Особенности сонаты №3 Александра Журбина 'Прогулка по Нескучному саду'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3 Мб
  • Опубликовано:
    2014-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности сонаты №3 Александра Журбина 'Прогулка по Нескучному саду'















Реферат

По специальной дисциплине

«Музыкальное исполнительство и педагогика»

Особенности сонаты №3 Александра Журбина «Прогулка по Нескучному саду»

План

 

Введение. Александр Журбин: Штрихи к портрету. Прогулка по нескучному саду: к вопросу об интерпретации

Заключение

Список литературы

Введение

Искусство всегда служило человечеству для постижения мира абстрактных идей, помогало уйти от обыденности окружающей действительности. Самым абстрактным искусством является музыка, ведь живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства гораздо более конкретны. Но, как бы ни было абстрактно искусство, оно часто служит зеркалом развития общества.

История XX века была крайне бурной и противоречивой, и одним из способов ее изучения может служить такой гносеологический метод: изучение основных музыкальных идей того или иного периода.

В истории культуры XX века обычно различают массовое и элитарное искусство. В большей степени это относится к музыке. К музыкантам элитарным обычно относят С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Прокофьева, А. Шнитке - продолжателей традиций классической музыки прошлых веков, перенесенных в реалии культуры XX века.

К массовой музыке обычно относят такую музыкальную форму, как рок-музыка, поп-музыка и другие проявления эстрадного музыкального искусства. Но грань между массовостью и элитарностью здесь тонка. Многие считают, что в этой музыке много поверхностного и непрофессионального, но есть и множество ярких, интересных идей.

Новейшая музыка, то есть музыкальные произведения последней четверти ХХ века, постепенно входит в толщу потока музыкальной практики, становится эстетически приемлемой для слушателя.

Как отмечает В. Ценова: «Мы переживаем очевидный факт: новые музыкально-эстетические парадигмы распространяются и укрепляются в общественном сознании. Но это означает лишь то, что происходят какие-то коренные перемены не только в содержании музыкального творчества, но в критериях музыкальной красоты и ценности, в психологии восприятия, в самой человеческой психологии, в самом человеке. Музыка лишь зеркало, которое показывает нам эту эволюцию на своем невербальном, звуко-чувственном языке».

Интересен тот факт, что в музыке второй половины XX века гармонично сосуществуют две тенденции:

)многие знаменитые эстрадные музыканты получили классическое музыкальное образование и их сочинения, несмотря на новизну внутреннего содержания: образов, музыкального языка, средств выразительности, облачены в классические музыкальные формы;

)многие профессиональные музыканты работают в сфере эстрадной музыки. Не будем забывать о том, что Д. Шостакович часто обращался к музыки для театральных спектаклей и кино. Следует отметь, что данная сфера музыкальных ориентиров стала необычайно востребована музыкантами второй половины XX века. К таким музыкантам можно отнести и популярнейшего советского композитора Александра Журбина.

Творческая жизнь Александра Журбина складывалась параллельно в двух направлениях. С одной стороны, он успешно работал в так называемых «серьезных, академических жанрах», где им сочинено немало произведений. А с другой - в жанре легкой эстрадной музыки. Его перу принадлежит множество песен («Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка - жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго» и т.д.

Одним из интереснейших произведений Александра Журбина для баяна является соната №3 «Прогулка по Нескучный саду». Это произведение написано по инициативе ярчайшего баяниста Фридриха Липса. Нескучный сад - это часть Центрального парка им. Горького в Москве, одно из излюбленных мест отдыха москвичей. По идее исполнителя, воплощенной композитором, гуляющая публика должна встречать то духовой оркестр, то ансамбль цыган, то шарманку...

Целью данной работы является рассмотрение особенностей сонаты №3 Александра Журбина «Прогулка по Нескучный саду» в контексте творчества композитора. Задачами работы являются:

)определение места и значения сочинений композитора для баяна;

)раскрытие особенностей формы и особенностей тематического развития в сонате №3;

)рассмотрение образного строя произведения и средств музыкальной выразительности;

)выявление исполнительских задач, определенных творческим замыслом композитора.

Работа состоит из Введения, двух разделов, заключения, и списка литературы. В первом разделе дан обзор творческого облика Александра Журбина. Второй раздел посвящен исполнительскому анализу сонаты «Прогулка по Нескучному саду» и задачам интерпретации данного сочинения.

образный строй соната композитор Журбин

I. Александр Журбин: штрихи к портрету

 

Известный российский композитор Александр Журбин успешно сочетает работу в жанре камерно-инструментальной музыки и сочинения популярной эстрадной музыки. Александр Журбин является автором первой рок-оперы в СССР «Орфей и Эвридика».

Александр Журбин, заслуженный деятель искусств Российской Ф <#"783515.files/image001.gif">

«Прогулка» Журбина отличается от «Promenade» Мусоргского оживленным темпом, устремленностью вперед: словно автора, входящего в парк захватывает происходящее вокруг и он стремится как можно скорее очутиться в центре событий. Открывает тему интонация веселого и беззаботного бега, вприпрыжку на «staccato» - в левой руке:


Затем к ней присоединяются подпрыгивающие интонации в верхнем регистре, звучащие звонко и настойчиво, которые переходят в непрерывное движение шестнадцатых, словно поток ветра:


Нужно отметить, что как и в цикле «Картинки с выставки», где тема «Promenade» в интермедиях варьируется, показывая изменение настроения, тема «Прогулки» Журбина также пронизывает все произведения, переводя внимание автора от одного впечатления (события) к другому. Однако, если В начале произведения интермедии «Прогулки» звучат в каждом промежутке между контрастными образами эпизодов, то затем - всё реже и реже, будто автор больше погружается в праздничную атмосферу живописного парка.

Устремленное движение «Прогулки» прерывается неожиданной остановкой и автор отчетливо слышит возгласы - Maestoso на Forte - соло трубы. Начальная квартовая интонация чередуется с широкими скачками, довольно сложными для исполнения на трубе, но очень созвучными музыкальным интонациям середины XX века.


Это соло трубы открывает звучание духового оркестра в парке, неотъемлемого атрибута массовых праздников, народных гуляний и просто воскресных дней, проходивших на летних площадках городских парков:

«В городском саду играет

Духовой оркестр.

На скамейке, где сидишь ты,

Нет свободных мест».

Эти строки из песни написанной в 1947 году М. Блантером на стихи А. Фатьянова - примета ушедшей эпохи, которую Журбин хотел показать в своем произведении. Тема духового оркестра звучит ярко и мощно: Marciace con tutta forza (с энергией, с силой). Однако, сама тема этого «марша» имеет не маршевый облик, а скорее танцевальный. В пользу этого - внутритактовые синкопы, пунктирный ритм и стремительное движение шестнадцатых в мелодической линии.

Тема духового оркестра представляет собой период из двух предложений, во втором из которых обращает на себя внимание типичный аккомпанемент духового оркестра: бас - аккорд в левой руке:


Эпизод с духовым оркестром, мимо которого проходит автор, в свою очередь имеет трехчастную структуру: тему оркестрового tutti обрамляет соло трубы, во второе проведение которого начинают вклиниваться интонации темы прогулки, как бы намекая о смене направления движения автора:


Вторая интермедия «Прогулки» звучит еще более ярко и ее движение устремлено к новому эпизоду - сцене на открытом воздухе. В прихотливой и изменчивой гармошечной мелодии угадывается выступление артистов цирка во главе с клоуном. Открывает это выступление инструментальный наигрыш на фоне простейшего аккомпанемента, который балансирует между минором и мажором и представляет собой контрастное сопоставление танцевальной мелодии на 9\8 (grazioso - изящно)и непредсказуемых и шутливых скачков. Авторское указание «leggiero», то есть способ удара по клавишам, занимающий среднее место между Legato и Staccato - удар без нажима:


Цирковой образ продолжает неожиданное появление клоуна: как порывы ветра звучат пассажи шестнадцатых, сродни полету шмеля. Тема клоуна скоротечна - всего два предложения, как и его шутки и пантомимы:


Эпизод циркового выступления, так же как и эпизод духового оркестра имеет трехчастное строение, где главная фигура (клоун и оркестр) обрамляется вступительными построениями (наигрыш гармошки и соло трубы). Нужно заметить, что трехчастная структура эпизодов была характерна и для контрастных образов «Картинок с выставки», в чем видится еще одно связующее звено циклов Мусоргского и Журбина, который использует этот принцип на протяжении всего произведения.

Шутливый образ клоуна сменяет Мазурка (на этот раз без напоминания темы прогулки). Основная ее тема, несмотря на примечание автора Tempo di Mazurka больше напоминает вальсовое кружение: классический вальсовый аккомпанемент в соль миноре и мелодия, невероятно красивая и изящная.


Этот танцевальный и в то же время меланхоличный образ находит много общего с классическими мазурками Ф. Шопена:

.В ладовой организации. Музыка мазурок часто отличается ладовой переменностью, использованием старинных диатонических ладов, обилием плагальных оборотов.

.В прихотливости, изменчивости ритма. Шопен воспроизводит характерные ритмические особенности польских народных танцев - типичный для «Мазура» пунктир на сильной доле, «притоптывающий» эффект на второй доле или характерный для «Оберека» акцент на третьей доле четных тактов, постоянные нарушения ритмической периодичности, самые разнообразные синкопы.

.В импровизационной открытости форм.

.В некоторых деталях фактуры, например, в имитации приемов деревенского музицирования. Так, всевозможные органные пункты воспроизводят звучание волынки или контрабаса, а мелизмы на триольных оборотах подражают игре на польском народном инструменте - «фуярке». Очень часто в фактуре мазурок ощущается связь с танцевальными движениями - с кружением пар, притоптыванием.

Все это мы можем найти и в теме мазурки Журбина: переменность лада, изменчивость фактуры, простота и лаконичность. Но наиболее яркий образ возникает при появлении узнаваемого пунктирного ритма на сильной доле с активной поддержкой баса. Это образ польского народного танца - «Мазура»:


После завершающего каданса танцевального эпизода в развитие неожиданно вклинивается тема духового оркестра, звучащая в своем первоначальном виде, а затем появляется несколько видоизмененная тема прогулки. В этом смысле, композитор обманывает ожидания слушателя и «ломает» трехчастную структуру своих музыкальных эпизодов. В образном плане можно предположить, что польская и духовая площадки находились рядом, поэтому музыкальные впечатления автора также неразрывны. Этому свидетельствует некое смешение музыкального материала: темы прогулки, вальсового аккомпанемента и появление новой мелодии песенного характера:


Однако, по сравнению с предыдущими образами, этот эпизод не столь яркий, хотя он продолжает активное устремленное движение вперед, и тем заметнее контрастный образ и тема Вальса. По примечанию автора: «ironico» - шутливо, насмешливо, становится понятным образ вальса. Здесь композитор создает картину праздника на открытом воздухе с чередой танцевальных эпизодов, которые звучат (и происходят) одновременно.

Классичной, в чем то даже строгой, мелодии вальса аккомпанирует «неумелый» любительский оркестр, где на сильной доле, у нестроящих между собой большого барабана и тубы возникает кластер, а попросту фальшь. Сама благородная мелодия иронизируется с помощью форшлагов и глиссандо.


Постоянные смены размеров (6\8, 5\8, 7\8, 2\4) свидетельствуют об единовременности и забавности происходящего.


Сферу танцевальных эпизодов продолжает калейдоскоп народных песен, интонации которых угадываются в стремительном движении сквозной формы сонаты Журбина. Одной из первых в нижнем голосе звучит «Плыла, качалась лодочка», известная по кинофильму «Верные друзья». Эта песню в кинофильме исполняют три верных друга, некогда поклявшихся друг другу осуществить свою мечту - путешествие на плоту по большой реке. Мелодия подлинной песни проста и неприхотлива, Журбин же использует самый запоминающийся мелодический оборот, который несмотря на неклассическое звучание аккомпанемента легко улавливается слухом:


Таким же образом композитор поступает и с еще одной песней: «Что стоишь, качаясь…» на слова И. Сурикова:

 

Примечательно появление в калейдоскопе песенных тем эпизода Presto, где ярко заявляет о себе Тема тарантеллы. Тарантелла обычно представляла собой импровизированное исполнение. Для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, действие на слушателей и танцующих.

Все это воплотил в эпизоде своей сонаты и Журбин, причем образ испанского народного танца, традиционно исполняемого под аккомпанемент гитары, тамбурина и кастаньет составляет яркий контраст всему предыдущему тематизму:


Возникает вопрос: почему образ испанского народного танца возник в череде русских народных образов?

Дело в том, что во время детства и юности Александра Журбина, то есть в послевоенный период в России был чрезвычайно актуален интерес к Испании, как политический, так и художественный. После войны музыка Испании звучала все чаще и чаще звучала в Советском Союзе.

Продолжает калейдоскоп народных интонаций, которые Журбин внедрил в ткань своей сонаты русская народная песня «Коробушка» («Коробейники»).

Как известно, имеется несколько её вариантов, все являющимися переложением начала поэмы Николая Некрасова <#"783515.files/image023.gif">

Также узнаваемой оказывается русская народная песня <#"783515.files/image024.gif">


После масштабного блока танцевальных образов и народных мелодий вновь возвращаются некоторые темы сонаты: Тарантелла, тема Прогулки, мелодический эпизод соло трубы. Череду контрастных образов и эпизодов сонаты №3 композитор завершает плясовой темой, имеющей народно-танцевальные корни. Залихватская мелодия находит много общего с музыкальным фольклором восточной Европы, в частности Украины (Одессы):

Завершается соната умиротворяющими воспоминаниями, в которых мелькнет то мелодия трубы - неясно и издалека, то прогулка, некогда бывшая столь яркой и увлекательной:


Звучность постепенно растворяется, движение меха приостанавливается. Слышен только стук клавиш, как эхо исчезающего в памяти, некогда такого живописного и красочного, времени. Времени, проведенного в Нескучном саду.

Заключение

 

Соната №3 «Прогулка по Нескучному саду» Александра Журбина - это знаковое явление в инструментальной музыке конца XX века. Жанр сонаты композитор воплотил по-своему - в современном духе. Главные составляющие элементы сонаты сохранены: это и контрастное сопоставление образов, их развитие и, в чем то, противопоставление. Чередование быстрых и медленных темпов также сохраняются композитором.

В трактовке жанра сонаты Журбин меняет только 2 элемента: количество частей и образный (тематический) конфликт. Да, соната «Прогулка по Нескучному саду» представляет собой сквозную композицию, где нет четко отграниченной I части, где происходит экспозиция, разработка и реприза основных тем; нет лирической медленной II или танцевальной III части, и нет объединяющего мощного финала. В «Прогулке по Нескучному саду» нет конфликтного противопоставления тем, нет скрупулезного вычленение и развитие мельчайших интонаций. Однако не в этом был творческий замысел композитора.

Александр Журбин, как было отмечено ранее получил блестящее классическое музыкальное образование, однако большую часть своей жизни и творческого потенциала отдал эстрадной музыке (во всех ее проявлениях). Его эстрадные композиции, будь то песни, музыка к фильмам или инструментальные произведения обладают завидной стройностью, логикой художественной мысли и классичностью форм. В свою очередь, в академические жанры Журбин привносит «свежие идеи», обновленные образы и темы.

«Прогулка по Нескучному саду» - это музыкальная поэма, это калейдоскоп воспоминаний, внутренних впечатлений, рожденных одним из самых живописных уголков Москвы «Нескучным садом». Композитор бережно хранит эти воспоминания, поэтому образы его сонаты такие воздушные, невесомые. Именно поэтому Журбин не делит свое произведение на части, не отграничивает разделы своей композиции, не сталкивает образы и темы. Для него - это единый образ, одно из самых личностных воспоминаний, возможно о своей юности, молодости, о столице нашей Родины.

В свою очередь, музыкальный язык сонаты Журбина очень современен - он в полной мере отразил новые веяния музыкального искусства последней трети XX века. Ценность этого произведения в том, что композитор показал как, в гармонии и взаимодействии, могут сосуществовать образы итальянской, русской, западноевропейской музыки; музыки народной и академической.

Александр Журбин творит и по сей день. Живя и работая в Нью-Йорке, композитор продолжает обращаться к народным истокам: к музыке своей страны, к музыке прошлого. Для нас, нынешних музыкантов - главной задачей является не придать забвению многовековую историю музыки и в каждом произведении видеть мельчайшие связи эпох, стилей, жанров, образов и тем. Видеть их не в различии, а в единстве.

Список литературы

1.Интернет-ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/Журбин_Александр_Борисович

.Моя музыкальная жизнь. - М.: Зебра Е, АСТ, 2011.

.Орфей, Эвридика и я. - М.: Эксмо, 2006.

.Композитор, пишущий слова - М.: Композитор, 2005.

.Александрzhurbin. Comпозитор - М.: издательство «Хроникер», 2002.

.Бычков В История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки- М.: Композитор, 2003.

.Имханицкий М История баянного и аккордеонного искусства М.: издательство РАМ им Гнесиных, 2006.

Похожие работы на - Особенности сонаты №3 Александра Журбина 'Прогулка по Нескучному саду'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!