Разработка базы данных спортклуба
Задание на курсовой проект
Спроектировать базу данных, построить программу, обеспечивающую
взаимодействие с ней в режиме диалога, для спортклуба.
Для каждой команды в БД должны храниться сведения о командном составе,
ФИО игроков, возраст, мобильные телефоны и т.д. Также в БД хранятся сведения о
тренерском и судейском составе и сведения о результатах соревнований.
Содержание
Введение
. Разработка логической модели
1.1 Концептуальная модель
2. Физическое проектирование БД
.1 Таблица, входящие в состав БД
2.2 Разработка запросов
2.2.1 Основные запросы
2.3 Разработка отчетов
.4 Разработка форм
Заключение
Введение
С появлением ЭВМ и использованием их для обработки информации появилась
возможность автоматизировать решение многих информационно-справочных и
расчетных задач.
Первоначально для накопления и хранения информации на ЭВМ применялись
локальные массивы (или файлы), при этом для каждой из решаемых функциональных
задач создавались собственные файлы исходной и результатной информации. Это
приводило к значительному дублированию данных, усложняло их обновление,
затрудняло решение взаимосвязанных проблемных задач.
Постепенно с развитием программного обеспечения ЭВМ появились идеи
создания управляющих систем, которые позволяли бы накапливать, хранить и обновлять
взаимосвязанные данные по целому комплексу решаемых задач. Эти идеи нашли свое
воплощение в системах управления базами данных (СУБД). СУБД взаимодействуют не
с локальными, а с взаимосвязанными по информации массивами, называемыми базами
данных.
С появлением персональных компьютеров СУБД становятся наиболее популярным
средством обработки табличной информации. Они являются инструментальным
средством проектирования банков данных при обработке больших объемов
информации.Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней
предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а
также для управления ими при работе с большими объемами информации. Что
касается легкости использования, то Microsoft Access совершил здесь настоящий переворот,
и многие для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются
именно к нему.
Система управления базами данных предоставляет вам возможность
контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и
организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД также существенно
увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов
хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД включает в себя три
основных типа функций: определение данных (задание структуры и описание),
обработка данных и управление данными. Все эти функциональные возможности в
полной мере реализованы в Microsoft Access.
запрос отчет программа access
1. Разработка логической модели
.1 Концептуальная модель
В предметной области объектами являются:
1. Команды
2. Командный состав
. Тренерский состав
. Судейский состав
. Результаты
На основе анализа предметной области построим концептуальную модель:
В каждую команду входят игроки(4 и более), к каждой команде привязан
тренер, каждый судья присутствует на определенном матче, и в результате мы
видим счет игры между определенными командами.
Рисунок 1.1 - Концептуальная модель
2. Физическое проектирование БД
.1 Таблицы, входящие в состав БД
Таблицы, входящие в БД:
- Команды,
- Командный состав,
- Тренерский состав,
- Результаты,
- Судейский состав.
Рисунок 2.1.1 - Таблица Командный состав
Рисунок 2.1.2 - Таблица Команды
Рисунок 2.1.3 - Таблица Результаты
Рисунок 2.1.4 - Таблица Судейский состав
Рисунок 2.1.5 - Таблица Тренерский состав
Таблицы Судейский состав и Команды используются в таблице Результаты в
качестве мастера подстановки.
На рисунке 2.1.9 приведена схема данных.
Рисунок 2.1.9 - Схема данных
2.2 Разработка запросов
Запросы используются для просмотра, анализа и изменения данных в одной
или нескольких таблицах. Например, можно использовать запрос для отображения
данных из одной или нескольких таблиц, их сортировки в определенном порядке,
выполнении вычислений над группой записей, осуществления выборки из таблицы по
определенным условиям. Также запросы могут служить источником данных для форм и
отчетов.
2.2.1 Основные запросы
Запрос №1: необходимо вывести состав команды. Запрос является запросом с
параметром, в роли параметра выступает: название команды.
Рисунок 2.2.1.1 - Запрос №1 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2.2.1.2 Результат выполнения Запроса №1
Запрос №2: необходимо рассчитать премию в размере 20% от оклада для
каждого судьи. Запрос является запросом с вычислением.
Рисунок 2. 2.1.3 - Запрос №2 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.4 - Результат выполнения Запроса №2
Запрос №3: необходимо вывести информацию о тренерах, чья заработная плата
превышает 35000руб. В данном запросе параметром отбора записей является
заработная плата.
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.5 Результат выполнения Запроса №3
Запрос №4: необходимо вывести сведения о игроках команды которые не
достигли 19 лет. Запрос является запросом с параметром, в роли параметра
выступает название команды, параметром отбора записей является возраст.
Рисунок 2. 2.1.8 - Запроса №4 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.9 - Результат выполнения Запроса №4
Запрос №5: необходимо изменить сведения о заработной плате игрока с
определенной фамилией и именем. Запрос является запросом на изменение, в
качестве параметра отбора выступает фамилия и имя игрока.
Рисунок 2. 2.1.10 - Запрос №5 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.11 - Результат выполнения Запроса №5
Запрос №6: необходимо внести информацию о новом учителе. Данный запрос
является запросом на добавление.
Рисунок 2. 2.1.12 - Запрос №6 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.13 - Результат выполнения Запроса №6
Запрос №7: необходимо внести информацию о расписании нового учителя.
Данный запрос является запросом на добавление.
Рисунок 2. 2.1.14 - Запрос №7 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.15 - Результат выполнения Запроса №7
Запрос №8: необходимо удалить выбывшего ученика. Данный запрос является
запросом на удаление. Чтобы удалить нужную запись, используем в качестве
параметра отбора код ученика.
Рисунок 2. 2.1.16 - Запрос №8 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.17 - Результат выполнения Запроса №8
Запрос №9 необходимо изменить оценку ученику. В качестве параметра отбора
используем код ученика.
Рисунок 2. 2.1.18 - Запрос №9 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.19 - Результат выполнения Запроса №9
Запрос №10: необходимо подсчитать количество учеников, обучающихся в
классе. В качестве параметра отбора используем класс.
Рисунок 2. 2.1.20 - Запрос №10 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.21 - Результат выполнения Запроса №10
Запрос №11: необходимо вывести информацию о количестве учителей в школе
по предметам. Для построения этого запроса используется вспомогательный запрос,
в котором происходит группировка предметов и учителей, дабы они не повторялись.
Основной запрос строится на основе вспомогательного, с использованием функции Count, которая подсчитывает количеств
учителей по предметам.
Вспомогательный запрос:
Рисунок 2. 2.1.22 - Вспомогательный запрос Запроса №11 в режиме
Конструктора
Результат выполнения вспомогательного запроса:
Рисунок 2. 2.1.23 - Результат выполнения вспомогательного запроса Запроса
№11
Основной запрос:
Рисунок 2. 2.1.24 - Основной запрос Запроса №11 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.25 - Результат выполнения основного запроса Запроса №11
Запрос №12: необходимо вывести информацию о количестве кабинетов в школе.
Для построения этого запроса используется вспомогательный запрос, в
котором происходит группировка кабинетов, дабы они не повторялись. Основной
запрос строится на основе вспомогательного, с использованием функции Count, которая подсчитывает количеств
кабинетов.
Вспомогательный запрос:
Рисунок 2. 2.1.26 - Вспомогательный запрос Запроса №12 в режиме
Конструктора
Результат выполнения вспомогательного запроса:
Рисунок 2. 2.1.27 - Результат выполнения вспомогательного запроса Запроса
№12
Основной запрос:
Рисунок 2. 2.1.28 - Основной запрос Запроса №12 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.29 - Результат выполнения основного запроса Запроса №12
Запрос №13 : необходимо вывести количество учеников, обучающихся в каждом
классе.
Рисунок 2. 2.1.30 Запрос №13 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.31 - Результат выполнения Запроса №13
Запрос №14 список двоечников, троечников, хорошистов и отличников (по
предметам)
Рисунок 2. 2.1.32 - Запрос №14 в режиме Конструктора
Результат выполнения запроса:
Рисунок 2. 2.1.33 - Результат выполнения Запроса №14
2.3 Разработка отчетов
Одной из основных задач создания и использования баз данных является
предоставление пользователям необходимой информации на основе существующих
данных. Отчеты позволяют выбрать из базы данных требуемую пользователем
информацию и оформить ее в виде документов, которые можно просмотреть и
напечатать. Источником данных для отчета может служить таблица или запрос.
Кроме данных, полученных из таблиц, в отчете могут отображаться вычисленные по
исходным данным значения, например, итоговые суммы.
Так как в нашем Курсовом проекте не во всех отчетах и справках информация
является постоянной, то целесообразно строить отчеты на основе запросов,
рассмотренных в п.2.
В данном Курсовом проекте представлены следующие отчеты:
Справки:
· количество учеников в данном классе
Представлены в форме “Справки и отчёты”
Отчеты:
· отчет о работе школы (количество учителей по предметам,
количество кабинетов, число учеников в каждом классе, список двоечников,
троечников, хорошистов и отличников (по предметам))
Представлены в форме “Справки и отчёты”
Отчёт №1 количество учеников в данном классе
Рисунок 2.3.1 - Отчет “ Количество человек в классе” в режиме
Конструктора.
Рисунок 2.3.2 - Отчет “ Количество человек в классе ”
Отчёт №2 отчет о работе школы (количество учителей по предметам,
количество кабинетов, число учеников в каждом классе, список двоечников,
троечников, хорошистов и отличников (по предметам))
Рисунок 2.3.3 - Отчет “Отчет о работе школы ” в режиме Конструктора.
Рисунок 2.3.2 - Отчет “ Отчет о работе школы ”
2.4 Разработка форм
Для сбора информации самым удобным средством является заполнение
специально заготовленной формы. Формы позволяют организовывать удобный и
интуитивно понятый интерфейс пользователя для работы с данными. С помощью форм
гораздо более удобно просматривать и редактировать данные, чем при работе с
таблицами. Кроме того, в формах можно отображать результаты вычислений и
обеспечивать доступ к данным сразу в нескольких связанных таблицах.
Рисунок 2.4.1 - Главная форма.
На главной форме расположены четыре кнопки управления:
«Сведения для завуча»;
«Внести изменения»;
«Справки и Отчёты».
выход из базы данных;
При нажатии кнопки «Сведения для завуча» базы данных происходит переход
на одноименную форму (Рисунок 2.4.2).
Рисунок 2.4.2 - Форма «Сведения для завуча».
В форме «Сведения для завуча», завуч может получить следующие сведения:
. Какой предмет будет в заданном классе, в заданный день на заданном
уроке
Рис. 2.4.3
. Учитель преподающий в заданном классе
Рис. 2.4.4
. В каком кабинете будет заданный урок в заданный день недели у
некоторого класса
Рис. 2.4.5
. Классы, в которых преподает учитель заданный предмет
При выборе учителя появляется форма, в которой необходимо выбрать предмет
Предметы, которые преподаёт учитель
Рис. 2.4.6
Затем уже можно просмотреть классы, в которых преподает учитель заданный
предмет
Рис. 2.4.7
. Расписание на заданный день недели для класса
Рис. 2.4.8
При нажатии в Главной форме кнопки «Внести изменения» базы данных
происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.9).
Рисунок 2.4.9 Форма «Внести изменения».
В форме «Внести изменения», завуч может изменить следующие сведения:
Рис. 2.4.10
. Изменить расписание учителю
Рис. 2.4.11
. Удалить запись об ученик
Рис. 2.4.12
При нажатии кнопки удаления будет запрос на подтверждение на удаление
Рис. 2.4.13
. Изменить оценку ученику
Рис. 2.4.14
При нажатии в Главной форме кнопки «Справки и Отчёты» базы данных
происходит переход на одноименную форму (Рисунок 2.4.15).
Рисунок 2.4.15 - Форма «Справки и Отчёты».
В форме «Справки и Отчёты», завуч может получить следующие сведения:
. Количество учеников в данном классе
Рис. 2.4.16
. Отчета о работе школы
Рис. 2.4.17
Заключение
При написании Курсового проекта были сделаны некоторые выводы, например,
я пришел к выводу, что Концептуальная модель играет важную роль: способствует
лучшему пониманию предметной области, служит основанием для дальнейшего
проектирования базы данных. От того, насколько хорошо была спроектирована
концептуальная модель, зависит, как в последующем будет работать БД. Также я
пришел к выводу, что практически во всех случаях, в реляционной модели существует
некоторый процент повторяемости, которого не избежать, но можно контролировать.