Роль национального самопознания в формировании личности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль национального самопознания в формировании личности














Контрольная работа

Роль национального самопознания в формировании личности

Введение

Одной из актуальных проблем в настоящее время является проблема поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании и воспитании в духе уважения и любви к родной культуре. Рост национального самоопределения народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему становления этнокультурного самосознания[12].

В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно - теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей воспитания национального самосознания.

В исследовании этих вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую как комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема воспитания национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.

Педагогов и психологов новых Стандартов образования, в том числе и ФГОС ДО, в этой ситуации интересует следующий факт: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами.

К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция образования на всех его этапах. Эта новая функция любой образовательной организации, и в частности содержания дошкольного образования, как основного средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ об образовании следующим образом:

«Защита системой образования национальных культур и региональных ку-льтурных традиций в условиях многонационального государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами. К примеру, для обеспечения мира просто необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений. В связи с этим можно определить цель данной работы - рассмотреть пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности, ее воспитательные и образовательные возможности.

Поставленная цель предполагает рассмотрение вопроса о воспитании национального самосознания в воспитательном процессе образовательной организации. Национальное самосознание как необходимая составляющая структуры личности выступает как основной компонент.

Основным методом изучения вопроса является: анализ научно-методической литературы, Интернет - ресурсов по данной проблеме.

Определение сущности понятий «национальное самосознание», «народная педагогика», «этнопедагогика». Анализ системы работы в своё образовательной организации.

1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности

.1 Сущность понятия «национальное самосознание и его компоненты»

дошкольный образовательный самосознание национальный

Человек самый сложный организм в природе, который имеет определенные биологические потребности, функции, инстинкты и другие формы психики. Однако человек еще и существо социальное. Он обладает умом, целеустремленностью, способен к продуктивной деятельности. Начало жизни человека означает также, что его формирование и становление как человека происходит только в сообществе себе подобных людей. Потребность человека в выживании, самоопределении, стремление найти свое место в многочисленном человеческом коллективе привели к складыванию так называемой структуры групповой иерархии. Человеческие группы выделяют как на основе биологических факторов (расы, популяции), так и на основе социальных (классы, профессиональные группы, товарищества по интересам, этнические группы и т.д.). [3] Для выделения отдельных групп необходимы объективные причины, которые приводят к формированию общественного противопоставления «мы - они», что характерно также и для отношений этнического (национального) характера. Дав характеристику необходимо дать определение понятию «самосознание».

Самосознание - это ясное понимание своей сущности, своих отличительных черт, своей роли в жизни, обществе. Различают виды самосознания: возрастное, религиозное, профессиональное, классовое, национальное, а также его уровни: индивидуальное, общественное, коллективное, научное, бытовое. В данном конкретном случае нас будет интересовать этническое (национальное) самосознание.

Рассмотрим значение комплексного понятия «Национальное самосознание «

Одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. [11]

Национальное самосознание как процесс

Действительно это процесс, процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

В течение всего XIX в. и, особенно, в пореформенный период на характер национального сознания воздействовало большое число факторов. Традиционные представления, отложившиеся в устных преданиях, по мере роста грамотности существенно дополнялись книжным знанием. Свой отпечаток накладывала также активизация социальной борьбы российского крестьянства. [4] Так или иначе в народной среде устойчиво сохранялось и воспроизводилось традиционное понимание общенациональных интересов.

Национальное самосознание как система

Национальное (или этническое) самосознание - это система взглядов и идей, на основе которых происходит выделение этносом себя из этнического мира, осознание основных черт и особенностей своего и других этносов. Этническое самосознание представителей отдельной нации принято называть национальным самосознанием. [12] Оно структурно и содержательно является более сложным, чем другие типы этнического самосознания (племен, народностей).

Имея представления о системе национального самосознания личности в целом, можно представить его сущность в процессе воспитания и образования. Развитие национального самосознания представляет собой сложный, длительный и далеко не прямолинейный процесс, связанный с эволюцией самого народа и не всегда характеризующийся закономерными качественными и количественными показателями. Каждое новое поколение, как свидетельствует общественная практика, заново переосмысливает особенности своей общности, формирует национальное самосознание в соответствии с современным ему миром. В наиболее сложные периоды истории этноса, когда происходит ломка существующих общественных отношений, процессы формирования национального самосознания идут наиболее интенсивно. В обществе возрастает потребность осмыслить опыт прошлого своего народа, сформулировать перспективы его развития и на этой основе построить некую целостную социально-историческую систему, состоящую из наиболее характерных для нации политических, идеологических, экономических, культурных и иных образований, сведенных воедино в пространственно-временной форме. [8] Все это обогащает нацию, выводит ее на новый уровень самоорганизации, определяет ее лидеров, возглавляющих борьбу за реализацию национальных интересов, обозначает цели и задачи национального развития.

Обозначенные выше факторы представляют собой компоненты национального самосознания, значение которых зависит от конкретных условий и особенностей развития определенного этноса.

С одной стороны, эти компоненты способны сформировать позитивную идентичность этноса, развить высокие чувства патриотизма, долга, любви к родной земле, благоприятствовать росту межгруппового уважения и взаимной ответственности людей. С другой - эти структурные составляющие национального самосознания могут разжечь вражду и ненависть между народами, распространить недоброжелательность к представителям других этносов, расистские и фашистские настроения, придать национальному движению деструктивный для общества характер.

Видные педагоги и психологи России середины девятнадцатого века не только увидели очевидную связь между ростом экономического могущества Российского государства и развитием национального самосознания традиций, патриотизма, но им и удалось впервые заложить фундамент нравственного и духовного формирования на основе русской культуры в систему образования детей. В статье «Как Запад уничтожал царскую Россию» автор В. Вилькоцкий ссылается на слова известного психолога Л.Е. Оболенского «…Воспитание должно гармонировать с требованиями своей эпохи», тем самым определяя сущность этих действий. Развитие нравственных качеств личности, в те годы, определялось, как задача более важная, чем развитие интеллекта. Вентцель писал по этому поводу: «Воспитать в человеке нравственные стремления, сделать его неутомимым борцом за нравственные идеалы, так чтобы вся жизнь его служила живым воплощением этого идеала, самое трудное и вместе с тем самое важное дело в области воспитания. Воспитание физическое и умственное играют поотношению к нравст-венному, можно сказать, только чисто вспомогательную роль». [4]

Вместе с тем, учитывая особенность России как многонациональной, полиэтнической, поликонфессиональной общности, предполагается введение в состав национально-регионального компонента образования этнопедагогических, этнопсихологических, этнографических и других этнологических знаний, параллельно с развитием содержания предметов федерального компонента, обучение которым обеспечивает паритетность национального образования, направленную на общечеловеческие ценности, подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях рыночной экономики, социального, научно-технического прогресса. [9]

.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу этнопедагогики.

Этнопедагогика - это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части.

Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия - важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления образовательной политики, в основе которой лежит постоянное его развитие, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, - действенный механизм развития общества[2].

Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этом основе - разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике.

Возникает проблемный вопрос: Могут ли выступать традиции как основное средство формирования личности ребенка?. Попробуем ответить на вопрос. Моя гипотеза такая: сами народные традиции могут, но эффективность их использования зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно - найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры (иными словами-умело варьировать в процессе воспитания ребёнка, как субъекта).

При этом педагогу следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов - оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов. Каждый компетентный в этой области педагог отчётливо понимает, что по своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны и обращены к человеку, а значит являются эффективным средством. (как один из аргументов) Что же в них сфокусированы? Какие инструменты для педагогического варьирования? Самый явный - это потребности в труде и гармония человека с природой. И многие другие: совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. И список это можно неустанно продолжать. (Как ещё один аргумент). Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей. Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребности сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).

Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует по принципу непосредственно действующей потребности, определяя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.

Есть точка зрения и отрицательного воздействия применения этнопедагогических средсв. Анализ воспитательной работы в различных образовательных организациях показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторвано от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем. Народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добро творческая, совместная с взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта. Так же проблемой является отсутствие преемственности применяемых средств и методов между образовательными организациями и этапами обучения. В детских садах данная деятельность строго предусмотрена в Примерных образовательных программах, то уже на начальном этапе школьного обучение его просто нет. Или ещё: жестко централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами и программами, не позволяет изучать в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание образовательного интегративного события (а не едино разового занятия или урока), внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях для детей.

Следовательно, можно сделать вывод, что эффективное осуществление этих задач во многом зависит от компетентности и подготовленности педагогов к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. В идеале система образования должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.

. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе образовательной организации

.1 «Теоретические предпосылки конструирования образовательной среды воспитания ребенка как носителя национального самосознания»

В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ Н.В. Балабановой, Л.Н. Бережновой, О.С. Газмана, В.В. Давыдова, М.В. Кларина, С.В. Тарасова, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина и др. В рамках домашней работы значимым является вопрос конструирования особого типа образовательной среды, где осуществлялся бы процесс воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста. Опираясь на имеющиеся исследования, мы понимаем под образовательной средой, ориентированной на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста, систему влияний на ребенка, условий и возможностей воспитания национального самосознания ребенка дошкольного возраста, которая включает этнокультурное познавательное содержание, эмоциональную и социально-культурную насыщенность педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики среды и их практическую направленность. Рассмотрим структуру образовательной среды в детском саду №49 г. Рыбинска.

Этнокультурно-познавательное содержание заключено в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности через организацию образовательного процесса. В культуре ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, осуществляет поиск общего и специфического в социуме, осознает значимость культуры для человека и человека в культуре. Эмоциональная насыщенность представлена эстетическим чувствами, отношениями, вкусами, идеалами, связана со способностью воспринимать, переживать и оценивать свое эмоциональное состояние. Вводятся эмоционально-эстетические образы этнического характера, которые стимулируют и корректируют эмоциональные проявления детей, погружают ребенка в особую эмоционально-эстетическую атмосферу, учат его понимать свое эмоциональное состояние и язык эмоций другого человека в разных видах деятельности. [1]

Итак, практическая направленность этнокультурного характера образовательной среды направлена на самореализацию личности дошкольника в процессе деятельности и общения, художественно-эстетического развития детей и творческой самореализации своего «Я».

2.2 «Организационно-педагогические условия конструирования образовательной среды ДОУ на современном этапе, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей»

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогическое конструирование образовательной среды является одной из мало разработанных проблем. Сегодня стала очевидной объективная необходимость полномасштабного исследования образовательной среды, в которой формируется и развивается национальное сознание и самосознание детей. Культурно-педагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальный образовательно-воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью. Педагогический опыт показывает, что только при особой организации образовательного процесса создаются благоприятные условия для развития не только личностных, но и национальных качеств. Это актуализирует проблему поиска эффективных условий и средств воспитания у детей национального самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения к истории и культуре своего и других народов, толерантного и дружественного отношения к иным культурам, а также проблему поиска эффективных путей конструирования образовательной среды, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей.

Каждый руководитель в дошкольных организациях сегодня находится на этапе конструирования педагогического процесса в соответствии с новым ФГОС ДО. Что же нам диктует закон и вышедшие в реестре новые примерные программы в той области? Открывая закон уже в части 1.4. Основные принципы дошкольного образования, пункта 9, чётко продиктованы действия: «…учет этнокультурной ситуации развития детей» и далее в пункте 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач «…9. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [10] Стандартом предусмотрены образовательные области, в которых определены основные виды деятельности по решению данной задачи, требования к содержанию и созданию условий для решения данной задачи.

Что же предлагают примерные ОП (образовательные программы)? Сделаем краткий анализ программы «Детство» (в соответствии с ФГОС ДО, на сайте ФИРО в реестре программ)

Есть ли в списке задач развития и воспитания ребёнка задача по приобщению к этнокультуре?- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры. - приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки [14]Ориентация на современного ребёнкаМаленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее, познавая прошлое[14]Образовательный процесс строится на…Соответственно, духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества должны сквозной линией проходить через все содержание образовательной программы. [14]Непосредственно организованная образовательная деятельностьОпределена в образовательных областях. 1. Познавательное развитие и подразумевает познавательно-исследовательскую деятельность на каждом возрастном этапе Сквозная линия идёт через образовательные области - Социально-коммуникативное - Физическое развитие - Речевое - Художественно-эстетическое [14]В совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментахОбщение. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр (дан, примерны список). Детская студия (театрализованные игры). Досуг. Подвижные игры. Познавательная и исследовательская деятельность. Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей (определено содержание этноматериала) [14]Требования к содержанию предметно-пространственного окружения (перечень материалов к каждому уголку групповой комнаты) предложены темы для книжных, из уголков, уголков музыкальных и двигательных и уголков социально-личностного развития [14]В самостоятельной деятельностиЗадачи формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. Освоение представлений о своем городе (селе) - названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждениях города (села) - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России. Понимание многообразия россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить. [14]СпециалистеПрограмма имеет направление на общее развитие. Но предлагает примерный перечень и содержание дополнительных и парциальных программ в области приобщения детей культуре своего народа и народов Мира, например: 1. ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ДЕТСТВО» 2. ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ» [14]Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников программыНаиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становиться духовная культура и, особенно, искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: Народная игровая культура. Устное народное творчество Декоративно-прикладное искусство разных народов, Поликультурное пространство музея. [14]Итоги освоения содержания программыРебенок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой. Ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса. Ребенок знает названия нескольких рас, этносов России и других стран мира, может назвать яркие особенности их внешнего вида, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек. Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность. С удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения. Ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия. С удовольствием участвуют в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, детском книгоиздательстве и оформлении выставок по этнической проблематике. [14]

Делая вывод данного раздела, можно сказать, что педагогам легко спроектировать современную «этнотехнологию» в своём детском учреждении. Нельзя не отметить и факт преемственности ФГТ И ФГОС ДО по данному вопросу. В детских садах уже существует система поликультурного воспитания. На данном этапе этнической парадигмы не наблюдается. Но есть что модернизировать, вносить коррективы и в содержание и в развивающую предметно-пространственную среду.

Заключение

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:.

1. Использование этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе образовательной организации осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

. Представленные пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания является составляющей структурой личности, выступает как один из компонентов нравственного развития ребёнка, имеет широкий диапазон воспитательно - образовательной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации

3. Основные компоненты национального самосознания выступают как средство воспитания и приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки

Данные средства позволяют нарисовать портрет маленького гражданина, осознающего себя в современном пространстве страны и города: он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Антипедагогическое образование по самой сути может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира человека.

P.S: Каждый педагог может найти множество путей использования народных традиций в образовательной деятельности с детьми любого возраста. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению её в практической работе. Одним словом, если мы хотим, чтобы образование было своеобразным «цветущим и плодоносящим деревом», то его надо посадить в хорошую почву. Только тогда его корни - национальная культура - будут питать его крону - образование, придадут ей жизненную силу. А мировая культура, ценности человека, не имеющие национальных границ, но национальные особенности - это то солнце, благотворные лучи которого и могут вызвать основу жизни. Важно, чтобы педагоги и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей. В этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом педагогики семейного воспитания. Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.


.Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / авт.-сост.: - СПб., 2012. - 336 с

.Бодолев. А.А. Введение в этнопсихологию. Москва. 1993.

3.Волков Г.Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические рекомендации. - М., 1999. - 137 с.

4.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

5.Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду /. - СПб., 2008. - 160 с. Рублев А.В., Рублева Т. С - Новосибирск, 2007. - 256 с.

6.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире //. - 2003. - Выпуск 7. - С. 28-32.

.Закон РФ «Об образовании» 2012 г. // #"justify">8.Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - №6. - С. 67-69.

9.КУТЬИНА H. Б. Воспитание культурой. Руская народная культура». Образовательная программа для детских садов «Ребенок XXI века.

10.Стефаненко Л.С. Этнопсихология. Москва.2000.

.Ушаков А.В. сайт // Электронный толковый словарь

.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //#"justify">.Федеральный Институт Развития Образования

14.[Электронный ресурс] /Дошколёнок. Ру/ Режим доступа: #"justify">.Яфизова Р.И., Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.

Похожие работы на - Роль национального самопознания в формировании личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!