Банковская гарантия и поручительство. Банк развития
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (филиал)
Домашнее задание по курсу:
«Банковское право»
студентки 4 курса
заочной формы обучения 641-зк гр
Дранниковой В.Н.
г.Гуково - 2014 г.
План
1. Дайте подробную сравнительную правовую характеристику поручительства и банковской гарантии
2. Проанализируйте правовое положение Банка развития
Список использованных источников
1. Дайте подробную сравнительную правовую характеристику поручительства и банковской гарантии
Актуальность темы. Банковская гарантия и поручительство относятся к основным видам обеспечения исполнения государственных контрактов. В обоих случаях, обязательства банка-гаранта и юридического лица, выступающего в роли поручителя, заключаются в выплате компенсации в виде денежной суммы (государственному заказчику), в случае если сам исполнитель по каким-либо причинам не выполнил, либо выполнил на ненадлежащем уровне обязательства по контракту.
Таким образом, банк, выдавший гарантию, несет ответственность по долгам принципала в пределах, оговоренных в условиях гарантии. Поручитель, в случае невыполнения должником основного обязательства, обязан сделать то же самое, а именно - выплатить бенефициару денежную компенсацию.
Целью данной контрольной работы является изучение банковской гарантии и поручительства, как способа обеспечения исполнения обязательств.
Каждое обязательство основывается на вере кредитора в будущее исполнение должником действия, необходимого для удовлетворения интереса кредитора. Надлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей обеспечивается мерами гражданско-правового принуждения в виде либо мер ответственности, либо мер защиты.
Практика экономического оборота показывала и показывает, что применения государственно-принудительных мер воздействия и иных правовых средств, предназначенных для защиты интересов любого управомоченного лица, во многих случаях недостаточно для удовлетворения имущественных интересов кредитора, права которого были нарушены неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником. Так, решение суда о принудительном взыскании долга может оказаться неисполнимым ввиду отсутствия у должника какого-либо имущества. Вследствие этого в механизме гражданско-правового регулирования используются правовые средства, конструкции которых создавались в различных правовых системах специально для обеспечения исполнения обязательств. Нормы гражданского законодательства, закрепляющие эти конструкции, по общему правилу объединяются в специальном институте обеспечения исполнения обязательств.
Субъектами отношений по банковской гарантии являются гарант, принципал и бенефициар. Гарант - это лицо, выдавшее письменный документ, содержащий обязательство выплатить денежную сумму в случае представления бенефициаром письменного требования об оплате, составленного в соответствии с условиями банковской гарантии.
Принципал - лицо, являющееся должником по обязательству, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией, выданной гарантом по его просьбе. По действующему законодательству в качестве гарантов могут выступать банки, иные кредитные учреждения и страховые организации,т.е. организации, обладающие специальной правосубъектностью. В качестве принципалов и бенефициаров могут выступать как юридические, так и физические лица.
Выдача банковской гарантии - это односторонняя сделка, поскольку, во-первых, для ее совершения требуется волеизъявление одной стороны - гаранта; во-вторых, выдача банковской гарантии юридически связывает гаранта возможностью предъявления бенефициаром требования исполнения обязательства, вытекающего из нее. Юридическая связанность гаранта возникает по общему правилу с момента выдачи банковской гарантии, ибо она вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное (ст. 373 ГК). В качестве иного может быть указано, что банковская гарантия вступает в силу либо с определенной даты, либо с момента выдачи бенефициаром кредита принципалу, либо с момента получения письменного согласия бенефициара на принятие гарантии и т. д.
Для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещения гаранта о принятии бенефициаром гарантии, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии.
Главный юридический признак банковской гарантии как обеспечительной сделки состоит в независимости банковской гарантии от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана. В соответствии со ст. 370 ГК предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.
Отсутствие у банковской гарантии признаков акцессорности по отношению к основному обеспечиваемому обязательству означает, что она:
не прекращается с прекращением основного обязательства и не изменяется с его изменением;
не является недействительной при признании недействительным основного обеспечиваемого обязательства;
не дает гаранту права ссылаться при предъявлении к нему требований бенефициаром на возражения, которые связаны с обеспечиваемым обязательством;
не ставит действительность обязательства гаранта перед бенефициаром в зависимость от каких-либо требований или возражений принципала, основанных на отношениях принципала с гарантом или бенефициаром;
устанавливает, что обязательство гаранта оплатить денежную сумму должно быть исполнено при повторном требовании бенефициара даже в случаях, когда обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно (п. 2 ст. 376 ГК).
Банковская гарантия, подписывается банком во всех случаях, а затем направляется заказчику в подтверждение выдачи обеспечения данному участнику. Подпись банка, как учреждения, лицензированного Центральным Банком РФ, является надёжным доказательством того, что интересы госзаказчика учтены и защищены.
Отличия поручительства и банковской гарантии явно проявляются уже подходе к формату договоров, а также в характере данных видов обеспечения. Как становится ясно из названия, безотзывная банковская гарантия не может быть передана другому лицу или отозвана гарантом, если в условиях гарантии не предусмотрено иное. Также немаловажно, что, в случае оформления банковской гарантии, в качестве обеспечения, гарантийное обязательство не зависит от основного. Банковская гарантия относится к не акцессорным видам обеспечения исполнения контрактов. Это означает, что даже при отмене основного обязательства, гарантийное обязательство продолжает действовать.
Поручительство же, относится к акцессорным видам обеспечения, так как в рамках данной формы обеспечения, отмена основного обязательства влечет за собой отмену и гарантийного.
В рамках госзаказа, банковская гарантия и договор поручительства могут быть выданы только юридическим лицам. Вне сферы госзаказа, банковская гарантия и поручительство различаются по данному параметру, так как договор поручительства (например, по кредиту) может быть также выдан физическому лицу, что в отношении банковской гарантии недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Оформление поручительства предполагает меньшую стоимость, нежели оформление банковской гарантии. На стоимость банковской гарантии влияет величина срока, на который она выдается, а также сумма обеспечения. Чем больше срок действия и чем выше стоимость обеспечения, тем выше стоимость банковской гарантии. Однако, при этом, банковская гарантия является исключительно надёжной формой обеспечения исполнения государственного контракта, способной защитить интересы государственного заказчика и исполнителя.
Оформление банковской гарантии занимает от 2 рабочих дней, в то время как подписание договора поручительства займёт не более 1 рабочего дня.
Для оформления банковской гарантии требуется расширенный пакет документов, которые запрашивает банк или иное кредитное учреждение. Поручительство требует гораздо меньше документов для оформления.
Государственный заказчик имеет право установить в качестве обязательного требования к участникам размещения госзаказа, предоставление последними в качестве обеспечения исключительно банковской гарантии. Таким образом, государственный заказчик вправе допустить к участию в аукционе только того участника, который предоставит банковскую гарантию, в качестве обеспечения.
Однако, как правило, условия проведения аукциона, тендера или конкурса предполагают оба варианта, и тогда участник вправе самостоятельно выбрать вид обеспечения. Положения указанных правил, сложившихся в международной банковской и коммерческой практике в качестве правовых обычаев, легли в основу института банковской гарантии в новейшем российском законодательстве. Вместе с тем в российском гражданском праве имеется ряд норм, существенно отличающихся от норм вышеуказанных правил, что делает банковскую гарантию самобытным институтом российского гражданского права.
2. Проанализируйте правовое положение Банка развития
Актуальность темы. Банк развития является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Банк развития имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местом нахождения Банка развития является город Москва. Полное наименование корпорации - государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности".
Целью данной работы является анализ правового положения Банка развития.
Банк развития действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, на защиту окружающей среды и на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего бизнеса.
Банк развития вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, установленных настоящим Федеральным законом. Прибыль Банка развития, полученная по результатам его деятельности, не распределяется и подлежит направлению исключительно на достижение целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
) осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;
) выпускает облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также векселя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) организует привлечение займов и кредитов кредитных учреждений в целях финансирования проектов, реализуемых при участии Банка развития;
) приобретает доли (акции, паи) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
) осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) выдает поручительства за третьих лиц юридическим лицам (кроме физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей);
) приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;
) предоставляет страховые услуги участникам проектов, реализуемых Банком развития, в том числе осуществляет страхование экспортных контрактов от коммерческих и политических рисков в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции в целях снижения рисков по осуществляемым операциям;
) осуществляет для реализации проектов Банка развития профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятельность доверительного управляющего ценными бумагами, денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также проектов создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;
) осуществляет лизинговые операции;
) осуществляет банковское сопровождение бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются с целью поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдаче банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных контрактов;
) участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;
) контролирует соблюдение юридическими лицами требований, предусмотренных условиями проектов, реализуемых с участием Банка развития;
) взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями развития проектов на территории Российской Федерации;
) участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих объединениях, созданных в Российской Федерации и за рубежом, целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям;
) создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица в Российской Федерации и за рубежом;
) участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, включая предоставление государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);
) участвует в выполнении операций по учету использования и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, а также иностранными государствами Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам;
) осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иных видов охраняемой информации, и обеспечивает защиту таких сведений.
. При выполнении функций Банк развития осуществляет следующие банковские операции:
) открывает и ведет счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Банка развития, включая корреспондентские счета;
) размещает средства от своего имени и за свой счет;
) осуществляет расчеты по поручению юридических лиц, в том участвующих в реализации проектов Банка развития, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;
) покупает и продает иностранную валюту;
) осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, участвующих в реализации проектов Банка развития;
) выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Банка развития. Правовой статус и деятельность Банка развития регулируются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Законодательство о банках и банковской деятельности действует применительно к Банку развития в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. На Банк развития не распространяются положения частей 3, 5, 7, 10, 14 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Банка развития, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления займов и кредитов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Банка развития (далее - Меморандум), одобряемом Правительством Российской Федерации.
Полномочия и порядок деятельности органов управления Банка развития определяются настоящим Федеральным законом, а также Положением о наблюдательном совете Банка развития, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и положением об органах управления Банка развития, утверждаемым наблюдательным советом Банка развития.
Список использованных источников
Правовые акты
. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. № 7-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 32.
. Ашмарина Е.М., Гизатуллин Ф.К., Ручкина Г.Ф. Банковское право. - М.: Юрайт, 2013. - 495с.
. Белых В.С. Банковское право. Учебник. - М.: Проспект, 2011. - 583с.
. Курбатов А.Я. Банковское право России. Учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 398с.
4. Тедеев А.А. Банковское право. Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: МПСИ, 2011. - 389с.
. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. - М.: Юристъ, 2003. - 448с.