применение учителем средств ИКТ в управлении учебно-воспитательным процессом.
1.2 Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс
Учебная деятельность - один из важнейших видов деятельности учеников, сосредоточенный на усвоение теоретических способов и знаний деятельности в процессе решения учебных задач. Компьютер открывает перед учителем новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от занимательного процесса познания, не только силой воображения «раздвигая стены» школьного кабинета, но с поддержкой новейших технологий позволяет окунуться в яркий красочный мир.
Компьютерные средства обучения именуются интерактивными, они владеют способностью «откликаться» на действия учителя и ученика, «вступать» с ними в диалог, что и составляет основную особенность методов компьютерного обучения. Компьютер может применяться на всех периодах процесса обучения: при разъяснении (введении) нового материала, повторении, закреплении, контроле ЗУН. При всем этом для ребенка он выполняет различные функции: рабочего инструмента, учителя, объекта обучения, досуговой (игровой) среды, сотрудничающего коллектива.
В функции учителя, компьютер представляет:
индивидуальное информационное пространство;
наглядное пособие (качественно нового уровня с потенциалами телекоммуникации и мультимедиа);
источник учебной информации (полностью или частично заменяющий книгу и учителя);
средство диагностики и контроля;
тренажер
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: - текстовый редактор;
средство подготовки и хранения текстов;
графическийредактор, графопостроитель;
средство моделирования;
вычислительная машина высоких возможностей (с оформлением результатов в различном виде).
Функцию объекта обучения компьютер осуществляет при:
создание программных продуктов;
программировании, обучении компьютера заданным процессам;
применении различных информационных средств.
Сотрудничающий коллектив воспроизводится компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуг организуется с помощью:
компьютерного видео;
компьютерных игр по сети;
игровых программ.
Работа учителя в компьютерной технологии охватывает следующие функции:
организация внутриклассной координации и активизации, управление, инструктаж внутриклассной сетью, расстановка рабочих мест и т.п..
подготовка компонентов информационной среды (учебно-наглядные пособия, различные виды демонстрационного, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные системы и средства и т.д.), отношение их с предметным содержанием установленного учебного курса.
оказание индивидуальной помощи, индивидуальное наблюдение за учащимися, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. Благодаря компьютеру ,достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие слуховые и визуальные образы.
организация учебного поцесса на уровне класса, предмета в целом (итоговый контроль ,график учебного процесса, внешняя диагностика).
Информатизация обучения требует от учащихся и учителей компьютерной грамотности, каковую можно анализировать как особую часть содержания компьютерной технологии.
В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
знание основных понятий вычислительной техники и информатики;
знание функциональных возможностей компьютерной техники и принципиального устройства;
владение хотябы одним текстовым редактором;
знание операционных средств общего назначения и современных программных оболочек (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
знание современных операционных систем и владение их основными командами;
первоначальные представления об пакетах программирования, языках и алгоритмах;
первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Абсолютно уникальные возможности для диалога ребенка с культурой и наукой представляет Всемирная компьютерная сеть Internet:
интерактивное значение;
привлечение культурной и научной информации из всех хранилищ мира, музеев;
переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира.
Практикуются уроки с употреблением сети Интернет во внеурочное время, педагоги и учащиеся работают в Интернете около двухсот часов в месяц.
Одним из назначений ИКТ является применение аудио-видеосредств (ТСО). Поэтому наравне с компьютерными технологиями говорим об ayduotiayaiuHtix технологиях обучения. В которых существенная часть управления познавательной деятельностью учеников осуществляется с помощью специально-разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Учебные программы - направленные преимущественно на усвоение новых знаний. Большинство из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Сюда же можно включить программы для проблемного обучения, они осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.
Программы-тренажеры - предназначенные для развития и закрепления навыков и умений, а также для самостоятельной подготовки учащихся. Применение этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже изучен.
Контролирующие программы - предназначенные для контроля установленного уровня умений и знаний. Этот тип программ показан различными проверочными заданиями, так же и в тестовой форме.
Демонстрационные программы - предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (фотографии, картины, видеофрагменты).
Введение новых ИТ в учебно-воспитательный процесс дает возможность интенсифицировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, реализовать идеи развивающего обучения.
Пошаговость является особенностями компьютерного обучения в наличие оперативной обратной связи, организации учебного процесса, на базе которой осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается постоянный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.
Если управлять образованием с помощью компьютера, то это приводит к резкому увеличению эффективности активизации, усвоения мыслительной деятельности учащихся. Одно из главных предназначений компьютера как средства обучения - организация работы учащихся при помощи программно-педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Оттого учитель и устанавливает перед собой цель - поддерживать заинтересованность детей к обучению. Кроме того, стоят и некоторые педагогические задачи, такие как, поиск эффективных технологий и методик.
В своей деятельности, учителя применяют специально для конкретных уроков, мультимедийные сценарии. Эти сценарии представляют мультимедийные конспекты урока, содержащие чертежи, краткий текст, основные формулы, анимации, видеофрагменты. Как правило такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с применением программы Power Point из пакета Microsoft Office.
Имеющиеся в продаже мультимедийные диски могут служить традиционными источниками демонстрационных материалов (энциклопедии и учебные курсы), собственные разработки и материалы в сети Интернет, мультимедийные курсы. Среди них в главным образом следует выделить мультимедийные курсы по предметам (фирмы Физикон, "Репетитор" фирмы 1С, электронные сборники и энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Мир вокруг нас", и т.д.)[4].
Среди источников информации необходимо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе содержится огромное количество фрагментов видеофильмов и фотографий различных физических явлений.
1.3 Компьютеризация школьного обучения
Исследования, связанные с компьютеризацией школьного обучения, проводятся сейчас во многих странах мира. Это связано с развитием электронно-вычислительной техники, ее быстрым совершенствованием и внедрением в различные сферы человеческой деятельности. В области школьного образования проблемы компьютеризации обучения сводятся, во-первых, к ознакомлению школьников с основами информатики (системы счисления, основы программирования, знакомство с алгоритмическими языками, основы устройства микропроцессорной техники и ЭВМ) и, во-вторых, к исследованию и разработке программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе [5].
Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важнейшей и необходимой составляющей учебного процесса. От правильной постановки проверки и оценки знаний зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Овладение методикой проверки знаний и выставление оценок является одной из очень важных и трудных задач, стоящих перед учителем [6]. Текущая успеваемость является результатом текущего контроля, с помощью которого процесс обучения делается управляемым, происходит активизация познавательной деятельности учащихся. Текущий контроль разрешает оперативно вмешиваться в учебный процесс, корректировать его. Сложность внедрения текущего контроля в процессе обучения в ОУ объясняется в значительной мере сложностью его организации, выбора материала и оценки эффективности.
Методы контроля - это способы обеспечения обратной связи, т.е. получение информации о содержании и характере познавательной деятельности учащихся, эффективности деятельности преподавателя. Все методы в зависимости от характера задач и средств обеспечения обратной связи объединяют в такие группы: устный контроль знаний (отчеты, рефераты, контрольные, курсовые работы, творческие задания, конспекты, тезисы); графический (чертежи, курсовые и дипломные проекты, эскизы, схемы); программированный контроль (машинный и безмашинный). Сочетание методов обеспечивает эффективность процесса и проверки знаний, и всего процесса обучения в целом [7]. Исследования ученых установили, что проверка и оценка знаний выполняют три основных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция является основной, свойственной данному методу, а обучающая и воспитывающая функции являются сопутствующими, хотя и весьма важными [8].
Контролирующая функция заключается в обнаружении состояния знаний, умений и навыков учащихся (как у отдельных учеников, так и всего класса в целом) для определения возможности дальнейшего регресса в изучении программного материала и в то же время служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим учителем. Эта функция связана с определением более рационального пути продвижения вперед в изучении программного материала.
Воспитывающая функция контроля заключается в научении учащихся к систематической работе, в дисциплинировании их, в выработке у них волевых усилий. Ожидание проверки заставляет их регулярно готовить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков, и т.п. Кроме того, проверка и оценка знаний помогают ученику самостоятельно разобраться в своих знаниях и способностях. Одни в результате избавляются от излишней самоуверенности, другие начинают яснее осознавать свои трудности, третьих удачный ответ окрыляет, придает уверенность в силах, поднимает в своих собственных глазах и глазах и в глазах товарищей, способствует воспитанию чувства собственного достоинства.
Использование на уроках мультимедийных презентаций является отличным средством для оценки и контроля знаний, при этом осуществляются все три вышеописанные функции, кроме того это позволяет совместить более углубленное изучение сразу двух предметов - информатики и, например, географии, если это презентация по географии.
Ученик на уроке географии получает задание по подготовке доклада в виде мультимедийной презентации. В связи с этим он одновременно проводит расширенную работу по изучению данного материала в области географии и ведет работу с учителем информатики по созданию презентации в Power Point (или это может быть любая другая программа, которая будет отвечать заданным требованиям). На уроке учащийся представляет материал в виде презентации, далее подводит итоги и в конце предлагает тестирование, или какой - либо другой вид контроля знаний, который можно осуществить средствами Microsoft Office.
В данном случае сначала у нас работает обучающая функция, затем воспитывающая и контролирующая.
Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию и интерес учащихся к занятиям.
Кроме таких видов как мультимедийные презентации, учителями - предметниками используются электронные наглядные пособия, которые рассчитаны на коллективное и индивидуальное обучение, и немаловажно, то о чем мы говорим - это эффективный контроль и оценка каждого ученика.
Дополнительным методом контроля знаний учащихся является размещение электронного журнала в сети Интернет, для того чтобы родители в любое удобное для них время могли ознакомится с успеваемостью своего ребенка. В педагогической практике одной из кардинальных и актуальных была и остается проблема поиска более эффективных технологий обучения. Научное обоснование активных методов обучения предложено Н. Я. Безбородовой, С. А. Бешенковым, К. Н. Бухтияровой, А. А. Вербицким, О.С Газманом, В. В. Гузеевым, П. Р. Калмыковой, B. Л. Ляудис, М. Новик, Е.С. Полат, С. Л. Рубинштейном, С. А. Шмаковым [9].
В ряде работ рассматриваются проблемы разработки и практического использования в образовательном процессе эффективных технологий обучения информатике (С. А. Бешенкова, С. А. Жданова, Л. B. Замогильневой, В. А. Извозчикова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, Т. Ю. Китаевской, Н. В. Макаровой, В. Л. Матросова, М. Л. Лапчика, В. Ю. Лысковой, Ю. А. Первина, О. Л. Полыциковой, В. А. Трайнева, И. В. Трайнева, Н. В. Шаговой и др.).
Использование учителем качественных электронных образовательных ресурсов дает возможность учащимся получать соответствующее современным запросам школьное образование, вне зависимости от месторасположения учебного заведения. Электронные образовательные ресурсы также положены в основу дистанционного обучения, которое применимо в ОУ к учащимся, находящимся на индивидуальном обучении.
. Организация учащихся при работе с использованием информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность учебной и трудовой деятельности учащихся, расширяет зону индивидуальной активности учащихся, дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
. Обучение учащихся при использовании электронных образовательных ресурсов формирует у детей аналитический, логический и образный типы мышления, позволяет прививать учащимся навыки работы с изучаемым материалом, учит структурировать и систематизировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. При использовании электронных ресурсов более эффективно вырабатываются умения и навыки синтеза, алгоритм достижения результата, выбора средств достижения цели, способность к интеллектуальной рефлексии.
. Применение электронных образовательных ресурсов в системе образования, позволяет усовершенствовать механизмы управления качеством образования, способствует гуманизации и демократизации процесса обучения и воспитания, повышает уровень самостоятельности и активности учащихся, обеспечивает развитие их творческого потенциала, способствует актуализации процесса усвоения основ наук, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей.
. С внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий изменился и подход к контролю и оценке знаний в ОУ. Новые средства дают возможность индивидуального адекватного подхода к контролю, исключают метод «предвзятой» оценки знаний.
2. Тестирование как средство контроля и оценки знаний
информационный тестирование программирование компьютер
С того времени как образование стало массовым процессом, возникли поиски повышения эффективности контроля знаний учеников, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает прочную обратную связь педагога с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с той скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста ставится объективная оценка, не зависящая от настроения преподавателя, от его отношения к отдельному ученику, высчитанная от ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя, и это действительно так, если имеется в виду только проведение самого тестирования, особенно с использованием ЭВМ, когда оценка выставляется сразу же после окончании прохождения теста. Это все, приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в виду, что проведение тестирования предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий [10].
Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются не оцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.
Разработка тестового контроля включает следующие этапы [11]:
.Определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические- связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь.
.Отбор и упорядочивание заданий.
.Компоновка тестов по блокам.
.Апробация.
.проведение тестовых испытаний.
Тест (проба, испытание)- это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляются определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются интеллектуальные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе всего обучения:
-информационные навыки (узнает, вспоминает);
-понимание (объясняет, показывает);
-применение (демонстрирует);
-анализ (обдумывает, обсуждает);
-синтез (комбинирует, моделирует);
-сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).
Это позволяет определить уровень сложности теста.
Тест представляет собой набор вопросов, которые выдаются пользователю в определенной последовательности. Самый простой способ организации тестов - выдача вопросов теста ученику последовательно одного за другим, пока не закончится весь набор. Тесты с такой последовательностью выдачи вопросов имеют линейную структуру. При линейной структуре вопросы могут выдаваться в случайном порядке. Тесты с линейной структурой могут быть разбиты на определенные секции. При тестировании сначала выдаются вопросы из набора первой секции, затем из набора второй и т.д. возможно и так называемая случайно - линейная выдача вопросов [18].
Другой способ проведения тестов заключается в том, что вопросы теста выбираются по заданному автором количеству или по ключевым словам. Тесты могут быть созданы и с более сложной структурой - древовидной. Древовидная структура позволяет организовать тестирование в зависимости от уровня подготовки обучаемого, с переходом от более простого вопроса к более сложному при успешном ответе и, наоборот, с переходом к более простому вопросу в случае неверного ответа. Такая структура позволяет получать многовариантные тесты.
Если несколько вопросов теста отображаются на одной экранной странице, то такой тест называют одностраничным. Если же каждый вопрос теста отображается на отдельных страницах, то это многостраничный тест.
Желательно, чтобы выполнение теста имело ограничение по времени. При этом возможны следующие ситуации:
-если время, отведенное на выполнение секции теста, истекло, то осуществляется переход к следующей секции;
-превышение лимита времени учитывается при выставлении оценки за тест.
2.1 Общие требования к тестам
В заданиях теста не должно быть лишних слов, каждое задание должно содержать четкие и короткие вопросы, ответы должны быть конкретными и содержательными. По форме тестовые задания можно разделить на следующие основные группы:
-задание с выбором верного ответа (или несколько верных) из набора предлагаемых - тесты закрытого типа;
-ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым - тесты открытого типа.
При компьютерном тестировании вторая форма тестов трудно реализуется. Задания открытого типа формируют ответы, которые формально трудно оценить ни как правильные, ни как неправильные. Поэтому при компьютерном тестировании чаще используют тесты закрытого типа. При этом следует иметь в виду, что неправильные варианты ответов должны быть правдоподобны. Удачно составленные задания отвлекают внимание примерно половины испытуемых, незнающих правильного ответа на вопрос. Нужным и важным шагом в развитии и разработке тестов является оценка его качества и надежности. Опыт формирования тестов показывает, что создание качественного теста предполагает совместную работу преподавателя- предметника со специалистами по тестам. Оценка качества теста достигается путем обсуждения несколькими экспертами формы, содержания теста и вариантов ответов. Трудность теста можно определить экспериментально (по частоте появления верных ответов на задания), надежность тестов обосновывается воспроизводимостью результатов при повторном тестировании и также может быть установлено экспериментально [12].
Одним из наиболее трудных этапов в разработке тестов является этап составления заданий. Тест должен отражать контролируемый материал, не содержать лишних заданий и соответствовать целям тестирования. Под структурой теста можно понимать определенный порядок связывания заданий в тесте: задания считаются связанными, если верный (неверный) ответ на одно задание предполагает верный (неверный) ответ на другое. В этом случае при ответе на одно задание учитываются ответы на все задания, структурно с ним связанные. Для такой структуры нужно выстроить все задания теста по степени сложности и установить между ними связи [13].
Контроль формируется следующим образом: тестируемому предъявляется некоторое задание. Если на задание ответили верно, предполагается, что также верны результаты всех заданий, предшествующих выбранному на данном шаге. Если ответ неверный, то предполагается неверными результаты всех заданий следующих в структуре теста за отвеченным. Дальнейшее выполнение таким образом задания отсекаются (включая предъявленное задание), и формируется новая структура из заданий с еще неопределенным результатом, из числа которых выбираются очередные задания для предъявления тестируемому. Таким образом, данный алгоритм позволяет исключить из запроса те задания, ответы на которые предопределены ответами на уже заданные.
В каждом шаге вычисляется количество правильно выполненных заданий. Опрос завершается, если это количество станет большим или равно некоторой величине, заданной преподавателем и определяющей полноту опроса. Такой алгоритм позволяет проводить тестирование начиная с более легких или со сразу сложных заданий в зависимости от целей тестирования [14].
2.2 Основные виды тестов
На сегодняшний день имеются два главных вида тестов: нетрадиционные и традиционные.
В тест входят состав, целостность и структура. Он заключается в задании, правил их использования, получение оценок за выполнение любого задания и рекомендаций по интерпретации результатов теста. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность совместному измеряемому фактору. Любое задание теста осуществляет отдаленную ему роль. Поэтому ни какое из них не может быть исключено из теста без потери качества измерения. Способ связи образует структуру теста заданий между собой. Чаще всего, это факторная структура. В ней каждое задание объединено с другими с помощью общего содержания и общую вариацию тестовых итогов.
Традиционный тест - представляет собой единство, как минимум, трех систем:
содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
формальной системы заданий возрастающей трудности;
статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.
Традиционный тест необходимо разбирать в двух смыслах. Это как результат применения теста и как метод педагогического измерения. Поразительно, что на русском языке тексты тяготеют по отношению к смыслу метода, в то время как во многих работах западных авторов термин тест чаще всего рассматривается по смыслу результатов. Оба эти смысла объясняют тест с различными мнениями, так как тест надо понимать в то же время и как метод, и как результат оптимального измерения. Одно, дополняет другое. Тест как метод, не считается без итогов, свидетельствующих о качестве его самого, а так же качестве оценок измерения испытуемых разнообразного уровня готовности.
В описанном выше определении традиционного теста, несколько идей получили развитие:
тест разбирается не как обыкновенная совокупность, или набор задач вопросов, а в виде понятия "система заданий". Не всякая совокупность образует такую систему, а лишь та, которая определяет появление нового интегративного качества. Это качество отличающего тест от элементарного набора заданий, а так же и от других средств контроля. Из массы всевозможных систем оптимальную образует та единая совокупность, в которой качество теста выражается в довольно большей степени. Следовательно складывается мысль о выделении первого, из двух основных системообразующих факторов - лучшего состава тестовых заданий, делающих целостность. Можно дать самое коротких определение. Тест - это система заданий, создающих лучшую методическую целостность. Устойчивое взаимодействие заданий, образующих тест, как развивающуюся систему- это целостность теста.
идея заключается в том, что в этом определении теста произведен отход от традиции анализа теста как простого средства контроля, пробы. Каждый тест включает в себя элемент испытания, однако он не сводится весь к нему. Поскольку тест - это еще и концепция, форма, содержание, интерпретация и результаты, требующее обоснования. Таким образом подразумевается, что тест является надежным орудием педагогического измерения. В соответствии с положениями теории, тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Верно говорить, что они всего лишь репрезентируют настоящие значения с определенной точностью. идея, формируемая в определении традиционного теста - это введение абсолютного понятия - эффективность теста, который не рассматривался раньше в литературе по тестам в качестве анализа и создания тестов. Главная идея традиционного теста - минимальным числом заданий, за малое время, резво, качественно и с минимальными расходами сопоставить знания как можно большего числа учащихся.
По сути, этим отражается идея результативности педагогической работы в сфере контроля знаний. Хотелось бы понимать, что против этой идеи противоречить уже незачем и некому. Если наш учитель умеет объяснить учебный материал не хуже своего иностранного коллеги, то отлично проверить необходимые знания, у всех учеников, по всему материалу, полностью, он не может, из-за преобладающей в наших школах классно-урочной системы обучений, недостатка компьютерной техники, программ и тестов для создания автоматизированного самоконтроля - одной из самой гуманной формы контролирования знаний. Учитель просто физически не в состоянии сделать это. Будем честными и прямо скажем, что заработная плата наших учителей далека от идеала, она не компенсирует затраты даже физической энергии, которая не обходима для хорошего преподавания. На сегодняшний день квалифицированный работник у нас получает гораздо меньше того уровня зарплаты, за границами которого разрушается обыденная жизнедеятельность и возникает нарушение трудового потенциала.
Хоть в литературе и содержатся сотни примеров определений теста, с которыми либо нельзя согласиться, либо вообще очень трудно, это отнюдь не означает, что определение традиционного теста - правда в последней инстанции. Как и все другие понятия, оно требует постоянного улучшения. Оно просто представляется автору на данный момент более аргументированным, чем кое-какие другие популярные понятия педагогического теста. Стремление к совершенствованию понятий - явление совершенно нормальное и важное для нормально формирующейся науки и практики. Всегда полезны конструктивные попытки дать иные определения теста или оспорить уже имеющиеся. Как раз именно этого нам не хватает.
К традиционным тестам причисляются тесты гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест, это тест представляющий из себя систему заданий постепенно повышающейся трудности, характерной формы и конкретного содержания - система, создаваемая для выявления качественного, эффективного, и объективного метода оценки структуры и выявления степени готовности учащихся по какой ни будь одной учебной дисциплине. Несложно заметить, что в своем основании определение гомогенного теста сходится с определением традиционного теста.
Гомогенные тесты, они распространены больше остальных. В педагогике они разрабатываются для контроля знаний только одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, большой учебной дисциплины, как физика. В гомогенном педагогическом тесте не разрешается использование заданий, которые выявляющих другие свойства. Наличие последних, разрушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста. Поскольку каждый тест замеряет что-то заблаговременно определенное.
К примеру, тест по физике замеряет умения, навыки, знания, и представления испытуемых в этой науке. Существует несколько трудностей такого измерения, главная из них заключается в том, что физическое знание значительно сопряжено с математическим. Посему в тесте по физике, экспертно определяется уровень математических знаний, употребляемых для решении физических заданий. Если превысить принятый уровень, то это может привести к смещению результатов; по ходу превышения последние гораздо чаще начинают зависеть не настолько от знания физики, на сколько от знания какой либо другой науки, к примеру математики. Еще один не менее важный аспект - стремление некоторых авторов объединяет в тесты не столько проверку знаний, сколько умение решать физические задачи, втягивая, тем самым, интеллектуальный компонент в измерение готовности по физике.
Гетерогенный тест - это тест представляющий собой систему заданий по возрастающей трудности, характерной формы и установленного содержания - система, формируемая с целью непредвзятого, эффективного, и качественного метода оценки структуры и измерения уровня готовности учащихся по сразу нескольким учебным дисциплинам. Зачастую в такие тесты вводятся и психологические задания для того чтобы оценить уровень интеллектуального развития.
Зачастую гетерогенные тесты употребляются для комплексной оценки выпускников школ, выведения оценки личности при принятии на работу и для выявление наиболее грамотных абитуриентов при приеме в вузы. Так как каждый гетерогенный тест включает в себя гомогенные тесты, толкование итогов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста (они здесь получают название шкала) помимо этого, посредством разнообразных методов агрегирования баллов происходят попытки дать совместную оценку подготовленности испытуемого.
Нужно не забывать, что традиционный тест, представляет собой метод диагностики испытуемых, в нем они отвечают на одни задания, в одно время, в равных условиях и с одно и той же оценкой. При подобной ориентации, задачи определения четкой структуры и объема изученного учебного материала отступают, при необходимости, на задний план. В тест подбавляется такое минимальное число заданий, какое позволяет довольно точно определить, не того "кто что знает", а того "кто знает больше". Интерпретация результатов проведенного тестирования производится предпочтительно на языке тестологии, опираясь на среднюю арифметическую, медиану или моду, и на так именуемые процентильные нормы, представляющие - сколько процентов испытуемых обладают тестовым результатом хуже, чем у каждого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Эта интерпретация получает название нормативно-ориентированной. Вывод здесь достраивается рейтингом: задания, ответы, выводы о знаниях испытуемого - рейтинг, понимаемый как вывод о ранге или месте испытуемого.
Интегративные тесты. Тест который, состоит из системы заданий и который отвечает требованиям интегративного содержания, возрастающей трудности заданий, тестовой формы, направленных на обобщенную конечную диагностику подготовленности выпускника общеобразовательного учреждения, можно назвать - интегративным. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний более двух учебных дисциплин. Формирование подобных тестов вручаться только преподавателям, которые обладают знаниями, ряда учебных дисциплин, смыслят важную роль меж предметных взаимоотношений в обучении, могут создавать задания, верные ответы на которые требуют от учащихся образовательного учреждения, знаний разнообразных дисциплин и навыков применять такие знания.
Интегративному тестированию, предшествует организация интегративного обучения. К глубокому сожалению, сейчас существующая классно-урочная форма проведения урока, в совмещении с чрезмерным делением учебных дисциплин, совместно с традицией преподавания некоторых дисциплин (а не обобщенных курсов), ещё длительное время будут замедлять внедрение интегративного подхода в процессы учебы, и контроля подготовленности. Преимущественной чертой интегративных тестов перед гетерогенными, состоит в гораздо большей содержательной информативности каждого задания, и в гораздо меньшем числе самих заданий. Необходимость написания интегративных тестов усиливается по мере роста уровня образования и числа осваиваемых учебных дисциплин. Из этого следует, что попытки написания таких тестов замечаются, в основном, в высших школах. Крайне полезны интегративные тесты для повышения эффективности и объективности проведения итоговой государственной аттестации студентов и учащихся. Методика создания интегративных тестов достаточно схожа с методикой создания традиционных тестов, не считая работы по определению содержания заданий. Обязательным является содержания интегративных тестов для отбора использование экспертных методов. Это объясняется тем, что лишь эксперты могут установить адекватность содержания заданий, целям теста. В первую очередь самим экспертам важно будет определиться с целями изучения и образования тех или иных программ образования, а потом и условиться между собой по принципиальным вопросам, оставив для экспертизы только лишь вариации в осознании степени значимости отдельных элементов в общей структуре подготовленности. Согласованный, по принципиальным вопросам, отобранный состав экспертов в зарубежной литературе нередко панелью. Или учитывая различия в смысле последнего слова, в русском языке, такой состав можно назвать представительной экспертной группой. Группа набирается так, чтобы правильно представлять подход, употребляемый при создании должного теста.
Адаптивные тесты. Целесообразность адаптивного контроля выливается из нужды рационализации традиционного тестирования. Всякий учитель понимает, что неплохо подготовленному ученику нет нужды давать легкие либо очень легкие задания. Птак как очень высока вероятность верного решения. Так же, легкие материалы не располагают заметным развивающим потенциалом. Из-за большой вероятности неверного решения не имеет смысл давать тяжелые задания слабому ученику. Не секрет, что трудные и очень трудные задания уменьшают учебную мотивацию большинства учащихся. Необходимо было найти сопоставимую, в одной шкале, меру уровня знаний и меру трудности заданий. Такая мера была найдена в теории педагогических измерений. Математик из Дании Г. Раск назвал такую меру словом "логит". После того как появились компьютеры эта мера пала в основу методики адаптивного контроля знаний, где употребляются способы регулирования числа предъявляемых заданий и трудности, в зависимости от ответа учеников. При верном ответе следующий вопрос компьютер подбирает более сложным, а при неуспешном наоборот более легким. Конечно, этот алгоритм требует заранее опробовать все задания, идентификации их меры трудности, а также создания специальной программы и банка заданий .
Применение заданий, отвечающих уровню подготовленности, значительно повышает точность измерений и доводит до минимума время индивидуального тестирования до 5 - 10 минут. Адаптивное тестирование разрешает обеспечить ЭВМ выдачу заданий на наилучшем, примерно 50%-ом уровне возможности правильного ответа, для всех учеников.
Три варианта адаптивного тестирования выделяется в западной литературе. Первый получил название пирамидальным тестированием. Когда отсутствуют предварительные оценки, всем испытуемым предоставляться задание содержащее средний уровень трудности, а уже потом, в зависимости от того как ученик справился с ним, всем испытуемым дается задание труднее или легче; на каждом шаге нужно пополам употреблять правило деления шкалы трудности. Во втором варианте проверка начинается с любого желаемого, уровня трудности, с пошаговым приближением к реальному уровню знаний. Третий вариант это когда тестирование проводится посредством банка заданий, распределенных по уровням сложности.
От сюда вытекает, что адаптивный тест представляет из себя вариант системы автоматизированного тестирования, в которой заблаговременно известны параметрами сложности и дифференцирующей способности всех заданий. Такая система написана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Главная характеристика заданий адаптивного теста - это степень их сложности, полученная опытным путем. Это означает что прежде чем оказаться в банке, все задания проходят эмпирическую апробацию на довольно большом числе характерных учащихся интересующего круга. Слова "интересующего круга" вызвано представлять смысл знаменитого в науке определения, более строгого понятия "генеральная совокупность".
До как появились первые компьютеры самой популярной системой, близкой к адаптивному обучению, была так именуемая "Система полного усвоения знаний".
Критериально-ориентированные тесты. При критериально-ориентированном подходе формируются тесты для сравнения учебных достижений каждого ученика с рассчитываемым к усвоению объемом знаний, навыков или умений. В таком случае, в качестве интерпретационной системы отсчета, употребляется определенная область содержания, а не та или другая выборка учеников. При этом акцент делается на то, что ученик может выполнить и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других учеников.
При критериально-ориентированном подходе есть и свои сложности. Это как правило связанно с отбором содержания теста. В облости критериально-ориентированного подхода, в тесте стремятся отразить все содержание проверяемого курса или, то, что можно принять за этот полный объем. Процент верного выполнения заданий анализируют как уровень подготовки или как степень усвоения общим объемом содержания курса. Безусловно, в рамках критериально-ориентированного подхода для конечной интерпретации есть все основания, так как тест включает все, что можно принять за 100%. Довольно широкий спектр задач закрывают критериально-ориентированные тесты. Они помогают собрать объективную и полную информацию об учебных достижениях всех учащихся, в отдельности и группы учеников; сравнить навыки, умения, знания и ученика с требованиями, описанных в государственных образовательных стандартах; выбрать учеников, достигших предполагаемого уровня подготовленности; оценить результативность профессиональной деятельности отдельных групп преподавателей и преподавателей; провести оценку эффективности различных программ обучения.
Благотворное влияние на педагогическое тестирование в целом может оказать акцент на содержательном подходе. От такого подхода выигрывает, к примеру, интерпретация тестовых баллов при текущем контроле. Ученику предоставляются сведения не о том, как он смотреться на фоне других, а о том, что может делать и что он знает по сравнению с установленными требованиями к уровню подготовки по предмету. Конечно, такая интерпретация не опускает сочетания с отнесением результатов к нормам, что, как обычно, случается при текущем контроле знаний учеников в обыденном учебном процессе. В таком варианте тестирование интегрировано с обучением и способствует учащемуся выявить возможные затруднения, а также вовремя поправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.
2.3 Уровни тестов
Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий, направленных на узнавание. Это распознавание, различения, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня - это тесты на опознания («да»- «нет») и тесты на различение (избирательные или выборочные).
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например [15]:
-дополните текст;
-напишите формулу;
-нарисуйте схему.
В случае а) испытуемый должен дать полную формулировку, в случае б) необходимо написать лишь нужную формулу, в случае в) требуется вставить по памяти расположение элементов.
Мы можем выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение. Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умение применить свои знания в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность ученика, в результате которой усвоение знания проверяются на уровне мышления. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения без его существенного преобразования. Воспроизведение знания происходит в том виде, в котором они были приобретены в процессе обучения.
Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в определенных, новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.
Следует подчеркнуть также важность оценки трудности теста. Нередко составители теста путают трудность теста со сложностью измеряемого или интеллектуального процесса. Тест, требующий простого воспроизведения, может быть очень трудным из-за некорректно поставленного вопроса или большого объема элементарных операций. С другой стороны, задания, требующие интерпретации данных или применения принципов решения, могут быть простыми, потому что сами принципы или методы решения хорошо известны.
2.4 Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами:
-валидность (адекватность, обоснованность);
-определенность (общепонятность);
-надежность;
-практичность;
-простота в использовании;
-прогностическая ценность.
Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и на сколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты негодны для практического использования. Выделят три типа валидности:
-содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к значению данного конкретного предмета и насколько данные задания (выбранные из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету;
-эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;
-концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задачи [16].
Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывание и т.п.).
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
При составлении тестов должны учитываться такие следующие требования:
-строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
-простота- каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
-однозначность- формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, при чем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятыми учащимся.
.5 Основные требования к оценке знаний
Вопрос об оценке знаний является практически одним из самых спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Он вызывает в практике много затруднений. Оценка является важным стимулирующим средством и имеет огромное воспитательное значение при условии, если она правильно применяется учителем.
Оценка в школе характеризует только знания учеников. Она не должна быть средством поощрения или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителя в связи с выставлением оценки.
Оценки должны выставляться объективно. Опасен как либерализм - завышение оценок, так и чрезмерная строгость.
Научные исследования по проблеме проверки и оценки знаний касались только форм и методов проверки знаний, а не сущности самого процесса контроля. Поэтому к настоящему времени в широком дидактическом плане наиболее разработанной областью является сами методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. А также разработка норм оценивания служит хорошей основой для глубокого осмысления и обобщения этих рекомендаций с позиции дидактики, нахождения путем их сближения и разумной унификации на основе наиболее общих показателей [17].
Перспективны исследования в области программированного контроля, позволяют с помощью заданий тестового типа за максимально короткое время проверить знания у большого числа учащихся.
Безусловно, кроме тестового контроля существует и ряд других технологий, которые позволяют проверить и оценить знания учащихся адекватно. Эти средства будут подробнее рассмотрены нами в третьей главе.
Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляются определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании.
При составлении теста не следует путать трудность теста со сложностью измеряемого или интеллектуального процесса. Задание или тест, требующий простого воспроизведения, может быть очень трудным из-за некорректно поставленных вопросов. Тестирование является формой адекватной оценки знаний учащегося и полностью исключает влияние предвзятого отношения преподавателя на контроль и оценку знаний.
Говоря об адекватном контроле и оценке знаний, мы, кроме тестирования, можем выделить еще ряд программных средств, которые по своей сущности имеют другую схему работы чем программы тестирования, но выполняют превосходно выполняют главную задачу - оценку и контроль качества обучения.
3. Практическая часть
.1 Постановка задачи
1.Осуществить анализ основных понятий о тестировании и видах тестирования. Ознакомиться с требованиями к составлению тестирующих программ. Подготовить тестовые задания по теме «Информационная безопасность».
.Разработать программу на языке Borland Delphi.
.Протестировать программу.
.Выполнить анализ результатов.
.2 Описание языка программирования
- превосходная система визуального объектно-ориентированного проектирования, одинаково удовлетворяющая и профессионалов и новичков в программировании. Новичкам, Delphi позволяет сразу, с незначительными затратами сил и времени, создавать прикладные программы, которые по виду неотличимы от программ, созданных профессионалами. Для опытного программиста Delphi раскрывает абсолютные возможности для создания сколь угодно сложных программ, любого типа, включая, распределённых приложений, работающих с любыми БД[18].представляет собой средство разработки приложений для Microsoft Windows. Borland Delphi является простым и мощным в использовании инструментом для создания автономных программ, владеющих графическим интерфейсом (GUI), или 32-битных консольных приложений (программы, у которых нет графического интерфейса).
В совмещении с Borland Kylix, программисты Delphi имеют возможность создавать из одного исходного текста приложения и для Linux и для Windows, и это раскрывает новые возможности и увеличивает вероятную отдачу от усилий, вложенных в изучение Delphi. Delphi использует кросс-платформенные библиотеки компонентов CLX и визуальные дизайнеры для создания высокопроизводительных приложений для Windows, которые повторной компиляцей можно легко превратить в приложения для Linux.первый язык программирования, обладающий простой в употреблении средой для быстрой разработки приложений, ломающей барьеры между языками высокого уровня, и языками, на низком уровне говорящими с системой на языке битов и байтов.
При создании графического интерфейса приложений Delphi, у вас весь потонциал языка программирования Object Pascal, «завернутого» в среду RAD. Эти компоненты окна графического пользовательского интерфейса, как кнопки и формы, списки объектов, введены в состав Delphi. Это говорит о том, что вам не необходимо писать никакого кода при присоединении их в ваше приложение. Вы просто «кладёте» их на вашу Форму, как в графическом редакторе. Вы можете также добавить на Форму элементы управления ActiveX, для создания в считанные минуты специализированных программ таких, например, как веб-браузеры. Delphi разрешает разработчикам дизайна вводить в интерфейс новые элементы и кодировать их события одним нажатием мыши.поставляется в различных конфигурациях, настроенных на потребности различных предприятий. В Delphi вы можете создавать программы для Windows легче и быстрее, чем это было возможно раньше.
Использование языка Паскаль
Наиучшим способом показать, что такое Delphi является Object Pascal на базе визуальной среды разработки. Delphi основан на Object Pascal, языке, аналогичном объектно-ориентированному C++, а в отдельных случаях даже лучше. Для разработчиков, у которых нет опыта работы в Pascal, Delphi имеет шаблоны своих структур на Pascal, что ускоряет процесс изучения языка[19].
Компилятор Delphi упаковывает приложения в компактные исполняемые файлы, причем нет необходимости в громоздких библиотеках DLL - большое удобство.
Библиотека Visual Component Library (автономные бинарные части программного обеспечения, которые выполняют некоторые конкретные предопределенные функции), или VCL, Delphi является объектно-ориентированной базой. В этой богатой библиотеке вы найдете классы для таких визуальных объектов Windows как окна, кнопки и т.д., а также классы для пользовательских элементов управления, таких как таймер и мультимедийный плеер, наряду с невизуальными объектами, такими как список строк, таблицы базы данных, потоки и т.д.
Использование Базы данныхможет получать доступ ко многим типам баз данных. Используя BDE (Borland Database Engine - механизм доступа к базам данных), формы и отчеты, которые вы создаете, получают доступ к локальным базам данных, таким как Paradox и DBase, сетевых баз данных SQL Server, InterBase, также как и SysBase, и любые источники данных, доступные даже через ODBC (открытая связь с базами данных).
Таким образом, Delphi - прекрасная среда разработки Windows и Linux-программ любого типа.
3.3 Обзор компонентов
Поместить главное меню в программу Вам позволяет TMainMenu. Когда вы размещаете TMainMenu на форму, то это выглядит, как просто иконка. Иконки такого образа называются "невидимыми компонентами", потому что во время выполнения программы они невидны. Формирование меню содержит 3 шага: 1.