Сказка как средство формирования основ нравственных представлений младших школьников

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сказка как средство формирования основ нравственных представлений младших школьников















РЕФЕРАТ

Тема: «Сказка как средство формирования основ нравственных представлений младших школьников»

Выполнила: Сотруева З.М.






Аксарка, 2009

Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас обычно не более десятка. Сказка - это не рассказ, не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах… Многие ли из вас могут рассказать сказки? Ведь знать сказки - это значит так исполнять их, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись! И еще много вопросов возникает, когда речь заходит о сказке?

Так что же такое сказка? Сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей. «Сказка - складка, а песня - быль», «Сказка - ложь, а песня - правда».

О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Сказка повествует о том, чего не было? В таком случае, зачем она? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? Сказка- ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Интересно происхождение термина «сказка», слово «сказка» в нынешнем значении как утверждают ученые, существует недолго. Памятники письменности свидетельствуют о том, что в древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок - «баснь», «Байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». Проповедник Х11 века писатель Кирилл Туровский называл в числе «грешников» и тех, кто «басни бает», т.е. сказки сказывает. В известной грамматике Лаврентия Зизания (1596г.) слова «басня» и «байка» определяют равнозначные понятия. Слово «байка» в значении «сказка» употребляется в украинском и польских языках. В первоначальном же значении слово «сказка» знают сейчас преимущественно специалисты (историки, лингвисты). Вот как определял одно из его значений в Х1Х веке в «Толковом словаре живого великого языка» В.И.Даль: «Сказка - всякое деловое показанье, объясненье, ответ подсудимого, речи свидетелей, отчет о случае, происшествии. Очевидно в «ответах подсудимых», «речах свидетелей» было много вранья, вымысла, что не могло не привлечь внимания острословов, и в конце концов, слово «сказка» получило второе значение, став в течение времени обозначением одного из самых поэтических явлений в народном искусстве, каким являются «басни», «байки», вытеснив практически их старинные обозначения.

Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью :«Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность - и в тоже время она должна подчиняться законам художественной логики».

Сказки чрезвычайно разнообразны и по героям, и по сюжетам, и по композиции. Будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и социально-бытовые, или, как их еще называют новеллистические сказки.

В сказках о животных главными персонажами, естественно, являются животные. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа: животные здесь, добрые помощники героя, в этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством.

В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

Такая классификация совпадает в основном с классификацией сказок, даваемой некоторыми народными исполнителями. Так советский сказочник Ф.П.Господарев делил свои сказки на те, в которых «все» делается волшебством; на сказки, «где все головкой и разумом делается, а не только волшебством» и на «сказки со зверями»

Говоря о жанровых различиях между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы, отразившие веру человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от научного понимания явлений природы. Он, отожествляя себя с природой, считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья - двигаться, он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки - живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред, и пользу. Будучи бессильным, перед природой, он стал поклоняться кажущимися ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Так в древние времена возникла своеобразная вера человека в то, что все вокруг него, как и он, сам, - живое, имеет душу. Эта вера в живую сущность предметов и явлений окружающего мира получила свое название в науке - «анимизм».

Поклонение каким-либо животным или растениям, которые считались покровителями рода, его родоначальниками, определяется словом-термином «тотемизм». Древний человек поклонялся умершим. Смерть была необъяснимой для него загадкой. Считалось, что человек не умирает, а переселяется в другой мир. Умерший человек, в представлении древних, обладал сверхъестественной силой. Сложился культ предков, требовавший поклонения умершим.

Несомненно, языческие верования, отражая мифологические представления людей о Природе и обществе, отражались в многочисленных рассказах, создававшихся с самыми разнообразными целями. Эти рассказы могли объяснить человеку происхождение рода, племени, его самого, животного и растительного мира, космоса…Следы этих мифологических рассказов, хотя и слабо, но видны еще в сказках, записанных в 19-20 вв. Мифы, мифические сказки, космогонические легенды и предания рассказывают о происхождении земли в представлении разных народов, о космической системе. По мнению народа манси, землю достала со дня моря гагара, а у ительменов - помогал Творцу создать землю ворон. Каждый народ по-своему пытался объяснить происхождение как космоса, так и человека. У эвенков прародителем был медведь, а у нанайцев - тигр, у приморских чукчей - кит, а у тундровых - олень. Издревле пытались северяне понять окружающую природу, определить свое место в ней. Они верили в существование души у каждого человека. Записывая фольклор эвенков в тридцатые годы нашего века, северовед М.Г.Воскобойников заметил твердую уверенность некоторых сказителей в том, что раньше «в далекие годы лиса, росомаха, бурундук, волк умели хорошо говорить», а в том, что животные понимают человеческую речь, они не сомневались.

Представления северян о происхождении земли, явлений окружающей природы отразились в мифах, самых древних народных произведениях. На основе мифических образцов появились мифические сказки, космогонические предания, легенды.

В связи с тем, что история письменности большинства северян не насчитывает и столетия, а у некоторых и полстолетия, что есть народы, не имеющие до сих пор письменности, мифы бытовали и бытуют лишь в устной речи. В устах народа они постепенно преображаются, превращаются из ритуальных в развлекательные. Изначально мифы воспринимались как достоверные знания о сотворении мира, об окружающей природе. Согласно мифическим представлениям, мир создавался у каждого народа по - своему, однако у всех существовало разделения на Верхнее. Среднее и Нижнее небо. Каждое небо заселено добрыми и злыми духами. Особенно близки человеку животные. То темное животное пользовалось особым почтением. Коли его убивали для пропитания, то устраивали празднество, во время которого пели песни -импровизации с просьбой простить за совершенное действие уговаривали не сердиться, не мстить.

Большинство обрядов, обычаев северян связано с мифами, однако мифологические представления, образы, сюжеты дошли до современности через сказки, легенды, предания.

Они помогают нам совершить путешествие в прошлое северян, в очень отдаленное от нас прошлое, в древность.

Как был сотворен мир?

По утверждению орочей, изначально стояла невыносимая жара, все вокруг кипело от нее. Виной тому были три жгучих солнца. Чтобы остановить кипение, хадау, создатель Вселенной, выпустил две стрелы и убил два солнца. Земля затвердела, стала наполняться поселенцами, среди которых первыми были семьи орла и семья ворона (ороческий миф «Три солнца»).

В мифическом сознании манси происхождение земли связано с гагарами, которые достали землю со дна моря, а человека сотворили духи небес (мансийская сказка «Откуда земля началась?»).

«Что может Нум?». На этот вопрос дает ответ ненецкий миф. Нум, Высшее Божество создал одновременно человека и собаку. С тex пор живет она рядом с человеком, но не всегда приносит ему радость, порой насылает разрушительные болезни.

Кукушку, согласно нанайской легенде, сотворил добрый дух, и потому считается она «нянькой в природе», помогающей весной травам и деревьям набирать силу, чтобы смогли они зазеленеть. Из-за извлеченности благородным делом не успевает кукушка заниматься своими птенцами, кладет яйца в чужие гнезда (нанайская легенда «Кукушка -кэку»).

Воображение северян поражало движущееся многоцветие северного сияния. Мифы разных народов связывают его происхождение с мистическим, обладающим волшебной силой белым оленем. В мансийской легенде «Откуда северное сияние пошло» превратился в переливчатое красочное сияние выращенный людьми олененок, ставший благодаря человеческой заботе роскошным белым красавцем. Светом северного сияния помог он людям избавиться от темноты, тоски и страданий.

Поведение человека во время появления переливающегося многоцветном сияния регламентировалось особыми правилами. Так, согласно саамской легенде «маленькая невеста», нельзя свистеть в это время. Жестоко был наказан пастух за непозволительный свист, запрещенный древним поверьем. Наказание, а потом и прощение, разлучил он от осуществляемого людьми северного сияния.

Появление на земле гор, озер. рек, влияние неведомых сил на жизнь первых людей и представителей животного мира северные народы связывали с существовавшими в древности великанами, обладавшими волшебной силой, необыкновенной храбростью.

В алеутской сказке «Одноглазый человек и превращение женщины в лисицу» живет в недрах горы великан, который способен с помощью высушенных шкур зверей превратить человека в животное.

Силач по имени Тэмыль в «Предании о горе Тымлян» способен одним щелчком разрушить гору, переставить вершины, повалить лес. С этим именем связывают чукчи этимологию (происхождение) названия одного из гор недалеко от Анадыря.

Где кроются причины появления многих обычаев северных народов? Почему коренные жители Севера предпочитают шить одежду и обувь из оленьих шкур? Ответы на данные вопросы нетрудно найти в сказках народов Севера.

Хочется подробнее остановиться на сказках о животных, об их воспитательном значении в практической деятельности.

По мнению ученых, сказки о животных являются наиболее древним видом сказок. Первоначально они возникли как рассказы-мифы. Им предавалось некое магическое значение: рассказывать их можно было только перед охотой или в определенное время года. На протяжении многих веков мифы о животных постепенно теряли магическое значение, переходили в подлинно художественные произведения, которые можно было рассказывать в любое время года, независимо от рудовых занятий. Из ритуальных мифов рассказы о животных превращались в развлекательные сказки.

Охота на животных, постоянное наблюдение за их повадками и внешним обликом давали богатый материал для многочисленных рассказов об их происхождении. В сказках северяне выразительно истолковывали образ жизни, внешний вид, поведение животных. Этиологические7 сказки или сказки с этиологическими концовками очень популярны у всех северных народов. Примером таких сказок служат мансийская сказка «Почему у зайца длинные уши» и ительменская сказка «Почему у сороки хвост длинный».

Манси объясняют длинные уши у зайца тем, что он был наказан за подслушивание, а ительмены связывают слишком длинный хвост у сороки с расплатой за длинный язык, за излишнюю трескотню о чужих недостатках. Пусть все звери и птицы видят длинный хвост сороки, узнают ее издалека и остерегаются -решил мудрый орел на совете птиц.

В сказках о животных отражены нравственные установки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство. В легенде «Осетр» маленькая ель говорит осетру: «Никогда своей силой не хвастайся, никогда своей мощью не похваляйся». Хвастливых высмеивают и наказывают за их неуважительное, а порой и пренебрежительное отношение к некрасивым, слабым, увечным, сиротам.

В эвенской сказке «Хвастливый Олень» неторопливая, неповоротливая нерпа хитростью с помощью своих подруг выставляет на осмеяние быстроногого горделивого оленя -красавца.

Олень в сказках северян редко бывает, хвастлив и трусоват, чаще всего -он умен, добр, иногда -терпелив и застенчив.

Изощренной хитростью в сказках отличается лиса, а вот лисий щенок в эскимосской скачке «Как эхо лисьего щенка проучило» незадачлив. Кроме того, за все свои недостатки лисенок и был наказан раскатистым эхом, чтобы смог он почувствовать результат своего непослушания и хвастовства.

Северяне, как и другие народы считают большим человеческим пороком беспечную, часто непреодолимую лень. В сказках о животных с помощью аллегории (иносказания) они высмеивают ленивых и беспечных, отказывающихся от работы под любым предлогом, придумывающих чаще всего малоубедительные, несерьезные причины. В эвенкийской сказке «Чиноко» маленькая птичка придумывает длинную цепь объяснений своего безделья. Такие диалоги с отговорками ленивых встречаются в сказках многих народов Севера. Так, в нанайской сказке «Айога» подобный paзговор ведет красивая, но ленивая девочка со своей матерью. В наказание за лень она была превращена в гусыню.

Популярный герой сказок северян -ворон. Необычайно многолик: то он раздражительный, вредный, а порой- злой и жестокий, то добрый и заботливый, смелый и рассудительный. В ительменской сказке «Кутха» ворон обманул горбуш, не накормил их за то, что те везли его домой на нартах. Рассерженные рыбы выбросили его вместе с нартой па море. А в чукотской сказке «Волк и Ворон» неблагодарный волк обманул ворона. Как видим: в традиционной культуре у многих народов образ птицы был сопряжен с животными силами природы (т.е. связан с укрепляющими жизнь силами). Не только душа человека, но и душа всего живого мира была сопряжена с деятельностью птицы. Кукушка выкликала весеннее пробуждение почек, листьев, цветов -всей природы. Современный этнограф Л.И.Мазин приводит пример из далекой Сибири: «И слух эвенков-орочанов внимательно улавливал первое вешнее пение кукушки. Кукование воспринималось как благовест (колокольный звон перед началом церковной службы), знак и проведение обряда сэвэкан, которым у этих народов начинался Новый год». Кукушка была слишком заметной символической фигурой в народном осмыслении. Но представлениям шаманов качинцев (одной из этнических групп алтайцев) кукушка принадлежала к духам верхнего мира и изображалась в верхней части лицевой стороны бубна.

Сказки северных народов о животных разнообразны и фантастичны: животный мир о них многолик и удивителен. Важно научить ребенка видеть в образах и сюжетах о «хитрой лисе», «глупом волке», «сильном медведе» и т.п. элементы социальных характеристик людей и их взаимоотношений, умение же правильно выделять нравственную ценность поступков героев, подкрепленное адекватным эмоциональным отношениям к ним, позволяет говорить о возможности на данном материале формировать основы нравственных представлений детей.

Важнейшей особенностью волшебных сказок является фантастика. В них активно действуют волшебные силы, помогающие героям в решающий момент.

Волшебные сказки -яркое свидетельство богатого художественного вымысла народа.

Необыкновенны и разнообразны сюжеты мотивы волшебных сказок северян. Среди них -поиск невесты, отработка за невесту вместо калыма (выкупа), если жених беден, укрощение строптивой невесты. Так, в эвенкийской сказке «Подарки золотой змеи» бедный юноша отрабатывает за невесту, но хитрый и жадный отец невесты обманывает его. Заставляет работать много лет, не отдавая заработанное. Волшебная змея помогает юноше добиться богатства и невесты. Поиски теплого чума, добывание еды, борьба с жадными богачами -наиболее распространенные у северян сюжетные мотивы волшебных скачок. Часто встречается сюжет, связанный с тем, что дети, или охотники, или рыбаки заблудились и попали в жилье зверей, например в берлогу. Некоторые герои путешествуют на небеса с целью поторопить приход весны, как, например, сделал простодушный Саам в сказке «То ли было, то ли не было».

Волшебные силы помогают чаще всего обездоленным героям, попавшим в беду, или поддерживают героев из сочувствия в благодарность за их доброту, терпение, послушание...

В роли чудодейственных сил в сказках северян выступают то волшебный бубен, то палочки от бубна, то оленья кость, то серебряный тынзей. Благодаря волшебному бубну научилась эскимосская девочка из сказки чарующему пению, а волшебная палочка от бубна помогла ей напоить гостей на празднике чудесной водой. Охотничью удачу юноше -сироте из алеутской сказки «Атхилях» принесла кожа трески.

Нередко в волшебных сказках обладают магической силой представители животного мира. Так, бедному жениху Баркоулю помогает обрести богатство огромная сверкающая золотистой чешуей змея. Делает она это не только из сочувствия к обманутому человеку, но и в благодарность за помощь в битве ее с черной змеей. А незадачливому охотнику Ойе удается обрести удачу и богатство благодаря куропатке, отпущенной им из петли. За спасение своей жизни куропатка наградила юношу даром перевоплощаться.

Сшить одеяло без швов младшей из трех дочерей помогли накормленные ею люди, обладавшие волшебной силой, а Оленей подарил маленький серебряный тынзей, данный девушке за доброжелательность и заботу старухой волшебницей.

Герои волшебных сказок свободно перемещаются как по земле, так и по небу. Так, находчивый Саам разжег большой костер, нагрел мокрую рогожу и вместе с поднимающимся от нее паром взлетел на небо. Там он освободил связанного морозом Грома, чтобы быстрее пришла на землю весна. На спине золотой змеи ездит Баркоуль, на волшебной скоростной упряжке гоняется Ойе -Косалан за своей строптивой невестой вокруг земли и по небесам.

Волшебные сказки северян проникнуты моралью, не только явной, ясно изложенной. Но и замаскированной, скрытой. В ороческой сказке «Лучший охотник на побережье» хозяин моря Тэму превратил неумеху юношу в младенца, а отцу говорит: «Когда сына второй раз растить будешь, получше учи. Построже воспитывай». Искренне, от души, не зная, что будет вознаграждена, девушка помогает голодной и слабой старушке в сказке «Жил старик». В ответ получает бесценный подарок и умелую эффективную помощь.

В алеутской сказке «Атхилях» нет прямолинейного вывода о том, что старание, трудолюбие, физическая подготовка могут оказать поддержку человеку в ответственный момент. Об этом читатель может лишь догадываться, логически связав действия и результаты.

В волшебных сказках выражена вера народа в победу справедливости, в победу добра над злом, надежда на помощь со стороны магических сил в экстремальных, безвыходных ситуациях.

Бытовые сказки по своему происхождению считаются не такими древними, как сказки о животных и волшебные сказки. Вероятно, потому, что под влиянием времени сюжеты видоизменялись, в них появлялись описания современного рассказчику быта условий жизни. Бытовые сказки активно сочиняют современные сказители.

Бытовые сказки более полно, чем другие виды сказок, дают представление читателю об особенностях уклада жизни народов Севера. Они знакомят с социальной организацией, с нравственными устоями, с понятиями о добре и зле, о том, что может быть осуждено и высмеяно.

Фольклорист Зинаида Николаевна Куприянова в бытовых сказках северян выделяет: а) сказки о ловких и находчивых; б) о глупцах; в) о богатых и бедных.

В нанайской скачке «Крик сохатого», бытовой с вкраплением элемента фантастики (не влияющих на ход развития событий в сказке), ловкой, сильной и находчивой оказалась девушка. Она решила отомстить за смерть отца, найти убийцу, для чего долго и упорно «копила силу», тренировалась в стрельбе из лука, научилась охотиться на таежных зверей не хуже мужчин. Отказаться от мести не смогла убедить ее даже весть о том, что Мэргэн, юноша, в которого она влюбилась, является сыном убийцы, и только то, что рассказал девушке сам отец юноши, остановило ее.

Ловкая и умелая эскимоска Чемколь не только умела шить самую красивую одежду на побережье, но и передавала свое мастерство другим. Столь же изощренно и красочно научились женщины селения кроить, вышивать, вплетать тончайшие ремешки, подбирать по цветам бисер, ровно класть стежки, придумывать рисунки.

Неумелые, недогадливые, ленивые, глупые подвергаются в бытовых сказках северян насмешкам, явным и скрытым. В венской сказке «Двенадцать умных братьев» попадают в нелепые ситуации прямолинейно мыслящие, туповатые братья. Посмеялся над их способом определять направление пути хозяин постоялого двора, поскольку братья, без тени сомнения, чтобы не перепутать, куда дальше ехать утром, после ночевки, повернули оглобли саней в сторону города. Из-за излишней самоуверенности утром они не заметили, что хозяин ночью повернул сани, и вернулись, не солоно хлебавши, назад в свою деревню. Не менее смешная история произошла с братьями и на сенокосе.

Юмором, иронией заполнена и ненецкая сказка «Два брата». Эти братья отправились искать людей по берегам соседних рек, но решили, что каждый из них должен видеть одно и то же, поскольку оба шли вверх по течению.

В сказках о богатых и бедных попадают в нелепые ситуации за свою жадность и жестокость богачи. В ненецкой сказке «Охотник Яндако» посмеялся над богатыми братьями- оленеводами бедный юноша, которого те обманули, не заплатили за изнурительную усердную работу. Нардалико пригласил братьев в гости, а сам привязал к спине собаки Яндако двух пойманных песцов и рассказал братьям о том, что собака самостоятельно ходит на охоту. Братья с трудом уговорили Нардалико продать им такую умную и трудолюбивую собаку.

Убедительным доказательством остроумия северян, их наблюдательности, нетерпимости к обману, злу, жестокости являются бытовые сказки. Их происхождение часто связано с реальными жизненными историями, рассказанными бывалыми людьми.

Бытовые сказки северных народов знакомят нас с их жизненным укладом с обрядами, которые они соблюдали. В некоторых сказках изложены наставления, как вести себя человеку по отношению к окружающему миру.

Особое значение, например, придавали северяне изображениям (рисункам) животных, считая их тенью реальных. Действия с тенью животных, как бы помогали осуществлению событий, задуманных человеком. Так, нанайцы изображали желаемое событие на бересте, энецкие охотники вырезали перед началом охоты песца из железной пластины или выстригали контур фигурки зверька на левом боку пестрого оленя.

Сказки. Из сказок узнаем, почему лебеди белые, почему у сороки длинный хвост, почему у глухаря брови красные, откуда появились комары и мошки... Как много интересного, познавательного черпаем из сказок. Но сказка дальше сказывается. Дорога у сказки гладкая, а след удачный и счастливый.

Сочиняли сказки люди, народ, еще в те давние времена, когда и книжек не было. А может, и были книжки, да только в северные края, где живут ханты, ненцы, коми, где пасутся олени, книжки не попадали, пока не пришла Советская власть. А если бы и не попали книжки -кто бы их читать стал? Грамотных -то не было...

Но без сказок нельзя! Скучно жить без сказок.. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы дети знали родной край, в котором живут, птицы, звери и рыбы -всем, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными..

«Сказка -это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь, сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели» В.Л.Сухомлинский. Так писал В.П.Аникин: «Сказки -своего рода нравственный кодекс народа, их героика-это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».

Обычно дети знакомятся с миром фантастики посредствам сказок. Сказка является художественной формой, раскрывающей связь вымысла и обыденности, таким образом, содержит в себе постановку известного философского вопроса о соотношении мышления и бытия, В сказке вымышленное, духовно -фантастическое содержание своеобразным способом вплетается в ткань привычных естественных событий, в которых ребенок не видит ничего вымышленною и фантастического.

Таким образом, в сказке изначально заложено напряженное взаимодействие сторон: фантастического и обыденного. Причем, взаимодействие этих сторон представляется в сказке одинаково реальным и фантастическим герои и обычные люди, и волшебные предметы, и естественные вещи объединяются в некий сказочный мир равноправно взаимодействующих сил. В результате этого события в сказочном мире развиваются одновременно и в обычном, и в необычном русле, а взаимодействие противоположных сторон создает эффект непредсказуемости того, что произойдет в следующий момент. В сказках обнаруживаем взаимодействие между мудростью и глупостью, дуростью. В одной сказке оказывается действительно герой премудрым, а в другой сказке за образом премудрого героя скрывается проявление обычной глупости. Таким образом, сказка несет в себе определенное философское содержание.

В сказках высмеиваются народные суеверия, беспросветная глупость тех, кто верит в загробную жизнь, в чудеса, в «святые явления» и пр. Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. Сказка всем своим содержанием утверждала: кто работает тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Сказки -произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения -настолько они просты и естественны. Это -свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность из сложения (композиции), выразительность языка. Не случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям учиться мастерству у сказочников. А.С.Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка» (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В-1 от.-М., 1951.-Т +7.-С.79}.

Но кто же создал все эти сказки?

Да, сказки создал народ. Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители -многие и многие безымянные сказочники. Вспомним, что народная сказка, в отличие от литературной, всегда рассказывалась, а не читалась...

Фигура сказочника ключевая в понимании проблемы создания сказочного эпоса. В его лице совместились как бы два творческих начала созидательное и исполнительское: он и рассказал сказки и творил их. Сказочники хорошо знают события сказки, ее персонажей, помнят постоянные (традиционные) формулы, а также присказки, зачины, концовки и пр. Все это делает одну и ту же сказку в исполнении разных сказочников достаточно одинаковой. Вместе с тем в исполнении разных сказочников сказки полностью совпасть не могут. Даже один и тот же одну и ту же сказку не сможет повторить слово в слово. Ведь сказка-это не стихотворение, которое заучивается наизусть! Рассказывание сказки -всегда творчество. Талантливые сказочники -это, прежде всего знатоки сказок: в то же время и настоящие актеры.

В своей педагогической деятельности нередко обращаюсь к произведениям Л.М.Коньковой -мансийской сказительнице: «Ваша жизнь -сама сказка Югры... И летят ее сказки по волнам эфира, порхают от одного человеческого сердца к другому...»

Сказки бабушки Аннэ: «Сказки, легенды».

Чтение сказок, придуманных таежным народом манси поможет ребятам понять и почувствовать, что человек и природа едины, очень зависят друг от друга, а значит должны жить в мире и дружбе.

Истомин И.Г. «Ненецкие сказки». Автор книги прекрасный знаток культуры и языка северного народа. Сказочные истории раскрывают перед маленьким читателем красоту северной природы, необозримое раздолье для ее обитателей.

Слинкина Г., Чучелина Т. «Хантыйские сказки». У древнего народа ханты сложены свои сказки. Герои их трудолюбивы: ловят рыбу, охотятся, шьют одежду, и обувь из шкур зверей и песни их -об удачной охоте и рыбной ловле. О смелости, о добре, о верности и любви рассказывается в этих сказках. Каждая сказка заканчивается поговоркой, в которой заключена мудрость этого народа.

Шесталов Ю.Н. «Сначала была сказка». Биографическая книга о нелегкой жизни мансийского мальчика -сироты в суровых условиях Севера. Набираться жизненного опыта ему приходилось у природы: у реки, у леса... Даже у медведя и у волка есть чему научиться: много добрых и хитрых повадок. В книге много удивительных стихов, загадок, сказок, которые передают образ жизни, самобытную культуру, обычаи и традиции мансийского народа.

Жулева А.С. «Изучаем фольклор народов Севера». Учебная книга составлена с целью сохранения и развития культур народов Севера образовательными средствами. Учебник-хрестоматия знакомит школьников с разнообразными жанрами устного народного творчества северян, позволяющего представить специфику их быта и жизни в исторической ретроспективе. Своеобразие книги заключается в том, что она построена в форме диалога автора со школьниками, требует постоянного осмысления прочитанного, самостоятельных поисков решения при выполнении заданий.

«Сегодня, как никогда мы испытываем дефицит духовности, совершенно обнищали духом, а в сказках заложена духовная основа. Всякий народ без духовности деградирует и исчезает. Пока живут сказки, будут жить поклонники, почитатели, читатели, народ, питаясь духовной нищей со страниц произведения» (Е.Айпин)

Через сказки -можно знакомить детей с историей своего народа, правилами, нормами во взаимоотношениях с сородичами в процессе труда, взглядами на жизнь и окружающий мир. Старые люди предостерегали детей от четырех нравственных пороков:

Сон -«сонливый человек потеряет все хорошее, и не найдет счастье в жизни»

Лень -«лень никогда не доводит человека до хорошего. Она подобна бездонному морю, которая затягивает все, что окажется на берегу».

Невоздержанность -в удовлетворении физических потребностей, в частности еде, питье...

Ненависть, презрение, осуждение глупости также выражено в устном народном творчестве. Глупость рассматривали как порок, а глупого человека сравнивали с налимом. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они несут в себе определенную воспитательную задачу.

Здесь уместно вспоминать слова Ю.Шесталова: «Сказка... Она как родник, прильнешь к ней мучимой жаждой, напьешься прохладной, живительной влаги и снова чувствуешь себя человеком». Именно из сказок, мифов, легенд узнают дети об обычаях, традициях, образе жизни своих предков, истории, ханты, ненцы, как правило, не наказывают физически своих детей, не кричат. Чтобы добиться от ребенка желаемого результата, взрослые использовали истории, сказки... Вот одна из них: «...Злой дух решил наказать детей, которые допоздна возле чума галдят, кричат, бегают, не давая покоя пожилым людям, и их матерей за то, что своих ребятишек не утихомиривают. Поймал злой дух двух мальчиков. Одного с собой забрал и съел, а другого отпустил -таки пегому, что мать иногда все-таки наставляла сына, запрещала вечером кричать, бегать, поздно ложиться спать».

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание детей помочь попавшему в беду герою, разобраться н сказочных ситуациях -все это, несомненно, стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, умение удивляться, видеть в обычном необычное. Много интересного, поучительного можно узнать из сказок:

отчего у зайца длинные уши?

почему лебеди белые?

как щука себе голову сделала?

почему у сороки длинный хвост?

Сказки учат добру, верности, дружбе, оказывать помощь слабым. Наибольшее распространение получили сказки о животных: заяц -хвастливый, волк -жадный, лиса-хитрая хищница, медведь -добрый душой, в которых основные заповеди народной педагогики северян н отношении к природе: человек часть природы, береги и защищай полезных животных, растений. Дети не просто читают ту или иную сказку. Я стремлюсь к тому, чтобы они могли на доступном для них уровне понять, чему учит данная сказка и обязательно практическое дело: аппликация, лепка, рисование, инсценировка.

В младшем школьном возрасте, при восприятии и понимании, например, волшебных сказок, дети не только занимательно проводят время и эмоционально сопереживают героям, но учатся соответствующему отношению к их поступкам.

До чтения сказки воспитатель должен знать, имеют ли дети реальные представления о сказочных образах, т.е. видели ли они этих зверей, одежду, жилища и др.

Разъяснения слов и выражений из сказки, которые могут быть непонятны детям, нужно сделать до чтения. Вступительная беседа не должна быть длинной (не более 5 минут), чтобы не утомить учащихся, сохранить возможность непосредственно и яркого восприятия самой сказки. Перед чтением сказки нужно создать приподнятое, радостное настроение, чтобы знакомство со сказкой было праздником, необходимо помочь детям войти в удивительный захватывающий мир сказки.

Чтение сказок должно быть выразительным. Важно передать народный юмор, чувство сострадания к слабым, тревогу и страх за них, гордость за умных и сильных, осудить поступки отрицательных персонажей.

Во время чтения сказки не следует выяснять, понятны ли детям отдельные слова и выражения. Трудные слова (если они не объяснены перед чтением) можно прокомментировать, понизив голос, но. не прерывая чтение.

После чтения необходимо провести беседу, в которой дети оценят поступки героев, разберут мотивы их поступков. Однако оценка сказочных героев не должна быть односторонней. Вопросы воспитателя должны помочь детям увидеть и другие черты героев.

После беседы можно предложить:

пересказать сказку,

устно нарисовать какую-нибудь картинку из сказки,

нарисовать понравившийся эпизод,

вылепить из пластилина сказочных героев.

Чтение сказок своего народа оказывает большое влияние на нравственное воспитание детей.

Народные сказки воспитывают национальное самосознание, прививают любовь к своей культуре.

Необходимо шире использовать сказки в нравственном, эстетическом воспитании детей, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного, безобразного.

сказка воспитательный педагогический нравственный

Использованная литература

А.С.Жулева «Изучаем фольклор народов Севера», М., 1997

Л.В.Федорова «Родная литература», Тюмень, 1995

Ненецкий фольклор, Л., 1960

Мифы, предания, сказки хантов и манси, М., 1990

«Сказки народов Севера», Л., 1990

«Хозяин ветров», М., 1985

«На семи ветрах», М., 1984

Т.Слинкина, Т.Чучелина «Оля и Гусь-богатырь», Свердловск, 1989

«Сказки народов Сибири», Новосибирск, 1992

Е.Г.Сусой «Из глубины веков», Тюмень, 1994

И.Г.Истомин «Ненецкие сказки», Свердловск, 1987

Л.В.Лапцуй «Олений бег», М., 1986

Р.П.Ругин «Легенды, мифы, сказки народа ханты», М., 1982

Ю.Шесталов «Тайна Сорни-Най», М., 1987

Журнал «Ямальский меридиан» № 5, 6, 10/99г., № 7, 10/00г.

Журнал «Северные просторы» № 1, 3/92г., № 4/94г., № 5, 8, 9/00г.

Похожие работы на - Сказка как средство формирования основ нравственных представлений младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!