Развитие банковских групп и холдингов в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие банковских групп и холдингов в России

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы становления и развития холдинговых структур в России

.1Основные понятия и задачи холдинговых структур в России

1.2Сущность и развитие холдинговых структур

1.3Правовое регулирование деятельности холдингов в РФ

.Практические особенности осуществления деятельности банковских групп в России

.1Особенности деятельности банковских групп в Российской Федерации

2.2Внутренний и внешний надзор за деятельностью банковских групп РФ

.3Особенности осуществления надзора за деятельностью участников банковской группы

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью развития банковской системы на современном этапе является создание банковских холдингов и банковских групп как институтов, способствующих расширению и повышению эффективности банковского бизнеса, росту конкурентоспособности, позволяющих структурировать бизнес, расширяющих возможности выхода на международные финансовые рынки.

Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о том, что в банковском секторе происходит консолидация активов, основанная на сделках слияния и поглощения банков, в том числе с участием небанковских организаций. Процесс слияния и поглощения становится важным фактором экономического роста банковского сектора. Тенденция укрупнения банковского бизнеса и консолидации активов имеет место и в России.

Так, для банковской системы Российской Федерации период 2005-2009 гг. характеризуется увеличением числа банковских групп и банковских холдингов. По состоянию на 1 января 2010 года на территории Российской Федерации действуют 165 банковских групп и 32 банковских холдинга, темп роста за анализируемый период составил 118%.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем что, рост числа банковских групп и банковских холдингов в результате слияния российских банков, а также их объединения с западными банковскими группами создает предпосылки увеличения концентрации активов в банковском секторе страны.

На 1 января 2010 года на долю 255 кредитных организаций, входящих в состав банковских групп и банковских холдингов, приходится 87% совокупных активов российского банковского сектора.

Вместе с тем, создание крупных финансовых групп, с одной стороны, может расширять возможности банковского бизнеса, способствовать росту конкурентоспособности, с другой, приводить к усилению действия рискообразующих факторов, что обуславливает необходимость построения системы эффективного надзора за деятельностью участников банковских групп и банковских холдингов, основанной на анализе совокупных рисков банковских групп, их перераспределения, определения степени и последствий взаимного влияния участников банковской группы, банковского холдинга друг на друга.

Целью курсовой работы является исследование, изучение и развитие банковских групп и холдингов в России.

Исходя из поставленной цели курсовой работы можно определить следующие задачи:

-Изучить основные понятия и задачи холдинговых структур в России.

Рассмотреть сущность и развитие холдинговых структур.

Изучить правовое регулирование деятельности холдингов в РФ.

Определить практические особенности осуществления деятельности банковских групп в России.

Рассмотреть внутренний и внешний надзор за деятельностью банковских групп в РФ.

Изучить особенности осуществления надзора за деятельностью участников банковской группы.

Предметом исследования являются банковские группы и холдинговые предприятия.

Объектом исследования являются процесс становления и развития холдинговых структур в России.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В РОССИИ

1.1Основные понятия и задачи холдинговых структур в России

В России возможность создания холдинговых структур впервые была закреплена в Законе РФ №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года. [1] Холдинги могли образовываться на базе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящиеся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов. Холдинговые компании, создаваемые в рамках приватизационного законодательства, были попыткой сохранить технологические и кооперационные связи, существовавшие в крупных производственно-хозяйственных комплексах.

Холдинг - это объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций или физическое лицо (не является участником холдинга, но управляет им) оказывают влияние на решения, принимаемые участниками холдинга на основании владения 25% и более долей в уставном фонде (простых акций) либо обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия.

Корпорации холдингового типа с долей государственного участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к естественным монополиям, либо к немонополизированным отраслям, в которых утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера.

В основе выделения холдинговых компаний как самостоятельного вида предпринимательского объединения лежат отношения контроля, экономической субординации и зависимости между основным (преобладающим) и дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами.

Холдинговой компанией (холдингом) признаётся предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий, причём дочернее предприятие независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.

Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль над соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. (Диверсификация - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.)

Таким образом, холдинговая компания - вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании). В Российской Федерации холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. В соответствии с законодательством России холдинговая компания имеет право осуществлять инвестиционную деятельность, в частности, покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении.

Преимущество холдинга состоит в том, что он позволяет получить контроль над другой компанией при меньшем объёме инвестиций, чем при слиянии.

В холдинге организация контроля деятельности подразделений, выступающих в качестве относительно самостоятельных фирм, осуществляется благодаря владению пакетами акций этих фирм. Владение акциями позволяет компании - холдингу формировать не столько сбытовую, сколько производственную и маркетинговую стратегию. Компании, объединённые в холдинг, совместно воздействуют на рынок.

Положительной стороной образования холдинговых компаний является то, что благодаря обладанию контрольными пакетами акций они получают возможность проводить единую политику в различных областях деятельности, направленную на увеличение производства и сбыта.

На практике встречаются промышленные и финансовые холдинговые компании. Последние - это компании, у которых более 50% капитала составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. Они не имеют права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий.

Эта форма характерна для крупных фирм - конгломератов. Холдинговая организация управления преобладает в странах и в отраслях с сильным влиянием финансового капитала, как правило, холдинговая группа объединяется вокруг банка или финансовой компании.

В современной России зарождение холдингов связывают с деятельностью финансово-промышленных групп - объединений крупных предприятий отрасли с крупными банковскими и финансовыми фирмами с единым совместным руководством и единой политикой на рынке.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Под экономическим преобладанием, исходя из действующего законодательства, следует понимать возможность одним субъектом определять условия ведения другим субъектом предпринимательской деятельности. Отношения холдинга используют не только взаимосвязь «основное - дочернее» общество, но также «преобладающее - зависимое». Понятие «преобладающее» применяется здесь в соответствии со ст.106 ГК РФ как «участвующее» в уставном капитале зависимого общества не менее чем на 20% или имеющее не менее 20% голосующих акций акционерного общества. [2]

Впервые понятие «холдинговые структуры» нашло закрепление в российском законодательстве о приватизации. Во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Положение распространяет свое действие на акционерные общества с 25% участием государства в их уставном капитале.

Действительно, по своему экономическому содержанию холдинг - это структура, в рамках которой одна организация (основная организация) имеет возможность определять или, по крайней мере, воздействовать на решения, принимаемые другими организациями, входящими в структуру холдинга. Это влияние может осуществляться:

за счет владения преобладающей долей в уставных капиталах этих организаций;

за счет контроля над преобладающей долей активов этих организаций;

на основе соответствующего договора между основной организацией и остальными организациями, входящими в структуру холдинга.

Холдинговые компании являются разновидностью предпринимательских объединений, в число которых входят всевозможные формы объединения коммерческих организаций, создаваемы добровольно (на договорной основе) и принудительно (в результате подчинения и контроля одного юридического лица над другими) для осуществления согласованной деятельности, направленной на получение прибыли.

Холдинги не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. Что, не может опровергнуть как факта наличия подобных объединений в реальной жизни, так и их существенного влияния на экономику.

1.2 Сущность и развитие холдинговых структур

Имеющийся опыт деятельности холдингов в России еще очень мал и не позволяет сделать однозначных и сколь-нибудь важных выводов о существенном (положительном или отрицательном) влиянии групп на процессы стабилизации экономики и развития прогрессивных структурных сдвигов в промышленности. Это объясняется слишком непродолжительным периодом их работы и небольшим удельным весом в экономике. Так, объемы инвестиций и производства промышленной продукции в рамках холдингов не превышают пока 2-3% от уровня соответствующих показателей по России в целом.

Анализ деятельности отдельных холдинговых структур показывает, что каждой из них присуща своя специфика, отражающаяся как в процессах, так и в результатах функционирования. Эта специфика обусловлена различием в сферах деятельности, географическом и экономическом положении различных холдингов.

Холдинг ОАО «ЮгРосПродукт» в Ставропольском крае обеспечивает отечественную алкогольную и пищевую промышленность стеклянной тарой, соответствующей лучшим мировым образцам, медицинской тарой марки МТО, а также листовым стеклом, которое выпускается по самым современным технологиям. Современное оборудование, качественное сырье, квалифицированный персонал и стремление к успеху - вот отличительные качества холдинга, занимающего лидирующие позиции на рынках отечественной стеклотары и полированного флоат-стекла.

В структурном подразделении холдинга ОАО «ЮгРосПродукт» находятся:

два стеклотарных завода (в г. Новоалександровске и с. Красногвардейском Ставропольского края),

завод по производству листового стекла (в с. Красногвардейском),

ООО «Кристалл» (добыча стекольного песка для основного производства),

ООО «Картон» (производство упаковочного материала),

ООО «Автостройсервис» (строительство и перевозка грузов основного производства),

ООО «ЮгСнабСервис» - закупка сырья и оборудования,

ООО «ЮгСбытСервис» - продажа готовой продукции.

АООТ «Уральские заводы» оформлено около тридцати инвестиционных проектов, соответствующих международным стандартам, заключены и проплачены инвестиционные договора. Объем произведенной продукции остался на стабильном уровне 1997 г., производительность труда выросла в 1,5 раза. В 9 раз увеличился объем продукции, поставляемой на экспорт за твердую валюту. Заключены договора на поставку системы мобильной радиосвязи на сумму 135 тыс. долл., в стадии заключения еще 11 договоров на сумму около 1 млн. долл., подписан трехсторонний протокол с участием МВД России и шведской фирмой «Ерикссон», согласно которому холдингу «Уральские заводы» передается технология производства средств мобильной и цифровой радиосвязи, будет оказана техническая помощь по организации производства в Ижевске, проведено обучение специалистов холдингов на шведских предприятиях и предоставлен беспроцентный кредит в виде системы радиосвязи стоимостью более 2 млн. долл.

Активно функционирует холдинг по ставропольскому краю «Сокол», центральная компания находится в г. Воронеж. Совет директоров, правление холдинга, руководители предприятий принимают эффективные меры по оздоровлению финансового состояния участников. Проведение взаимозачетов, использование бартера, внедрение внутренних векселей позволили снизить кредиторскую задолженность участников группы с 67 млрд., до 46 млрд. руб. в сопоставимых ценах 1999 г., на 40% сократилась дебиторская задолженность группы. Усиливается финансовый блок группы за счет создания инвестиционно-торгового банка. Созданы торговый дом, маркетинговый отдел, ведущие совместно с головной организацией единую базу данных для совершения торговых операций, более 20 торговых представительств группы (в том числе 9 - за рубежом), которые успешно работают над расширением рынка продукции группы.

Специфика деятельности холдинга «Русхим» определяется ориентацией на использование механизма доверительного управления собственностью участников. На первом этапе функционирования холдинг основной своей функцией видит восстановление платежеспособности предприятий за счет внедрения жесткой финансовой дисциплины: проводятся аудиторские проверки, вводится дисциплинарная ответственность должностных лиц, организуется повышение квалификации персонала. Задачей второго этапа является создание финансовой инфраструктуры с повышенной оперативностью реагирования на конъюнктуру товарного, финансового и фондового рынков. В обеспечение этого направления создан негосударственный пенсионный фонд и инвестиционная компания. Разрабатываются бизнес-планы для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Создание группы обеспечило возможность маневрирования ресурсами и их аккумулирования, в том числе для нужд НИОКР: в 1999 г. на цели НИОКР было выделено 1,5 млрд. руб. собственных средств.

Объем произведенной продукции участников холдинга «Драгоценности Урала» вырос по сравнению с 1996г. на 19%, а объем реализованной - на 5%. Объем экспортируемой продукции вырос в 18 раз и составил около 7 млн. долл. Некоторое снижение количества занятых и увеличение объема продукции позволили увеличить производительность труда на 19,5%. Общая прибыль выросла на 15%. При этом снизилась рентабельность промышленной продукции, что отражает общую тенденцию роста инфляции издержек, но при этом она почти в два раза превышала среднюю по промышленности России.

отсутствие нормативно установленных полномочий центральной (управляющей) компании в сфере управления деятельностью участников групп;

отсутствие механизмов, навыков и опыта перспективного (стратегического) планирования деятельности крупных структур, в том числе в аспекте маркетинга, менеджмента, финансирования, а также учета интересов федеральной и региональной политики;

сложное финансовое положение многих участников, связанное в первую очередь, с производственным и инвестиционным кризисом в стране, с высоким уровнем инфляции;

отсутствие действенной системы отношений с органами государственного управления, весомых мер поддержки со стороны Правительства Российской Федерации;

существенные препятствия по работе с финансовыми учреждениями, заложенные в механизме регистрации холдингов, в том числе ограничение на долю участия этих учреждений в активах других участников;

отсутствие адекватной законодательной базы о государственных гарантиях, залоге, трасте и т. п., облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты холдингов;

высокая доля издержек, связанных с внутренним оборотом группы, влияющая на общий уровень рентабельности;

неотработанность процедур и механизмов создания и функционирования холдингов.

1.3 Правовое регулирование деятельности холдингов в РФ

банковский группа холдинг

Правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации существенным образом отстает от предпринимательской практики. Холдинговые компании возникли в России не только в рамках приватизационного законодательства в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения. [3]

Холдинги возникли также и в результате обратного процесса - разукрупнения организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние.

Правовое регулирование холдингов, осуществляется в настоящий момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ (ст.105, 106 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах»). [4]

Холдинг принципиально свободен в выборе своей правовой формы, а также местонахождения (домициля). Долевое участие не ограничивается долями с правом голоса или участием в капитале предприятий с различными правовыми формами.

Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:

-преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества - участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участником холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других юридических лиц - участников холдинга;

решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).

Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Специфика государственного управления функционированием холдингов, определяется, прежде всего, высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.

Непосредственное участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.

Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над холдингов:

создание холдингов из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;

за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании холдингов имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;

управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника холдингов;

участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса холдингов.

Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, «золотой акции», введение в Совет директоров представителя Государства.

Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.

Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание холдингов из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.

Основной формой государственного управления деятельностью холдинга может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и холдингом. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле над деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным холдингам в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКИХ ГРУПП В РОССИИ

.1Особенности деятельности банковских групп в Российской Федерации

Банк во многих случаях является частью более обширной структуры, в которую могут входить другие финансовые и нефинансовые организации, расположенные как в стране места учреждения банка, так и за ее пределами. Подобного рода корпоративные структуры, получившие название «банковская группа», в целом не являются юридическими образованиями, и их границы определяются умозрительно надзорными органами на основании законодательно установленных критериев. Такие критерии позволяют выявить наличие существенного влияния, оказываемого одними членами банковской группы на финансовое состояние и деятельность других членов банковской группы, и признать, таким образом, юридических лиц входящими в состав определенной банковской группы.

Начиная с 70-х гг. XX ст. банковские группы развивались не только в направлении роста масштабов деятельности, диверсификации операций, усложнения организационной и юридической структуры, но и в направлении

увеличения трансграничных операций. Эти тенденции наблюдались во всех трех основных секторах финансового рынка: в банковском, страховом и секторе ценных бумаг. В целом такие процессы получили название «конгломерации», и их дальнейшее развитие несет в себе серьезные последствия с точки зрения банковского надзора.

Конгломерация увеличивает многие проблемы, начиная с управления рисками, капиталом и достаточностью капитала, и, соответственно, требует от органов надзора применения инструментов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе с учетом специфики деятельности членов банковской группы и связанных с нею рисков.

Необходимость осуществления консолидированного надзора за банком в составе банковской группы обусловлена тем, что между банком и другими членами банковской группы совершается ряд операций. Эти операции могут приводить к возникновению специфических, с точки зрения банковского надзора, рисков, которые не могут быть оценены, минимизированы и предупреждены с помощью инструментов традиционного банковского надзора, применяемых к банкам на индивидуальной основе. В данном случае, с одной стороны, банк может быть не защищен от распространения на него рисков, возникающих у других членов банковской группы, и у самой банковской группы в целом, с другой стороны, банк, являясь головной организацией банковской группы, может целенаправленно передавать рисковую часть своей деятельности участникам банковской группы и связанным с ними организациям, деятельность которых в отдельных случаях не попадает под финансовый, в том числе банковский надзор.

Примером передачи такой рисковой деятельности может являться создание банком дочерней организации - коллекторского агентства, которому банк передает проблемную кредитную задолженность по номинальной стоимости. Таким образом, банк улучшает качество своих активов, завышает размер прибыли, нормативного капитала и

значения нормативов безопасного функционирования. Безусловно, проблемы, связанные с деятельностью банка, уровнем принимаемого им риска, его финансовым положением, возникают, независимо от того, осуществляет банк свою деятельность самостоятельно или как член банковской группы.

Однако тот факт, что банк является членом банковской группы, увеличивает вероятность возникновения проблем в его деятельности и их масштаб. В связи с этим представляется необходимым более детально рассмотреть вопрос классификации банковских групп, определить их виды, границы, состав, структуру, позицию банка в банковской группе.

В международной практике под банковской группой в общем смысле понимается такая совокупность юридических лиц с участием одного или более банков, в которой банк (являющийся объектом банковского надзора на индивидуальной основе) способен оказывать прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица, и (или) другое юридическое лицо способно оказывать такое существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Необходимо отметить, что банковские группы, идентифицируемые в целях осуществления консолидированного надзора, обычно не подлежат государственной регистрации и не являются юридическим лицом, несмотря на то, что состоят из совокупности юридических лиц. В некоторой степени можно говорить о некой «виртуальной» совокупности юридических лиц, именуемой банковской группой, состав и структура которой могут постоянно изменяться. Для того чтобы совокупность юридических лиц признавалась банковской группой, должны соблюдаться одновременно следующие условия:

наличие существенного влияния, оказываемого прямо или косвенно (через третьи лица);

наличие юридического лица, которое способно оказывать такое существенное влияние прямо или косвенно (через третьи лица) на решения, принимаемые органами управления другого юридического лица (далее - существенное влияние). Такое юридическое лицо при наличии ряда дополнительных признаков может являться головной организацией банковской группы;

наличие юридического лица (юридических лиц), на решения которого (которых), принимаемые его (их) органами управления, оказывается другим юридическим лицом существенное влияние. Такое юридическое лицо является участником банковской группы; одно из вышеперечисленных юридических лиц является банком, либо деятельность банковской группы преимущественно является банковской или финансовой (данное условие может регулироваться по-разному в законодательстве различных стран).

Таким образом, головная организация и участник в совокупности образуют банковскую группу и рассматриваются как ее члены. Особенно важным является определение головной организации банковской группы, поскольку именно к ней чаще всего органами надзора устанавливаются требования по организации системы управления рисками банковской группы, представлению информации о банковской группе и применяются меры надзорного реагирования.

Обычно национальное законодательство в области консолидированного надзора определяет критерии, на основании которых одно из юридических лиц будет признаваться головной организацией по отношению к другим юридическим лицам. В некоторых странах головной организацией считается юридическое лицо, имеющее долю участия в уставном фонде другого юридического лица в размере более 50%. В других странах головной организацией является юридическое лицо, способное оказывать существенное влияние на деятельность других юридических лиц в форме контроля. В мировой практике головной организацией зачастую признается юридическое лицо, которое способно оказывать существенное влияние не только в форме контроля, но и в иных формах.

В Российской Федерации головной организацией, в частности, «признается кредитная организация в случае, если она может оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других юридических лиц».

Исходя из основных условий признания совокупности юридических лиц банковской группой, изложенных выше, целесообразно отметить, что, несмотря на национальные различия, основным критерием, на основании которого юридические лица признаются входящими в банковскую группу, является наличие существенного влияния, оказываемого одним юридическим лицом на другое, и именно через существенное влияние определяются головная организация банковской группы и ее границы.

.2 Внутренний и внешний надзор за деятельностью банковских групп Российской Федерации

Роль и место банковской системы в экономике страны огромно. Поэтому кредитно-банковская сфера служит объектом тщательного надзора и регулирования со стороны государственных органов. В каждой стране действует своя система контроля и правовых актов, которая регламентирует различные аспекты банковской деятельности.

Надзор за деятельностью банковской группы осуществляется Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России или территориальным учреждением Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью кредитной организации, являющейся головной кредитной организацией банковской группы (далее - структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы).

Надзор за деятельностью кредитной организации - участника банковской группы осуществляется территориальным учреждением Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью кредитной организации.

Надзор за деятельностью некредитной финансовой организации - участника банковской группы осуществляется структурным подразделением Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью соответствующего вида некредитных финансовых организаций.

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации - участника банковской группы, и структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью соответствующего вида некредитной финансовой организации - участника банковской группы осуществляют надзор за деятельностью участников банковской группы во взаимодействии со структурным подразделением Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью банковской группы.

Структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы, осуществляет сбор и хранение информации о деятельности банковской группы и крупных участников банковской группы, при необходимости принимает решение по сбору и хранению информации о деятельности участников банковской группы, не относимых к категории крупных.

Информация о деятельности банковской группы и участников банковской группы размещается в досье по банковской группе, которое представляет собой комплекс информации о деятельности банковской группы и участников банковской группы, включающий, в том числе сведения, содержащиеся в электронных базах данных Банка России и делах структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью банковской группы, формируемых с учетом требований нормативных актов Банка России, устанавливающих порядок документооборота в Банке России.

.3 Особенности осуществления надзора за деятельностью участников банковской группы

В целях осуществления надзора за деятельностью банковской группы формируется надзорная группа, в случае если головная кредитная организация банковской группы:

относится к системно значимым кредитным организациям, определяемым Банком России в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим методику определения системно значимых кредитных организаций;

является кредитной организацией, входящей в перечень кредитных организаций, определенный распорядительным документом Банка России об информационном взаимодействии территориальных учреждений Банка России и Департамента банковского надзора Банка России при выявлении негативных ситуаций в деятельности кредитных организаций;

имеет на территории иностранного государства дочернюю организацию, за деятельностью которой осуществляет надзор центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор.

Количественный и персональный состав надзорной группы определяется с учетом характера и масштаба операций, осуществляемых в банковской группе, уровня и сочетания принимаемых банковской группой рисков.

Руководителем надзорной группы назначается сотрудник структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью банковской группы, если иное не предусмотрено решением Председателя Банка России или первого заместителя Председателя Банка России - председателя Комитета банковского надзора Банка России.

Членами надзорной группы, могут быть сотрудники центрального аппарата Банка России, территориальных учреждений Банка России и структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью соответствующего вида некредитной финансовой организации - участника банковской группы.

Структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы, письменно извещает головную кредитную организацию банковской группы о формировании надзорной группы в срок не позднее трех рабочих дней после дня подписания распорядительного акта Председателем Банка России или первым заместителем Председателя Банка России - председателем Комитета банковского надзора Банка России.

Надзорная группа осуществляет свою деятельность в порядке, аналогичном порядку, определенному Положением Банка России от 7 сентября 2007 года № 310-П «О кураторах кредитных организаций», с учетом особенностей, установленных настоящим Указанием.[5]

Надзорная группа осуществляет свою деятельность на постоянной основе, в ходе которой:

на регулярной основе (не реже одного раза в квартал) осуществляет обмен информацией между членами надзорной группы о деятельности участников банковской группы, результатах надзорных действий за отчетный квартал, осуществленных согласно плану надзорных действий, и согласовывает порядок осуществления надзора за ними. Для обмена информацией используются все доступные членам надзорной группы коммуникационные каналы. Использование коммуникационных каналов осуществляется в соответствии с требованиями нормативных и иных актов Банка России, регулирующих документооборот информации, в том числе информации ограниченного доступа;

Организацию и проведение совещания надзорной группы осуществляет структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы. Должностное лицо структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью банковской группы, направляет письменные приглашения членам надзорной группы и при необходимости руководителю, председателю и (или) членам совета директоров (наблюдательного совета) головной кредитной организации банковской группы, руководителям участников банковской группы на участие в совещании с предложением о подготовке документов (их копий) для обсуждения вопросов деятельности банковской группы и (или) отдельных участников банковской группы.

Сотрудники Главной инспекции кредитных организаций участвуют в указанном совещании, в случае если в истекшем периоде осуществлялись проверки головной кредитной организации банковской группы и (или) кредитных организаций - участников банковской группы либо проведение таких проверок запланировано на предстоящий период.

По результатам совещания надзорной группы составляется протокол, содержащий выводы о деятельности банковской группы и (или) отдельных участников банковской группы, план надзорных действий и, при необходимости, направляются рекомендации по корректировке деятельности банковской группы и (или) отдельных участников банковской группы и (или) принимаются решения о применении мер к головной кредитной организации банковской группы, кредитным организациям - участникам банковской группы, некредитным финансовым организациям - участникам банковской группы.

Структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы, в ходе надзора за банковской группой осуществляет следующие действия.

Ежеквартально:

осуществляет оценку выполнения обязательных нормативов, размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковской группой и участниками банковской группы, анализирует изменения в деятельности банковской группы и участников банковской группы;

контролирует выполнение головной кредитной организацией банковской группы предъявленных к ней требований и направленных ей рекомендаций, анализирует результаты принятых мер;

выявляет нарушения (недостатки) в деятельности банковской группы, а также ситуации, угрожающие законным интересам кредиторов и вкладчиков головной кредитной организации банковской группы и (или) кредитных организаций - участников банковской группы, стабильности финансовой системы Российской Федерации и (или) стабильности финансового сектора региона Российской Федерации, и оценивает перспективы деятельности головной кредитной организации банковской группы и (или) участников банковской группы.

Не реже одного раза в полугодие:

осуществляет комплексный анализ деятельности банковской группы, включающий, в том числе оценку влияния принимаемых банковской группой рисков на финансовое положение банковской группы (головной кредитной организации банковской группы и (или) участников банковской группы), оценку качества управления банковской группой на основе всей имеющейся в его распоряжении информации, включая результаты проверок головной кредитной организации банковской группы и (или) участников банковской группы (в случае их проведения). По результатам анализа корректирует план надзорных действий;

подготавливает заключения (аналитические записки) о деятельности банковской группы и принимаемых ею рисках, а также, при необходимости, изменения в план надзорных действий в отношении банковской группы и по отдельным кредитным организациям - участникам банковской группы, некредитным финансовым организациям - участникам банковской группы для рассмотрения на заседании надзорной группы.

Структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банковской группы, взаимодействует с органами управления головной кредитной организации банковской группы (руководитель, председатель, члены совета директоров (наблюдательного совета) головной кредитной организации банковской группы или руководители (работники) структурных подразделений, принимающие решения об осуществлении операций и иных сделок, результаты которых могут привести к нарушению банковской группой обязательных нормативов и (или) возникновению иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов кредитной организации, а также ответственные за управление рисками) и, при необходимости, с органами управления участников банковской группы (руководители участников банковской группы или руководители (работники) структурных подразделений, принимающие решения об осуществлении операций и иных сделок, а также ответственные за управление рисками) с целью обсуждения значимых рисков, принимаемых банковской группой или отдельными участниками банковской группы в связи с их участием в банковской группе, и доведения до органов управления головной организации банковской группы информации о выявленных превышениях значений рисков над установленными Банком России предельными значениями и их влиянии на финансовое положение участников банковской группы, а также недостатках в управлении рисками в банковской группе или отдельных участников банковской группы.

Порядок и периодичность взаимодействия структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью банковской группы, с исполнительным органом головной кредитной организации банковской группы и, при необходимости, с исполнительными органами участников банковской группы определяются структурным подразделением Банка России, осуществляющим надзор за деятельностью банковской группы, самостоятельно с учетом принимаемых банковской группой рисков и их влияния на финансовую устойчивость участников банковской группы.

При осуществлении основной задачи банковского надзора, состоящей в обеспечении надежности и устойчивости банковской системы, орган банковского надзора сталкивается с проблемой достижения весьма непростого баланса. Предъявляемое надзором требование обеспечить разумное управление банками не означает, что он вправе препятствовать их росту в рамках групп (холдингов) или получению прибыли. Работа органа банковского надзора должна состоять в том, чтобы содействовать ответственному использованию банковскими группами и банковскими холдингами имеющихся у них возможностей и проведению мероприятий по совершенствованию банковского дела и увеличению эффективности бизнеса. Задачей контролеров не может являться и предотвращение банкротства отдельного банка, поскольку в некоторых случаях неудачи удаляют с рынка плохо управляемые банки, а также стимулируют другие банки улучшить качество управления.

Анализ отношения банковского сообщества к банковскому надзору, как в России, так и за рубежом, в целом демонстрирует положительное восприятие методов банковского регулирования и надзора, но надзора качественного, а не репрессивного. В качественном банковском надзоре заинтересованы не только банки, но и вкладчики, и кредиторы банков, инвесторы, вкладывающие средства в ценные бумаги банков.

В настоящее время банковский надзор носит риск-ориентированный характер. Центральный банк объявил своей целью переход к содержательному надзору и стремится применять его при работе с кредитными организациями. Вместе с тем, оценка рисков, принимаемых кредитными организациями-участниками банковских групп и холдингов существенно сложнее, в том числе учитывая возможные взаимные операции внутри группы и перераспределение рисков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность процесса реформирования в России связана не только с существовавшей ранее принципиально иной, плановой экономикой, огромной территорией, с различной экономической потенциальной возможностью ее регионов, радикальностью перемен, но и с тем, что проведение экономической реформы было сопряжено с социально-политическим кризисом. Поэтому реформирование в России носит глобальный характер, затрагивает все области социально-экономических и политических отношений. Понятно, что «при многих переменных оптимизация действий одновременно в различных областях реформирования практически недостижима».

Холдинговые компании создаются как в процессе преобразования государственных предприятий в акционерные общества, так и при объединении предприятий среднего и малого бизнеса. С их помощью устраняются многие негативные моменты в макросфере, образовавшиеся в результате разрушения хозяйственных связей, улучшается координация и регулирование деятельности всех, входящих в состав холдинга предприятий.

Малый и средний бизнес имеет собственные специфические черты и законы развития, свои достоинства и недостатки. Для него характерна неразвитость производственной инфраструктуры, недостаточна техническая и технологическая вооруженность, здесь часто испытывают трудности с поиском поставщиков, с получением банковских кредитов. Но эти вопросы успешно решаются в условиях крупного бизнеса.

В то же время для крупного бизнеса не свойственна высокая восприимчивость к нововведениям, он лишен возможностей к быстрой переориентации на производство нового продукта, к реагированию на изменение общественных потребностей. Помимо этого, для него часто характерна жесткость организационной структуры. Но большие технические, технологические и финансовые возможности делают этот бизнес устойчивым, не говоря уже о том, что в нем может осуществляться «экономия на масштабе, на разнообразии, на транзакционных издержках и др.

Очевидная взаимодополняемость позитивных и негативных характеристик деятельности малого и крупного бизнеса приводит к осознанию весьма важного момента - необходимости нахождения возможностей для наиболее оптимального соединения вышеназванных параметров функционирования всего бизнеса, что и получило воплощение при образовании холдинговых компаний.

За менее чем полувековую историю существования холдингов и банковских групп в России была осознана их огромная значимость для развития экономики - они позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, оптимизировать связи между предприятиями и систему управления. Холдинговые структуры могут рассматриваться и как результат экономических преобразований, и как средство для дальнейшего их осуществления в условиях транзитивной экономики.

Макроэкономическая стабилизация невозможна и без широкого развития инвестиционной деятельности, при этом именно и холдинги, и банковские группы способны обеспечивать решение данной проблемы. Холдинговые структуры одновременно ослабляют и позиции теневой экономики, и возможности для государственного вмешательства в рыночные отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный закон №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 года.

.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1. Статья 105. «Дочернее хозяйственное общество». Статья 106. «Зависимое хозяйственное общество».

//Электронный ресурс: официальный сайт «Консультант Плюс.»

Код доступа: base.consultant.ru

.Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (с изменениями и дополнениями). Приложение 1. Временное положение о холдинговых компаниях.

.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Статья 6. Дочерние и

зависимые общества. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 1995 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1.

.Положение от 7 сентября 2007 года N 310-П. «О кураторах кредитных организаций». Зарегистрировано в Министерстве

юстиции Российской Федерации 3 октября 2007 года, регистрационный N 10249. Вестник Банка России, N 57, 10.10.2007.

.Арифулин С.Н. Холдинговые структуры в современной России. М.: Экономика, 2009.- 538с.

.Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С.Деньги. Кредит. Банки:

Учебник. Издательство: Дашков и К., 2013 г. 400 с.

.Банки и банковское дело/ под ред. Лаврушина О.И.,- СПб.: Питер, 2009. - 256с.

.Банковское дело: управление и технологии: учебник для студ. вузов/ ред. А.М. Тавасиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 671с.

.Белоусов О.В. Финансово-промышленные группы, холдинги и концерны// Законодательство. 2009. - № 2. - 85 с.

.Братко А.Г. Банковское право: Курс лекций / А.Г. Братко. - М.: Эксмо, 2010. - 704 с.

.Дягилева А.М. Холдинговые компании в России// Законодательство и экономика. 2010. - № 3. - 86 с.

.Лобанов Г. Холдинг - юридическая форма // Юрист. 2012. - № 10. - 80 с.

.Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России. М.: Юнити, 2011. - 246с.

.Лукьянова, А. Ю. Меркулова, И. В. Деньги, кредит, банки:

учебник. - М.: «КНОРУС», 2010. - 352 с

.Толковый словарь экономических терминов. - М.: Просвещение, 2012. -460 с.

.Шиткина И.С. Закон о холдингах: каким ему быть? // Хозяйство и право. 2012. - № 10.- 125 с.

.Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческие аспекты. М.: Городец-издат, 2010. - 236с.

.Фролова, Г. А. Банковское дело. Конспект лекций: - М.:

«ЮНИТИ-ДАНА» 2012. - 86 с.

20.Официальный сайт «Экономические термины и понятия» #"justify">21.Официальный сайт «Энциклопедия Экономиста»

http://www.grandars.ru/

Похожие работы на - Развитие банковских групп и холдингов в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!