Варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.
Таблица 2
Сценария экономического развития страны
ПоказателиВарианты1 вариант2 вариант3 вариант4 вариантЦена за баррель нефти, долл.45586880Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения, %-0,60,41,42,4Темп роста инвестиций в основной капитал-2,51,04,58,0Темп роста объема ВВП0,21,63,04,4
. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России
Достижение заданных параметров денежно-кредитной политики осуществляется черед использование Банком России отдельных инструментов.
Под инструментами денежно-кредитной политики понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.
Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:
. Процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
К процентным ставкам Банка России относятся ставка рефинансирования, ставки по кредитам овернайт, ставки ломбардных кредитов, депозитные ставки и другие. Наибольшее значение имеет ставка рефинансирования.
В последнее время ставка рефинансирования менялась следующим образом:
24.04.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 12,5%.14.05.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 12,0%.05.06.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,5%.13.07.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,0%.10.08.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,75%.15.09.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%.30.09.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,0%.30.10.09Ставка рефинансирования Банка России снижена до 9,5%.
За историю развития банковской системы РФ происходили значительные колебания ставки рефинансирования: с 20% на 1 января 1991 г. до 210% - на 15 октября 1993 г.; затем ее снижение до 21% вплоть до 6 октября 1997 г., рост до 80% в июне 1998 года и затем последовательное снижение до 10% к 19 июня 2007 г.
Тот процент, под который центральный банк предоставляет деньги коммерческим банкам, - это, по сути дела, цена денег. Таким образом, процентная ставка позволяет стимулировать либо сдерживать экономическую активность предприятий и потребителей. Скажем, в условиях экономического бума растёт опасность инфляции, и центральные банки повышают процентные ставки, то есть делают кредиты более дорогими. А если темпы экономического роста и темпы инфляции замедляются, то центральные банки, наоборот, снижают процентные ставки. Тогда и предприятиям, и частным лицам легче взять кредиты. Иными словами, они могут получить деньги в долг по более низкой цене и потратить их на покупку оборудования или потребительских товаров. Тем самым они будут стимулировать спрос и, соответственно, производство, что, в конечном счёте, должно вновь привести к экономическому подъёму.
Роль ставки рефинансирования в современных российских условиях ограниченна: Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки, в результате она служит ориентиром верхней планки краткосрочных процентных ставок на денежном рынке и используется в качестве базы для установления штрафных санкций к кредитным организациям.
Ставка Европейского центрального банка составляет 3,75%. Во всех 12 странах еврозоны это самый низкий уровень со времён Второй мировой войны. Ставка Федеральной резервной системы США составляет 1,0%.
. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) - это отчисления в Фонд обязательного резервирования кредитной организации от привлеченных ею средств клиентов.
Изменение норм обязательного резервирования в условиях финансового кризиса происходило следующим образом:
01.05.09Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,0%.01.06.09Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,5%.01.07.09Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 2,0%.01.08.09Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 2,5%.
Счет Фонда обязательного резервирования открывается в РКЦ Банка России и служит для:
регулирования денежной массы в обращении и, тем самым, воздействия на уровень инфляции в стране;
страхования депозитов юридических лиц и физических лиц (если кредитная организация не является участником системы страхования вкладов). После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются для погашения задолженности банка перед кредиторами;
поддержания ликвидности банковского сектора. Снижая нормы обязательного резервирования, Банк России регулирует размер Фонда обязательного резервирования в сторону уменьшения и, тем самым, наделяет банки дополнительными денежными средствами, поступающими на их корреспондентские счета. В результате внеочередного регулирования обязательных резервов по вновь установленным нормативам на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено 362 млрд. руб.
Резервные требования применяются во многих странах мира. Например, норматив отчислений в фонд обязательного резервирования в странах, входящих в Евросоюз, - 2%, в США - от 0% до 5%.
. Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (операции РЕПО).
. Рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России регулирует общий объем, Формы, порядок и условия выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Рефинансирование коммерческих банков осуществляется путем предоставления внутридневных расчетных кредитов и кредитов "овернайт". Однако доступ банков к кредитам Банка России носит весьма ограниченный характер.
. Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Банк России использует режим плавающего валютного курса в пределах 4-6%. Бивалютная корзина складывается из 0,55 доллара и 0,45 евро и установлена на уровне 30,40 руб. В дальнейшем Банка России намерен перейти к свободному курсу рубля;
. Установление ориентиров роста денежной массы - таргетирование (в пер. с англ. означает "цель", то есть поддержание заданных значений целевых параметров). Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. На 2008 год темп прироста денежной базы не должен превышать 18-24%, на 2009 год - 15-20%, 2010 год - 12-17%.
. Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Например, предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям с целью стимулирования производства сельхозпродукции. Для ограничения банковских рисков устанавливаются предельные размеры выдачи кредитов одному заемщику - не более 25% от размера собственных средств коммерческого банка.
. Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Имеющийся с 1998 года опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) показал невозможность оперативного воздействия на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и их обращения устанавливает большой временной лаг между принятием Банком Росси решения и проведением операций.
. Рефинансирование кредитных организаций
В целях влияния на ликвидность банков Банк России использует краткосрочные и среднесрочные инструменты рефинансирования. Выбор инструмента зависит от развития макроэкономической ситуации в стране.
В настоящее время разработаны и действуют механизмы рефинансирования банков, которые можно разделить на две группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита.
Первый механизм - кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Время принятия решения от нескольких секунд до 1 часа.
Банк России в автоматическом режиме осуществляет рефинансирование кредитных организаций в формах:
. Внутридневных расчетных кредитов. Они выдаются под блокировку государственных ценных бумаг посредством проведения платежей с корреспондентского счета банка при временном отсутствии или недостаточности на нем денежных средств в пределах установленного лимита. Плата за пользованием этим кредитом не устанавливается. За право пользования однодневным расчетным кредитом коммерческий банк обязан ежемесячно до 15 числа вносить плату в размере 0,1% от объема лимита кредитования за счет прибыли банка.
. Кредитов "овернайт" - предоставляются в случае невозврата внутридневного кредита на срок не более 1 дня под обеспечение государственными ценными бумагами и по ставке, равной ставке рефинансирования Банка России.
. Ломбардных кредитов, проводимых в режиме запроса/заявки на участие в ломбардном аукционе. Их целью является предоставления банковской ликвидности. Ломбардные кредиты предоставляются банкам под залог ГКО и облигаций федерального сберегательного займа (ОФСЗ) сроком на 7 по фиксированной процентной ставке и/или на 14 дней по ставке, складывающейся по результатам аукционных торгов, проводимых Банком России по заявкам банков-участников. Процентная ставка устанавливается равной средневзвешенной ставке ломбардного аукциона.
Второй механизм - кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. В этом случае процесс принятия решения о выдаче кредита, оценки обеспечения по нему колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы проверки ликвидности залога, подлинности прав собственности, требования по кредитному договору, оценки кредитоспособности поручителя. Кредиты выдаются на срок до 180 дней и по ставке, которая дифференцируется в зависимости от срока пользования кредитом.
Денежно-кредитной политикой Банка России на 2009 год предусмотрено расширение рефинансирования коммерческих банков путем:
предоставления кредитов сроком до 1 года под любое обеспечение;
предоставление кредитов без обеспечения (беззалоговые аукционы) сроком до 6 месяцев;
предоставление ломбардных кредитов до 30 дней по фиксированной процентной ставке в размере 8% годовых и на 3 месяца по итогам ломбардных кредитных аукционов с установление минимальной процентной ставки в размере 8,5% годовых;
предоставления Внешэкономбанком кредитов в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов, полученных коммерческими банками до 25 сентября 2008 года;
предоставление субординированных кредитов российским банкам на общую сумму до 950 млрд. руб. сроком до 31 декабря 2019 года.
В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования банком России предусматривается создание "единого пула обеспечения", включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы.
На конец 2008 года валовой кредит банкам составит 1,6 трлн. руб., а на конец 2011 года - достигнет 8 трлн. руб.
Особое место в системе рефинансирования коммерческих банков занимают операции РЕПО. РЕПО (от англ. "Repurchase agreement") представляет собой финансовую операцию, состоящую из двух частей. В первой части данной операции одна сторона продает ценные бумаги другой стороне. В то же время первая сторона берет на себя обязательства выкупить указанные ценные бумаги в определенную дату или по требованию второй стороны. Этому обязательству на обратную покупку соответствует обязательство на обратную продажу, которое берет на себя вторая сторона. Обратная покупка ценных бумаг осуществляется по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами представляет собой плату за пользование кредитом. В качестве базисного актива РЕПО выступают государственные ценные бумаги. Существует несколько разновидностей операций РЕПО.
В зависимости от срока действия выделяют:
§ночные - на один день;
§открытые - без установления срока;
§срочные - с фиксированным сроком, но более чем на 1 день.
По процентной ставке РЕПО бывают:
§с фиксированной ставкой;
§с плавающей, которая меняется каждый день.
По способу хранения ценных бумаг:
§РЕПО, по которому ценные бумаги, купленные в первой его части, переводятся покупателю ценных бумаг;
§РЕПО, по которому ценные бумаги остаются у стороны, которая выступила продавцом. Продавец является хранителем ценных бумаг для покупателя. Данный вид РЕПО называется - доверительное.
§РЕПО, по которому ценные бумаги передаются на хранение третьим лицам - специализированным регистраторским или депозитарным компаниям (фирмам). Третья сторона несет определенные обязательства перед непосредственными участниками сделки за правильное исполнение договора РЕПО и получает определенное вознаграждение за оказанные услуги. При этом варианте издержки по переводу средств и ценных бумаг минимизируются. Данный вид РЕПО получил название "трехстороннее РЕПО".
В последнее время Банк России внедрил в практику рефинансирования коммерческих банков операции Биржевого модифицированного (БМР) РЕПО. Можно выделить следующие основные его преимущества по сравнению с обычным РЕПО и депозитами:
§доступность БМР для всех банков,
§возможность досрочного возврата средств,
§использования БМР для получения рефинансирования в ЦБ, путем внесения в залог при поведении операций прямого РЕПО или ломбардного кредитования (кредитов overnight);
§льготный порядок налогообложения. Доход инвесторов по операциям БМР подлежит льготному налогообложению, в то время как доходы по депозитным операциям и сделкам РЕПО полностью облагаются по основной ставке налога на прибыль. БМР, по сути, являются ОФЗ. В случае реализации БМР владелец выплачивает 24% от разницы цены покупки за вычетом уплаченного НКД и цены продажи за вычетом полученного от покупателя НКД, а также 15% от величины полученного накопленного купонного дохода;
§низкие комиссионные расходы. По операциям БМР комиссионные расходы в 3,5-27 раз ниже, чем по сделкам с ГКО.
Несмотря на аналогию с обратным РЕПО, БМР отличается тем, что позволяет ЦБ осуществлять обратный выкуп государственных облигаций у их фактического держателя, а не у первоначального контрагента. Кроме того, в период между размещением и офертой Банка России БМР могут свободно обращаться на вторичных торгах и использоваться в операциях прямого РЕПО с ЦБ и при ополчении ломбардных кредитов от него. Инвестиции в БМР может осуществить любой банк.