Российская политика в сфере высшего образования: анализ основных направлений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российская политика в сфере высшего образования: анализ основных направлений

ФГБОУ ВО

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»











Научно-исследовательская работа

«Российская политика в сфере высшего образования:

анализ основных направлений»


Шибанова Анастасия Владимировна

(студентка 4 курса факультета экономики и

управлениями предприятиями сервиса)




Санкт-Петербург

г.

Введение

В современном мире Высшее профессиональное образование - это не только норма жизни, но и необходимое условие успешного существования.

Высшее образование (далее - ВПО) - это верхний уровень (этап) получения образования, следует за средним образованием. ВПО не является бесплатным общим этапом образования. Высшее образование человек получает исходя из своих личных интересов и финансовых возможностей, своего интеллектуального опыта.

Получают ВПО в университетах, институтах, колледжах и академиях, а также в их филиалах. Данные названия в современном мире могут трактоваться по-разному в странах мира.

В Российской Федерации, согласно Федеральному Закону "Об образовании" сфера образования объявлена приоритетной, то есть, преимущественной. Право каждого гражданина РФ закреплено Конституцией.

Как же определить роль ВПО в современном мире? Роль ВПО на данном этапе очень высока. Это обусловлено стремлением РФ к уровню стран мирового сообщества, к уровню развития стран Европейского Союза ( далее - ЕС). К примеру, в Соединенных Штатах Америки(далее - США) в бюджетных учреждениях обучаются 77% американцев. В РФ это значение значительно ниже. В мире сфера образования признана приоритетной, а ВПО - неразделимый фактор успешной карьеры и формирования стабильной развитой экономической системы государства. Исходя из этого, можно понять, что способность конкурировать со странами ЕС возможна лишь после формирования национальной государственной политики в этой области на должном уровне.

.Государственная политика в области образования

Основывается на следующих принципах:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

2. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

охрана жизни и здоровья обучающихся;

получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

стимулирование инноваций в сфере образования;

подключение школ к Интернету;

поддержка талантливой молодежи;

организация начального профессионального образования для военнослужащих;

организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

дополнительные выплаты за классное руководство;

поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);

направление в сельскую местность школьных автобусов;

укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

ускорение модернизации российского образования;

обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

формирование экономических механизмов развития системы образования;

разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

контроль качества образования;

государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

издание учебной, научной и методической литературы;

централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;

производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;

совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.

Новые программы предусматривают:

приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования - это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

Можно сделать следующие выводы:

. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта «Образование» выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

. Главным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.

. Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего Профессионального Образования

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

. Реализация государственной политики в сфере образования

. Государственная политика в сфере образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора обеспечения реализации конституционных прав и свобод граждан, прогресса общества, развития инновационноориентированной экономики и безопасности страны.

. Реализация государственной политики в сфере образования обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами, в том числе следующими:

) создание целостной системы правового регулирования сферы образования;

) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

) стратегическое планирование, принятие федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

) методическая и информационная поддержка органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

) подготовка и повышение квалификации кадров для системы образования.

. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере образования является Федеральная целевая программа развития образования.

. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и осуществлять реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей субъектов Российской Федерации.

. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе заключенных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений разрабатывают и реализуют совместные программы и проекты в сфере образования, направленные на развитие системы образования, более полное удовлетворение образовательных потребностей граждан и региональных рынков труда, повышение эффективности использования региональных образовательных ресурсов.

. Общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей (далее - объединения работодателей) участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

. ВПО Российской Федерации


Место 2014Место 2013-Рейтинговый функционалУсловия для получения качественного образования, рангУровень востребованности выпускников работодателями, рангУровень научно-исследовательской активности, ранг11Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова <#"justify">Чем выше учебное заведение в рейтинге, тем больше абитуриентов участвуют в конкурсном отборе на обучение в ВУЗе. Данная ситуация приводит к вылету некоторых выпускников школ из списка поступающих. Образовательная политика первой/второй волны с одной стороны положительная, но с другой - это приводит к потере ценного кадрового функционала страны. В связи с этим существует необходимость решения проблемы с нехваткой бюджетных мест.

Заключение

Высшее профессиональное образование формирует отношение к профессиональной деятельности человека. Многие люди после школы не поступают вообще никуда и начинают свой карьерный рост "с нуля". Это неприемлемый фактор для перспективного развития Российского образования в целом. Поэтому на современном этапе остро обозначается необходимость модернизации реформы высшего образования, выход его на новую ступень с целью создать крепкую инновационную российскую систему с планами внедрения России в европейское мировое пространство. Серьезной для России является повышение статуса престижности педагога и преподавателя России.

Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.

Обучение в вузе позволяет прежде всего студенту научиться самореализации в обществе и достижения поставленных целей. Студенчество, как отдельная социальная группа России, - будущее страны, те люди, кто будет ей управлять и работать на ее благо, так что образование стоит того, чтобы в него вкладывать. Президентские гранды, например ПГАС - Повышенная Государственная Академическая степендия - является отличным стимуляторов студентов к деятельности различных форм. А мотивацией для Высших учебных заведений являются тендерные и грантовые конкурсы от Минестерства образования и науки.

Государству необходимо вмешиваться в политику образования, иначе это чревато низким уровнем образования, что приведет к катастрофам во всех политических сферах деятельности государства.

Список литературы:

государственный политика профессиональный образование

1.Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании"/Собрание законодательства РФ №10,с. 100.

.Федеральный закон №83 83 "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

3.А.Заборовская, С.Шишкин, Т.Клячко, И.Королев. "Высшее образование: правила и реальность."

4.Развитие высшего образования. Журнал "Все об образовании". Электронный ресурс , <URL:#"justify">5.Развитие высшего образования. Журнал "Все об образовании". Электронный ресурс,URL:http://obrazovanie.kop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=44

6.Центр развития образования России. Электронный ресурс, URL:- <http://www.lexed.ru/mpravo/razdel2/index.html>

.Российское образование. Федеральный образовательный портал <http://edu.ru/>

.Министерство образования и науки РФ <http://www.mon.gov.ru/>

Похожие работы на - Российская политика в сфере высшего образования: анализ основных направлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!