.Землю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть здесь ищут клад,

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь. (“Дорожные работы”).

.Я в кругу с обводом красным,

Это значит - тут опасно.

Тут, поймите, запрещенье

Пешеходного движения (Движение пешеходов запрещено).

остановка. Зимняя дорога

Учитель: Послушайте стихотворение и назовите следующую остановку

Ученик:

Не ветер бушует над бором.

Не с гор побежали ручьи,

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

Пушисты ли сосен вершины.

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет по деревьям, шагает,

Трещит по замерзлой воде.

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Зависят ли правила движения пешеходов, от времени года?

Какие ловушки приготовила нам зимняя дорога?

Ситуация 1. Семеро ребят играли в снежки на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили правильно?

Ситуация 2. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом - у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и - помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота появился трамвай…

Как ты думаешь, что могло случиться?

Ситуация 3. 10 декабря два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ситуация 4.Вчера бабушка спросила Ваню, почему он плохо ведет себя на улице: бежит куда попало, не смотрит по сторонам. Ваня ответил:

Ты же сама говоришь: “Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы одна нога была там, а другая здесь”. Вот я и бегаю. Кто прав в данном случае - бабушка или Ваня?

Учитель:

Чем опасна зимняя дорога?

Ученик: Памятка для пешеходов “Внимание, гололед!”

На дороге гололед.

Стоп! Внимание, народ!

Дорогие пешеходы,

Осторожно ставьте ноги!

А особенно опасно,

Если рядом ездит транспорт.

Мчащийся автомобиль

Не может быстро тормозить.

На льду колеса непослушны!

Об этом знать и помнить нужно!

Внимательность и осторожность

При гололеде вам помогут!

остановка. Проверь себя - тест.

Выполняет каждый участник игры.

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “-”

+

1.

Одно из опасных мест для пешеходов - перекресток.

-

2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

-

3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

+

4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

+

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

+

6.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

-

7.

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.


. Итог.

Учитель:

Посмотрите на экран соревнований. Сколько баллов заработала каждая команда?

Каждый участник получает памятку “Безопасность пешеходов”

Сегодня каждый из вас узнал что-то новое из правил дорожного движения. Своё путешествие за новыми правилами мы продолжим на следующем занятии.

Примечание:

Каждое задание оценивалось. 1 балл за правильно выполненное задание, ответ. В игре “Ловкий пешеход” команда получила столько баллов, сколько участников справились с заданием.

Похожие работы на - Совершенствование методики преподавания при изучении раздела безопасности дорожного движения на уроках ОБЖ в среднем школьном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!