Анализ педагогических условий социальной работы по их генезу

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ педагогических условий социальной работы по их генезу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика социальной работы»

«АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИХ ГЕНЕЗУ»

Оглавление

Введение

1. Проблема актуальности профилактики дезадаптивного, девиантного и делинквентного поведения

. Виды отклонений в поведении детей и их диагностика

. Методы профилактики социальной дезадаптации детей и подростков

4. Социально-педагогическая деятельность и ее значение в мотивационной сфере личности

5. Структура и содержание анализа педагогических условий социальной работы по их генезу

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для качественных изменений в сфере образования необходимы столь же существенные сдвиги в профессиональной подготовке педагогов, которые терпят в современных условиях динамичные изменения, обусловленные необходимостью новых подходов к содержанию занятий и формам организации воспитательного процесса образовательных учреждений. Здесь профессиональная подготовка кадров играет решающую роль.

Современная цивилизация со всеми сложностями информационного и конфигурационного порядка, так или иначе, влияет на человека, в частности, на молодое поколение, в развитие их мировоззрения, уровня самосознания. Современное общество должно открыть перед молодыми все имеющиеся возможности для повышения его интеллектуального уровня, для развития его творческой инициативы ит.д.

Для становления и формирования личности исключительно важным является содержательный и разнообразный образ жизни. Юное поколение, как продолжатель материальной и духовной культуры должно чётко осознавать свое положение, свою роль в обществе, к которому оно принадлежит, знать свое прошлое, правильно видеть настоящее и будущее, а также установить необходимый контакт с окружающими.

Как правило, в процессе контакта, в конкретном случае, общения педагог передает своему подопечному частичку самого себя, а во многих случаях - всего себя. Поэтому чем значительнее масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника; масштаб личности педагога определяет мерой его включенности в духовную культуру, профессиональными знаниями и навыками поведения.

Школа акцентирует свое внимание на обучении. Социальные установки, правовая культура, степень адаптации детей часто оказывается вне поля зрения школьных педагогов. При этом школа обладает большими возможностями для проведения работы по повышению уровня психологической и социальной адаптации. В школе дети проходят основные стадии развития, когда на социальные установки ребенка могут повлиять внешние и внутренние факторы. Они могут стать факторами дискомфортных состояний личности ребенка, так и быть факторами, формирующими психологически устойчивую личность, законопослушного гражданина страны.

1. Проблема актуальности профилактики дезадаптивного, девиантного и делинквентного поведения

В условиях роста нервно-психических нарушений, роста подростковой преступности, когда проявляется деструктивный характер поведения, возникает объективная необходимость рассмотреть актуальные вопросы профилактики дискомфортных (дезадаптивных) состояний, которые часто связаны с проявлениями девиантного и делинквентного поведения. При этом до сегодняшнего дня можно проследить противоположные позиции педагогов: «Учитель должен давать глубокие знания. Или. Учитель должен воспитывать». На мой взгляд, современная система образования позволяет устранить это противоречие. Поэтому оценивая работу учителя, стоит отойти от прямой констатации уровня знаний, важно определять уровень адаптации ребенка, его навыки социализации. В 2002 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением».

Важной проблемой профилактики является выяснение причин дезадаптавтивного состояния, девиации. Рассматривая причины такого поведения можно выделить три основные группы детей. В чистом виде в реальной жизни такие типы отклонений встречаются редко. Чаще происходит совмещение нескольких типов при доминанте одного из них.

Анализ различных форм и методов работы с подрастающим поколением показывает надобность развития глубокой заинтересованности подрастающего поколения в неординарных новых условиях взаимодействия с социальным педагогом вхождения как в область теоретических исканий, так ив практических мероприятиях, позволяющих самореализацию внутренним познавательным потребностям и эмоциональным мотивациям вхождения в реальные ситуации.

В связи с чем, необходимо искоренять неэффективные и неинтересные формы работы с детьми. Если не использовать подобных методов активной социализации юного поколения - эмоциональная энергия отдельных групп может приобрести черты в лучшем случае безразличного отношения к действительности, а в худшем - черты отрицательного поведения.

Отсюда следует вывод необходимо постоянное совершенствование образовательного процесса, основанное на результатах аналитических исследований педагогических условий соответственно генезу.

. Виды отклонений в поведении детей и их диагностика

1.Дискомфортное (дезадаптивное) состояние, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством. Ребенок не только, эмоционально неустойчив, вспыльчив, но и может совершать насилие над другими (ударить, оскорбить, преследовать). Сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

2.Индивидуальные отклонения. Например, семья, класс ориентированны на правомерное поведение, но ребенок прогуливает уроки, конфликтует с окружающими.

.Групповые отклонения. Группы детей и подростков основанных на принципах, которые не соответствуют общепринятым нормам.

Как социальный педагог я хочу обратиться к некоторым особенностям возникновения, диагностики и методам профилактики дезадаптивного состояния психогенного происхождения, связанного с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии развития.

Диагностика причин дезадаптивного состояния.

Для успешной коррекции дезадаптивного состояния, в первую очередь, определяется вид отклоняющегося поведения.

1.Деструктивное состояние, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - жадность, зависть, конформизм, нестандартное поведение и т.д. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальной общности и может проявляться в алкоголизме, наркомании, попытках суицида.

2.Делинквентное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм.

Такой подход позволяет представлять: в чем проявляется дезадаптивное состояние. Это отдельные случаи, проблемы, возникающие в процессе общения со сверстниками или взрослыми, составляющая всей деятельность или образ жизни, какую опасность представляют проявления дезадаптивного состояния. Возможно, такое состояние может носить ситуативный характер и не представляет опасности для развития ребенка, является проявлением детской стеснительности, заниженной самооценки, отсутствие навыков поведения в определенной ситуации и т.д.

Признаки дезадаптивного состояния проявляются первоначально в том, что возникают сложности в учебе, в общении, в нежелании подчинятся общепринятым правилам этикета, конфликты с одноклассниками, гиперактивность или заторможенность и замкнутость, мелкие правонарушения.

Работа на этой стадии построена в три этапа.

1.Знакомство с проблемой, выяснение причин дезадаптивного состояния, определение референтной группы, выбор стратегии коррекции поведения.

2.Работа с ребенком и референтной группой на основе анализа причин дезадаптивного состояния, если это необходимо, коррекция социально-психологической обстановки в семье. Как известно, при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности.

.Анализ первичных результатов работы и выбор дальнейших путей работы. Она зависит от результатов. При достижении положительного первичного результата условием предотвращения рецидививов является контроль и профилактическая работа с этим ребенком и его семьей.

Важнейшим аспектом работы по выяснению причин дезадаптивного состояния определение социально-психологической атмосферы в семье. Для этого дети пишут сочинение на основе метода ретроспективного анализа биографии: «Я и моя семья в прошлом, настоящем и будущем», «Портрет моих друзей», «Генеалогическое древо моей семьи», «Любимый праздник моей семьи», «Письмо в будущее». Более полное представление о составе и характере референтной группы и ее влиянии на ребенка дает метод обобщения независимых характеристик. Такой подход основан на учете социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни ребенка, способствуя или препятствуя социальной адаптации. Для получения независимых характеристик устанавливается контакт с родителями, друзьями, родителями друзей, педагогами, педагогами внешкольных воспитательных учреждений, проводятся беседы с ними или, если это возможно, анкетирование. Для выявления социальных приоритетов ребенка проводится игровой тренинг «Древо жизни». Внизу листа бумаги ребенок пишет свое имя, от него ведет «ветки», на эти ветках пишет свои цели, ближе к корням - ближайшие цели, выше - долгосрочные планы. Можно эти цели изобразить в виде листьев, ягод, разным цветом изобразить важнейшие цели и второстепенные. Затем ребенок составляет по этой схеме рассказ о своих планах на будущее. Кроме материалов для выявления мотивации поведения ребенка, этот метод формирует представление о необходимости планировать свое будущее. О том, что « будущее начинается сегодня». Для выявления референтной группы используется метод социометрии, или, к примеру, игра «Круг моей жизни». Участники игры чертят круг в центре листа бумаги. Затем вписывают в него свое имя, располагают вокруг имена людей, которые оказывают на них влияние. Чем влияние меньше, тем тоньше и длиннее линия. Можно подписать на этих линиях слово или фразу, объясняющую влияние на участника игры. Этот этап работы очень важен, так как профилактика должна носить комплексный характер и охватывать всех, кто окружает ребенка, касаться не только его поведения в школе.

При изучении состава референтной группы важна диагностика социально-психологической ситуации в семье. На данном этапе важно стремиться повысить психолого-педагогическую культуру семьи, установить контакт с людьми из окружения ребенка, для более эффективной профилактической работы. Все эти методы предполагают корректное использование их результатов, обсуждение их содержания, цитирование в классе или на родительском собрании без согласия ребенка недопустимо.

Методы профилактики социальной дезадаптации детей и подростков

Правовое образование как часть профилактики состояния социальной дезадаптации и нарушений поведения у подростков.

Система развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе, к общественной жизни. Задача педагога - не только помогать детям с проблемами в адаптации, но и предотвратить возможный переход от правомерного поведения к неправомерному, следовательно, формировать осознанный социально-активный тип поведения. Формирование правовой культуры происходит при знакомстве с основами законодательной системы государства. Такая работа направлена не только на профилактику социальной дезадаптации, но и на формирование социальных компетенций, заложенных в стандарт образования - «общей способности, основанной на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и жизненной ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы». Процесс знакомства с основами законодательства не основан только на получении теоретических знаний, ребенок включается психологически в процесс познания. Это происходит в ходе практических занятий. Дети с низкой способностью к социальной адаптации не могут абстрагироваться от содержания ролевого поведения, и не могут воспринять чужой социальный опыт, перенести его в свои эмоциональные отношения с окружающими. Поэтому активное социально-психологическое обучение (с большой долей включенности ребенка в этот процесс) позволяет добиться больших успехов в познании социальной реальности и оптимизации взаимоотношений с окружающими, чем воспитательные воздействия в виде поучений, бесед. При рассмотрении темы «Правовая ответственность несовершеннолетних» ребенку приходиться вырабатывать алгоритм поведения в условной ситуации «Несовершеннолетний задержан работником милиции». В ходе такого занятия ребенок узнает, в каких случаях возможно задержание или арест, с какого момента ему должен быть предоставлен адвокат, кто является его законным представителем и т.д.

При изучении темы «Защита прав ребенка» практическое занятие построено на разрешении конкретных проблем (нарушение прав ребенка в семье, конфликт с учителем, неправомерные действия милиции). Участники определяют, к кому они могут обратиться в каждой конкретной ситуации (органы опеки, отдел образования, могут подать иск в суд). Закрепление правовых знаний и выработка навыков правомерного поведения происходит и при работе с заданием «Текст с ошибками». Такой текст может быть построен в виде репортажа из зала суда, рассказа о конфликте подростков, о проблеме, возникшей в отношении с учителем.

Эффективным приемом формирования правовой культуры является вовлечение подростка в дискуссию по психолого-правовым проблемам. Проведение дебатов на тему «Чувствую ли я себя защищенным?». При подготовке дебатов участники делятся на две группы, их позиции определяет ведущий. Одна группа защищает мнение о том, что права детей защищены. Вторая группа отстаивает утверждение о незащищенности ребенка и нарушении его прав. Каждая команда имеет право на консультации со всеми членами группы, на основное выступление, право задать 5-6 вопросов оппоненту. В итоге судьи (учителя или ученики) оценивают работу команды по следующим критериям: глубина и доказательность, использование научной терминологии; корректность ведения спора; умение формулировать вопросы и давать ответы на вопросы оппонента. Выполнение практических заданий, участие в дебатах способствует, с одной стороны, обобщению и систематизации знаний, повышает самооценку учащихся. С другой стороны, педагог получает представление о ценностной ориентации подростков.

. Социально-педагогическая деятельность и ее значение в мотивационной сфере личности

Социально-активный тип поведения - это восприятие социальных норм как разумные нормы, жизненно необходимые, защищающие не только общественные устои, но и самих детей от произвола сверстников или взрослых. Формированию именно такого восприятия социальных норм способствует применение метода творческих проектов. Например, ролево-игровые проекты «Устав класса», «Устав школы», «Моя законодательная инициатива». Для повышения эффективности работы применяю коллективное обсуждение результатов, аргументация автором важности основных положений их проекта. В ходе такой работы ученики неизменно приходят к пониманию взаимосвязи прав и обязанностей всех участников образовательного процесса, ценности личности ребенка для нашего общества. Правовое воспитание как часть профилактики социальной дезадаптации ведется по двум направлениям: 1) негативно-ориентированная профилактика, которая предусматривает акцент на отрицательных последствиях такого поведения; 2) позитивная профилактика, целью которой является воспитание человека, легко адаптирующегося к различным социальным условиям, который может быть успешным и самостоятельным.

В основе деятельности по профилактике социальной дезадаптации лежит: ранняя профилактика, направленная на устранение причин, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка; устранение причин, условий и обстоятельств, вследствие которых стало возможным совершение поступков, не соответствующих социальным нормам; предупреждение рецидивов. Социально-педагогическая деятельность всегда должна быть адресована, направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.

Мотивационная сфера личности представляет собой сложную педагогическую систему. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными стимулами. Применительно к обучению все эти стимулы подразделяются на внешние и внутренние по их отношению к процессу обучения и его содержанию. В частности, самостоятельную работу ребят могут стимулировать такие внешние моменты, как стремление ярко проявить себя, влияние личности педагога, желание избежать плохих оценок ит.д.

Современная педагогика не отрицает роли внешней мотивации в процессе обучения. Однако подобные стимулы не способны непосредственно влиять на эффективность и целенаправленность работы. Ценность любых вне учебных побудителей деятельности может определяться лишь тем, в какой степени они станут толчком к созданию внутренней мотивации в обучении, т.е. побуждений, непосредственно связанных с интересом к самой деятельности и ее содержанию.

Тенденция возложения основной социальной функции в настоящем делает проблему исследования места и роли юной смены в социальной структуре общества особенно актуальной. В этом контексте рассматриваются во-первых, процесс становления социально активной личности ребёнка; во-вторых, влияние социальных различий на выбор будущей профессии; в третьих, социальный мотив поведения молодежи и влияние роли подрастающего поколения на социальную политику. [1]

Но, несмотря на различие подходов, специалисты сходятся во мнении, что на сегодня практически отсутствует единая система гуманитарного воспитания и соответствующие ей методы, не исследованы в достаточной мере вопросы формирования активной жизненной позиции и особенности адаптации юного поколения в различных социальных сферах в условиях глубокой модернизации. [2]

Эта единая система - ведущий признак профессиональной педагогической направленности. В целом профессионально-педагогическая направленность выступает как развитие активно-познавательной потребности, эмоционально-действенное отношение личности к будущей деятельности, осознание ею общественной значимости профессии.

Комплексная профессионально-педагогическая направленность преподавания специальных дисциплин способствует развитию мировоззрения, характера, способностей, призвания личности ребёнка, в чем, в конечном счете, заключается психологический смысл единства обучения и воспитания. Понимая под обучением особый вид познавательной деятельности, ведущей к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимо постоянно совершенствовать профессиональные специфические особенности, связанные с подготовкой подрастающего поколения в тесном контакте сними.

И естественно, любая форма общения- это сложный психолого-педагогический творческий процесс. Именно здесь, в момент, когда личность выходит на «прямую» связь со слушателем, чтобы высказать ей свою точку зрения по поводу темы беседы, утвердить также свою позицию, одновременно с этим - увидеть, почувствовать, оценить реакцию иоценку собеседника.

Дидактика чаще своей основной задачей ставит выявление закономерностей, которым подчиняется процесс общения и использует их для совершенствования образования. Таким образом, в сферу дидактики включаются следующие задачи: определение оптимального объема общения для получения знаний, умений и навыков, которые необходимо дать студентам, выбор оптимальных путей обучения при помощи видов общения.

Под содержанием общения, следует понимать определенный объем не систематизированных знаний и навыков, необходимых будущему специалисту, чтобы осуществлять задачи психолого-педагогического значения.

Успех обучения в любой сфере человеческой деятельности зависит не только от точного определения ее целей и содержания, но в значительной степени и от способов достижения целей, другими словами, методов обучения.

В процессе занятий педагог, сознательно или интуитивно, в большей степени или меньшей, воздействует на внутреннюю мотивацию. Так, например, он стремится «зажечь» фантазию слушателя ярким показом, удачными ассоциациями, подбором соответствующей индивидуальности материала ит.д. Однако эффективность подобных педагогических приемов может быть и временной, связанной лишь с определенной учебной ситуацией, если усилия педагога не сконцентрированы на поиске и создании устойчивого внутреннего стимула всей работы подопечных. Показателем устойчивости такой формы мотивации является ее относительная независимость от внешних воздействий. Эта форма мотивации получила в психологии название устойчивой внутренней мотивации.

Важнейшей предпосылкой создания устойчивой внутренней мотивации в процессе работы над учебным материалом является наличие в сознании обучающегося целостного учебного образа изучаемого материала и создание на его основе личностного плана. Данный принцип сложился стихийно в творческой практике многих поколений художников, музыкантов, писателей, ученых. Связано это с тем, что любое обучение начинаясь с освоения элементарных навыков, не дает человеку представления о смысле и месте каждого из них в последующей деятельности, в результате снижается эффективность обучения.

В специальной философской и социологической литературе молодое поколение рассматривается как субъект социальных преобразований, как человеческий капитал, ресурс общества. Процесс идейного формирования новой личности объективно зависит от содержания стадий социализации и конкретных её механизмов, в связи с этим необходимым условием модернизации общества является система образования, культуры, естественная и социальная среда обитания молодого поколения, социальный опыт.

Открытость и светский путь развития общества сделали доступными ценности общемировой культуры; развитие информационных систем, всеобщая компьютеризация приобщили новое поколение к расширению контактов, к самостоятельному поиску нужной для саморазвития информации; знакомство с различными идеологическими доктринами поставили перед выбором идейно-политических и нравственных ориентиров.

Исходя из приведенных выше тезисов можно перейти к примерному анализу педагогических условий социальной работы по их генезу, точнее к его структуре и содержанию.

. Структура и содержание анализа педагогических условий социальной работы по их генезу

На констатирующем этапе исследований возможно отметить следующее: как осуществляется работа по социальной адаптации детей и молодёжи, в достаточно или недостаточной степени, измеряется эффективности в условиях довольно организованного образовательного процесса..

Итогом констатирующего эксперимента являются выводы о том, что в о воспитательной системе учреждения, определенность и сформированность, как комплекс в единстве воспитательной и образовательной систем.

Также отмечается целенаправленное продвижение к достижению высокого уровня социальной адаптированности воспитанников. Что и объясняет эффективность учебно-воспитательного процесса в аспекте социальной адаптации детей и молодёжи.

ØУкрепляется интерес учащихся к образовательному процессу (он охватывает все основные виды жизнедеятельности ребенка);

ØПовышается уровень социального партнерства в коллективе

взрослых и детей (реальные шаги по созданию единого воспитательного коллектива-сообщества педагогов и воспитанников);

ØПроисходит дальнейшее повышение профессиональной квалификации и развитие рефлексивной позиции у педагогов.

Также в данном анализе выявляется и ряд проблем:

ØСложности в определении инновационного компонента результатов социально-педагогического эксперимента и представление инновационного материала как многогранной модели социально-педагогической реабилитации юного поколения;

ØСложности в определении сущности, форм и механизмов социального взаимодействия и социального партнерства в условиях образовательного учреждения. Деятельность по преодолению этих проблем стала важной составной частью дальнейшего преобразования всей социальной деятельности учреждений.

Необходимо отметить, тот факт, что в учебную подсистему необходимо периодически вносить некоторые изменения:

Øучебную работу эффективнее проводить по нескольким вариантам образовательных программ; желательно чтобы данные программы по всем школьным дисциплинам были разработаны как авторские и индивидуальные социально ориентированные программы;

Øс детьми, нуждающимся в особом педагогическом внимании, педагоги должны работать по индивидуальным учебным планам и программам;

Øнужны реальные условия для включения каждого воспитанника в интересующую его деятельность;

Øи, конечно же, педагогические наблюдения за воспитанниками должны носить системный характер.

Все это позволяет прогнозировать развитие личности ребенка по индивидуальной траектории и эффективно проводить необходимую коррекционно-развивающую работу.

Преобразование внеклассной образовательной подсистемы воспитательной системы учебного заведения выражается в увеличении числа и расширении тематического диапазона доступных учащимся школьных кружков и секций, ориентация их образовательных программ на формирование у воспитанников позитивного личностно значимого жизненного опыта.

Преобразование внеучебной подсистемы воспитательной системы имеет влияние на организацию жизненного пространства ребенка и содержание внешкольной деятельности воспитанников. Для обеспечения ее реабилитационной направленности необходима комплексная программа воспитательных занятий недельного цикла. В этой ситуации формируется социальный опыт ребенка - базис его личностной культуры, развивается самосознание воспитанников, происходит организация здорового детского коллектива.

Все эти условия позволяют осуществлять педагогический процесс более эффективно и качественно, что непосредственно сказывается на результатах социальной реабилитации воспитанников.

Применение комплекса косвенных признаков дает возможность с достаточной степенью объективности судить о динамике изменений в состоянии реабилитированности, происходящих в процессе осуществления социально-педагогического эксперимента.

Проведение исследований (результаты психологических тестов, педагогических наблюдений и социологических обследований) позволят установить, что в условиях гуманистической воспитательной системы складываются следующие факторы:

в сознании воспитанников укрепляется связь уровня собственной социальной компетенции с характером субъектной позиции, которую занимает ребенок в различных видах своей жизнедеятельности;

диапазон жизненных интересов воспитанников расширяется, он непосредственным образом влияет на уровень социальной адаптации учащихся;

социальный статус учащегося меньше влияет на формирование их жизненных проблем; дети не столь болезненно воспринимают свой статус;

в сознании воспитанников четче определяются общественно значимые ориентиры, школьники успешнее постигают и воспринимают жизненно важные общечеловеческие ценности, у них формируются социально значимые цели;

учащиеся успешнее преодолевают негативные психологические реакции, связанные с особенностями их социального статуса;

деятельность, предлагаемая воспитанникам во время учебной и внеклассной работы, а также в процессе бытовых отношений способствует накоплению детьми реального жизненного опыта, необходимого для успешного их устройства в самостоятельной жизни;

расширяется сфера коммуникативной деятельности детей и подростков; она (деятельность) существенным образом влияет на развитие способностей школьников сознательно выстраивать свои взаимоотношения с окружающими в зависимости от задач личностного развития, на формирование навыков эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми;

улучшается осведомленность воспитанников в области нормативно-правовых отношений, расширились знания в области общественных правил и норм, которые могут быть реально использованы ими в самостоятельной жизни.

В исследования выявляются дополнительные педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса социальной реабилитации воспитанников, а именно:

специальные педагогические усилия, направленные на формирование и развитие субъектной позиции ребенка в любых видах его деятельности;

все виды деятельности детей направлены на формирование всего разнообразия жизненного опыта воспитанников, расширение спектра их жизненных интересов.

Данные факторы являются результатом проводимых исследований, подтверждающим, что процесс социальной реабилитации детей средствами гуманистической воспитательной системы занимает среди них важное место.

Заключение

Таким образом в заключении работы хочется отметить следующее, в современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Необходимо открытие специальных коррекционных классов выравнивания при общеобразовательных школах, т. к. успешное обучение и воспитание детей названной категории является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе.

Усвоение учащимися содержания образования в объеме средней школы предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых внимание занимает базисное положение, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

Особую актуальность в этой связи приобретает проблема социальной дезадаптацией у детей и подростков.

Практика обучения детей соответственно их генезу требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и становления личности в целом.

Проблемы в развитии личности во всех аспектах традиционно является прерогативой психологической науки, в том числе и приемы коррекции нарушений представлены в психологическом ключе.

Тенденция к гуманизации системы образования, стремление к оптимизации учебного процесса по отношению к детям с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями, осознание необходимости создания и апробирования новых технологий коррекции нарушений, определяют актуальность выбора форм и методов в работе с детьми соответственно генезу.

При умелом и квалифицированном использовании различных методик которых можно достичь коррекционного эффекта. На практике противоречие заключается между традиционным подходом и появлением новых запросов педагогической практики к организации коррекционно-развивающего процесса.

социальный дезадаптация подросток девиантный

Список использованной литературы

1.Кон И. Социология молодёжи. Вкн.: Краткий социологический словарь. М.,1988.

.Крапивинский С.Э. Социальная философия: Учебник. 4-е изд.- М.: Гум. изд. Центр «Владос», 2003.

.Социология молодёжи / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб., Государственный Университет, 1996.

.Холматова З.А. Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи [Текст] / З.А. Холматова // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 672-674.

Похожие работы на - Анализ педагогических условий социальной работы по их генезу

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!