Надзор Банка России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,52 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Надзор Банка России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет электронного обучения








Курсовая работа

По дисциплине Финансовое право

На тему Надзор Банка России










МОСКВА 2013 г.

Содержание

Введение

.Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие. Модели

2.Цели и принципы банковского регулирования и надзора

3. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В представленной курсовой работе детально проанализированы вопросы банковского надзора и регулирования, рассмотрены практические и теоретические стороны надзора за функционированием кредитных организаций.

Данная тема является очень важной, так как деятельность коммерческих банков касается имущественных и социальных прав огромного числа граждан и организаций, которые являются их клиентами. В связи с этим, государство, посредством Центрального банка, ведет наблюдение и контроль за деятельностью каждого банка и всей банковской системы в целом. У Центрального банка имеются обширные права по регулированию банковских отношений, в том числе такие крайние меры как прекращение деятельности и ликвидация банков. Наличие таких колоссальных прав требует от него ответственности и высокого профессионализма в принятии управленческих решений.

Конституция Российской Федерации основной функцией Центрального Банка определяет обеспечение устойчивости рубля (часть 2 ст.75 Конституции РФ). В то же время, если детально изучить российское и зарубежное законодательство, можно сделать обоснованный вывод о том, что главная цель функционирования Банка России- это поддержка стабильности национальной экономики, или политической стабильности в государстве.

Кроме того, в глобальные задачи Банка входит развитие и укрепление банковской системы страны и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Центральный Банк не является органом государственной власти, но его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их осуществление предусматривает применение мер государственного принуждения.

Центральный банк России - это высший орган банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.

Цель данной курсовой работы - анализ надзорной и регулирующей функций Банка России, раскрытие понятия банковского регулирования и надзора, понятия контроля, их взаимосвязь, сходства и различия.

банк надзор кредитный

.Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие. Модели

Банковская деятельность весьма многогранна и представляет из себя совокупность банковских услуг и операций. Коммерческий банк, в среднем, осуществляет до 200 различных операций. Такое разнообразие операций и услуг, с одной стороны, снижает риск всей деятельности банка, но, с другой стороны, приводит к уменьшению доходности. Главная цель банковской деятельности состоит в том, чтобы получить прибыль, поэтому, банк не может идти на проведение рискованных операций, результатом которых часто становится снижение платежеспособности банков, а порой, и банкротство. Нестабильность банковской системы приводит к огромным потерям, это связано с высокой социально-экономической значимостью коммерческих банков и здесь требуется регулирование со стороны государства и подробные теоретические и научные исследования.

Мировые банковские системы реализуют, как правило, две схемы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Первая схема: надзорные функции осуществляет только центральный банк страны. Вторая схема: функции надзора, кроме центрального банка, исполняет еще и орган, специально для этого созданный. Схема № 2 может разделяться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

На современном этапе, в теории банковского права имеются четыре модели банковского регулирования.

Первая модель берет за основу законодательно закрепленные за центральными банками исключительные полномочия в сфере банковского регулирования и надзора. Эта модель существует не только в развивающихся странах, но и в государствах с довольно зрелой рыночной экономикой, к примеру, в Греции, Испании, Португалии.

Вторая модель - «смешанная», состоит в том, что функции надзора и контроля осуществляются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Примером служит банковская система США.

Третью модель характеризует то, что регулирование выполняется специализированными независимыми органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при опосредованном участии центрального банка. В их число входят Канада и Великобритания.

В четвертой модели объединяются страны, в которых приняты нормативные акты о создании мегарегулятора на финансовом рынке, он представляет собой единый орган по нормативному регулированию, контролю и надзору во всех областях финансового рынка, и, в данном случае надзорные функции отделены от центральных банков.

Российское законодательство отдает предпочтение первой модели. Центральный банк Российской Федерации является единственным органом банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью. Но, нужно помнить, что контролирующими функциями в отношении кредитных организаций обладают и иные органы, например, Министерство финансов Российской Федерации, в рамках своих полномочий, которые определены законом. Однако надзорные полномочия данных органов распрастраняются не только на банки. Свои функции они осуществляют по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Одним из главных принципов деятельности и организации банковской системы, ведения банковской деятельности является принцип государственного регулирования. Регулирование банковской деятельности - разновидность управляющего воздействия на участников банковских правоотношений, одно из направлений деятельности государства в банковской сфере. Само понятие «банковское регулирование» объясняется в литературе неоднозначно. В популярном понимании «банковское регулирование» связывает все государственные и негосударственные формы управляющего воздействия на банковскую систему. Здесь имеется в виду деятельность государственных органов и функционирование кредитных организаций, союзов, ассоциаций, которые оказывают влияние не только на своих клиентов, но и, в целом, на стабильное развитие банковской системы.

Согласно рамок своих полномочий, координирующее влияние оказывают Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России. А сами кредитные организации могут оказывать влияние на своих клиентов. К примеру, банки производят безакцептное списание денежных средств, ограничивают лимитами остатки денежных наличных средств в кассах организаций-клиентов, выполняют мероприятия по недопущению легализации денег, полученных незаконно. Такие отношения регулируются не только законами, но и договорами между банками и клиентами. Параллельно, несмотря на частноправовые детали регулирования, данная деятельность имеет публично-правовой характер, и, нацелена, в первую очередь, на обеспечение государственных и общественных интересов, а соответствующие права и обязанности кредитных организаций базируются на законах и подзаконных актах, принятых органами государства.

Поэтому, банковская деятельность, в обширном смысле - это общее понятие, сочетающее в себе несколько направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны государства и негосударственных организаций на банковскую деятельность и банковскую систему в РФ.

Регулирование банковской деятельности закреплено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, которые прописывают основы правовых отношений по договорам банковского вклада, займа, кредита, банковского счета и отношений, которые складываются в процессе осуществления расчетов; федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Согласно Конституцией Российской Федерации в поле ведения Российской Федерации находятся кредитное, финансовое, валютное, таможенное регулирование, ценовая политика, денежная эмиссия, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может производиться исключительно на уровне федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля- это основная функция, которую выполняет Банк России, она закреплена принципом независимости банка от других государственных органов. Термин «банковская деятельность» рассматривается и в узком смысле. Субъекты и объекты, направления и виды банковского регулирования прописаны в 10 главе закона «О Центральном банке Российской Федерации». Согласно данному федеральному закону, Центральный банк является органом банковского регулирования в Российской Федерации, обеспечивает выполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность на подзаконном уровне. Поэтому, при такой узкой трактовке термина, Банк России является субъектом банковского регулирования, а объектами являются кредитные организации, представительства и филиалы иностранных банков, которые осуществляют в Российской Федерации банковскую деятельность.

Целью банковского регулирования является защита интересов вкладчиков и кредиторов, поддержка стабильности банковской системы. В тоже время. законодательство умалчивает о конкретном содержании целей, ограничиваясь только их провозглашением. Нет уточнения- какие именно вкладчики и кредиторы имеются в виду. Теоретически, к ним относятся как физические, так и юридические лица.

2. Цели и принципы банковского регулирования и надзора

Целями банковского регулирования являются:

) Гарантия соблюдения государственных, общественных и частных интересов в ходе предпринимательской деятельности кредитных организаций.

) Обеспечение непрерывности денежного обращения, высокой результативности взаимных расчетов и платежей между субъектами экономической сферы.

Исходя из банковского законодательства можно выделить главные направления банковского регулирования:

) Создание госстандартов, которые предъявляются к кредитным организациям.

) Координация и лицензирование организации расчетных структур в Российской Федерации, установка правил, форм и сроков безналичных расчетов.

) Координация порядка ведения банковской деятельности.

) Обеспечение кредитно-денежного регулирования.

) Определение порядка ведения кассовых операций, бухгалтерского учета, составление и представления бухгалтерской отчетности организаций, входящих в банковскую систему.

) Деятельность по регистрации и лицензированию.

) Установка порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций.

) Установка порядка осуществления банковского контроля и надзора.

Поддержка данных направлений банковского регулирования в общей сложности способствует установлению единых государственных стандартов в банковской системе.

Возможно ведение банковского регулирования и для обеспечения интересов внутренней экономической политики, например, приток инвестиций, стимулирование укрепления национальной валюты, и для интересов внешней политики, к примеру, ограничение оттока капитала из страны.

Направления банковского регулирования возможно подразделять также на:

) Организационные - способствуют созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций.

) Функциональные - связаны с регулированием банковских операций, функционированием платежно-расчетных систем.

) Направленные на установку госстандартов - обеспечивают устойчивость банковской системы и кредитных организаций.

В основе банковского регулирования лежит императивный метод, который основывается на отношениях власти и подчинения. В первую очередь, это связано с тем, что в основе банковского регулирования лежат цели, которые неразрывно связаны с защитой государственных и общественных интересов, но возможно и применение косвенных, договорных, гражданско-правовых методов государственного регулирования, которые должны способствовать укреплению банковской системы и повысить устойчивость национальной валюты.

Методы банковского регулирования можно разделить на прямой, или экономико-административный, и косвенный, или сугубо экономический. Например, ограничение уровня процентных ставок по кредитам - это административный метод. А, например, установление процентных ставок- это экономический метод. Кроме того, различают общие и селективные способы осуществления кредитно-денежной политики центральных банков. Общие касаются всего кредитного рынка в целом, а селективные конкретных видов кредита. В число самых популярных общих методов в мире относят учетную политику, изменение норм обязательных резервов банков, операции на открытом рынке.

Базой регулирования банковской деятельности служат инструменты денежной политики: процентные ставки, валютная политика, операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва для коммерческих банков, прямые количественные ограничения для кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы.

Предпочтение государством того или иного инструмента, его результативность показывают направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране. Но, эффективность регулирования не находится в прямой зависимости от применяемых инструментов. К примеру, понижение ставки рефинансирования не способствует снижению ставок по кредитам. Таким образом, можно прийти к выводу о косвенном влиянии денежно-кредитной политики на социально-экономическое положение страны.

В настоящее время, согласно статьи 35 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации» основные инструменты банковского регулирования это- процентные ставки по операциям, установка нормативов обязательных резервов, эмиссия облигаций, операции на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций, валютные интервенции, непосредственные количественные ограничения.

Отличительная черта банковского регулирования -невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме особых случаев, которые предусмотрены федеральными законами. Также, законодательно закреплен принцип равнозначного отношения государства ко всем кредитным организациям. Одновременно, у Банка России имеется право устанавливать различные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. Вместе с тем, без отражения в законах объективных экономических и юридических оснований дифференцированности государственных стандартов для кредитных организаций, ее целесообразность с точки зрения принципов и целей банковского регулирования вызывает большое сомнение. Все это увеличивает фактор личного воздействия в ходе банковского регулирования, нарушает принцип равноправия субъектов банковской деятельности.

Особое место в системе банковского регулирования отводится валютному регулированию - инструменту денежно-кредитной политики. На практике валютное регулирование имеет настолько обширное содержание, что даже само по себе выделилось в самостоятельное направление государственного регулирования. В связи с обширностью этого понятия, оно не будет подробно описываться в данной работе, так как вполне заслуживает быть объектом самостоятельной и отдельной работы.

Взаимосвязь понятий «регулирование», «контроль» и «надзор» подробно исследована Ю.М. Козловым, он обращает внимание на то, что если раньше государственное управление вытекало из необходимого, постоянного и непосредственного вмешательства аппарата управления в деятельность объекта, сейчас главные направления управляющего воздействия связаны с самостоятельностью тех или иных структур, с их обособленностью. Изначально нужно разделить понятия «контроль» и «надзор». Контроль, как внутренний, так и внешний, подрузамевает возможность непосредственного вмешательство в хозяйственную деятельность объекта контроля. Надзор же , в общих словах, можно характеризовать как наблюдение со стороны (внешнее наблюдение).

Банковское регулирование тесно связано с банковским надзором. Только надзор главным образом состоит в наблюдении за соблюдением кредитными организациями требований закона и нормативов, которые устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Банковское регулирование же предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. Надзор и регулирование объединены общей целью и направлены на поддержание стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Единственное нормативное указание, которое способствует пояснению этого вопроса, заключено в 56 статье Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», там указано, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Оперативная деятельность кредитных организаций подразумевает систематическое осуществление ими сделок и операций, имеющих предпринимательский характер. Поэтому, невозможность непосредственного вмешательства в оперативную деятельность говорит об отсутствии прямого ярко выраженного контроля со стороны банка, выражаемого, в основном. в возможности использовать меры государственного принуждения за нарушение банковского законодательства.

Так, применение Банком России данных мер формирует для кредитной организации такие условия, при которых она просто обязана их реализовывать в действительности, то есть встает перед фактом необходимости кардинальным образом менять свою деятельность. На основании вышеизложенного, есть смысл функцию банковского надзора считать составляющей более крупной функции банковского регулирования.

Поэтому, надзор за соблюдением кредитными организациями требований банковского законодательства, включая меры по приостановлению или прекращению реализации небезопасной или неосновательной деятельности, можно рассматривать как один из способов госрегулирования банковской деятельности, наравне с лицензированием, установкой правил осуществления банковских операций и некоторыми иными мерами.

Суть банковского надзора заключается в «проверке соответствия действий кредитной организации законодательству, регулирующему банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России».

.Инспектирование - контактный надзор, проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучение группой инспекторов всех банковских документов.

.Дистанционный надзор - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основании запрашиваемых документов.

Главная цель банковского надзора - это своевременное выявление и пресечение нарушений и негативных тенденций в деятельности банков для упорядочения, укрепления их финансового положения и поддержания устойчивости и надежности каждого из них, и банковской системы в целом. Несмотря на то, что в литературе зачастую встречается мнение, что цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения и подведомы целям регулирования банковской системы, все таки значение банковского надзора весьма существенно и состоит в том, что он применяется для управления рисками в банковской системе. В соответствии с письмом Центрального банка Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 70-Т «О типичных банковских рисках» под банковским риском имеется в виду « банковской деятельности возможность понесения кредитной организацией потерь и ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами и (или) внешними факторами». Наиболее характерными банковскими рисками согласно письму являются: процентные, кредитные, рыночные, фондовые, валютные, операционные, правовые и другие риски.

К принципам банковского надзора следует относить:

универсальность и обязательность, так как все без исключения кредитные организации и банки являются субъектами надзора, их согласие на надзор и выполнение требований надзорных инстанций является необходимым условием для выдачи лицензии.

взаимосвязь профилактического и дальнейшего контроля. При этом превентивный контроль предусматривает проверки, как в стадии создания банка, так и в дальнейшем, когда банк уже функционирует, для предупреждения появления и накопления отрицательных явлений или тенденций.

установка единых требований государственными органами надзора означает, что ко всем субъектам надзора должны предъявляться одинаковые требования в пределах выполнения ими одних и тех же видов деятельности, операций. Если закон предоставляет возможность различия требований, то должны соблюдаться правила такой дифференциации.

взаимосвязь количественного и качественного аспектов надзора.

истинность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность. И необходимо, чтобы эта ответственность была закреплена законодательно.

необходимость законного закрепления требований всех органов надзора.

консолидированный характер надзора, то есть наблюдение за финансовым состоянием всех составляющих банковской системы на основании учета операций и сделок всех подразделений.

соединение государственного, независимого аудиторского и общественного контроля.

публичность для широкой общественности.

Предметом банковского надзора является та часть банковской системы и банковской деятельности, которая поднадзорна Центральному Банку России. В нашей стране предусмотрен надзор непосредственно только за кредитными организациями, то есть объектом является только нижний уровень банковской системы. В некоторых государствах существует перекрестный надзор над деятельностью банковской системы.

Банковское регулирование, по аналогии с банковским надзором реализуется в виде соответствующих правовых решений. Решения принимаемые государственным органом, на который государство возложило такие функции, могут иметь государственно-властный или гражданско-правовой характер, но в любом случае выражают государственную волю и носят регулирующий характер. Порядок принятия решений и их форма регламентированы законами.

Банковское регулирование может производиться в следующих формах:

)Публикация нормативных правовых актов.

)Публикация индивидуальных актов. К примеру, в ходе регистрации и лицензирования банковской деятельности.

)Подписание договоров гражданско-правового характера. Эта форма используется в ходе регулирования неадминистративными экономическими методами.

Опираясь на данную главу, можно сделать следующий вывод: банковское регулирование- это комплекс мер, с помощью которых государство через центральный банк занимается обеспечением стабильной, безопасной деятельности банков и предотвращением негативных тенденций.

. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для получения прибыли, как главной цели своей деятельности, основываясь на специальное разрешения (лицензию) Банка России, обладает правом производить банковские операции. Можно перечислить следующие признаки кредитной организации:

Во-первых, кредитная организация - это самостоятельное юридическое лицо.

Во-вторых, кредитная организация - это коммерческая организация и ее деятельность координируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность.

В-третьих, кредитная организация имеет специальную правоспособность.

Кредитные организации можно подразделить на банки и небанковские кредитные организации. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности определенные банковские операции. Отличительным критерием банка от иных кредитных организаций является наличие лицензии на привлечение денежных средств от физических лиц. Небанковской кредитной организацией признается организация, обладающая правом осуществлять отдельные банковские операции. Приемлемые сочетания банковских операций определяются Банком России. Таким образом, банки и небанковские кредитные организации различаются наличием тех банковских операций, которые они имеют право осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности. Но и банки, и небанковские кредитные организации наделены всеми признаками кредитной организации, перечисленные в законе, поэтому в полной мере являются объектами банковского надзора и регулирования. Отличительные черты такого регулирования подробно рассмотрены ниже.

В соответствии с законами Центральный Банк России -это орган банковского регулирования и надзора за деятельностью банковских и кредитных организаций. Необходимо отметить, что Банк России координирует не только деятельность банков, но и небанковских кредитных организаций. Регулирующие и надзорные функции Банк России производит посредством своих органов, департаментов, структурных подразделений. Координирующие и контролирующие функции Банка России производятся через функционирующий на постоянном основании орган - Комитет банковского надзора, который объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие исполнение его контрольных функций. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров. Назначение руководителя Комитета банковского надзора производится Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Как уже было указано выше, банковское регулирование - это более обширное понятие, которое включает в себя осуществление банковского надзора.

Свое регулирование Банк России реализует по следующим направлениям:

утверждает общеобязательные правила и нормативы;

регистрирует кредитные организации; выдает и отзывает лицензии;

контролирует процесс приобретения юридическими и физическими лицами долей в уставном капитале кредитных организаций; осуществляет проверки с последующим применением санкций к кредитным организациям; выполняет анализ деятельности кредитных организаций с целью предупреждения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и стабильности банковской системы в целом.

Непосредственно регулирующими функциями являются установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, а также другой информации, которая предусмотрена федеральными законами. Банк также имеет право устанавливать для участников банковской группы регламент предоставления сведений об их деятельности, необходимых для составления консолидированной отчетности. Также, здесь утверждаются требования к претендентам на должности членов советов директоров, исполнительных органов, главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей филиалов кредитных организаций.

С целью гарантии устойчивого развития кредитных организаций Банк России утверждает обязательные нормативы:

предельный размер имущественных вкладов в уставной капитал кредитной организации, перечень видов вносимого имущества,

нормативы ликвидности организации,

нормативы достаточности капитала,

размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков,

минимальный размер резервов для покрытия рисков,

максимальный размер риска на одного заемщика или группу заемщиков,

максимальный размер крупных кредитных рисков,

нормативы использования капитала кредитной организации для приобретения акций других юридических лиц.

максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительства, предоставляемых кредитной организацией своим акционерам.

Банк России может устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета в зависимости от вида кредитной организации. О грядущем изменении нормативов должно быть официально заявлено не позже, чем за один месяц до их вступления в действие. В полномочия Банка России входят принятие решения о госрегистрации кредитных организаций, ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций, выдача лицензий на осуществление банковских операций, приостановление их действия и отзыв. Регистрацией именуется соответствующая запись уполномоченного государственного органа о создании юридического лица и включении его в государственный реестр специализированных организаций, которые имеют право на получение лицензии на ведение банковских операций. Однако только одного факта регистрации еще мало для ведения банковских операций. Соответствующее право приобретается лишь после получения лицензии на ведение банковских операций от Банка России.

Кроме координирующих функций, Банк России выполняет и чисто контрольные функции. Предметами банковского надзора являются выполнение кредитной организацией финансовых нормативов, соблюдение законов и банковских правил кредитной организацией, проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. В первой главе были рассмотрены классификации и сделан вывод о разделении банковского надзора на дистанционный и контактный.

В границах дистанционного надзора Банк России может запрашивать и получать от кредитных организаций нужную информацию об их деятельности, требовать разъяснения полученной информации.

Полученная от юридических лиц информация не подлежит разглашению без согласия этой организации, за исключением случаем, предусмотренных законом.

В границах исполнения своих надзорных функций Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому состоянию покупателей акций кредитной организации. При обнаружении неудовлетворительного финансового положения, Банк России может отказать в выдаче согласия на покупку акций кредитной организации.

В ходе контактного надзора происходит инспектирование кредитных организаций. Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк получил сведения о реальном состоянии кредитной организации. Во-первых, в ходе проверки необходимо определить состояние кредитной организации и ее перспективы, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую сформировать заключение о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Среди объектов инспектирования необходимо выделить непосредственно саму кредитную организацию и системные связи кредитных организаций. В каждом из объектов можно обособить три направления проверки банковской деятельности: правовые отношения, финансовые отношения, бухгалтерский учет и отчетность.

Вопросы инспектирования кредитных организаций прописаны в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка». Для исполнения своих функций Банк России производит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет обязательные для выполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений и применяет законодательно предусмотренные санкции. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций в области банковского надзора, регулирования и контроля, имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое положение данной кредитной организации и ее филиалов, выявить нарушения, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Указанные проверки не выполняют задач и не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности кредитных организаций и их филиалов, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в их производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам.

Проверки проводятся в соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), по необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения их к материалам проверки.

Регламент проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Банк не имеет права проводить более одной проверки кредитных организаций и их филиалов по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период. При этом проверке подвергаются только последние пять календарных лет деятельности кредитных организаций, предшествующие году проверки. Повторные проверки возможны, но по основаниям, перечисленным законом:

)если проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

)по мотивированному решению Совета директоров.

Проверки, проводимые Банком России, могут быть плановые, внеплановые, комплексные, тематические.

По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все нарушения и недостатки, если они имеются. При комплексной проверке составляется общий сводный акт, включающий сведения обо всех инспектируемых организациях и филиалах. Акт проверки должен быть предоставлен для ознакомления руководителю поднадзорной организации.

По итогам проверки в адрес кредитной организации должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации или предписания по устранению недостатков. В случае нарушения законодательства и предписаний Банк России вправе применять принудительные меры, предусмотренные законом, в частности, взыскивать с кредитных организаций штрафы, ввести запрет на осуществление некоторых операций, изменить нормативы, потребовать замены руководителей, запретить открытие филиалов, назначить временную администрацию, отозвать лицензию. Таким образом, меры воздействия включают как предупредительные меры, определяемые Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 59 от 31 марта 1997 года в действующей редакции) «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. Предупредительные меры могут применяться в основном на ранних стадиях возникновения недостатков и в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчикам. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить соответствующую корректировку деятельности кредитных организаций.

Какие меры воздействия выбрать в том или ином случае- надзорный орган решает самостоятельно, учитывая при этом характер допущенных нарушений, причины, повлекшие возникновение нарушений, общее финансовое состояние организации, положение кредитной организации на федеральном региональном рынке банковских услуг.

В ходе банковского контроля используются и неадминистративные методы государственного влияния. В их число можно включить, например, такие как выпуск облигаций Банком России, валютные интервенции, операции на открытом рынке, рефинансирование банков.

Несмотря на то, что эти методы реализуются в гражданско-правовой сфере, их содержание, цели и задачи имеют публично-правовое значение. К наиболее важным инструментам относится рефинансирование (кредитование, учет и переучет векселей). Законом предусмотрены и другие инструменты денежно-кредитной политики.

Но не стоит считать, что надзорные функции Банка ущемляют интересы кредитных организаций. Банковский надзор нужен и самим банкам. Это важный элемент обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор полезен и тем, кто выступает в качестве кредитора на межбанковском рынке.

Следует отдельно отметить, что Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, кроме случаев, когда Банк России принимает такие обязательства на себя, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, исключая случаи, когда кредитные организации сами добровольно возлагают на себя такие обязательства. То есть, несмотря на то, что Банк регулирует деятельность кредитных организаций, которые в свою очередь ему поднадзорны, это совершенно самостоятельные субъекты хозяйственного права, не отвечающие по обязательствам друг друга.

Таким образом, если обобщить все изложенное в настоящей главе, можно сделать вывод о том, что Банк России - это орган банковского регулирования и надзора. Он производит регулярный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законов, нормативных актов Банка России, утвержденных обязательных нормативов. В последнее время Банк России заметно усилил свою деятельность по реализации контрольных полномочий. Центробанк ввел в практику публикацию ежегодных отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора в Российской Федерации. Произведена достаточно обширная работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствии с задачами и принципами риск-ориентированного банковского надзора. Вместе с тем контрольные процедуры Банка России все еще имеют направления для совершенствования. Устоявшаяся система предварительного надзора по некоторым моментам вызывает критические замечания российских банков. Так, одной из главных проблем является соответствие нормативных актов Банка России федеральным законам. Смежной проблемой является и «нормотворчество» Банка в виде «писем», что нарушает единообразие форм нормативных актов и применения права. Проблема отчетности кредитных организаций проявляется в избыточности форм отчетности. Тем самым надзор ложится «грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людские ресурсы. Однако, в целом, можно отметить положительную динамику в развитии системы банковского регулирования и надзора и надежду на последующее положительное и эффективное совершенствование.

Заключение

В ходе написания курсовой работы определены понятие банковского регулирования, надзора и контроля, их отличия и сходные черты. Определено главное назначение Центрального Банка Российской Федерации, его функции, а также, установлено, как осуществляется надзор за деятельность кредитных организаций.

В результате проведенного исследования сделаны такие выводы:

Центральный Банк является органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законов, нормативных актов Банка России и нормативов, которые установлены для обязательного исполнения.

С целью обеспечения устойчивости кредитных организаций, Банк России устанавливает для них обязательные нормативы.

Таким образом, Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Главная цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики или политической стабильности в стране. Центральный Банк не является органом государственной власти, однако, его полномочия по своей сути относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря. 1993 года.

. ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.

. Арсланбекова А.З. «Методы совершенствования банковского надзора в Российской Федерации» Банковское право. - 2007год. - № 3.

. Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие / 2007 год.

. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А.Г. Братко - Москва. - 2007 год.

. Вишневская Е.В. Банковское право / Е.В. Вишневская. - М.: Издательство МИЭМП., 2010. - 150 с.

. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова. - Москва: Кнорус, - 2008. - 430 с.

. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 07.05.2013) «О банках и банковской деятельности».

. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Похожие работы на - Надзор Банка России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!