Анализ развития системы страхования вкладов в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ развития системы страхования вкладов в России

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов

.1      Понятие и виды систем страхования вкладов

.2      Сущность и деятельность агентства по страхованию вкладов

.3 Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов

Глава 2. Анализ развития системы страхования вкладов в России

.1 Центральный банк - как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций

.2 Общая характеристика банков по увеличению страховки по вкладам в России

Глава 3. Программы правительства для усовершенствования системы страхования вкладов в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мнение, что вкладчик должен нести ответственность за выбор банка, существует. Основано оно на следующей логике: вкладчик обязан думать, какому банку он отдает свои средства и выбирать только надежные. Если он выбрал ненадежный банк, то должен разделить ответственность с государством, которое возвращает ему средства. Внешне вроде бы эта логика выглядит понятно и гладко. Но, как известно, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Во-первых, вкладчик - и мы это уже наблюдали, поскольку ступенчатая шкала некоторое время в России существовала, - не понимает, как она функционирует. Соответственно, он не понимает, сколько он получит на руки в случае банкротства банка. А если есть непонимание, то неизбежно возникнет и недоверие к системе страхования. Во-вторых, для чего вообще создается система страхования? Не в последнюю очередь для того, чтобы снизить панические настроения среди вкладчиков. А если вкладчику будут заранее объявлять, что он потеряет 10% от суммы вклада? Тогда в случае возникновения панических настроений он сразу побежит в банк, потому что не захочет терять ни 10%, ни копейки. Получается, мы своими руками можем убить «анти панический» потенциал системы страхования вкладов.

А самое странное и страшное знаете что? Вкладчик в случае реализации этого предложения начнет рассматривать государство в качестве грабителя. Не как того, кто возвращает ему 90% вклада, а как того, кто отнимает у него 10% вклада. И считать виноватым в этом «грабеже» он будет не обанкротившийся банк, а государство!

Сегодня, когда правительства мировых держав вкупе с различными международными организациями пытаются противостоять уже порядком всем поднадоевшему мировому финансово-экономическому кризису, поразившему финансовые системы практически каждого государства, роль банковского сектора как основного источника кредитования различных хозяйствующих субъектов и проблемы формирования ресурсов кредитных организаций приобретают определяющее значение.

Банковская система играет ключевую роль в гражданском обороте. Аккумулируя временно свободные денежные средства граждан и организаций, банки посредством кредитования способствуют перераспределению капитала в наиболее прибыльные сферы предпринимательства, выполняя тем самым одну из задач рыночной экономики.

В связи с этим возникает потребность в теоретическом анализе правовых норм, регламентирующих правоотношения по договору банковского вклада в зарубежных государствах, с целью последующей выработки теоретически обоснованных рекомендаций, необходимых для совершенствования действующего российского законодательства и правоприменительной практики в сфере правового регулирования договора банковского вклада.

Целью данной работы является изучение организации и функционирования системы страхования вкладов, основных направлений ее развития в России.

Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:

- изучить условия и порядок выплаты страхового возмещения по вкладам

- рассмотреть российскую систему страхования вкладов с точки зрения положений ключевых принципов IADI

проанализировать участие Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства кредитных организаций

В соответствии с поставленными целями и задачами определилась структура изложения данной курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы.

В первой главе рассматривается понятие становления системы страхования вкладов в России. Во второй - делается анализ развития страховых вкладов. В третьей главе рассматриваются программы для усовершенствования страховых вкладов.

Информационную базу работы составили материалы периодических печатных изданий, специальная литература по теме, интернет - источники.

Цель и задачи работы определили ее структуру. Она состоит из введения, теоретической части, заключения, списка использованной литературы. Основное содержание работы изложено на 54 страницах машинописного текста.

страхование вклад банк надзор

Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов

.1 Понятие и виды систем страхования вкладов

Система страхования вкладов - это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающий их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства кредитного.

Система страхования базируется на следующих принципах:

обязательность участия в системе страхования вкладов;

снижение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае, когда банки не выполняют своих обязательств;

прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных взносов банков-участников системы страхования вкладов.

Основная задача системы обязательного страхования банковских вкладов - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках.

Все существующие системы страхования вкладов в мире можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру требований к участию коммерческих банков в системе страхования вкладов: системы обязательного участия банков и системы добровольного участия банков.

Систему обязательного страхования вкладов отличает участие в ней практически всех банков, что позволяет всем кредитным организациям стать членами системы страхования и дает равные гарантии клиентам разных банков. Но в этом случае ослабевает мотивация и желание клиентов искать и выбирать надежный банк, а рост банковских издержек за счет выплат в страховой фонд увеличивает цену банковских услуг. Подобные системы существуют в США, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран.

По характеру правового регулирования выделяют: системы, основанные на специальных законодательных актах (императивная) и договорные системы (диспозитивная).

В первом случае законом определены правила и процедуры системы депозитного страхования, субъекты и объекты страхования, уровень платежей и механизм их определения, механизмы банкротства, что является преимуществом данной системы. Недостаток же проявляется в ограниченной гибкости взаимоотношений системы депозитного страхования с банками и их клиентами вследствие высокого уровня регламентации.

Договорная система определяет порядок страхования в каждом конкретном случае, преимуществом чего является гибкость и индивидуализация форм страхования. Однако недостаток проявляется в неясности гарантий клиентам.

По широте охвата объекта страхования: полные, ограниченные, переменные (дискреционные).

Полные системы гарантируют выплаты по всем депозитам. Это повышает доверие со стороны клиентов, но снижается их мотивация при выборе более надежного банка.

Ограниченные системы обеспечивают только частичное покрытие вкладов клиентов. В основном гарантии предоставляются мелким вкладчикам, плохо ориентирующимся в обстановке на рынке, а для крупных сохраняется мотивация верного выбора банка. Трудность заключается в реализации данной системы в период инфляции из-за проблем с порядком расчета минимального покрытия.

Дискреционная система представляет собой разновидность ограниченной системы, предусматривающей расширение объекта страхования в периоды кризиса банковской системы. По сравнению с другими видами она является более гибкой.

По форме собственности на функциональные органы: государственные, частные, смешанные.

Государственные системы чаще всего формируются при введении обязательного страхования вкладов. В этом случае страховая организация создается как государственная, которая действует на некоммерческой основе. В тоже время существует вероятность недостаточно эффективного использования средств фонда системы страхования вкладов.

В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Преимуществом является наиболее эффективное использование средств фонда, но существует угроза противоречий между интересами прибыльности и выполнением основных задач данной системы.

Смешанные системы учреждаются и государством и коммерческими структурами, что расширяет возможности формирования собственных средств, но снижает стимулы для остальных инвесторов при сохранении контроля со стороны государства.

По степени государственного участия в финансовом обеспечении выплат: с наличием открытой кредитной линии ЦБ или правительства и система без дополнительных государственных гарантий.

В первом случае ЦБ открывает в пользу системы депозитного страхования кредитную линию (предоставление заемщику юридически оформленного обязательства кредитного учреждения выдавать ему в течение некоторого времени кредиты в пределах согласованного лимита), которой она может воспользоваться при недостаточности текущих средств фонда для осуществления основной деятельности. Таким образом, создаются дополнительные гарантии платежеспособности данной системы без привлечения для этого средств банков. В тоже время снижаются стимулы к эффективному вложению средств фонда.

Второй вид системы предполагает ограниченность поступлений от собственной деятельности финансовых ресурсов фонда системы страхования вкладов. Преимуществом является то, что страховая деятельность осуществляется без дополнительной кредитной эмиссии, но в тоже время требует эффективности деятельности руководства.

По принципу определения ставки платежей: фиксированные платежи, дифференцированные по банкам и их операциям платежи (в зависимости от финансового положения и рискованности операций банка) и дифференцированные во времени платежи (в зависимости от текущей величины фонда и объемов необходимых выплат).

В системах с фиксированными платежами банки делают взносы по шкале, привязанной к застрахованной базе. Характерным преимуществом является простота и ясность процедуры установления размера платежей, отсутствие трудностей в оценке рискованности деятельности банка. Однако банки с различной степенью подверженности рискам делают одинаковые платежи.

Вторая система представлена банками с различной шкалой платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от выполнения им экономических нормативов. В данном случае возникают трудности в оценке рисков, значимость которых меняется со временем, а также отсутствие опыта сбора и обработки данных.

В третьей системе ставки меняются в зависимости от текущей достаточности фонда. С другой стороны теряется мотивация в эффективном вложении средств фонда; банки могут расплачиваться не только за собственные риски, но и за ошибки управления фондом.

.2 Сущность и деятельность агентства по страхованию вкладов

Ключевую роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет Агентство по страхованию вкладов. Основные элементы его правового статуса состоят в следующем.

АСВ в силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно-властных полномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображение Государственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти.

Агентство имеет счет в Банке России.

Местонахождение центральных органов Агентства - г. Москва.

АСВ может создавать филиалы и открывать представительства.

Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса РФ, который осуществляется путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» 3 млрд. руб., страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.

Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.

АСВ обладает следующими полномочиями:

Организует учет банков (ведет реестр банков);

Осуществляет сбор страховых взносов и контроль над их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

Осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

Имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Законна о Банке России и нормативными актами Банка России;

Похожие работы на - Анализ развития системы страхования вкладов в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!